Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕЗВЕННОЙ РАБОТЫ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
НА ПРОМШЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ Г.А.Шичко
Общество несет огромные потери из-за употребления спиртного тружениками заводов, причем нередко в. рабочее время. В последние годы открывают на предприятиях наркологические пункты и даже стационары, однако заметное отрезвление рабочих пока не наблюдается. В настоящее время, в. связи с разработкой концепции психологической запрограммированности, заметно расширились возможности организации на предприятиях эффективной трезвенной деятельности. Суть концепции. Под влиянием внешних воздействий (слова и дела родственников, друзей и знакомых, чтение художественных произведений, просмотр кинофильмов и т.п.) в мозгу людей формируются определённые программы поведения, которые в дальнейшем претворяются в жизнь. Например, верующие родители вбивают в головы детей нелепые измышления о сверхъестественном, религиозно программируют их. Религиозная запрограммированность, как и иная отрицательная, настолько искажает сознание, что все противоречащее ей человек или не воспринимает, или злобно отбрасывает, или фальсифицирует. Психологическую запрограммированность образуют настроенность или установка на совершение каких-то действий и соответствующее убеждение. Настроенность – решение совершать данное действие, а убеждение – уверенность в его правомерности, оправданности и даже необходимости. Никакими карами, никакими препаратами нельзя убить убеждение, на него можно влиять только идеологическими и психологическими методами. Важно отметить, что отрицательные по социальному значению, лживые по содержанию идеологические и психологические влияния причиняют огромный вред людям, делая их религиозно, питейно, воровски и т.д. запрограммированными. Именно питейная запрограммированность принуждает человека, вопреки инстинкту самосохранения и здравому смыслу, принимать явную отраву и нередко расплачиваться за это тошнотой, рвотой, головной болью, а иногда потерей сознания. Истинная причина любого употребления спиртного – питейная запрограммированность; второй причиной пьянства является умеренное питьё, а алкоголизма – пьянство. Концепция психологической запрограммированности позволяет на научной основе проводить профилактику алкоголепотребления и дезалкоголизмию. Мне, например, удается с помощью правдивых и убеждающих слов прерывать запой, делать трезвенниками «культурно» пьющих, пьяниц и алкоголиков. Самостоятельно и в содружестве с единомышленниками я с 1974 года веду противоалкогольную работу на предприятиях Ленинграда. Мы решительно отбросили ПРОАЛКОГОЛЬНУЮ поповскую стратегию оправдания т.н. умеренного питья и бичевания пьянства, и взяли на вооружение ленинскую стратегию борьбы со всяким алкоголепитием. Мы считаем естественной, гуманной и достижимой целью противоалкогольной работы – воспитание сознательных трезвенников, к каковым относятся люди, усвоившие основные НАУЧНЫЕ сведения по алкогольной проблеме и СОЗНАТЕЛЬНО принявшие трезвость. Согласно нашей классификации, трезвенниками является люди, не употребляющие спиртное и в то же время лишенные питейной запрограммированности. Непьющие, но питейно запрограммированные – воздержанники. Цели трезвенной работы на предприятии: 1 – отрезвление членов комиссий по борьбе с пьянством, а по мере возможностей и руководителей, 2 – всеобщая трезвость в рабочее время и в стенах завода, 3 – отрезвление алкоголиков, 4 – перевоспитание всех заводчан в сознательных трезвенников. Для достижения перечисленных целей можно рекомендовать следующие методы. Цель 1. Методы – лекционный и проверочный. Читается цикл лекции, после чего проводится зачет. К противоалкогольной деятельности допускаются только сознательные трезвенники. Цель 2. Методы: административный, лекционный и убеждения. Дирекция, профком, партком и комитет ВЛКСМ обращаются к заводчанам с хорошо аргументированной просьбой полностью отказаться от употребления спиртного и с решительным требованием прекратить это занятие в рабочее время и в стенах предприятия. В дальнейшем в случае необходимости издается специальный приказ, проводятся собрания, развертывается агитация и пропаганда, в том числе печатная. Используется наш метод убеждения коллективом: слушателям читается короткая и убеждающая лекция, выступают специально подготовившиеся бывшие алкоголики, бывшие любители пить нерабочее время и др. Методы группового и индивидуального убеждения применяются к заводчанам, распоряжающимися спиртом и к злостным потребителям алкоголя в рабочее время. Цель 3. Методы: 1) самоизбавления от алкоголизма, 2) гортоновическая коллективная дезалкоголизмия, 3) административная, 4) товарищеская /работа в клубе/, 5) гортоновическая индивидуальная дезалкоголизмия и 6) наркологические.методы. Можно надеяться, что в следующем году появится новый метод – аппаратурный, который позволит людям самостоятельно избавляться от случайного питья, пьянства и алкоголизма. Гортоновика – научное направление, разрабатываемое мной, и занимающееся поиском эффективных методов благотворного речевого воздействия на человека с лечебной, воспитательной, учебной и др. целями. Гортоновика особое значение придает учету индивидуальных особенностей людей. Это воплощено и в гортоновические методы дезалкоголизмии. Алкоголик берет в наркологическом пункте предприятия или в другом лечебном месте описание метода само избавления от алкоголизма, изучает и использует его. В случае неудачи посещает специальные коллективные занятия, если пьянство не прекратится, алкоголиком занимается особо подготовленный представитель администрации, член парткома, комиссии по борьбе с пьянством или иной активист. Неудачника последовательно направляют в противоалкогольный клуб, к специалисту, владеющему гортоновическим методом, а затем к наркологу. Все первые пять методов – доврачебные, использование их не есть лечение. При правильном и настойчивом применении не врачебных методов дезалкоголизмии очень немногим алкоголикам потребуется лечение. Эффективность работы заводских наркологов резко поднимется, они станут существенной производительной силой предприятия. Цель 4. Методы: лекции, устная и печатная агитация и пропаганда, убеждение, внушение, проверка. Методы применяются в комплексе, причем с таким расчетом, чтобы сделать заводчан сознательными трезвенниками. Важно дифференцированно проводить трезвенную работу, учитывать групповые особенности людей. Можно выделить следующие группы: I – непьющие, II – случайно пькщие, III – пьяницы, IV – алкоголики. Основную массу непьющих составляют воздержанники и естественные трезвенники, их надлежит сделать сознательными трезвенниками. Целесообразно III и IV группы разделить на три подгруппы по признаку сосредотачиваемости. Хорошо сосредотачиваемые отличаются гипнабельностью и внушаемостью, поэтому для повышения эффективности воздействий можно применять соответствующие методы. Желательно производить гипнотизацию с помощью простых и физиологичных методик, предложенных мною. Для контроля за результатами проводимой работы можно использовать нашу методику социологического обследования, позволяющую в несколько минут получить много сведений. В 1974 г. с помощью этой методики наша Противоалкогольная дружина установила факт заметного положительного изменения взглядов людей под влиянием противоалкогольного диспута. Недавно наш Совет по борьбе с пьянством при редакции газеты «Ленинградский рабочий» посредством той же методики показал высокую эффективность метода убеждения коллективом. Вот некоторые высказывания рабочих одного «пьянствующего» цеха до и после проведения нашего мероприятия: решили полностью отказаться от спиртного – 4 и 19 человек, вступить в будущий клуб трезвости – 8 и 19; голосовали за обучение людей культуре питья – 60 и 34, за воспитание их трезвенниками – 18 и 38. Воспитание людей сознательными трезвенниками – гуманное, истинно патриотическое и социально очень ценное занятие.
26 июня 1981 г. /Г.А.Шичко/ 194156, Ленинград, Б-156, пр. Энгельса, 28, кв. 159.
Мой опыт отрезвления алкоголепийц*. Р.Н.Ильина
Наша Противоалкогольная секция считает основной причиной употребления алкогольных напитков людьми – их питейную запрограммированность. Жизнь на каждом шагу демонстрирует правильность такой позиции. Я хочу проиллюстрировать это фактами из своей жизни. Родилась я в крестьянской семье, мать неграмотна, отец имеет трехклассное образование. Нас три сестры и три брата. Родители употребляли алкоголь только в особо торжественных случаях и немного, пьяными видеть их не приходилось. Умеренное употребление спиртного они не осуждали, относились к нему как к обычному, нормальному занятию. Мы переняли отнесение родителей к алкоголю. Все учились в Ленинграде, жили в общежитиях, однако ни трудности, ни напряжение, ни радости не заставляли нас прибегать к алкоголю. Нам не приходила в голову мысль брать бутылку вина для веселья. Позже, когда начали самостоятельную трудовую жизнь, умеренно употребляли спиртное... Я с мужем бывала в компаниях, к нам приходили гости, мы «пили как все». Спиртное мне никогда не нравилось, противен был его вкус, неприятным было состояние опьянения. Со временем я по этой причине стала отказываться от алкоголя. Я не любила пьяниц, но терпимо относилась к умеренным алкоголепийцам. Дочь с зятем употребляли алкоголь, но не увлекались им. Это меня устраивало. Даже подросток сын, как позже выяснялось, познал вкус спиртного. В то время меня пугали только пьянство и алкоголизм. Я была тогда как бы нейтральней трезвенницей. У меня началась новая жизнь со времени вступления в секцию. Вступила я в неё четыре года назад. В секции я приобрела новые достоверные знания. Прежде читала противоалкогольные печатные материалы, но во многих из них оправдывалось умеренное употребление спиртного, пропагандировалась идея культурного питья, трезвенники обзывались ханжами, осуждался «сухой закон» и т.п. Влияние подобных статей и брошюр было слабым. Я продолжала жить, как бы с закрытыми глазами. В секции получила настоящее противоалкогольное просвещение, прояснилось мое сознание и я увидела многое, на что прежде не обращала внимания. Открылся мир настоящей трезвой жизни. У меня быстро и незаметно выработалось противопитейное убеждение, в связи с чем, я из нейтральной трезвенницы превратилась в убежденную, воинствующую, ненавидящую всякое употребление спиртного. У меня появилась потребность просвещать других людей с тем, чтобы и они познали радость к счастье трезвости. Где бы я не находилась, использовала всякий удобный случай для противоалкогольной агитации. Особое внимание обратила на своих родственников, в первую очередь на собственную семью. Серьёзно занялась замужней дочерью и подростком сыном. Беседовала с ними, доказывала, убеждала. Они стали убежденными трезвенниками и отрицательно относятся ко всякому алкоголепитию. Мы обычно выходные проводим в деревне, где встречаемся с семьями родственников. Я считала, что общение моей семьи с умеренно пьющими родственниками может отрицательно повлиять на неё, поэтому особенно настойчивую работу повела за отрезвление нашего рода. Кроме того, мне очень хотелось сделать счастливее своих близких. Встретила сильное сопротивление, меня не хотели слушать, иногда ссорились. Даже с родителями как-то поругалась из-за того, что они требовали, чтобы я прекратила противоалкогольную агитацию с их детьми и внуками. Я была убеждена, что несу добро своим близким, поэтому продолжала агитацию за трезвость. Мне удаюсь сделать трезвенниками более 10 своих родственников, кроме того, совместно с мужем помогла избавиться от алкоголизма его брату. Предприняла попытку отрезвить зятя – офицера. Он сначала не хотел меня слушать, причем сердито и твердо сказал: «Не бывать тому, чтобы праздники я проводил без спиртных напитков»... Теперь отлично проводит и на других благотворно влияет. Став секционеркой, начала проводить противопитейное просвещение сотрудников (работаю в НИИ). Их десятки, я одна. Меня вышучивали, посмеивались надо мной, спорили. Я рассказывала о слышанном и виденном на собраниях секции, давала читать интересные брошюры и статьи, в том числе секционеров. Недавно переходила из рук в руки рукопись брошюры. Г.А.Шичко «Женщины и трезвость». На многих она сильно повлияла. Поведение моих сослуживцев заметно изменилось, они постепенно избавляются от питейной запрограммированности. Наша секция вырабатывает у алкоголепийц трезвеннические убеждения. С появлением их люди обретают новую жизнь и становятся добровольными пропагандистами трезвости. Например, мой муж при случае проводит в своем объединении противоалкогольную работу с подчиненными и пьянство снизилось. Сам факт его отказа от выпивок отрезвляюще подействовал на некоторых сотрудников. Под влиянием этого факта один алкоголик изредка стал приходить в клуб самообладания. И вот итог – второй год не употребляет спиртное. Моя работа в секции не только помогла мне сделать родственников трезвенниками, но и содействовав моему выздоровлению. Раньше часто и подолгу болела. Теперь чувствую себя хорошо, стала спокойнее, научилась в какой-то мере управлять собой. Большим источником радости стало сознание того, что являюсь убежденной трезвенницей, что в нашем роду, можно сказать, выполнено требование партийно-правительственного постановления от 22 сентября 1977 г. об искоренении привычки употребления спиртных напитков. Приятно помогать людям уходить от опасности и указывать им путь, на котором они могут обрести настоящее счастье. Выходит, что активной и настойчивой трезвеннической работой я принесла большую пользу и другим и себе. Мне кажется, что первым основным условием счастья в нашей жизни является трезвость. Распространять её, значит содействовать счастью людей.
8.06.78. Подпись
*Доклад написан, для научной конференции «Противоалкогольные движения в России и в СССР», посвященной 120-леткю начала трезвенного движения в России, 50-летию – в СССР и 50-летию выхода в свет первого номера журнала «Трезвость и культура». Конференцию подготовила Противоалкогольная секция штаба ДНД Петроградского района, она была проведена на заводе и в школе.
ПОЧЕМУ Я БРОСИЛ КУРИТЬ Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы