Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРОГРЕССИРУЮЩАЯ НЕПРЯМАЯ АТАКА



ПНА — прогрессирующей непрямой атаке предшествуют финты или незавершенные удары, включаемые в атаку для того, чтобы направить действия или реакции противника в ложном направлении. Это делается с целью попасть в открытую линию или выиграть время. Прогрессирующая непрямая атака выполняется единственным движением вперед без отхода, в противоположность одиночной угловой атаке, предваряемой финтом, который вместе с атакой составляет уже два движения. Изучайте финты и выходы на атаку.

• Основная польза от непрямой прогрессивной атаки заключается в возможности преодолеть сопротивление противника, защита которого слишком сильна и быстра для простой прямой атаки. Она также используется для того, чтобы разнообразить модели атак в общей схеме боя.

• Помните, хоть ПНА и использует финты, каждая прогрессивная непрямая атака выполняется только одним движением вперед. Она выполняется прежде всего для того, чтобы получить выигрыш в дистанции. Чтобы сократить расстояние до необходимого для атаки, нужно уменьшить его примерно на половину предварительным финтом. Растяните свой финт так, чтобы дать противнику некоторое время для реакции. Вторую половину дистанции оставьте для второго движения. Не ждите блока. Не закончив атаки, опережайте его.

• Ваша атака должна начаться во время движения руки противника вниз, вверх или в стороны. Это означает, что его защитное действие направлено в это время в сторону, противоположную вашему атакующему движению. Ваша атака, таким образом, выполняется с разрывом контакта.

• За редкими исключениями, ваши движения должны выполняться для того, чтобы вызвать реакцию противника. Точно так же выходы из зоны контакта должны быть минимальны, чтобы рука противника проходила рядом с вами.

• Чтобы сделать ПНА ногой эффективной, старайтесь работать в ритме «полтора такта».

ОДИН: Первая атака внезапная, глубокая, экономичная, хорошо скрытая и, прежде всего, устойчивая.

Отличайте начало прямой атаки (типа обратного хука) от прямого начала.

И ПОЛОВИНА: Вторая половина должна быть быстрым, мощным ударом ногой, который, тем не менее, не нарушает позицию защиты, поскольку при этом может завязаться ближний бой.

• Чтобы достичь своей цели, атакующий должен первым нарушить устойчивость переднего движения противника, устойчивость его опорной ноги, обмануть его защиту и парирование и поймать его в момент физической или психической неустойчивости.

• При выполнении комбинаций с финтами в начальной стадии легко переходите ко второй части комбинации. Обращайте особое внимание на эффективность обоих движений в достижении необходимого результата.

 

КОМБИНИРОВАННАЯ АТАКА

КА — комбинированная атака — это серия ударов, естественно следующих один за другим, которая обычно направляется более чем по одной линии. Изучайте составные и комбинированные атаки и удары.

• Комбинированные атаки обычно состоят из последовательностей. Термин «последовательность» означает серию ударов руками и ногами, выполняемых естественно и согласованно. Цель — вывести противника в такую позицию или создать такое раскрытие, чтобы конечный удар пришелся в самое уязвимое место.

Комбинации подводят противника к завершающему удару рукой или ногой.

 

• Разница между мастером и новичкам состоит в том, что мастер использует каждую возможность и атакует любое открытое место.

Мастер использует свои чувства и концентрацию ума, он собран и целеустремлен. В спарринге он постоянно формирует обманный ритм. Он объединяет свои удары руками и ногами в хорошо спланированные серии, от которых каждое раскрытие противника последовательно вызывает другое, более уязвимое, до тех пор, пока не будет нанесен завершающий удар.

• Некоторые удары будут «сопровождающими», так как они идут после строго определенных ударов. Например, прямой левой следует за правым тычком, а правый хук следует за прямым левой.

• Кажется естественным сначала бить прямо, а затем сбоку, и также естественным кажется бить сначала в голову, а потом уже в корпус.

 

• Сопровождающие удары имеют в своей основе чувство ритма. Удары в ритмическом исполнении являются важным фактом в западном боксе.

• Тройные удары обычны в КА. Они могут начинаться после скольжения внутрь или наружу двумя ударами в корпус и завершаться сильным и точным ударом в голову. Первые два удара отвлекут защиту противника вниз, открывая верхний уровень для завершающего удара.

• Другая модификация системы из трех ударов известна как «тройка безопасности». Тройка безопасности — это серия ударов «корпус-голова-корпус» и наоборот. Главное здесь то, что последний удар наносится в то же самое место, что и первый. Если первый удар был в челюсть, то и последний должен быть в челюсть.

• Изучайте также варианты «один-два».

 

• Будьте восприимчивы к различным способам выполнения комбинаций и способны изменять траекторию движений во время их проведения.

 

АТАКА ПРОВОЦИРОВАНИЕМ

АП — атака провоцированием — это такая атака или контратака, которая начинется тогда, когда вы вовлекли противника в действие, специально подставив ему открытое место или выполнив действия, которые он может вычислить и контратаковать. Атака провоцированием может извлечь пользу из предыдущих четырех методов атаки. Не забывайте о расчете времени и восьми основных защитных позициях.

• Обычно лучше всего вовлечь противника в какой-нибудь передний удар перед ударом со своей стороны. Заставив противника выразить себя в каком-то действии, вы сможете с уверенностью сказать, что он намеревается делать.

Его действие отнимет у него способность изменить свою позицию и достаточно быстро закрыться от разумно выбранного вами нападения.

• Пользуясь этим вовлечением в действие, вы должны обеспечить раскрытие у него какой-либо области. Вы должны заставить его преподнести вам мишень, в которую вы сможете бить, используя всю доступную мощь.

• Наиболее важным моментом в этом случае станет такое развитие событий, при котором вы сумеете в значительной степени использовать силу противника, чтобы добавить мощь в свой собственный контрудар.

Помните, что секрет сокрушительного удара заключается в точном расчете момента, правильном перемещении и психической наполненности.

• Сохраняйте уверенность и устойчивость для атаки после того, как вы спровоцировали его, подставив ему какую-нибудь мишень, либо путем давления (сближаясь с иммобилизацией), либо маскируя атаку финтами, которые он будет пытаться остановить контрударами.

 

КРУГ БЕЗ ГРАНИЦ

 

• Джит Кюн До — это, в конечном счете, не набор пустяковых приемов, а система высочайшего развития физических и духовных сил индивидуума. Это вопрос не развития того, что уже развито, а возвращения к тому, что было оставлено на пути. Это было с нами, в нас, все время, и никогда не было потеряно или разрушено, кроме как нашим неумелым обращением. Джит Кюн До не является исключительно делом техники, это процесс духовного самопознания и тренировки.

• Инструменты находятся в неопределенном центре круга, который не очерчен. Они двигаются и не двигаются, в напряжении и все же расслаблены, видят все, что происходит, но не беспокоятся о результатах, ничего специально не планируют, ничего сознательно не рассчитывают, не предвидят, не ожидают, — короче, остаются невинными, как дети, все же сохраняя свою хитрость, уловки и зоркость зрелого ума.

• Плыть по течению, не иметь техники — значит обладать всей техникой.

• Оставим мудрость позади и вернемся еще раз к обыденности. После познания одной стороны вернитесь назад и живите на этой стороне. После изучения непознанного продолжайте изучение, отделяясь от него и все же находясь в нем, но оставайтесь свободными от него.

• И человек, и то, что его окружает, исчезает. И все же, ни человек, ни его окружение не исчезает. Продолжайте путь!

• Вы никогда не сможете мастерски овладеть техникой, пока не будут устранены все психические препятствия и вы не приведете свой ум в состояние пустоты (свободного отражения реальности), очистив его даже от приобретенной вами техники.

• Когда все теории выброшены на ветер, ум совершенно не знает, что он делает, где находится. Когда «Я» исчезает в никуда, искусство Джит Кюн До достигает совершенства.

• Чем более знающим вы становитесь, тем больше с каждым днем освобождаетесь от того, чему уже научились.

Ваш ум становится свежим и незамутненным предыдущей обусловленностью.

• Изучение приемов в Джит Кюн До соответствует чувственному восприятию философии в Дзен, так как интеллектуальное искусство не отражает всей сути дисциплины. Оба искусства требуют достижения абсолютной реальности, или абсолюта, суть которого — пустота. Последняя превосходит все виды относительности.

• В Джит Кюн До все наработанные приемы должны быть забыты, и только подсознание должно справляться с ситуацией. Прием будет проявлять свои чудесные свойства автоматически. Плыть по течению, не иметь техники — значит обладать всей техникой.

• Знания и умения, которых вы достигли, должны быть забыты, чтобы вы могли свободно плыть в пустоте, без помех. Обучение важно, но не становитесь его рабом. Прежде всего, не давайте приюта чему-либо внешнему и лишнему, собственный ум — это главное. Любой прием, каким бы достойным и совершенным он ни был, становится болезнью, когда овладевает умом.

• Шесть болезней:

1. Желание победы.

2. Желание прибегнуть к техническим хитростям.

3. Желание показать все, чему вы обучены.

4. Желание внушить страх противнику.

5. Желание играть пассивную роль.

6. Желание избавиться от всех болезней.

• «Желать» — это привязанность. «Желать не желать» — это тоже привязанность. Значит, быть непривязанным означает быть свободным от обоих утверждений — и положительного, и отрицательного. То есть, должно быть одновременно и «да», и «нет», что представляется интеллектуальным абсурдом. Но только не в Дзен.

• Нирвана — это сознательная бессознательность. В этом ее секрет. Действие здесь настолько прямое и немедленное, что интеллектуализация не находит места, чтобы заявить о себе, ломая действие на куски.

• Несомненно, что дух управляет нашим существованием.

Этот невидимый Владыка контролирует каждое наше движение, какие бы внешние ситуации ни возникали.

Дух чрезвычайно мобилен, никогда не стоит на одном месте. Сохраняйте это состояние духовной свободы и непривязанности, как только примете боевую стойку. Будьте «хозяином дома».

• Внутреннее «Я» жестко противостоит влияниям извне, и именно эта жесткость препятствует принятию того, что перед нами предстает. Искусство — это способность жить лишь там, где есть абсолютная свобода, а там, где ее нет, нет места творчеству.

• Не гонитесь за культивируемой невинностью ума, который хочет быть невинным, но имейте состояние невинности, где нет ни принятия, ни отрицания, и ум просто видит то, что есть.

• Все цели, отделенные от средств, есть иллюзия. Становление — это отрицание бытия.

• На примере, повторяемом веками, известно, что истина, оформленная в закон или веру, ставит препятствия на пути к знанию. Метод, который в самой своей сути невежественен, заключает истину в какой-то невидимый круг. Мы должны разорвать этот круг не поиском новых знаний, а открытием причины невежества.

• Воспоминание и предвидение — замечательные свойства сознания, которые отличают человека от низших животных. Но когда действия прямо относятся к проблеме жизни и смерти, эти свойства надо отбросить ради подвижности мысли и молниеносной скорости действия.

• Действие — это наше отношение к чему-либо.

Действие не содержит понятия правильного или неправильного. Эти понятия существуют только тогда, когда действие фрагментарно.

• Не позволяйте вашему вниманию задерживаться на чем-либо! Выходите за пределы дуалистического понимания действительности.

• Избавьтесь от мыслей, но так, как будто и не избавлялись от них. Наблюдайте за приемами, как будто бы не наблюдая. Используйте искусство как способ продвижения вперед в изучении Пути.

• Прана неподвижна, но это не означает вашей неподвижности и бесчувственности. Это означает, что ум наделен свойствами бесконечного, мгновенного движения, которое не знает препятствий.

• Заставляйте свое оружие видеть. Все движения выходят из пустоты, а ум — это имя, данное динамическому аспекту пустоты. Он прям, без эгоцентрической мотивации.

Пустота — это искренность, изначальность всего, это поступательность, не допускающая ничего лишнего между своими движениями.

• Джит Кюн До проявляется в том, что вы не видите меня, а я не вижу вас, в том, что «инь» и «ян» не разделимы между собой. Джит Кюн До не любит двойственности или узости. Его тотальность охватывает все ситуации.

• Когда мысли текут, луна находится в течении, которое одновременно и движется, и не движется. Воды движутся все время, но луна удерживает их спокойствие. Движения ума происходят в ответ на десять тысяч ситуаций, но ум всегда остается тем же самым.

• Покой в покое — это не настоящий покой. Только тогда, когда существует покой в движении, ритм Вселенной проявляет себя. Изменить изменение — значит ничего не изменить. «Ничто» не может быть ограничено. Беспредельно мягкое нельзя схватить.

• Примите изначальную чистоту. Чтобы проявить вашу собственную деятельность на высшем пределе, надо удалить все физические препятствия.

• Если бы мы могли бить глазами!

Как много теряется на длинном пути от глаза через руку к кулаку!

• Заостряйте психическую силу видения, чтобы без промедления действовать в соответствии с тем, что вы видите. Видит мозг, а не глаза.

• Так как наше самосознание, или наше «Я», довлеет над сферой нашего внимания, оно мешает нам проявить любой опыт, который мы уже имеем или собираемся приобрести. Нужно удалить это назойливое само- или эгосознание и включиться в работу, которая должна быть сделана так, как будто ничего особенного в данный момент не происходит.

• Ум должен быть широко открыт, чтобы не препятствовать свободному потоку мыслей.

• Сконцентрированный ум — это не внимательный ум, а ум в состоянии знания. Знание никогда не бывает исключающим. Оно включает все.

• Надо не быть напряженным, но быть готовым. Не мыслить, но все же и не спать. Надо быть не запрограммированным, а гибким, быть готовым ко всему, что только может с вами произойти.

• Последователь Джит Кюн До должен всегда учитывать взаимопревращаемость противоположностей. Как только ум «останавливается» на одной из них, он теряет свое собственное равновесие, теряет поток. Последователь Джит Кюн До всегда должен держать свой ум в состоянии пустоты так, чтобы его свобода действий никогда не была остановлена.

• Существует особое состояние ума, когда он неустойчив.

Тогда ум стремится привязаться к какому-то объекту, и течение останавливается.

• Введенный в заблуждение ум — это ум, над которым давлеет интеллект. Таким образом, он не может двигаться свободно и без остановок и начинает отражать сам себя. Это мешает его естественному течению, препятствует отражению реальности.

• Колесо крутится, если оно не слишком плотно сидит на оси. Когда ум привязан к чему-то, он заторможен в своем движении и ничего не может закончить самопроизвольно.

Его работа будет плохой и может не закончиться вообще.

• Когда ум связан с каким-то центром, он, естественно, несвободен. Он может двигаться только в пределах этого центра. Если вы в изоляции, вы мертвы. Вы парализованы в крепости своих собственных идей.

• Когда вы овладели полным знанием, тогда нет места для комбинаций, для схем типа «противник и я». Есть только полная отрешенность.

• Когда нет никаких помех, движение последователя JKD подобно вспышке молнии. Его сознание — это зеркало, отражающее образы.

• Когда вещественное и невещественное становятся неразличимыми, когда нет следов, по которым можно изменить то, что есть, значит вы овладели бесформенной формой.

Когда прием приходит сам по себе — это то, что нужно.

• Джит Кюн До — это не искусство, основанное на доктрине. Это то, что есть Вы.

• Когда нет центра и нет окружности, тогда существует истина. Когда вы свободно выражаете себя, тогда у вас «всеобщий» стиль.

 

Это только название

 

У большинства из нас существует неосознанное стремление видеть себя орудием в руках других и, таким образом, освобождать себя от ответственности за действия, которые подсказаны нашими собственными увлечениями и побуждениями. В этом «алиби» есть и сильные, и слабые стороны. С одной стороны, оно скрывает злобу под маской повиновения. Сильная же сторона заключается в том, что оно требует прощения, провозглашая себя избранным инструментом высшей силы — Бога, судьбы, истории, нации или человечества.

• Точно так же, мы больше верим в то, чему подражаем, чем в то, чему источник—мы сами. Мы не можем почерпнуть чувство абсолютной уверенности из того, что имеет корни в нас самих. Наиболее острое чувство опасности приходит, когда мы остаемся в одиночестве. А мы убегаем от одиночества, когда подражаем. Так обстоят дела с большинством из нас. Мы являемся тем, что говорят о нас другие люди. Мы знаем самих себя в основном по тому, что мы слышим о себе.

• Чтобы отличаться от того, что мы есть, надо узнать, что же мы есть. То ли это будут различные результаты притворства, то ли различные изменения души. Они не могут быть реализованы без самопознания. Замечательно все же, что именно те люди, которые не удовлетворены собой, которые страстно стремятся к новой личности, в наименьшей степени знают самих себя. Они отворачиваются от нежелаемого «я» и, следовательно, никогда не могут хорошо разглядеть его. В результате большинство неудовлетворенных людей могут лишь лицемерить, а не добиваться реальных изменений души. Они не откровенны, и их нежелательные качества сопротивляются всем попыткам самореализации и самопревращения.

Душа, которая познала себя, непроницаема для других.

• Страх происходит от неопределенности. Когда мы абсолютно уверены в чем-то, будь это даже от сознания нашей значимости или никчемности, страх нас не посещает. Таким образом, чувство полной никчемности может служить источником храбрости. Все кажется возможным лишь при условии, что мы или абсолютно беспомощны, или обладаем огромной силой. И то, и другое лишь стимулирует нашу легковерность.

• Гордость — это чувство, часто возникающее из того, что не является частью нас самих, в то время как чувство собственного достоинства рождается нашими возможностями и достижениями. Мы горды, когда отождествляем себя с собой воображаемым, с лидером, конечной целью, коллективным идеалом или собственностью. Страх и нетерпимость сосуществуют с чувством гордости. Они чувствительны и бескомпромисны. Чем меньше талантов и потенциальных возможностей заложено в нас, тем настоятельнее становится потребность в гордости. Основа гордости — в самоотрицании. Действительно, однако, и то, что наша гордость освобождает энергию и служит орудием достижения цели, она может вести к примирению со своим «Я» и возвращению к изначальной самооценке.

• Скрытность может быть источником гордости. Парадоксально, но скрытность играет ту же роль, что и хвастовство — они заняты сотворением маски. Хвастовство пытается вызвать самомнение, тогда как скрытность дает нам возможность чувствовать себя принцем, скрывающимся под маской смирения. Из этих двух качеств скрытность является наиболее трудной для проработки. При самонаблюдении хвастовство вызывает презрение к себе. Все же, как сказал Спиноза, «Люди ничем не управляют с большей трудностью, чем своим языком. Даже свои желания они могут сдерживать больше, чем слова ». Скромность, однако, не является буквальным отречением от гордости, а заменой гордости самопознанием и объективностью. Насильственная скромность — фальш.

• Роковой процесс начинается тогда, когда индивидуум оставляет за собой «свободу иметь слабости» и оправдывает свое существование. Люди, пытающиеся доказать свою ценность, создавали великие произведения искусства, науки, технологии. Когда же такой человек не может дать себе выход и оправдывает свое бесполезное существование, это создает почву для катастроф, которые потрясают мир.

• Отдельный индивидуум устойчив до тех пор, пока он обладает чувством собственного достоинства. Поддержание этого чувства — серьезная задача, требующая много сил и внутренних ресурсов. Мы должны поддерживать свое достоинство, утверждать и доказывать смысл и ценность своего существования каждый день. Если же по какой-то причине становится невозможным удержать чувство собственного достоинства, человек становится взрывоопасным. Он отворачивается от теперь ничего не обещающего собственного «Я» и начинает гнаться за гордыней — взрывоопасным заменителем чувства собственного достоинства. Все социальные кризисы и беспокойства уходят корнями в кризис чувства собственного достоинства, когда массы с готовностью включаются в поиски утраченного самоуважения.

• Итак, мы приобретаем чувство собственного достоинства, реализуя собственные таланты, или уходя в работу, или отождествляя себя с чем-то вне нас: пусть это будет дело, цель, группа, лидер, обладание чем-либо. Путь самопонимания очень труден. На него становятся, когда другие пути к собственному достоинству более или менее закрыты. Люди, обладающие талантом, должны реализовываться в созидательной работе. Лишь тогда их стоны и жалобы перестанут доноситься сквозь века.

• Действие — это столбовая дорога к чувству уверенности в себе, к чувству собственного достоинства.

Когда действие осуществляется, вся энергия течет в одном направлении. Это приходит ко всем людям, и награды весьма ощутимы. Развитие духа неуловимо, а тенденция к его сдвигам в лучшую сторону спонтанна, тогда как возможностей действовать — всегда множество.

• Пристрастие к действию — симптом внутреннего дисбаланса. Быть уравновешенным — значит находиться более или менее в покое. Быть в действии сопоставимо с положением на дне реки. Чтобы удержаться в равновесии или на поверхности, надо грести и махать руками. Наполеон писал Карно: «Искусство управления заключается в том, чтобы не дать людям застояться», — то есть, это не что иное, как искусство выведения из равновесия. Решающее отличие между тоталитарным режимом и свободным обществом лежит, возможно, в методах разбалансировки, благодаря которым в людях поддерживают активность и стремление бороться.

• Говорят, что талант творит свои собственные возможности. Кроме того, иногда страстное желание творит не только свои собственные возможности, но также и собственные таланты.

• Времена коренных изменений — это времена энтузиазма. Мы никогда не сможем быть готовыми и приспособленными к тому, что является полностью новым. Нам приходится приспосабливаться, и каждое радикальное приспособление — это кризис самооценки: мы подвергаемся испытанию, мы вынуждены утверждать себя! Народ, подвергнутый коренному преобразованию есть, таким образом, неприспособленный народ, а неприспособленность живет и дышит в атмосфере энтузиазма.

• Если мы страстно чего-то ищем, это не всегда означает, что мы действительно этого хотим и имеем к этому особую склонность. Часто то, к чему мы так сильно стремимся, есть ни что иное, как замена того, чего мы действительно хотим, но не можем иметь. Можно с большой уверенностью предсказать, что исполнение нашего даже самого заветного желания не обязательно избавит нас от внутреннего беспокойства.

В каждом страстном метаний процесс его достижения важен больше, чем сам объект желания.

• Наша победа будет более реальна, когда мы сокрушим дух человека, чем когда мы покорим его сердце. Ведь мы можем покорить сердце человека сегодня и потерять его завтра. Но когда мы победим гордый дух, мы достигнем чего-то окончательного и абсолютного.

• Скорее жалость, чем чувство справедливости удерживает нас от несправедливости к другим людям.

• Сомнительно, существует ли такая вещь, как импульсивная или естественная терпимость. Терпимость требует усилий мысли и самоконтроля. Акты доброты также довольно редки без сомнений и размышлений. Таким образом, некоторая искусственность, некоторое притворство и позирование, по-видимому, неотделимы от любого действия и отношения, которые как-то ограничивают наши аппетиты и эгоизм. Следует остерегаться людей, которые не считают нужным делать вид, что они хороши и скромны.

Отсутствие лицемерия в таких вещах говорит о способности к более изощренной жестокости. Притворство часто является необходимым шагом к достижению истинной подлинности. Это именно та форма, в которую текут и в которой застывают истинные способности.

• Управление нашим бытиём напоминает набор комбинации для открытия сейфа. Один поворот ручки редко открывает сейф, каждое продвижение вперед — это уже шаг к достижению конечной цели.

• Джит Кюн До не должно причинять боль. Это лишь один из путей, посредством которых жизнь открывает нам свои секреты. Мы можем видеть других насквозь только тогда, когда видим насквозь себя, и Джит Кюн До — шаг к познанию самого себя.

• Самопознание — это основа Джит Кюн До. Однако, оно необходимо не только для изучения боевого искусства.

Самопознание — это универсальная основа жизни для любого человека.

• Изучение Джит Кюн До является не поиском знаний или накоплением стилизованных моделей, а раскрытием причин невежества.

• Если люди говорят, что Джит Кюн До отличается от «того» или «этого», то пусть название Джит Кюн До будет стерто, так как именно этим оно является — просто названием. Пожалуйста, не суетитесь вокруг него.

 

Послесловие

 

Карим Абдул Джабар, известный баскетболист, бравший уроки у Брюса Ли, в одном интервью назвал его даосским священником, отлученным от церкви. В этих словах много правды. Брюс Ли жил философией Дао, его юмор, прямота и бесстрашие были живым воплощением Дзен. Но вряд ли существует какая-либо религия или концепция, в рамках которой мог бы находится его дух. Так же обстоит дело и с боевыми методами Брюса Ли. После его смерти в США открылось множество клубов Джит Кюн До, десятки инструкторов стали продолжателями его поисков. Наиболее авторитетными среди них являются личные ученики Брюса — Дэн Иносанто, Таки Кимура и ныне покойный Джеймс Ли. Можно спорить, является ли Джит Кюн До в трактовке последователей Брюса Ли тем Путем опережающего кулака, который имел в виду сам Брюс Ли, но не следует забывать, что речь идет не о стиле, а о высшем развитии — простоте. Это «просто название», и меньше всего стоит тревожиться о «чистоте».

Книга о JKD у вас в руках, но это не столько прочитанная книга, сколько вы сами. Не забывайте этого!

Брюс Ли сравнивал Джит Кюн До с лодкой, способом переплыть реку. Не стоит тащить лодку, когда вы оказались на берегу. Меньше всего он хотел слепого поклонения или подражания, так как на этом пути не бывает ни настоящего прогресса, ни понимания. «Хороший учитель защищает ученика от своего влияния», — говорил он. Конечно, пример Брюса Ли — это стимул, толчок, но не более того. Если вы избежите ловушки, то Джит Кюн До откроется вам во всей своей силе. Чтобы еще раз заострить ваше внимание на этом положении, я предлагаю некоторые выдержки из бесед Джидду Кришнамурти, чьи идеи так или иначе лежат в основе Джит Кюн До.

Джидду Кришнамурти (1896–1986) считается одним из выдающихся мыслителей и учителей современности. Еще ребенком он был подготовлен теософами на роль Мессии, от чего отказался, когда стал вести независимый духовный поиск. Разъезжая по миру со своим учением, он приобрел множество сторонников, включая видных мыслителей и государственных деятелей. Учение Кришнамурти так же парадоксально, как и Джит КюнДо Брюса Ли, но ключ к разрешению всех противоречий находится в нас самих.

(В. К.)

 

 

Джидду Кришнамурти

 

Люди ищут Посредников —

Писателей, героев, кинозвезд, политиков,

Чтобы придать жизни форму.

Так ребенок строит из песка лодку

Навстречу солнцу…

Джим Моррисон.

 

 

Трудно познать себя, и большинство выбирает легкий, иллюзорный путь, выбирает авторитет, который дает форму и модель нашей жизни. Это может быть коллективный авторитет, как, например, государство, может быть личный — Учитель, спаситель, гуру. Но всякий авторитет ослепляет нас, делает беспечными, безответственными, а так как большинство не хочет утруждать себя мышлением, то мы доверяемся авторитету.

Авторитет, в свою очередь, рождает власть. Власть всегда стремится к централизации, что приводит к разложению. Она развращает не только носителя власти, но и того, кто следует за ней. Авторитет знания и опыта разлагает, независимо от того, будет ли он в одежде Учителя, священника или кого-то еще. Только ваша собственная жизнь, с ее бесконечными конфликтами, имеет значение, а не избранный идеал или лидер. Авторитет Учителя или священника уводит нас от главной проблемы — от конфликта в самих нас. Проблему страдания нельзя понять и разрешить поиском какого-то пути.

Такой поиск — всего лишь попытка избежать страдания, прибегая к спасительному образу, а то, от чего мы спаслись, от чего убежали, как гноящаяся рана, будет множить наши беды. Понимание себя, независимо от того, будет ли оно мучительным или радостным, — это начало мудрости.

Нет пути к мудрости. Если есть путь, то мудрость уже сформулирована, она воображена и познаваема. Может ли мудрость стать познаваемой, можно ли ее культивировать?

Можно ли ее изучать и накапливать? Если бы это было возможным, то мудрость была бы просто знанием, предметом опыта и содержанием книг. Опыт и знание — это непрерывная цепь ответов, а поэтому они не воспринимают новое и непроявленное. Опыт и знание, будучи непрерывными, движутся в направлении, заданном ими самими, поэтому они все время сковывают. Мудрость — это понимание того, что есть в каждый данный момент, без накопления опыта и знания. Все, что накоплено, не дает свободы понимания, а без свободы не существует раскрытия, и только раскрытие дает мудрость. Мудрость обладает свежестью и новизной.

Нет путей, на которых можно было бы ее получить. Пути и средства уничтожают свежесть и спонтанность раскрытия.

Множество путей к единой реальности — это выдумка нетерпимого ума, это плод ума, который проповедует терпимость. «Я иду своим путем, а ты — своим, но будем друзьями, и мы, может быть, встретимся.» Встретимся ли мы, если вы идете на север, а я на юг? Будем ли мы друзьями, если у вас одна вера, а у меня другая? Если я — участник коллективного убийства, а вы — борец за мир? Чтобы быть друзьями, нужна взаимная связь в делах, в мыслях. Но может ли быть взаимность между человеком, полным ненависти, и человеком, полным любви? Какая связь может быть между человеком, находящимся в плену иллюзий, и человеком, который свободен? Свободный может попробовать найти дорогу к тому, кто в оковах, но тот, кто пребывает в плену иллюзий, не может установить никакой связи с тем, кто свободен…

Пути к истине не существует. Истина должна быть открыта, но формулы для ее обнаружения нет и не может быть; то что сформулировано — не истинно. Вам надо отплыть в море, которого нет на карте, и это неведомое море — вы сами. Вы должны отправиться в путь, чтобы открыть себя, но у вас не может быть никакого плана или модели, потому что это уже не будет открытием. Открытие приносит радость, не радость воспоминания или сравнения, но радость всегда новую…

Если вы ощущаете себя учеником Учителя, то это конечно ведет ко многим отвратительным формам эксплуатации.

К сожалению, и эксплуатирующий, и эксплуатируемый чувствуют себя на высоком уровне. Самоудовлетворение, появляющееся при этом, воспринимается как некое духовное достижение. Оно становится особенно уродливым и отталкивающим, когда появляются посредники между Учителем и учеником или когда учитель находится в другой стране или как-то иначе недоступен, и вы не можете напрямую соприкасаться с ним. Недоступность и отсутствие непосредственного контакта раскрывает двери для самообмана и для величественных, но детских иллюзий. Такие иллюзии используются ловкими дельцами, стремящимися к славе и власти.

Существует Учитель или нет — не столь важно. Это важно для того, кто использует Учителя в своих целях, для тайных школ и обществ. Но для человека, ищущего истину, которая дарит высшее счастье, это совсем не важно.

Богач или нищий имеют такое же значение как Учитель и ученик. Существуют ли Учителя или нет, есть ли различия у посвященных учеников и т. п. — все это не важно, а что действительно важно, так это понять самого себя. Без понимания себя то, что вы думаете, не имеет основы. Без простого понимания себя неизбежна иллюзия, самообман. Получается совсем по-детски: когда вам говорят, а вы соглашаетесь, что вы есть то или это. Остерегайтесь человека, который обещает вам награду в этой жизни или в следующей.

У меня нет учеников. Каждый из вас является учеником истины, если вы понимаете истину, а не следуете за личностями. Истина не дает надежды, она дает нам понимание. В поклонении личности понимание отсутствует. Я отстаиваю точку зрения, что все церемонии ничего не дают для духовного роста. Если вы ищете истину, то должны уйти за рамки ограниченного человеческого разума и сердца и открыть ее для себя — ту Истину, которая в вас самих.

Я уверен, что Освобождение можно обрести на любой ступени эволюции, если человек имеет понимание, а поклоняться этим этапам нет необходимости. И не ссылайтесь на меня в качестве авторитета. Я отказываюсь быть вашей опорой. Я не могу быть заключенным в клетку вашего понимания. Я никогда не говорил, что Бога нет. Я утверждал, что есть только Бог, проявляющийся в вас. Вместо слова «Бог» я предпочитаю пользоваться словом «Жизнь». Конечно, нет ни добра, ни зла. Добро это то, чего не боишься. Зло это то, чего боишься. Поэтому, как только вы уничтожите страх, вы духовно освободитесь…

 

Библиография

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.074 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь