Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Русские скауты за границей (1919-1945)
Основоположниками русской скаутской работы за границей, бесспорно, оказались отряды русских скаутов, работавших в Латвии и Эстонии с ноября 1918 года, когда эти страны объявили о своей независимости. Примерно год спустя, осенью 1919 года, деятельность русских скаутов началась и на Принцевых островах в Мраморном море. Эти острова, принадлежавшие Турции, были тогда заняты войсками Антанты. Союзники устроили здесь лагеря для русских беженцев, эвакуированных из Новороссийска и Крыма. На острова попало немало детей, а также несколько молодых скаутских руководителей - раненых бойцов Добровольческой армии: они собрали детей и начали с ними скаутские занятия. Основатель скаутизма в России, полковник Олег Иванович Пантюхов, в феврале 1920 года также оказался на острове Принкипо и основал там отряд. 25 марта, в день его рождения, к нему приехали скауты с других островов и все вместе провели день в церемониях и играх. 25 марта 1920 года многие считают датой начала работы русских скаутов-эмигрантов в Европе. Очень рано русская скаутская работа закипела и в Маньчжурии, куда с 1918 года в большом количестве стали стекаться русские беженцы. С 1919 по 1921 г. в одном Харбине было основано 6 отрядов скаутов-разведчиков и два отряда разведчиц. Скаутские отряды стали появляться во многих других странах российского рассеяния. В 1920 году они уже существовали в Финляндии, Болгарии, Греции, Франции и Югославии. На первых порах русские скауты за границей не были объединены в единую организацию, хотя общими для всех были песня-гимн " Будь готов! ", скаутские законы и Торжественное обещание. Общим было также признание Олега Ивановича Пантюхова Старшим Русским Скаутом, не дающее ему, впрочем, никакой особой власти над местными отделами русских скаутов. 30 августа 1922 года Международное скаутское бюро признало и утвердило Организацию русских скаутов за границей. Постепенно ее стали называть Национальной организацией русских скаутов (НОРС). Это название впервые появилось в 1920 году во Франции. В 1924 году Олег Иванович Пантюхов утвердил временный устав Организации русских скаутов за границей, а в 1926 году ввел новый скаутский знак: на прежней простой лилии стал изображаться святой великомученик Георгий, поражающий дракона - по образцу центральной части российского государственного герба. В 1934 году Старший Русский Скаут утвердил новый устав Национальной организации русских скаутов-разведчиков. Старый клич " Помни Россию! " был заменен новым - " За Россию! ". Как и вся жизнь русских эмигрантов, работа русских скаутских организаций разных стран порой очень отличалась друг от друга. В странах, граничащих с Советским Союзом, за исключением Эстонии, местные власти не разрешали самостоятельной деятельности русских скаутов: их отряды должны были входить в местные скаутские организации. Румынские власти вообще запретили работу русских скаутов в Бессарабии и конфисковали знамя Кишиневской дружины. В Чехословакии из-за местных условий чисто скаутская работа велась в Праге и в Брно под официальной маркой организации " Витязей", а в Германии после запрещения Гитлером всех скаутских организаций скаутам пришлось также переименоваться в " Витязей" при Русском студенческом христианском движении. В Китае русские скаутские отряды стали возникать в середине 20-х годов. Работа велась главным образом в Шанхае и Тяньцзине, но были единицы и в других городах. Первый отряд русских скаутов в Шанхае был организован летом 1925 года при коммерческом училище, возглавил его преподаватель училища, скаутмастер Д. Г. Бочкарев. Это был смешанный отряд, общим числом около 60 скаутов, разведчиц и волчат. В 1929 году утвержден отдел НОРС в Китае с главной квартирой в Шанхае, куда переселился на постоянное жительство начальник отдела.скаут мастер Г. В. Радецкий-Микулич. В Китайский отдел входили: Шанхайская дружина, Тяньцзинская дружина, отряд морских скаутов в Шанхае, отряды, звенья в городах Пекин, Мукден, Дайрен, Циндао. Общая численность отдела достигала 600 человек. Среди руководителей Китайского отдела были скаутмастера В. М. Ядрышников, С. Н. Рудин-Донченко, М. М. Плеханов, В. И. Захаров и другие. Председатель Комитета содействия Шанхайской дружине В. В. Рипас приобрел полный лагерный инвентарь, были проведены три больших лагеря за пределами Шанхая. Шанхайская дружина во время японо-китайского военного конфликта помогала русским беженцам. Она существовала и в годы японского управления: активно работали три отряда. Отметим большую издательскую деятельность Китайского отдела - были изданы многие скаутские пособия: " Спутник русского скаута", " Лагерное строительство", " Курсы для вожаков" и другие. Выходил также журнал " Под стягом св. Георгия Победоносца". В 1945 году многие русские эмигранты начали уезжать из Шанхая, но скаутская работа продолжалась. В городе Тяньцзине (Северный Китай) первый отряд русских скаутов был организован помощником скаутмастера П. Н. Воецким 9 марта 1928 года. Летом того же года отряд развернулся в дружину, и был проведен первый лагерь. Через год дружина встала лагерем в курортном местечке Пейтахо на участке Пекинской духовной миссии. Здесь и в дальнейшем чаще всего проводились лагеря. В 1934 году дружина состояла из отряда скаутов, отряда вожатых-девочек, стаи волчат и насчитывала около 60 человек. Через два года Тяньцзинская дружина объединяла уже 140 человек. В ноябре 1942 года она была расформирована. В Европе в довоенное время скаутская работа особенно успешно развивалась во Франции и Югославии, где со временем образовались самые крупные общины русской эмиграции. Дружина русских скаутов в Париже была создана в декабре 1920 года при русской гимназии скаутмастером Александром Лаврентьевичем Козловским. С самого начала были установлены дружеские отношения с местными французскими скаутами, проводились совместные сборы и походы. В 1926 году в Париже работали пять скаутских отрядов, была создана дружина и в Ницце. Конец двадцатых - начало тридцатых годов ознаменовались раздорами среди скаутских руководителей. Двое из них -Павел Николаевич Богданович и Николай Федорович Федоров -порвали со скаутским педагогическим методом и с Олегом Ивановичем Пантюховым и создали собственные организации, построенные на более военизированном воспитании детей. Национальная организация витязей Федорова и особенно Национальная организация русских разведчиков Богдановича развернули широкую деятельность в разных странах российского рассеяния. Обе организации существуют и по сей день, но они гораздо малочисленное НОРС. Русский скаутизм возродился во Франции благодаря исключительно одаренному педагогу, приехавшему Францию из США - скаутмастеру Владимиру Аполлоновичу Темномерову, ставшему в 1932 году начальником парижского района Национальной организации русских скаутов. Работа быстро развивалась. Стали создаваться новые дружины в окрестностях Парижа и в провинции. Каждое лето проводилось несколько лагерей, в общей сложности собиравших более 500 участников. Самый крупный из них расположился в местечке Фабрегас, на Средиземном море. Лагерь " Фабрегас" у большинства его участников оставил неизгладимое впечатление и многих навсегда сделал скаутами. В Югославии деятельность русских скаутов тоже началась в 1920 году. В дружественной славянской, отчасти православной стране работа развивалась в особенно благоприятных условиях. Король Александр, например, предоставил для русских скаутских лагерей свое загородное имение на горе Ававле. Ряд русских скаутмастеров активно участвовали в создании югославской скаутской организации. Следует особенно отметить начальника Инструкторской части скаутмастера Максима Владимировича Агапова-Таганского (" брата Максима" ), организовавшего сперва для югославских, а затем для русских скаутских руководителей систему педагогических курсов, которая и ныне действует у русских скаутов за границей. Скаутмастер Иван Алексеевич Гарднер, впоследствии ставший крупнейшим в мире специалистом истории древнерусского церковного пения, разработал для русских скаутов основной педагогический метод скаутского движения - так называемую звеновую (или патрульную) систему. К концу тридцатых годов русская скаутская работа велась в разных югославских городах, особенно же процветала в Белграде и Сараево. Она охватывала по всей стране около 400 русских девочек и мальчиков. Когда началась война, на территориях, занятых СССР, организации русских скаутов-разведчиков были разгромлены, многие скауты были арестованы. Немцы также запрещали скаутскую деятельность в занятых ими странах. В Польше и Югославии, несмотря на опасность, русский скаутизм продолжил свою деятельность нелегально. Вскоре работа распространилась и на Германию и даже возобновилась на родной земле, в оккупированном немцами Пскове. В странах, которые не были оккупированы немцами - Финляндии, Венгрии и Болгарии, - работа велась легально до самого конца войны, в какой-то мере скаутская деятельность продолжалась и в Латвии. В оккупированной Франции русская скаутская организация была официально распущена, но многие руководители не теряли связи и, как могли, помогали русским детям. Во главе нелегальной работы в Центральной Европе стоял последний начальник Инструкторской части, молодой скаутмастер Борис Борисович Мартино (см. фото). Везде, где было можно, проводились лагеря, курсы для вожаков и для руководителей. Во время войны скаутское движение преследовалось и немецкими, и советскими войсками, по вине и тех и других скауты понесли большие потери. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 642; Нарушение авторского права страницы