Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Стань чистотой безоблачного неба
Первая техника: Летом, когда ты видишь все небо, бескрайнее и чистое, войди в подобную чистоту.
Летом, когда ты видишь все небо, бескрайнее и чистое, войди в подобную чистоту. Ум - это беспорядок, путаница; в нем нет ясности. В уме всегда толпа, всегда облака; в нем никог-да нет открытого неба, безоблачности, пустоты. Ум не может быть таким. Вы не можете очис-тить свой ум; быть чистым не является естественным состоянием ума. Ум останется нечистым. Если вы сможете оставить ум сзади, если вы сможете трансцендировать ум, выйти за его пре-делы, то с вами случится эта чистота. Вы можете быть чистым, но не ваш ум. Нет такой вещи, как чистый ум; этого никогда не было и никогда не будет. Ум означает загрязненность, беспо-рядок. Постарайтесь понять структуру ума, и тогда вам станет понятной эта техника. Что есть ум? Непрерывный процесс размышлений, непрерывный поток мыслей - связанных друг с другом, разрозненных, уместных, неуместных - много разношерстных впечатлений, собранных отовсю-ду. Вся ваша жизни посвящена собиранию - собиранию пыли. И этот процесс повторяется сно-ва и снова. Рождается ребенок. Ребенок чист, потому что ума еще нет. В тот момент, когда появляет-ся ум, в него входит нечистое, и него входит беспорядок. Ребенок чист, но он вынужден будет накапливать знания, информацию, культуру, религию, условности - необходимые, полезные. Он должен будет собирать очень многое отовсюду, из многих источников - из противополож-ных, противоречивых источников. Он будет собирать из тысяч и тысяч источников. Тогда ум превратится в базар, в толпу. И вследствие такого большого количества источников в нем обя-зательно будет беспорядок. И что бы вы ни собрали, всегда будет оставаться неопределен-ность, потому что знания есть нечто, непрерывно разрастающееся. Я вспоминаю человека, который рассказал мне одну историю. Он был великим искателем, и он рассказал мне это о своем профессоре, который учил его в течение пяти лет в медицин-ском колледже. В своей области профессор был большим ученым. В конце курса обучения он собрал своих студентов и сказал им: «Я должен научить вас еще одному. Все, чему я вас учил, является правильным лишь на пятьдесят процентов, а остальные пятьдесят процентов абсо-лютно неправильно. Но беда в том, что я не знаю, которые пятьдесят процентов являются пра-вильными, а которые - неправильными. Я этого не знаю». Такова вся стройная система знаний. Ничто не является определенным, никто ничего не знает, все делается ощупью. На ощупь мы создаем целые системы, и таких систем тысячи и тысячи. Индусы сказали что-то, христиане сказали что-то другое, мусульмане сказали что-то еще другое - все несогласованно, все противоречит друг другу; никакого согласия, никакой оп-ределенности - и все эти источники являются источниками познаний для вашего ума. Вы соби-раете: ваш ум становится свалкой ненужных вещей; в нем неизбежно возникает беспорядок, неразбериха. Определенным может быть только тот человек, который не обладает большим количеством знаний. Чем больше вы знаете, тем более неуверенным вы становитесь. Первобытные люди были более определенными и, очевидно, были более чистыми. В них не было ясности - просто незнание фактов, которые бы противоречили друг другу. Если ум сов-ременного человека находится в большем беспорядке, то причиной этого является большее количество знаний. Если вы больше знаете, то вы будете в большем беспорядке, потому что теперь вы наполнены большим количеством знаний, а чем больше вы знаете, тем более неуве-ренным вы становитесь. Только идиоты могут быть во всем уверенными, только идиоты могут быть догматичными, только идиоты никогда не испытывают колебаний. Чем больше вы знаете, тем в большей сте-пени земля уходит из-под ваших ног, тем более нерешительным вы становитесь. Я хочу ска-зать, что чем больше разрастается ум, тем больше вы узнаете, что природой ума является беспорядок. Когда я говорю, что только идиоты могут быть уверенными, то я не имею в виду, что идиотом был и Будда, потому что он не был неуверенным во всем. Вспомните разницу. Он не является ни уверенным, ни неуверенным - он просто чист. При наличии ума имеет место неуверенность, при наличии идиотического ума - уверенность. При отсутствии ума и то и дру-гое исчезает - и уверенность, и неуверенность. Будда - это ясность, чистота, пространство, открытое пространство. Он не является уве-ренным - нет ничего, в чем нужно было бы быть уверенным. Он также не является неуверен-ным, потому что не существует ничего, в чем можно было бы быть неуверенным. Неуверенным может быть только тот, кто ищет какой-то определенности. Ум всегда является неуверенным, он всегда ищет определенности; он всегда в беспорядке и неразберихе и всегда ищет ясности. Будда - это человек, который отбросил свой ум, а вместе с умом отбрасывается весь беспоря-док, вся неопределенность, вся определенность. Посмотрите на это таким образом: ваше сознание подобно небу, а ваш ум подобен обла-кам. Облака к небу не прикасаются. Они приходят и уходят; после них не остается никаких сле-дов. Небо остается девственным: никаких записей, никаких следов, никаких облаков, никакой памяти. Облака приходят и уходят; небо остается невозмущенным. То же самое имеет место и в вас: сознание остается невозмущенным. Мысли приходят и уходят, ум развивается и исчеза-ет. И не думайте, что вы имеете один ум - вы имеете много умов, это толпа. Ваши умы все вре-мя сменяют друг друга. Вы коммунист, поэтому у вас определенный тип ума. Вы можете оставить его и стать анти-коммунистом. Тогда вы будете иметь другой ум; и не просто другой, а диаметрально противоположный. Вы все время можете менять свои умы как платье, и вы все время делаете это. Вы можете не осознавать этого, но эти облака все время приходят и уходят. Ясность может быть достинута в том случае, если вы начнете осознавать это небо, если вы смените фокус. Если вы не сфокусированы на небе, то вы сфокусированы на облаках. Перестаньте фокусироваться на облаках и сфокусируйтесь на небе. Эта сутра звучит так: Летом, когда ты видишь все небо, бескрайнее и чистое, войди в подобную чистоту. Медитируйте на небо - летнее безоблачное небо, бесконечно пустое и чистое, девствен-ное. Созерцайте его, медитируйте на него, войдите в его чистоту. Станьте этой чистотой, этой подобной пространству чистотой. Если вы медитируете на открытое, безоблачное небо, то внезапно вы почувствуете, что ум исчезает, что ум отбрасывается. Возникнут некоторые разрывы, Вы вдруг начнете осознавать себя так, как если бы чистое небо вошло также в вас. Будут некоторые интервалы. На некото-рое время мысли прекратятся - как если бы прекратилось уличное движение. Сначала это будет происходить только в течение нескольких мгновений, но даже эти мгно-вения являются трансформирующими. Постепенно деятельность ума будет замедляться, бу-дут появляться все большие промежутки. В течение нескольких минут подряд не будет никаких мыслей, никаких облаков. А когда нет мыслей, нет облаков, то внешнее небо и внутреннее ста-новится единым целым, поскольку только мысли являются барьером, только мысли воздвига-ют стену; только благодаря мыслям внешнее остается внешним, а внутреннее - внутренним. Когда мыслей нет, внешнее и внутреннее теряют свои границы, они становятся единым целым. Границ, в действительности, никогда и не было, они появились только из-за мыслей, из-за этих барьеров. Медитировать на небо прекрасно. Просто лягте так, чтобы забыть о земле; просто лягте на спину на любом безлюдном пляже, на любую землю, и просто смотрите на небо. Полезным бу-дет только чистое небо - безоблачное, бескрайнее. И просто глядя на небо, пристально глядя на небо, почувствуйте его чистоту - безоблачность, безграничное пространство, - а затем вой-дите в эту чистоту, станьте с ней единым. Почувствуйте себя так, как если бы вы стали небом, пространством. Сначала, если вы только медитируете на открытое небо и больше ничего не делаете, нач-нут появляться интервалы, потому что все, на что вы смотрите, входит в вас. Все, на что бы вы ни смотрели, возбуждает вас изнутри; все, на что бы вы ни смотрели, рисуется в вас, отражается в вас. Вы видите здание. Вы не можете просто видеть его: что-то немедленно начинает происхо-дить в вас. Вы видите мужчину, женщину, вы видите автомобиль - вы видите что угодно. Это не только снаружи, что-то происходит внутри, имеет место какое-то отражение, вы начинаете реа-гировать на это. Таким образом, все, что вы видите, переплавляет вас, формирует вас, моди-фицирует вас, создает вас. Внешнее все время отражается внутри. Хорошо смотреть в откры-тое небо. Прекрасным является сам простор, не имеющий никаких ограничений. Ваши собст-венные ограничения также исчезнут, потому что безграничное небо будет отражаться в вас. Хорошо будет, если вы сможете пристально смотреть на небо, не мигая. Хорошо будет не ми-гать... потому что если вы мигаете, ваш мыслительный процесс будет продолжаться. Приста-льно смотрите, не мигая. Пристально вглядывайтесь в пустоту, двигайтесь в эту пустоту, по-чувствуйте, что вы становитесь единым с ней, - тогда в любой момент небо войдет в вас. Сначала вы входите в небо, а затем небо входит в вас. Это встреча: внутреннее небо встречается с небом внешним. В этой встрече - ваша реализация. В этой встрече ум отсутствует, потому что встреча может осуществиться только при отсутствии ума. В этой встрече вы впервые не являетесь своим умом. Нет никакого беспорядка, никакой путаницы. Путаницы и беспорядка не может быть при отсутствии ума. Нет никакого страдания, потому что страдание тоже не может существовать при отсутствии ума. Наблюдали ли вы этот факт когда-либо или нет, - что страдание не может существовать при отсутствии вашего ума. Отсутствует сам источник его. Кто будет поставлять вам это стра-дание? Кто будет делать вас страдающим? То же самое справедливо также и в обратном нап-равлении: вы не можете быть страдающим при отсутствии ума и не можете быть блаженными при наличии ума. Ум никогда не может быть источником блаженства. Поэтому, если внутреннее небо и внешнее небо встречаются и ум исчезает хотя бы на мгновенье, вы наполнитесь новой жизнью. Эта жизнь имеет абсолютно другое качество. Это жизнь вечная, не оскверненная смертью, не загрязненная никаким страхом. В этой встрече вы будете здесь и сейчас, вы будете присутствовать, - потому что прошлое принадлежит мыслям, будущее принадлежит мыслям. Прошлое и будущее являются частью вашего ума. Настоящее является существованием - оно не является частью вашего ума. Настоящий момент не принадлежит вашему уму. Момент, который прошел, принадлежит вашему уму, момент, который должен наступить, принадлежит вашему уму. Настоящий момент никогда не принадлежит вам. Скорее вы принадлежите этому моменту. Вы существуете сей-час, непосредственно здесь и сейчас. Ваш ум существует где-то в другом месте, всегда где-то в другом месте. Разгрузите себя. Я читал воспоминания одного суфийского мистика. Он путешествовал по безлюдной доро-ге, путь был пустынен, но потом он увидел крестьянина с воловьей упряжкой. Телега застряла в грязи. Дорога была труднопроходимой. Крестьянин вез в телеге большой груз яблок, но где-то на ухабистой дороге борт телеги откинулся, и яблоки рассыпались. Но он не знал об этом; сначала крестьянин не заметил этого. Когда телега застряла в грязи, он сначала пытался как-то ее вытащить, но все его усилия были напрасными, и он подумал: «Я должен разгрузить мою телегу, может быть, тогда я смогу вытащить ее». Он посмотрел назад. В телеге осталось не более дюжины яблок - груза уже не было. Вы можете представить себе его страдание. Суфий пишет в своих воспоминаниях, что сказал этот крестьянин в раздражении. Он сказал: «Застрял, черт побери! Застрял окончатель-но - и нет ничего, что можно было бы разгрузить! » Была единственная возможность: он мог выбраться только в том случае, если бы мог разгрузить телегу; но теперь нечего было разгру-жать. Вы, к счастью, не увязли таким же образом. Вы можете разгрузиться - ваша телега слиш-ком нагружена. Вы можете сгрузить свой ум, и в тот момент, когда ума не будет, вы начнете летать; вы станете способным к полету. Эта техника - смотреть в чистоту неба и стать с ним единым целым - является одной из наиболее практикуемых. Ее используют многие религиозные традиции. Эта техника особенно полезна для современного ума, потому что на земле не осталось ничего. На земле не осталось ничего, на чем можно было бы медитировать - только небо. Если вы посмотрите по сторонам, то вы увидите, что все является искусственным, все является ограниченным, все имеет грани-цы. Только небо, к счастью, все еще открыто для медитации. Попробуйте эту технику, она окажется полезной; но помните три вещи. Первое: не мигайте - смотрите пристально, не мигая. Даже если ваши глаза начинают испытывать боль и из них начинают течь слезы, не беспокойтесь. Даже эти слезы будут частью разгрузки; они будут по-лезными. Эти слезы сделают ваши глаза более чистыми и свежими - омытыми. Вы просто про-должайте пристально смотреть. Второе: не думайте о небе, запомните это. Вы можете начать думать о небе. Вы можете вспомнить много поэм, прекрасных поэм о небе - тогда вы упустите самое главное. Вы не дол-жны думать о нем - вы должны войти в него, вы должны стать с ним единым целым, - потому что, если вы начнете думать о нем, вы снова создадите барьеры. Вы снова упустите небо, вы снова будете заключены в своем собственном уме. Не думайте о небе. Будьте небом. Просто пристально смотрите и двигайтесь в небо, позвольте небу двигаться в вас. Если вы будете двигаться в небо, то небо немедленно начнет двигаться в вас. Как вам сделать это? Как вы будете осуществлять это - это движение в небо? Просто продолжайте пристально всматриваться дальше и дальше. Продолжайте пристально смотреть - как если бы вы пытались найти границу неба. Двигайтесь в глубину его. Продвиньтесь в него настолько, насколько сможете. Само это движение будет разрушать барьеры. И метод этот должен практиковаться в течение как минимум сорока минут; меньшего времени будет недос-таточно, это не поможет. Когда вы действительно почувствуете, что вы стали с небом единым целым, тогда вы мо-жете закрыть глаза. Когда небо вошло в вас, вы можете закрыть глаза. Вы сможете увидеть его и внутри. Тогда в нем нет необходимости. Итак, только после сорока минут, когда вы почувст-вуете, что единение случилось, что имеет место общение с небом и что вы стали частью его, и ума больше нет, закройте глаза и оставайтесь в своем внутреннем небе. Третье: вам поможет чистота - войди в подобную чистоту. Чистота поможет – незагряз-ненное, безоблачное небо. Просто осознавайте чистоту, которая вокруг вас. Не думайте о ней; просто осознавайте чистоту, ясность, невинность. Эти слова не нужно повторять. Вы должны ощущать это, а не думать об этом. И раз вы смотрите в небо, ощущение придет, потому что это не ваша задача - вообразить себе это: все это существует и без вас. Когда вы пристально смо-трите, это начнет случаться с вами. Небо является чистым, это чистейшее из всего сущего. Ничто не загрязняет его. Миры приходят и уходят, появляются и исчезают земли, а небо остается чистым. Чистота здесь. Вы не должны проецировать ее, вы должны просто почувствовать ее - быть достаточно уязвимым по отношению к ней, чтобы почувствовать ее. Позвольте небу случиться в вас. Вы не можете заставить его, вы можете только позволить ему случиться. Все медитации, в действительности, позволяют чему-либо случиться. Никогда не думайте в терминах агрессии, никогда не думайте о действиях с позиции силы. Вы не можете насильно заставить что-либо случиться. В действительности, именно оттого, что вы пытаетесь приме-нить насилие, вы и создаете все страдания. Ничто не может быть свершено насильно, но вы можете позволить всему случиться. Будьте женственным. Позволяйте вещам случаться. Будьте пассивным. Небо абсолютно пассивно: оно совершенно ничего не делает, оно просто остается здесь. Просто будьте пассивными и оставайтесь под небом - уязвимые, открытые, женственные, без какой-либо агрессии с вашей стороны, - и тогда небо проникнет в вас. Летом, когда ты видишь все небо, бескрайнее и чистое, войди в подобную чистоту. Но если сейчас не лето, что делать? Если небо является облачным, не ясным, то закройте глаза и просто войдите в свое внутреннее небо. Просто закройте глаза, и если вы увидите какие-либо мысли, то воспринимайте их, как если бы это были облака, плывущие по небу. Осознайте фон, небо, и относитесь безразлично к мыслям. Мы слишком сильно связаны с мыслями и никогда не осознаем промежутки между ними. Проходит одна мысль, а прежде, чем появится другая, имеет место промежуток - в этом про-межутке видно небо. В тот момент, когда нет никаких мыслей, что вы видите? Вы видите пусто-ту. Поэтому, если небо является облачным - время не летнее и небо не является чистым, - за-кройте глаза, сфокусируйте свой ум на фоне, на внутреннем небе, на котором появляются и исчезают мысли. Не обращайте внимания на мысли; обращайте внимание на пространство, в котором они движутся. Вы, например, сидите в комнате. Я могу смотреть на эту комнату двумя способами. Я, во-первых, могу смотреть на вас, так что я безразличен к пространству, в котором вы находитесь, к самому помещению - я смотрю на вас, я фокусирую свой ум на вас, на том, кто находится здесь, а не на помещение, в котором вы находитесь. С другой стороны, я могу сменить фокус: я могу смотреть в комнату, вы мне становитесь безразличным. Вы находитесь здесь, но я делаю ударение, я фокусируюсь на комнате. Тогда все меняется. Попробуйте проделать это в своем внутреннем мире. Смотрите на пространство. В нем движутся мысли: будьте безразличны к ним, не обращайте на них внимания. Они здесь; от-метьте про себя, что они здесь, что они движутся. На улице - уличное движение. Смотрите на улицу, и не обращайте внимания на уличное движение. Не смотрите, чтобы увидеть, кто идет; просто знайте, что кто-то идет, и осознайте то пространство, в котором это происходит. Тогда летнее небо случится внутри вас. Нет необходимости ждать лета - наш ум таков, что он всегда ищет оправданий. Он скажет: «Лета еще нет, а даже если бы оно и было, небо не является чистым».
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы