Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Виды творческих заданий, включаемых в занятия по обучению различным видам рассказывания



ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ ВИДЫЗАДАНИЙ
Обучение пересказу Игры - инсценировки на сюжет пересказываемого произведения. Упражнения на моделирование сюжета пересказываемого произведения (с помощью иллюстративного панно, наглядной схемы, компьютера). Рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с последующим составлением рассказа по выполненным рисункам. (Изображение персонажей или отдельных эпизодов рассказа/сказки и их словесное описание.) Восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом: а) подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний); б) восстановление нужной последовательности предложений. Составление творческих пересказов — с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа (сказки) от 1-го лица и др.
Обучение рассказыванию Придумывание названия к картине или серии картин, а также разных вариантов по картинам названия; придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту-эпизоду). Игры-упражнения на воспроизведение элементов содержания картины («Кто самый внимательный? », «Кто лучше запомнил? » и т.д.). Упражнение в составлении предложений по данному слову (словоформе) с учетом содержания картины. Разыгрывание действий персонажей картины (игра-инсценировка с использованием пантомимы и др.). Составление завязки к изображенному действию (с опорой на речевой образец педагога). Восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок. Игра-упражнение «Угадай-ка! » (По вопросам и указаниям педагога дети восстанавливают содержание изображенного на картине, но закрытого экраном фрагмента.
Обучение описанию Игра-упражнение «Узнай, что это! » (Узнавание предмета по указанным его предметов деталям, отдельным составным элементам.) Составление описания предмета по собственному рисунку. Использование игровых ситуаций при составлении описательных рассказов («Магазин», «Пропала собачка» и др.)

Остановимся в качестве примера на некоторых вариантах таких заданий. Так, после пересказа сказки «Хвосты» детям предлагается составить творческий пересказ с введением в сюжетное действие новых действующих лиц (корова, петух, павлин), придумать какой-либо эпизод на основе ее сюжета. Перед выполнением творческого задания проводится дополнительная беседа по содержанию текста (с уточнением ключевых моментов действия), объясняется предлагаемый способ «трансформации» сюжета (введение новых персонажей, замена некоторых деталей повествования). Как вспомогательный прием используется образец рассказа педагога или вопросный план (3-4 вопроса). При затруднениях вопросы повторяются по ходу составления рассказа.

После составления пересказа сказки (например, «Пряничный домик» и др.) на отдельном занятии детям дается задание составить пересказ от первого лица. Составление таких рассказов-«контаминаций» активно способствует развитию воссоздающего и творческого воображения и монологической речи детей.

На занятиях по отдельным картинам и сериям картинок детям предлагается придумать на основе наглядного содержания завязку или продолжение к изображенному сюжетному действию (по вопросам педагога). Для детей, более продвинутых в плане усвоения навыков связных высказываний, после составления рассказа по серии сюжетных картинок рекомендуется вводить различные творческие задания (например, по серии В.Г. Сутеева «Находка» составить рассказ с заменой главного персонажа и игрушки).

Примером творческого задания, способствующего развитию воображения и словесного творчества детей, является игра-упражнение «Угадай-ка! » с использованием многофигурной картины («Зимние забавы», «Летом в парке» и др.). Перед детьми ставится задача представить и воспроизвести в речи наглядное содержание одного из фрагментов картины, закрытого экраном. Педагог, помогая детям, называет место действия, изображенного на закрытой части картины («Здесь — каток» или «Там изображена горка» — по картине «Зимние забавы»). Дети, ориентируясь на общее содержание картины, высказывают догадки о возможных персонажах и их действиях, а педагог отмечает правильно угаданные или близкие к изображенному варианты (персонажи, предметы, моменты действия). Затем экран убирается, и дети составляют по данному фрагменту рассказ-описание. В другом варианте задания детям предлагается крупноформатная картина с изображением только места действия, той или иной обстановки (например, места действия к картинам «Зимние развлечения», «Наш двор», «Летом на озере» и др.) без изображения соответствующих персонажей. На наборном полотне (магнитографе) рядом с картиной помещают плоскостные фигурки возможных персонажей картины (людей, животных), а также тех или иных предметов. Задача, стоящая перед детьми, — установление действующих лиц и их взаимоотношений; требуется произвести правильный выбор персонажей и предметов и найти им нужное место на картине. По ходу «заполнения» картины дети упражняются в составлении предложений, включающих обозначение предметов и указание на их местонахождение, определение выполняемых персонажами действий и др. После восстановления наглядного содержания картины дети переходят к ее описанию. Указанный вид работы может проводиться с использованием компьютера.

Включение творческих заданий в различные виды занятий (пересказ, рассказы по картинам, описание предмета и др.) имеет целью подготовку детей к специальным занятиям по обучению рассказыванию с элементами творчества.

В целях формирования у детей с ОНР навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества проводятся следующие виды занятий: составление рассказа по аналогии; придумывание продолжения (окончания) незавершенного рассказа; составление сюжетного рассказа по набору игрушек; сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам и предметным картинкам и др. При этом решаются следующие практические задачи: развитие у детей умений ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа; активизация имеющихся у детей знаний и представлений об окружающем; уточнение и развитие пространственных и временных представлений; развитие воссоздающего и творческого воображения.

При обучении рассказыванию по аналогии рекомендуется вспомогательный прием совместного составления рассказа по предложенной педагогом сюжетной схеме. Например:

В выходной день наша семья (папа, мама, я и брат...) отправилась... (на дачу, рыбалку, в лес и т.д.). Папа взял с собой..., мама —... А я захватил с собой... Мы ехали на/в... (поезд, машина и др.). Там... (где? ) очень красиво. Рядом есть... (лес, озеро, река). Мы ходили в на... за... (Что было дальше? )... Домой мы вернулись... Мне очень поправилось на/в...

Дети заканчивают предложения. Затем педагог объединяет их высказывания в законченный текст, который используется как образец для составления своих вариантов рассказа.

Для составления рассказов по аналогии могут быть использованы и произведения для пересказа с последующей заменой действующих лиц, деталей повествования, действий отдельных персонажей (например, в рассказах Е.А. Пермяка «Кто? » и «Как Маша стала большой»). В дальнейшем обучение составлению рассказов по аналогии с прослушанным текстом небольшого объема может проводиться без предварительного пересказа (с учетом возросших речевых и познавательных возможностей детей). Структура таких занятий включает:

§ двукратное чтение и разбор содержания текста;

§ конкретные указания по составлению рассказа (изменение времени года, места действия и т.д.);

§ рассказы детей с последующим коллективным анализом и оценкой.

Составление продолжения (окончания) незавершенного рассказа рекомендуется проводить в двух последовательно используемых вариантах: с опорой и без опоры на наглядный материал. В первом варианте детям предлагается картина, изображающая кульминационный момент неоконченного рассказа. После разбора ее содержания (описательная характеристика персонажей, изображенной обстановки) дважды прочитывается текст начала рассказа. Предлагается несколько вариантов возможного его продолжения в соответствии с данной сюжетной ситуацией.

Для второго варианта задания (окончание рассказа без наглядной опоры) текст неоконченного рассказа после двукратного чтения пересказывается одним - двумя детьми. Затем дается задание придумать окончание рассказа по одному из предложенных вариантов (по выбору детей). Для занятий подбираются тексты, позволяющие выбор нескольких вариантов продолжения рассказа. Фрагмент занятия и примерные тексты неоконченного рассказа даны в методической части настоящего пособия.

Для составления рассказов по наборам игрушек могут быть использованы следующие темы: «У Тани День рождения»; «Таня в гостях у бабушки»; «Как Вова и Миша ходили в зоопарк» и др. Приведем пример построения одного из занятий («Танечка заболела»). Для его проведения используется набор из трех-четырех игрушек-персонажей (девочка, мама, доктор, медицинская сестра) и предметов (два телефона, санитарная машина, кроватка, столик и т.д.). На составление рассказов желательно отводить два занятия, в структуру которых входит:

1. отгадывание загадок о персонажах и предметах будущего рассказа;

2. характеристика персонажей (внешний облик, «общественная роль» и «профессиональные действия»); описание предметов-атрибутов;

3. определение темы рассказа;

4. образец рассказа или его начала, предлагаемый педагогом;

5. составление рассказов детьми с использованием данного плана;

6. анализ детских рассказов. Можно использовать инсценировку, позволяющую соотносить высказывания детей с демонстрированием действий игрушек-персонажей. Инсценирование сюжета способствует накоплению зрительных впечатлений, активизации словаря и речевых высказываний детей.

Обучение детей с ОНР составлению рассказов на тему по опорным словам целесообразно вначале проводить в сочетании с демонстрацией педагогом наглядных опор — соответствующих картинок (например: «мальчик» — «удочка» — «река»; «ребята» — «лес» — «ежик»; «мальчики» — «озеро» — «плот» и др.). Помимо предметных, могут использоваться и отдельные картинки с изображением пейзажа. Они выполняют функцию своеобразного картинного плана. Возникающие у детей при восприятии слов наглядные образы, представления дополняются, уточняются при этом конкретными, «зримыми» деталями, образами предметов, которые могут быть использованы при решении творческой задачи. (Например, изображение реки на фоне лесного массива в серии картинок «мальчик» — «удочка» — «река» и т.д.). Составлению рассказа предшествует называние предметов, изображенных на картинках, и их краткая характеристика (описание внешнего вида, деталей и др.). Затем детям предлагается тема рассказа, определяющая его возможную событийную основу: «На рыбалке»; «Случай в лесу»; «Приключение на озере» и т.д. Для облегчения выполнения задания применяется краткий план из трех-четырех вопросов, к составлению которого привлекаются дети (например: «Что взял с собой мальчик на рыбалку? »; «Кого он встретил на реке? »; «Что произошло во время рыбалки? »; «Что мальчик принес домой? »). При затруднениях педагог дает образец начала рассказа.

При обучению составлению рассказа по данным словам без опоры на картинки такой образец рассказа используется, как правило, постоянно.

Особое место занимает работа по формированию связной речи детей на предметно-практических учебных занятиях (рисование, аппликация, конструирование). Для активизации и развития связной речи в процессе таких занятий рекомендуется использовать речевое планирование и «сопровождающее» описание выполняемых действий, словесный отчет ребенка о выполненном задании и, наконец, составление небольшого творческого рассказа по выполненному рисунку, аппликации, модели. Для составления рассказов детям предлагаются темы и сюжеты, близкие их жизненному опыту: «Мой домик»; «Путешествие на кораблике»; «У нас на детской площадке» и т.п. Рекомендуются приемы: составление рассказа по вопросному плану с уточнением последовательности, деталей повествования; дополнение рассказа ребенка другими детьми и др. План будущего рассказа может быть составлен самим ребенком под руководством педагога (направляющие и уточняющие вопросы, подсказ). Приведем примеры рассказов детей с ОНР по выполненным рисункам и аппликациям.

Здесь нарисована но... елка новогодняя. На ней разные шарики и звездочки. Ребята водят хоровод... вокруг елки. А у неё Дед-Мороз... У него красивая шуба и красная шапка. Он принес детям подарки.

(Рассказ Виталика С., 6 лет);

Это машина. Машина едет до... по дороге. А впереди — светофор. Та.» горит красный свет. И машина остановилась. Потом загорелся желтый свет, а потом — зеленый. И машина поехала дальше, к себе домой... в гараж.

(Сережа Г., 6, 5 лет).

В последующем может быть использован такой вариант задания: детям дается план - смысловая схема рассказа и предлагается нарисовать 3-4 рисунка соответственно числу основных вопросов, отражающих ключевые моменты возможного сюжетного действия. Так, к заданию составить рассказ на тему: «Прогулка в лес» детям предлагается выполнить рисунки по следующим вопросам-указаниям: «Что взяли с собой дети, собираясь в лес? »; «По какой дороге они шли? »; «Что дети делали в лесу? »; «Кого они там встретили? » и т.п. Рисунки детей используются в качестве картинного плана. Опора на собственный рисунок — эффективное средство овладения детьми с ОНР навыками рассказывания. Их интерес к таким занятиям способствует активизации самостоятельной речевой деятельности.

Обучение составлению рассказа на тему без использования словесных и наглядных опор, из-за сложности этого вида рассказывания, проводится на заключительном этапе работы.

В структуру занятий по обучению составлению рассказа на заданную тему рекомендуется включать:

§ беседу-обсуждение предложенной темы (активизация и уточнение имеющихся у детей представлений, связанных с темой рассказа);

§ обсуждение (коллективное составление) плана будущего рассказа;

§ «направляющие» указания к составлению рассказов (дети должны определить место, время действия, основных персонажей; дается установка, как можно начать рассказ и др.);

§ обсуждение и анализ детских рассказов (по магнитофонной записи или видеофильму);

§ «домашние задания»: пересказать родителям составленный на занятии рассказ, придумать другие рассказы на ту же тему.

При обучении детей с ОНР составлению рассказов на тему рекомендуется использовать некоторые из указанных выше приемов, к числу которых относятся: опора на образец начала рассказа, данный педагогом; вспомогательные вопросы, подсказывающие возможные варианты содержания рассказа; предваряющий вопросный план, составляемый коллективно и индивидуально, под руководством педагога и др.

Дальнейшая работа по формированию навыков творческого рассказывания проводится в процессе обучения в школе.

Методические требования к занятиям по обучению детей с ОНР рассказыванию

При проведении всех занятий по обучению детей с ОНР рассказыванию следует уделять большое внимание подготовительной работе (подготовка к восприятию и предварительный разбор содержания текста или наглядно представленного на картине сюжета — с выделением важных смысловых звеньев, последовательности событий и др.; специальный языковой разбор текста для пересказа или речевого образца; речевые — лексические и грамматические упражнения; игровые приемы, активизирующие внимание, зрительное и вербальное восприятие, память и воображение ребенка).

При составлении и применении речевого образца и наглядного материала специальное внимание уделяется задаче формирования у детей грамматических представлений и обобщений. В занятия включаются упражнения на словоизменение, на подбор нужных слов и словоформ при повторном чтении и разборе текста для пересказа, при воспроизведении детьми образца рассказа по картине и т.д. Выполнение таких заданий способствует овладению детьми различными средствами построения связных развернутых высказываний в процессе осознанных речевых действий с ними. Большое внимание уделяется овладению обучающимися навыками планирования связных высказываний различного типа.

На всех этапах обучения необходимо обращать внимание на такой вид работы, как анализ и обсуждение детских высказываний. При этом отмечаются такие качества рассказов, как полнота и последовательность передачи содержания, смысловое соответствие тексту и картинному материалу, удачное использование средств образной выразительности, проявление элементов фантазии. В ходе коллективного обсуждения дети (по замечаниям педагога) вносят дополнения, указывают на допущенные ошибки — в оформлении отдельных высказываний, употреблении слов и словосочетаний. В результате создаются дополнительные возможности для упражнений на подбор лексем, правильное употребление словоформ и построение предложений.

На занятиях широко используется ряд технических средств обучения: магнитофон и видеокамера (для записи и анализа детских рассказов и других элементов занятия), диапроекторы, настольные фильмоскопы «ДЭФИ», магнитограф (магнитная доска для размещения иллюстраций, плоскостных фигурок) и др. Использование магнитографа позволяет свободно оперировать наглядными средствами при разборе содержания текста, планировании рассказа и др. При обучении планированию развернутых высказываний с помощью различных наглядных опор, в том числе наглядного моделирования сюжета составляемого рассказа, может быть эффективно использован компьютер.

Целенаправленное обучение детей с ОНР рассказыванию предусматривает дифференцированный и индивидуальный подход в зависимости от состояния связной монологической речи и индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка. На основании данных логопедического обследования дошкольников с ОНР, а также последующих динамических наблюдений рекомендуется выделять две группы в зависимости от степени сформированности связной речи и навыков рассказывания.

К первой группе относятся дети, у которых в ходе обследования определены стойкие и явно выраженные затруднения в построении отдельных (фразовых) высказываний, а также значительные трудности при выполнении заданий на составление рассказов; отсутствуют навыки самостоятельного рассказывания; отмечаются значительные нарушения связности и последовательности в изложении событий; выполнение заданий с элементами творчества оказывается недоступным.

Вторую группу, более сильную, составляют дети с менее выраженными недостатками в построении связных высказываний. Они проявляют больше самостоятельности при составлении развернутых сообщений. Нарушения связности и последовательности повествования не имеют явно выраженного характера. Наибольшие трудности у этих детей возникают при составлении рассказов с включением творческих заданий.

Для детей первой группы следует увеличивать объем подготовительной работы, количество тренировочных упражнений, использовать разные виды помощи со стороны педагога. В большей степени применяются облегченные формы заданий (составление рассказа по вопросам, фрагментам, с использованием вспомогательного иллюстративного материала). Усложнение заданий с переходом к самостоятельным формам рассказывания следует относить на более поздние сроки обучения.

Малогрупповой метод проведения занятий позволяет эффективно осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом речевых и психологических особенностей, а также наиболее выраженных затруднений в составлении связных высказываний (трудности планирования, удержания программы высказывания, несформированность навыков контроля за построением рассказа, характер отмечаемых аграмматизмов). Это принимается во внимание при оказании индивидуальной помощи ребенку (направленное употребление вспомогательных вопросов, речевого образца, наглядных средств и т.д.), при определении очередности и степени участия детей в коллективных формах работы, заданиях на подбор языковых средств (лексем и словоформ), упражнениях, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти и др. Необходимо учитывать также выраженность нарушений просодической стороны речи, которые часто отмечаются у данной категории детей. В процессе обучения связной речи уделяется внимание использованию просодических средств оформления высказываний (интонационное выделение фраз, слов, несущих основную смысловую нагрузку; смысловое паузирование и т.д.). Педагог добивается эмоциональной передачи детьми текста рассказа (при воспроизведении речи персонажей, средств образной выразительности — эпитетов, сравнений, уменьшительно-ласкательных названий предметов и др.). Поощряется использование в речевых высказываниях средств экспрессивно-оценочного характера.

Коррекционное обучение предусматривает тесную взаимосвязь в работе логопеда и воспитателей групп. При этом принимаются во внимание методические рекомендации, имеющиеся в специальной литературе. Воспитателем может проводиться подготовительная работа к некоторым занятиям логопеда (беседы и чтение литературы по теме, проведение экскурсий и т.д.). На воспитательских занятиях закрепляются навыки, полученные детьми в ходе обучения связной речи (словарная работа, закрепление правильного употребления словоформ, синтаксических конструкций и т.д.). Ряд занятий по обучению рассказыванию проводится воспитателями под руководством логопеда. Им же даются рекомендации по организации воспитательских занятий, применению речевых заданий и упражнений, словарного материала, а также по индивидуальному подходу к детям с учетом специфики отмечаемых речевых затруднений в овладении навыками рассказывания.

При планировании логопедической работы учитывается принцип тематической взаимосвязи, предусматривающий сочетание занятий по различным видам рассказывания в пределах той или иной тематики (в соответствии с программой обучения и воспитания детей с ОНР). Например, по теме «Домашние животные», обучение пересказу по серии рассказов Ю.Д. Дмитриева («Дети всякие бывают») целесообразно сочетать с занятиями по описанию животных — по муляжам, игрушкам, а также с рассказом воспитателя по картине «На птицеферме». Занятие по пересказу на материале произведения Л.Е. Улицкой «Скучная шуба» может предшествовать составлению рассказа по картине «Зимние забавы» и т.п.

Таким образом, в ходе целенаправленного обучения дети овладевают языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развернутых высказываний. Большое внимание уделяется формированию языковых (прежде всего, грамматических) обобщений и практическому усвоению (по образцу, наглядной опоре) лексических, грамматических и эмоционально-выразительных компонентов фразовых высказываний, различных типов синтаксических конструкций. У детей формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: адекватность содержания, последовательность изложения, отражение причинно-следственной взаимосвязи событий и др. Значительное место отводится работе над пересказом, с постепенным усложнением структуры и языкового материала текста. Дети овладевают навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, то есть тех видов монологических высказываний, которые наряду с пересказом составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.

В заключительной части пособия приводится методический материал к проведению занятий по обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

ЧАСТЬ III. ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЯМ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОНР РАССКАЗЫВАНИЮ

План и методический материал к фронтальному занятию по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи (1 период 1-го первого года обучения)

Тема: «Предметы посуды»

Цели занятия:

1. Активизация, закрепление лексического материала по теме «Посуда»; обогащение словарного запаса детей за счет новых слов и речевых выражений.

2. Упражнения на узнавание предмета по его описанию.

3. Развитие навыков звукового анализа слов.

4. Развитие вербальной памяти.

5. Формирование навыков грамматически правильной диалогической речи.

Организационная форма: беседа, чтение и разбор содержания рассказа.

Оборудование: предметные картинки по теме, наборы детской посуды и др.

Ход занятия

1. Организационная часть.

§ Сообщение темы занятия.

§ Вопросы-задания: назвать место в квартире, в детском саду, где хранится посуда, сказать, где она размещается (шкаф, буфет, полки и др.).

2. Упражнение на узнавание предмета по его описанию. Отгадывание загадок о предметах посуды. Предлагаемые загадки-описания:

Толстый, пузатый,

Сопит, шипит, а все потому,

Что вода в нем кипит.

(Чайник, в котором кипятят воду)

Из горячего колодца

Через нос водица льется. (Чайник)

Педагог. А если льется кофе, то это уже не чайник, а....

Шеренга молодцев стеклянных

На полке выстроилась в ряд.

В них — молоко, кефир, сливки,

Фруктовый сок и лимонад. (Кувшины)

Деревянная темница,

А в ней хлеб хранится. (Хлебница)

Круглая, как блин,

А сбоку — ручка длинная (Сковорода)

Примечание: на демонстрационной доске помещаются картинки с изображением предметов посуды, о которых говорится в загадках, и «лишних» предметов — кастрюля, тарелка, сахарница и др.

3. Чтение и разбор рассказа по теме «Предметы посуды»: «Как Вася один дома остался».

Педагог. Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа о том, как мальчик Вася остался один дома.

Было это в субботу, случилось так, что папа и мама у Васи в этот день работали. Мама у Васи — врач, и у нее в этот день было дежурство в больнице. А папа — строитель. И он в этот день тоже работал: строители новый дом строить заканчивали. И Вася дома один остался. Он уже не совсем маленький — скоро в школу ему идти, в первый класс. Пора и к самостоятельности приучаться.

Встал наш Вася утром. Как полагается, зарядку сделал, умылся, зубы почистил, оделся. А после зарядки Васе сразу захотелось есть, и он отправился па кухню. Тут и случилась с ним неприятная история.

На кухонном столе, под чашкой с блюдцем, лежала мамина записка. Но Вася не обратил на нее внимания. Он увидел па плите узконосый кофейник. «Выпью сначала кофе, — подумал Вася. — Правда, кофе или чай мама мне всегда дает «на третье»... Но ведь мамы-то нет». Вася взял с плиты еще теплый кофейник и подошел к столу. Наклонил кофейник над чашкой, и коричнево-кремовая струя брызнула из длинного носика прямо на лежащую под чашкой бумагу. «Ничего страшного, — решил Вася. — Бумажка-то все равно вся исписанная. А стол я сейчас вытру».

После кофе Вася почувствовал, что он очень хочет есть. Но на столе было пусто. Тут он и обратил внимание на лежащую под чашкой бумагу. «Да ведь это, наверное, мамина записка, -- догадался Вася. — А я ее кофе залил... Ну, ничего, как-нибудь разберусь». Бумага была покрыта жирными желтыми пятнами, и некоторые слова так расплылись, что их нельзя было разобрать.

«Вася, ты сегодня дома один, -- стал читать мальчик мамино письмо. — Я тебе приготовила завтрак, но найдешь и разогреешь еду ты сам. На пл... в ка... — молочный суп...»

«Молочный суп — это хорошо, я люблю молочный суп, — подумал Вася. — Только вот что это за пл...и что это за ка...? Ну, «ка» - это каша, конечно... А может быть, и не каша? Как это так -молочный суп в «каше». Чепуха какая-то... А супа так хочется».

Педагог: Прервем на минутку наш рассказ. А как вы думаете, ребята, что это были за слова? Где был молочный суп? Он был в кас... А кастрюля стояла на п... (плите). Все верно. Да и Вася вспомнил эти слова и предметы, которые они обозначают, нашел быстро.

Читает Вася дальше, а самые важные слова в письме и расплылись как раз.

«Возьми по... на крю... над мой... и та... из сушки. Налей суп в та..., возьми большую л... из буф..., хлеб возьми из хл... и ешь».

«И ешь, — повторил вслух Вася. — А что это за слова такие? И где у нас хлеб лежит? Я и забыл! Одни загадки какие-то... «Что же я наделал! »

Прочитал Вася еще раз внимательно письмо и все понял.

Педагог: А вы, ребята, догадались, что это за слова? Повторяю, как было в письме. Возьми по... (Чем наливают суп? ) на крю... над мой... (Где моют посуду? ) и та... (Во что наливают суп? ) из сушилки... Возьми большую л... (Что это за большая «л»? ).

- Верно. А как по-другому называют большую ложку? — Столовая ложка. А откуда Васе нужно было взять хлеб? Из хл.... (Кто вспомнил? ) А теперь, что было дальше.

Съел Вася суп и стал дочитывать письмо. А дальше в письме было: «Вася, когда пешъ первое блюдо, посмотри па пл... Там... на ск... -- яичница...» -- «Что это за ск...? » -- старался вспомнить Вася, да ничего не получалось. Впрочем яичницу он быстро нашел, а вот название посуды, где была яичница, он так и не мог вспомнить. -- «Ну круглая такая, с длинной ручкой...»

- Что это, ребята? Правильно. Дальше в мамином письме Вася прочитал:

«На третье, Вася, выпей чаю или кофе. Кофе в ко... («Нашел уже», — пробурчал Вася)... А чай в буф... в маленьком чай... Налей из него чай в чашку, а горячую воду возьми из тер... Потом возьми сахар в сахар... и чайную л... в верхнем ящ... бу... Пей на здоровье! »

«Ну и ребус: чай в чае и сахар в сахаре. Как тут разобраться? »

- Разобрался Вася, конечно. А вы, ребята, разобрались? Тогда скажите мне:

- В чем заваривают чай?

- Где хранилась горячая вода?

- Где лежит сахар?

- Где хранится хлеб?

- Как называется большая ложка и как называется маленькая?

Вот какая история приключилась с Васей. А все потому, что он два раза поступил неправильно. Во-первых, сразу стал пить кофе. А во-вторых, поторопился, когда наливал кофе. Когда наливаешь кофе из кофейника или чай из чайника, это надо делать не торопясь, аккуратно. Вопрос-задание к тексту: Вспомните, ребята, какие предметы посуды упоминаются в этом рассказе?

4. Упражнение на дополнение предложений нужным по смыслу словом. (Предложения даются педагогом.) Отработка ряда падежных форм существительных женского и мужского рода.

Суп варят в... — В кастрюле. Чай пьют из чашки. Чай наливают в чашку.

Едят суп из тарелки. Суп едят столовой ложкой.

Наливают суп в тарелку половником. Хлеб режут ножом.

Котлеты, яичницу жарят на сковородке. Сахар лежит в сахарнице. Сахар кладут в сахарницу.

Хлеб хранят в хлебнице. Хлеб кладут в хлебницу. Посуду ставят в буфет. Тарелки лежат в буфете.

Еду разогревают на плите. Второе блюдо (макароны, котлеты и др.) едят вилкой

Чай заваривают в чайнике. А кофе — в кофейнике.

Примечание: после того как предложение составлено (совместно — педагогом и одним из детей), другой ребенок повторяет его целиком.

5. Итог занятия (оценка работы 3-4-х детей, повторение обобщающего слова «посуда», слов-названий предметов посуды и др.).

Словарь по теме «Посуда»

§ Знать назначение предметов посуды, их названия, свойства, важные для практического обращения с ними (может разбиться, ее надо регулярно мыть и т.д.), названия частей посуды.

§ Знать, что посуда бывает: чайная, столовая, кухонная.

§ Чайная посуда: чашка, стакан, кружка, бокал, блюдце, чайная ложка, чайник, сахарница.

§ Столовая посуда: тарелка (мелкая, глубокая), вилка, нож, ложка столовая, хлебница, масленка, солонка, салатница, перечница.

§ - Кухонная посуда: кастрюля, сковорода, половник, миска, мясорубка, терка, бидон, бутылка.

Из чашки — пьют чай, молоко, компот, кофе, кисель. Из глубокой тарелки едят молочный суп, щи, борщ, рассольник. Из мелкой тарелки едят нашу, макароны, вермишель, котлеты, картофель, запеканку. В бутылках хранят молоко, кефир, ряженку, сок, сироп, лимонад. В бидоне носят молоко, квас и др. Суп наливают половником. Первое блюдо едят столовой ложкой, второе — вилкой. Хлеб режут ножом.

§ Знать названия частей, деталей предметов посуды: чашка, кружка — ручка, донышко, стенки; чайник — ручка, крышка (крышечка), носик, донышко; бутылка — горлышко, дно.

Словарь по теме «Продукты питания» следует закреплять в повседневной жизни. Обратить внимание на различие блюд: борщ, суп, рассольник, бульон.

Знать название каш: гречневая, пшенная, рисовая, манная, овсяная. Знать, из чего приготавливают, получают продукты питания: Из мяса делают котлеты, колбасу, сосиски и т.д.; Из молока — масло, творог, кефир, сметану, ряженку, Из муки — хлеб, вермишель, сушки, пироги, пряники, баранки и т.д.

План и методический материал к проведению занятий по обучению пересказу на основе сказки В.Н. Сергуненкова «Козел» (II период 1-го гола обучения)

Работа по обучению пересказу проводится на двух занятиях. Они тематически связаны с занятиями по изучению лексической темы «Домашние животные». Цель занятий — формирование у детей навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на иллюстративный материал. Оборудование: шесть цветных картинок (15x15мм) с воспроизведением персонажей сказки и места действия, соответственно числу и содержанию фрагментов рассказа; отдельная картина с изображением центрального персонажа; штатив для размещения иллюстраций или магнитограф.

Занятие 1

Ход занятия

1. Организационная часть. Вступление к теме занятия. (Отгадывание загадок о животных — персонажах произведения (3-4). Затем дети называют других известных им домашних животных.)

2. Чтение сказки. (Текст прочитывается дважды.)

Жил-был козел. Однажды пришел он домой, а ворота на запоре. Постоял, постоял козел у ворот и думает: «Ворота закрыты, значит, хозяйка меня не узнала. Хозяйка меня не узнала, значит, я не козел. Если я не козел, то кто же я? »

Пошел он по тропинке на луг. Видит: гуляют на лугу кони. «Наверное, я конь, -- подумал козел. -- Погуляю с конями на лугу». Подошел он к коням — копи от него убежали. Бежал, бежал козел за конями -- не догнал. «Кони от меня убежали, значит, я не конь», — подумал козел.

Пошел дальше. Видит: около леса коровы пасутся, травку щиплют. «Наверное, я корова», — подумал козел. Подошел козел к коровам — пастух козла прогнал. «Пастух меня прогнал, значит, я не корова», — подумал козел.

Пошел он дальше, видит: в поле куры зернышки клюют. «Может быть, я курица? — подумал козел. — Поклюю-ка зернышки вместе с курами». Подошел он к курам. Закудахтали куры, разлетелись в разные стороны. Налетел на козла петух, стукнул его клювом. Обиделся козел, думает: «И не курица я». Пошел дальше.

Подошел он к речке. Течет речка тихая, светлая. Поглядел козел в речку. Увидел в речке козла с рогами, с бородой, с копытцами. «Козел я, козел! » — заблеял он.

Прибежал домой, застучал рогами в ворота. Услышала хозяйка, открыла ворота. Увидела она козла и впустила его во двор.

(Текст приводится в адаптированном варианте с учетом обучаемой группы. В нем четко выделяются шесть смысловых фрагментов.)

3. Разбор содержания сказки. Примерные вопросы:

§ О ком говорится в сказке?

§ Что увидел козел, когда пришел домой?

§ Что он подумал?

§ Каких животных встретил козел по дороге?

§ Что сделали кони, когда козел подошел к ним?

§ Что случилось с козлом, когда он подошел к коровам?

§ Что произошло, когда козел подошел к курам?

§ Как помогла речка козлу? (Что он увидел в речке? )

§ Чем закончилась сказка?

(Вопросы 2-4 и 7-й можно сопровождать, показом картинок)

4. Языковой (лексический) разбор текста.

Языковой разбор включает: воспроизведение детьми предикативной основы текста (глагольные словосочетания, синтаксические конструкции), слов-определений и т.д.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 4716; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.097 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь