Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 6. Сознание как философская проблема
Лекция 8. Духовное (идеальное) как форма бытия. Индивидуали-зированное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное. Сознание как вид индивидуализированного духовного, субъективная форма реальности. Психика и сознание. Проблема диалектики сознания и бессознательного в истории философии. Сознание и самосознание человека. Сознание и язык. Функции сознания. Сознание и общество. Основные уровни и формы общественного сознания. Диалектика индивидуального и общественного сознания. Современная наука о природе и структуре сознания.
Рис. 11. Общественное сознание Рис. 12. Схема структуры деятельности Абстракция – одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении, вычленении свойства или отношения. Ассоциация – связь между элементами психики, благодаря которой появление одного элемента в определенных условиях вызывает другой, с ним связанный. Аффект – сильное, бурно протекающее и относительно кратковре-менное, в отличие от настроения и страсти, эмоциональное переживание человека: ярость, ужас и т. п. Бессознательное – совокупность психических процессов, не осозна-ваемых субъектом. Высшие психические функции – функции, отражающие интегра-тивную деятельность мозга: ощущения, восприятия, представления, воображение, внимание, память, сознание, мышление и др. Групповое сознание – тип общественного сознания; совокупность групповых чувств, ценностных ориентаций и идеалов, представлений о групповых целях, путях и средствах их достижения. Идеология – система взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы различных социальных групп, классов, обществ. Интенциональность в феноменологии Э. Гуссерля – направлен-ность сознания на объект. Интенциональность считается основополага-ющей характеристикой сознания и его актов. Массовое сознание характеризуется разорванностью, подвиж-ностью, противоречивостью, быстрыми неожиданными изменениями в одних случаях и определенными стереотипами в других случаях. Мышление – процесс отражения объективной реальности в умо-заключениях, понятиях, теориях, суждениях и т. п. Ноумен в феноменологии Э. Гуссерля – умопостигаемая сущность, предмет интеллектуального созерцания, отличный от феномена. Образ – целостное, но неполное представление некоторого объекта или класса объектов. Образ является идеальным продуктом психической деятельности, который конкретизируется в той или иной форме психического отражения: ощущения, восприятия и т. д. Общественное сознание – отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом. Оно в психоаналитической теории – один из трех компонентов личности; совокупность бессознательных процессов, противопоставля-емых сознанию " Я". Переживание – любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние; явление действительности, непосредственно представленное в сознании субъекта и выступающее для него как событие его собственной жизни. Предсознательное – воспоминания, неактуализированные знания и другие мысли, ассоциации и чувства: Психика – системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении и понимании субъектом объектов и предметов окружающего мира. Психоанализ – основанное З. Фрейдом направление психологии и психиатрии. Психоанализ использует технику свободной ассоциации, интерпретации слов, обмолвок и т. д. в целях выявления вытесненных представлений и их устранения. Самосознание – выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов. Сверх " Я" в психоаналитической теории – один из трех компонен-тов личности: - включающий моральные стандарты, запреты и поощрения и - возникающий благодаря механизму идентификации ребенка со взрослым (отцом). Сверх " Я" проявляется в виде совести и может вызвать чувства страха и вины. Созерцание – эмпирическая ступень познания, основу которой составляет непосредственное чувственное отражение объекта. Сознание – высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Стихийность и сознательность – категории исторического материализма, характеризующие отношение между объективной исторической закономерностью и целенаправленной деятельностью людей. Под стихийностью разумеется такой ход общественного развития, когда его экономические и социальные законы не осознаются людьми, не находятся под их контролем и зачастую действуют с разрушительной силой природных стихий, осознанные же действия людей •не ведут к осуществлению поставленных целей, а, напротив, приводят к совершенно неожиданным для них результатам. Феномен в феноменологии Э. Гуссерля – идеальная сущность; объект чувственного созерцания. Эго в психоаналитической теории – один из трех компонентов личности; часть психического аппарата, выделившаяся в процессе эволюции из " Оно". Эго является организованной, осознаваемой частью психики, центром сознания, живущего в соответствии с принципом реальности. Вопросы для самоконтроля 1. Какие концептуальные подходы к объяснению природы сознания Вы знаете? 2. Как оценивает Фрейд роль бессознательного в жизни человека? 3. Являются ли понятия «психика» и «сознание» синонимами? Литература 1. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. – М.: Прогресс, 1990. 2. Бахтин, М. М. Философия поступка / М. М. Бахтин // Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984 – 1985. – М.: Наука, 1986. – С. 32–78. 3. Бойко, А. Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках / А. Н. Бойко. – Киев: Вища школа, 1978. – 89 с. 4. Бородай, Ю. М. От фантазии к реальности / Ю. М. Бородай. – М.: Наука, 1995. – 186 с. 5. Иванов, А. В. Сознание и мышление / А. В. Иванов. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 342 с. 6. Мамардашвили, М. К. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский; под общ. ред. Ю. П. Сенокосова. – М.: Языки рус.культуры, 1999. – 287 с. 7. Мамардашвили, М. К. Формы и содержание мышления / М. К. Ма- мардашвили. – М.: Прогресс, 1968. 8. Михайлов, Ф.Т. Загадка человеческого Я / Ф. Т. Михайлов. – М.: Прогресс, 1986. – 241 с. 9. Неопозитивизм. Лингвистическая философия // Современная западная философия. – М.: Политиздат, 1991. 10. Общественное сознание и его формы. – М.: Прогресс, 1986. – 218 с. 11. Портнов, А. Н. Язык и сознание: Основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX–XX вв. / А. Н. Портнов. – Иваново: Б. И., 1994. – 164 с. 12. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание: монография / А. Г. Спиркин. – М.: Мысль, 1975. – 127 с. 13. Скворцов, Л. В. Субъект истории и социальное самосознание / Л. В. Скворцов. – М.: Мысль, 1983. – 96 с. 14. Фрейд, 3. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Прогресс, 1989. – 488 с.
Тестовые задания 1. Структурными элементами психики человека, по мнению З. Фрей-да, являются: а) Я, Ты и Он; б) Сверх-Я, Эго и Оно; в )Эго, Я и Сверх-Эго; г) Оно, Он и Ты.
2. Интенциональность, по Э.Гуссерлю, свойственна: а) глазам; б) потоку мысли; в) сознанию; г) положению тел в пространстве. Тема 7. Познание как предмет философского анализа Лекция 9. Философское понятие познания. Познание как отражение действительности (чувственное и логическое познание). Структура и результат познания: мнение, вера, догадка, понимание, интерпретация и знание. Соотношение эмпирического, рационального, иррационального и мистического в познании. Истина и ее критерии. Абсолютность и относительность истины. Истина и правда. Практика как источник, процесс, результат и критерий истинности познания. Философское учение о познании. Познание как предмет философского анализа. Объект и субъект познания в истории философской мысли. Различные концепции истины. Таблица 9. Концепции истины
Рис. 13. Схема механизмов познания
Рис. 14. Схема структуры теоретического знания Восприятие – целостный образ отражаемого в сознании объекта Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения некоторого явления и требующее верификации Заблуждение – искаженное отражение действительности; несоответ-ствие субъективного образа объективной действительности. Интуиция – способность непосредственного постижения истины - без обоснования с помощью доказательств; - без предварительного логического рассуждения, основанная на предшествующем опыте. Ощущение – фиксация в сознании отдельных сторон, признаков объектов Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам. Представление – образ предметов, воздействовавших на органы чувств человека, восстанавливаемый по сохранившимся в мозгу следам при отсутствии этих предметов и явлений, а также образ, созданный усилиями продуктивного воображения; высшая форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания. Понимание – постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической, социальной, культурной и природной реальности. Суждение – установление или отрицание связи между двумя элементами сознания. Суждения бывают априорные (всеобщи и необходимы и не заимствованы из опыта) и апостериорные (случайны и заимствованы из опыта); аналитические и синтетические; общие, частные и единичные; простые и сложные; утвердительные и отрицательные. Теория – форма достоверных научных знаний: - представляющая собой множество логически увязанных между собой допущений и суждений; - дающая целостное представление о закономерностях и существенных характеристиках объектов; - основывающаяся на окружающей реальности. Умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений (посылками умозаключения) выводится новое суждение, логически вытекающее из посылок
Вопросы для самоконтроля 1. Чем отличается ложь от заблуждения? 2. Какие познавательные акты и процедуры Вы знаете? 3. Что является критерием истины в марксизме?
Литература 1. Андреев, И. Д. К вопросу о развитии философской категории / И. Д. Андреев //Философские науки. – 1980. – № 6. – С. 15–23. 2. Галимов, Б. С. Принцип развития в основании научной картины природы / Б. С. Галимов. – Саратов: СГУ, 1981. – 211 с. 3. Диалектика материального мира: Сб. ст. / сост. П. М. Матронин. - М.: Политиздат, 1989. – 139 с. 4. Карпинская, Р. С. Биологический эволюционизм и диалектика / Р. С. Карпинская // Вопросы философии. – 1980. – № 10. – С. 11–19. 5. Князева, Е. Н. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии. – 1992. – № 12 – С. 3–20. 6. Некрасов, С. И. Явление разума и духа: Коэволюционный подход / С. И. Некрасов. – Владимир: Круг, 2001. – 219 с.
Тестовые задания 1. К рациональному познанию можно отнести следующие проце-дуры: а) ощущение; б) беседа; в) суждение; г) милосердие.
2. Агностицизм утверждает, что: а) мир непознаваем; б) нельзя убивать невинных агнцев; в) наука, как и религия, обманывает людей, скрывая истину; г) основным методом познания является наблюдение. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы