Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Метафизика всеединства В. С. Соловьёва.



Философом, ставшим первым ярким представителем религиозно-философского ренессанса в России, был Владимир Сергеевич Соловьёв (1854 – 1900), по мнению многих исследователей, самый талантливый русский философ. В. С. Соловьёв родился в семье известного историка Сергея Михайловича Соловьёва, автора многотомной «Истории России с древнейших времён». Вначале В. С. Соловьёв под влиянием общей юношеского радикализма объявляет себя материалистом и нигилистом и поступает на естественное отделение Московского университета. Однако вскоре он разочаровывается в материализме и к концу обучения в университете (уже на историко-филологическом факультете) становится религиозным философом, объективным идеалистом.

По окончании университета Соловьёв ведёт преподавательскую деятельность, которая однако была прервана в 1881 г. Соловьёв выступил с призывом к Александру III помиловать из христианского милосердия убийц его отца (Александра II). После этого Соловьёву были запрещены публичные выступления и он был вынужден прекратить преподавание. Затем последовал запрет Синода на высказывание Соловьёвым своей позиции по религиозным вопросам, поскольку его суждения часто противоречили официальному православию. В конце жизни Соловьёв выступал с идеями экуменизма, объединения всех христианских исповеданий в одну церковь, что также не нашло поддержки у Синода.

Соловьёв вёл активную философскую и научную деятельность. Основные произведения Соловьёва – « Критика отвлечённых начал », « Оправдание добра», «Чтения о богочеловечестве ». Кроме того, Соловьев был талантливым поэтом, одним из предшественников символизма и часто писал стихи, иллюстрирующие те или иные положения своей философии. Соловьёв был малоприспособленным к жизни человеком, как правило, жил в домах своих друзей. Скончался В. С. Соловьёв в подмосковном имении Узкое своего соратника С. Н. Трубецкого, известного философа.

Соловьев был глубоко верующим человеком, у которого был свой опыт мистических видений. Особенно запомнились Соловьёву явления Божественной Софии, о которых он рассказал в автобиографической поэме « Три свидания ». Софию Соловьёв понимал как разумное и творчески-созидательное начало в Боге, которое непосредственно участвовало в творении мира. Соловьёв также рассматривал Софию как «вечную женственность», женское начало в Боге. В. С. Соловьёв положил начало софиологии как одной из наиболее значительных теологических дисциплин, которую разрабатывали представители русской религиозной философии.

Будучи чрезвычайно начитанным и эрудированным человеком, Соловьёв предпринял попытку создать на базе обновлённой религии всеобъемлющую христианскую философию, которую называют метафизикой всеединства.

Что же такое всеединство? О всеединстве можно говорить в трёх аспектах: онтологическом, гносеологическом и аксиологическом. В онтологическом аспекте всеединство выступает как Бог в своих трех ипостасях, определяющий начало и единство, цельность любого бытия. Наиболее полной формой всеединства становится вечная Божественная идея (или София), содержащаяся в Божественном Логосе. Таким образом, онтологически всеединство – это единство творца и творения.

Первоначалом всей действительности Соловьёв считал сверхъестественное царство божественных идей, отражением и порождением которых является всё мироздание. «Милый друг, иль ты не видишь, что всё видимое нами – только отблеск, только тени от незримого очами», - писал он в одном из стихотворений. Соловьёв восхищался объективно-идеалистическим учением Платона, перевёл многие из его диалогов на русский язык. Однако учение Платона он переосмысливал с христианских позиций.

Принимая представления об эволюционном развитии мироздания, Соловьёв даёт эволюционному процессу религиозную интерпретацию. По его мнению, задачей эволюции является восстановление утраченного в результате грехопадения единства с Богом. Через определённые ступени: 1. минеральное царство, 2. растительное царство, 3. животное царство, 4. природное человечество и 5. духовное человечество – тварный мир движется к воссоединению с Творцом.

В гносеологическом аспекте всеединство выступает как цельное знание, представляющее собой неразрывную взаимосвязь эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (религиозного). Цельное знание предполагает в качестве исходного принципа веру в безусловное существование абсолютного начала. Эмпирическое и рациональное познание могут выполнять лишь вспомогательную роль; сами по себе они несовершенны. Так, эмпирическое знание не позволяет делать выводы ни о чём, кроме явлений, а рациональное знание исследует только сам разум. Таким образом, совершенное (цельное) знание – синтез эмпирического, рационального и мистического познания. Это приводит Соловьёва к мысли о необходимости единства науки, философии и религии. Это единство Соловьёв называет свободной теософией. Цельное знание представляется Соловьёву в качестве Божественной истины.

В аксиологическом аспекте всеединство представляет собой учение о единстве важнейших ценностей – истины, добра и красоты, имеющих первоисток в Боге. Настоящее добро, например, обязательно будет истинно и прекрасно. Нет безнравственной красоты или безобразной истины – все три главнейших положительных ценности совпадают и подразумевают друг друга. Истина, добро и красота неотделимы друг от друга так же как неслиянны, но и нераздельны между собой ипостаси Божественной троицы.

Человек отличается от животных, по мнению Соловьёва, в первую очередь наличием у него нравственности, которая опирается на три главные чувства – стыд, жалость, благоговение. Этих базовых нравственных чувств животные лишены. Природное человечество преодолевает ещё связывающие его с животным миром начала и возвышается до ступени духовного человечества. Целью исторического развития является приобщение к заповедям Христа, в движении к богочеловечеству. Идеалом правления для Соловьева являлась теократия, в которой соединяется светская и духовная власть.

Русский космизм.

Русский Космизм – уникальное направление русской философии, аналогов которому трудно отыскать в западноевропейской философии.[82] Космисты учили о том, что хотя деятельность человека протекает на Земле, однако постепенно человечеству станет тесно в земных рамках и человечество подчинит целям своей деятельности планеты солнечной системы и другие космические тела. Творческая, практическая и хозяйственная деятельность человечества рассматривается как новый космогонический фактор эволюции, дальнейшего совершенствования мироздания. Космисты призывали распространять освоенную и преобразованную человеком часть универсума на весь космос. Также космисты подчёркивали глобальную взаимосвязь процессов в космосе и на обжитой человечеством Земле.

Основоположником философии русского космизма принято считать известного драматурга А. В. Сухово-Кобылина (1817 – 1903). Как философ А. В. Сухово-Кобылин, будучи по своим философским симпатиям гегельянцем, попытался разработать космическое « учение Всемира ». Существование человечества Сухово-Кобылин делит на три этапа. 1. Теллургическое (земное) человечество, заключённое в пределы земного пространства. 2. Солярное человечество, обитающее в рамках солнечной системы. 3. Сидерическое (звёздное) человечество, расселившееся в необъятном космическом пространстве. Представление о пути к стадии сидерического человечества связывается Сухово-Кобылиным со становлением социологии как науки об обществе, поскольку все этапы развития общества есть лишь моменты пути к всё большему расселению человечества в космосе.

В конце 19 в. разворачивалась деятельность одного из оригинальнейших русских мыслителей Николая Фёдоровича Фёдорова ( 1828 – 1903), который получил прозвище « московский Сократ ». Н. Ф. Фёдоров был незаконным сыном князя Гагарина. Большую часть жизни Фёдоров работал библиотекарем в ряде московских библиотек, в том числе и в Румянцевской (ныне Российская Государственная библиотека им. В. И. Ленина), где заведовал каталожным отделом. Н. Ф. Фёдоров внёс значительный вклад в развитие библиотечного дела в России.

Федоров жил очень скромно, аскетически ограничивая себя во всём, однако, помогая всем, кто просил у него о вспомоществовании. На это уходила значительная часть его скудного жалования. Н. Ф. Фёдоров дружил с Львом Толстым, хотя и не принимал его идей опрощения и неприязнь к науке. Н. Ф. Фёдоров запрещал рисовать и фотографировать себя, поэтому сохранился лишь один портрет этого мыслителя, тайком нарисованный Л. О. Пастернаком. При жизни Фёдоров почти ничего не издавал, однако после его смерти ученики собрали его разрозненные записи и объединили их в книгу « Философия общего дела ».

В мировоззрении Фёдорова причудливо сочетались позитивистская вера в беспредельные возможности науки с элементами патриархально-религиозного мышления. Наука позволит, как он считал, одержать победу над природой и распространить сферу влияния человечества на солнечную систему. Н. Ф. Фёдоров полагал, что основное предназначение человека заключается в победе над своим главным врагом – природой. Человек должен подчинить себе природу и научиться ею управлять. Например, Фёдоров интересовался проводимыми в Америке опытами по искусственному вызыванию дождя путём обстрела туч артиллерийскими орудиями.

Победа над природой должна увенчаться победой над главным злом для человечества – смертью. Это будет достигнуто, когда люди научатся воскрешать умерших. В этом и заключается замысел патрофикации (воскрешения отцов), которая и должна стать тем общим делом, вокруг которого и должно объединиться всё человечество. Воскрешение будет возвращением долга, благодарностью нашим предкам («отцам»). Воскрешение станет возможным при активном использовании новейших научно-технических достижений. Воскресшие «отцы» будут расселены на космических телах солнечной системы. Воскрешение умерших возможно с помощью развития науки, которая станет способна восстанавливать единство и связь частиц ранее составлявших тело человека.

Интересно определение добра, данное Н. Ф. Фёдоровым: «Добро есть сохранение жизни всем живущим и возвращение её теряющим и потерявшим жизнь». В этом определении связь жизни с добром, а смерти с злом проводится чрезвычайно резко. (Попытайтесь привести доводы за и против подобного понимания добра.)

Сам Фёдоров полагал, что всего удобнее осуществлять патрофикацию при сохранении сильной монархической власти, позволяющей быстро задействовать для покорения и регуляции природы большие массы людей (армию, полицию). Кроме того, монархия приучает любить отцов в силу того, что в роли верховного отца выступает сам монарх. В итоге победы над природой человечество станет неким бессмертным многоликим единством, подобном божественной Троице. Конечной целью «общего дела» Фёдоров считал восстановление первоначального единства человечества с Богом, человечество же рассматривается как орудие, с помощью которого Бог совершенствует мироздание, завершая его творение. В мировоззрении Фёдорова патриархально-консервативные идеи проявляются в своеобразном женоненавистничестве, поскольку именно женщин он считал виновницами грехопадения как отделения человечества от Божества.

В целом при всём своеобразии его философии Н. Ф. Фёдорова можно считать ярким представителем религиозной православной философии рубежа 19-20 вв. Известно, что некоторые его идеи были одобрены Ф. М. Достоевским, В. С. Соловьёвым и оказали влияние на воззрения С. Н. Булгакова. Но, с другой стороны, учеником Фёдорова считал себя и К.Э. Циолковский, которому Фёдоров оказывал помощь в годы студенческой жизни будущего основоположника космонавтики.

Кроме религиозного направления, представленного Н. Ф. Фёдоровым, в русском космизме существовало не менее мощное естественнонаучное, материалистическое по своей сути, течение, основными представителями которого считаются Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935) и Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1945).

Циолковский исходил из понимания мироздания с позиции материалистического монизма. Однако он полагал, что атомы, из которых составлено мироздание, изначально наделены чувствительностью и начатками духовности. Это позволяет говорить об элементах гилозоизма в мировоззрении К. Э. Циолковского. Жизнь и разум, согласно Циолковскому, представляют собой неотъемлемый атрибут мироздания. В момент смерти человека его тело разрушается, но атомы, на которые оно распадается, бессмертны и будут входить в состав новых жизненных форм.

Человечество должно заниматься поиском других, сходных по разуму, форм жизни во вселенной. Именно для этого и предназначены космические полёты, обоснованию возможности и необходимости которых Циолковский уделял большое внимание, за что был прозван «отцом космонавтики». Постепенно человечество с помощью приобретённых знаний и навыков сможет влиять на структуру космоса и процессы, происходящие в нём. Циолковский выдвигает основы теории « космической этики », подразумевающей коллективную ответственность всех разумных существ за поведение друг друга.

Известный естествоиспытатель В. И. Вернадский в области философии знаменит как основоположник теории ноосферы (сферы разума). Для философии Вернадского характерно признание, что человеческий разум стал одной из сил, влияющей на мироздание и изменяющей её в выгодном для себя направлении. Зона действия ноосферы будет расширяться в соответствии с успехами человеческого разума. В. И. Вернадский был убеждён в вечности жизни и выступил одним из сторонников теории панспермии, утверждающей, что семена живого изначально рассеяны во вселенной и были занесены на Землю, где встретив благоприятные условия для своего развития, начали эволюционировать.

Также можно упомянуть о воззрениях Александра Леонидовича Чижевского (1897 – 1964). Он прославился как создатель гелиобиологии, направления в биофизике, изучающего влияние изменений активности солнца на деятельность растительных и животных организмов. Чижевский выделил циклы солнечной активности и связал их с рядом явлений в биосфере. Таким образом, ему удалось доказать то, что почти все процессы на Земле так или иначе связаны с факторами космического уровня. Однако А. Л. Чижевский делал выводы и относительно социально-исторической жизни человечества. В частности, он выявил 12-тигодичные циклы в истории 20 века (1905, 1917, 1929, 1941 и т.д.), на пик которых приходятся важные исторические события. По воззрениям Чижевского, эти повторяющиеся каждые 12 лет взрывы социальной активности связаны с вспышками на солнце.

В заключение ответа вам рекомендуется поразмышлять над тем, какое значение может иметь учение космизма для преодоления экологических и других глобальных проблем, стоящих перед современным человечеством; о том, какие качества требуются от человека как мыслителя и практика для эффективной, но одновременно не наносящей ущерба окружающей среде (в малом и космическом масштабах) деятельности.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь