Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Право– и левосторонние учения
Для учеников–мужчин, по словам дона Хуана, достаточно двух основных наставников. Дон Хуан был учителем Кастанеды, а дон Хенаро — его бенефактором. У Хенарос — Паблито, Нестор и Бениньо —учителем был Хенаро, а бенефактором дон Хуан (Сказки). Дон Хуан говорит, что учитель дает структуру системы и воспитывает безупречность ученика. Поэтому учитель имеет дело с трэкингом. Роль бенефактора в том, чтобы познакомить ученика со вторым полем, и поэтому он преподает сновидение. Дон Хуан подчеркивал, говорит Кастанеда, что связь ученика с миром Толтеков зависит именно от личности бенефактора. Авторитарность дона Хуана вселила в Паблито страх, тогда как Кастанеда чувствовал себя в безопасности, потому что дон Хенаро был добрым и отзывчивым. Соответствие между учеником и учителем определяется личностью ученика. Кастанеда, по словам дона Хуана, нуждался в строгом учителе и добром бенефакторе, тогда как у Паблито все было наоборот (Сказки). Дон Хуан очерчивает свое учение, сравнивая восприятие с пузырем. Он говорит, что мы постоянно размышляем об условиях, которые наблюдаются внутри пузыря. Задача учителя в том, чтобы очистить сердцевину пузыря и тем самым свести к минимуму размышления, сделав человека целостным. Бенефактор же протыкает пузырь снаружи, тем самым давая возможность наблюдать то, что лежит за пределами размышлений (Сказки). Женщины не нуждаются в подобном двунаправленном обучении. Тогда как мужчины должны учиться устанавливать связь с миром, у женщин уже есть изначальные, естественные связи с ним. Поэтому в каждом конкретном случае метод их обучения может варьироваться. Постоянной всегда остается только приверженность к право– или левосторонним методикам — к трэкингу или сновидению, которые соответствуют правой и левой стороне энергетического тела. Эти методики могут также считаться техниками обращения с известным и неизвестным. Дон Хуан считает женщин врожденными трэкерами или сновидящими — в зависимости от их естественных склонностей. Его помощница Флоринда Грау полагает, что мужчина может овладеть и трэкингом, и сновидением, однако не может превзойти в этом женщину, достигшую совершенства в одном из этих искусств (Дар). Поэтому женщины образуют костяк группы. Наличие четырех женщин–трэкеров и четырех женщин–сновидящих, по одной из каждого направления, является гарантом того, что у группы есть все необходимое для трэкинга и сновидения намерения. Когда в группе имеется равное количество трэкеров и сновидящих, каждый из ее представителей может видеть все в мире людей. Подобно тому как электрон при движении вокруг ядра от избытка энергии перескакивает на другую орбиту, так и вы, когда переживаете всю полноту своей жизни, фокусирующая точка перемещается за пределы человеческой области. Поэтому у вас есть трэкинг, чтобы навести порядок в первом поле, и сновидение, чтобы разобраться со вторым. С другой точки зрения, цель правостороннего подхода к обучению — очищение связи повседневной жизни намерением. В некоторых случаях этот процесс происходит неявно. В случае Кастанеды, например, обучение приняло вид охоты и магии. Левосторонний подход к обучению подразумевает привлечение самого намерения без посредничества слов (Безмолвие). Другими словами, дон Хуан и дон Хенаро воздействовали на энергетическое тело Кастанеды, позволяя ему тем самым достичь более высокой ступени сонастройки. Его правостороннее обучение проходило, когда он находился в обычном осознании, тогда как левостороннее имело место, когда он был в повышенном осознании. Поскольку Кастанеда был будущим лидером группы, его трэкинг также происходил на левой стороне. Руководители групп должны изучать принципы трэкинга, когдаих фокусирующие точки пребывают глубоко внутри левой части энергетических тел и далеко за пределами человеческих инвентарных списков, говорит дон Хуан. Поскольку они являются лидерами, они должны быть способны действовать, не задумываясь, как лучше поступить (Огонь). То же самое относится и к индивидуальному обучению. Так, например, задолго до публикации Кастанедой «Искусства сновидения», я спонтанно пришел к практике текучего вспоминания. Яне помню, чтобы раньше обсуждал эту практику с доном Хуаном или с кем-нибудь другим. И я помню, что прочел только формальное описание вспоминания в первых книгах Кастанеды. Я знал, что добиваюсь хороших результатов, но в то же время чувствовал вину за нестрогое следование методике. Однако я никак не мог заставить себя прислушаться к предписанию и составить списки. Я почувствовал облегчение, когда прочел о текучем вспоминании. Я понял, что практикую особую разновидность трэкинга, не руководствуясь никакими рекомендациями. Поскольку левостороннее обучение имеет место в повышенном осознании, ученик, если он запоминает что-либо вообще, запоминает прежде все незначительные детали изучаемого. Однако каждый урок запечатлевается в его энергетическом теле и характеризуется определенным положением фокусирующей точки (Сновидение). Цель в данном случае в том, чтобы постоянно пребывать в повышенном осознании. При этом человек вновь обретает забытые сведения. Отчасти метод предусматривает, что после занятий человек справляется с этой задачей самостоятельно. Действуя так же, как учитель, начинающий Толтек должен использовать любые средства для того, чтобы перемещать фокусирующую точку обратно в каждое из положений, которое она занимала в ходе занятий. Кастанеда, в частности, забыл большую часть того, чему его учили в повышенном осознании. Однако впоследствии он вспомнил все учение. Мне кажется, что «Огонь изнутри» и «Сила безмолвия» несомненно свидетельствуют о том, что он ясно помнил все левосторонние наставления дона Хуана. Более того, основная задача того, кто завершил ученичество, состоит в том, чтобы пересмотреть все изученное и при этом обрести целостность бытия (Огонь). Этот процесс обычно называется вспоминанием. Вспоминание осуществляется посредством тела, а не разума. При этом практика трэкинга и сновидения позволяет перемещать фокусирующую точку и останавливать ее в тех местах, где возможно вспоминание. Однажды после сеанса вспоминания я погрузился в сон. Через несколько минут я вспомнил урок, который преподала мне одна из представительниц группы дона Хуана. Она долго рассказывала мне о роли женщины среди Толтеков. Я не согласился с одним из ее мнений, заметив, что, возможно, дон Хуан преувеличивал роль женщин, чтобы переубедить Кастанеду, который был настроен против них. Я добавил, что хотя и согласен с тем, что женщинам отводится определенное место в толтекских задачах, убежден, что мужчины сами могли бы успешно справиться с любой задачей. Затем я сказал ей, что ее мнение о том, что мужчины не совершили ни одного великого деяния, является очевидным предубеждением в отношении мужского пола. Она выслушала меня, а затем продолжила откровенно доказывать превосходство женщин. Когда я перестал спорить с ней и стал просто слушать, она замолкла. Тогда я увидел в высшей степени любопытную вещь. Ей было абсолютно все равно, о чем говорить. Она просто хотела освободить меня от мыслей и научить меня не цепляться за собственное мнение. Тогда я почувствовал глубокое единство с ней, словно мы были близкими друзьями. Припоминая наши предыдущие встречи, я заметил, что из всех представителей группы дона Хуана она всегда держалась со мной на равных. Я вспомнил также, что порой она довольно долго говорила, практически по любому вопросу. Постоянным элементом во всех ее лекциях было то, что она не заботилась о том, права она или нет. Ее философские рассуждения были катализатором состояния повышенного осознания. Она доводила любую идею до ее логического конца, особенно если этот конец не соответствовал мнению слушателя. Она заботилась не о содержании, а о свободе. Разделение Теперь у нас на повестке дня обсуждение идеи о разделении, которая тесно связана с представлением о право– и левостороннем обучениях. Речь идет о разделении право- и левосторонних энергий. Эмилито говорит Абеляр, что разделение должно производиться так, чтобы энергия могла свободно перетекать между энергетическими полями. Он не придает большого значения ритуалам и дыхательным упражнениям, однако добавляет, что вспоминание и энергетические приемы помогают осуществить разделение.2 Дон Хуан говорит, что разделение опасно, потому что оно приводит к нарушению целостности индивидуального мира — причем эта целостность должна быть нарушена без ущерба для человека. В дополнение к этому он говорит, что если человек, подвергшийся разделению, не может сохранить энергетической целостности, ему грозит медленное угасание (Сказки) . Отсюда получаем еще одно преимущество занятий с учителем; он призван направлять ученика при выполнении таких утонченных заданий. Действие разделения проявляется в том, что человек больше не тяготится временем. Так, дон Хуан говорит, что рейнджер может находиться одновременно в двух местах (Сказки) . В другом месте об этом говорится: рейнджер воспринимает одновременно посредством разума и безмолвного знания (Безмолвие). Это подобно ситуации, в которой вы одновременно находитесь здесь и где-то в другом месте. Разделенное таким образом восприятие позволяет вам достигать более высокого осознания. Обозревая окружающий мир из двух различных точек зрения, вы получаете больше сведений и поэтому лучше понимаете обстановку. Есть также и другие силы, которые приводят к разделению. Трэкйнг и сновидение, например, отражают различные энергии. В случае трэкинга, разделение соответствует умению быть внимательным во время выполнения обыденных дел, а также способности быть одновременно в мире и не от мира сего. В случае сновидения, разделение восприятия означает полное принятие двойника. После того как дон Хуан осуществил разделение, он мог в течение многих дней находиться как в своем обычном «я», так и в двойнике. Он имел также возможность быть в обоих местах одновременно, однако пришел к выводу, что в таком состоянии осознание слишком смутно, чтобы это имело какой-то практический смысл (Безмолвие). Другие техники также отражают это двустороннее разделение. Свойства пристального созерцания, например, подразделяют на две категории. Вода также обладает двумя свойствами: влажности и текучести, которые соответствуют первому и второму полям (см. раздел «Пристальное созерцание» в главе 10). Разделение также помогает нам обнаружить второе энергетическое поле в природе, делая нас чувствительными к его существованию. В дополнение к этому, самонаблюдение вызывает разделение восприятия на наблюдение себя и на наблюдение того, что происходит с нами. Более того, в некоторый момент дон Хуан ставит Кастанеду перед выбором: либо жить в мире разума, не допускающем существования других миров, либо уйти в мир Толтеков, в котором возможно многообразие миров (Сновидение) . Тем самым дон Хуан подчеркивает разделение между разумом и волей. Один мой друг сказал; «Есть люди, которые делят все на два, и есть люди, которые не делят». Никогда не нужно забывать, что разделение — всего лишь метод, а не собрание раз и навсегда данных правил. Хотя хороших результатов можно достичь лишь с помощью практического метода, метод всегда остается методом.
Обучение мастерству Цель метода Толтеков — основательно изменить осознание мира. Чтобы сделать это, говорит дон Хуан, важно не столько что-то изменить, сколько по-иному расставить акценты. Другими словами, вам нужно установить новую взаимосвязь, но старая при этом по-прежнему остается в энергетическом теле. Делая акцент на новом соответствии, вы больше не обращаете внимания на старое (Сказки). Так, например, он велит Кастанеде сосредоточивать внимание на «чудесах видения», а не на своих страхах (Реальность). Одним из свидетельств применимости этого метода есть постоянство результатов. В соответствии с этим, дон Хуан говорит, что хотя путь к этому может быть различным, окончательная сонастройка энергии с новыми мирами всегда выражается в одном и том же. А именно, человек оказывается в состоянии воспринимать новые миры (Огонь). С одной точки зрения, практика Толтеков есть способ помнить ваше подлинное «я». Обучая Кастанеду разговаривать с растениями, дон Хуан спрашивает; «Как может маленькое растение сказать мне сейчас то, что я знал всю жизнь? » (Путешествие). Обсуждая общение с неорганическими существами, дон Хуан говорит «Эмиссар лишь повторил тебе то, что ты уже знал». Более того, говоря Кастанеде о своем влиянии на него, Арендатор объясняет: «Ты уже знаешь все, что знаю я. Все, что тебе нужно, — это один толчок, чтобы ты мог вспомнить все, что знаешь» (Сновидение). Следовательно, смысл метода Толтеков в том, чтобы освободить себя от себя самого. На пути человек учится мастерству. Дон Хуан решил преподать Кастанеде практики Толтеков второго цикла, научив его извлекать неорганическое существо из зеркала. В ходе обучения он говорит. «В один прекрасный день ты сам будешь знать, как работает эта техника; ты поймешь, что стоит за этим всем». А обсуждая путешествия Толтеков, дон Хуан заявляет: «Когда ты решишь эту загадку, ты будешь готов к некоторому путешествию». Более того, дон Хуан сообщает Кастанеде, что все лидеры групп должны перерабатывать учение, принимая во внимание все случившееся, — причем делать это самостоятельно (Огонь). В каждомиз этих случаев ответственность за обучение ложится на ученика.
Терминология Теперь на первый план выходят другие аспекты. Использование терминологии — один из них. Так, например, Кастанеда в одном случае приравнивает «магов» и «воинов», тогда как в остальных местах эти два слова используются для обозначения различных уровней осознания. Вспомнив левостороннее обучение дона Хуана, Кастанеда понял, что его учили не магии; он понял, что изучал осознание, трэкинг и намерение. И дело он имел не с магами, а с видящими (Безмолвие). Хотя такие противоречия могут в некоторых случаях вызывать затруднения — например, при академических исследованиях, — они не могут ввести вас в заблуждение, если вы умеете общаться с безмолвным знанием. С этой точки зрения, неадекватность терминологии обычно оказывает положительное влияние. И действительно, неясные слова указывают в направлении безмолвного знания. Так, например, в правосторонней части обучения четыре препятствия к повышенному осознанию ясно очерчены. Это страх, ясность, сила и старость. В обучении на левой стороне смысл всегда меняется в соответствии с намерением. Так, страх рассматривается не в своем обычном смысле, а как затвердение, застой в энергетическом теле. Поэтому вы чувствуете ограничение свободы. Эта неспособность установить связь с намерением и тем самым изменить восприятие преображает обычное осознание в страх. В свою очередь, ясность наступает, когда намерение очищается, появляется сила, когда вы оказываетесь в состоянии управлять намерением, а старость — когда вы учитесь быть восприимчивыми к утонченным побуждениям Духа (Безмолвие). Еще один пример связан с первым, вторым и третьим полями. В главе 6 я упомянул, как изменение определения первого поля от «физической энергии» до «известного мира» открывает врата огню изнутри. Здесь давайте посмотрим, как это изменение дальше влияет на обучение. Хотя каждое энергетическое поле независимо и бесконечно, с другой точки зрения оно переплетено с другими, и все эти поля образуют одну силу. Поэтому ваше определение объекта как физического или нефизического зависит от перспективы, а не от его реальных качеств. Однако последствия такого определения этим не исчерпываются. Поскольку все энергетические поля образуют одно целое, разделение между ними отражает метод, с помощью которого было достигнуто осознание различных типов энергии. Таким образом, поскольку неизвестное находится внутри известного, тем самым все в известном нам мире, в принципе, постижимо. Однако вы не можете узнать ничего подлинного. Вы знаете только отражение известного вам мира. Это хорошо как минимум в трех отношениях. Во-первых, поскольку ваше знание о мире основывается на рассуждениях о себе, вы направляете больше энергии на утрату чувства собственной важности. Во-вторых, впоследствии вам легче смеяться над своим инвентарным списком и отказываться от него. В-третьих, зная, что вы ничего не знаете, вы держите свое осознание открытым. Во всех этих случаях вы удачно противостоите естественной силе человеческого восприятия, которая пытается привести осознание в состояние замыкания. В результате вы всегда находитесь во внимательной позе обучения и открыты по отношению к миру.
Задачи До тех пор пока ученик не очистил свое связующее звено с намерением, руководитель группы направляет его к цели, сообщая ему несгибаемое намерение. Дон Хуан говорит, что часто это оказывается самым сложным этапом ученичества, поскольку ученик должен подчинить свою личную волю учителю (Безмолвие). Я знаю, что сам по себе я никогда не стал бы делать того, что приказывал мне делать дон Хуан. Создается впечатление, что это были самые разные задачи — от слишком неестественных до «не имеющих ко мне никакого отношения». Однако в течение многих лет в каждом случае они оказывались вдохновляющими, бросающими вызов, дающими энергию и знание. Более того, каждая задача способствовала моему небольшому продвижению по Тропе. Способность дона Хуана выбирать задачи в соответствии с неявными склонностями его учеников и мира представляется мне одним из его самых замечательных достижений. Каждая задача более сложна, чем предыдущая, однако все они фокусируют энергию на намерении. Например, еще до того, как дон Хуан начал обучать Кастанеду, тот должен был найти благоприятное место перед домом дона Хуана. Дон Хуан рассматривал успех Кастанеды как знак, который, к тому же, показал направление дальнейшего обучения Кастанеды (Сказки). Написание книг о встречах с доном Хуаном было еще одной из задач Кастанеды (Безмолвие). А занятия вспоминанием — это универсальная задача на всю жизнь (Сновидение). Дон Хенаро сказал Кастанеде и Хенарос, что если они вернутся после прыжка со скалы, каждый из них должен сосредоточить всю свою энергию на выполнении задания. По завершении каждый получит «обещание силы», которое будет неповторимым даром (Сказки). Кастанеда говорит, что после прыжка он пережил семнадцать экстатических колебаний между первым и вторым вниманием. Полностью настроившись на первое поле, он пережил «видение порядка». «Сосредоточившись на втором поле, — говорит он, — я увидел тело распадающимся, и, хотя я продолжал осознавать, мои мысли и чувства не были согласованы и объединены так, как обычно» (Второе кольцо). Он говорит также, что впоследствии осознал себя в офисе в Лос-Анджелесе. Описывая разделение восприятия, он добавляет: «То, что проснулось в офисе, не могло быть мной, каким я себя линейно знал». Он считает свою способность совершить такой переход ответом на вопрос, почему он стал лидером группы.3 Дон Хуан утверждает, что лидер выполняет дополнительную задачу зажигания энергетических тел ее членов. Как только им удастся сделать это, говорит он, остальные члены команды погружаются в огонь изнутри и «исчезают в мгновение ока» (Огонь). С этим вполне согласуется драматическое описание Кастанедой в конце «Дара Орла», как группа дона Хуана превращается в чистую энергию и покидает это измерение. В «Искусстве сновидения» же дон Хуан говорит, что хотя большинство представителей его группы и отправятся вместе с ним, Флоринда Грау останется, чтобы указать путь Кастанеде и остальным ученикам дона Хуана (Сновидение). Здесь мы снова убеждаемся, что первое правило гласит: правил нет. Все, что говорит дон Хуан, имеет своей целью донести нечто до слушающего, ане создать догму, высеченную в граните. Независимо от ступени осознания ученика, все его задачи так или иначе стимулируют и уравновешивают первое и второе поля. Первое поле получает подкрепление с помощью разума, тогда как второе развивается с помощью действия — и так до тех пор, пока они не начнут поддерживать друг друга. В это мгновениеих гармония смещает восприятие в повышенное осознание, тогда как новая задача сливает их дальше. Человек знания, говорит дон Хуан, соединил две стороны трэкинга и сновидения, первого и второго полей, разума и безмолвного знания (Сказки). Я сделал вывод, что это свойство не только позволило дону Хуану зажечь огонь изнутри, но и дало ему возможность вернуться, чтобы учить других. Уловки Дон Хуан говорит, что нежелание людей обучаться вынудило Дух сделать уловки обязательной частью Тропы Толтеков (Безмолвие). Хотя многих влечет духовное призвание, надо полагать, что лишь некоторые накопили достаточно энергии для того, чтобы стать на новый путь. Часто мы находим убежище в своих новых знаниях и не желаем отказаться от него, чтобы идти дальше к мастерству. На практике уловки часто выражаются в том, что учитель не выделяет основное в процессе обучения, чтобы ученик не тяготился им. Так, например, дон Хуан утверждает, что вернул Кастанеде дух воина, прибегнув к уловке и научив его охотиться (Путе-шествие) . Время от времени он тайком вывешивал на куст тряпку и заставлял Кастанеду смотреть на нее, чтобы переместить его в другую систему отсчета (Второе кольцо). Однажды Кастанеда увидел, что тряпка живет собственной жизнью. Однако дон Хуан был разочарован, когда Кастанеда понял, что это было, и вернулся к своему обычному видению реальности вместо того, чтобы использовать этот толчок для перехода в другой мир. Кроме того, дон Хуан заставлял Кастанеду кричать во сне — причем не столько потому, что это было обязательно для вхождения в сновидение, сколько потому, что дон Хуан использовал Кастанеду, чтобы позабавить Арендатора (Сновидение). Не все уловки такие утонченные. Например, всем ученикам свойственно рано или поздно сделать попытку уйти. Дон Хуан считает эту реакцию естественной и даже разумной. Кастанеда ушел, полагая, что поддался страху (Учение). Позже он понял, что напряженный характер Тропы представлял серьезную угрозу для его «представления о мире» (Реальность). Чтобы выйти из энергетического тупика, дон Хуан устроил Кастанеде поединок с «достойным противником», разновидностью мелких тиранов (Сказки). Первым достойным противником Кастанеды стала Ла Каталина. Дон Хуан убедил Кастанеду, что она преследует его. Но хотя ее нападения были достаточно реальными, она была соратницей дона Хуана. Он использовал этот прием, чтобы убедиться, что Кастанеда остается на Тропе Толтеков. Поскольку для того, чтобы управиться с мощной энергией Ла Каталины, Кастанеде пришлось мобилизовать все свои энергетические источники, уловка сработала. Дон Хуан сказал, что использовал ее в качестве достойного противника, потому что Кастанеда доверял женщинам, и это доверие нужно было разрушить, чтобы Кастанеда мог проникнуть в миры за пределами обычных представлений (Сказки). Впоследствии роль достойных противников Кастанеды играли Сестрички, содействуя его продвижению по Тропе. Очевидно, Кастанеда был склонен принимать женщин за достойных противников еще и потому, что недооценивал их. Так, например, он не обращал внимания на Сестричек, которые были ученицами дона Хуана тогда же, когда учеником был и он сам. Оказавшись среди продвинутых женщин, Кастанеда, должно быть, получил самый сильный удар в жизни, и это заставило его обратить внимание на свое развитие, — так что и эта уловка сработала самым наилучшим образом. Уловки используются не только Толтеками. В «Учениях Американской земли» Барбара Тедлок пишет о «священных юродивых». Священные юродивые, или «противоположники», действуют вопреки культурным ценностям. Они могут бегать по лагерю в чем мать родила или смеяться во время религиозной церемонии. Их не просто терпят, но и поощряют, поскольку они помогают держать осознание открытым, что позволяет избавиться от посторонних мыслей.4 Уловки Толтеков используются лишь при необходимости. Кастанеда приводит несколько примеров того, где они не нужны. Элиас не пользовался ими при обучении дона Хуана. Женщина–нагваль Талия, партнер нагваля Хулиана, вошла в мир Толтеков свободно. Кроме того, одна из Сестричек, Роза, тоже не нуждалась в том, чтобы к ней применяли уловки (Огонь; Безмолвие; Второе кольцо). Общий эффект этой стратегии, говорит дон Хуан, состоит в том, что ученик учится действовать исключительно ради самого действия, не ожидая никаких наград (Сказки). Этот подход создает необходимые условия для «романа со знанием».
Растения силы Растения силы используются не для путешествий в сознании, отдыха или побега от действительности, а для обучения и устранения конфликтов ума. Именно они помогли мне впервые заглянуть в повышенное осознание. Однако если бы не наставления дона Хуана, я никогда не смог бы достичь этого осознания. Хотя я сейчас признаю их роль в качестве средств для быстрого выхода за пределы обычной реальности, я также знаю все присущие им ограничения. Прежде всего, по словам дона Хуана, их недостаток в том, что они причиняют «несказанный вред телу» (Сказки). Дон Хуан давал Кастанеде как минимум три вида растений силы: грибы, пейот и дурман. Каждое из них несет в себе свою силу и поэтому воплощает в себе различное намерение. Грибы, или «дымок», не имеют себе равных, говорит дон Хуан. Они используются для того, чтобы видеть. Но дон Хуан также говорит, что гриб может ослепить страхом, поскольку освобождает восприятие от всех ограничений (Учение). Пейот, или «мескалито», — это защитник и учитель. Его энергия дает уроки, — в частности, уроки искусства быть человеком (Учение). Дон Хуан прекратил свои силовые практики именно после того, как начал использовать пейот. Люсио, внук дона Хуана, говорит, что дон Хуан был великим магом — возможно, самым великим их них, — пока «не увлекся пейотом, которые сделал его ничем» (Реальность). Возможно, именно влияние пейота толкнуло дона Хуана на путь избавления от чувства собственной важности. Дон Хуан считал, что дурман, или «трава дьявола», использовали в своих практиках Толтеки второго цикла. Более того, он говорит, что под влиянием этого растения он легко швырял большие камни и прыгал выше деревьев. Однако, по его мнению, дурман причиняет уму и телу больший вред, чем другие растения силы, он портит людей и ослабляет их сердце. Кроме того, он пленяет человека амбициями. Он заставляет человека считать, что путь к знанию через дурман — единственно возможный. В то же время дон Хуан считает, что следование по этой Тропе может быть высшим испытанием для человека знания (Учение). Влияние растений силы на поведение невозможно переоценить. Я знал пару, которая очень серьезно относилась в своей толтекской практике. Я назову их Элис и Дэвид. Они оба долго курили марихуану и выращивали в огороде растения дурмана, которые, однако, по их словам, не использовали. Однажды у нас с Дэвидом возник спор об использовании растений силы. В ходе нашей дискуссии Дэвид вскочил и крикнул: «Мы с Элис в этом единодушны, и поэтому мы сильнее тебя! » В другой раз я предложил провести эксперимент, чтобы посмотреть, какое воздействие марихуана оказывает на энергетическое тело. Вначале согласившись на него, вскоре Элис передумала. Она сказала мне, что они с Дэвидом пришли к выводу, что я хочу провести этот эксперимент в угоду своему чувству собственной важности. Оценив чувство собственной важности, которое было у меня в той ситуации, я понял, что их реакция была продиктована личными силовыми играми. Такое поведение, согласно дону Хуану, является одним из побочных следствий принятия дурмана. Кроме того, через несколько месяцев за обедом во время разговора с Дэвидом я отнес дурман к растениям силы второго цикла. Он ответил, что в его теле не осталось ни одной кости первого цикла. Из его слов я понял, что он не осознает многих аспектов своего поведения — а это, как утверждал дон Хуан, также происходит под влиянием дурмана. Заявление Дэвида также показалось мне странным, поскольку я считал его последовательным Толтеком, а это значило, что он подвержен влиянию всей родословной, а не только второго цикла. Когда я упомянул о дурмане, который растет у них в огороде, Дэвид ответил, что они с Элис выращивают его исключительно «за его красоту». Я понял, что он защищает растение, как это делал Кастанеда (Учение) . В заключение скажу, что я видел, как энергетические щупальца дурмана пронизывают их жилище. Все место было переполнено энергией дурмана. Я видел его в виде плотных корнеобразных волокон. Внутренности их дома напоминали горшок, в котором было посажено растение дурмана, разросшееся далеко за его пределы. Сами того не подозревая, они находились во власти растения, хотя и не принимали его. Для меня этот случай стал ярким примером того, как окружение влияет на поведение человека и почему Толтеки не рекомендуют использовать растения силы.
Траектория Дон Хуан утверждает, что умение использовать осознание как один из аспектов окружения лежит в основе учения Толтеков. Поскольку осознание пребывает везде, его можно использовать как среду для перемещения восприятия. Дон Хуан говорит, что существует три стадии таких путешествий (Сновидение) . Во-первых, человек учится освобождать существующую энергию. Это достигается с помощью безупречности, а безупречность человек обретает, следуя по Тропе. Во-вторых, приобретенная энергия используется для занятий сновидением и тем самым для развития энергетического тела. И в-третьих, это знание применяется для того, чтобы поместить физические тело в энергетическое и полностью уйти в другие миры. Эти шаги отражают осмысление вашей жизни, отказ от известного мира и окончательную систематизацию приобретенных сведений. Так, траектория отражает изучение трэкинга, сновидения и намерения. Оптимально, каждая стадия приближает осознание к Духу. Чем теснее вы связаны с Духом, тем ближе вы к тайнам исилам своего внутреннего мира.
* * * Хотя Толтеки делают акцент на развитии ваших врожденных способностей, никто не знает, что ждет вас в конце. Дон Хуан научился сгорать в огне изнутри, а затем возвращаться. Между тем один из его учеников, Элихио, ушел вместе с группой дона Хуана должно быть, навсегда (Второе кольцо). Когда ставки столь высоки, не удивительно, что люди порой возвращаются, пройдя большое расстояние. Другим же жизнь представляется реалистичной фантазией, и такие выскакивают за ее пределы довольно легко. Однако трудно рассматривать реальность, позволяющую осуществить такой основательный и фундаментальный сдвиг восприятия. Поэтому не удивительно, что находятся любители, которые ищут быстрые пути к просветлению. Я не считаю, что каждый может следовать по Тропе Толтеков однако полагаю, что толтекские методики могут быть в той или иной мере полезны каждому. Они помогут вам понять ваши склонности, ясно увидеть перед собой Тропу и достичь глубинной связи с жизнью. Учение Толтеков незыблемо, однако, это не догма. Оно последовательно, однако продолжает меняться. И чем бы вам эта Тропа ни казалась — небольшим ручьем или ревущей рекой, — на ней вас ждут многие приключения и тайны человеческого восприятия. Дальше по Тропе Поскольку учение дона Хуана целиком и полностью посвящено тому, как стать человеком знания, в этой главе мы рассмотрим развитие естественного энергетического поля. Развитие естественного поля способствует становлению человеческого восприятия. Обладание естественным полем прежде всего позволяет переживать состояние бытия. Достижение этого состояния требует отхода от обычного и необычного обусловленных полей. Когда у вас имеется стабильное естественное поле, у вас не возникнет затруднений с тем, чтобы стать человеком знания. Полагаю, что именно эта связь послужила причиной того, что дон Хуан считает современного рейнджера существом третьего энергетического поля (Дар). Ориентация в направлении третьего поля позволяет избавиться от бремени любого обусловленного поля. В этом случае вы больше заинтересованы в достижении абстрактной свободы, чем в накоплении силы. Вы заботитесь не столько об изменении мировоззрения, сколько о развитии осознания. В результате вы активно работаете над сонастройкой своей энергии с Духом. Именно это подчиняет вашу волю воле созидательных сил, но в то же время придает вам уникальную индивидуальность. Вы живете внутри своего личного намерения, которое выступает в роли вашей связи с мирозданием.
Бытие Хотя слово бытие может показаться существительным, образованным от пассивного глагола «быть», практика бытия довольно динамична. Если вы достигли бытия, ваша жизнь проявляется от мгновения к мгновению. Ничто не остается без внимания. Все переживается очень глубоко. Речь идет о вашем путешествии. Речь идет о вашей жизни. Кроме того, вы видите каждую форму сознания как произведение искусства. В противном случае вы лишаете людей и другие формы сознания смысла к существованию. Погружаясь в бытие, вы пребываете в спокойном потоке осознания. Вместо того чтобы силой прокладывать себе путь в жизни, ваши усилия сосредоточены на поддержании постоянного естественного поля. Все остальное развивается естественно и в соответствии с вашим естественным «я». Вы также осознаете свою погруженность в бесконечное мироздание. Чтобы понять это, вам необходимо в любом месте остановиться и совершить один полный оборот. Круг — это бесконечное множество соединенных друг с другом точек. Делая оборот, помните, что в каждый момент у вас имеется бесконечное число возможностей. Руководствуясь своими ограниченными представлениями, вы непроизвольно уменьшаете число этих возможностей. В результате вы чувствуете, будто ваша жизнь истощились. Но, достигая бытия, вы понимаете, что истощаться нечему. В результате вы переживаете один за другим моменты, исполненные силой. Ниже перечислены качества, характерные для бытия. Вы можете переживать: · непосредственное внимание к здесь–и–сейчас; · чувство новизны во всех действиях, как бы часто они ни повторялись; · спокойствие; · сосредоточение осознания на окружающем мире, а не на вашей личности; · чувство правильности и совершенства всего вокруг; · полное или почти полное отсутствие мышления; · прикосновение к своей глубинной природе, или, по крайней мере, приближение к ней; · сильную и ясную связь с миром; · реальность как отражение самого себя; · глубокое ощущение целесообразности; · полную самоотдачу или самоотверженность; · непривязанность; · уравновешенность энергий; · необусловленную любовь; |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы