Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Е.Е. Вознякевич, Г.М. Левин, А.О. Сотников ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА
Е.Е. Вознякевич, Г.М. Левин, А.О. Сотников ФИЛОСОФИЯ В СХЕМАХ И ТЕРМИНАХ Утверждено Редакционно-издательским советом в качестве учебного пособия
Санкт-Петербург УДК 101 (075.8) ББК 87я73 В 64
Р е ц е н з е т ы: доктор философских наук, профессор СПбНЦРАН С. С. Гусев доктор философских наук, профессор СПГУТД Ю. В. Манько Вознякевич, Е. Е. Философия в схемах и терминах: учеб. пособие/ Е. Е. Возня- В 64 кевич, Г. М. Левин, А. О. Сотников; под ред. Г. М. Левина – СПб.: СПГУТД, 2006. – с.
ISBN 5–7937–0258–X Философия в схемах и терминах: учебное пособие / под общей редакцией Г. М. Левина разработана на основании Государствен- ного образовательного стандарта в строгом соответствии с рабочей программой изучения курса «Философия» студентами СПГУТД всех специальностей и форм обучения. Подобная работа еще не издавалась в университете и призвана оказать помощь студентам в овладении изучаемым курсом. В учебном пособии содержатся тематический план курса, темы лекций и их краткое содержание, схемы и словари терминов по изучаемым темам, текстовые задания для самоконтроля знаний, списки рекомендуемой литературы по каждой теме и по всему изучаемому курсу. Учебное пособие позволит изучающим курс «Философия» более наглядно и систематизировано охватить содержание рассматриваемых проблем и качественнее подготовиться к экзамену.
Предназначается для студентов всех специальностей и форм обучения.
УДК 101.1 (075.8) ББК 87я73
© СПГУТД, 2006 ISBN 5–7937–0258–X © Вознякевич Е. Е., 2006 © Левин Г. М., 2006 © Сотников А. О., 2006
Введение Практика преподавания философии в Университете позволяет сделать вывод, что студенты лучше усваивают учебный материал, когда он четко структурирован, схематизирован и излагается понятным для них языком. Но многие философские проблемы сложно изложить без применения собственно философских категорий. Авторы многочисленных учебников и учебных пособий по этой дисциплине не всегда обращают внимание на необходимость объяснения тех терминов, которыми изобилует излагаемый ими учебный материал, видимо, полагая, что то, что понятно им самим, будет понятно и читающим их работы. В предлагаемом авторами данном учебном пособии предпринимается попытка ликвидировать указанный недостаток. В пособии дано краткое содержание изучаемых студентами тем в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, рисунки схем по темам, словари терминов, списки литературы и вопросы для самоконтроля знаний обучающимися. Учебное пособие «Философия в схемах и терминах» предназначено для студентов всех специальностей и форм обучения, а также может оказать помощь преподавателям, аспирантам и всем, интересующимся философией.
Тематический план изучения курса «Философия» Раздел 1. Философия, ее проблемы и роль в обществе Тема1. Предмет, структура и функции философского знания, его роль в жизни общества и человека Тема 2. Возникновение философии и основные этапы ее развития. Тема 3. Основные школы и направления современной философии.
Раздел 2. Философское учение о бытии Тема 4. Бытие: сущее и существующее. Тема 5. Философские теории развития. Тема 6. Сознание как философская проблема.
Раздел 3. Философское учение о познании. Тема 7. Познание как предмет философского анализа. Тема 8. Философский образ знания. Тема 9. Характерные черты и многообразие форм научного познания. Тема 10. Философские основания истории науки.
Литература 1. Библер, В.С. Что есть философия? (Очередное возвращение к исход-ному вопросу) / В. С. Библер // Вопросы философии. –1995. – № 1. – С. 11–18. 2. Дубровский, Д. И. О специфике философской проблематики / Д. И. Дуб-ровский // Вопросы философии. – 1984. – № 11. – С. 3. Зотов, А. Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философ-ских учений / А. Ф. Зотов //Вопросы философии. – 1991. – № 12. – С. 15–20. 4. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев; сост. Ю. А. Ростовцев. – М.: Изд-во полит. лит., 1991. – 525 с. 5. Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардаш-вили. – М.: Прогресс, 1992. – 336 с. 6. Ортега-и-Гассет, X. Что такое философия?: Пер. с исп. / Х. Ортега-и-Гассет; отв. ред. М. А. Кисель. – М.: Наука, 1991. – 405 с. 7. Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики / М. Хайдеггер // Вопросы философии. –1989. – № 9. – С. 13–16. Тестовые задания
1.Термин «философия» означает: а) рассуждение; б) компетентное мнение; в) профессиональную деятельность; г) любовь к мудрости.
2.В развитии философии нет: а) преемственности; б) научных достижений; в) ценностной составляющей; г) устаревших идей.
3.Ответы на философские вопросы ищут: а) в религиозных верованиях; б) в мифологических представлениях; в) в научных исследованиях; г) в доводах и умозаключениях разума. Тема 2. Возникновение философии и основные этапы ее развития. Лекция 2. У истоков европейской философии. Исторические условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Постановка и решение проблемы первоосновы мира (философия физиса: милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты). Изменение представлений о сути философии (софисты). Сократ о сущности человека и Блага. Классический период философии античности: Платон, Аристотель. Эллино-римский период античной философии: эпикурийцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники. Основная идея и черта средневековой философии – теоцентризм. Основные проблемы: божественное предопределение и свобода человека; теодицея; разум и воля; душа и тело; сущность и существование; сотворенное и вечное. Понятие высшего Блага. Спор о природе общих понятий (номинализм и реализм). Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм. Проблема человеческой индивидуальности. Н. Кузанский и Дж. Бруно. Таблица 1. Основные этапы развития европейской философии
Окончание таблицы 1
Таблица 2. Основные этапы развития Античной философии
Таблица 3. Основные черты западной и восточной Средневековой философии
Лекция 3. Философия XVII – XIX вв. Научная революция XVII в. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм и рационализм. Обоснование новой картины мира и ее динамики (И. Ньютон, Г. В. Лейбниц). Монизм, дуализм, плюрализм. Философия эпохи Просвещения: реальный мир как система природы. Развитие взглядов о господстве человека над природой. Формирование понятия «гражданское общество». Обоснование связи развития науки и социального прогресса. Немецкая классическая философия. Основные идеи и проблемы: целостность и структурированность бытия, его познаваемость; активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека. Принцип тождества бытия и мышления. И. Кант о возможности и границах познания, автономии нравственной области человеческой деятельности. От философии как наукоучения (Фихте) к философии духа (Шеллинг, Гегель). Система и метод в философии Гегеля. Таблица 4. Основные этапы развития философии нового времени.
Лекция 4. Кризис традиционной формы философского знания в середине XIX в. Социокультурные предпосылки философского плюрализма (Л. Фейербах, А. Шопенгауэр, О. Конт). Формирование новых направлений философствования: неогегельянства, неокантианства, диалектико-материалистического, сциентистского и иррационалисти-ческого. Русская философия на рубеже XIX – XX вв.: западники, славянофи-лы, почвенники, материалистические и идеалистические традиции рус-ской философской мысли конца XIX, начала XX вв. (А. И. Герцен, Д. И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Вл. Соловьев, Н. Бердяев). Преемствен-ность и самобытность философской мысли России. Проблемы духовности, свободы, творчества, диалога культур.
Таблица 5. Основные школы и направления философии ХIХ в.
Рис. 5. Схема основных этапов развития русской философии Термины
Агностицизм – учение о принципиальной непознаваемости мира. Антропоцентризм – философское воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Волюнтаризм – направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Всеединство – состояние единства мира и человека, воплощающее идеал соборности на основании «великого синтеза» религии, науки и философии. Гилозоизм – философское учение, рассматривающее мир как живое, одушевленное состояние. Гуманизм – воззрение, признающее самоценность личности в мире, право человека на свободное развитие и проявление своих способностей. Дедукция – выведение частного из общего. Движение мысли от общего положения к особенному. Индукция – наведение, приращивание знания в направлении от частного к целому, от отдельного к всеобщему, закономерному. Интуитивизм – направление в философии, усматривающее в интуиции единственно достоверное средство познания. Космос – упорядоченное единство мира. Марксизм – учение, опирающееся на диалектический и истори-ческий материализм в осмыслении природы, общества, человека. Неокантианство – философское направление, выдвигавшее в качестве основных постулатов следующие: философия должна заниматься критикой познания, познание должно быть ограничено сферой опыта, познание ограничено рядом априорных норм. Неогегельянство – философское течение, для которого характерно стремление к созданию монистического мировоззрения на основе диалектического метода и учения о духе Гегеля. Пантеизм – учение, обожествляющее мир. Номинализм – учение, согласно которому общие понятия являются всего лишь именами для обозначения единичных вещей. Патристика – философия и теология апостольских и апологети-ческих отцов церкви. Позитивизм – направление философской мысли, опирающееся на следующие положения: подлинное знания должны опираться на эмпирические факты, такое знание дает только наука, поэтому и философия должна опираться на данные науки. Психоанализ – комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества. Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и действия людей. Религиозная философия – философское течение, опирающееся в своих построениях на понятия, сформировавшиеся в рамках христианства и постулирующих присутствие в мире божественного начала. Сенсуализм – философская концепция, рассматривающая чувства в качестве единственного источника знания. Соборность – выражение паритетных отношений мира и человека, единство общего и единичного. София – мудрость, явленная в сотворчестве Бога, мира и человека. Субстанция – нечто неизменное; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, то, что выступает достаточным основанием реальности мира. Схоластика – школьное направление в западнохристианской философии, в рамках которой развивающаяся наука опиралась на христианские догматы, активно используя теорию двойственной истины. Теология – учение о сущности Бога. Универсалии – общие понятия. Спор велся о том, обладают ли общие понятия реальным бытием (реализм) или существуют лишь идеально, как возможное рациональное понятийное познание (номинализм). Философия жизни – философское направление, обращающееся к понятию жизни как первичной реальности, целостному органическому процессу, предшествующему разделению материи и духа, бытия и сознания. Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувствен-ный опыт источником знания. Вопросы для самоконтроля
1. Как объясняют первоначало мира Гераклит и Демокрит, что общего в их концепциях, а что различается? 2. Каким образом в Средние века решался вопрос о соотношении веры и знания? 3. Как решает философия Возрождения проблему соотношения конечного и бесконечного? 4. От каких «идолов» предостерегает Ф. Бэкон исследователя?
Литература 1. Августин Аврелий. Исповедь / Аврелий Августин. – СПб.: АСТ, 2003. 2. Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч.2. 3. Аристотель. Категории / Аристотель // Соч.: в 4 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1978. – С. 51–90. 4. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. — М.: Высш. шк., 2001. 5. Беркли, Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом / Дж. Беркли // Мир философии: в 2 ч. – М.: Политиздат, 1991. – Ч. 1. – С. 628–632. 6. Больнов, О. Ф. Философия экзистенциализма / О. Ф. Больнов; под ред. Ю. А. Сандулова. – СПб.: Лань, 1999. 7. Бэкон, Ф. О достоинстве и приумножении наук / Бэкон Ф. // Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1971. – Т. 1. 8. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель // Энциклопедия философских наук. Соч.: в 3 т. – М.: Мысль, 1974. – Т. 1. 9. Горфункель, А. Х. Философия эпохи Возрождения. / А. Х. Горфункель. – М.: Высш. шк., 1980. 10.Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия. / А. В. Гулыга. – М.: Рольф, 2001. 11.Гуссерль, Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль // Философия как строгая наука. – Новочеркасск: САГУНА, 1994. – С. 127–175. 12.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречения великих философов / Лаэртский Диоген. – М.: Мысль, 1979. 13.Доброхотов, А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии / А. Л. Доброхотов. – М.: Изд-во МГУ, 1986. 14.Зотов, А. Ф. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М.: Высш. школа, 1988. 15.Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука / И. Кант // Соч.: в 8 т. – М.: Чоро, 1994. – Т. 4. 16.Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Соч.: в 8 т. – М.: Чоро, 1994. – Т. 3. 17.Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. – М.: Республика, 1993. 18.Маркс, К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. 19.Николай Кузанский. Об ученом незнании / Николай Кузанский // Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1979. – Т. 1. 20.Очерки истории западного протестантизма / РАН. ИВИ. – М., 1995. 21.Платон. Соч.: в 4 т. / Платон. – М.: Мысль, 1990–1995 (диалоги: «Федон», «Федр», «Теэтет», «Государство», «Тимей»). 22.Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1: Античность / Д. Реале, Д. Антисери / пер. с ит. С. А. Мальцевой. – СПб.: Петрополис, 1997. 23.Соколов, В. В. Европейская философия XV–XVII веков / В. В. Соколов. – М.: Высш. шк., 1984. 24.Соколов, В. В. Средневековая философия / В. В. Соколов. – М.: Высш. шк., 1979. 25.Сумерки богов / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1989. 26.Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1989. 27.Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ / З. Фрейд. – СПб.: Азбука, 2003. 28.Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней философии / А. Н. Чанышев. – М.: Мысль, 1981. 29.Шашкевич, П. Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени / П. Д. Шашкевич. – М.: Мысль, 1976. 30.Шеллинг, Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма / Ф. В. Й. Шеллинг // Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1987. – Т. 1. 31.Юм, Д. Исследование о человеческом разумении / Д. Юм. – М.: Прогресс, 1995.
Тестовые задания
1. По Платону, прекрасное – это: а) совершенство линий и форм; б) нравственное величие души; в) разумное построение произведений искусства; г) то общее, что прекрасные предметы имеют между собой.
2. Основной догмат христианского вероучения гласит, а) нет Бога выше Аллаха; б) Бог есть единое; в) Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях; г) Бог есть все и все есть Бог.
3. Пико делла Мирандола писал: а) человек рожден для счастья; б) человек сам творец своего счастья; в) Бог дарит человеку его счастье; г) счастье есть дым, и человек к нему стремится напрасно.
4. Согласно Дж. Локку, основой всякого познания является: а) ощущение; б) мысль; в) интуиция; г) опыт.
5. Вольтер считал, что религия возникла тогда, когда встретились: а) человек и бог; б) бог и дьявол; в) ученый и невежда; г) мошенник и глупец
6. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть: а) вещь в себе; б) феномен; в) ноумен; г) интеллектуальный синтез.
7. Предлагая классификацию наук, О. Конт все науки разделил на две группы: а) точные и гуманитарные; б) теоретические и прикладные; в) философские и естественные; г) позитивные и негативные.
8. В области научного познания, по Ницше, истина – это: а) цель научного познания; б) объективное отражение действительности; в) актуальное мнение; г) полезное заблуждение.
9. Славянофилы полагали, что Россия: а) отстает в своем развитии от Европы, но скоро ее нагонит; б) обречена на неминуемую гибель из-за дураков и плохих дорог; в) имеет свой уникальный путь, свою роль в истории мира; г) имеет право на мировое господство и ее время скоро придет. Рис. 7. Схема особенностей аналитической философии Термины Аналитическая философия – совокупность течений, направлений и школ, предпочитающих всем формам философской рефлексии метод анализа в целях превращения философии в строгое и аргументированное знание. Неопозитивизм – современная форма позитивизма с претензией быть унифицированной наукой. Неотомизм – теологическая доктрина католицизма, пытающаяся примирить догматы веры с требованиями современной науки. Неофрейдизм – философское направление, в качестве основной посылки использующее идею оздоровления общества через индивида средствами психоанализа. Персонализм – философская школа, утверждающая приоритет личности и ее ценностных ориентиров. Прагматизм – философское учение, исследующее связь челове-ческого действия и мыслительных структур, обеспечивающих продук-тивность действия. Римский клуб – общественная организация, созданная с целью понять последствия научно-технической революции. Ориентирована на революцию человеческих качеств. Структурализм – общее обозначение ряда направлений в социогуманитарном знании, связанных с выявлением структуры, т. е. сово-купности отношений между частями целого, сохраняющих свою устойчивость при различного рода преобразованиях и изменениях. Сциентизм – претензия на определяющую и универсальную роль науки в деле познания мира. Феноменология – философское учение, ключевые идеи которого связаны с такими понятиями, как интенциональность, феноменологическая и трансцендентальная редукция, трансцендентальный субъект. Франкфуртская школа – философия критической направленности, объединяющая идеи философии жизни и традиции диалектического философствования от Гегеля до Маркса. Экзистенциализм – философское учение, выдвигающее на перед-ний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускаю-щую дискурсивного выражения. Эмпириокритицизм – философия чистого опыта, рассматривала философские проблемы как теоретически несостоятельные и практически бесполезные. Вопросы для самоконтроля 1. Как решает неофрейдизм проблему свободы и чем обусловлен феномен «бегства от свободы»? 2. В чем смысл «эксцентричности» человека в рамках философской антропологии? 3. Что такое герменевтический круг? 4. Чем отличается антисциентизм от агностицизма?
Литература. 1. Витгенштейн, Л. О достоверности Л. Витгенштейн // Вопросы философии. – 1991. – № 2. – С. 2. Зотов, А. Ф. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века: учеб. пособие для филос. фак. ун-тов / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М.: Высш. шк., 1988. – 312 с. 3. Мамардашвили, М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М. К. Мамардашвили. – М.: Лабиринт, 1994. – 87 с. 4. Проблема человека в западной философии: переводы / сост. и послесловия П. С. Гуревича; общ. ред. Ю. Н. Попова. – М.: Политиздат, 1988. – 552 с. 5. Проблемы философской герменевтики / под ред. П. Ю. Соколова. – М.: Наука, 1990. – 271 с. 6. Современная буржуазная философия: учеб. пособие / под ред. А. С. Богомолова, Ю. К. Мельвиля, И. С. Нарского. – М. 1978. – 293 с. 7. Фуко, М. Археология знания / пер. с фр. М. Б. Раковой, А. Ю. Серебрянниковой; вступ. ст. А. С. Колесникова. – СПб.: Гуманитарная академия, 2004. – 416 с.
Тестовые задания 1. Позитивисты полагают, что философия должна заниматься: а) исследованиями смысла жизни; б) объяснением природы и общества в терминах метафизики; в) объединением данных отдельных наук в единую «картину мира»; г) анализом основоположений чистого разума.
2. Представителями неотомизма являются: а) А. Камю и Ж.-П. Сартр; б) Б. Рассел и Л. Витгенштейн; в) П. Фейерабенд и К. Поппер; г) Жильсон и Маритен.
Тема 4. Бытие: сущее и существующее Лекция 6. Онтология как учение о бытии. Философское (метафизическое) и физическое понимание бытия. Единство мира и его многообразие. Сущность как единица бытия и сущность как единство рода. Категории как высшие роды бытия и категории как ступени познания. Главные онтологические категории: бытие и ничто, единое и многое, целое и часть, количество и качество, содержание и форма, единичное и общее, возможность и действительность.
Рис. 8. Схема философского учения о бытии
Рис. 9. Схема свойств материи
Термины Бытие – то, что сообщает всему реальность. Следует различать реальное и идеальное бытие. Реальное бытие называют существованием, а идеальное бытие – сущностью. Бытие мира – это чистая возможность, обладающая абсолютными характеристиками движения, пространства и времени, сохраняющая свою неопределенность. Бытие в мире – философская категория для обозначения реальности, существующей в движении, пребывающей в пространстве и времени. Время – форма существования бытия, которая характеризует длительность существования бытия и последовательность смены его состояний. Детерминизм – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральной идеей является представление о связи явлений, когда одно явление с необходимостью порождает, производит другое явление. Дух – философское понятие для описания формообразующего начала. Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями и событиями. Категория – наиболее общая форма действительности, высказы-вания и понятий, родовое понятие, от которого происходят все другие понятия. Материя – философское понятие для обозначения реальности, данной человеку в ощущениях, и существует независимо от них. Причинность – генетическая связь между отдельными состояниями структурно организованного бытия в мире. Пространство – это форма проявления бытия, которая характери-зуется протяженностью, структурностью, существованием и взаимодейст-вием элементов во всех его системах.
Вопросы для самоконтроля 1. Чем различаются объективная и субъективная реальности? 2. Материя как объективная реальность. 3. Пространство и время (эволюция представлений). Литература 1. Аристотель. Категории / Аристотель // Соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1978. Т. 2. – С. 51–90. 2. Декарт, Р. Размышления о первой философии / Р. Декарт // Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1994. Т. 2. 3. Лосев, А. Ф. Самое само. Бытие – Имя – Космос / А. Ф. Лосев. – М.: Мысль, 1993. 4. Платон. Парменид / Платон // Соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1993. Т. 2. 5. Платон. Тимей / Платон // Соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1994. Т. 3. 6. Спиноза, Б. Этика / Б. Спиноза // Избр. произв.: в 2 т. – Л.: Прогресс, 1957. – Т. 1. 7. Хайдеггер, М. Тезис Канта о бытии/ М. Хайдеггер// Время и бытие: Статьи и выступления: пер. с нем. – М.: Республика, 1993. – С. 361–381.
Тестовые задания
1. Необходимость – это: а) принуждение с помощью силы совершить то или иное действие; б) результат волевых усилий сильной личности; в) фактическая обусловленность явлений данными обстоятель-ствами; г) невозможность противоположного.
2. Время – это: а) бесконечная сумма часов, минут, секунд, развернутая в вечности; б) свойство реальности, выражающееся в последовательности сменяющих друг друга событий; в) изменение состояния среды или поля, распространяющееся в пространстве с конечной скоростью; г) скалярная физическая величина, определяющая инерционные и гравитационные свойства материи. Таблица 8. Три теоретических метода.
Термины
Атрибут – существенный признак; необходимое, неотъемлемое свойство объекта. Вероятность – степень возможности появления какого-либо определенного события в тех или иных условиях. Взаимодействие – система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных. Движение – форма существования материи; способ бытия материальных объектов, состоящий в их изменениях и взаимопревращениях. Основными формами движения являются: – механическая, – физическая: тепловая, электромагнитная, гравитационная, атомная и ядерная; – химическая; – биологическая. Диалектика – учение о наиболее общих закономерностях становления, развития природы, общества, человеческого мышления. Законы диалектики: - 1 – единство и борьба противоположностей; - 2 – переход количественных изменений в качественные; - 3 – отрицание отрицания. Интеграция – процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов. Критерий – признак, являющийся основой классификации. Организм – целостная система: - состоящая из материального субстрата; - осуществляющая обмен веществ, энергии и информации с окружа-ющей средой; - являющаяся раздражимой и активно подвижной; - проходящая индивидуальный цикл развития, завершающийся ее смертью. Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы