Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Энеолит Месопотамии. Протошумерская культура Убейд (4300-3500) ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Эта культура возникает на основе традиций «ранней Эреду». Первые систематические раскопки начались в 60-е гг. Культура именуется так по названию небольшого холма Эль-Убейд, расположенный примерно в 5 км. от Ура. Убейдская керамика распространена вплоть до р. Оронт на западе и Азербайджана на севере, Хузистана – на северо-востоке. Ранее не одна культура не распространялась так широко. Судя по всему, ее создателями были прямые предки шумер. Именно с нее и начинают историю шумера. Ранний Убейд 4300-3900 гг. до н.э. Поздний Убейд 3900-3500 гг. до н.э. Вопрос о том, откуда пришли создатели этой культуры остается отрытым. В это время Юг начинает опережать в своем социальном и экономическом развитии север Месопотамии. Переселение в области Нижней Месопотамии ученые связывают демографическим ростом и с изменениями климата – повышением температуры Памятники вытянуты с юга на се вер. Они есть и на юге и на севере Месопотамии. На карте легко заметить диагональ – на юге они преобладают в бассейне Ефрата, на севере – Тигра (здесь они соприкасаются с памятниками позднего халафа). Заселение южных районов началось еще во время расцвета Халафской культуры. Но Убейд превзошел в своем развитии Халаф и с определенного момент оказывал обратное влияние на север — на зону распространения халафской культуры. Более того, часть избыточного населения южан переместилась на север и заселило районы распространения более ранней халафской культуры, приходя ей на смену. Поэтому в науке есть понятие «Северный Убейд». Сначала убейдцы селились по берегам рек. Потом по мере освоения ирригационного строительства распространялись все дальше от них. Здесь климат был более жарким, чем в северной части Месопотамии, природных ресурсов значительно меньше. Отсутствие камня и дерева затрудняло строительство, а отсутствие руд затрудняло изготовление изделий из металла. Возникшие в период Убейда городские центры пользовались в основном привозными товарами. Внутри этой культуры шел процесс усложнения социальной структуры, который привел к формированию ранних государственных образований. Эту культуру еще нельзя считать непосредственно шумерской, но она подготовила почву для ее возникновения. И это был один народ. Поселение. Известны 14 убейдских поселений в окрестностях Урука по течению водотоков на расстоянии 4 км. друг от друга. Хорошо изучены: Тепе-Гавр, Хаджи-Мухаммад, Рас аль-Амия, Кейт-Касим, Телль-Абада, и др. Их расположение позволяет выявить направление каналов того времени. Ученые (Адамс) выделили три типа поселений деревня (от 01, – до 6, 0 га), городок (от 6, 1 до 25 га), городской центр (от 25 га и выше). Поселения раннего Убейда особенно деревенские известны мало, поскольку находятся под более поздними шумерскими и вавилонскими городами (Эреду, Ур, Урук и др.). В позднем Убейде поселения располагаются группами. В центре городок площадью ок. 10 га, а вокруг селения меньшего размера. В такой группе поселений жило от 2, 5 до 4 тыс. человек. В деревне в Эль-Убейде – жило около 750 человек. Занятия. Земледелие – возделывание пшеницы, шестирядного ячменя, появление озимых сортов. Финики. Рыболовство (Эреду), собирательство, охота (газель, лошадь). Скотоводство: разводили крупный рогатый скот и мелкий: баран, домашняя коза, козел. Распространение убэйдской культуры по всей Нижней Месопотамии связано с широким использованием ирригации (Дж. Мелларт, 1982, с.121). Ирригационные сооружения уберегали посевы от паводка и запасали воду для полива. Водотоки и искусственные каналы позволяли осваивать отделенные от речных рукавов земли. Они требовали систематической работы. Это было делом нескольких общин, которые нуждались в общей координации. Недостаток сырья предопределил широкие связи со всеми соседями на многие сотни километров. Торговый обмен на большие расстояния. (лазурит из Бадахшана). Медь и обсидиан получали из Анатолии и Центрального Ирана, Амазонит – из Индии. Этот маршрут установился во времена Халафа. Сооружения. 1. Жилые постройки в разных поселениях различались. На одних широко использовался тростник, на других были из сырцового кирпича. Площадь жилых домов – в среднем ок. 130 м2. Были и двухэтажные жилые дома. Некоторые сохранили следы черной и красной росписи. (Тепе Гавра XVI). 2. Были общественные постройки для собраний и размещения гостей. Например, есть прямоугольные, вход находился в длинной стене, а у короткой было возвышение. Эти многокомнатные строения состояли из прямоугольного или Т-образного центрального помещения. Боковые комнаты располагались как правило в один или три ряд и соединялись проходами. Центральное помещение занимало около половины общей площади. Оно членилось на три части: в торце против входа находился подиум, у входа был большой очаг и пространство посередине. Чем дальше от очага, тем более почетное место. Площадь отдельных построек – в среднем ок. 200 м2. 3. Строительство монументальных храмов из сырцового кирпича на каменных фундаментах. Здесь на протяжении более, чем тысячелетия сохраняется традиция строить храм на одном месте. Шумерский номовый центр складывается вокруг своего храма. Архитектура храмов различалась. Наиболее характерная: основное здание храма в виде длинной центральной комнаты (10 и более м. в длину) с широкой платформой в одном конце и алтарем в другом. Главное сооружение было окружено меньшими, которые имели лестницы, ведущие на верхний этаж или на крышу. Центральная часть была выше боковых и имела треугольные окна. Снаружи здание украшали выступы и ниши (Дж. Мелларт, 1982, с.121). Храм во время войн, возможно, мог служить в качестве крепости. Например, 1. Храм Тепе-Гавр. В ранний период это был один храм площадью: 7 на 11 м. В позднем Убейде на его месте были сооружены три сообщающиеся между собой храма, Площадью 9 на 12, 18 на 15, 20 на 17 м. Их фасады окружали двор площадью в 18 на 15 м. Вход располагался в широкой стене. Внутри центрального храма остались следы росписи, сделанной пурпуром. Один храм снаружи был покрашен в красный цвет. На территории этих храмов найдены печати с изображениями зверей, а также антропоморфные изображения с головами рептилий. 2. Храм VII слоя Убейда. 15 м в ширину, 20 м. в длину. Стоял на террасе высотой в 2 м. Между двумя башнями поднималась лестница, которая вела в главный зал размером в 20 на 4 м. Возле одной из узких стен стоял алтарь, вокруг которого было множество рыбных костей. Рядом были помещения, где жили жрецы, и склады. Орудия труда. Здесь мало сырья, поэтому важнейший материал обожженная глина. Из нее могли делать даже серпы. Есть каменные топоры и тесла. Медные литые проушные топоры. Керамика. В раннем Убейде типичными являются чаши с отогнутым бортиком, чаши на поддоне. В позднем Убейде появляется гончарный круг медленного вращения. Но в основном сосуды продолжают изготовлять вручную. Орнамент: геометрический – простая линейная монохромная орнаментация. Есть фигуративная роспись (Тепе Гавр) Украшения. Бусы из бирюзы, жидеита, сердолика, гематита, мрамора, кварца, лазурита, деодорита и др. Обилие золотых украшений: кольца, нашивки на одежду в виде полумесяца. Отдельные изделия: Найдены печати, которые применялись для опечатывания продуктов. В Тепе-Гавр найдены антропоморфные фигурки женские с головами рептилий, возможно варанов, которые потом в Шумере были символом плодовитости. Варан была матерью божества Думузи. А также антропоморфные изображения с козлиными рогами и звериными ушами. В погребениях убейд ского Эреду найдены глиняные модели лодочек. Погребения. Есть большие могильники за пределами городских поселений (в Эреду). На «североубейдском» памятнике Гавра (левый берег игра, район Мосула) захоронения с вытянутым трупоположением, которые пришли на смену скорченным. Это может говорить о приходе нового населения, родственного шумерам. Всего ок. 200 погребений. Из них ок. 80% детских. Расположенных либо под полами жилых домов, либо вблизи культовых зданий. Наиболее выдающиеся члены общины погребались в великолепных гробницах, расположенных между жилыми строениями на холме (их около 80). Они представляют собой прямоугольные камеры, сложенные из камня или кирпича-сырца, с перекрытием из дерева или каменных плит. В каждую камеру помещали одного покойника в скорченном положении, по-видимому, завернутого в циновку. *** В целом комплекс Северного Убейда свидетельствует об установлении определенного культур ного единства на основной территории Месопотамии. Вопрос о ме ханизме этого явления остается не вполне ясным.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы