Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ислам в Испании и мусульманская наука
В 711 году Н.Э. 12-тысячное войско, состоявшее из берберов под командованием арабского военачальника Тарика, вторглось из Марокко на Пиренейский полуостров, форсировав Гибралтарский пролив. Быстро продвинувшись на север, мавры достигли Франции, однако в 733 г. правитель Франкского государства Карл Мартелл остановил их продвижение возле города Тур. Вслед за этим мавры были отброшены на юг, за Пиренеи, в дальнейшем же подвластная им территория ограничилась пределами Андалузии. По свидетельству Р. Флетчера, " там, где захватчики встретили вооруженное сопротивление, исламские обычаи насаждались ими со всей жестокостью: взрослые мужчины уничтожались поголовно, тогда как женщины и дети обращались в рабство. Столь трагическая участь постигла, в частности, население Кордовы, Сарагосы и, по всей видимости, Мериды".1) Как указывает Флетчер, завоевание не имело глубоких последствий с чисто религиозной точки зрения, поскольку " испанцы того времени оставались наполовину язычниками, а относительно новой христианской вере, введенной еще римским императором Константином, не удалось пустить глубокие корни среди местного населения".2) Владельцы участков пахотной земли были обложены земельным налогом (харадж), а все немусульмане - подушной податью (джизъя). Другой историк, С. Лейн-Пул, пишет, что " для султанов Кордовы джизъя оказалась настолько прибыльным источником дохода, что они отнюдь не спешили с обращением дхимми в ислам".3) Более того, рабы-немусульмане получили право стать свободными людьми, для чего достаточно было публично произнести несколько раз: " Нет бога кроме Аллаха, и Мохаммед - пророк Его". Желая освободиться от уплаты джизъи и получить равные с новыми владыками права, испанцы стали потихоньку принимать в ислам. Со временем эта тенденция усилилась настолько, что к 1200 году мусульмане уже составляли около 90 процентов населения Мавританской Испании. (Следует отметить, что то же самое происходило практически во всех колониях: так, христианство приняли многие местные чиновники Французского Индокитая). Тем временем берберы, из которых практически полностью состояло войско завоевателей, получили в свое владение гористую местность с холодным климатом к северу от Андалузии. Арабская элита считала " мусульман-неарабов гражданами второго сорта" 4). В итоге, в 740 году берберы подняли восстание против арабской знати. Спустя несколько лет начались систематические столкновения между враждующими мусульманскими группировками, в частности, между " умайядами" и войсками, верными султану аль-Саффаху по прозвищу " Мясник", который был первым представителем династии Аббасидов. Междоусобица вылилась в более чем 50-летний период фактического безвластия и анархии, обезлюдевших городов, насильственного переселения обитателей ряда местностей. К концу восьмого века Н.Э. многие испанцы, принявшие религию завоевателей, взялись за изучение исламской теологии с фанатичностью новообращенных. В то же время, султан Хакам вел себя чрезвычайно легкомысленно в отношении религии, отдавая безусловное предпочтение мирским наслаждениям, что и послужило причиной недовольства его правлением со стороны студентов-теологов. Организованное в 796 г. покушение на султана закончилось провалом, заговорщики же были распяты. Мятеж, поднятый в 806 году, султану удалось подавить, а его участников - закопать заживо во рву. В 813 г. несколько тысяч студентов-теологов из предместья Кордовы напали на дворец султана. Хакам приказал сжечь предместье дотла, а когда фанатики, отступив от дворца, бросились спасать свои семьи, то все они были перебиты. Предместье султан повелел сравнять с землей, а его жителей - изгнать. Сын Хакама, султан Абдуррахман II, был человеком тонкого душевного склада, ценителем поэзии, занимался разведением садов, сторительством дворцов, мостов и мечетей. На какой-то период Андалузия оказалась ввергнутой в пучину феодальной раздробленности, где местные князьки постоянно воевали друг с другом, совершая набеги на владения соседей, убивая и обращая в рабство их подданных, сжигая их нивы и виноградники. Вступившему в 912 г. на престол Абдуррахману III (в 929 г. он принял титул халифа) удалось вновь объединить Мавританскую Испанию. Развязав войну против варваров-северян, он в 920 г. взял приступом крепость Муэс, а тремя годами позже захватил Памплону, уничтожив местный собор. Не ограничиваясь подвигами на поле брани, этот властитель снискал известность своей меценатской деятельностью, покровительству наукам и искусствам. Он пригласил преподавателей из Византии, Персии и Египта, нанял множество переводчиков и переписчиков книг (главным образом, иудеев и христиан), превратил Кордову в университетский центр, куда съезжались студенты со всей Европы, разослал купцов за тридевять земель с заданием привезти оттуда семена и саженцы для своих садов. Орошение было известно в Испании еще со времен Древнего Рима, однако его расцвет приходится именно на период мавританского владычества, когда были построены тысячи гидротехнических сооружений. Рост производительности труда высвободил рабочую силу, столь необходимую для осуществления грандиозных проектов халифа и других богатых покровителей искусств. Пятидесятилетнее правление Абдуррахмана отмечено строительством 50 тыс. первоклассных домов для знати и 100 тыс. жилищ для простого люда, возведением 700 мечетей и 900 общественных бань. После того, как Испания окончательно вернулась в лоно христианства (примерно к 1567 году), король Филипп II повелел все общественные бани уничтожить. (Средневековая католическая церковь запрещала верующим мыться, считая это языческим обычаем). Великий Халиф собрал 10 тыс. работников на строительство нового города: Медины-эз-Захры. В его дворце располагался гарем с более чем пятью тысячами жен, которых обслуживали три тысячи пажей и евнухов. Сын Абдуррахмана, Хакам II, был настоящим книжным червем. Разослав своих агентов по всему Востоку с заданием скупать редкие манускрипты, он, таким образом, собрал гигансткую библиотеку, насчитывавшую 400 тыс. томов. (Уничтожение большей части библиотеки восставшими в 1013 г. берберами стало жесточайшим ударом для всей арабской литературы).5) В конце десятого столетия первый министр Альмонсор умиротворил вечно недовольных мусульманских теологов, приняв у них список подлежащих запрещению книг и приказав публично их сжечь. Он же разграбил несколько христианских монастырей. К 1010 году Андалузия оказалась вновь ввергнутой в пучину анархии. Массовые грабежи и убийства стали повседневным явлением. Разруха и запустение пришли в Кордову, ее великолепные дворцы подвергались постоянным набегам берберов. Медина-эз-Захра была взята приступом и обращена в руины, ее соборная мечеть осквернена, а жители, укрывшиеся в мечети (среди них - 60 многообещающих ученых), поголовно вырезаны, включая женщин и детей. На руинах некогда могущественного халифата образовалось два десятка независимых городов-государств. Некоторые их правители, видимо, по инерции, продолжали покровительствовать наукам и искусствам: так, Мотамид Севильский собрал богатую библиотеку, к которой присоединил не менее богатую колекцию отрезанных голов своих недругов. Немудрено, что Андалузия стала легкой добычей берберов, организовавших новое вторжение из Марокко под предводительством альморавидов - секты мусульманских пуритан. Первыми жертвами альморавидов оказались иудеи и христиане, подвергавшиеся жестоким преследованиям, массовому уничтожению или изгнанию. Всего за два десятилетия храброе, дисциплинированное войско альморавидов разложилось до такой степени, что превратилось в разрозненные банды пьяниц, грабителей и воров, не способных противостоять натиску христиан с севера. Жители Андалузии, в большинстве своем теперь уже мусульмане, в конце концов подняли восстание, однако, изгнав альморавидов, немедленно подпали под владычество альмохадов (" униатов" ) - очередной секты мусульман-фанатиков из Северной Африки. Судьба государства альмохадов была решена в 1212 г. в битве при Лас-Невасе, где северяне-христиане уничтожили почти 600-тысячное войско мавров. Мусульманская Испания сократилась до границ Гранадского эмирата (к тому времени Гранада заняла место Кордовы в качестве центра науки и искусств). Но, несмотря на всю неразбериху и анархию той эпохи (1075-1160), Флетчер характеризует ее как период культурного расцвета, когда, в частности, почти вся арабская литература была переведена на латинский язык. Так, Аделяр (1075-1160), который учился в Кордове, выдавая себя за мусульманина, сделал перевел " Начала" Эвклида с арабского переводного варианта на латынь, а также сделал латинский перевод греческого оригинала трактата Птолемея " Альмагест".6) В 1236 г. Великая Мечеть Кордовы была перестроена в собор, что стало актом исторической справедливости, поскольку издревле на этом месте стояла христианская церковь. Тогда же в Гранаде было завершено строительство знаменитой Альгамбры, или Красного Дворца. Мавры заключили с христианами мир, согласившись платить им дань. В 1481 г. Абу-ль-Хасан, отказавшись от уплаты денег " за покровительство и защиту", напал на христианское население Заары. Вернулся он в Гранаду, нагруженный богатой добычей, приведя с собой остатки населения ограбленного и разрушенного города. Расплата не заставила себя ждать. Осажденные защитники крепости Малага вынуждены были сдаться под угрозой голодной смерти. Свыше 15 тыс. мавров, не имевших средств на выкуп, были обращены в рабство. Опорные пункты мусульман один за другим сдавались на милость победителей. Эмиру было позволено покинуть Испанию. Он прибыл в североафриканский город Фес, где и был ослеплен местным султаном. Помощь, обещанная султанами Турции и Египта, так и не пришла, и в 1492 г. Фердинанд и Изабелла приняли капитуляцию Гранады. Мориски (испанские мусульмане), в своей массе, поспешили вернуться в лоно христианской церкви, однако кардинал Хименес7), сочтя процесс их обращения недостаточно быстрым, в 1499 году убедил королеву Изабеллу развернуть против них кампанию преследований. Немедленно вышедший королевский указ предоставил маврам право выбора между крещением и " добровольным" изгнанием, причем в последнем случае их дети должны были остаться в Испании. Большинство мавров отреклось от ислама, но другие подняли в 1501 г. восстание. В дальнейшем остатки необращенных морисков выбрали своей тактикой пассивное сопротивление: исламский закон - таккия - дозволяет правоверным публично отречься от своей религии, если они становятся жертвами преследований. Пассивное сопротивление продолжалось полвека, но, как говорится, вода камень точит... В 1567 г. король Филипп ужесточил антимусульманские законы, запретив морискам пользоваться банями, заставив их отказаться от своего языка, арабских имен, обычаев и ритуалов. В 1568 г. мориски вторично подняли мятеж. Было убито большое число христианских священников, осквернены церкви, мирные жители- христиане подвергнуты пыткам. Командующий католическими войсками, разгромив силы мятежников, не принял их капитуляцию. В ноябре 1570 г. по его приказу было уничтожено множество мужчин, женщин и детей, а оставшиеся в живых обращены в рабство. В 1610 г. последние полмиллиона морисков были депортированы в Африку. Действительно ли мавританское владычество было " золотым веком" для Испании? Как напоминает Ричард Флетчер, преподаватель истории Йоркского университета, " научное и философское наследие древней Греции и Персии, потерянное для Запада, вернулось в интеллектуальную Европу через Испанию, благодаря исламской культуре. Научные достижения Ньютона немыслимы без мусульманской математики, а навигационные инструменты, в частности, астролябия, предоставили европейским путешественникам возможность положить начало эпохе Великих географических открытий".8) " Однако, - замечает Флетчер, - мавританская Испания даже в период своего культурного расцвета отнюдь не была обществом всеобщей терпимости и господства просвещения".9) Да, прекрасного было много, но вот терпимости - удручающе мало. Достаточно вспомнить резню иудеев в Гранаде " в 1066 году, или депортацию альморавидами христиан в Марокко в 1126 году". Образование было уделом кучки избранных, которые имели на учебу средства; ученые периодически подвергались преследованиям со стороны фундаменталистов. На протяжении столетий в стране царствовали хаос и анархия, порядок и нормы цивилизованного поведения людей при этом полностью отсутствовали. Ислам и познание Как утверждают сторонники модернизации ислама, каждая восьмая сура Корана призывает человека стремиться к знаниям. Однако арабское слово " ильм", которое употребляется в Коране, означает " религиозное познание", а отнюдь не познание окружающего мира. Даже некоторые современные западные ученые проводят грань между двумя видами познания: с одной стороны, рациональное познание как одна из сторон повседневной деятельности человека, с другой - познание сверхъестественного, так сказать, " для души". К примеру, Аверроэс (под этим именем на Западе известен средневековый арабский ученый и философ Ибн Рушд, 1126-1198 гг.) считал, что " накопление научных знаний необходимо четко отделить от вопросов, касающихся мусульманской веры".10) В четырнадцатом веке борьба исламских фундаменталистов против светской науки завершилась их полной победой. " И тогда воцарилась тьма невежества, (...) мутный поток [теологической] схоластики захлестнул последние проблески [истины]".11) Именно с того момента начался упадок науки и техники в исламском мире. Примеров тому более чем достаточно: так, халиф мусульманской Испании Абу Якуб еще терпел Ибн Рушда, однако, после его смерти в 1184 г., новый халиф Абу Юсуф наложил запрет на изучение естественных наук и логики. Как мусульманские, так и христианские церковные иерархи осудили трактат Ибн Рушда " Комментарии к Аристотелю", где ученый выступил против определения истины как " данности", не поддающейся проверке, в пользу рационального научного познания. В конце концов, Ибн Рушд был изгнан из Кордовы, как и большинство студентов, изучавших философию, а его книги сожжены. Работы персидского поэта, математика и астронома Омара Хайяма распространялись подпольно, поскольку улемы (мусульманские богословы и законоведы) запретили их как проникнутые скептицизмом, кощунством и непочтительностью к исламским ценностям. Еще один великий мусульманский мыслитель, Ибн Сина (Авиценна, 980-1037 гг.), обладал поистине энциклопедическими знаниями: в возрасте десяти лет он знал Коран наизусть, а в семнадцать получил ученую степень доктора. Его грандиозный труд " Канон врачебной науки" на протяжении веков оставался обязательным руководством для медиков всего мира. При этом Авиценна отличался независимостью суждений: так, если он полагал, что бокал вина способен освежить его разум, то выпивал его, несмотря на все запреты Корана. Его труды неоднократно подвергались запрету, а сам ученый не раз был вынужден бежать, спасаясь от преследований. Имам Аль-Газзали12), современник Ибн Сины, был первым, кто назвал ученого неверным, и это обвинение фундаменталисты повторяют даже в наши дни. Примером служит цитируемая ниже статья из бюллетеня " Всемирное исламское обозрение", финансируемого Саудовской Аравией. " Вся деятельность знаменитых средневековых мусульманских мыслителей, таких как Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-аль-Хайтам и Ибн Сина, свидетельствует о том, что, хотя все они и считались мусульманами, ни в них самих, ни в их научных достижениях не было абсолютно ничего исламского. Напротив, вся их жизнь носила четко выраженную антиисламскую направленность, а их достижения в медицине, химии, математике и философии стали естественным, логическим продолжением древнегреческой, т.е. языческой, научной мысли".13) Уместно будет вспомнить, что мыслитель-рационалист Аль-Кинди в возрасте шестидесяти лет был приговорен к пятидесяти ударам палкой, а его библиотеку конфисковали. За то, что Аль-Фараби " в своем определении добра и зла руководствовался не законами шариата, а соображениями чистого разума", 14) ученого, по приказу эмира, подвергли в качестве наказания множеству ударов по голове его же книгой, в результате чего Аль-Фараби лишился зрения. Одним из непременных условий расцвета научной мысли является свобода обсуждения и критики. Среди первых мусульман было немало критически настроенных умов, открытых рациональному познанию, однако, с течением времени, религиозное мракобесие постепенно усиливалось, пока окончательно не одержало верх над рационализмом. Тем временем, Запад двигался в прямо противоположном направлении. Рост городов и мануфактур, возникновение класса капиталистов, независимого от церкви, ориентированной на феодалов, - эти и другие факторы породили растущую потребность в научно-техническом прогрессе. Наука стала развиваться сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. " Наука по Корану" Понятие " Наука по Корану" представляется лишенным смысла уже в силу того, что в Коране не содержится практически никакой информации о природных явлениях: неграмотный пастух или караванщик, по-видимому, обладал более обширными познаниями. Заслужили упоминания лишь Солнце, Луна и звезды, которые Коран называет " знаками" Аллаха, при этом нет даже намека на попытку научного объяснения происхождения Вселенной - Аллах просто повелел: " Да будет так! " Провозвестником теории " Большого первотолчка" звучит цитата из Корана (21: 30): " Разве не видели те, которые не веровали, что небеса и земля были соединены, а Мы их разделили? " В качестве доказательства того, что Коран содержит в себе современные знания о сущности межзвездного галактического вещества, Бюкэй приводит следующую цитату (41: 11): " Потом утвердился Он (Аллах) к небесам - а они были дымом - и сказал им и земле... " Однако можно ли назвать чистый водород " дымом"? Употребление множественного числа в изречении " Хвала Аллаху, господу миров " служит автору подтверждением знания о существовании, помимо Земли, других планет, возможно, обитаемых, в других солнечных системах. По мнению Бюкея, научную информацию содержат также следующие суры: " И небо Он (Аллах) воздвиг (...)" (sic! ) (55: 7), " И Он (Аллах) держит небо, чтобы оно не упало на землю иначе, как с Его дозволения (...)" (22: 65) (Ну, разумеется! Кто же сомневается в том, что древние арабы знали о существовании метеоритов). " Солнце и луна - по сроку " (55: 5). Действительно, еще древние египтяне умели предсказывать разливы Нила (за многие тысячелетия до Корана). Особое внимание автор уделяет следующей цитате: " Он (Господь) - тот, который создал ночь и день, и солнце и месяц. Все по своду плавают " (21: 33). Я же это изречение воспринимаю несколько иначе: упоминание смены дня и ночи, движения по своду Солнца и Луны, но не Земли, означает, что здесь мы имеем дело с неверным, безнадежно устаревшим представлением о вращении Солнца вокруг Земли, а отнюдь не о современных научных данных, согласно которым Солнце движется по эллиптической орбите через Млечный путь с периодом обращения примерно в 250 млн. лет, а смена дня и ночи объясняется вращением Земли вокруг своей оси. Далее, всеведущий Аллах, по-видимому, не слишком разбирается в механике движения Луны, которая " плавает по своду", главным образом, НЕ в результате " вращения вокруг Земли по собственной орбите" (с периодом обращения в 28 дней), а опять же в силу вращения Земли вокруг своей оси. Что ж, продолжим изучать астрономию по Корану (18: 86): " А когда он (Зу-л-карнайн) дошел до заката солнца, то увидел, что оно закатывается в источник зловонный " (Здесь мы, вероятно, имеем дело с проявлением Аллахом чувства юмора, которое напрочь отсутствует у фундаменталистских толкователей Корана). Как следует из этого изречения, размеры Солнца гораздо меньше Земли, тогда как на самом деле всё как раз наоборот. И снова утверждается, что это Солнце движется вокруг Земли, " закатываясь" на ночь, без малейшего упоминания о сферической форме и о вращении Земли вокруг своей оси. Коран создает абсолютно превратное представление о расположении Луны и звезд: " Мы ведь украсили небо БЛИЖАЙШЕЕ украшением звезд " (37: 6, см. также 67: 3, 5 и 41: 12), и далее: " Разве вы не видите, как сотворил Аллах семь небес рядами? И сделал месяц на них светом, а солнце сделал светильником (...)" (71: 15-16). Общеизвестно, что расстояние до Луны даже несопоставимо с расстоянием до звезд. (Землю от Луны отделяют, в среднем, 384 400 км, от Солнца - 150 млн. км, а от ближайшем к нам звезды Проксимы Центавры - порядка 40 триллионов километров). Бюкэй обращается к ученым, знающим арабский язык, с призывом сделать новый перевод Корана таким образом, чтобы язык книги звучал по-современному и содержал такие понятия, как атом, расширяющаяся Вселенная и т.п. Примером такого " осовремененного" перевода Корана может служить сура АЙЯ (51: 47): " И небо Мы воздвигли руками, и ведь Мы - расширители " Это канонизированное изречение 7-го века по-новому звучит так (вариант Верховного совета по делам ислама со штаб-квартирой в Каире): " Своей мощью и мастерством воздвигли Мы небесный свод, ибо это Мы творим безграничное пространство космоса " (51: 47). В приведенном ниже изречении якобы содержится предсказание полетов человека в космос: " О сонм джиннов и людей! Если можете проникнуть за пределы небес и земли, то пройдите! Не пройдете вы, иначе как с властью " (55: 33). По-видимому, русским космонавтам и американским астронавтам Аллах такую " власть" всё же предоставил. А если говорить серьезно, то упоминания о космических полетах - отнюдь не редкость и в других " преданиях старины глубокой". Во многих сурах " Аллах" указывает на то, что у человека есть один-единственный генетический родитель - отец: " Он - тот, который вырастил вас из одной души, а затем - место пребывания и место хранения " (6: 98), и далее: " Потом поместили мы его (человеческий зародыш) каплей в надежном месте " (23: 13). Капли мужской спермы неоднократно упоминаются в Коране, а вот женская яйцеклетка - ни разу. Да и сперма - отнюдь не продукт деятельности мужских половых органов, но: " Пусть же посмотрит человек, из чего он создан! Создан из воды изливающейся. Выходит она из хребта и грудных костей " (86: 5-7). Эмбриология по Корану также весьма далека от научного подхода. Ведь оплодотворенная яйцеклетка отнюдь не является " сгустком крови " (22: 12-14 и др. места) (похоже, здесь вкралась путаница с менструальной кровью), так же как и " кости" зародыша не могут " одеваться мясом " (2: 259 и др. места), ведь образование костей начинается на девятой неделе беременности, когда зародыш УЖЕ представляет собой маленький комок мышц! И еще о биологии: " (...) и вывели Мы благодаря ей (воде) пары разных растений " (20: 53). Подавляющее большинство растений существует отнюдь не парами: одно и то же растение обладает как мужскими, так и женскими органами размножения. Из биологических ляпсусов Корана можно вспомнить и эпизод о том, как Сулейман подслушивает разговор муравьев (27: 18, 19): муравьи общаются между собой посредством запахов, а вовсе не звуков. Часто упоминается в Коране вода в виде дождя, родников и т.п., однако я, в отличие от Бюкея, не нахожу ровным счетом ничего гениального в таких сурах, как, например, вот эта: " Видели ли вы воду, которую пьете? Разве вы ее низвели из облака, или Мы низводим? Если бы Мы пожелали, Мы бы сделали ее горькой, отчего же вы не поблагодарите? " (56: 68-70) Как и остальные природные явления, вода - это один из " знаков" Аллаха, при полном отсутствии в Коране каких-либо данных о " круговороте воды в природе". И так далее, и тому подобное. Однако, наверное, достаточно: уже и так всё ясно. Исламизация образования Эту тему достаточно красноречиво раскрывает несколько цитат: " Четырехлетний курс основ ислама (...) необходимо ввести в качестве основной дисциплины, обязательной для всех студентов независимо от их специализации". И более того, " величайшая задача мусульманской интеллигенции и общественных деятелей заключается в пересмотре с исламских позиций всего духовного наследия человечества".15) В Малайзии студенты, изучающие гидрологию, в обязательном порядке занимаются поисками в Коране таких ключевых слов, как " солнце и тепло, ветер, гром, молния, сумерки и похолодание, пустыни" и т.п. Предметом обсуждения на семинарах являются такие вопросы, как: " Можно ли молитвой вызвать или остановить дождь? ".16) Исламская наука всерьез занимается фундаментальными исследованиями таких проблем, как " Местонахождение Господа" (sic! ), " Скорость движения небес" (sic! ), " Механика Судного дня" (sic! ), а также " Химический состав джиннов и их использование для решения проблемы энергодефицита в Пакистане".17) Всё это было бы не более чем забавно, если бы диссидентствующие преподаватели пакистанских университетов не подвергались тюремному заключению и пыткам за несогласие с официальной линией властей в области образования. Ссылки 1) Р. Флетчер (R.Fletcher), " Мавританская Испания", стр. 18 (изд-во Weidenfeld & Nicolson, 1992) 2) ibid, стр. 27 3) С. Лейн-Пул (S. Lane-Poole), " Мавры в Испании", стр. 44 (изд-во T.F.Unwin, Лондон, 1899) 4) ibid, стр. 47 5) ibid, стр. 155 6) П. Бэкман (P. Beckman), " История Пи", стр. 83 (изд-во Barnes & Noble, Нью-Йорк, 1993) 7) ibid, стр. 80. Великий инквизитор Испании Хименес " несет прямую ответственность за жестокую казнь 2500 человек и за сожжение в Гранаде 24 тыс. книг". 8) Р. Флетчер, задняя страница обложки. 9) ibid, стр. 172-173 10) Р. Уолперт (L. Wolpert), " Противоестесвенная природа науки", стр. 145 (изд-во Faber & Faber, Лондон, 1992) 11) Воспроизводится по книге П. Аткинса (P.W. Atkins) " И вновь о Творении: происхождение пространства, времени и Вселенной", стр. 103 (изд-во Penguin Books, 1994). Автор пишет о мрачной эпохе господства христианской схоластики, однако его слова вполне применимы и к указанному периоду истории ислама. 12) " История Пи", стр. 87. " Научные исследования подрывают веру человека в Господа и религию вообще". 13) Цитируется по книге П. Худбхоя (P. Hoodbhoy) " Ислам и наука: религиозная ортодоксия и битва за рационализм", стр. 113 (изд-во Zed Books, Лондон, 1991) 14) loc cit (Источник - " Journal of Islamic Science" ). 15) " Исламизация образования", стр. 17-18 и 20, Международный институт исламской мысли, шт. Вирджиния, 1989. 16) С. Хусейни (S.W.A. Husaini), " Преподавание исламской науки и технических дисциплин", стр. 46/47, Куала-Лумпур, 1985. 17) П. Худбхой, стр. 149 Чад ВанДиксхорн |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы