Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Керамический неолит А. Иерихон (6000–5000 гг. до н.э.)



На протяжении 6 и 5-го тыс. до н.э. в Сиро-палестинском регионе произошли очень большие изменения. В конце ДКН-Б судя по известным памятника, существование основных поселений прервалось.

Центры городской жизни в Передней Азии по-прежнему были точечными и малочисленными (в других местах их еще не было вообще). В основном это деревенские памятники.

В КН-А выделяют два периода: ранний КН-А, 6000 – 5600 (памятники Бейшамун, Бейда, Хагошрим); поздний КН-А, 5600 – 5000 гг. до н.э. (памятники Иерихон, Мунхатта). Керамика появляется в конце раннего КН-А.

Керамическая посуда возникает у самых разных народов в самых разных областях – и в Святой Земли, и на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Если керамика Хагошрима – с 5700 - 5600 гг. до н.э., а керамика Иерихона – с середины 6-го тыс., то первая керамика Сирии – середина 6-го тыс., Загроса – середина и вторая половина 6-го тыс.; в Двуречье – конец 6-го тыс.. На юго-востоке Малой Азии — это середина — третья четверть 6-го тыс., т.е. почти синхронно Святой Земле и чуть позже, в долине Нила — 5-ое тыс. Керамика Восточной Азии в основном вторая половина 6-го тыс.

1. КН А – «ранний» (около 6000 – 5600 гг. до н.э.) это неолитические памятники первой половины 6-го тыс. до н.э. Основные памятники: докерамические – Бейшамун и Бэйда (Иордания, к югу от Мертвого моря), керамические – Хагошрим.

Памятник Бейшамун. это докерамический памятник, по сути очень поздний Иерихон ДКН Б в упрощенной «деревенской» модификации. Здесь обнаружены прямоугольные дома на каменных фундаментах, аккуратно вымощенные дворы и полы, знакомые уже черепа с гипсовой лепкой и т.д.

Кремневые изделия – тоже в традиции древнейшего Иерихона ДКН Б. Это кремневые лезвия серпов с грубыми зубцами, кремневые топоры со шлифованными лезвиями, кремневые мотыги, тесла для обработки дерева. Одомашнена коза.

Памятник Бэйда. К первой половине 7 тыс. до н.э. относятся семь слоев этого памятника. Самые ранние дома – круглые, далее переходного типа – прямоугольные с округленными углами, поздние – прямоугольные с отштукатуренными полами. Орудия и утварь также близки к ДКН-Б.

Памятник Хагошрим. уже вторая четверть 6-го тыс. Для него характерно резкое преобладание крупного рогатого скота, возможно одомашненного. Материальная культура Хагошрима – тоже развивалась в традициях Иерихона ДКН-Б: те же зернотерки, те же кремневые топоры, но появляются печати, представлявшие собой камень, на плоской стороне которого было вырезано к-л знаки. Некоторые печати были из обсидиана. Их узор никогда не повторяется. Смысл этих печатей неясен. В последующие времена их ставили на глину, которой залепляли горло сосуда, узел на веревке, щель между и д.п. В Хагошриме впервые появляется массовая керамика, где-то в 5700 – 5600 гг. В это же время она появляется и в других наиболее развитых районах «Плодородной Дуги». Керамика проста, без росписи.

Кто первым изобрел керамику, сказать трудно, но бесспорно, что Сиро-Палестинский регион входит в зону первого изобретения.

2. Керамический неолит А «поздний» (5600 – 5000 гг. до н.э.)

Основной памятник Иерихон, а также Мунхатта, в Сирии – Рас-шамра, Хама, Библ.

Иерихон. Наиболее технологически развитый район Восточного Средиземноморья в это время – территория, прилегающая к правому берегу р. Иордан. Ранее город Иерихон был оставлен. Новое население очень «простое», по сравнению с предыдущим. Жило не менее плотно, чем предшествующее население.

Жилища. Дома – сначала круглые полуземлянки, потом – прямоугольные. Появляется каменный фундамент. Был изобретен кирпич новой формы, со скругленным верхом; уже научились класть кирпичи «в перевязь».

Экономика и быт. Дома, дворы – по‑ прежнему многочисленны. Но жизнь в те столетия в Иерихоне стала проще. Площади вскрыты археологами большие, но «красивых» вещей тоже почти нет.

Орудия труда. Основная масса предметов осталась прежней, хотя упрощение – налицо. Каменные сосуды – грубее и разновидностей их стало меньше. Изменился набор и формы ряда орудий труда. По-прежнему процветают орудия с грубыми зубцами, идущие еще из Иерихона ДКН Б. Есть составной серп.

Керамика. Формы сосудов просты. Это миска и горшок – две ведущие формы. Сосуды, которые в первую очередь необходимы для приготовления и потребления пищи. Это сосуды ручной лепки и слабого обжига. Глина грубая, с примесью рубленной соломы и песка. Керамика Иерихона уже достаточно сложна, что на нее никто не влиял издалека и что она содержит две важные идеи – маленькой ручки-ушки и идею росписи, причем двухцветной – кремовой и красной краской. То, что в Иерихоне представлены не самые ранние формы, видно того, что горшок имеет венчик – это сравнительно позднее явление. Самые ранние формы керамики (круглодонные сосуды без венчиков) представлены на соседних памятниках. Для Святой Земли они, скорее всего, ранее иерихонских.

В истории изготовление керамики обычно начиналось с вылепливания кругло- или остродонных сосудов без венчиков. Плоское дно появляется позже, позже отгибается венчик и совсем поздно придумываются ручки-ушки; последнее технически очень сложно. Более того керамика расписная, а роспись тоже позднее явление.

Орнамент на ранней керамике. Начиная с этого времени на керамике сосредоточивается значительная часть эстетических представлений человека. Керамика покрывается сложнейшими, богатейшими «геометрическими» и «фигуративными» росписями, всегда имеющими сакральный смысл.

Керамика Иерихона содержит достаточно простой, но строго выдержанный набор ранних земледельческих идей, связанных с зигзагом и с горизонтальной линией треугольников. Еще одно любимое изображение – «елочка», который существовал несколько столетий. Роспись делалась красным цветом, реже наносился прорезной или штампованный орнамент.

Технологии обработки поверхности керамики

1. Лощение. Качество подготовки глины в Иерихоне и его округе было уже достаточно высоким. Уже тогда применялась техника лощения. Что это за техника? Когда сосуд вылеплен, тогда плоской палочкой из твердого дерева его начинают слегка продавливать, проводя палочкой по поверхности. Поверхность становится более гладкой, не шероховатой, а совершенно ровной. Можно лощить всплошную, можно полосами, узорами. Это делает сосуд красивым, позволяет его легко мыть и, кроме того, сквозь него медленнее просачивается влага. Техника лощения делает сосуд более эстетичным и более практичным в использовании.

2. Ангоб. Качество обжига керамики было еще низким, но уже широко применялся ангоб. Когда сосуд сформован и слегка подсох, его погружали в густой раствор глины более тонко отмученной (то есть более тонких фракций), который заполнит поры в грубой «конструктивной» глине. Для ангоба выбирается такая глина, которая при обжиге даст приятный цвет – не серо-коричневый обычный цвет «конструктивной» глины, а ярко‑ красный или теплый кремовый или белый и т.п. В Иерихоне ангоб сочетался с росписью, то есть по ангобированному сосуду перед обжигом наносился рисунок краской. Ангоб здесь обычно был кремового цвета, а последующая роспись — красного.

Памятник Мунхатта. Кроме собственно Иерихона, известен памятник позднего «КН А» – Мунхатта, расположенный близ Иерихона. Архитектура здесь та же, кирпичи те же, жилище круглое, керамика попроще, в технологии много общего с пред​ шест​ вующим периодом. Здесь много костей овцы (в Иерихоне ее держать было негде). Все было бы понятно, если бы овца в диком виде ранее водилась в Святой Земле. А ее здесь не было, она здесь никогда не жила, ее сюда привез и внедрил человек. Это ранняя стадия одомашнивания. Она попала сюда откуда-то с севера или северо-востока.

 

5. Энеолит. Культура Гассул. В период между 4200 и 3800 гг. каменный век в Святой Земле заканчивается. Начинается медный век — энеолит. Энеолит – это время многочисленных изменений во всех сферах жизни. К нему относится культура Гассул, возникшая на рубеже 5‑ го и 4-го тыс. до н.э. и просуществовавшая до последней трети 4-го тыс. По целому ряду признаков Гассул сближается с предшествующим ему керамическим неолитом Б. С концом ее существования совпадает начало протогородского (предгосударственного) периода, приходящегося на последнюю треть 4-го тыс.

Гассульская культура делится на два этапа: Гассул А (Бершеба) и Гассул Б (собственно Гассул).

1. Бершеба: рубеж 5 – 4-го тыс. – вторая четверть 4-го тыс. до н.э.;

2. Собственно Гассул: середина 4-го тыс. – последняя четверть 4-го тыс. до н.э. Кончаясь до 3 тыс.

В Святой Земле трудно прослеживать этапы в силу разнообразия путей развития в соседних районах.

В одном районе гассульская культура уже окончила свое существование, а в другой части она может продолжаться еще несколько десятков лет

1. Памятник БЕРШЕБА - это река на юге Сиро-Палестинского региона. В те времена там еще не было так сухо, как в настоящее время. Здесь продолжались традиции специализированных ремесленных поселений (типа городка докерамических времен – Бейда). Теперь появились деревни рудокопов и металлургов, примером которых может служить Абу Матар и Тимна. В другом поселении специализировались на обработке слоновой кости и мягкого камня.

Поселения. это маленькие земледельческие населенные пункты. В это время крестьяне уже могли позволить себе жить маленькими группами в деревнях из 15 – 20 дворов. При этом такие населенные пункты расположены сравнительно плотно, что говорит о каком-то типе междеревенской социальной организации. Жилища наземные, из сырцового кирпича, но есть и полуземлянки, а также землянки (Бершеба); их потолки поддерживаются столбами; комнаты там соединены подземными галереями. Внутри было прохладно, но строить их было сложно, и от таких домов через некоторое время отказались.

2. Собственно Гассул или Гассул Б - это верхние слои Гассула (середина – последняя четверть 4-го тыс.) и локальная культура северо-запада бассейна р. Ездрелон, относящаяся к самому концу гассульской культуры.

Сам Гассул — всего в пяти километрах от Иордана, но уже в другой долине.

Поселения. Для этого периода также как и для предшествующего, характерен рост числа мелких поселений на периферии Святой Земли. На поселениях не было укреплений, не было интенсивного быта; это эпоха деревень. Сохраняется прежняя разбросанность деревенских поселений, по-прежнему, отсутствуют крупные центры.

Важная особенность этой культуры — ни одно из поселений гассульской культуры не породило впоследствии города. Когда позднее в протогородской период начинают появляться города в начале 3 тыс., они возникают не на местах деревень эпохи Гассула, а в других местах. Эти сытые, веками существующие деревни не содержали в себе чего-то, что позволило бы им стать впоследствии городами.

Сооружения – прямоугольные, многокомнатные, застройка бессистемная. Фундамент каменный, кирпичи (прямоугольные, но разномастные) вылеплены руками, стены оштукатуренные, на них порой встречаются сложные рисунки.

Занятия. Именно в это время началось широкое разведение фиников и оливок. Это очень важные для питания людей Святой Земли продукты, оливки давали масло, финики были важным пищевым продуктом. Люди научились выращивать эти культуры в большом количестве на компактных площадях, они научились поливать сады. Если оливки могут вырасти и без особого присмотра (но плохие), то финиковые пальмы требуют полива. Массовое разведение винограда. Население на разных поселениях, прочно ориентированное на прокормление за счет интенсивного сельского хозяйства на небольшой территории с использованием ранних форм искусственного орошения. Как правило, носители этой культуры уже ни на кого не охотятся, поскольку диких животных осталось мало. Охотиться продолжали, но на копытных, бегемота и слона. Естественно, тут стрелы помочь особенно не могли, и они постепенно исчезают. Быт гассульцев, продолжая оставаться простым, был больше стандартизован, чем ранее. В отсутствие городов сельское население оказалось тесно связанным между собой для возникновения высокой степени стандартизации. Возле домов есть большие и хорошо сделанные ямы для зерна, были вкопаны глиняные сосуды; обнаружена масса зернотерок, площадки для молотьбы и т.д. Человек к этому времени изобрел поддувало — это очень важное изобретение: впервые печь стала не открытым очагом, а чем-то похожим на нашу печь. Позволило гораздо интенсивнее использовать дрова, ускорило процесс приготовления пищи.

Орудия труда и предметы из бронзы. Есть символы власти: скипетры, жезлы. Человек начинал освоение металла с изготовления украшений и маленьких орудий. Начинают выплавятся и орудия труда: топоры, долота и т.п.

Хотя выплавка меди практиковалась сравнительно широко, основными орудиями оставались каменные. Они были изготовлены грубо. Они были массовыми, дешевыми. Никто уже не хотел утруждать себя шлифованием. Это мотыги, крупные скребки, вкладыши для серпов, топоры, клинья (каменные кирки) и проч. Такое обилие функциональных групп крупных каменных орудий в прошлом встречалось редко. В основном это сельскохозяйственные орудия, а наконечников каменных стрел, орудий охоты, очень мало.

Клад скипетров и корон из Нахаль Мишмара. Археология зачастую дает очень ценные сведения об устройстве общества. В связи с этим необходимо рассказать о кладе самых древних скипетров и корон. Археологи обследовали пещеры близ Нахаль Мишмара в поисках свидетельств, связанных с повстанцами II в. до н.э., боровшимися против Рима, а нашли... лубяной мешок, набитый скипетрами и коронами. Он лежал в пещере, куда можно спуститься только по длинным веревкам. Рядом, на вершине мыса в Ен-Геди, расположены развалины святилища гасулльского времени. насчитывал много предметов из камня, кости, но, в основном, из высококачественного металла (чистая медь). Большинство предметов со сложной символикой. Это шедевры ювелирного искусства.

Каменная посуда. Каменные сосуды изготавливались здесь и раньше, напомним, что сосуды из камня существовали как единственная посуда, порядка двух тысяч лет (8-7 тыс. до н.э..) и лишь потом появляются их глиняные аналоги. Керамика похожа на более раннюю. Посуды много, производится она обычно на каждом поселении, она быстро меняется, поэтому по керамике отличать этнические группы достаточно легко – легче, чем по орудиям труда и даже по общим чертам обряда погребения. В Гассуле Б сохраняются, в общем, прежние формы массовой кухонной посуды. Те горшки, которые вам известны, существуют и в эти века, у них сохраняются их очень характерные парные ручки-упоры. Имеется целый ряд новых модификаций этих сосудов, но в основных своих чертах они сохраняются и будут продолжать существовать очень долго – в «протоурбанистическом периоде» и в раннем бронзовом веке. Своеобразной новой малой формой являются остродонные сосуды, которые не могли стоять. В керамической традиции с одной стороны, сохраняются массовые формы, а с другой стороны, появляются специализированные — крупная тара, в которых хранили зерно. Символом этой культуры считается очень оригинальный овальный сосуд, возможно, для сбивания масла; его держали за ручки-ушки и трясли вправо-влево — это, видимо, сосуд-маслобойка.

Святилища. К эпохе Гассула относится крупное святилище на берегу Мертвого моря в Ен-Геди (позже святилища такой формы будут встречаться в городах Святой Земли), существовавшее около 3700 г. до н.э. Святилище построено на мысу, оно похоже на другие гассульские святилища, но архитектурно более сложное. Построено из камня, представляло собой длинное и узкое помещение прямоугольной формы. Вход — в длинной стороне, напротив двери — алтарь. Перед алтарем — пепел жертвоприношений; в полу — ямы с остатками приношений, которые было нельзя выбрасывать. Вероятно, это и есть то святилище, куда приходили вожди, спрятавшие свои регалии в пещере в Нахаль Мишмаре.

Погребения. Широко распространяются маленькие глиняные хранилища для костей — оссуарии. Это специальный маленький керамический домик (повторяющий форму жилого), куда складывают кости покойников (или часть их). На протяжении тысячелетий здесь мертвых хоронили в домах, при этом отделяли черепа. Теперь появилась новая идея, по-прежнему связанная с домом. Делалось это, очевидно, не сразу; тело где-то находилось (возможно, в земле, как это практикуют афонские монахи) в течение определенного времени, необходимого для очищения костей. Видимо, идея о том, что душа не сразу расстается с телом, существовала уже тогда. Весьма распространен такой погребальный обряд: на какой-то период устраивали временное погребение или выставление тела (например, в пещере), а потом кости собирали в оссуарий. Такого рода вторичные погребения связаны не только с появлением оссуариев, они известны и раньше и позднее.

Искусство эпохи Гассула — явление сложное, это новый вид искусства. Здесь идеи, видимо, сложнее, чем раньше, и средства — новые, поскольку сочетаются в сложные композиции отдельные части реальных изображений. Для него были характерны асимметричные и симметричные композиции: звезды, вписанные в более крупные звезды, странные прямоугольные и криволинейные фигуры и проч. Все это раскрашено в разные цвета, а вокруг нарисовано нечто не поддающееся определению. Все это — настенная роспись.

Здесь при помощи элементов фигуративного искусства, скомбинированных по законам сугубо семантическим, попытались создать некоторые очень сложные знаковые образы. В этих росписях фактически нет повторов, большинство изображений конкретны; в них есть какие-то отдельные черты живых существ и предметов.

6. Неолит Месопотамии 7 тыс. до н.э. Др. Месопотамия – территория современного Ирака, а также ряд областей Сирии и Ирана. Это низинные территории. Реки Тигр и Евфрат. Выделяют Нижнюю и Верхнюю Месопотамию. Это разные географические районы. Нижняя Месопотамия лежит в тропиче​ ской зоне и отличается плодородными почвами и ограниченным количеством осадков. Оседлая жизнь здесь возможна только благодаря орошению земли водами двух рек во время разливов или с помощью отводных каналов. Зима мягкая. С севера Месопотамию полукругом огибает пояс горных хребтов от Тавра до Загроса, расчлененных глубокими долинами и плоскогорьями. Верхняя Месопо​ тамия расположена в зоне сухих субтропиков, ее ландшафт представляет собой холмистую местность, а несколько южнее – сухие степи. Земледелие здесь возможно и без искусственного орошения. Зима холодная, с заморозками. Земледелие зародилось в Верхней Месопотамии в предгорьях и отрогах гор.

Важ ​ ное значение имели проводившиеся английским археоло​ гом Л. Вулли раскопки в Уре в 1922—1934 гг. Раскопки в Эреду под руководством С. Ллойда и Ф. Сафара. В 60-е и 70-е годы ран​ неземледельческие поселения изучались английской экспедицией Дж. Оутс, на севере регулярные раскопки памятников хассунской и халафской культур в Ираке проводила советская экспедиция под руководством Р. М. Мунчаева.

Периодизация

1. 7 тыс. до н.э. неолитическая культура Джармо.

2. 6 – первые две трети 5 тыс. до н. э. – энеолитические культуры Хассуна и Самарра (восточный приток Тигра), Халаф (восточный приток Ефрата) и раннее Эреду.

3. Вторая половина 5 – первая половина 4 тыс. до н. э. – связан с формированием на юге Двуречья в усло​ виях высокопродуктивного ирригационного земледелия протошумерской или раннешумерской культуры Убейд (4500 – 3500), с появлением зна​ чительных протогородских центров и монументальной храмовой архитектуры.

4. Вторая половина 4 – начало 3 тыс. до н. э. – время завершения формирования шумерской цивилизации. Культуры: Урук и Джемдет-Наср.

Наиболее хорошо изучена культура Джармо. Ее раскапывал Роберт Брейвуд в 1947 – 1955 гг. Памятники: Джармо, Тепе-Сораб, Тее-Гуран, Телль-Магзалия. Расположены на Курдском плато, в долине притока Тигра – р. Тук Че. Южнее Хассуны, но севернее Самарры.

Поселение. Поселки этой культуры располагались в по горным долинам и на плоскогорьях. Поселение Джармо расположено в зоне дубовых лесов на высоте 750 м., площадь 1, 2 или 1, 6 га. Насчитывало 25 – 50 сооружений. Здесь жили от 150 до 300 человек.

Сооружения. В Джармо дома строились из высушенного на солнце кирпича-сырца из глины с примесью соломы. Дома возводились на каменном основании. Они имели по несколько камер, выполняли роль хранилищ. Пол – высушенная глина, которая укладывалась на ложе из тростника. Полы часто окрашивали в красный цвет. Крыши из тростника, обмазанного толстым слоем глины. В полах находя углубления обмазанные глиной – они служили очагами, в некоторых из них найдены котлы. В стенах были двери – сохранились каменные подпятники. Стены покрыты обмазкой.

Занятия. Земледельцы и скотоводы. Это первая из известных в этом регионе земледельческих культур. Известны два вида пшеницы (пшеница-эммер и пшеница-однозернянка) и один ячменя (двурядный). Выращивали полевой горох, чечевицу, знали фисташку. Одомашнены коза, возможно, собака и свинья. Охота на диких свиней и коз. Плетение и ткачество. Есть искусственно разводимый лен.

Орудия. Орудия изготовлялись из кремня и привозного восточно-анатолийского обсидиана (твердое вулканическое стекло с очень острым режущим краем). Вкладышевые орудия. Основным является изогнутый серп. Вкладыши закреплялись в деревянной основе с помощью битума. Шлифованные каменные тесла и топоры. Набор скребков для обработки шкур. Проколки, иглы, сверла, зернотерки. Палетки для растирания охры, ложки, навершия булав, кольца, браслеты с процарапанным или резным орнаментом. Наконечники стрел не найдены. Костяные орудия: ложечки. Предметов из металла не найдено.

Керамика. Сначала посуда была каменной. В верхних слоях Джармо найдена керамика. В глине примесь мелко-рубленной соломы. Часть сосудов расписана темно-коричневой краской по оранжевому фону косыми линиями.

Украшения. Особые изделия. Есть фигурки, изображавшие женщин в сидячей позе и животных.

Погребения. В Джармо не найдены. Отсутствие массовых погребений взрослых людей позволяет предполагать наличие некрополей за пределами поселения.

 

7. Энеолит Месопотамии. Хассуна (восточный приток Тигра). Ранее культуры Хассуны, Самары, Халафа относили к неолиту, после нахождения изделий из меди их отнесли к энеолиту.

1. Хассунская культура (5600-5000 гг. до н.э.) Памятники Хассунской культуры расположены в северной части Месопотамии: к северу от Самарры и Джармо. Культура Хассун имела связи как с востоком (с Иранским нагорьем), так и с западом (восточное Средиземноморье).

Поселения. Хассунские поселения невелики. Многие памятники многослойные. Эпонимный памятник Хассун Iа — не дали следов сооружений, но много керамики. Хассун Iб и II называют «архаическими», III –V «стандартный» Хассун. Хассун VI – разрыв со старыми традициями (относится к халафскому времени).

Жилище: Стены возводились из глиняных блоков с примесью со​ ломы. Строения в основном прямоугольные, только в Хассуне Iс известен овальный в плане дом. В Хассун III – V дома имели три-четыре небольших комнаты. Жилые и хозяйствен​ ные помещения объединялись, строения имели четкую планировку. Внутри был дворик. Печи располагались во дворе или внутри дома. Овальные печи – для выпечки хлеба. Зерно хранилось в огороженных местах в больших кувшинах из необожженной глины с примесью соломы, которые снаружи обмазывались битумом. Устой​ чивая система получения продуктов питания определила сравнительно благоустроенный быт хассунцев.

Занятия. Земледелие: твердая и мягкая пшеница, голозер​ ный ячмень. Скотоводство: овца, коза, свинья и крупный рогатый скот. Охотились на газелей и онагров (диких ослов).

Орудия труда. Нахождение медных изделий практически во всех слоях позволило надежно отнести Хассуну к энеолитической эпохе. Были найдены медные изде​ лия – бусы, небольшие подвески, пронизка. Медь использовалась и для орудий труда, которые, после поломки или износа не выбрасывались, а шли в переплавку. Каменные орудия, как правило, изготовлены из отщепов и пластин. Среди них есть вкладыши серпов, боковые скребки и мясные ножи. Есть шлифованные топоры, тесла. Известны зернотерки. Известны мотыги. Охотничьим оружием была праща, с помощью которой метали ядра, изготовленные из обожженной глины. Известны наконечники копий из обсидиана в длину 9 см. и более. Наконечники стрел.

Керамика. В ранних слоях хассунских па​ мятников много сосудов, выточенных из алебастра. Но это была угасающая традиция, и тяжеловесные сосуды вскоре уступают ве​ дущую роль в быту глиняным изделиям.Типичными формами хассунской распис​ ной керамики являются чаши и кувшины со сферическим туловом и невысоким горлом. Есть шаровидные амфоры. Для сосудов, характерно то, что на ранних этапах примешивалась солома, на поздних песок. Поэтому ранняя керамика имеет бледно-розовую окраску, поздняя светло-желтая. Специфическим видом хассунских керамических изделий являются низкие плоские блюда с многочисленными насечками на дне, условно именуемые “подносами для шелухи”. Есть широкие чаши, иногда овальной формы. Совершенствовался обжиг керамики: известны двухъярусные горны, где камера, где проводился обжиг, отделялась от топки отверстиями, по которым поступал горячий воздух. Использовались лощение и ангоб. Орнамент геометрический – крупные треугольники, иногда заполненные краской, иногда заполненные косой штриховкой или сеткой. Есть сосуды с резным орнаментом – линии, треугольники. Есть расписные с узорами, нане​ сенными темной краской, от черного до красного цветов. Есть с узором в виде колосьев. В поздних слоях Хассуны и Ярым-тепе I встре​ чается резной и расписной орнамент на одном и том же сосуде. В слое Хассун III появляется самаррская керамика. Украшения. Каменные браслеты, металлические украшения, например, в слое Ярым-тепе I обнаружен браслет из свинца. Бусы – глиняные и каменные, в том числе из сердолика, халцедо​ на и бирюзы, доставленной скорее всего из Ирана. Каменные печати с ушком на тыльной стороне. Терракотовые статуэтки – фигурки си​ дящих женщин с вытянутыми вперед руками.

Погребения. Погребений из​ вестно немного; в большинстве случаев – это детские захоронения, открытые на территории поселков и связанные с особым обрядом захоронения младен​ цев под стенами, порогами и полами домов. Младенцев чаще всего хоронили под полами жилых сооружений в скорченном положении на боку, иногда в ямах, иногда в крупных сосудах. Так на поселении Ярымтепе I открыто не​ сколько десятков погребений детей, в том числе внутри больших гли​ няных сосудов. Захоронения совершены в скорченном положении на боку, с неустойчивой ориентировкой, иногда сопровождаются глиняны​ ми сосудами и украшениями.

Погребения взрослых внутри поселения были единичны, даже преднамеренность их в ря​ де случаев вызывала сомнения. В ряде случаев встречены расчлененные костяки и целые скопления человеческих костей в специальных помещениях. Это позво​ ляет говорить о сложных ритуальных действиях. Рядовые же некрополи хассунской культуры, несомненно, существовавшие, пока еще не открыты. Поскольку расположены в одном случае в зернохранилище, в другом – в мусорной яме, что вряд ли может быть связано с ритуальной акцией.

 

8. Энеолит Месопотамии. Самарра (восточный приток Тигра). (ок. 5500-4800 гг. до н. э.)

Памятники самаррского типа рас​ пространены на среднем Тигре (Самарра, Савван), а также к во​ стоку от этого района в предгорьях Загроса (Матарра, Чога-Мами) и к западу на Евфрате (Багуз). Раньше их считали высшей ступенью развития Хассунской культуры, сейчас выделяют в отдельную культуру.

Характер​ ными чертами Самарры является появление искусственного оро​ шения, развитие специализи​ рованных производств и массовой художественной культуры.

Поселения. Средняя площадь 5 – 6 га. Поселение Саввана, небольшое 0.5 га, прямоуголь​ ное в плане, было окружено на одном этапе рвом, а на другом обводной стеной. Стена толщиной около 1, 5 м. Была у поселения Телль-Сонгор.

Жилище. Многокомнатные дома из прямо​ угольного сырцового кирпича. Характерны дома Т-образной плани​ ровки, состоящие из хозяйственных и жилых комнат. Во дворах расположены очаги и хозяйственные ямы. Четкая планировка многокомнатных строений отличает их от хаотичной застройки хассунских поселков.

Занятия: Земледелие: четыре вида пшеницы и один вид льна. Известно искусственное орошение. Этим можно объяснить значительное разнообразие сортов зерна, в частности, появление шестирядного ячменя. Орошение ограничивалось задержкой паводковых вод при помощи плотин и запруд, в проведении небольших каналов. На памятнике Чога-Мами найдены следы такого канала.

Скотоводство: овца и коза в Савване и крупный рогатый скот в Чога-Мами. В Савване, расположенном неподалеку от Тигра, была раз​ вита рыбная ловля, а также охота на степных (газель, онагр) и лесных (олень) животных.

Орудия. Самаррский комплекс орудий изучен слабо. Кремневые изделия раннего Саввана грубы и свидетельствуют об упадке неолитических традиций. О развитии металлургии говорят находки медных бус и небольшого медного ножа.

Из каменных орудий есть вкладыши серпов, наконечники стрел, а геометрические микролиты отсутствуют.

Керамика. Это культура расписной керамики.

Есть сосуды, выточенные из камня и слож​ ные формы, в том числе сосуды на четырех ножках. Их постепенно вытесняет керамика с процарапанным орнаментом.

Керамические сосуды разнообразны по форме. Есть миски, чашки, горшки с горлышком и без, с загнутым и не загнутыми краями венчика. Много тарелок.

Известны колоковидные кубки (похожие на египетские).

Есть расписная керамика с усложненны​ ми геометрическими узорами, которые покрывают внешнюю и часто внутреннюю сторону сосуда. Рисунок наносился коричневой или темно-серой краской на светлую поверхность.

Есть фигуративные изображения: одиночные и групповые изобра​ жения зверей и насекомых. Есть большие плоские блюда с изображениями женщин с развивающимися волосам, водными птицами, которые клюют рыбу, оленей среди деревьев, коз, крабов, скорпионов. Характерна динамическая композиция, воспроизводящая движение по кругу.

С третьего слоя основным видом художественной утвари становится тонкостенная, хорошо обожженная расписная посуда бледно-розовой или зеленоватой окраски.

Созданный на Среднем Тигре тип изделий пользовался широкой популярностью в Месопотамии.

Украшения. Ожерелья, браслеты из бус, выточенных из раковин и различных пород камня.

Отдельные изделия. Известны каменные резные печати.

Есть массивные каменные и террако​ товые фигурки женщин с подчеркнуто крупными глазами и высокие головные уборы из черного битума. Есть глиняная статуэтка сидящего мужчины.

Погребение. Младенцев, как и в Хассуне, хоронили под полом в скорченном поло​ жении на боку. Есть отдельный могильник, где покойников хоронили в сильно или слабо скорченном положении.

Так в Телль-эс-Савване найдено несколько десятков пред​ намеренных погребений. Они также находились внутри поселка, под полами больших зданий (скорее всего, святилища). Среди погребенных заметно преобладали дети. Останки были по​ ложены в скорченном на боку положении в узкие ямы, посыпаны охрой и завернуты в циновки. Этот нек​ рополь носил экстраординарный характер, что подтверждается и пора​ зительным богатством инвентаря – замечательными ожерельями и браслетами из бирюзовых, алебастровых, шиферных и прочих бус, многочисленными алебастровыми чашами, кубками, кувшинами, фи​ гурными сосудами, пальметками, ритуальными изделиями, уникальной коллекцией алебастровых и глиняных антропоморфных фигурок.

 

9. Энеолит Месопотамии. Халаф. (восточный приток Ефрата) (5600 – 4500 гг. до н.э.)

К северо-западу от Хассуна. В 5 тыс. до н.э. носители этой культуры сменяют носителей хассунской культуры. Распространена от Иранского нагорья, расположенного к востоку от Тигра до побережья Средиземного моря. Выделяют три этапа: ранний Халаф: 5600-5300 гг. до н. э.средний Халаф: 5300-4800 гг. до н. э.поздний Халаф: 4800-4500 гг. до н. э.

Поселение. располагались на речных террасах. Лучше всего изучено Ярымтепе 2 (сев-зап Ирака). Есть поселения с улицами, мощенными булыжником (Телль-Арпачия). Характерна высокая плотность населения.

Жилище. Глинобитные дома из крупных глиняных блоков. Преобладают круглые дома диаметром от 3, 5 до 5 м. Позднехалафские – большие до 10 м. Считается, что это следы иного этноса (из Закавказья). Внутри были очаги. Есть круглые дома с прямоугольным «вестибюлем» (Арпачия) – в длину около 19 м. Толщина стен до 1, 5 м. Они имеют специальное название «толос». Их считали святилищами богини-матери, т.к. в них были найдены погребения и женские скульптуры. Сейчас считается, что круглая часть – жилище, прямоугольная – хранилище. Были прямоугольные постройки.

Занятия. Пшеница двузернянка и ячмень. Скотоводство: овца, коза, свинья, крупный рогатый скот. Остается охота. Ткачество. Начиная с ок. 5000 г. применялась мелкомасштабная ирригация. Существовал обмен товарами между общинами и внешние торговые связи. Каменные орудия ввозили, а расписную керамику меняли за пределами поселений своей культуры.

Орудия. Из камня. В основном из обсидиана, из кремня мало: ножи, серповидные вкладыши. Шлифованные каменные клиновидные топоры. Мотыги, тесла, терки, песты и ступки. Из меди: тесло и плоский клинок кинжала.

Керамика. Гончарного круга еще не знали. На Ярымтепе 2 ок. 40 % сосудов расписные. В Позднем Халафе керамика деградирует, орнамент упрощается, распространяется керамика из южной Месопотамии убейдского типа (с черным орнаментом, выполненная на поворотном круге). Формы разнообразные. Есть зооморфные сосуды, а также специфичной многоугольной формы со срезанным наискось краем. Поверхность лощенная. Цвет желтовато-кремовый. Сосуды украшены сложными узорами красного и коричневато-черного цвета. Орнамент – пунктир, самый любимый. Часто клетки. Есть фигуративные изображения бычьих голов, лошадей, оленей, сов, рыб, змей. Есть человеческие фигуры. Есть сценки – бой человека с хищником (чаша из погребения в Арпачии). Обжиг в гончарных печах. Температура до 1200 градусов. Вазы из камня (обсидиана). Украшения. Мелкие бусы из самородной меди. Есть талисманы в виде бычьих голов, птиц, двойных топоров, полумесяца. Есть печати круглой и прямоугольной формы. На Арпачии были найдены в так называемом «Сгоревшем доме» печати яйцевидной формы (их еще называют «буллы», найдено ок. 20) или дисковидных пластин (найдено 8). Оттиск геометрической формы, формы кисти руки, антилопы (на Тепе-Гавре). Буллы служили для опечатывания веревок, диски служили чем-то вроде квитанций. Видимо, этот дом служил местом хранения готовых вещей.Это древнейшее свидетельство существования в Месопотамии системы учета и хранения. Женские статуэтки из глины и мягкого камня. На фигурки краской наносились отдельные детали, например, ожерелья.

Погребения интрамуральные, экстрамуральные. Погребальный обряд носителей халафской культуры разнообразен. Поскольку разные способы погребений зафиксированы в пределах одного поселения, то, видимо, уже возникли разные социальные группы. Тела хоронили в слабо скорченном положении, чаще не в могильниках, а между домами. Есть в сосудах. Есть групповые захоронения взрослых. Есть цельные костяки, есть расчленен


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь