Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Зарождение скаутизма в России



Судьбы скаутизма в России с 1917 года

Февральская революция 1917 г. мало отразилась на судьбах русского скаутизма. Новая, февральская, власть относилась к этому движению либо безразлично, либо доброжелательно. Она формально стояла на патриотической позиции и стремилась предотвратить развивающиеся в стране распущенность и отказ от исполнения гражданского долга. Но, конечно, общая ситуация развала общественной и государственной жизни не могла не отразиться на условиях скаутской работы. Таким образом, например, Петроградская скаутская дружина по просьбе общества " Трудовая помощь", организованного группой священников, послала двести своих разведчиков на помощь крестьянам Херсонской губернии. Скауты жили в деревенских школах и все лето помогали крестьянам на полевых работах.

В Москве, как и во многих других городах, 1917 год был временем бурного развития скаутской работы. Правда, кое-где уже тогда возникли трудности. В Киеве, например, разведческая дружина официально прекратила свое существование после отказа заменить свое знамя красным флагом для участия в очередном городском шествии. Вскоре работа возобновилась, но при частых сменах власти вплоть до окончания гражданской войны киевским скаутам часто приходилось очень туго. Как бы то ни было, скаутское движение бурно развивалось в России и, по некоторым данным, к концу 1917 - началу 1918 года включило в себя около 50 000 юных разведчиков и разведчиц в 143 городах.

Когда гражданская война разделила Россию на враждебные лагеря, скаутская работа не заглохла и продолжала развиваться как при белой, так и при красной власти.

Первые годы скаутская деятельность в советской России не преследовалась систематически. Появились даже " юные коммунисты" - " юки", которые фактически были " красными" скаутами, перенявшими от разведчества все, кроме идеологии. Пионерская организация на первых порах также во многом вдохновлялась скаутизмом. Пионеры переняли от скаутов девиз " Будь готов! ", ношение галстука, традицию костров, некоторые песни. Надежда Крупская с огорчением тогда писала, что " в бойскаутизме есть что-то такое, что неудержимо влечет в его ряды молодежь, что дает молодежи удовлетворение, заставляет привязаться к организации. Это что-то - методы подхода к подростку".

И при советской власти скаутские единицы, как правило, продолжали работать при средних учебных заведениях и охватывали в основном детей городской интеллигенции. Среди них оказалось немало будущих научных и культурных деятелей России. Известный писатель Виктор Некрасов, например, с большой теплотой вспоминал о своем пребывании в киевском скаутском отряде.

Но с 1920 года тучи стали быстро сгущаться. С этого времени руководство комсомола стало всеми средствами добиваться ликвидации скаутского движения. В Москве, например, комсомольцы громили скаутские штаб-квартиры и их лагеря, нападали на отдельных скаутов, добивались высылки из города активных скаутмастеров. Это привело к тому, что на конференции скаутских руководителей, проведенной в августе 1921 года, было решено московскую скаутскую организацию " свернуть", перейти на нелегальное положение и стремиться вести работу, по мере возможности не теряя связи. Еще в июне 1922 года на похоронах старшего из скаутмастеров Фатьянова собралось в Москве около 500 скаутов.

В 1923 году скаутизм в России был официально запрещен. А в 1926 году была проведена серия арестов среди членов организации. Более 1000 руководителей и старших разведчиков лишились свободы, и многие из них затем погибли на Соловках. В 1927 году парижская русская газета " Возрождение" получила письмо от бывшего заключенного Внутренней тюрьмы ОГПУ. Он писал, что в 1926 году в ней пребывало около 150 юношей и девушек-скаутов в возрасте от 16 до 20 лет. Они были арестованы 23 апреля, в день скаутского праздника - поминовения великомученика Георгия Победоносца. Вот его рассказ:

" Ночью 23 апреля к нам в камеру ввели двух юношей 18 и 20 лет. Милые, славные мальчики, с чистой, благородной душой, повествуя нам о задачах и целях скаутизма, о сопротивлении, оказываемом их организацией попыткам большевиков внести в нее разлад, влили свежую живую струю в нашу мрачную тюремную жизнь. В присутствии этих юношей мы все как-то изменились... Поляк перестал ругаться теми русскими словами, которые внедрились к нам с времен татарщины; журналист бросил рассказывать сальные анекдоты...; инженер перестал пикироваться с директором, а сионист-социалист отказался убеждать всех в грандиозности производимого большевиками социального опыта... Мальчики бодро держали себя, занимались гимнастикой и мечтали о том, что, может быть, скоро их отпустят... И глядя в их чистые правдивые глаза, мы чувствовали, что наряду с темным молодым поколением, записавшимся в ряды комсомола, в России есть еще живое здоровое юношество, которое придет к нам на смену и не даст угаснуть тому духу, который так настойчиво вытравливается руками деспотов-коммунистов".

В стане белых скаутизм, как правило, не только приветствовался, но и всячески поддерживался местной властью. Ряд видных белых вождей видели в разведчиках и разведчицах образцовых граждан будущей России. Особенно благоволили к скаутам, например, главнокомандующий белыми войсками на Северном Кавказе генерал Эрдели, донской атаман генерал Богаевский и главнокомандующий Русской армией генерал Врангель.

Скаутская жизнь развивалась, как и ранее, на местной основе и часто продолжала быть связанной с учебными заведениями. Но среди скаутмастеров было также много офицеров тыловых учреждений или поправляющихся после ранений. В каждой области у скаутской работы были свои особенности. На Северном Кавказе, например, скаутские отряды принимали в свои ряды и местных мусульман. В Крыму при Врангеле русские скауты сотрудничали с еврейскими из организации " Макаби". Иногда дружины были весьма многочисленными: в 1919 году летний лагерь Томской дружины собрал 400 человек. Во Владивостоке в 1921 году в дружине состояло 5 отрядов разведчиков, отряд морских разведчиков, 2 отряда разведчиц и 2 стаи волчат, общей численностью в 300 человек. В 1920 году севастопольские скауты получили в свое полное распоряжение стоявший на мертвых якорях броненосец " Иоанн Златоуст", в котором они устроили свою штаб-квартиру. Во время крымской эвакуации белых частей скауты занимали строевые должности на кораблях и заботились об эвакуируемых раненых, больных и детях, которых грузили на корабли. Осенью 1918 года екатеринбургские скауты по поручению судебных властей активно участвовали в поисках останков замученных большевиками членов Царской семьи...

В 1919 году возобновились попытки объединения российского скаутского движения в одно целое, начатые в предреволюционные годы. 20 марта в Челябинске на съезде скаутских руководителей Западной Сибири, Урала и Приуралья была учреждена Всероссийская организация скаутов и главой ее избран основатель скаутизма в России полковник Олег Иванович Пантюхов. А в Новочеркасске на съезде скаутских деятелей Дона и юга России, который длился с 29 сентября по 1 октября, Олегу Ивановичу Пантюхову было присвоено пожизненное звание Старшего Русского Скаута.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВИТЯЗЕЙ (НОВ)

В 1923 г. Николай Федорович Федоров, работая в Христианском союзе молодых людей (сокращенно YMCA), осно­вал в столице Эстонии Таллине скаутскую дружину и был назна­чен Старшим русским скаутом О. И. Пантюховым начальником Эстонского отдела. После переезда во Францию в 1926 г. Федоров основал при Христианском союзе молодых людей в Париже от­ряд скаутов. Вскоре, в 1928 г., он вышел со своим отрядом из Национальной организации русских скаутов и назвал свою но­вую организацию " Отрядом витязей" при РСХД - Русском студен­ческом христианском движении. В 1934 г. Федоров ушел со сво­им отрядом из РСХД и переименовал его в Национальную орга­низацию витязей (сокращенно НОВ).

В 1984 г. после смерти Федорова главным начальником НОВ стал Андрей Дмитриевич Шмеман. Сейчас работа Национальной организации витязей ведется во Франции, Бель­гии (Брюссель), Австралии (Сидней) и в Аргентине (Буэнос-Айрес).

Всемирное скаутское бюро.

Во главе Всемирного бюро, которое является секретариа­том всемирной организации скаутского движения, стоит Гене­ральный секретарь, назначаемый Всемирным комитетом и являю­щийся административным служащим Всемирной организации.

Во Всемирное бюро входят региональные бюро, которые определены Конституцией и конференцией. Функции Всемирно­го бюро следующие:

- оказание помощи в подготовке и проведении Всемирной конференции;

- содействие всем другим мероприятиям скаутинга на меж­дународном уровне;

- предоставление необходимых услуг с целью развития ска­утского движения во всем мире, таких как подготовка кадров, публикация документов, программ и научных исследований по скаутингу, налаживание общественных связей, а также множе­ство других функций, обозначенных Конституцией.

 

РАЗВЕДЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА И ТРАДИЦИИ

С давних времен люди, объединяясь в племена, общества и товарищества, выражали идею своего объединения символами - особыми знаками, имеющими глубокий смысл для всех членов сообщества. Символ способен без слов объяснить посвященному законы, правила поведения и даже род деятельности людей, объе­динившихся в ту или иную общность. Символы просты, но чужа­ку понять их нелегко. Узнав нашу символику, Ты становишься полноправным членом нашей Организации Российских Юных Раз­ведчиков.

Разведческая символика - это совокупность всех знаков, которыми мы, разведчики, выражаем свои идеи и настроения. Мы стремимся к чистоте и благородству, и обозначает это стремле­ние наш знак - белоснежная лилия, символ чистоты наших помыс­лов и действий. Все символы, украшающие наши дома, лагеря и церемонии, должны иметь такое же глубокое значение, как и этот цветок. Часто непосвященные не знают значения наших симво­лов, но для тебя знак Твоего звена, особый салют, клич Твоего отряда сразу понятен и полон глубокого смысла. Он напоминает Тебе, какой крепкой, верной дружбой Ты связан со своим звеном и отрядом, как дороги Тебе их имена, история и слава.

Личный символ разведчика называется " пятно". В старое время в Московской Руси " пятном" назывались знаки различных почтовых дорог - " ямов". Когда Ты побываешь в лагере и ста­нешь настоящим разведчиком, а не новичком-бандерлогом, Ты получишь у лагерного костра " лесное имя" и личное пятно. При этом Твой галстук пронесут через пламя костра и прожгут горя­щей веточкой на память о лагерном костре и жизни на лоне приро­ды - жизни, к которой должен стремиться каждый разведчик. Пят­но есть и у звена. Оно изображено на звеновом флажке. Ты мо­жешь вышить свое пятно на галстуке или сделать маленький флажок со своим пятном и вешать его на палатке и дома, в своем разведческом углу. У отря­да же имеется свой " герб" - символ великого человека, имя которого он носит.

Традиции, обычаи своего звена и отряда Ты должен хоро­шо знать, исполнять их и передавать новичкам.

Кроме того, Ты, конечно, должен знать наши замечатель­ные общеразведческие традиции. Их много, и мы ими очень гор­димся. Так, например, разведчики и разведчицы не держат руки в карманах, показывая этим, что руки их всегда готовы к действию - " всегда готовы"; мы улыбаемся, когда больно, и насвистываем, когда тяжело; мы не ложимся спать, пока не развяжем узелка доб­рого дела на галстуке: разведчики не имеют права на сон, не со­вершив хотя бы одного доброго дела; разведчики и разведчицы всегда доводят до конца начатое дело; мы здороваемся левой ру­кой - " от сердца". На день св. Георгия все мы носим в петлице белый цветок (часто лилию, подснежник) или зеленую веточку. Разведчик никогда не бросит на землю бумагу, скорлупу, шелу­ху, а все сожжет или закопает. У лагерного костра разведчик не разваливается, сохраняет молчание, пока костер не зажжен, а по­том принимает живое участие в пении и шутках. Разведчик ниче­го лишнего в огонь не бросает, чтобы не оскорбить костер. Одоб­рение выступающим у костра мы выражаем не хлопаньем в ладо­ши, а кличем. Честь гостю или лагерю мы оказываем троекрат­ным " ура! ", особенная честь - русское " качание".

У разведчиков есть девизы, имеющие глубокий смысл. Мы объединили их в " Заповеди разведчиков" - Ты должен знать их:

1. Не жди от других ничего, но сам давай другим все, что можешь.

2. Живи для Родины и ближних.

3. Будь рыцарем, защитником слабых, поборником право­го дела.

4. Укрепляй свое тело и душу и просветляй разум.

5. Пусть воля Твоя будет, как лук туго натянутый.

6. Подражай покровителю разведчиков св. Георгию Побе­доносцу, поражай зло в мире, но прежде всего порази злого дра­кона в самом себе.

7. Пусть первая мысль будет о других, а вторая - о себе. S. Расти вверх, как могучий дуб, а не стелись по земле, как плакучая ива.

9. Будь завтра лучше, чем сегодня и чем был вчера.

10. Носи Бога в сердце и помни девиз свой: " Будь готов! "

РАЗВЕДЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ

Прежде чем перейти к законам разведчиков, надо сказать, что, вступая в нашу организацию, новички произносят Торже­ственное обещание. Перед строем отрада Ты подойдешь к знаме­ни с образом св. Георгия, став на колено, протянешь руку, отда­вая торжественный салют знамени, и скажешь: " Честным словом обещаю, что буду исполнять свой долг перед Богом и Родиной, помогать ближним и жить по законам разведчиков! ". Какие же это законы?

1. Разведчик верен Богу, предан Родине, родителям и на­чальникам. Разведчик знает, что верность - основа всякого дела. И самый лучший начальник никогда не сможет ничего сделать, если его обманут и покинут его помощники и подчиненные. Раз­ведчик никогда не изменит Богу, никогда не променяет свою Ро­дину на другую, никогда не покинет родителей и начальников.

2. Разведчик честен и правдив. Разведчик не боится гово­рить правду всегда и везде. Он презирает трусливую ложь, ни за что не запятнает своей чести обманом, жульничеством, присвое­нием чужого имущества или произведения. Он держит данное сло­во. На него можно положиться в малом и большом.

3. Разведчик помогает ближним. Разведчик не живет толь­ко для себя, не думает лишь о своих удовольствиях. Он видит горе и трудности других людей и старается им помочь. Он помо­гает маме дома, друзьям в школе, незнакомым на улице. Тот день, когда он не помог никому, не сделал ни одного доброго дела, пропал, прошел даром для разведчика.

4. Разведчик друг всем и брат всякому другому разведчи­ку. Разведчик одинаково дружелюбен ко всем и не судит о людях по их одежде, языку, цвету кожи или количеству денег, главными для него являются их душевные качества, дела и поступки. Он всегда показывает пример братства, принимая все и делясь всем, как с братом, с каждым другим разведчиком.

5. Разведчик исполняет приказания родителей и началь­ников. Когда разведчику приказывают, он не кривится, не вор­чит, не ноет, а говорит: " Есть" - и немедленно исполняет приказ. Он любит трудные задания, ведь трудное поручение - это знак доверия начальника.

Разведчик скромен.

Тот, кто живет по этим законам, с особенным воодушев­лением поет гимн нашей организации, понимая и принимая разу­мом и душой каждое слово. Вот наш Гимн:

Будь готов, разведчик, к делу честному, Трудный путь лежит перед тобой, Глянь же смело в очи неизвестному, Бодрый телом, мыслью и душой! Припев:

Будь готов, будь готов, Будь готов, будь готов, Будь готов, разведчик, будь готов!

В мире много горя и мучения,

Наступила страдная пора.

Не забудь святого назначения,

Сгой на страже правды и добра.

(Припев)

Тем позор, кто в низкой безучастности

Равнодушно слышит брата стон.

Не страшись работы и опасности,

Твердо верь, что с Богом ты силен.

(Припев)

Помогай больному и несчастному, К погибающим спеши на зов,

Ко всему большому и прекрасному Будь готов, разведчик, будь готов!

Припев:

Будь готов, будь готов, Будь готов, будь готов, За Россию будь всегда готов!

Уже разведчик 3-го разряда знает, понимает и умеет объяс­нить наши законы - основу нашей разведческой жизни. Разведчи­ки и разведчицы 2-го разряда должны знать больше. Ты должен уметь так рассказать о наших законах, чтобы заинтересовать и воодушевить ими других. Покажи, что законы наши - не отвле­ченные правила, но прямое руководство к действию. Поясни каж­дый наш закон примерами из истории, из прочитанных книг, из жизни. Подвиг Ивана Сусанина - дивный пример исполнения 1-го закона, закона преданности и верности. Ты читал " Князя Сереб­ряного"? Как честен и правдив князь! Вот прекрасный пример для каждого разведчика. Оглянись, посмотри, что делается вокруг тебя. На каждом шагу Ты увидишь прекрасные примеры. Вот читаем в газете: появилась группа из двадцати мальчиков под предводительством одного одиннадцатилетнего, которые выпра­шивали сладости. " Нехорошо", -думаешь Ты. Подожди. Оказы­вается, эти ребята все собранные сладости несли в больницы и раздавали больным детям. Чем не пример для разведчиков? Но мало уметь красиво и убедительно говорить о законах, надо и содействовать их распространению. Что это значит? Это значит, что Ты сам должен выполнять законы на деле, подавать пример, влиять на поведение других людей. Ты сам очень много можешь сделать:

1. Заботиться всюду о сохранении чистоты русского язы­ка. Не употреблять иностранных слов (1 -и закон).

2. Заботиться о птицах и зверях, строить им избушки, кор­мушки, кормить их зимой (7-й закон).

3. Организованно бороться с руганью, с непристойными выражениями в школе, в своей среде (9-й закон).

4. Искать возможности заработка в пользу звена (8 и 10-й законы).

5. Искать случая для звеновых добрых дел, для помощи ближним (3-й закон).

6. Сглаживать ссоры, поднимать у людей настроение (4 и 11-и законы).

7. Быть примером вежливости, бороться против грубости

(6-й закон).

8. Отдавать должное другим за сделанные ими добрые дела

и работу (2 и 12-й законы).

Зарождение скаутизма в России

Как мы уже сказали, успех книги " Scouting for boys" (" Разведка для мальчиков" ) был потрясающий, и она быстро разошлась по всему миру. Ее прочитал и Николай Второй, свободно владевший английским языком. Государю книга очень понравилась. По его приказу она была переведена на русский язык и опубликована в издательстве Генерального штаба под заглавием " Юный разведчик".

Прочитав книгу, идеей скаутизма увлекся капитан лейб-гвардии Стрелкового полка Олег Иванович Пантюхов. Его пленили, как пишет он в воспоминаниях, идеалы " патриотизма, любви к Богу, помощи ближнему, самодеятельности, любви к природе... рыцарские качества и навыки", которые надо было лишь дополнить " русскими обычаями, песнями и играми", чтобы создать свою, столь нужную тогда России скаутскую организацию.

30 апреля 1909 г. Пантюхов собрал детей и подростков, игравших на детской площадке в Павловском парке, " недалеко от музыкального павильона". Он рассказал им о только что прочитанной книге Баден-Пауэлла и по заблестевшим глазам мальчиков сразу же увидел, как их увлекла идея скаутизма. Затем, отобрав среди молодежи семь наиболее подходящих кандидатов, Олег Иванович приступил к созданию ядра первого - Царскосельского - отряда русских скаутов-разведчиков.

Дело пошло быстро и споро. С самого начала скаутизм в России стал делом инициативы местных руководителей - скаутмастеров и детей - разведчиков. В каждом городе у скаутских отрядов и дружин могли быть свои собственные обычаи, своя, отличающаяся от других, особая форма. Но их объединяло главное: служение общим для всех идеалам и сознание того, что все скауты России - члены одной большой и дружной семьи. Уже весной 1910 года преподаватель Первой мужской гимназии Василий Григорьевич Янчевецкий (известный во всем мире как писатель В. Ян) создал в Петербурге Легион юных разведчиков. Но скаутское движение получило широкое развитие в столице лишь с осени 1914 года, после создания Всероссийского [Петроградского! ] общества содействия мальчикам-разведчикам " Русский скаут" под председательством вице-адмирала Бострема. Вскоре Первый петроградский отряд разросся в большую дружину, насчитывающую около 500 скаутов, разделенных на три городских отдела.

В Москве зачинателем скаутского движения стал в 1910 году офицер Александровского Московского военного училища штаб-ротмистр Захарченко. Но так же, как и в Петрограде, дело приняло широкий оборот лишь с 1915 года, после создания и в Москве общества содействия под председательством вице-адмирала Чайковского - брата композитора П.И. Чайковского. С самого начала в судьбе общества приняла деятельное участие великая княгиня Елизавета Федоровна - сестра государыни.

Начальником первого московского отряда стал редактор популярного журнала " Вокруг света" В.А. Попов. На страницах журнала начал печататься особый скаутский листок под заглавием " Будь готов! ". В работу включился и известный педагог B.C. Преображенский, в 1917 году опубликовавший одну из лучших русских книг о скаутизме под заглавием " Бойскауты".

Основателем и деятельным руководителем скаутской организации в Киеве был доктор А.К. Анохин, председатель Киевского спортивного общества. Киевские скауты особенно активно участвовали в работе общественных и благотворительных организаций, помогали приему раненых с фронта, заменяли ушедших на войну крестьян во время летних полевых работ. В 1915 году доктором Анохиным был создан первый в России отряд герл-скаутов - девочек-разведчиц. К концу года в Киеве было уже около 700 разведчиков и 150 разведчиц.

К 1917 году скаутское движение охватило уже всю Россию. Сохранились сведения о работе разведческих отрядов и дружин более чем в пятидесяти городах: от Пскова и Смоленска до Владивостока, от Архангельска и Ярославля до Одессы, Ялты и Пятигорска. По самым приблизительным подсчетам, общая численность российских разведчиков и разведчиц достигала 20 тысяч человек. Причем в некоторых губерниях скаутизм начал охватывать не только города, но и села.

Российское разведчество было признанным участником международного скаутского движения. Дети переписывались со своими братьями - скаутами из западноевропейских стран. Руководители стремились совершить поездку в Англию - колыбель скаутизма. В декабре 1910 года Россию посетил Баден-Пауэлл. Он встречался с Олегом Ивановичем Пантюховым и русскими скаутами, был принят с большой теплотой государем.

По инициативе Общества содействия мальчикам-разведчикам в декабре 1915 года в Петрограде состоялся Первый всероссийский съезд инструкторов и лиц, интересующихся скаутизмом. Второй съезд собрался там же в декабре 1916 - январе 1917 года. В этих съездах принимали участие не только активные скаутские руководители, но также видные профессора, литераторы, педагоги и общественные деятели. На съездах были приняты тексты законов и торжественного обещания, общие для всех русских скаутов. Были также утверждены программы по специальностям и разрядам, правила ношения формы и знаков отличия. Особое внимание было уделено вопросу подготовки и облика скаутского руководителя.

На конец 1917 года был намечен Третий всероссийский скаутский съезд. Но он не состоялся из-за революционных событий, а затем и гражданской войны, охватившей Россию.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь