Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Любовная лирика. Анакреонтика.



Другой путь преодоления пессимистических настроений, более органичный для Державина, чем религиозные утешения, – это наивозможно большее наслаждение «пролетающими мгновениями», радостями земной жизни, как в стихотворении «Разные вина»:

 

Вот красно-розово вино: Нам с поцелуем уст прекрасных!

За здравье выпьем жён румяных. Ты тож, белянка, хороша:

Как сердцу сладостно оно Так поцелуй меня. душа!

Нам с поцелуем уст багряных!

Ты тож, румяна, хороша: Вот чёрно-тинтово вино:

Так поцелуй меня, душа! За здравье выпьем чернобровых.

Как сердцу сладостно оно

Вот злато-кипрское вино: Нам с поцелуем уст лиловых!

За здравье выпьем светловласых. Ты тож, смуглянка, хороша:

Как сердцу сладостно оно Так поцелуй меня. душа!

 

Державиным был написан цикл «переложений» Анакреона. Но поэт не просто подражал древнему певцу: впервые в русской литературе он ввёл в анакреонтическую по духу лирику национальный колорит. Державин в греко-римский слой неожиданно ввёл третий – русский: Анакреона он несколько «обрусил». В привычный для анакреонтики мир Венеры-Афродиты, Амура-Купидона, Вакха-Бахуса-Дионисия вторгся «русский дух». Героини его стихов – Параша, Варюша, Любушка, Лиза – это вполне реальные русские девушки:

 

Если б милые девицы Пусть сидели бы и пели,

Так могли летать, как птицы, Вили гнёзды и свистели,

И садились на сучках, Выводили и птенцов;

Я желал бы быть сучочком, Никогда бы я не сгибался,

Чтобы тысячам девочкам Вечно ими любовался,

На моих сидеть ветвях. Был счастливей всех сучков.

(Стихотворение «Шуточное желание»)

 

В 1804 г. Державин издал свои «Анакреонтические песни» отдельным сборником, включив и раннюю интимную лирику. Его любовные стихотворения изящны, исполнены юмором, богатой фонической инструментовкой.

Поэтическое творчество Державина развивалось на основе литературной деятельности русских поэтов-классицистов. Но Державин вышел из рамок классицистического канона, прежде всего, в отношении преодоления жанровой регламентации: после Державина разделение на «высокие» и «низкие» жанры было уже не актуально.

Державин прожил долгую жизнь. Его творчество завершило развитие русской поэзии 18 века и тем самым, по словам Белинского, «зажгло блестящую зарю новой русской поэзии».

 

 

Краткие сведения о книге «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

Книга Радищева состоит из посвящения и 26 глав, 24 из которых озаглавлены по названиям почтовых станций на пути между двумя российскими столицами.

Книге предпослан эпиграф:

« Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй ».

Эта строчка взята автором из 18 песни поэмы Тредиаковского «Тилемахида» в слегка изменённом варианте.

Телемак, сын Одиссея, спускается в ад и видит там мучения злых царей. В наказание царям приносят два зеркала: зеркало Лести и зеркало Истины. В первом они видят себя такими, как их при жизни изображали придворные льстецы; во втором – какими они были на самом деле: страшнее и ужаснее, чем трёхглавый пёс Цербер и стоглавая Лернейская гидра. В радищевском варианте оба чудовища объединены в одно. Аллегория этого страшного чудища – российское самодержавие. Так главная тема книги названа уже на титульном листе, в эпиграфе.

Приём «двух зеркал» напрямую использован далее писателем в главе «Спасская Полесть». И в остальных главах «Путешествия» повествование ведётся как бы в двух планах – внешнем и внутреннем. Поведение людей (внешнее) объясняется с точки зрения их социальной и человеческой сущности (внутренней). В этом смысле приём «двух зеркал» становится художественным принципом писателя. Начав с рассказов об отдельных злоупотреблениях чиновников и помещиков, о безнаказанном нарушении ими законов, Радищев задаётся вопросом, почему это происходит? И отвечает: такова суть самодержавно-крепостнической социальной системы, «стоглавого чудища». Отрубить головы «чудищу» может только народная революция.

 

Глава « Спасская Полесть » является самой важной в первой части «Путешествия». В ней описывается сон Путешественника, в котором иносказательно изображён некий восточный правитель. Вокруг него толпятся придворные и расточают ему сладкие похвалы. Он же восхищается своей безграничной властью. Он убеждён, что в государстве царит порядок, справедливость и всеобщее благоденствие. Но незаметная женщина, назвавшая себя Прямовзорой (глазным врачом), сняла «бельма»[3] с глаз монарха, и он увидел, что «блестящие одежды замараны кровью и омочены слезами» многих несчастных. Вельможи – завистливые, коварные и ненавидящие. А сам монарх слывёт в народе «пагубным комедиантом», потому что во всех действиях им руководит только непомерное тщеславие и желание вызвать восхищение публики.

Выслушав нелицеприятную речь Прямовзоры, монарх как будто «прозревает» и видит, что его законы ничего народу не приносят. Он приходит в негодование.

Но … Путешественник просыпается.

Прозрение монарха ему приснилось, и пробуждение вызвало такую мысленную реакцию: « Властитель мира, если читая сон мой, ты улыбнёшься с насмешкою или нахмуришь чело ( лоб ), ведай ( знай ), что виденная мной странница отлетела от тебя далеко и чертогов ( дома, дворца ) твоих гнушается ».

Сон Путешественника – аллегорическая критика самодержавия, в которой Радищев дал ответ на вопрос: откуда происходит зло? Оно идёт сверху.

Глава «Тверь». Ода «Вольность».

В этой главе Радищев утверждает мысль о равенстве людей, о праве народа на вольность; он излагает основы революционной идеологии и высказывает мечту о будущей победе народа над самодержавием.

После долгой традиции одической похвалы, лести монарху, в русской поэзии появилась ода, прославляющая суд над самодержцем. Автор оды торжественно провозгласил: народ имеет право судить самодержца, так как тот преступил закон, не исполнил своего монаршего долга, поэтому должен быть свергнут.

Но кто же, если не просвещённый монарх, будет источником законов в государстве, кто будет творить добро, в котором нуждается «непросвещённый» народ?

Ответ: сам свободный народ. В этом ответе – отличие концепции Радищева от его учителей – русских просветителей, сторонников мирных путей социального преобразования общества.

Сентиментализм (от фр.: sentiment – чувство, sentimental – чувствительность) – литературное течение последней трети 18 века. Специфика его заключается прежде всего в том, что из двух духовных начал, которыми природа наделила человека (разумом и чувством), главным сентименталисты объявили чувство, чувствительность, то есть, эмоциональную реакцию на внешний мир. Культ разума был противопоставлен культу чувства.

Эстетические принципы сентиментализма:

1.Чувство, а не рационалистическое задание (свойственное поэтике классицизма) должно преобладать в литературном произведении.

2.Признание внесословной ценности человека.

3. Психологизм: внимание к частной жизни героя, миру чувств и переживаний.

4.Субъективно-чувствительное, эстетизированное восприятие действительности.

5. Изображение чувствительной души на лоне природы.

6.Лиризм повествования.

7.Отказ от однозначных, прямых линий в характерах персонажей.

8. «Разорванный», неопределённый сюжет.

9. Алогичная, с эффектами обманутого ожидания, композиция.

10. Простой, «изящный» язык.

Жанровая специфика сентиментализма.

Проза: сентиментальный роман, психологическая повесть, новелла, путешествие (дорожные записки), дневниковое и эпистолярное повествование.

Драматургия: «слёзная» драма и комическая опера.

Поэзия: пастораль (элегия, идиллия, эклога), лирические жанры (романс, любовное стихотворение, песня, анакреонтика и др.).

4.2. Писатели – представители русского сентиментализма:

М.М. Херасков («Друг несчастных», слёзная драма «Гонимые»);

И.И. Хемницер (басни);

комическая опера: М.И. Попов («Анюта»); А.О. Аблесимов («Мельник – колдун, обманщик и сват»);

проза: М.Д. Чулков («Прекрасная повариха»); Ф.А. Эмин («Письма Эрнеста и Доравры»);

поэзия: И.Ф. Богданович (поэма «Душенька»); В.И. Майков; М.Н. Муравьёв; Ю.А. Нелединский-Мелецкий (фольклорные мотивы, романс); Н.А. Львов (анакреонтика); И.И. Дмитриев («Ермак», «Освобождение Москвы», былинная традиция).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь