Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Перемести свой фокус на промежутки.



 

Вторая техника: До появления желания и до познания как могу я сказать «Я есть»? Рассматривай. Растворяйся в красоте.

 

До появления желания и до познания как могу я сказать «Я есть»? Возникает желание: вместе с желанием возникает ощу­щение «Я есть». Возникает мысль: вместе с мыслью возни-кает ощущение «Я есть». Поищите это в своем жизненном опыте. До желания и до познания нет никакого эго.

Сидите спокойно, смотрите внутрь. Возникает мысль: вы становитесь отождествленным с этой мыслью. Возникает жела­ние: вы становитесь отождествленным с этим желанием. При отождествлении вы превращаетесь в эго. Тогда подумайте: если нет никакого желания, если нет никакого познания, если нет никаких мыслей, - вы не можете отождествить себя с чем-ли-бо. Эго не может возникнуть.

Эту технику использовал Будда. Он говорил своим учени­кам не делать ничего, кроме сле-дующего: когда появляется мысль, отметить ее. Будда говорил, что когда возникает мысль, ее появление следует отметить. Просто отметьте это внутри: вот возникла мысль, вот возникла мысль, вот исчезла мысль. Просто запоминайте, что вот появилась одна мысль, вот появи­лась другая мысль, вот исчезла одна мысль - так что вы не отождествляетесь с ними.

Это прекрасно и очень просто. Возникает желание. Вы идете по дороге: мимо проезжает прекрасный автомобиль. Вы смотрите на него - вы даже не смотрите на него, но возникает же-лание обладать им. Сделайте это. Сначала все превращайте в слова; просто медленно произ-носите: «Я видел автомобиль. Он прекрасен. Теперь возникло желание обладать им». Просто выразите это словами.

Поначалу будет хорошо, если вы сможете произнести это вслух. Скажите громко: «Я толь-ко что заметил, как проехал автомобиль, ум сказал, что он прекрасен, теперь возникло жела-ние, и я должен обладать этим автомобилем». Превращайте все в слова, говорите вслух с са-мим собой, и сразу же вы почувствуете, что вы отличны от этого желания. Отметьте это. Когда вы будете достаточно эффективно отмечать все это, то больше не будет необходимости про-износить это вслух. Просто отметьте внутри, что возникло желание. Прошла прекрасная жен-щина; в вас вошло желание. Просто отметьте его - как если бы вы не имели к нему никакого отношения, вы просто заметили свершившийся факт, - и тогда внезапно вы окажетесь вне его. Будда говорит: отмечайте все, что случается. Просто все время отмечайте, а когда оно исчез-нет, снова отметьте, что это желание исчезло. Вы почувствуете дистанцию между собой и же-ланием, между собой и мыслью.

В этой сутре говорится: До появления желания и до познания как могу я сказать «Я есть»?

И если нет никакого желания и нет никаких мыслей, то как можете вы сказать: «Я есть»? Как могу я сказать «Я есть»? Тогдавсе является безмолвным, нет даже ряби. А при отсут-ствии ряби как могу я создать эту иллюзию «я»? Если бы была какая-то рябь, я мог бы прикре-питься к ней, и благодаря ей я мог бы почувствовать: «Я есть». Когда в сознании нет никакой ряби, нет никакого «я».

Так что помните состояние перед возникновением желания; когда желание появляется, помните об этом; когда желание уходит, продолжайте помнить это. Когда мысль возникает, за-поминайте. Смотрите на нее. Просто отметьте, что возникла мысль. Рано или поздно она уй-дет, потому что ничто не вечно, и появится промежуток, зазор. Между двумя мыслями имеется промежуток, между двумя желаниями имеется промежуток, и в этом промежутке нет никакого «я».

Отметьте мысль в уме, и вы почувствуете, что имеется интервал. Каким бы он ни был ма-лым, но интервал имеется. Затем приходит другая мысль; затем опять следует интервал. В этих интервалах нет никакого «я» - и в этих интервалах вы являетесь своей реальной сущнос-тью. Мысли движутся в небе. В эти интервалы вы можете заглянуть между двумя облаками, там вы обнаруживаете небо.

Рассматривай. Растворяйся в красоте. И если вы можете рассмотреть, как желание воз-никло и как желание ушло, как вы остались в промежутке и желание не побеспокоило вас... Оно пришло, оно ушло. Оно было здесь, и теперь его нет, а вы остались невозмущенным, вы оста-лись таким, каким были до этого. В вас не произошло никаких перемен. Желание пришло и прошло подобно тени. Оно не прикоснулось к вам; вы остались не напуганным.

Рассмотрите это движение желания, и это движение мысли, и это отсутствие движения в вас. Рассматривай. Растворяйся в красоте. А этот интервал прекрасен. Растворитесь в этом интер­вале. Упадите в этот интервал и будьте им. Это глубочайшее переживание красоты. И не только красоты, но также и добра, и истины. В этом промежутке вы есть.

Особое значение придается тому, чтобы перейти из запол­ненного пространства в незапол-ненное. Вы читаете книгу: в ней слова, в ней предложения, но между словами есть промежутки, между предложениями есть промежутки. В этих промежутках вы есть. Вы являетесь белизной бумаги, а черные точки являют­ся всего лишь облаками мыслей и желаний, движущихся по вам. Смените логическое ударение, смените стереотип поведения, гештальт. Не смотрите на чер-ные точки, смотрите на белое.

В вашем внутреннем существе смотрите на промежутки. Будьте безразличным к заполнен-ным пространствам, к занятым пространствам. Интересуйтесь промежутками, интервалами. Благодаря этим промежуткам вы можете раствориться в пред­ельной красоте.

 

Глава 8 (56)

 

Обнаружение пустоты

 

31 мая 1973 года, Бомбей, Индия

Вопросы:

Как научиться жить с пустотой?

Экзистенциальная трансформация неэкзистенциального эго?

Является ли процесс трансформации тоже сновидением?

Как узнать, является ли духовный поиск реальным?

 

 

Первый вопрос:

 

Если в медитации, когда временно отбрасывается «я» и внутри создается пустота, эта пустота не заполняется вхож­дением неизвестного, то ощущается разочарование. Как на­учиться жить с этой пустотой?

 

Пустота - это неизвестность. Не ждите и не надейтесь, что что-то заполнит эту пустоту. Ес-ли вы ожидаете, надеетесь, желаете, то вы не пусты. Если вы ожидаете, что нечто, какая-то неизвестная сила, спустится на вас, то вы не пусты - есть только надежда, есть желание, есть страстное стремление к чему-то. Так что не желайте, чтобы что-либо наполнило вас. Просто будьте пустым. Ничего не ждите.

Пустота - это неизвестность. Когда вы действительно пусты, неизвестное уже спустилось на вас. Это не означает, что сначала вы стали пустым, а затем в вас вошло неизвестное. Вы пусты, и неизвестное вошло. Между этими событиями нет ни единого мгновения промежутка. Пустота и неизвестное есть одно и то же.

Сначала это является вам как пустота; это только внешнее проявление, потому что вы все-гда были наполнены эго. Вы, в действительности, ощущаете отсутствие эго; вот почему вы ощущаете пустоту. Сначала исчезает эго, - но ощущение, что эго больше нет, порождает ощу-щение пустоты. Просто отсутствие... что-то было здесь, а теперь его нет. Эго ушло, но отсутст-вие эго ощущается. Сначала исчезнет эго, а затем исчезнет ощущение отсутствия эго. Только тогда вы действительно будете пустым. А быть действительно пустым значит быть действи-тельно напол­ненным.

Это внутреннее пространство, которое порождается отсутствием эго, и есть божественное. Божественное не приходит откуда -то извне; оно уже здесь. Поскольку вы наполнены эго, вы не можете осознать его, вы не можете увидеть его, вы не можете прикоснуться к нему. Туманный барьер эго мешает вам.

Когда эго отбрасывается, барьер тоже отбрасывается. Заве­сы больше нет. Ничто не дол-жно прийти; все, что должно было прийти, уже здесь. Запомните это: что ничего нового не дол-жно войти в вас. Все, что возможно, уже здесь, уже задействовано. Так что проблема не в дос-тижении, проблема в обнаружении. Сокровище здесь, но оно скрыто - вы должны обнаружить его. После того как Будда реализовался, его много раз спраши­вали: «Что ты приобрел? Чего ты достиг? »

Говорят, что Будда отвечал: «Я не достиг ничего. Скорее, наоборот. Я потерял самого се-бя. А то, чего я достиг, уже было здесь, так что я не могу сказать, что я достиг его. Я не осозна-вал этого, а теперь я стал осознающим. Но я не могу сказать, что я достиг этого. Скорее, нао-борот, сейчас я удивляюсь, как могло случиться так, что я не знал этого раньше. А оно всегда было здесь, за углом - к нему нужно было только повернуться».

Божественное не есть будущее, ваше божественное есть настоящее. Оно здесь и сейчас. В этот самый момент вы им и являетесь – не осознающий, не смотрящий в правильном на-прав­лении или не повернувшийся к нему, вот и все.

Вот радиоприемник: волны приходят все время, но если приемник не настроен на конкрет-ную волну, волны себя никак не проявляют. Вы настраиваете приемник, и наличие волн стано-вится очевидным. Нужна настройка. Медитация является настройкой. Если вы настроены, то все то, что было неявным, становится явным.

Но помните: не желайте, потому что желание не позволит вам быть пустым. А если вы не являетесь пустым, все становится невозможным, потому что нет пространства, в котором мог-ла бы быть обнаружена ваша неявная природа. Чтобы она была обнаружена, необходимо про-странство. И не спрашивайте, как жить с пустотой. Это не реальный вопрос. Просто будьте пус-тым. Вы еще не пустой.

Если однажды вы узнаете, что такое пустота, то вы полюби­те ее. Это экстаз. Это наиболее прекрасное переживание, возможное для ума, для человека, для сознания. Вы не будете спра-шивать, как жить с пустотой. Вы спрашиваете это так, как если бы пустота была страданием. Эго так и считает. Эго всегда боится пустоты, поэтому вы спрашиваете, как жить с нею, как ес-ли бы это был какой-то враг.

Пустота является вашим внутренним центром. Вся дея­тельность происходит на перифе-рии; самый внутренний центр является просто нулем. Все явное находится на периферии; глу-бочайшее ядро вашего существа представляет собой неявный вакуум. Будда дал ему назва-ние - шуньята. Это означает ничто или пустоту. Это ваша природа, это ваше существо, из это-го ничто происходит все, и все возвращается в него.

Эта пустота является первоисточником. Не стремитесь заполнить ее, потому что, когда вы стараетесь заполнить ее, вы создаете все большее и большее эго - эго является усилием за-полнить пустоту. И даже это желание, что сейчас на вас что-то должно спуститься - бог, бо-жественное, божественная сила, какая-то неизвестная энергия, - тоже является мыслью. Все, что бы вы ни думали о Боге, богом не является; это является просто мыслью.

Когда вы говорите о неизвестном, вы делаете его известным. Что вы знаете о неизвест-ном? Даже для того чтобы сказать, что оно является неизвестным, вы должны знать какое-то его качество - качество быть неизвестным. Ум не может постичь неизвестное. Даже неизвест-ное становится известным, и что бы ни говорил ум, это всего лишь разглагольствования, мыс-литель­ный процесс.

Бог не является словом «бог». Мысль о Боге не есть Бог. И когда нет никаких мыслей, то только тогда вы ощутите и осознаете, что это такое. Ничего другого об этом сказать нельзя. На это можно только указать. А все указания являются ошибоч­ными, потому что они не являются прямыми, непосредственны­ми.

Максимум того, что можно сказать - это то, что когда вас нет... А вас нет, когда нет никаких желаний, потому что вы существуете с желаниями. Желания являются пищей, благода­ря кото-рой вы существуете. Желания являются горючим. Когда нет никаких желаний, когда нет ника-ких стремлений, нет будущего и нет вас самих, то такая пустота является полнотой существо-вания. В этой пустоте перед вами раскрывается все существование. Вы становитесь им.

Так что не спрашивайте, как жить с пустотой. Сначала станьте пустым. Нет никакой необ-ходимости спрашивать, как жить с нею. Она настолько наполнена блаженством - в ней глубо-чайшее блаженство. Когда вы спрашиваете, как жить с пустотой, вы, на самом деле, спрашива-ете, как жить с самим собой. Но вы еще не знаете себя. Входите все больше и больше в это.

При медитации вы иногда ощущаете что-то вроде пустоты, но это не реальная пустота. Я называю это разновидностью пустоты. Когда вы медитируете, то на какие-то мгновения, тече-ние нескольких секунд вы ощущаете себя так, как если бы мыслительный процесс прекратил-ся. В начале медитации такие промежутки будут появляться. Но хотя вы и ощущаете себя так, как если бы мыслительный процесс прекратился, само это также является мыслительным про-цессом, очень тонким мыслитель­ным процессом. Что вы делаете? Вы говорите внутри: «Мыс-ли­тельный процесс прекратился». Но что есть эти слова? Это запустился вторичный мысли-тельный процесс. И вы говорите: «Это пустота». Вы говорите: «Сейчас что-то должно случить-ся». Что это? Снова запущен новый процесс движения мыслей.

Когда бы это ни случилось вновь, не становитесь жертвой этого. Когда вы ощущаете, что на вас опускается тишина, не превращайте ее в слова, потому что вы разрушите ее. Ждите не чего-то конкретного, - просто ждите. Ничего не делайте. Не говорите: «Это пустота». В тот мо-мент, когда вы скажете это, вы разрушите ее. Просто смотрите на нее, проникайте в нее, встре-чайтесь с ней, но ждите - не превращайте ее в слова. Через слова ум снова входит с другой стороны, и вы остаетесь обману­тым. Будьте бдительным по отношению к этим проделкам ума. Сначала так и должно случаться, поэтому, когда бы это ни случилось вновь, просто ждите. Не попадайтесь в ловушку. Не говорите ничего - оставайтесь безмолвным. Тогда вы войдете, и тогда это будет не временно, потому что раз вы познали реальную пустоту, вы не можете поте-рять ее. Реальное не может быть утеряно; таково его свойство.

Раз вы узнали внутреннее сокровище, раз вы вошли в контакт со своим глубочайшим яд-ром, то вы можете переходить к деятельности, тогда вы можете делать все, что угодно, тогда вы можете жить обычной мирской жизнью, но пустота с вами останется. Вы не сможете забыть ее. Она все время будет внутри. Будет слышна ее музыка. Что бы вы ни делали, все это будет только на периферии; внутри вы будете оставаться пустым.

И если вы сможете оставаться пустым внутри, будучи активным только на периферии, то все, что бы вы ни делали, становится божественным, все, что бы вы ни делали, принимает свойства божественного, потому что теперь это не идет от вас. Теперь это идет непосредст-венно от первоначальной пустоты, из первоначального ничто. Тогда, если вы произносите сло-ва, то слова эти не ваши. Вот что имел в виду Мухаммед, когда говорил: «Этот Коран говорил-ся не мною. Он пришел ко мне, как если бы кто-то говорил при помощи меня». Это выходит из внутренней пустоты. Вот что имеют в виду индусы, когда говорят: «Веды написаны не челове-ком, это не человеческий документ, а божественный, рассказанный самим Богом».

Имеются символические способы высказывания чего-либо, что является очень таинствен-ным. А это является таинствен­ным: когда вы глубоко пусты, все, что бы вы ни делали или гово-рили, идет не от вас - потому что вас нет. Это идет от пустоты. Это идет из глубочайшего ис-точника существования. Это идет из того же самого источника, из которого пришло все это су-ществование. Тогда вы входите в утробу, в саму утробу существования. Тогда ваши слова больше не ваши, ваши дейст­вия больше не ваши. Это так, как если бы вы были инструментом - инструментом целого.

Если пустота ощущается лишь мгновение, если она прихо­дит и уходит как вспышка, то она не является реальной. А если вы начинаете думать об этом, то даже это нереальное теряется. Не думать в подобный момент представляет собой большое мужество. Это величайший само-контроль, который я знаю. Когда ум становится безмолвным, и вы опускаетесь в пустоту для того, чтобы не думать, требуется величайшее мужество, потому что все прошлое вашего ума будет отстаивать свои права. Весь его механизм будет кричать: «Теперь думай! »

Неуловимыми способами, косвенными методами ваши вос­поминания о прошлом будут за-ставлять вас думать - и если вы думаете, вы возвращаетесь назад. Если вы сможете оставать-ся безмолвным в этот момент, если вас не искусит механизм вашей памяти и вашего ума... Это просто Сатана - ваш собственный ум, который искушает вас. Всякий раз, когда вы попадаете в пустоту, ум искушает вас и создает что-то, о чем нужно думать - и если вы начинаете думать, вы отходите назад.

Говорят, что когда один из величайших Учителей, Бодхид-харма, пришел в Китай, вокруг него собралось много учеников. Он был первым учителем дзэна. Один из учеников, который должен был стать его главным учеником, подошел к нему и сказал: «Теперь я стал полностью пустым».

Бодхидхарма немедленно похлопал его по плечу и сказал: «Теперь иди и выбрось также и эту пустоту! Теперь ты наполнен пустотой - выбрось ее тоже. Только тогда ты действительно будешь пустым».

Вы поняли? Вы можете быть наполненным идеей пустоты. Тогда она парит над вами, она становится облаком. Он сказал: «Выбрось и эту пустоту, а потом приходи ко мне». Если вы го-ворите, что вы пусты, то вы не пусты. Теперь приобрел? значение это слово «пустота» и вы наполнены им. То же самое и я говорю вам: выбросьте и эту пустоту.

 

Второй вопрос:

 

Вы говорили о трансформации и мутации человеческого ума, о преобразовании бес-сознательного в сверхсознательное, о том, что духовность является экзистенциальным экспериментированием. Но вчера вечером Вы сказали, что эго является ложной сущно-стью, что в нем нет никакой реальности. Не означает ли это, что все духовное экспери-ментирование является экзистенциальной трансформацией неэкзистенциального эго?

 

Нет. Духовная трансформация не является трансформа­цией эго; это растворение его. Вы не должны трансформировать эго, потому что как бы его не трансформировать, оно не пере-станет быть эго. Оно может стать более возвышенным, более очищенным, более окультурен-ным, но эго останется эго. И чем более окультуренным оно становится, тем более оно ядовито. Чем более тонким оно является, тем больше оно держит вас, потому что тогда вы не в состоя-нии осознать это. Вы не осознаете даже такое большое эго. Когда оно станет тонким, вы не бу-дете осознавать его; для этого не будет никакой возможности.

Существуют способы очищения эго, но они не являются духовными. К таким методам от-носится мораль. Но между религией и моралью имеется разница. Мораль основывается на методах очищения эго; мораль существует на респектабельнос­ти. Поэтому мы говорим чело-веку: «Не делай этого. Не делай этого — ставкой является твоя репутация. Не делай этого - что скажут о тебе другие? Не делай этого - тебя не будут уважать. Делай это, и все будут ува-жать тебя».

Вся мораль опирается на ваше эго, тонкое эго. Религия не является трансформацией эго, это трансценденция его. Вы просто отбрасываете эго. И вы расстаетесь с ним не потому, что оно плохое. Запомните это отличие. Мораль всегда говорит: «Расстаньтесь с тем, что непра-вильно, и делайте то, что правиль­но». Религия говорит: «Оставьте то, что является фальши-вым» - не неправильным, а фальшивым. «Оставьте то, что является нереальным, войдите в реальное». В духовности имеет значение истинность, а не правильность. Потому что, правиль-ное само по себе может быть фальшивым, а в фальшивом мире мы нуждаем­ся в фальшивом правильном в противовес неправильному.

Духовность не является трансформацией эго, это его тран­сценденция. Вы выходите за пределы эго. И этот выход за пределы является, в действительности, пробуждением. Нужна глубокая бдительность, чтобы увидеть, существует эго или нет. Если оно существует, если оно является частью, реальной частью вашего существа, то вы не сможете выйти за его пределы. Если оно является фальшивым, то только тогда возможна трансценденция. Вы можете пробу-диться ото сна, вы не можете пробудиться от реальности - не так ли? Вы можете выйти за пре-делы сновидения, но вы не можете выйти за пределы реальности.

Эго является фальшивой сущностью. А что мы имеем в виду, когда говорим, что эго явля-ется фальшивой сущностью?

Мы имеем в виду, что оно существует только потому, что вы не встречаетесь с ним. Если вы встретите его, оно существовать не будет. Оно существует в вашем неведении; оно есть из-за вашей неосознанности. Если вы станете осознающим, его больше не будет. Если вы стано-витесь осознающим и какая-то сущность исчезает только из-за этого, то это означает, что она была фальшивой. С осознаванием реальное будет раскрываться, а фальшивое будет исче-зать.

Таким образом, неправильно даже говорить о том, чтобы отбросить свое эго, потому что когда так говорится, то создается впечатление, что эго есть нечто, что вы можете отбросить. Вы можете даже начать бороться за то, чтобы отбросить это эго. Все подобные усилия будут абсурдными. Вы не можете отбросить его, потому что отбросить можно только реальное. Вы не можете сражаться с ним. Как вы можете сражаться с тенью? А если вы сражаетесь, то помните - вы окажетесь побежденным. Не потому, что тень является очень сильной, но потому, что тени нет; вы не можете победить ее. Вы будете побеждены своей собственной глупостью.

Сражаясь с тенью, вы не можете победить - это определен­но. Вы потерпите поражение. Это тоже определенно, потому что вы будете рассеивать в борьбе свою собственную энергию. Не потому, что тень очень сильная, а потому, что ее нет. Вы сражаетесь с самим собой, рас-трачивая свою энергию. Тогда вы истощите себя и упадете. И вы будете думать, что тень по-бедила, а вы побеждены, - но тени здесь вовсе не было. Если вы сражаетесь с эго, вы потерпи-те поражение. Лучше войти внутрь и попытаться обнаружить его.

Говорят, что император Китая попросил Бодхидхарму: «Мой ум является очень беспокой-ным. Я в постоянном внутрен­нем беспорядке. Дай мне покой или дай мне какой-либо тайный ключ, при помощи которого я мог бы войти во внутреннее безмолвие».

И Бодхидхарма сказал: «Приходите рано утром, в четыре часа, когда здесь никого нет. Приходите, когда я буду один в своей хижине, - и запомните: принесите с собой свой беспокой­ный ум. Не оставляйте его дома».

Император был очень обеспокоен, думая, что этот человек сошел с ума. Он сказал: «При-носите с собой свой беспокойный ум. Не оставляйте его дома, иначе кого я буду приводить в безмолвие? Я сделаю его спокойным, но принесите его! Запом­ните это».

Император ушел, еще больше обеспокоенный, чем раньше. Он думал, что этот человек мудрец, что он даст ему какой-то ключ, но то, что он сказал, казалось глупым - как можно ос-тавить ум дома? Он не мог спать. Глаза Бодхидхармы и то, как он смотрел на него... он был загипнотизирован, его как будто притягивало магнитом. Он не мог спать всю ночь; в четыре часа он был готов. Он, на самом деле, не собирался никуда идти, потому что этот человек был безумцем. И идти в такую рань, в темноту, где никого не было... этот человек мог что-нибудь сделать с ним.

И все же, он настолько привлекал его, что в борьбе с самим собой он пошел. И первое, о чем спросил Бодхидхарма... Он сидел перед своей хижиной, держа в руках свой посох, и ска-зал: «О'кей. Так вы пришли. Где ваш беспокойный ум? Вы принесли его? Я готов утихомирить его».

Тогда император сказал: «О чем ты говоришь? Как можно забыть свой ум? Он всегда здесь».

Бодхидхарма спросил: «Где? Где он? Покажите мне его, чтобы я мог успокоить его, и тогда вы сможете идти».

Император ответил: «Но это не есть нечто объективное. Я не могу показать его тебе, я не могу взять его в руки. Он внутри меня».

И Бодхидхарма сказал: «О'кей, закройте глаза и постарай­тесь определить, где он находит-ся. И в тот момент, когда вы схватите его, откройте глаза и скажите мне об этом. Я успокою его».

В этой тишине, сидя перед этим безумцем, император закрыл глаза. Он очень старался. И он, к тому же, боялся, потому что Бодхидхарма сидел перед ним со своим посохом - в любой момент он мог ударить его. Он очень старался. Он искал везде, в каждом закоулке и уголке своего существа - где находится этот беспокойный ум? И чем больше он искал, тем больше он осознавал, что беспокойство исчезло. Чем больше он пытался найти... как тени его не было здесь.

Прошло два часа, и он даже не понял, что случилось. Его лицо стало спокойным, он стал похож на статую будды, а когда поднялось солнце, Бодхидхарма сказал: «Теперь откройте гла-за. Этого достаточно. Два часа более чем достаточно. Теперь вы можете сказать мне, где он? »

Император открыл глаза. Он был так безмолвен, как только может быть человек. Он скло-нил голову к ногам Бодхидхармы и сказал: «Ты уже успокоил его».

Император Ву написал в своей автобиографии: «Этот чело­век является чудодеем, вол-шебником. Ничего не делая, он успокоил мой ум. И я тоже ничего не делал. Я всего лишь во-шел в себя и попытался найти его. Бодхидхарма, конечно, был прав: сначала нужно обнару-жить, где он. И одного усилия, чтобы найти его, достаточно, чтобы его не оказалось».

Вы не найдете эго. Если вы войдете внутрь, если вы будете искать его, то не найдете его. Его никогда и не существовало. Оно является просто фальшивой подделкой. От него есть ка-кая-то польза, поэтому вы и изобрели его. Поскольку вы не знакомы со своим собственным реальным существом, со своим реальным центром, а без центра функционировать трудно, то вы создали фикцию, фиктивный центр, и функционируете благодаря ему.

Реальный центр скрыт. Вы создали фальшивый центр - эго является фальшивым центром, поддельным центром. Без цент­ра трудно существовать, трудно функционировать. Чтобы фун­кционировать, вам нужен центр. И вы не знаете свой реальный центр, поэтому ум создал фальшивый центр, ложный центр. Ум очень искусен в изготовлении подделок. Он всегда пре-доставля­ет вам замену, если вы не можете найти что-то реальное, потому что в противном случае вы сойдете с ума. Без центра вы сойдете с ума. Вы будете распылены, вы станете фрагментарным; в вас не будет никакого единства. Поэтому ум создает фальшивый центр.

Здесь все как в сновидении. Вам снится, что вы испытыва­ете жажду. Если эта жажда станет очень глубокой, ваш сон будет нарушен, потому что тогда вы должны будете встать, чтобы напиться воды. Тогда ваш ум создаст заменитель: ум создаст сновидение. Вам не нужно будет вставать, сон не будет побеспо­коен - вам будет сниться, что вы пьете воду. Вы достаете из холодильника воду и пьете ее. Ум создал для вас суррогат. Теперь у вас все в порядке. Ре-альная жажда не удовлетворена, вы просто обмануты. Но теперь вам кажется, что вы напи-лись, что у вас была вода. Теперь вы можете спать; сон может спокойно продолжаться.

В сновидениях ум постоянно создает для вас суррогаты, чтобы защитить ваш сон. И то же самое имеет место тогда, когда вы бодрствуете. Ум создает для вас заменители, чтобы сохра-нить вашу психику; в противном случае вы рассыплетесь на отдель­ные фрагменты.

Пока реальный центр не познан, эго должно функциониро­вать. Раз реальный центр поз-нан, нет никакой необходимости смотреть сны о воде. Когда вы получили реальную воду, вы можете пить ее. Нет необходимости видеть ее во сне. Медитация дает вам реальный центр. А когда это случается, полезность фальшивого исчезает.

Но это нужно держать в сознании, - что эго не является вашим центром. Только тогда вы можете начать поиски реаль­ного. И духовность не является трансформацией эго. Оно не мо-жет быть трансформировано. Оно нереально, его просто нет. Вы не можете что-либо сделать с ним. Если вы являетесь осознающим, бдительным, если вы наблюдаете его внутри себя, то оно исчезает. Достаточно света вашего осознавания, и его нет. Духовность представляет со-бой трансценденцию.

 

Третий вопрос:

 

Если эго является нереальным, то не означает ли это, что бессознательный ум, на-копление воспоминаний в клетках мозга и процесс трансформации, являющийся содер-жанием духовного поиска, также являются нереальными, также являются сновидения-ми?

 

Нет. Эго является нереальным; клетки мозга реальны. Эго нереально; мыслительный про-цесс нереальным не является. Мышление является реальным. Память реальна, клетки мозга реальны, ваше тело реально. Ваше тело является реальным, ваша душа является реальной. Это две реальности. Но когда ваша душа отождествляется с телом, то формируется эго - оно является нереальным.

Это подобно следующему. Я стою перед зеркалом: я реален, зеркало реально, но отраже-ние в зеркале реальным не является. Я реален, зеркало тоже реально, но отражение в зеркале есть отражение, оно не реальность. Клетки мозга являются реальны­ми, сознание является ре-альным, но когда сознание связывается с клетками мозга, отождествляется с клетками мозга, то форми­руется эго. Это эго нереально.

Поэтому, когда вы пробуждаетесь, когда вы становитесь просветленным, ваша память не исчезает. Память остается. Она, на самом деле, будет более кристально чистой. Тогда она бу-дет функционировать более точно, потому что не будет никаких возмущений со стороны фаль-шивого эго. Ваше мышление не прекратится. У вас, скорее, в первый раз появится способность мыслить. До этого все ваши мысли были заимствованными. Тогда же вы в действительности сможете думать. Но тогда хозяином будете вы, а не ваш мыслительный процесс.

Раньше хозяином был мыслительный процесс. Вы ничего не могли с ним сделать. Он дей-ствовал в своих собственных интересах; вы были просто жертвой. Вы хотели спать, а ум про-должал думать. Вы хотели остановить его, но он не останав­ливался. В действительности, чем больше вы пытались остано­вить его, тем более упрямым он становился. Он был вашим хозя-ином. Когда вы станете просветленным, он останется, но тогда он будет инструментом. Всякий раз, когда он вам потре­буется, вы сможете его использовать. Тогда, когда он вам не нужен, он не будет толпиться в вашем сознании. Тогда его можно будет вызывать, тогда его можно будет и останавливать. Клетки мозга останутся, тело останется, память останется, мышление оста-нется. Не будет только одного - не будет ощуще­ния «я». Это трудно понять.

Будда гуляет, Будда ест, Будда спит, Будда вспоминает. У него имеется память, клетки его мозга функционируют прекрас­но. Но Будда говорил: «Я гуляю, но никто не гуляет во мне. Я го-ворю, но никто не говорит во мне. Я ем, но никто не ест во мне». Внутреннее сознание не отож-дествляется больше с эго. Поэтому, когда Будда ощущает голод, он ощущает его не так, как вы. Вы ощущаете: «Я голоден». Когда Будда испытывает голод, он ощущает: «Мое тело голод-но. Я лишь тот, кто знает об этом». И этот знающий существует без какого-либо ощущения «я».

Эго является фальшивой сущностью, единственной, фальшивой сущностью - все осталь-ное является реальным. Две реальности могут встретиться, и результатом их встречи может быть некоторое третье, вторичное, явление. Если встречаются Две реальности, то может по-лучиться нечто нереальное. Но нереальное может случиться только в том случае, если в этом участвует сознание. Если сознание не участвует, нереальное случиться не может. Встречают-ся водород и кислород: в результате не может получиться нереальная вода. Нереальное мо-жет случиться только в том случае, если участвует сознание, потому что только сознание может ошибаться. Материя не может ошибаться, материя не может быть нереальной. Материя всегда истинна. Материя не может обманывать и не может быть обманутой - это может только сознание. При наличии сознания существует возможность ошибок.

Но запомните еще одно: материя всегда реальна, она никогда не бывает ложью, но она также никогда не бывает истиной. Материя не может знать, что является истиной. Если не мо-жете ошибаться, вы не можете знать, что такое истина. Обе возможности открываются одно-временно. Человеческое сознание может ошибаться; оно может знать, что оно ошибается, но может стараться избегнуть этого. В этом и прелесть его. В этом опасность, но без опасности нельзя. При каждом росте входит новая опасность. Для материи нет никаких опасностей. По-смотрите на это таким образом. Всякий раз, когда появляется что-то новое, развивается что-то новое, вместе с ним в существование входит новая опасность. Для камня нет ника­кой опаснос-ти. Есть еще малые организмы... Для амеб секс не существует в том смысле, в каком он суще-ствует для человека или животного. Они просто делят свои тела. Когда одна амеба становится все больше и больше, когда она вырастает до - некоторой степени, ее тело автоматически де-лится на две части. Родительское тело делится на два. Теперь есть две амебы.

Некоторые бактерии могут жить вечно; поскольку у них нет рождения, у них нет и смерти. Вместе с биологическим полом появляется рождение; вместе с рождением входит смерть; вме-сте с рождением входит индивидуальность; вместе с индивидуальностью входит эго.

Каждый рост имеет свои потенциальные опасности, но они прекрасны. Если вы все пони-маете, то для вас нет необходимости попадать в них, вы можете превзойти их, трансцендиро-вать их. А когда вы трансцендируете их, вы станете более зрелым и достигнете великого син-теза. Если вы падете их жертвой, великий синтез достигнут не будет.

Духовность является вершиной, последним, предельным, синтезом любого роста. Нере-альное превосходится, а реальное впитывается. И остается только реальное; все фальшивое отбра­сывается. Но не думайте, что тело является нереальным, - оно реально. Клетки мозга яв-ляются реальными, процесс мышле­ния является реальным. Только взаимоотношения между созна­нием и процессом мышления являются нереальными. Это узы. Вы должны развязать их. И в тот момент, когда вы развяжет? их, вы откроете дверь.

 

Последний вопрос:

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Общие свойства головного мозга
  2. VIII. Какую массу бихромата калия надо взять для приготовления 2 л 0,02 н. раствора, если он предназначен для изучения окислительных свойств этого вещества в кислой среде.
  3. Анализ — это такой логический приём, с помощью которого мы мысленно расчленяем приметы, явления, выделяя отдельные их части, свойства.
  4. Аномалии характера и акцентуации индивидуально-психологических свойств личности
  5. Атмосфера земли, ее структура и свойства
  6. Билет 1 Определители второго порядка и их свойства
  7. Биосфера: структура и свойства
  8. Вещества, изменяющие структуру и физико-химические свойства пищевых продуктов
  9. Взаимоисключения между ИК и Раман спектральными свойствами
  10. Виды, свойства и закономерности эмоций и чувств
  11. Влияние ксенобиотиков на физико-химические свойства цитоплазмы, транспортные функции биологических мембран и метаболические процессы в клетке.
  12. Влияние некоторых технологических параметров на свойства спеченных тел.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.055 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь