Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Первое послание к фессалонийцам



«Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской...»

Вот, ситуация изменилась. К Павлу и Тимофею присоединился Силуан.

«Вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахайи...»

Павел хвалит их в глаза — так бывает, когда ищут союзников и поддержки. Что-то случилось.

«Пострадав и быв поруганы в Филиппах, мы дерзнули в Боге нашем проповедовать вам благовестие...»

Вот оно — «быв поруганы в Филиппах». Помните, мы говорили о Филиппах?

Павел писал филиппийцам после того, как Агриппа отправил его на суд кесаря. И говорил в этом послании о том, что филиппийцы — единственная община, которая поддерживала его всегда, с начала апостольства до кессарийской тюрьмы.

И вот, в Филиппах произошло «поругание». Мы нашли эту точку — момент покушения.

В послании к коринфянам Павел уже яростен и непреклонен, а колоссянам пишет ещё мягкий и доброжелательный апостол, которому удалось уйти из-под суда синедриона и который верит в то, что все конфликты можно решить полюбовно.

Это значит, что в Филиппах Павла и Тимофея попытались убить.

«Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства... Так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу...

Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, ни корысти: Бог свидетель! Не ищем славы ни от вас, ни от других: мы могли явиться с важностью, как Апостолы... Но были тихи среди вас...»

Мы видим самое начало открытой конфронтации — Павел ещё не стреляет главным калибром, но уже не собирается больше терпеть.

Он ещё не начал боевых действий, ещё не проводит «чистку» рядов, но уже отстаивает своё личное достоинство — ибо оно задето.

Павел был очень гордым человеком, любой ход политической борьбы воспринимался им, как личное оскорбление.

«Вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас...

Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами... Мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие...»

«И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана...»

Мы намекнули вам, ребята, а вы уж догадайтесь, чьё тело он занял.

«И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, и послали Тимофея, чтобы утешить вас и утвердить в вере вашей, чтобы никто не поколебался...

Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей...

Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей, и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, то мы утешились вами, братия, ибо мы теперь живы...»

Поговаривают, что речь идёт о первом посещении Афин, но мы отметаем эту версию сразу — в первый раз Павел жил в Афинах один, ожидая Тимофея.

Но он его не дождался его и ушёл в Коринф к Акилле — палатки делать.

«Ибо мы теперь живы» — покушение уже состоялось и Павел, смекнув, что игра пошла по крупному, щупает дно.

«Чтобы не искусил вас и искуситель, и чтобы не сделался тщетным труд наш...»

«Умоляем же вас, братие, о том чтобы преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело...»

Тут даже не нужно искать какого-либо скрытого смысла.

Решив идеологические вопросы, Павел переходит к теории. Апокалиптики типа Иоанна утверждали, что конец света уже начался, но Павел, не желая отбить охоту у сторонников страшного суда, пытается сгладить этот момент.

«О временах же и сроках нет нужды писать вам, братия, ибо вы знаете, что день Господень придет, как тать ночью... Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать... Ибо все вы — сыны света и сыны дня...»

Конец света, он или наступит, или не наступит, а жизнь-то продолжается. И отвергать её не стоит.

«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите... Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь.

Братия! Молитесь о нас. Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям».

Второе послание к фессалонийцам

Споры о сроках второго пришествия были жаркими.

Апокалиптики имели большое влияние среди всех общин — очень уж хотелось при этой жизни увидеть наказание грешников.

Павел вынужден оговорить этот вопрос специально.

«Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.

Да не обольстит вас никто никак, ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели... Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?..»

Тут слышна даже лёгкая укоризна.

«Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим».

Стоило отвернуться, и начинались разброд и шатания. Но Павел не мог постоянно находиться в какой-то одной общине.

«Итак, молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не у всех вера... Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем...»

Дисциплина, повиновение — раньше вопрос так не ставился. Избавляться от инакомыслящих — Павел уже не мирится с тем, что кто-то проповедует иное.

«Завещаем же вам, братия, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас...

Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, — не потому, чтобы мы не имели власти...»

А ведь Павел имеет в виду кого-то конкретного из высших церковных чинов. Кого-то, кто бесчинствовал и обременял!

«Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем...

Если же кто не послушает слова нашего в сим послании, того имейте на замечании, и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его».

Да, чтобы устыдить. А ещё чтобы изолировать вредный элемент. Начинается чистка рядов, разгар которой приходится на послания к галатам и коринфянам.

Первое послание к Тимофею

Тимофей и Тит были ближайшими сподвижниками Павла. Послания к ним интересны именно в этом аспекте.

Тут меньше проповедей, но больше дружеских советов и даже отцовских наставлений.

«Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному. И не занимались и родословиями безконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание...»

В Ефесе жили Акилла и Присцилла — старые приятели, в которых Павел вряд ли сомневался.

Это семейство сумело перековать такого харизматика, как Аполлос, но с агитацией, которую повели иерусалимские, в одиночку было не совладать. И Павел послал подкрепление — Тимофея.

«От чего отступивши, некоторые уклонились в пустословие. Желая быть законоучителями, но, не разумея ни того, о чем говорят, ни о того, что утверждают...»

Ну, да, школа Иакова с Иоанном. Закон превыше всего! Закон Моисея, понятное дело.

«Зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокорных, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц».

Вот так. Если вы, ребята, так держитесь за Закон, то всем становится понятно, что вы из себя представляете.

Сюда же попадает и Пётр, на чьей совести были жизни неофитов иерусалимской общины. И который бросил семью.

Противостояние идеологий было острым — Павел сравнивает его с войной.

«Преподаю тебе, сын Тимофей, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ним, как добрый воин...»

Имена противников, с которыми надо воевать, Павел не стесняется называть, ведь Тимофей — его доверенное лицо.

«Таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать».

Вот и агенты влияния, которые разоблачены Павлом, но ещё не ушли с игровой площадки.

«Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, благодарения за всех человеков...»

Кроме тех, разумеется, которые уже «преданы сатане».

«За царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную...»

Курс партии остаётся прежним — демонстрация правящему классу своей лояльности.

Как-то не вяжется эта идеология со страшными историями о том, как римские власти преследовали христиан.

Неужели буйные галлы, которым Клавдий даровал гражданство и привилегии, оказались милее императорскому сердцу, чем законопослушные христиане?

И если Нерон устроил гонения на тех же галлов, то христиан он должен был бы приветить.

И уж, в любом случае, Светоний, который нашёл место на страницах жизнеописаний цезарей для рассказа о гонениях на галлов, должен был бы упомянуть о репрессиях против христиан.

Но он почему-то не сделал этого.

Вернёмся к Павлу.

«Итак желаю, чтобы на всяком месте мужи произносили молитвы... Чтобы так же и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою...

Жена да учится в безмолвии, со всякой покорностью... А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии...»

Павел несколько раз возвращался к этому вопросу. Видимо, в этом была необходимость.

Тимофей, кажется, был послан в Ефес не только для пресечения идеологических диверсий, но и для наведения уставного порядка и решения кадровых вопросов.

«Если кто епископствовать желает, доброго дела хочет... Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен... Хорошо управляющий домом своим...»

Одним словом, епископ должен быть примером для подчинённых, образцом, идеалом, к которому надо стремиться всем остальным. Но если таков образец, то каковы были все остальные?

«Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом».

Надо полагать, кто-то из новообращённых уже успел проявить себя на этом поприще.

«Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание...»

Это называется — иметь рекомендации. Хорошая традиция, надёжная. Всегда есть с кого спросить, если новый епископ вдруг «попадёт в сеть диавольскую».

«Диаконы тоже должны быть честны, не двуязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы... И таких надо прежде испытывать, а потом, если беспорочны, допускать до служения...»

Кроме рекомендаций, Павел ввёл ещё испытательный срок. Он, наверное, сильно обжёгся с подбором кадров и теперь дует на молоко. Но, как вам это нравится? — «тоже должны быть честны».

Если человек любит выпить, врёт на каждом шагу, избивает коллег, имеет десяток жён и столько же любовниц, приворовывает, берёт взятки (но, каков типчик вырисовывается! ), то не бывать ему ни епископом, ни диаконом.

Максимум, что светит такому красавцу — рядовое неофитство в христианской церкви города Ефеса.

Представляете, что за компания там собралась?

«Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе... Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием...»

Павел, обосновавшись в Риме, решил совершить поход на Асию и Иерусалим? Похоже на то.

«В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским...

Через лицемерие лжесловесников, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные вкушали с благодарением...

Ибо всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением...»

Кто же они — эти лжесловесники? Известно, кто.

«Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа... Негодных же и бабьих басен отвращайся, но упражняй себя в благочестии... Ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно... Проповедуй сие и учи...

Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных... Доколе не приду, занимайся чтением, учением, наставлением... Вникай в себя; занимайся сим постоянно...»

Павел словно опасается, что Тимофея в Ефесе совратят.

«Старца не укоряй, но увещевай, как отца... Стариц, как матерей... Вдовиц почитай, истинных вдовиц...

Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они пусть прежде учатся почитать свою семью...

Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного...»

Петру бы это понравилось. Да и самому Иисусу, если на то пошло. Но Иисус для Павла уже стал знаменем, а Пётр не стал.

«Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях день и ночь... А сластолюбивая заживо умерла... Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь, желают вступать в брак...

Притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны и говорят, чего не должно... Ибо некоторые уже совратились вслед сатаны...»

Опять женский вопрос. А ведь Павел не просто так об этом пишет. Значит, была причина. Если учесть, что в Ефесе стоял храм Афродиты и культ этой богини был очень силён...

«Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь... Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях...»

Похоже, Павел решил поискать союзников в противном лагере — подготовить почву для своего возвращения.

«Согрешающих обличай пред всеми, чтобы и прочие страх имели...»

Нет, основная функция Тимофея — полицейский надзор.

«Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах...»

Вот интересный совет.

«Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов...»

И снова идеология.

«Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего... Тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям, словопрениям, от которых происходит зависть, распри, злоречия и лукавые подозрения...

Пустые споры между людьми поврежденного ума, которые думают, будто благочестие служит для прибыли... Удаляйся от таких...»

Ефес, город ювелиров. Богатые дары и подношения. Когда упали доходы храма Артемиды, Павла чуть львам не скормили. С тех пор прошло не так много времени — настроения остались.

«Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не сможем и вынесть из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем».

Это уже почти стоицизм. Поговаривают о переписке Павла с Сенекой. Вряд ли она имела место на самом деле, но, в любом случае, Павел жил, как и проповедовал, а Сенека был консулом, жил в роскоши и постоянно влезал в дворцовые интриги.

А ещё Сенека был воспитателем Нерона, что само по себе о многом говорит.

«Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти... Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры...

Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде... Богатых увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога... Чтобы они благодетельствовали, были щедры и общительны...»

Интересный подход. Деньги — безусловное зло, но без них никуда. И пусть богатые будут «щедры и общительны».

«О, Тимофей! Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания. Которому предавшись, некоторые уклонились от веры».

Лжеименное знание. Что это значит? Это значит — христианство, которое таковым не является — по мнению Павла. Речь идёт о внутрипартийной склоке — в этом нет сомнений.

Второе послание к Тимофею

«Не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса... Ни меня, узника Его...»

Вот, до чего дошло. Павел хочет вернуться в Асию, но, возвращаться, кажется, некуда.

«Для которого я поставлен проповедником и Апостолом, и учителем язычников... По сей причине я и страдаю так, но не стыжусь, ибо знаю, в Кого уверовал...»

Главный пункт обвинения остался прежним — проповедь среди язычников. И оно, как видим, осталось в силе.

«Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня...»

Это значит — не поддавайся вражеским влияниям.

«Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген... Да даст Господь милость дому Онисифора, за то что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих...

Но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел... А сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь...»

Вот так, все Асийские оставили его. Как могли Асийские оставить Павла, который находился в Риме?

Это могло произойти лишь в том случае, если он создал в Вечном городе штаб и пытался оттуда руководить всеми церквами, которые основал.

Но не получилось руководить издалека — одни впадали в ересь, а другие вообще возвращались к иудаизму. Нужно было личное присутствие.

Онисифору, чтобы повидать Павла в Риме, пришлось разыскивать его «с великим тщанием».

Это интересно — неужели Павел скрывался? Онисифор, тоже христианин, перемещался по городу свободно. С другой стороны — он «не стыдился».

Что-то там произошло. Да, за два года пребывания в Риме многое изменилось.

Забежим вперёд. Поговаривают, что Павла казнили именно в Риме — отрубили голову. Так ли это?

В библии об этом ни слова. Но если бы ему удалось добраться в Асию, мы бы знали об этом.

Скорее всего, он действительно там погиб, но было ли это частью антихристианских репрессий?

Итак, Павел называет Тимофею имена тех, кто отвернулся от него, и тех, кто поддержал в трудную минуту. Похоже, он уже не надеется оказаться в Ефесе в ближайшем времени.

В первом послании он просто уверен в своём приходе, а теперь сомневается. Тучи сгустились.

«И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям...»

Павел не теряет надежды или это завещание? В любом случае, он настраивает Тимофея на борьбу.

«Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа... Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику...

Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться. Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов. Разумей, ЧТО я говорю...»

Похоже на шифр, правда? Почему Павел прячет смысл? Возможно, в Ефесе его почту могут прочесть не те люди. Или он не доверяет курьеру? Такое уже было, когда Павел сидел в претории.

«Помни Господа Иисуса Христа по благовествованию моему... За которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз... Посему я все терплю ради избранных...»

Точно, Павел пишет из тюремной камеры.

«Непотребного пустословия удаляйся, ибо они еще более будут преуспевать в нечестии. И слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит. Которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру...»

Вот ещё два имени. Павел будто вехи расставляет, чтобы Тимофею было легче двигаться.

И есть два неясных момента. Первое — что проповедует Павел, если еретики утверждают, будто «воскресение уже было»?

Второе — когда люди узнали о болезни, именуемой рак, если Павел использует её, как общеизвестный пример?

«А ты пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, и зная, КЕМ ты научен... Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай...

Будь бдителен во всем... Ибо я уже становлюсь жертвою и время моего отшествия настало... Теперь готовится мне венец правды...»

Завещание?

«Постарайся придти ко мне скоро. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в ессалонику, Крискент и Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною.

Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения. Тихика я послал в Ефес. Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожанные...»

Павел надеется выбраться — с помощью Тимофея. Так уже не раз бывало. Чтобы не оставлять Ефес без присмотра, он послал туда Тихика.

А Тимофею предстоит быстро зайти к нужным людям, взять то, что нужно и явиться в Рим.

Поступок Димаса, возлюбившего нынешний век, говорит о том, что не только асийские церкви ушли из-под павлова крыла. И македонийские. И галатийские. А ведь Галатия — это целая область между Асией и Арменией.

Пошёл ли и Тит в Далматию самовольно, или Павел его послал — трудно сказать.

И Марк опять в игре. Значит ли это, что Пётр уже в Риме? Ведь Симона, как говорят, тоже казнили в столице империи — распяли вверх ногами.

Почему же Павел не говорит о нём ни слова? Или у них произошёл уже полный разрыв... Но Павел и среди противников Петра не называет.

«Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его! Берегись его и ты, ибо он сильно противился моим словам...»

Опять имена, опять вехи.

«При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не взыщется им! »

И обида. Обыкновенная человеческая обида.

«Приветствуй Присциллу и Акилу и дом Онисифоров. Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите. Постарайся придти до зимы. Приветствуют тебя Еввул и Пуд, и Лин и Клавдия, и все братия».

Павел не один. Но нужно, чтобы Тимофей пришёл до зимы.

Интересно, успел ли?

Послание к Титу

Составители, как обычно, перетасовали послания, чтобы трудно было усмотреть последовательность событий. Но, даже при небольшом старании, её можно восстановить.

Вот это послание написано явно до писем к Тимофею. Тит всё ещё верен, не гонится за «нынешним веком» и не идёт в Далматию. Он на Крите — по заданию Павла.

«Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал...

Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных... Каковым должно заграждать уста; они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти...»

Борьба в полном разгаре и Павел рассчитывает на победу. Более того — он уверен в ней.

«Не внимай Иудейским басням и постановлениям... Для чистых все чисто, а для оскверненных и неверных нет ничего чистого... Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны...»

Калёным железом!

«Ты же говори то, что сообразно со здравым учением... Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны...»

Выходит, что писал он Титу накануне первого послания к Тимофею.

«Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся».

«Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши придти ко мне в Никополь; ибо я положил провести там зиму. Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы ни в чем у них не было недостатка...»

До зимы он не дождался, успел лишь придти в Рим и, после непродолжительного скитания по явкам, попал под арест. После чего, отправил Тихика в Ефес, а Тимофея позвал к себе.

«Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны».

Послание к Филимону

«Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей — Филимону... И Апфии, сестре возлюбленной, и Архипу, сподвижнику... И домашней твоей церкви...»

Писалось, видимо, в Риме — до отправки Тимофея в Ефес.

«Имея великое дерзновение приказывать тебе, что должно... По любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец...»

Мог бы и приказать, но просит. Видимо, просьба носит личный характер.

«Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих...»

Сына? Ай да Павел!

«Он некогда был негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне, я возвращаю его... Ты же прими его, как мое сердце...

Я бы хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне... Но без твоего согласия ничего не хотел бы сделать... Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда...»

Тут что-то не так. Кто такой Филимон? Павел даёт понять, что именно Филимон должен был служить ему в Риме, но Павел разрешил ему не делать этого.

А взамен Филимон присматривал за Онисимом. Потом он отказался это делать, и отправил мальчишку в Рим.

И вот, времена настали тяжкие, Павел планирует убираться из Рима и отправляет своего сына к Филимону — подальше от опасности.

Причина, по которой Филимон отказался в прошлый раз держать у себя Онисима, теперь кажется Павлу несущественной.

«Итак, если ты имеешь общение со мною, прими его, как меня. Если же он чем обидел тебя или должен, считай это на мне... Я Павел написал моею рукою: я заплачу; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен...»

Опять деньги! Павел их презирал, но всегда мог раздобыть в любом количестве — для других. Но не для себя самого.

«Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя... Надеясь на послушание твое, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь более, нежели я говорю...»

Когда нужно было, Павел умел быть настойчивым и в щекотливых вопросах.

«А вместе приготовь для меня и помещение; ибо надеюсь, что по молитвам вашим буду дарован вам... Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа, Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои...»

А что, если это писалось из тюрьмы, когда Тимофей пришёл из Ефеса в Рим?

Нет, никак невозможно — Тихик менял его в Ефесе, Димас ушёл в Асию, а об Аристархе речь вообще не шла.

Сподвижники всё ещё с Павлом, но римские тучи над ним уже начали сгущаться.

Послание к евреям

Что такое? Павел пишет главным своим противникам?

Не иудеям, которые искали убить его, но евреям. Что бы это значило?

Он пишет христианам, которые были не греками, не римлянами, а евреями.

Он обращается к общинам, находящимся в Иудее — в первую очередь. Ибо основу его церквей составляли греки и римляне.

Интересно, когда было написано это послание? В библии оно идёт последним, но, так ли это на самом деле?

Писалось ли оно в то время, когда Павел решил возвращаться из Рима?

Если да, то он готовит почву не только в Асии, но и в Иерусалиме.

Это — единственное послание, в котором нет классического зачина, типа «Павел, раб Иисуса Христа».

Оно сразу начинается с основной части.

«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего...»

Обращаясь к евреям, ему приходилось учитывать, что они знали Писание. Возможно, они знали его не так глубоко, как фарисей Павел, но намного лучше греков.

Фактически послание — образчик схоластического спора.

Отталкиваясь от Писания, Павел доказывает христианские догматы.

Главным предметом спора с иудеями всегда было: пришёл ли мессия? Иудеи считали, что Иисус не был таковым. Их можно понять.

Даже при беглом прочтении Ветхого Завета эти моменты видны. Мессию должны были звать Еммануилом, он должен был родиться в Египте, и так далее.

Родословная Христа, которую приводили евангелисты, не выдерживает никакой критики.

Павел прекрасно знает эти моменты, искусно их избегает (если помните, он критиковал сторонников «родословий») и сразу делает факт божественности Христа аксиоматичным — не требующим доказательств.

Далее он критикует ещё одну особенность проповеди сторонников школы Иоанна — преклонение перед ангелами.

В самом деле, ангелы — главные действующие лица Апокалипсиса. Всё делают ангелы, бог иногда подаёт реплику из дымящегося небесного храма, а Иисуса, как ребёнка, приводят к брачному чертогу.

Фактически, Павел посылает идеологическую бомбу в стан врага. Когда мы прочтём Апокалипсис, то увидим, что Иоанн не оставался в долгу.

«Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой?.. Когда кому из Ангелов сказал Бог: Сиди одесную Меня?.. Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение?..»

«Итак, братия святые, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания вашего, Иисуса Христа...»

Если помните, именно Иоанн впервые назвал Иисуса первосвященником. Павел обращается именно к его пастве.

«Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго... Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на службу Богу...

И никто сам собой не приемлет этой чести, но призываем Богом... Так и Христос не сам себе присвоил славу быть первосвященником...»

Такое ощущение, что в стане Иоанна чтут ангелов больше, чем самого Иисуса.

«О сем надлежало бы вам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало бы быть учителями; но вас снова нужно учить началам...»

Точно, Павел решил возвращаться в Иерусалим. И проводит обработку аудитории, которая признаёт Писание, держится за старый храм и отвергает мир.

Фактически он заявляет еврейским христианам, что они еретики, но он, Павел, берётся всё исправить.

При агитации Павел прибегает к Писанию, которое евреи знают, но не так хорошо, как он сам.

«Известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства...»

То есть, не надо понимать старое Писание буквально — возможны исключения.

«Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо Закон ничего не довел до совершенства... Лучшего Завета поручителем сделался Иисус...»

Чинопочитание, иерархия, институт пресвитеров были очень сильны.

Павел не говорит открыто, но намекает: есть только один Священник — Христос, а все остальные — братья. Своим церквам он говорил иное, но ведь это — борьба, а в борьбе, как известно...

«Тех священников было много, потому что смерть не допускала пребыть одному; а Сей, как пребывающий вечно, имеет священство непреходящее...

Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого...

Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай Завета... Ибо, если бы первый Завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому».

Вот так. Ветхий Завет надо выбросить, говорил Павел. Но его не послушали.

«Говоря " Новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению... И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное...

При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую — однажды в год, только Первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа...

Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею Скиниею, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел в Святилище и приобрел вечное искупление...»

Две тысячи лет назад такое учение было революционным. Но всё-таки... Речь идёт о кровавом жертвоприношении, а это, как ни крути, язычество.

«Ибо где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив... Почему и Первый завет был утвержден не без крови...»

А ведь Ницше именно это имел в виду, когда воскликнул: Бог умер! Действительно, завет означает завещание. Мы как-то забываем об этом.

«Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними...

Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи...

И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов...»

Весь старый религиозный институт пора отправить на свалку. Это писал не тот Павел, который по приказу Иакова совершал очищение в иудейском храме.

«Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых... А где прощение грехов, там не нужно приношение за них...»

Да, Иаков не имел права требовать процедуры очищения Павла.

И ещё надо показать иерусалимским, что дисциплина — обязательная вещь.

«Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга... Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия?..»

О любви, как о главном догмате христианства, говорили все пресвитеры. О вере тоже. Но Павел говорит о ней немного иначе.

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом».

Вполне философское определение, которое украсило бы любой учебник.

«Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха...»

В этом весь Павел.

«Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. Особенно же прошу делать это, дабы я скорее был возвращен вам».

Нет, он определённо решил все вопросы — Тимофей успел придти до зимы в Рим.

«Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас».

Тимофей пришёл, Павел увидел свободу. И решил двигать на Иерусалим — через Македонию, Ахайю и Сирию. А вот, получилось ли?

«Приветствуют вас италийские».

Почему у меня все время такое чувство, будто всё происходило не так, как нам рассказывают учебники?

Апокалипсис

Начать надо с того, что никаких видений и откровений у Иоанна не было.

«Откровение Иоанна Богослова» — это название встречается лишь в славянской библии. Во многих других есть просто «Апокалипсис».

В самом деле, столько видений за один раз не способен пережить ни один человек, а речь идёт о разовом откровении. Иоанн его, мягко говоря, сочинил.

Павел, говоря об этом факте, тоже подвергает сомнению истинность и достоверность этого видения, но делает это достаточно мягко: дескать, бог ему судья.

И это ещё очень деликатная реакция, ведь Павел, как известно, был одним из самых «экстатичных» апостолов и носил на теле стигматы.

Странно другое: Иоанн начал говорить о своём полёте на «седьмое небо» ещё 14 лет назад, а написал Апокалипсис только сейчас. Время подошло. И главный критик уже не имеет возможности высмеять его.

Но, не будем забегать вперёд.

Кроме того, сам Иоанн оговаривает авторство Апокалипсиса — в первых его строчках.

«Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре».

Действительно, Апокалипсис был рассказан самим Иисусом накануне распятия. Об этом говорят Иоанн и Лука — в своих евангелиях. И мы об этом уже упоминали.

Всё, что сделал Иоанн — пересказал Апокалипсис от Иисуса, украсив его образами, которые позаимствовал у всех ветхозаветных пророков и выдал за своё личное откровение.

Иоанн вообще был интересным мужичком. Сын рыбака, но с самооценкой у него было всё в порядке.

Иисуса он часто называл не по имени, а говорил: «Слово». Слово пришёл, Слово сделал.

А себя именовал — Иоанн Богослов. То есть, не просто Слов, но ещё и Бого-Слов!

Вместе с братом он выпрашивал у Иисуса должности, ещё и мамку свою к этим просьбам подключил.

Сам себя назвал любимым учеником Христа, который будет жить вечно.

Сам же назвал своё евангелие единственно правильным. Потом он и свой Апокалипсис так же оценил. Скромность этому человеку не угрожала.

Если отбросить весь плагиат, то от Апокалипсиса останется не много. Это «не много» и нужно рассмотреть.

«Иоанн семи церквам, находящимся в Асии...»

Вот так. Банальное послание апостола церквам.

Как причудливо сплетается интрига: Павел пишет евреям, а Иоанн — семи павловым церквам. Обмен любезностями, так сказать.

В отличие от Павла, стремившегося к пр


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.176 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь