Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Энергетическое тело и фокусирующая точка



Когда энергии, внешние по отношению к энергетическому телу,

проходят сквозь него, то формируется фокусирующая точка.

Она указывает также на тип энергетической структуры,

сформированной таким пересечением.

 

По отношению к обыденной реальности Толтеки вышли из плоскости Земли. Подобно тому как мы расстаемся с суевериями и оставляем их позади, Толтеки оставляют позади обыденный мир. И затем, опять шаг вовне — прочь из новой реальности — это отличительная черта видящего. Этот шаг из необычного мира — не самая простая задача. Необычные миры оказываются значительно большими. В них больше жителей и более сложная местность. Они более пленяющи. Для усиления очень зыбкого шанса достичь свободы от удерживающего влияния любой реальности видящие нового цикла развили и очистили стратегию и тактику трэкинга, сновидения и намерения (Огонь).

Трэкинг вытекает из первого поля. Это искусство и мастерство устойчивого и направленного восприятия. Как таковой, он имеет отношение к управляющей энергии и знанию. Итак, трэкинг связан с систематическим и преднамеренным поиском личного роста. При этом его принципы управляют поведением в ежедневной жизни, и это также способ удерживать ваши завоевания в других мирах. Например, сновидение включает деятельность в мире сновидений и действия энергетического тела за рамками обыденной человеческой деятельности. Войти в состояние сновидения целенаправленно и поддерживать это состояние устойчивым — это также трэкинг.

Искусство сновидения, в свою очередь, не есть разновидность сна. Оно связано со вторым полем: это способ ухватиться за неизвестное. Возникая, тело сновидения представляет собой значительный сдвиг во второе поле. В современной литературе тему сновидения обычно относят к «внетелесному опыту». Вступление в неизвестное при сновидении расширяет границы известного. И если трэкинг предполагает целостность, непрерывность, то сновидение предлагает многомерное расширение.

Трэкинг также консолидирует путешествия в неизвестном, следовательно, переносит их в известное. Трэкинг можно развивать посредством сновидения, точно так же. как искусство сновидения можно совершенствовать с помощью трэкинга. В попытках постичь что есть что приходит время, когда вы оставляете позади термины и методы. Они отслужили свое, указав направление, и сейчас вы просто хотите двигаться по дороге.

Намерение состоит из сфокусированной и сконцентрированной энергии. Оно заключает в себе сущность личности, места и вещи. Оно существует помимо желания. Оно — это спокойная уверенность. Оно — это энергия сонастройки, энергия, необходимая для смещения фокусирующей точки. Итак, это — энергия, необходимая для смещения фокусирующей точки. Это — энергия, которая контролирует то, что мы воспринимаем. Умение смещать энергию и сдвигать точку фокусировки определяет то, что вы обнаруживаете, или то, что вы привносите в осознанное знание. Проявление вашей внутренней природы ведет к бытию, состоянию равновесия и гармонии с миром. Оно включает сконцентрированное на данный момент внутреннее ощущение направления и чувство полноты и радости.

Все это включает в себя Сила, которую я также определяю как Божественную Волю или Дух, направляющий нас. Сила превышает все виды личной силы, поскольку все виды личной силы вытекают из Силы. Нам всем необходима сила. Нам необходимо чувство связи, смысла и управления. Однако обычно это желание выражается в виде силы, направленной против других, или в виде силы подавления других и окружающей среды, а не как сила углубления осознания. Растения, животные, сама Земля — все эманирует из Силы. Поэтому все имеет свою собственную силу. Через расширение осознания личная сила растет.

Новый и старый циклы видящих отличаются друг от друга тем, как они используют личную силу. Старый цикл переполняло желание погони за силой. Человек, проявляющий могучую власть над чем-либо, был важной персоной. Таким образом, они попали в ловушку к самим себе. Новый цикл использовал один ключик — этику. Не накопление силы ради ее демонстрации: новые видящие выбрали утраченное старыми стремление использовать личную силу для усиления восприятия, для обретения свободы. В таком выражении личная сила возникает как результат совместимости личности и Силы. Чем лучше и глубже связь, тем личная сила больше.

Попадаясь на уловку Силы, вы подчиняете себя более высокому осознанию, более высокому знанию. Это третий существенный маневр видящего. Если вам удалось выполнить три основных маневра, то вы установили исходную ориентировку на продолжающееся развитие. В этой книге и будет происходить обращение под разными углами к этим маневрам.

Путь Толтеков предлагает способ развить связь с миром. Ваша жизнь оказывается впоследствии отношением между вами и Божественной Волей, а не отношениями, которые вам навязывает культура или другие люди. Тропа, по которой мне пришлось пройти, показала, что Дух присутствует во всех людях, местах и вещах. Целостный мир — живой, и поэтому о Пути Толтеков стоит писать. На этой Тропе я встретил существа различной конституции и строения, миры разной формы и субстанции, богатства оттенков и текстуры. Это действительно подобно шагу из плоскости Земли и растворению в мирах иного строения. Затем, возможно, мы двинемся дальше лишь для того, чтобы попять, что Земля, в конце концов, никогда и не была плоской. Плоским оказывается лишь наше восприятие. Следование Тропой Толтеков придает форму чему-то такому, что, в сущности, бесформенно. Путешествовать по Тропе — это не просто делать обычные шаги.

Данная книга предназначена помочь вам последовательно использовать систему, которую Кастанеда назвал «необычайно изощренной» (Дар Орла) . Поскольку система имеет дело с абстрактным, часть ее изложения также абстрактна. Как говорит дон Хуан, для Толтека абстрактное — это то, что не имеет параллелей. Его нельзя постигнуть, но им можно управлять (Сила безмолвия).

Сложность оформления инструмента (такого, как эта книга) прямо пропорциональна сложности управления данным инструментом. Так, в своей книге о виртуальной реальности (Силиконовый мираж) Стив Окстакалнис и Дэвид Блатнер сравнивают молоток, фото копировальный аппарат на 50 кнопок и компьютер. Один из вопросов, который они поднимают: как наладить взаимосвязь между инструментами и людьми, которые ими пользуются. Для такого примитивного инструмента, как молоток, это просто. Фотокопировальный аппарат сложнее молотка, и взаимосвязь с пользователем и методы будут сложнее. Еще более сложными оказываются компьютеры. Из-за этого, считают авторы, многие не хотят ими пользоваться. Это указывает на то, что технология виртуальной реальности превращает пользователя в свой придаток, не позволяя ему оставаться снаружи. Итак, даже в случае очень сложного компьютера связь с ним делают упрощенной.7

Следовательно, особенность этой книги – помочь вам постичь изощренную мудрость Толтеков и пользоваться ею. Но, как вы поймете дальше, это требует вашего вхождения в систему, что превращает вас в часть техники. Затем возникает трудность в манипулировании системой так, чтобы заставить ее поработать на вас, даже если вы сами не понимаете этого. Тогда необходима лишь одна вещь; практика. Она будет стимулировать активность энергетического тела. А это тот процесс, который вызывает рост.

Хотя все изложенное проверялось и прорабатывалось другими Толтеками, а также мною, помните, что техника работы, подходящая для одного, может не подходить для другого. Итак, испытывайте варианты техник и анализируйте перспективы. Наблюдайте, анализируйте и фиксируйте результаты. Не пренебрегайте истиной.

Никто не скажет, что вы найдете, обучаясь, что запасете в своем восприятии. К томуже вы, скорее всего, интересно проведете время. Необычные миры могут оказаться невероятными. Они могут идти вразрез со всем, что вы накопили и что постигли, обучаясь. Имейте в виду, однако, что опыт вытекает из того, чему вы научились, Сотню лет назад тот, кто внедряет сейчас аэрокосмическую технику, должно быть, исследовал бы орехи. Вчера и сегодня существовало и существует предубеждение против расширения нашего такого уютного круга знаний, против движения по новым ландшафтам осознания. Несколько неожиданными могут казаться перспективы и опыт Пути Толтеков, но на все это затрачены человеческие усилия.

Эта книга предназначена для тех, кто желает практиковать развитие восприятия. По существу, Тропа Толтеков рассказывает о том, как овладеть методом и затем перешагнуть через него на пути к свободе видящих. Даже если Путь Толтеков не для вас, овладевая им, вы кристаллизуете свою собственную Тропу. И помните, термины и концепции любой системы содержат силу, давая перспективу и направление, но проходит время, и они теряют свою эффективность. Технику и метод всегда следует подчинять личной связи с Силой. Итак, если термины и концепции потеряли свою силу и не могут связывать вас с Духом, то лучше просто дать им исчезнуть, а самому быть готовым к делу жизни. Позвольте им раствориться в росте, а не из-за недостатка усилия. Работа — это всегда ваша — личная — ответственность, и она не просто воплощается в понимании, она воплощается через ваше бытие.


 

 

Часть I

 

Толтек

 


Места во времени, места в сознании

История Пути Толтеков, как и многие другие его аспекты, напоминает стадо коров. Вы знаете, что эта история есть, однако ее форма продолжает меняться. Возможно, так происходит потому, что существует устная традиция передачи из поколения в поколение легенд и преданий о прошлом. Возможно, история Пути Толтеков служит лишь для того, чтобы освобождать людей в настоящем, и поэтому имеет мало общего с прошлым. Как бы то ни было, традиция, которую начал своими книгами Кастанеда, теперь открывает каждому возможность познакомиться с одной из линий передачи этого пути.

Нагваль Хулиан подготовил дона Хуана к миссии обучения Кастанеды, в ходе которого последним были написаны книги. Нагваль Хулиан требовал, чтобы дон Хуан многое прочел и изучил, потому что в будущем дону Хуану предстояло поведать миру о Толтеках и их учении (Безмолвие). Став таким учителем, дон Хуан объединил в себе тысячелетнюю историю эволюции традиции, которая ставит своей целью освобождение человека от оков невежества.

Дон Хуан жил в соответствии со своим знанием. Подобно первоклассному ученому, он учился оставаться беспристрастным, пассивным наблюдателем, зная, что аспекты его собственной природы влияют на все, что он наблюдает. Эта заинтересованная непричастность отражает основную особенность толтекской традиции. Ее наличие в арсенале средств Толтеков дало возможность совершить эволюционный скачок, называемый «новым циклом».

Выполняя свою миссию, дон Хуан часто рассказывал Кастанеде историю Толтеков. Книги Кастанеды, в частности «Огонь изнутри» и «Сила безмолвия», содержат много подобных преданий. К примеру, дон Хуан поведал Кастанеде, что фактором, сыгравшим решающую роль в появлении нового цикла видящих, было знание о существовании чего-то за пределами человеческого восприятия, — о существовании неизвестного (Огонь). До этого Толтеки считали, что все элементы Вселенной могут быть сведены к известному и описаны с помощью известного. Они не ожидали, что им придется иметь дело с тем, что выходит за пределы их восприятия. Но, как вы узнаете позже, именно это неведение стало причиной их падения.

Излагаемая здесь версия истории Толтеков не может быть в настоящее время найдена в энциклопедиях. Дон Хуан называл Толтеков людьми знания (Огонь). Но он все же признавал их связи с другими культурами — культурами толтеков, ацтеков, майя и других народов Центральной Америки. Различие между ними в том, что необычные практики Толтеков поместили их за пределы общественных процессов, тогда как большинство книг излагают историю этих народов, принимая за основу именно общественные процессы. Толтеки причастны к социуму, например, хотя бы в том, что продают свои изделия на рынке, однако их мировоззрение и поведение помещает их вне пределов развития большинства культур.

Чтобы избежать неправильных интерпретаций и искажения исторических преданий, дон Хуан требует от своих учеников проверять все на себе. Он указывает также, что видение обычно помогает осуществить это, Так, несколько дней назад я имел возможность реально изучать толтекскую историю. Следуя совету дона Хуана, я, чтобы увидеть исторические эпохи, воспользовался в качестве отправной точки своими мыслями и чувствами о тех временах. Однако прежде чем приступить к видению, я вошел в сновидение. Я поступил так, потому что убедился в справедливости слов дона Хуана о том, что сновидение облегчает выход за пределы концептуальных ограничений. Затем в сновидении я сосредоточился на разрушении мира Толтеков: на индейских войнах, испанской инквизиции и происшедших впоследствии переменах в обществе. Эти представления я ощущал как кубы, или «ящики» энергии, находящееся один внутри другого. Мое отношение к Мексике, дерзания дона Хуана и представление о новом цикле, — все это придавало кубам фактуру и оттенки. Однако это было лишь началом, приготовлением к тому, что затем последовало.

Настоящая работа началась тогда, когда я перешел к видению. Мои мысли и чувства то и дело преображались во что-то необычное, Во-первых, я вдруг увидел Толтеков, выполняющих магические ритуалы. Фактически, я видел совокупности их мыслей. Было похоже на то, что энергия какой-то исторической книги проникла в меня и растеклась во мне. Однако моя предварительная установка помогла мне замкнуться на изначальное намерение. Направляя намерение к каждому «ящику», я находил в нем ментальные образы и гештальты интуитивной энергии, которые порождали подобие. Затем возникали «ящики в ящиках» — и чем они были глубже, тем дальше во времени я удалялся. По мере удаления в прошлое связь «ящиков» друг с другом становилась все более неопределенной. Затем я увидел реальные сцены торговли на рынках, военных действий и толтекских традиций.

Мысли и чувства влияют на любое восприятие, и видение в этом смысле — не исключение. Оно требует настройки. Все мы знакомы со странными чувствами и неприятным осадком, который иногда остается у нас на душе после того, как кто-то что-нибудь скажет. Возможно, сказанное просто кажется нам неправильным, Подобным образом мысли и чувства влияют на видение. Они могут либо усиливать, либо ослаблять увиденное. Однако при наличии опыта, дисциплины и непредвзятого отношения видение дает очень точную и непосредственную информацию. Если им правильно пользоваться, видение может унести вас за пределы мыслей, создавших «ящик», сквозь который вы взираете на мир.

Поскольку мне всегда интересно узнать что-то повое о своей линии передачи, ее исследование с помощью сновидения и видения всегда было очень приятным. С точки зрения видящего, использование необычного восприятия для получения и подтверждения сведений не отличается от использования учеными специальных журналов и библиотек для приобретения знаний, В этом свете ниже я излагаю свою интерпретацию истории Толтеков. Пожалуйста, помните, что те, кого я именую «вторым циклом», доном Хуаном были названы древними видящими, а тех, кого я называю третьим циклом, дон Хуан называл новыми видящими. У каждого цикла своя собственная энергия. Дон Хуан говорит, что историческая эпоха определяет, как и что люди воспринимают. Он называет это «модальностью времени» (Безмолвие). Модальность времени — это совокупность энергетических полей, порожденных эманациями Орла и лежащих в основе нашего восприятия.

 

Первый цикл

Первый цикл был самым примитивным периодом. Тогда не было утонченности мысли, не было других подходов к миру, как только посредством первобытных мифов. Однако первые ростки нового отношения к миру уже начинали пробиваться. Каким-то образом образовалась трещина в целостности осознания, из которой выросло субъектно-объектное восприятие — то есть индивидуальное чувство отделенности от других и от проявленного мира. Чувство невинности было утрачено, и люди больше инстинктивно не чувствовали себя частью мира. В своей книге «Истоки сознания после распада двухкамерного разума» Джулиан Джейнис[2] подробно обсуждает это изменение в сознании.

Когда люди ощутили потерю единства, появились ритуалы. Ритуалы связали людей с их видениями — видениями богов и духов, которые, как им казалось, существуют за пределами мира людей. Когда их мысли и ритуалы стали коллективными и слишком запутанными, появились первые признаки следующего цикла.

 

Второй цикл

Сложность породила следующий цикл. Ритуалы стали такими изощренными, что их цель, казалось, была не в том, чтобы изучать восприятие, а в том, чтобы погружаться в тонкости ритуалов. Когда Толтеки второго цикла оказались буквально затерянными в своих грандиозных построениях, их надуманная непобедимость обернулась для них трагедией. Эта непобедимость основывалась на соперничестве и чувстве собственной важности (Огонь).

Одной из самых заметных черт этого цикла было то, что мы обычно называем магией: использование индивидуальной силы для манипуляций предметами, явлениями и людьми. На рынке маги открыто продавали снадобья для занятий любовью и лекарства от болезней, а также занимались чтением мыслей любого человека. Однако за кулисами маги яростно соревновались друг с другом в накоплении силы, что в конце концов настроило их друг против друга. Теперь ритуалы считались источником силы, а не средством для сосредоточения осознания. На гармоничность личности и возвышенность призвания никто не обращал внимания. Акцент делался на преображение физических тел в другие формы, на приобретение славы и овладение способностью вызывать существ из других миров и оказывать воздействие на людей.

И все же эти Толтеки раздвинули грани возможного и расширили восприятие до невиданных масштабов. Возможно, высшим достижением того времени было появление тех, кого дон Хуан назвал бросившими вызов смерти (Огонь, гл. 15) . Толтеки обрели способность перемещать свое физическое тело за пределы видимого мира и полностью локализовывать свое восприятие в других измерениях. Этот подвиг стал частью толтекской традиции. Фактически, когда Кастанеда овладел этой способностью, его ученичество закончилось. Когда он прыгнул со скалы, его физическое восприятие исчезло, и он растворился в воздухе. Он говорит, что впоследствии его восприятие вновь перенеслось в другие измерения. Через несколько дней он вернулся к физическому восприятию (Второе кольцо).

Второй цикл также был временем, когда Толтеки проникли в социум. Люди тогда не почитали за чудо, если кто-то мог прыгать выше деревьев или метать огромные камни на многие километры (Учение). В лучшем случае это просто было любовью к приключениям. В худшем — отношение Толтеков к людям и миру становилось все более неправильным, Дон Хуан говорит, что второй цикл вступил в свои права 10 000 лет назад и что его представители господствовали в Центральной Мексике 7000 — 3000 лет назад (Сновидение).

Хотя Толтеки второго цикла не сторонились общества, они попали в ловушку собственных действий. Эта парадоксальная принадлежность к обществу и в то же время равнодушие ко всему, кроме своих собственных действий, пагубно сказались на мыслях и осознании этих Толтеков. И хотя им казалось, что они видят всю картину, фактически они не знали целостной картины вообще. У них не было духовной стойкости и подлинного понимания, они не могли переступить через себя, Поэтому многие из них погибли в ходе индейских войн.

 

Переходный период

Толтеки второго цикла полагали, что заговоры, амулеты и заклинания могут защитить их. Однако все это не помогло им устоять перед натиском вражеских армий, которые вторглись на их земли. Поскольку лидеры Толтеков обладали очень высоким мнением о себе, у них не было достаточной гибкости и текучести, и поэтому их было легко обнаруживать и побеждать. Лишившись руководства, толтекское общество пришло в смятение и было без труда завоевано. Когда известный им мир пришел в упадок, оставшиеся его жители обнаружили себя в тюрьме, которую они построили для себя сами. Чтобы выжить, им нужно было уйти в подполье. Так они нашли прибежище в неизвестном, которое одно лишь могло дать им свободу.

Потрясение, пережитое после того, как внешняя сила сокрушила и стерла с лица земли их мир, заставило их провести переоценку своих взглядов. Изучая трагедию, они стремились остаться непредвзятыми. Это укротило их желание настойчиво преследовать личные устремления. Они систематически развивали новый порядок, пытаясь вынести уроки из своих прошлых излишеств и устранить их нежелательные последствия. Какими бы безрассудными они ни были до нашествия, теперь они смогли мобилизовать свои возможности и приспособиться к тому, чтобы одолеть своих завоевателей. Именно в эту эпоху Путь Толтеков распался на отдельные линии передачи, которые впоследствии никогда больше не пересекались. Это расщепление было необходимо для того, чтобы, если какая-то линия придет в упадок или будет истреблена и прервется, другие могли нести учение дальше.

Ко времени инквизиции, когда началось нашествие испанцев, Толтеки почти полностью отказались от многих прежних практик. Однако их пересмотр все еще продолжался. Вот-вот должны были появиться предтечи третьего цикла. Толтеки признали, что их неудачи произошли вследствие недостатка гармонии с окружающим миром, в частности, с обычными людьми, к которым они раньше обращались лишь с корыстными целями. Во время испанской оккупации оставшиеся Толтеки увидели, что завоеватели страдают от собственных неурядиц. Поэтому Толтеки приняли решение не противодействовать им открыто, а наблюдать за ними с непредвзятым интересом. Эти наблюдения дали толчок к дальнейшему развитию такой утонченной практики, как трэкинг. На смену ошибкам и излишествам пришло настойчивое стремление к цели (Огонь).

Борьба против угнетения также способствовала появлению более объективных представлений о мире. Толтеки видели, какого восприятия можно достичь, если согласовать внешние и внутренние эманации. Появившись, возможно, как следствие воздействия внешней силы на внутренний мир, представители третьего цикла увидели в сочетании внешних и внутренних факторов источник восприятия. Эта точка зрения появилась вследствие видения энергетического тела. Толтеки наблюдали за тем, как внешние светящиеся структуры согласуются с внутренними светящимися структурами. Они поняли, что эта сонастройка и определяет восприятие.

В то же время Толтеки начали признавать, что восприятие движения — это всего лишь уловка, изобретение ума. Дон Хуан имеет в виду именно это, когда говорит Кастанеде, что то, что видящие второго цикла считали глубиной, видящие третьего цикла считают упорядоченностью энергии внутри энергетического тела (Огонь). Это открытие разрушило основу, на которой держался их мир. Трехмерная точка зрения уступила место осознанию того, что глубина — качество нашего восприятия, а не объективная реальность. Кроме того, было понято, что материалистическое представление о мире — это всего лишь точка зрения, всего лишь одна из бесконечных возможностей энергетической сонастройки.

Стремление к объективности проявилось также в том, что люди получали больше удовольствия от мира. Они стали наслаждаться миром. Такие практики трэкинга, как «контролируемая глупость», дают примеры этого легкого отношения, поскольку То-лтеки управляют лишь индивидуальной энергией и позволяют миру свободно развиваться (Безмолвие). Предоставление миру свободы способствует развитию объективности.

Оглядываясь на этот переходный период, я удивляюсь тому, что, хотя они все еще практиковали в высшей степени «неконтролируемую глупость», у них была искра понимания, которая породила новый цикл. Жаль, конечно, что толкнуть их к действию смогла только угроза вымирания. Современные Толтеки признательны им за мужество, которое они проявили, когда решились выйти за грани восприятия. Но мы не должны забывать, какую цену им пришлось уплатить за свои излишества. Угроза вымирания возымела действие. Была осознана необходимость полноценного отношения ко всем тем, кто не относится к толтектской традиции, и была разработана строгая дисциплина трэкинга (Огонь).

Такая неустойчивость и перепады из одной крайности в другую свойственны не только Толтекам. Известны также и другие примеры крушения систем, как, например, случилось в древнем Китае, в котором духовно-ориентированный даосизм неожиданно выродился в магию. Как и Путь Толтеков, впоследствии он вновь вернулся к истокам и стал даже более целостным[3].

Мы можем также связать эту неудачу с нашим современным миром. Подобно тому как потерпели неудачу Толтеки второго цикла, которые не принимали во внимание очевидное, мы сами стали своими собственными завоевателями и разрушаем свои жизни, свою планету. Оружие, которое мы повернули против себя, — это наши леность, жадность, равнодушие. На индивидуальном уровне легко потерять себя в соревновательных энергиях второго цикла. На более широком уровне древние Толтеки увлеклись частностями, как это происходит сегодня с нами. В результате мы не видим, что, постепенно вытесняя жизнь со своей планеты, мы создали для себя инквизицию невиданных масштабов. Возможно, когда мы научимся управлять собой лучше, это выведет нашу цивилизацию на новый уровень. Возможно, нам уже не суждено вновь обрести гармонию. Все зависит от нашего поведения сейчас.

 

Третий цикл

Третий цикл вырос в тревожное время индейских войн и инквизиции. Сила внешнего давления стала для него трамплином для прыжка в более высокие и спокойные миры. Видящие второго цикла были очарованы своими находками, тогда как отличительной чертой третьего цикла стало понимание (Огонь). Частью этого понимания было осознание границ познаваемого.

Одной из стабилизирующих сил второго цикла послужил тот, кого называют Бросившим вызов смерти, известный также как Арендатор. Дон Хуан утверждает, что Арендатор прожил тысячи лет (Сновидение). В поисках энергии для того, чтобы выжить и вырваться из мира неорганических существ, Арендатор взял энергию у лидера Толтеков по имени Себастьян. В свою очередь, он дал Себастьяну дар Силы, одну из способностей Толтеков второго цикла.

По мнению дона Хуана, видящие третьего цикла так решительно восстали против излишеств своих предшественников, что полностью запретили практики второго цикла. Однако благодаря Арендатору Себастьян вновь обрел их. Дон Хуан говорит, что начиная с 1723 года, когда Арендатор встретил Себастьяна, отдельные элементы этих техник переходили от одного лидера группы к другому, и таким образом установилась еще одна особая линия передачи (Огонь, гл. 15).

В некотором смысле различие между вторым и третьим циклами напоминает различие между войной во Вьетнаме и войной в Персидском заливе. Во времена Вьетнамской войны было распространено мнение, что, обладая огромной силой, можно легко сломить сопротивление маленькой страны из третьего мира. Тогда не было продуманной стратегии, ясной цели, четкого распределения полномочий и поддержки всей страны. Неясность витала в воздухе; не было единства мнений. В ходе войны в Персидском заливе были учтены прошлые ошибки, и поэтому она началась с тщательных приготовлений и осознания руководством его миссии. В дополнение к этому, были приложены значительные усилия для того, чтобы достичь консолидации воли всех дружественных сил. В результате была одержана блестящая победа. Такой сценарий напоминает условия для проявления несгибаемого намерения.

Подобным образом Толтеки сделали выводы из своего падения и разработали более действенную стратегию. Тогда как движущими силами второго цикла были алчность, желание обладать силой и стремление к личному величию, третий цикл строил свою линию поведения в духе абстрактных качеств гармонии и свободы. Они также поняли, что недостаток целостности, а вовсе не сами практики, привели к роковому увлечению Толтеков второго цикла накоплением индивидуальных сил (Огонь). Ниже приведена схема, в которой нашли отражение основные различия между видящими второго и третьего циклов.

 

Второй цикл____________Третий цикл
Увлеченность необычными силами Стремление к развитию восприятия
Акцент на неизвестном Акцент на познаваемом
Фокусирующая точка ориентируется на восприятие Фокусирующая точка отражает согласование энергии
Завышенное чувство собственной важности Уменьшение чувства собственной важности
Болезненное пристрастие к силе Возвышенные устремления
Демонстрация личной силы Использование личной силы для приобретения знания
Подчинение и манипуляция Сотрудничество с природным порядком

 

Развитие трэкинга дало больше шансов для того, чтобы Толтеки в дальнейшем не увлекались такими бессмысленными начинаниями второго цикла, как, положим, превращение в дерево (Огонь). Скорее, их дисциплина была направлена на то, чтобы неуклонно стремиться к более возвышенным, благородным свершениям.

Преимущества трэкинга символизирует танец Силы, напоминающий движения мастеров боевых искусств. Этот танец очень похож на тот, которому дон Хуан обучал Кастанеду. Тот должен был практиковать танец всю жизнь, поскольку в нем найдут отражение все его победы и поражения (Путешествие) . Перед самой смертью он должен был исполнить его полностью.

Однажды я имел возможность видеть, как Толтек исполняет часть танца трэкеров. Человек начинал танец, стоя вертикально и расслабившись. Его правая рука была согнута в локте так, что ладонь находилось на уровне плеча. Пальцы были расположены вместе, а ладонь открыта и направлена вперед. Такое состояние правой части тела символизировало невозмутимое изначальное самообладание. Левая рука свободно свисала вдоль левой стороны тела. Кулак левой руки был сжат, что символизировало силу сновидения. Затем правая рука опустилась вниз и прошла возле груди так, словно ребро ладони что-то рассекло. Это движение означало, что трэкинг (правая сторона) должен управлять сновидением (левой стороной). Это движение символизировало также, что стремление к свободе должно главенствовать над силами, которые обретают во время путешествий в неизвестное в ходе сновидения. В следующем движении кулак левой руки начинал движение вверх, цепляя правое запястье, а затем обе руки поднимались вверх. Это движение говорило о том, что сновидение должно способствовать трэкингу и что он должен использоваться для достижения свободы. После этого руки скрестились в форме буквы Х над сердцем, и это означало, что трэкинг и сновидение должны объединиться в сердце и служить его целям.

Фактически, итогом влияния третьего цикла было признание, что могущество не сводится к накоплению сил. Могущество основывается на правильной оценке своих возможностей и самосовершенствовании, которое позволяет вам, освободившись от бремени алчности и заблуждений, погрузиться в неизвестное. Вы учитесь отдавать себя Вселенной, которая находится за пределами человеческого восприятия, но полностью содержит его. Стремиться к свободе означает глубоко проживать свою жизнь, идти по Тропе самопознания.

 

Прежде чем...

Полное крушение общества, мира Толтеков и смерть родителей — все это привело дона Хуана к убеждению, что мы — прежде всего люди (Реальность). Это убеждение и следствия из него красной нитью проходят через его учение. Вместо того чтобы учить розовому, белому, желтому или черному видению мира, он учил осознанию и сонастройке энергий, которые позволяют изменять восприятие.

Явное преимущество такого мировоззрения в том, что, независимо от его философской и духовной ориентации — а также независимо от мнения человека по поводу существования души, — принцип «человек прежде всего» возвращает переживания к здесь и сейчас, к этой жизни и к этому миру. Это представление не отрицает Бога и духовность. Наоборот, его можно использовать для расширения духовного восприятия. Вместо того, например, чтобы строить отношения с другими в зависимости от рода их деятельности, призвания или национальности, мы имеем принцип «человек прежде всего», который дает стабильную, конкретную точку отсчета для контактов с людьми. Осознав это, мы можем в дальнейшем пользоваться любой духовной традицией для преображения своей жизни.

Важной частью толтекской традиции является то, что для человеческого состояния характерно наличие энергетического тела и что наше изначальное состояние — это осознание. Эта традиция способствовала появлению у дона Хуана мнения о том, что наше место в природном порядке предполагает, что мы должны учиться (Учение). Это отношение приводит к дальнейшему изучению человеком себя и своего места в обществе, мире и вне его. Такой человек получает возможность полностью реализовать себя, достигая гармонии во всех сферах своей жизни. С помощью такой ориентации можно также открыть неизвестное. Ведь в противном случае невозможно подлинное обучение, а есть только повторение и развитие того, что уже известно. Когда вы понимаете, что неотделимы, например, от мира, вы создаете новую точку отсчета. Вместо того чтобы стремиться быть индивидом, вы можете теперь проявлять свою индивидуальность, позволяя жизни свободно выражать себя через вас.

Принцип «прежде всего человек» — это основная установка Толтеков, их общее сновидение, из которого возникают другие сновидения. Позволяя достигать безграничного восприятия, этот принцип дает точку отсчета для всех исследований, Это практическое средство. Умение не терять себя во сне дается нелегко. Но именно эта дисциплина является движущей силой эволюции. Я верю в то, что дон Хуан был последовательным прежде всего потому, что он исповедовал ориентацию «прежде всего человек», Именно эта последовательность помогала ему без усилий поддерживать утонченное равновесие.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.058 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь