Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Билет 1. Объект и предмет культурологии



Билет 1. Объект и предмет культурологии

Культурология - самая молодая из гуманитарных наук. Оформилась во второй половине 20 в. Сравнивали со лженаукой. Культурологическая тематика присутствует во многих гуманит. трудах. Милюков Вернадский – основопол. Аверенцев, Лотман, Фонвизин, Хализев -продолжатели. На западе К. имела больше шансов к глубокому развитию. До сих пор не отработана тема, специфика, предмет, объект-субъект.

Наука ли это?

Культурология: История к. и теория к. Это позволяет называть К.- наука о наиболее общих закономерностях культуры. Изучает не отдельные культурные явления, а универсальные свойства, присущие всем культурам, не зависимо от специфики.

К. как теоретическая наука многое обобщает, абстрагирует и намечает лишь общие тенденции, закономерности. Разные теоретические ракурсы рассмотрения проблемы. Но теория не всегда совпадает с практикой. К. - гуманитарная наука. Всё гуманитарное отчасти культурология.

Специфика к.

1. осмысливает к. в целом. От бытового уклада до концепции мира и человека, интегрируя знания других наук.

2. К.- качественно своеобразный феномен, система - богаче чем сумма элементов ее составляющих.

3. Ей под силу выявить наиболее общие культурологич. законы. Применимы ко всем уровням культуры: к отдел представит. к-ры и человечества в целом.

Объект исследования - культура

Предмет - частные её проявления: специфика, функция...

Винер: всякая наука настолько н - насколько в ней математики.

Но критерий-формулировка проблемы, закономерности доказательности... У к. это есть.

Смежные науки:

1. Философия. много общего с философией, особенно с той ее ветвью, которая основным вопросом философии считает смысл человеческой жизни. Так или иначе, но философия и культурология ставят и пытаются решать сходные проблемы.

2. Социология. «поставляет материал», который культурология осмысливает. Это различные модели поведения человека в обществе, разные межличностные взаимоотношения, характеристики общественных структур и т.п. Кроме того, изучение быта, как одной из важнейших культурных структур, невозможно без данных конкретной социологии.

3. Политология. Примерно то же можно сказать и о связях культурологии с политологией. Культурология очень нуждается в сведениях о типах государственных структур, типах и свойствах разных политических режимов, способах политического управления обществом — все это дает (или в идеале должна давать) политология.

4. Психология. изучение внутр мира человека. Психологич модели поведения. Реакции челов. Тестовые методики. Повед человека в экстрим ситуациях. Психологические модели человеческих типов и поведения человека в разных жизненных ситуациях дополняются, а отчасти и конкретизируются культурологическими закономерностями.

5. Этнография. В ней культурология также находит материал для теоретических выводов: описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.п. В частности, такая важная культурологическая задача, как изучение национального культурного менталитета, не может быть решена без этнографических исследований и материалов.

6. История. Развитие феноменов культуры со времен древних.

7. Эстетика и литературоведение. Многие культурологич модели сформированы, их осмысление.

Естественно-научн.:

1. Археология. Интерпретация древних обществ. Древний образ культур.

2. Биология.

3. Зоопсихология

4. Антропология. Образ человека

5. Математика. специч дисциплина. Психология м. – модель реакций на окружающую действительность

Все это нужно обобщить. Задача К.- выявление закономерностей присущих культуре (качественно новое образование из всех этих сфер).

Билет № 39. Функции к.: защитная, креативная, коммуникативная

Защитная функция

Первой универсальной функцией надо считать защитную. Она состоит в том, что при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений — орудий труда, лекарств, оружия, транспортных средств, источников энергии — человек неимоверно увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы. Ему не страшны голод, наводнения, эпидемии.

Но на смену одним неблагоприятным факторам, устраненным техническим прогрессом,

приходят другие, порожденные им. Голод и чума побеждены, но истощается почва, вырубаются леса, отравляется вода, ухудшается экология, появляются новые болезни. И не только естественного происхождения (например, СПИД), но и искусственного (скажем, лучевая болезнь). Таким образом, материальная культура, технический прогресс, с одной стороны, снижают угрозу жизни и здоровью людей, а с другой — повышают ее. Функция сопровождается дисфункцией.

Креативная функция

Вторая фундаментальная функция культуры — преобразование и освоение мира. Ее еще

называют креативной функцией (от лат. creatio — созидание). Исследуя и каталогизируя виды растений и животных, систематизируя типы элементарных частиц, экспериментируя над физическими явлениями, осваивая космическое пространство, человек расширяет среду обитания.

Проявляется его любознательность, а не желание защититься. Овладение силами внешней природы идет рука об руку с овладением внутренними силами психики. На Востоке выработаны сложные системы психотехники, медитации, боевых единоборств и концентрации воли, нетрадиционные методы медицины, техники владения своим телом и сознанием.

Коммуникативная функция

Третья функция культуры — коммуникативная. Она включает передачу информации в любом виде: устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов, использование технических средств связи и т. п. Без общения с себе подобными невозможны ни общество, ни культура. Информационная изоляция от культуры наносит непоправимый ущерб человеческому существу, особенно на ранней стадии социализации. Примером служат так называемые феральные люди.

 

Билет № 37.

Культурная диффузия — это взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении. Культурное соприкосновение называется культурным контактом. Он может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться равным и сильным влиянием их друг на друга либо не менее сильным, но односторонним влиянием. Например, вестернизация ЕВРОПЫ. Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др.

Китайский повар, плававший с великим путешественником Марко Поло, принес рецепт спагетти в Италию, а столетие спустя итальянские иммигранты завезли его в Америку. Распространение, или диффузия, культурных инноваций по своему вектору принимает два направления — горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное распространение наблюдается между несколькими этносами, равными по статусу группами или индивидами, поэтому его еще можно называть межгрупповой культурной диффузией. Вертикальное распространение элементов культуры происходит между субъектами с неравным статусом, поэтому его можно именовать также стратификационной культурной диффузией. Скажем, заимствование милиционерами лексических формул из воровского жаргона надо считать горизонтальным распространением, а заимствование аристократией элементов простонародного говора — вертикальным.

Культурная диффузия может происходить не только между странами и народами, но также между группами и классами.

Стратификационная диффузия выражается в двустороннем процессе:

■ средний и низший классы перенимают у высшего класса элементы высокой моды, престижного потребления, литературный язык и др.;

■ высший класс перенимает у нижестоящих страт формы более раскрепощенного поведения, упрощенной манеры одеваться.

Одежда, символизирующая статусные различия людей, в современном обществе превращается в сферу пересечения классов и сословий, в канал диффузии культурных ценностей из одной страты в другую.

Другой пример стратификационной диффузии — изменение культурного статуса бильярда. Впервые бильярд появился как игра джентльменов в высшем классе Англии и Америки. Позже произошла его культурная диффузия в низшие классы.

Рис. 10. Культурная диффузия — двусторонний процесс: высокая культура

проникает из высших страт в низшие, массовая культура распространяется в

обратном направлении. В традиционном обществе существовала ярко выраженная символическая поляризация населения. Сегодня культурологи отмечают, что эталоном стиля и образа жизни для высшего и низшего классов становится средний класс. Культурная диффузия несет обществу как позитивные, так и негативные сдвиги. Проникновение высокой культуры в средние и особенно низшие страты, с одной стороны, означает ее демократизацию и просвещение населения, а с другой — ее примитивизацию, граничащую с опошлением.

 

 

Билет № 36.

Культурные заимствования специалисты считают более распространенным источником культурных изменений, чем независимое изобретение. Их относят к мирному способу перенесения ценностей одной культуры на почву другой. Понятие культурных заимствований указывает на то, что и как именно перенимается: материальные предметы, научные идеи, обычаи и традиции, ценности и нормы жизни. Один народ заимствует у другого не все подряд, а лишь то, что: а) является близким его собственной культуре, т. е. то, что смогут понять, оценить и использовать аборигены; б) принесет

явную или скрытую выгоду, поднимет престиж народа, позволит продвинуться вверх по ступенькам прогресса, даст преимущество перед другими народами; в) отвечает внутренним потребностям данного этноса, т. е. удовлетворяет такие фундаментальные потребности, которые не могут удовлетворить культурные артефакты и культурные комплексы, имеющиеся в его распоряжении.

Распространенным примером престижного заимствования служит мода: один народ или социальная группа заимствуют не то, что им необходимо с утилитарной точки зрения, а то, что считается престижным. Процесс заимствования в таких ситуациях может приобретать цепной характер.

Культурному заимствованию предшествует другое явление, называемое культурным отбором, или селективностью культуры.

Селективность — избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую. Она может быть целенаправленной, сознательной либо стихийной, происходящей в силу объективных условий. Всего выделяют четыре основные причины селективности:

— культура еще не созрела для заимствования данных изобретений;

— новые элементы грозят разрушить сложившуюся в обществе культуру;

— идеология запрещает заимствование новых элементов как «враждебных», «чуждых», «плохих»;

— члены общества не считают, что новые элементы нужны им.

Страна, которая заимствует чужое, называется культурой-реципиентом, а страна, которая отдает свое, именуется культурой-донором.

Культурные заимствования могут быть а) стихийными и неуправляемыми, такими, где отсутствует сознательный отбор культурных инноваций; б) целенаправленными и сознательными.

Вторая стратегия культурного заимствования должна проходить все необходимые для культурного отбора стадии, а именно:

■ создание проекта заимствования и его критическая проработка;

■ отбраковка претендентов на культурное заимствование, поиск нужных образцов;

■ практическое внедрение и обеспечение экономической и политической поддержки.

Проблема культурных заимствований тесно связана с темой культурной вариабельности, которая указывает на особенности национального характера и национальной психологии, а именно восприимчивость к иной культуре, способность менять свое поведение в зависимости от изменения культурного контекста (например, когда русский попадает в другую страну).

 

Билет № 11. Материализм Маркса

Карл Маркс (1818-1883) утверждал, что сущность мира - это материя и что мир развивается вследствие борьбы противоположностей или противоречивых элементов. Социальные преобразования, согласно Марксу, можно осуществить не средствами религии или политики, а только посредством классовой борьбы, радикально изменяющей производственные отношения (то есть экономическую систему). Человек при этом рассматривается как классовое существо, принадлежащее либо к правящему, либо к управляемому классу. Личность имеет ценность, только если она участвует в революционной деятельности, находясь в борьбе на стороне управляемого класса (то есть пролетариата). В воззрениях Маркса отсутствует признание абсолютной ценности отдельной личности. Вот почему марксисты могли без всяких угрызений совести проводить массовое уничтожение людей, которые не приносили пользы революции или противостояли ей.

Творческая деятельность Карла Маркса (1818-83 гг.) – философа, экономиста, развернулась в середине XIX в., в критические годы обще-ственной жизни Европы. Его теория стала обобщением этой историче-ской эпохи. Он создал завершенную, до конца последовательную фор-му материализма. Эта завершенность прослеживается в следующихмоментах: в том, что материализм доведен до понимания обществен-ной жизни, а также в том, что материализм органически соединился сдиалектикой. Новизна марксизма в трактовке культуры в следующем. Если вдомарксистской теории культура рассматривалась как результатдеятельности людей исключительно в духовной области, т.е. какдеятельность сознания, выражающая себя в продуктах духовной дея-тельности, сама же культура понималась как мир, противостоящийприроде, то в марксизме общественная практика людей трактует-ся как деятельность, целью которой является преобразование усло-вий жизни человека, как взаимодействие человека с природой и об-ществом. Итогом этой деятельности является изменение, прежде все-го, условий материального бытия человека. Трансформация форм эко-номической жизни, орудий и средств материального производства обу-словливает изменения во всех сферах бытия человека, в том числе идуховной сфере. Таким образом, культура в марксистском пониманиивключает в себя всю полноту общественной деятельности человека, а не только чисто духовную практику. Однако, с точки зрения марксиз- ма, культура не сводится лишь к процессу создания материальных и духовных благ, культура – это, прежде всего, процесс творения че- ловеком самого себя. Обретение человеком себя как субъекта истори- ческой действительности происходит лишь в лоне культуры. Марксистская трактовка культуры как человекотворчества исходит из понимания труда как процесса обмена между природой и человеком, в результате которого изменяются не только условия жизни человека, но и сам человек. Создавая новый материальный мир, преобразуя предметы труда, человек создает одновременно и себя. Таким образом, общественно-трудовая деятельность является основным источ- ником культуры и творцом самого человека. С точки зрения марксизма, материальное и духовное производство связаны друг с другом, частью марксистской концепции культуры яв- ляется положение о двух формах культуры - материальной и духов- ной. Если в домарксовой теории культура создавалась только в рамках духовного производства, то, согласно марксистской концепции, куль- тура формируется как в материальной, так и духовной сфере. При этом материальное производство играет детерминирующую роль, во многом определяя и сам процесс духовного производства, и его результаты. Культура есть особого рода объективная реальность, возни- кающая как результат общественного производства. Многообразие ее форм и видов в конечном счете детерминируется существующим материальным базисом и напрямую зависит от форм собственности и типа политической власти. Глубокий анализ социальной детерминиро- ванности культурных явлений и процессов является важным вкладом марксизма в мировую культурологическую мысль. Марксизм стал ме- тодологической базой, теоретической основой анализа многообразных явлений культуры, в том числе и современной. Но, пожалуй, самым ценным в марксистской концепции культуры является ее антропоцен- тризм и гуманизм.

 

Билет № 12. Неокатианство

Неокантиантство (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) В конце XIX - нач. XX вв. философия культуры обращается к ос- мыслению различных фаз (или стадий) эволюции человеческой куль- туры. Возникает идея формирования особой науки, которая занималась бы культурой. Становится очевидным, что культура требует специфи- ческого подхода к изучению ее феноменов. Представители неокантиантской школы В. Виндельбанд (1848- 1915 гг.) и Г. Риккерт (1863-1936) провели радикальное отличие наук о культуре от наук о природе. Определяя ценностную природу культуры, В. Виндельбанд отверг нивелирование исторических различий и установление единообразия жизни. «В противном случае, отмечал он, утра-чивается самое высшее, что, собственно, составляет культуру и исто-рию, – жизнь личности». Оба исследователя относили к «наукам окультуре» сферу исторического знания, внутри которого обнаружива-ется индивидуальное, специфическое, неповторимое значение для че-ловека феноменов действительности. «Науки о природе», под которы-ми подразумеваются естествознание и социология, выявляют в позна-нии общезначимое, сходное. На основе этих культурфилософских установок исследователи ста-ли проводить различие между культурой как органической целостно-стью и цивилизацией как формой механического и утилитарного отно-шения к миру.

 

Билет №4. Античность

Проблема культуры начинается с проблемы выяснения этимологи-ческого смысла самого слова «культура». Лингвисты обычно отсыла-ют нас к латинскому слову «colere-cultura», что означает возделывание, обработка, уход, улучшение. В наиболее древних латинских текстах употребление этого словасвязано с земледелием, отсюда - agri-cultura (от лат. ager - земля, поле, пашня + cultura - возделывание, обработка). Отпpaвной точкой в формировании теоретических представленийо культуре принято считать работу «Тускуланские беседы», принадле-жащую выдающемуся римскому политику, оратору и философу МаркуТуллию Цицерону (106-43 до н.э.). Именно здесь Цицерон не простоописывает ряд явлений, но пытается понять, в чем суть культуры, что иотличает теоретический подход от обыденных представлений. Цицерон применил термин «культура» для характеристики чело-веческого духа. Широко известно его изречение: «Философия естькультура души». Он отождествил философию с культурой души и духа.Впоследствии употребление слова «культура» в значении воспитанно-сти, образованности, просвещенности становится традиционным. Софисты, киники, стоики Проблематика философии культуры в европейском сознании впер-вые затрагивается софистами (так условно, от греч. sophisma-sophia –рассудительность, мудрость, обозначала себя группа древнегреческихмыслителей второй половины V – перв. пол. IV в. до н.э.). Важнейшуюроль в их мировоззрении играло противопоставление природы, какэлемента относительно постоянного, человеческому закону или уста-новлению - изменчивому, произвольному. Так осмысливалась анти-номия (от греч. anti - против и nomos - закон; противоречие закона са-мому себе, аntinomia – противоречие в законе) природного и нравст-венного, которая в сущности идентифицировалось с культурным. По мнению софиста Гиппия, человеческие установления (обычаи, законы) “...насилуют нас часто вопреки природе”. Культура в этой сис-теме размышлений оценивалась как понятие ценностно менее значи-мое, нежели природа.Мысль о том, что культура отчуждает человека от природы, полу- чила свое развитие в философии киников (IV до н.э.), одной из так на- зываемых сократических школ Древней Греции. Антисфен и Диоген Синопский рассуждали о возврате людей к природе и естественности первобытного человеческого состояния. Основой счастья и добродете- ли они считали пренебрежение к общественным нормам, отказ от бо- гатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независи- мости и внутренней свободы личности. Таким образом, они, по суще- ству, выступили в роли первых в Европе критиков культуры. Расцвет римского стоицизма (конец IV до н.э.) знаменовал пово- рот культуры Рима целом от внешнего к внутреннему. Стоики, хотя и ориентировались на космос и мировой разум, особое внимание обра- щали на ресурсы человеческого духа. Главная задача философии для стоиков заключается в этике. Знание – лишь средство для приобрете- ния мудрости, умения жить. А жить надо сообразно природе. Это по- зволило им критиковать искусственность и испорченность общества. В конце IV- нач. III вв. до н.э. происходит усиление и обновление материализма в форме нового учения – эпикуреизма. Эпикуреизм ха- рактерен для эпохи, когда философия начинает интересоваться не столько миром, сколько судьбой человека в нем, не столько загадками космоса, сколько попыткой указать, каким образом человек может об- рести столь нужное ему успокоение, невозмутимость и бесстрашие. Его способ объяснения имеет целью невозмутимость самосознания, а не познание природы само по себе. Культуркритические мотивы входили неотъемлемым элементом в духовную атмосферу, в которой развивалась раннехристианская обще- ственная мысль. Софисты, киники, стоики и эпикурейцы разрабатыва- ли в конечном счете антиномии культуры и природы.!!! Теологическое понимание культуры. Провиденциализм Прежнее противопоставление природы и культуры, которое было свойственно античной философии, сменилось внутри христианства другой полярностью – Бог и культура. Природа утрачивает свое право служить позитивным или негативным критерием оценки культуры. Так разрушается натуралистический фундамент языческой философии культуры. Теперь открывается возможность для истолкования транс- цендентальной природы культуры. Сама культурфилософия культуры становится по существу «теологией культуры». Теологи подчеркивают духовное начало, которое сопровождает встречу с Христом. Делается попытка уточнить определения «христианство» и «культура», соотне- сти их с историей и историческим сознанием. Культурное развитие человека понимается как устранение греха и приближение к Божествен-ному замыслу. Теологическое понимание природы можно назвать провиденциа-лизмом (от лат. providentia – провидение). Он предполагает проявлениеволи Бога, осуществление Божественного плана спасения человека.Развитое Августином Блаженным (354–430 гг.) провиденциалистскоепонимание культурного и исторического процесса как пути к эсхатоло-гическому (от греческого eschaton – конец во времени и пространстве, предел, конечная цель и logos – учение) «царству божию» легло в осно-ву всей средневековой христианской церковной историографии. Уче-ние Августина стало наиболее полным выражением древней идеи отесной связи общего состояния культуры с этическими ценностями че-ловека, с его внутренним миром. Конфуцианцы, Сократ, Платон, стои-ки и платоники, – все они настаивали на том, что духовные качествачеловека являются не случайным образованием в мире культуры, а ееопределяющим началом. Культура живет верой человека в свое высшеепредназначение, а вера человека тем и сильна, что опирается не навнешнее окружение, которое может даже противоречить вере, а на чув-стве причастности человека к высшим ценностям бытия.

 

Билет № 6. Возрождение

В эпоху Возрождения культурфилософские сюжеты древних вос-крешаются. Философское постижение культуры теперь связано с уче-нием о природе и человеке, с космологическими и нравственно-этическими концепциями. Немалую популярность обретает стоицизм, который возрождает античные представления о природе и искусстве.Неоплатонизм открыл перед искусством Ренессанса красоту природыкак отражения духовной красоты, пробудил интерес к внутреннемумиру человека как борьбе духа и материи, раскрыл драматические кол-лизии духа и тела, чувства и разума. Без раскрытия этих противоречийи коллизий искусство Возрождения не могло бы достигнуть того глу-бочайшего чувства внутренней гармонии, которое является одной изсамых отличительных особенностей искусства этой эпохи. Культура Возрождения знаменовала собой поворотный пункт в ис-тории Европы, после которого путь к новой цивилизации был предо-пределен. Гуманизм – великое открытие этой культуры. Явление гуманизма выразилось в освобождении человека от силь-нейшего влияния церкви. Человек постигал свои собственные силы, прежде всего - духовные, он представал сильным сам по себе, а нетолько как творение Бога. Он продолжал веровать, но веровал каксильный, мощный ум и даже предполагал, что может понять Бога, стать с Богом на равных. Главное, что эти попытки фактически повер- нули ход истории в сторону Нового времени. Культура Возрождения носила элитарный характер. Сами идеи самоутверждения личности, обращение к античности, как подтвержде- ния новых мировоззренческих установок, не были близки широкому кругу людей, но идеи, оставшись в культурном процессе и возродив- шись в эпоху Просвещения, впоследствии радикально изменили мир. Билет№7, 8. Итальянское, французское, немецкое Просвещение и понятие «культура» Совокупность идей, выдвинутых европейскими философами XVII- XVIII вв., называют идеологией Просвещения. В идеологии Просвеще- ния было то ядро, которое сохраняет свое значение во всех обществах и во все эпохи. Это – акцентирование свободы и суверенности человече- ского разума. Культура понимается просветителями как отличная от природы искусственная среда существования, в которой возможны всякие усовершенствования и улучшения. Возникли новые принципы, отличные от средневековых, распространяющиеся на все области жиз- ни: натурализм, рационализм, исторический оптимизм, вера в про- гресс. Просветители очертили внешние границы культуры. Несмотря на свойственный им натурализм, они смогли отделить культуру от приро- ды, осознав ее как сферу творческой деятельности человека, способно- го переделывать социальный мир по законам разума, добра и красоты. Пусть этот идеал и остается недостижимым, но отказаться от него оз- начает полностью утратить нравственные исторические ориентиры. Просветители сделали попытку упорядочить и систематизировать богатство культуры. Задача синтеза, систематизации знаний – наук, ис- кусств, ремесел – была поставлена и в какой-то мере решена француз- скими энциклопедистами в их знаменитой Энциклопедии – первом из- дании подобного рода. Область культуры впервые была очерчена извне и упорядочена изнутри. Выдающиеся деятели эпохи Просвещения: Джанбатиста Вико (1668-1744 гг.), Мари Франсуа Аруэ Вольтер (1694-1778 гг.), Дени Дидро (1713-84 гг.), Шарль Луи де Монтескье (1689-1755 гг.), Жан Жак Руссо (1720-73 гг.), Мари Жан Антуан де Кондорсе (1743-94 гг.), Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803 гг.), Иммануил Кант (1724- 1804 гг.). В Новое время культурфилософская проблематика расцветает у итальянца Дж. Вико и француза Ж.- Ж. Руссо. Исторический подход позволил итальянскому философу вырабо- тать более развернутый, чем у современных ему французских просветителей, взгляд на архаические периоды в развитии культуры, предста-вить целостное истолкование искусства, религии, права, форм соци-альной и хозяйственной жизни в их единстве и взаимодействии. Викосравнивал исторический процесс с индивидуальной жизнью человека: три этапа неизбежны в судьбе каждого народа: эпоха богов (детствочеловечества), эпоха героев (юность человечества), эпоха людей (зре-лость человечества). Таким образом, Вико развивал мысль о цикличе-ском развитии культуры. Он настаивал на божественном характере техзаконов, которые управляют развитием культуры. Просветители XVIIIв. постепенно отвергают провиденциализм. Так рождаются, в частно-сти, идеи прогресса культуры в философии истории Вольтера и Кон-дорсе. Руссо усматривал сложное взаимодействие таких понятий, какприрода, культура, цивилизация. Вико и Руссо в целом воспроизводилиопределенные элементы кинической критики культуры. Руссо выступил против «искусств и наук». Его рассуждение, полу-чившее премию Дижонской Академии в 1750 г. по вопросу, предло-женному Академией: «Способствовало ли возрождение наук и ис-кусств очищению нравов? », гласило: «В моральном отношении они ис-тощают и изнеживают человека, а в физическом - не удовлетворяют егопотребностей, вместо этого возбуждают тысячу неутолимых влечений.Все ценности культуры суть фантомы, от которых мы должны отка-заться, если не хотим быть постоянно обреченными черпать из бочкиданаид». Этим объяснением Руссо поколебал основы рационализмаXVIII в. Широкое толкование культуры, правда, более поверхностное в фи-лософском отношении, легло в основу разработки концепции, принад-лежащей выдающемуся немецкому просветителю XIX в. И. Г. Гердеру(1744-1803 гг.). Суть его подхода к проблеме культуры можно уяснитьиз книги «Идеи философии истории человечества»: «Воспитание чело-веческого рода - это процесс и генетический, и органический - благода-ря усвоению и применению переданного. Мы можем, как угодно, на-звать генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его куль-турой, то есть возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света иназвать просвещением». Основные черты культуры, по Гердеру, - это неразрывная связь спотребностями общества, прогрессивное развитие и, наконец, глобаль-ный характер. Важнейшей типологической чертой концепции Гердера, роднящейее с идеями французских материалистов, является натурализм, т.е.стремление доказать, что благодаря культуре человечество становитсявысшим и заключительным звеном в развитии природы, что в основекультуры лежит «естественная» природа человека. В соответствии с этим мотив активности человека в создании культуры звучал у Гердера весьма приглушенно. Этот недостаток с лихвой был восполнен И. Кантом (1724 – 1804 гг.), для которого тема свободы, творческой устремленности человека стала основной как в философии вообще, так и в концепции культуры, в частности. По Канту, культура заключается в приобретении человеком «спо- собности ставить любые цели вообще (значит, в его свободе)». Харак- терно, что к обоснованию необходимости культуры Кант шел от не- сколько курьезной идеи «недоброжелательной общительности людей». Суть ее в том, что природным, естественным отношением между людьми является, по Канту, соперничество. Именно оно и побуждает каждого человека развивать свое досто- инство и, соответственно, общественный вес. «Здесь начинаются пер- вые истинные шаги от грубости к культуре, которая, собственно, со- стоит в общественной ценности человека». Таким образом, в отличие от Гердера, культура у Канта является не высшей точкой развития природы, а точкой разрыва с приро- дой. Характерно также и то, что, возникнув как результат природного соперничества людей, побуждающего, в свою очередь, преодолевать природную лень человека, культура, по Канту, может оказаться тем средством, с помощью которого «недоброжелательная общительность людей» может быть преодолена. Это возможно в том случае, если ядром культуры станет мораль, причем в кантовском ее понимании. Как известно, ее основой является знаменитый «категорический импе- ратив» - нравственный закон, который гласит: поступай согласно таким правилам (максиме), руководствуясь которыми ты мог бы в то же вре- мя пожелать, чтобы все другие люди им следовали, в том числе и по отношению к тебе. Вот такого рода моральный закон и может, по Кан- ту, связать всех людей в единое целое вопреки природному стремле- нию к разобщению. Другой важнейшей идеей кантовской концепции морали как ядра культуры является его положение о самодовлеющем значении долга, который должен непременно противостоять чувственным, т.е. природ- ным влечениям человека. Таким образом, культура у Канта не только оказывается в целом противостоящей природе, но и является тем средством, которое и внут- ри человека разграничивает природное и неприродное. Не «блаженство от счастья», а «достоинство от счастья» - вот что обещает культура и что только она может дать человеку. Ее цель за- ключается не в воплощении счастья на Земле, но в осуществлении сво- боды, истинной автономии, которая означает не техническое господство человека над природой, а его моральное господство над самим со-бой. Культурологические воззрения Г.В.Ф. Гегеля Вопрос о культуре как научной проблеме впервые был поставленпросветителями. В эпоху Просвещения было разработано светскоепредставление о культуре как всесторонней реализации «разумного че-ловека», т.е. проблема культуры была навсегда связана с проблемойчеловека. Разум понимался просветителями как вечная и неизменнаяспособность отдельного индивида. Однако ограниченность и противо-речивость просветительских идей заставили по-новому поставить ирешить вопрос о культуре и разуме, культуре и человеке. И сделал этоГ.В.Ф. Гегель (1770-1831). Вкладом Гегеля в развитие культурологической мысли являетсяанализ всего пути развития мировой культуры во всем многообразии ееформ - от духовной культуры до форм общественной жизни и государ-ственного устройства. Гегель рассматривал культуру как единый, цело-стный организм, находящийся в постоянном движении. Культура раз-вивается через разрешение внутренних противоречий, в соответствии сзаконом единства и борьбы противоположностей. Рассматривая куль-туру как целостную систему, Гегель вместе с тем отмечает наличие вней определенных типов и выделяет, прежде всего, высокую и низкуюкультуры, а также теоретическую, практическую, нравственную, мо-ральную, интеллектуальную и культуру высказываний. Наличие высо-кой культуры у него связано с существованием государства. Частью гегелевской культурной концепции является учение о на-циональном характере и расовом различии народов. Причины расовыхразличий, в том числе в психологическом складе, Гегель видит в ме-стоположении формирования народа, в особенностях природно-климатических условий, религиозном факторе, в системе сложившихсяморальных норм. Сравнивая национальные характеры и особенностипсихологического склада различных рас, Гегель отстаивает идею ра-венства народов, хотя в его высказываниях о белой расе все же про-слеживается европоцентристская установка.

Билет №9. Романтизм


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-13; Просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь