Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В зависимости от их отношения к алкогольным напиткам



 

Роль классификации трудно переоценить, от ее объективности зависит успех противоалкогольной работы. Наше сегодняшнее бессилие в деле радикального решения алкогольной проблемы частично объясняется использованием неудачных классификаций. Предложено их очень много, причем распространенными критериями деления людей на группы являются частота употребления спиртных напитков и их дозы. Существуют значительные различия в проведении разграничительных линий между группами, что можно объяснить разным отношением самих авторов классификации к «зелью». Например, весьма неравнодушный к нему врач-психиатр Г.Блинов считает нормой для здорового взрослого человека 100-150 г водки, либо 200-300 г крепкого вина, либо 300-400 г сухого вина. Эти цифры автор вывел «эмпирически из своих житейских наблюдений», он уверяет, что воздержание от превышения их позволит сохранить «свежесть» и приятную достаточную «остроту» опьянения в течение длительного времени». Трезвенник, доктор медицинских наук психиатр-нарколог Г.М.Энтин к умеренному питью относит употребление только сухих виноградных вин или пива не чаще раза в месяц без вызывания опьянения; годовая норма – до 0, 5 л абсолютного алкоголя. Превышение этой дозы автор считает пьянством.

Имеются классификации, разработанные на основе оригинальных критериев. Например, А.В.Мольков использовал принцип классовости, он выделил следующие «формы потребления» спиртного: 1) пролетарскую, 2) крестьянскую, 3) буржуазную, 4) деклассированную и 5) детскую.

Самая старая и все еще распространенная классификация разделила людей на три группы: трезвенников, умеренно пьющих и пьяниц или злоупотребляющих спиртным. Например, в самой новой книге по алкогольной проблеме «Как предупредить алкоголизм» ее автор В.А.Рязанцев пишет: «В зависимости от того, как люди относятся к спиртным напиткам, их можно разделить на 3 группы: непьющие, пьющие эпизодически, то есть умеренно, и злоупотребляющие алкоголем». Имеется много более сложных классификаций. Рассмотрим три.

Ю.П.Лисицын и Н.Я.Копыт разделили людей на три группы, а последнюю из них на три подгруппы:

1. Потребляющие алкогольные напитки редко и непьющие.

2. Потребляющие алкогольные напитки умеренно (не чаще раза в неделю до 200 г крепких напитков или до 400-500 г вина).

3. Злоупотребляющие алкоголем:

а) без признаков алкоголизма (пьяницы),

б) с начальными признаками алкоголизма и

в) с выраженными признаками алкоголизма.

И.А.Сытинский предложил такое же деление людей.

Нельзя согласиться с отнесением к одной группе пьяниц и алкоголиков, тем более – непьющих и редко потребляющих спиртное, однако речь идет об этом ниже.

Недавно произошло крупное событие – впервые издано «Учебное пособие по наркологии» для учащихся медицинских училищ, написанное Э.А.Бабаяном и М.Х.Гонопольским. В этом учебном пособии предложена более совершенная классификация, население разделено на пять групп:

1. Не употребляющие спиртное.

2. Экспериментаторы, употребляющие спиртное с целью дегустации, для определения эффекта воздействия и т.п.

3. Потребители, принимают спиртное эпизодически, регулярно или по определенной схеме.

4. Лица, злоупотребляющие спиртными напитками.

5. Хронические алкоголики.

В сборнике ВОЗ (1978) опубликована статья Р.Рума, в которой для анализа пьянства предложено такое подразделение населения:

«А. Воздерживающиеся и пьющие очень редко.

Б. Пьющие редко и минимально – реже 1 раза в неделю и не более 5 рюмок (порций) одномоментно.

В. Пьющие редко и максимально – реже 1 раза в неделю и больше 5 рюмок (порций) по меньшей мере эпизодически.

Г. Пьющие часто и минимально – по меньшей мере 1 раз в неделю и не больше 5 рюмок (порций) одномоментно.

Д. Пьющие часто и максимально – по меньшей мере 1 раз в неделю и больше 5 рюмок (порций) по крайней мере эпизодически».

Концепция питейной запрограммированности открыла возможность для разработки научной классификации людей. Ее первый вариант появился пять лет назад, а окончательный, представленный в виде таблицы 7.6, – только в отчетный период. Причина?

 

Таблица 7.6

Классификация людей

в зависимости от их отношения к алкогольный напиткам

 

Общая классификация

 

Питейная запрограммированность Отношение к спиртным напиткам
Не употребляются Употребляются
Отсутствует Трезвенники Принужденники
Имеется воздержанники алкоголепийцы

 

Классификация трезвенников

 

Трезвенная Запрограммированность Научные противоалкогольные знания
Отсутствуют Имеются
Отсутствует Естественные трезвенники Сознательные трезвенники
Имеется Религиозные трезвенники Благоразумные трезвенники

 

Классификация алкоголепийц

 

Привычка к употреблению спиртных напитков Потребность в алкоголе
Отсутствует Имеется
Отсутствует Случайно пьющие (случайники) Этанолопаты
имеется пьяницы Алкоголики

 

Классификация воздержанников

 

Привычка к употреблению спиртных напитков Потребность в алкоголе
Отсутствует Имеется
Отсутствует Воздержанники – Случайники Воздержанники – Этанолопаты
имеется Воздержанники- пьяницы Воздержанники – алкоголики

 

Трудность подыскания подходящих терминов, найденные оставляют желать лучшего, однако пришлось смириться с ними, поскольку классификация нужна для повышения эффективности противоалкогольной работы. Она производит сильное впечатление на алкоголиков, содействует избавлению их от питейной запрограммированности.

Таблица 7.6 показывает, что основными критериями классификации являются: питейная запрограммированность – отсутствие ее и алкоголепитие – неупотребление спиртного. Человечество разделено на четыре группы: трезвенников, воздержанников, принужденников и пьющих (алкоголепийц). Трезвенники не только совершенно на употребляют спиртные напитки, но и не имеют питейной запрограммированности. Если питейно запрограммированный не пьет, он не трезвенник, а воздержанник. Таковыми являются 1) часть подростков, не имеющая возможности употреблять алкогольные напитки, 2) пьяницы, опасающиеся наказания, 3) алкоголики, прошедшие наркологическое лечение и др. Воздержанники отличаются неустойчивостью, многие со временем становятся потребителями спиртного.

Принужденники не имеют питейного убеждения и настройки на прием спиртного, иногда располагают некоторыми проалкогольными сведениями. Их принуждают принимать алкоголь, принудителей очень много: пьющая кормящая мать, родители, заставляющие детей пить вино «для укрепления здоровья», врачи, прописывающие его в качестве лекарства, кондитеры, прячущие алкоголь в конфеты и другие. Известны случаи, когда алкоголизированные конфеты приводили детей к алкоголизму.

Алкоголепийцы характеризуются двумя признаками – употреблением спиртного и питейной запрограммированностью. Многие мало пьющие причисляют себя к трезвенникам, например, жены моих пациентов, однако после ознакомления с классификацией меняют свое мнение. К пьющим следует относить даже таких людей, которые выпивают раз в год и лишь бокал шампанского. Их можно назвать почти непьющими или микроскопически мало пьющими, но только не трезвенниками. Трезвенники ни в каких дозах алкоголь не принимают в качестве напитка, но не лекарства.

Самая ценная, трудоспособная и дисциплинированная часть населения – трезвенники, однако у нас они пока не в почете: их оскорбляют, на них клевещут, к ним относятся недружелюбно, а иногда и подозрительно… Все это я познал на себе.

Алкоголепийцы – самая малоценная группа населения, на их долю приходится повышенная смертность и заболеваемость, они в одних случаях целиком, в других – частично повинны в разводах, в безотцовщине, в появлении дефективных детей, в нарушениях законов, в производственном браке, в хулиганстве, преступности и т.п. По данным председателя Ленинградского городского суда Н.Ермакова 73, 5 % осужденных за умышленное убийство, были в пьяном виде, как и 97 % осужденных за нанесение тяжких телесных повреждений и 92 % – за злостное хулиганство. Пьющие основательно искажают жизнь страны, в том числе ее идеологию и экономику, из-за них не на пользу, а во вред обществу используется: большая армия тружеников (виноделы и др.), огромные земельные массивы и производственные площади, масса транспортных средств... Примечательно, что пьющие, причиняя гигантский вред обществу, сами ничего хорошего не получают, они многосторонне уродуют сознание, тело, жизнь. «И что удивительнее всего, – правильно заметил Л.Н.Толстой, – это – то, что люди гибнут от пьянства и губят других, сами не зная, зачем они это делают. В самом деле, если каждый спросит себя, для чего люди пьют, он никак не найдет никакого ответа.

Сказать, что вино вкусно, нельзя, потому что каждый знает, что вино и пиво, если они не подслащены, кажутся неприятными для тех, кто их пьет первый раз. К вину приучаются, как к другому яду – табаку, понемногу, и нравится вино только после того, как человек, привыкнет к тому опьянению, которое оно производит».

Трезвенники, пьющие и воздержанники разделены на четыре подгруппы; принужденников сравнительно мало, поэтому они особо не рассматриваются.

В зависимости от трезвенной запрограммированности и научных знаний по алкогольной проблеме трезвенники разделены на естественных, сознательных, религиозных и благоразумных. Люди появляются на свет естественными трезвенниками и остаются ими до тех пор, пока не обретут ложные или достоверные сведения по алкогольной проблеме или пока не познакомятся со спиртными напитками. Человечество было естественным трезвенником весь период своего существования, кроме последних примерно десяти тысяч лет, в недалеком будущем оно навсегда сознательно откажется от спиртных напитков. Естественные –трезвенники ничего или почти ничего не знают по алкогольной проблеме и не интересуются хмельными напитками, если их не обманывать, не уродовать сознание проалкогольной ложью, они никогда не станут пьющими. Мы, советские люди, ничего или почти ничего не знаем о героине, морфии и других наркотиках, потому что средства массовой информации и наша микросоциальная среда не распространяют пронаркотические сведения, не пропагандируют культурное и умеренное потребление их, не показывают дурной пример. В связи с этим мы рождаемся естественными ненаркоманами и остаемся ими на всю жизнь. Важное значение имеет и недоступность наркотиков для употребления не по врачебному назначению.

Сознательные трезвенники – люди, избравшие трезвость сознательно, на основе достаточного запаса научных знаний по алкогольной проблеме. Это единственная подгруппа, которая действительно пользуется свободой выбора между алкоголепитием и трезвостью. Чтобы превратиться в сознательного трезвенника, совсем не обязательно знать технологию производства алкоголя, его влияние на биохимию и гистологию организма, необходимо усвоить основные общие сведения по проблеме, в том числе рассматриваемую классификацию. Сознательные трезвенники – особо ценная часть населения, которую невозможно приобщить к спиртному, их отличает принципиальность, благожелательное, сочувственное отношение к пьющий; алкоголиков они считают не отбросами общества, а жертвами пьющих, стараются в меру возможностей помогать им. Сознательные трезвенники добровольно пропагандируют трезвость, поскольку твердо знают, что поглощение отравы – противоестественное, дикое и многосторонне вредное занятие, уродующее человека и его жизнь. Один пример.

Б.В., мужчина 41-го года, сознательный трезвенник (5 лет) из алкоголиков, в пору пьянства был неприятен в общении, теперь резко переменился: внимателен, тактичен, интеллигентен, хороший товарищ, заботливый и любящий муж, передовой гражданин, добровольно проводит противоалкогольную работу, член Общественного совета по борьбе с пьянством при редакции «Ленинградский рабочий». Как-то в одной мало знакомой компании его уговаривали выпить, Б.В. твердо заявил: «Скорее приму смерть, чем выпью». Это близко к правде. Его жена Л.Р., также член нашего Совета, в прошлом выпивала и курила, наша бывшая Противоалкогольная народная дружина сделала ее сознательной трезвенницей, помогла ей и мужу освободиться от курения. Супруги проводят самоотверженную работу по оказанию помощи пьющим и курящим – они своими силами избавили от алкоголизма женщину, которую за пьянство уволили, сняли с прописки и собирались лишить материнства, Л.Р. к Б.В. на длительное время приютили алкоголичку с сыном, одели их, а затем, когда убедились в том, что она может самостоятельно жить, наняли ей комнату, устроили на работу и еще длительное время опекали. В настоящее время бывшая алкоголичка успешно трудится (повысила разряд), сама пропагандирует трезвость, воспитывает детей. Благодеяние обошлось супругам примерно в 500 руб., часть суммы заняли. Это не было случайной вспышкой высокой гражданской сознательности. Несколько месяцев назад они начали опекать более тяжелого алкоголика, побывавшего в ЛТП и за хулиганство в пьяном виде, оказавшегося под угрозой осуждения. Супруги уговорили случайного московского знакомого А.П. приехать к ним, в течение месяца содержали его и проводили с ним противоалкогольную работу. В то же время по их горячей просьбе я провел с ним 10 сеансов дезалкоголизмии, попутно избавил от курения. Л.Р. и Б.В. купили подопечному билет до Москвы, дали денег на жизнь и посадили в поезд. В настоящее время А.П. чувствует себя отлично, его взгляды и убеждения резко изменились, сам проводит противоалкогольную и противокурительную пропаганду, систематически присылает мне дневниковые записи. Теперь Л.Р. и Б.В. прилагают большие усилия, чтобы спасти А.П. от возможного тяжелого наказания за пьяное прошлое. Вместе с этим они взялись опекать еще двух алкоголиков. Таковы передовые представители сознательных трезвенников.

Религиозные трезвенники не имеют научных знаний по алкогольной проблеме, вместо них они обладают мистическими. Не пьют в силу религиозной трезвенной запрограммированности. Она производится просто: верующего, обычно несовершеннолетнего, убеждают, что употребление спиртных напитков греховное занятие, за которое бог отправит в ад на вечные времена. 26 октября 1974 г. в Каире наша гид Омайма говорила мне: «По мусульманской религии совсем нельзя пить водку, советское шампанское или вино, можно пить чай или кофе. Вы знаете почему нельзя пить? Когда человек пьет вино или водку у него голова округ крутится, потом он не знает, что будет делать. Он может сделать ошибку или что-нибудь плохое. Если человек не пьет, у него голова не кружится, он всегда ведет себя хорошо... Мы считаем, что, если человек пьет алкогольные напитки или спирт, он не настоящий мусульманин, и попадет в ад, а не в рай. Конечно, каждый человек старается попасть в рай после смерти, а не в ад, поэтому мы и не пьем спиртные напитки».

Религиозное трезвенное программирование недопустимо по следующим причинам: 1) положительный эффект может быть только после предварительного превращения человека в поклонника бога, 2) воспитание веры в сверхъестественное, как и веры в фантастические свойства алкоголя, деформирует сознание и 3) с утратой религиозности или с переходом в веру, дозволяющую алкоголепитие, запрограммированность автоматически утрачивает силу. Религиозная трезвость – наихудшая разновидность трезвости.

Благоразумные трезвенники являются трезвенно запрограммированными на основе немногих достоверных сведений. Программирование производится путем настройки на трезвость и выработки трезвенного убеждения. Иногда берут обязательство, клятву или обет никогда спиртное не пить. Хорошие результаты получаются при работе с детьми. Герой гражданской и Великой Отечественной войны генерал армии А.В.Горбатов, будучи подростком, подвергся элементарному трезвенному программированию. Знакомый студент после нескольких случайных противоалкогольных фраз, брошенных в разные дни, попросил Саньку дать твердое слово, что никогда не начнет пить спиртное, курить и ругаться. Подросток искренне сказал: «Клянусь, что никогда, никогда не буду пить, не буду ругаться и курить! » Генерал далее писал: «Эта мальчишеская клятва сыграла большую роль в моей дальнейшей жизни. Сколько встречалось людей, насмехавшихся над моим воздержанием от водки и табака! Называли меня и больным и старообрядцем – насмешки не действовали. Встречалось и начальство, которое приказывало пить, но я и тут оставался твердым. Больше того, сколько ни было тяжелых переживаний в моей жизни – никогда мне не приходило желание забыться в водке».

В зависимости от привычки к употреблению спиртного и от потребности в нем пьющие делятся на следующие подгруппы: случайники, этанолопаты, пьяницы и алкоголики.

Случайно пьющие – питейно запрограммированные люди, нерегулярно и понемногу употребляющие спиртное. Они еще не имеют ни привычки, ни потребности. К ним относятся, например, молодые люди, не имеющие собственного дохода, поэтому довольствующиеся случайными угощениями. Пьянство и алкоголизм развиваются из случайного употребления спиртного.

Этанолопаты – питейно запрограммированные люди, обладающие потребностью в спиртном, но еще не имеющие привычки. Они жертвы матерей, которые пили в период беременности и родили их с «зародышевым алкогольным синдромом». У таких детей потребность в спиртном, не получая подкрепления, угасает, однако даже спустя многие годы может вспыхнуть после непродолжительного употребления спиртных напитков, а иногда – в результате первой выпивки. Не случайно некоторые авторы говорят о мгновенном алкоголизме. Очень важно выявлять школьников-этанолопатов и делать их сначала благоразумными трезвенниками, а потом – сознательными.

Пьяницы – люди, обладающие питейной запрограммированностью и питейной привычкой. Для них характерно регулярное употребление спиртных напитков по случаю праздников, важных семейных событий и т.д. В нашей стране установлено 8 постоянных нерабочих праздничных дней (1 января, 8 марта, 1, 2 и 9 мая, 7 октября, 7 и 8 ноября) и профессиональные праздники. Допустим, что рабочий отмечает 8 общих праздников, 2 профессиональных (свой и жены) и 2 дня рождения (также свой и жены), окажется 12 выпивок в год. Этого более чем достаточно для выработки питейной привычки. В действительности же многие пируют и по случаю таких событий: торжеств у родственников и у знакомых, встречи с друзьями, трудовые достижения, предстоящие праздники, отмечаемые с сослуживцами, уход в отпуск и т.п. Всего набирается около 30 «веселых» дней. Если же наш рабочий ознаменовывает получение денег, то это число превысит 50, а если выпивает и в выходные, то превысит полторы сотни. Такого рабочего немыслимо назвать умеренно пьющим, это яркий пьяница. Произведем более скромный подсчет. Выше отмечено, что Ю.П.Лисицын и Н.Я.Копыт считают верхней границей умеренного питья – еженедельное поглощение по 200 г водки или 500 г вина. Это значит, что умеренник может выпивать в год 52 раза, поглощая при этом (200 г водки х 52 =) 10, 4 кг водки или (500 г вина х 52 =) 26 кг вина. 10, 4 кг водки содержат 4, 16 кг абсолютного алкоголя, между тем в 1913 г. в нашей стране приходилось на душу населения значительно меньше – 3, 13 л. Г.М.Энтин, как отмечено выше, считает предельной годовой порцией умеренно пьющего 0, 5 л абсолютного алкоголя, значит, выпивающие 4 кг спирта, являются матерыми пьяницами. Если смотреть правде в глаза, то следует признать, что в нашей стране самая многочисленная подгруппа населения – пьяницы.

Алкоголики – более тяжелая подгруппа, причиняющая особенно большой вред обществу. Для нее характерны четыре признака: питейная запрограммированность, питейная привычка, потребность в алкоголе и его употребление. Алкоголиков принуждают принимать спиртное три психофизиологических фактора: питейная запрограммированность, привычка и потребность, причем более активную роль играет первый.

Многие, называющиеся умеренно или культурно пьющими, считают себя занимающими «золотую середину», поэтому недружелюбно относятся к трезвенникам и к алкоголикам, уверены, что управляют собой: «хотят пьют, хотят – нет». Заблуждение! Они не способны воздержаться в праздник, будучи в гостях и т.д. Умеренника заставляют принимать спиртное питейная запрограммированность и привычка, а алкоголика, кроме того, потребность. У первого она недоразвита, формируется.

Как показано на стр.96, Ю.П.Лисицын с Н.Я.Копыт, И.А.Сытинский и Р.Рум отнесли непьющих к редко пьющим, в отличие от них православное духовенство склонно умеренников считать трезвенниками. Например, в «Руководстве для сельских пастырей» за I860 г. написано: «И так трезвость исключает неумеренное употребление как водки, так и всяких других охмеляющих напитков; трезвость не допускает пьянства», (стр.307). Нике дается указание: «...пастырь церкви должен преследовать лишь пьянство...» (стр.308). Как отнесение трезвенников к редко пьющим, так и отнесение умеренников к трезвенникам – грубые ошибки. Между трезвенниками и случайниками большая разница, чем между последними и алкоголиками. Случайники, умеренники (пьяницы) и алкоголики – союзники, их объединяют питейная запрограммированность и поглощение отравляющих напитков, а умеренников и алкоголиков, кроме того, – питейная привычка. Трезвенники ничего общего не имеют с пьющими, они стоят на разных позициях, являются идейными противниками. Особенно велики различия между сознательными трезвенниками и алкоголиками.

Воздержанники разделены на четыре подгруппы по тем же признакам, что и пьющие. Особенности их зависят от того, кем они были в последний период употребления спиртных напитков. Названия даны им в соответствии с этим.

Рассмотренная классификация заметно расширяет возможности учета индивидуальных особенностей алкоголиков и оказания им эффективной помощи.

 

Дезалкоголизмия

 

Широко распространено представление об алкогольной проблеме, как об особо сложной, тупиковой, при этом нередко высказываются нелестные мнения о населении и молодежи. Стали шаблоном такие бездоказательные фразы: «Нельзя призывать молодежь к трезвости, не станет слушать», «Введение «сухого закона» вызовет массовое самогоноварение и отравления всякими суррогатами», «Алкоголиков вылечить невозможно». В действительности все не так. Наше содружество трезвенников неоднократно выступало перед молодежью и именно с призывами к трезвости, нас всегда внимательно слушали, нам удавалось в течение короткой встречи у некоторых слушателей изменить взгляды в сторону трезвости. Небольшая часть результатов нашей работы с молодежью представлена в таблице 8.7.

Таблица 8.7

 

Некоторые высказывания учащихся ПТУ-1 и техникума

до и после беседы на противоалкогольную тему

 

Учебное заведение Содержание высказываний Число положительных высказываний
До беседы После беседы
ПТУ-1     техникум Признаю употребление спиртных напитков: А) признаком бескультурья, Б) показателем неполноценности. Употребление спиртного изуродует мою жизнь. Спиртное совсем не буду пить.   Спиртное совсем не буду пить. Буду пить умеренно                        

 

Эти данные следует признать хорошими, если иметь в виду цель наших выступлений: вооружение учащихся наиболее важными сведениями по алкогольной и курительной проблемам, но при этом не убеждали согласиться быть трезвенниками. Нельзя умолчать о следующем. Когда мы, представители бывшей Противоалкогольной народной дружины, вечером прибыли во Всеволожский сельскохозяйственный техникум, руководители заявили о том, что учащиеся устали, поэтому нельзя задерживать их более 40 минут, иначе начнут демонстративно уходить. Мы запланировали наше мероприятие (убеждение коллективом) на 100 минут, коверкать его не хотелось, поэтому предложили такое решение: через 40 минут поставим вопрос На голосование. Голосовать не пришлось: учащиеся требовали продолжить встречу, говорили, что не устали и хотят прослушать всю программу. После завершения мероприятия большая группа ребят уговаривала нас пойти вместе с ними в общежитие и там продолжить разговор. Как эти факты, так и таблица 8.7 говорят о том, что наши «призывы к трезвости» оказали значительное влияние даже на уставших подростков.

С большим интересом взрослые слушают правдивые противоалкогольные лекции, подтверждающих фактов очень много, приведу два. Мне поручили прочесть две противоалкогольные лекции в пользу фонда мира на Мебельной фабрике. «Мужской цех» хорошо принял, а «женский» категорически отверг противоалкогольную тему. Я попросил послушать только пять минут, после чего обещал немедленно удалиться, если мнение большинства не изменится. Изменилось: все горячо просили продолжить выступление, после чего принесли извинения и уговаривали снова навестить их. Недавно согласился прочесть в Объединении «Магнитон» лекцию, а пришлось читать четыре. Я всегда пропагандирую трезвость и осуждаю поповскую идею умеренного питья. Обычно большой интерес вызывает освещение концепции питейной запрограммированности.

«Пророки», уверяющие, будто пропагандистов трезвости аудитория не будет слушать, клевещут на наш народ, на нашу молодежь. Клеветой является и утверждение, будто «сухой закон» вызовет массовое производство самогона, отравления всякими суррогатами, повышенную смертность и т.п. Запугивания печальными последствиями введения запрета на спиртные напитки не новы, к ним и к клевете на народ прибегали дореволюционные сивушные реакционеры.

Жизнь посмеялась над ними, сам министр финансов П.Л.Барк, который меньше всего был заинтересован в установлении трезвости, признал: «Ведь недавно еще приходилось слышать, что закрытие винных лавок вызовет чуть ли но народный бунт. И что же? Мы не встретили ничего, кроме радости и живого сочувствия по поводу этой меры».

Производство самогона – порождение свободной торговли спиртным, а не запрета её. В нашей стране самогоноварение существовало до введения «сухого закона» (1914), с введенной оно усилилось, поскольку с ним не велась серьезная борьба, не пропагандировалась надлежащим образом трезвость, сивушная реакция всячески старалась добиться отмены запрета. Наш «сухой закон» успешно выдержал испытание временем, после его отмены (1925) самогоноварение начало подниматься и к 1929 г. превзошло уровень 1924 г. в 1, 7 раза. Оно процветает и в наши дни. Самый верный способ изжить подпольное винокурение и использование в качестве напитков различных суррогатов – пропаганда трезвости. Второй, менее эффективный способ, – введение «сухого закона».

Наш народ издавна проявляет склонность к трезвости, он наперекор требованиям христианской веры провел три выдающихся трезвенных движения, когда большие массы людей добровольно отказывались от употребления спиртных напитков и добивались закрытия всевозможных кабаков. Первое движение проходило в 1858-I860 гг., второе в 1885-1894 гг., третье – в 1914 г. Под влиянием мощного третьего движения, которое особенно усилилось после развязывания кайзеровской Германией боевых действий против нашей Родины, царизм вынужден был запретить продажу водки до окончания войны, а, как писали А.И.Коровин и др. «...относительно прекращения продажи виноградного вина и пива – органам городского и земского самоуправления предоставлено право издавать обязательные постановления, каковым правом они воспользовались в широких размерах.

Благодетельные результаты таких решительных мер не замедлили сказаться не только на военном фронте, но и на мирной России, а в особенности на благосостоянии сельских местностей, где живет 4/5 русского населения». Ниже авторы докладной записки, подготовленной по поручению Собрания московских противоалкогольных обществ, так охарактеризовали отечественный «сухой закон», который многие из нас чернят: «Народ русский глубоко оценил благодетельное значение реформы, благословил ее, назвав вторым своим освобождением от крепостной зависимости, и, в подавляющем большинстве, выражает горячее желание, чтобы никакие спиртные напитки никогда больше не продавались в России. О таких результатах запретительной системы единогласно и весьма красноречиво свидетельствуют все анкеты, произведенные за последние два года в ряде губерний.

Произведенный в России, еще небывалый в истории человечества, опыт одновременного прекращения свободной продажи спиртных напитков во всей стране является для иноземных теоретиков и практиков предметом удивления и пристального изучения, так как имеет непреходящее, общечеловеческое значение».

В 1928 г. началось замечательное советское трезвенное движение, в котором заметную роль играли пионеры, выводившие на улицы огромные массы детей с требованиями отказа от употребления спиртного. Успех движения оказался столь значительным, что было намечено к концу первой пятилетки резко снизить продажу спиртных напитков, во вторую – навсегда расстаться с пивом и водкой, а затем и с остальными одуряющими жидкостями.

Важно подчеркнуть следующее: устное и печатное распространение лживых заверений, будто молодежь отрицательно относится к пропаганде трезвости, будто «сухой закон» ухудшает ситуацию и нигде не оправдал себя и т.п., дезориентирует население, препятствует решению алкогольной проблемы. Успешному распространению трезвости, а, следовательно, полноценного образа жизни, содействуют признание и пропаганда следующих истин: 1) население, особенно молодежь, стремятся к доброму, полезному, разумному, если поступают иначе, то из-за незнания или обманутости; 2) люди поступают в соответствии со своими убеждениями, чтобы они не пили, нужно формировать у них не питейное, а трезвенное убеждение; 3) огромной убеждающей силой обладают научные знания, с их помощью удается прерывать запой и делать алкоголика сознательным трезвенником, тунеядца и хулигана – хорошим семьянином, ценным работником и активным общественником.

Приведенные истины вытекают из большого литературного и собственного фактического материала, в том числе собранного в отчетный период.

Важнейшими вопросами проблемы алкоголизма являются: 1) принципы гортоновики, 2) теория психологической запрограммированности, 3) теория алкоголизма, 4) классификация людей в зависимости от их отношения к алкогольным напиткам, 5) цель противоалкогольной работы, б) возможности полного избавления от алкоголизма и 7) методы дезалкоголизмии.

Первые четыре вопроса освещены выше, перейдем к рассмотрению оставшихся и дополнительных,

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 630; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь