Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Профили брака, типы супружеских отношений и их детерминанты



 

Когда Зевс и Гермес, облачившись в покровы смертных, странствовали по окраинам Вифинии, все двери города оказа­лись запертыми, никто не пожелал приютить их. На склоне хол­ма, возвышавшегося над поразительно негостеприимным горо­дом, они обнаружили скромную хижину Филемона и Бавкиды, бедной пожилой супружеской пары, которая приняла их с боль­шой приветливостью. За ужином хозяева заметили, что вино в их кувшине не иссякает, а чудесным образом прибывает. Скоро им стало ясно, что их гости — не простые смертные. Зевс и Гермес привели стариков на вершину холма, и, осмотревшись, пожи­лые люди заметили, что город, лежавший глубоко в долине, по­глотило море, а хижина Филемона и Бавкиды превратилась в храм. Зевс пообещал им исполнить все, что они пожелают. Филемон и Бавкида захотели лишь одного: служить жрецами-храните­лями храма весь остаток своей жизни и умереть одновременно. Зевс выполнил свое обещание, Филемон и Бавкида заботились о храме, а после смерти один превратился в дуб, другая в липу, растущие бок о бок.

 

Так называемое Святое семейство, состоящее из Марии, Иосифа и младенца Иисуса и пронизанное радостью и согласи­ем, известно нам из Нового Завета. Этой теме посвящены бес­численные легенды, она вдохновляла и продолжает вдохновлять художников и поэтов.

Вот перед нашим взором младенец Иисус в яслях, затем, уже подросший, — на коленях у Марии или играющий под ее нежным присмотром, между тем как Иосиф стоит рядом. Даже неблагоприятные обстоятельства и враждебная атмосфера, ко­торые вынуждают наших героев бежать в Египет, не в состоянии нарушить мирное согласие Святого семейства — все его изобра­жения сотканы из благочестивости, достоинства, гармонии и взаимной любви.

Секуляризированное «святое семейство» часто улыбается нам с обложек популярных книг о браке и с рекламных про­спектов брачных контор, а иногда служит для привлечения вни­мания к телевизионному рекламному ролику. Так, они бродят — счастливая юная пара — по цветущему лугу, а шаловливый ре­бенок резвится с маленькой собачкой; все члены семьи доволь­ны и счастливы. Их веселость, конечно, земной природы, и они довольны, наверное, потому, что особенно хорошо понимают друг друга, или от сознания того, что вся их одежда выстирана особым моющим средством, а быть может, поскольку каждое утро эти счастливцы едят мюсли Бирхера. Для них не существует ничего, кроме света, сердечности, радости; они ласково улыба­ются друг другу.

Филемон и Бавкида, Святое семейство и сияющая от удовольствия пара из телевизионных рекламных роликов и по­пулярных книг о супружеской жизни отражают определенный аспект образа «счастливого брака». Ведь, не правда ли, мы часто говорим «счастливые жених и невеста», нередко читаем в не­крологах фразы вроде «они прожили жизнь в счастливом союзе» и уж непременно желаем молодоженам стать «счастливой па­рой». Работа многих психологов и консультантов по браку во многом определяется доминирующим в обществе образом счас­тливого супружества. Принято полагать, что невротические про­цессы можно истолковать, а «закупоренные» коммуникативные каналы — прочистить. Иными словами, любые супружеские про­блемы могут и должны быть разрешены, а супруги обязаны вер­нуться друг к другу после консультации просветленными и вос­питавшими в себе более зрелые чувства. Таким образом, невро­тические отношения следует преодолеть, и целью всех усилий психологов оказывается оздоровление, иначе говоря, формиро­вание счастливого брака.

Однако издавна известны и другие примеры супружеской жизни. Так, несмотря на то что Гера и Зевс служили эталоном супружества, а Гера была владычицей неба — покровительни­цей брака и рождения, история этой божественной четы отнюдь не выглядит мирной.

 

Родители богов были против их бракосочетания, однако Зевс тайно проник к Гере, обернувшись кукушкой, и соблазнил возлюбленную. Гера родила трех детей, один из которых — жес­токий бог войны Арес.

Однажды, неизвестно почему, Гера с помощью Афины и Посейдона приковала Зевса к скале, и он вынужден был взывать о помощи к обитателям Тартара. Зевс не остался в долгу, он под­весил Геру за запястья к небесному своду и привязал к ее ногам наковальню, чтобы усугубить страдания своей жены.

Еще до женитьбы прославившийся бесчисленными любов­ными похождениями, Зевс и после вступления в брак не стес­нялся изменять Гере. В своей страсти он не делал различий между смертными, нимфами и богами, все были равны, все пленяли его.

Гера жесточайшим образом мстила многим возлюбленным своего супруга. Жестокая натура Геры, богини супружества, от­ражена в следующих историях.

Зевс был «дружен» с Летой, матерью Аполлона и Артеми­ды, и, несмотря на то что он порвал любовную связь задолго до свадьбы с Герой, его жена возненавидела Лету и поклялась, что та нигде не сможет найти себе покоя. Посейдону стоило громад­ных усилий хоть сколько-нибудь облегчить страдания несчастной.

Зевс был уже женат на Гере, когда соблазнил Ио, дочь Инаха. Мстительная Гера превратила Ио в корову, однако не ус­покоившись на этом, натравила на животное кровососущее насе­комое — овода, чем довела Ио чуть ли не до безумия, — пресле­дуемая жужжащей тварью, в панике металась она по земле, из конца в конец.

Когда Зевс вступил в связь с дочерью Кадма Семелой, Гера подговорила девушку, и та попросила Зевса явиться ей во всем его божественном великолепии, что для несведущей Семелы оз­начало верную смерть.

После того как Зевс провел ночь с Эгиной, Гера истребила почти всех жителей острова, носящего ее имя.

Гера пришла в ярость, когда Зевс самостоятельно, без жены или другой женщины, произвел на свет дочь — Афину. В отместку Гера родила чудовище по имени Тифои, которое стало наиболее опасным врагом ее супруга.

Зевс изменял Гере не только с женщинами, но и с моло­дыми юношами. Его возлюбленными были Ганимед и Фенеон.

 

Пожалуй, брак Зевса и Геры по современным меркам едва ли можно назвать особенно «счастливым». В то же время боги, Гера и Зевс, отношения которых символизировали для греков сущность супружества, являются сварливыми предшественни­ками другой божественной четы, Святого семейства*.

* Гуггенбюль-Крейг А. Брак умер — да здравствует брак! СПб., 1997. С. 10-12.

 

Отношение к браку и семье претерпело в процессе истори­ческого развития множество метаморфоз. Для нас важно, что структура супружества не неизменна. Даже сейчас, когда нации Земли интегрируются благодаря техническим достижениям, орга­низация и концепции брака обнаруживают весьма значительные различия, а семья создается по различным критериям.

Применительно к супружеским отношениям А. Г. Харчев писал: «Психологическая сторона брака является следствием того, что человек обладает способностью понимать, оценивать и эмоционально переживать как явления окружающего мира, так и свои собственные потребности. Она включает в себя как мысли и чувства супругов по отношению друг к другу, так и объективное выражение этих мыслей и чувств в поступках и действиях». Психологические отношения в браке объективны по форме своего проявления, но субъективны по своей сущно­сти*. Таким образом, диалектическая взаимосвязь объективного и субъективного в полной мере проявляется и в семейной сфе­ре.

* Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М., 1964. С. 35.

 

Следует подчеркнуть, что формы брака разнообразны, лик его — изменчив. Для того чтобы глубже понять данную пробле­му, необходимо подробно остановиться на профилях брака, ти­пах супружеских отношений и их детерминантах.

В теории динамической супружеской терапии упоминается о семи профилях брака, основанных на реакциях и поведении супругов в браке.

Сейгер предложил следующую классификацию поведения в браке.

1. Равноправный партнер: ожидает равных прав и обязан­ностей.

2. Романтический партнер: ожидает душевного согласия, крепкой любви, сентиментален.

3. «Родительский» партнер: с удовольствием заботится о другом, воспитывает его.

4. «Детский» партнер: привносит в супружество спонтан­ность, непосредственность и радость, но одновременно приобретает власть над другим путем проявления слабо­сти и беспомощности.

5. Рациональный партнер: следит за проявлением эмоций, точно соблюдает права и обязанности. Ответственен, трезв в оценках.

6. Товарищеский партнер: хочет быть соратником и ищет для себя такого же спутника. Не претендует на романти­ческую любовь и принимает как неизбежное обычные тяготы семейной жизни.

7. Независимый партнер: сохраняет в браке определенную дистанцию по отношению к своему партнеру.

Некоторые партнерские комбинации вполне конгруэнтны (например, независимый—независимый, независимый—рацио­нальный), другие комплимептарны («родительский» с «детс­ким»), третьи конфликтны (например, романтический с неза­висимым, «родительский» с «родительским», романтический с равноправным).

Хорошо известна классификация профилей брака на сим­метричный, комплиментарный и метакомплиментарный*. В сим­метричном браке оба супруга имеют равные права, никто не подчинен другому. Проблемы решаются путем соглашения, об­мена или путем компромисса. В комплиментарном браке один распоряжается, дает приказания, другой подчиняется, ожида­ет совета или инструкции. В метакомплиментарном браке веду­щего положения достигает партнер, который реализует соб­ственные цели путем подчеркивания своей слабости, неопытности, неумелости и бессилия, манипулируя таким образом своим партнером.

* Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991.

 

Профили брака, предложенные В. Сатир, построены на моделях коммуникативных отношений. На основании анализа вербальных и телесно-звуковых признаков она выделяет 5 ком­муникативных моделей общения между супругами.

Заискивающий

 

слова (согласие) «все, что ты хочешь, — это хорошо» «я здесь для того, чтобы сделать тебя счастливым»

тело (умиротворение) «я беспомощен» — выражается в позе грешника с опущенной головой

внутри «я ощущаю себя ничтожеством, я без тебя мертв. Я — ничто»

Обвиняющий

 

слова (несогласие) «ты никогда ничего не делаешь правильно. Что с тобой происходит? »

тело (обвинение) «я здесь главный» — выражается в позе «статуи с указующим перстом»

внутри «я одинок и несчастлив»

Расчетливый

 

слова (сверхрациональные) «если внимательно приглядеться, то можно заметить изуродованные тяж­ким трудом руки кого-нибудь из здесь присутствующих»

тело (считает) «я спокоен, холоден и собран» — вы­ражается выпрямленной фигурой споднятой головой

внутри «я чувствую себя уязвимым»

Отстраненный

слова (неадекватные) слова не имеют смысла или касаются отвлеченных тем

тело (неловкость) «я нахожусь где-то еще»

внутри «никто обо мне не заботится. Здесь мне нет места».

 

Есть другой тип реагирования, который В. Сатир называет «уравновешенный» или «гибкий». Этот вариант поведения пос­ледователен и гармоничен: произносимые слова соответствуют выражению лица, позе и интонациям. Отношения открытые, свободные и честные, люди не ощущают унижения чувства соб­ственного достоинства. Этот тип реагирования снижает потреб­ность в заискивании, обвинении, расчете или суете.

Только уравновешенный дает возможность преодолеть пре­пятствия, найти выход из затруднительного положения или объе­динить людей. Когда супруги уравновешенны, они открыто выра­жают свои чувства и свободно себя держат. Уравновешенный тип поведения внутренне гармоничен. Уравновешенное общение ос­новано на подлинности переживаемых и демонстрируемых чувств.

При уравновешенном типе реагирования человек достига­ет целостности, он естественно выражает мысли, чувства, дви­жения. Уравновешенных людей отличает способность к лич­ностному росту, жизнестойкость, открытость. Благодаря уравнове­шенному типу реагирования семейная жизнь человека становит­ся насыщенной и полной смысла.

Детерминантой привычных стереотипов поведения, неадек­ватных стилей общения и, как следствие, неудачных супружес­ких отношений В. Сатир считает наличие страхов у современно­го человека. Чтобы избежать отвержения, которого супруги так боятся, они постоянно пугают самих себя:

1. Я могу совершить ошибку.

2. Кому-то это может не понравиться.

3. Кто-то может меня раскритиковать.

4. Вдруг подумают, что я — выскочка.

5. Она подумает, что я плохой.

6. Люди могут подумать, что я дефективный.

7. Он может меня бросить.

В. Сатир убеждена, что для большинства страхов и опасе­ний, влияющих на чувство самоценности, нет серьезных осно­ваний. Это становится совершенно ясно, если отнестись к самим себе с юмором.

В уравновешенном типе поведения нет ничего таинствен­ного. Это особый способ реагирования на поведение людей в реальных ситуациях, позволяющий говорить, соглашаться с ним, спокойно реагировать на него.

Этот тип реагирования дает возможность жить в супруже­стве полноценно, реально, согласуясь с доводами разума и сер­дца, помогает создать гармоничные отношения с близкими.

Уайл приводит 3 типа партнерских связей, которые он вы­деляет, используя критерии оценки реакции на конфликты.

1. Взаимное уклонение. Оба партнера активно уклоняются от активного обсуждения, отмалчиваются, чувствуют не­справедливость, но не высказывают друг другу своего беспокойства и обиды.

2. Взаимное обвинение. Партнеры открыто проявляют свое раздражение, беспокойство, подчеркивая свои требова­ния.

3. Требование и уклонение. Один из партнеров активно ре­агирует на обстоятельства и стремится сблизиться с дру­гим, другой — отстраняется, отмалчивается, уклоняется от сближения. Причем чем больше один уклоняется, тем сильнее другой стремится к нему приблизиться.

Для того чтобы глубже попять детерминанты и типы супру­жеских отношений, в практику введено понятие «эмоциональ­ная зависимость партнеров от брака». В зависимости от величины различий между партнерами брак может быть оценен как асим­метричный или симметричный, а при учете степени зависимос­ти — как благоприятный, обреченный на провал или бедствен­ный. Зависимость для каждого партнера определяется теми по­следствиями, которые повлечет за собой развод. Одним из суще­ственных элементов такой зависимости является привлекатель­ность партнера. У женщин это красота, очарование, типично женское поведение, томность, нежность, у мужчины — ум, оба­яние, остроумие, общительность, мужественность, обществен­ное признание и лишь отчасти красота. Если зависимость уме­ренная, адекватная, то профиль брака оценивается как благо­приятный; если у одного партнера наблюдается чрезмерная за­висимость, то брак относят к категории «обреченного на про­вал», а при двусторонней зависимости — к категории «бедствен­ного».

Приведенные типологии супружеских отношений и про­фили брака позволяют глубже понять сущность супружества и увидеть его с разных сторон.

 

Адаптация супругов в семье

 

Термин «адаптация» в широком смысле слова понимается как приспособление к окружающим условиям*. При этом особо выделяют социальную адаптацию как «интегративный показа­тель состояния человека, отражающий его возможности выпол­нять определенные биосоциальные функции: адекватное воспри­ятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; спо­собность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в се­мье и коллективе; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других»*. Практически, все сказанное может быть отнесено и к брачно-семейной адап­тации.

* Психологический словарь. Под. общ. ред. А. В. Петровского и А. Г. Ярошевского.М., 1990. С. 11.

** Там же. С. 13.

 

В процессе адаптации принято выделять два уровня — био­логический и психологический. Первый включает приспособле­ние организма к устойчивым и изменяющимся условиям физи­ческой среды. Психологический аспект адаптации охватывает «приспособление человека как личности к существованию в об­ществе в соответствии с требованиями данного общества и с собственными потребностями и интересами»*.

* Там же. С. 11.

 

Психологическая адаптация осуществляется путем усвое­ния норм и ценностей социума. К ее основным проявлениям относят взаимодействие, в том числе общение, человека с окру­жающими людьми и активную деятельность.

Адаптация к семье включает перечисленные выше компо­ненты и начинается как процесс знакомства с семейной жиз­нью, постепенного вхождения в нее. Этот период является осо­бенно трудным, т. к. включает перестройку не только общения и деятельности, но и изменения личности молодых супругов, пе­рестройку потребностно-мотивационной сферы, формирования нового уровня самосознания, новых связей с социальным окру­жением.

Т. Б. Карцева, оценивая брак как «одно из поворотных со­бытий в жизни человека», указывает, что речь идет об измене­нии «всей ситуации развития личности, ведет к смене ролей, которые человеку приходится играть, изменению круга лиц, включенных во взаимодействие с ним, спектра решаемых про­блем и образа его жизни». Естественно, что совершение таких этапных жизненных событий, включающих как позитивные, так и негативные по своей модальности, «приводит к личностному изменению, перестройке всей системы «Я» и весьма болезненно переживается личностью»*.

* Карцева Т. Б. Личностные изменения и ситуациях жизненных перемен. // Психологический журнал. 1988. Т. 9. №5. С. 124.

 

До брака у молодого человека существует уже сложивший­ся «образ Я». После заключения брака супруги оказываются в ситуации невозможности жить по-прежнему, что усиливает не­устойчивость состояния и неудовлетворенность. «Однако уже в самом начале ведется работа по «обретению Я», усложняется и дифференцируется рефлективное «Я», ведется работа по пре­одолению внутриличностных противоречий для того, чтобы вы­строить новый, усложненный и достаточно устойчивый образ»*.

* Там же. С. 128.

 

Е. С. Калмыкова, говоря о проблемах первых лет супружес­кой жизни, указывает, что «первые год-два совместной жизни — это время формирования индивидуальных стереотипов общения, согласование систем ценностей, выработка общей поведенчес­кой линии»*. В этот период происходит взаимное приспособле­ние супругов, поиск такого типа взаимоотношений, которые удовлетворяют обоих. На этом этапе решаются следующие зада­чи:

* Калмыкова Е. С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни. // Вопросы психологии. 1983. №3. С. 86.

 

□ формирование структуры семьи,

□ распределение функций (ролей) между мужем и женой,

□ выработка общих семейных ценностей.

 

А. Н. Волкова и Е. И. Трапезникова считают, что для мо­лодой семьи до рождения детей наиболее характерны трудности выработки своего семейного уклада, разочарование друг в друге как результат более глубокого узнавания, конфликты по поводу распределения функций, проблемы во взаимоотношениях с род­ственниками, материальные и экономические проблемы*.

* Волкова А. Н., Трапезникова Т. М. Методические приемы диагно­стики супружеских отношений. // Вопросы психологии. 1985. №5. С. 112.

 

В. П. Левкович и О. Э. Зуськова говорят о том, что суще­ственное значение в возникновении супружеского конфликта имеют те ожидания, которые сложились у партнеров к моменту вступления в брак. Для молодых супругов наиболее типичны по­вышенные ожидания по отношению друг к другу, что нередко является основой конфликта при несовпадении ожиданий с дей­ствительностью*.

* Левкович В. П., Зуськова О. Э. Методика диагностики супружеских отношений.// Вопросы психологии. 1987. №4. С. 94.

 

В ряде исследований отечественных авторов (Т. А. Гурко, В. В. Меньшутин, Г. Навайтис) показано, что некоторая пере­оценка, идеализация партнера присуща в основном молодым семьям. Согласно другим данным, эта особенность имеет место и на других этапах развития семьи, причем величина разности между оценкой и самооценкой уменьшается с увеличением се­мейного стажа, приближаясь к нулю, что свидетельствует о бо­лее адекватной оценке партнера по мере приобретения опыта семейной жизни.

Для молодых людей, вступающих в брак, характерна неко­торая идеализация семейной жизни. Это выражается в том, что от семейной жизни они в первую очередь ожидают удовлетворе­ния своих потребностей в духовном росте и самосовершенство­вании. При этом ожидание удовлетворения материальных потреб­ностей заняло последнее место, хотя их значение в реальной жизни несоизмеримо выше.

В период адаптации как у стабильных, так и у нестабиль­ных семей имеет место рассогласование потребностей в отдель­ных сферах семейной жизни: у стабильных пар оно незначитель­ное, у нестабильных — значительное. Это незначительное рас­хождение у стабильных пар предоставляет им возможность по­степенного развития и совершенствования отношений. Молодые семьи являются очень нестабильными образованиями, чувства к супругу несут как мощный позитивный, так и негативный заряд (велика амбивалентность чувств). Для многих семей также характерны крайности в поведении и в чувствах. Большинство иссле­дователей считает, что спустя некоторое время после заключе­ния брака, а чаще всего после рождения ребенка, удовлетворен­ность браком у обоих супругов начинает повышаться.

В начале супружеской жизни нередки так называемые «клановые конфликты», когда связь с семейной группой, из кото­рой вышел один из супругов, препятствует образованию новой связи в новой семейной группе*.

* Обозов Н. Н. Психология межличпостиых отношений. Киев, 1990. С. 65

 

Н. Н. Обозов приводит в своей монографии результаты ис­следования, отражающие гностический компонент взаимоотно­шений в семье. В своем исследовании Н. Абакумова, И. Садикова, С. Хитрина сравнили 19 пар молодоженов (лиц, подавших заяв­ление на вступление в брак) и 13 супружеских пар, имеющих стаж совместной жизни от трех до пяти лет. Исследование пока­зало, что сходство личностных профилей молодоженов (исполь­зовался шестнадцатифакторный опросник Кэтелла) меньше, чем сходство личностных профилей супругов, имеющих стаж семей­ной жизни. Адекватность восприятия супруга примерно одина­кова у женщин и у мужчин, но в супружеских парах она выше, чем у молодоженов. А идентификация у супругов, напротив, выше у молодоженов и у женщин с супружеским стажем*.

* Там же. С. 79

 

Анализ литературы в отечественной психологии позволяет наметить основные направления, в русле которых разрабатыва­ется проблема:

1. Это исследования, непосредственно посвященные про­блемам молодой семьи, готовности молодежи к браку. Отметим работы И. В. Дубровиной, Л. Ф. Филюковой, В. П. Меньшутина, Н. Н. Обозова и др.

2. Адаптация рассматривается как процесс согласования ролевых ожиданий, а также через изучение межличност­ных, ролевых, «Я»-ролевых конфликтов. Исследовани­ем этой проблемы занимались С. И. Голод, А. Г. Харчев, В. А. Сысенко, Г. Навайтис и др.

3. Для понимания процесса брачно-семейной адаптации большое значение имеют исследования в области соци­альной перцепции, и прежде всего социальных ожиданий. Следует отметить работы А. Н. Волковой, Т. М. Тра­пезниковой, Е. С. Калмыковой, Н. Ф. Федотовой.

Обобщение и систематизация отечественных работ, связан­ных с изучаемой проблемой, позволили уточнить понятие брачно-семейной адаптации, выделить ее специфику. Поскольку се­мья является малой группой, то, на наш взгляд, представляется возможным использование некоторых характеристик, закономер­ностей проявления социально-психологической адаптации при изучении процесса брачно-семейной адаптации. Однако необхо­димо отметить, что нельзя игнорировать специфику семьи, рас­сматривать ее как поле, на материале которого изучается то же самое, что может быть изучено на материале других малых групп.

Л. Я. Гозман, Ю. Е. Алешина* выделяют следующие наибо­лее важные отличия семьи от других малых групп:

1. семья является максимально контролируемой в норма­тивном плане, то есть нормативно заданной;

2. гетерогенность состава;

3. закрытость группы;

4. полуфункциональность группы;

5. длительность истории семьи;

6. тотальность — полное вовлечение человека в семейные отношения.

* Гозман Л. Я., Алешина Ю. Е. Социально-психологические иссле­дования семьи: проблемы и перспективы. // Психологический журнал. 1991. №4. С. 64.

 

Таким образом, задаются определенные рамки для пере­носа особенностей протекания социально-психологической адап­тации на адаптацию к семье. Брачно-семейную адаптацию сле­дует рассматривать как постепенный процесс приспособления супругов друг к другу и к семейной жизни, результатом которо­го должно быть формирование устойчивого семейного уклада, распределение бытовых и психологических ролей, выработка приемлемого стиля общения друг с другом, выработка приемов разрешения и профилактики конфликтов и разногласий, опре­деление взаимоотношений с микроокружением по типу откры­той или закрытой группы*. Это определение, на наш взгляд, является наиболее удачным, поскольку достаточно полно рассмат­ривает содержательный аспект брачно-семейной адаптации как целостного процесса.

* Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. // Вопросы психологии.1989.№1 С.98.

 

Своеобразную концепцию брачно-семейной адаптации предложил В. А. Сысенко*. Основу ее составляют особенности характеров супругов и вытекающие отсюда их адаптационные возможности. Автор выделяет 4 группы людей по степени и уровню адаптации:

1. высокоадаптировапные личности;

2. среднеадаптированныс;

3. низкоадаптироваиные;

4. дезадаптированныс.

* Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1993.

 

К общим адаптационным особенностям он относит:

1. способность к сотрудничеству;

2. способность к общению;

3. способность к эмоциональному и рациональному пони­манию других людей;

4. способность к самоконтролю и самопознанию;

5. умение выбрать адекватный тип поведения в зависимости от условий и обстоятельств.

Развитие этих способностей в значительной мере, по мне­нию автора, определяет успешность брачно-семейной адапта­ции. Однако этот вывод предполагает не метафизическое, а диа­лектическое мышление, признающее в одном и том же явлении позитивные и негативные моменты, прогрессивное и регрессив­ное. Необходимо учитывать, что каждая супружеская пара выра­батывает свой неповторимый стиль взаимоотношений; компен­сирует нередко самые нежелательные характеристики друг дру­га, противостоит негативным тенденциям.

В. А. Сысенко определяет структуру адаптации личности в сфере брачно-семейных отношений следующим образом:

1. адаптация физиологическая, в том числе сексуальная;

2. адаптация к темпераменту, характеру партнера;

3. адаптация к семейным ролям, к новым обязанностям, правам, к разделению труда в брачном союзе;

4. адаптация к потребностям, интересам, привычкам, об­разу и стилю жизни брачного партнера;

5. адаптация к основным ценностям жизни, «жизненной фи­лософии», пониманию цели и смысла жизни партнера.

Некоторые характеристики брачно-семейной адаптации рассматриваются в исследованиях по социальной перцепции. В работах этого направления отмечается факт значительных изме­нений особенностей межличностного восприятия молодыми суп­ругами на протяжении адаптационного периода, который про­должается 1, 5—2 года. Выбор будущего супруга определяется дей­ствием ряда факторов, среди которых отметим прежде всего представление об идеальном партнере, более или менее осозна­ваемый образ которого имеется у каждого*. В его создании уча­ствуют опыт, литературные и киногерои, социальные стереоти­пы и идеал референтной группы. Идеальный образ регулирует отношения в супружеской паре 0, 5—1, 5 года. Затем снижается напряженность эмоционального подъема, отрицательные харак­теристики партнера перемещаются в центр, сопоставляются с начальным образом. В этой ситуации большое значение имеет то, какую линию поведения выберут супруги: будут ли они по-прежнему ориентироваться на несуществующий образ, стремить­ся «подогнать» под него своего партнера или же, напротив, нач­нут корректировать не партнера, а свой образ его, приближаясь тем самым к действительности. Адекватность представления о партнере по брачному союзу обеспечивает согласованность меж­ду ожидаемым и реальным поведением своего партнера, что важ­но для реализации целей адаптации в семье.

* Бодалев А. А., Столин В. В. О задачах в области научного психоло­гического обеспечения службы семьи. / Семья и формирование личности. Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981. С. 67.

 

Особого рассмотрения требует вопрос о критериях адаптированности супругов.

В доступной нам литературе мы не встретили указаний на объективные и субъективные показатели адаптированности. Мы предлагаем рассматривать в качестве критерия адаптированнос­ти интегральный показатель, состоящий из длительности брач­ного стажа (объективный показатель) в сочетании с уровнем удовлетворенности супружескими отношениями (субъективный показатель). Удовлетворенность брачно-семейными отношения­ми отражает результативность всех процессов, происходящих в семье, в том числе и адаптационных. Следовательно, высокая оценка супружества может рассматриваться как показатель того, что в семье решены задачи адаптационного периода: формиро­вание структуры семьи, распределение функций (или ролей) между мужем и женой, выработка общих семейных ценностей на том уровне, который удовлетворяет данную супружескую пару.

Таким образом, брачно-семейную адаптацию необходимо рассматривать как сложный, многоуровневый целостный про­цесс взаимного приспособления супругов друг к другу и к се­мейной жизни. В содержательном плане этот процесс представ­ляет собой единство следующих компонентов:

1. Приспособление к брачному партнеру, предполагающее:

□ физиологическую адаптацию, в том числе сексуальную;

□ адаптацию к темпераменту, характеру партнера;

□ адаптацию к интересам, потребностям, привычкам, образу и стилю жизни брачного партнера;

□ адаптацию к основным ценностям жизни, жизнен­ной философии партнера;

2. Приспособление к семейной жизни, включающее в себя адаптацию к бытовым и психологическим ролям, к но­вым обязанностям и правам, к разделению труда в брач­ном союзе.

Компоненты 2-й группы изучены в отечественной психо­логии недостаточно, хотя играют весьма существенную роль в общем процессе приспособления к брачно-семейным отноше­ниям. Если адаптация к партнеру возможна и в период добрач­ного знакомства, то адаптация к требованиям семейной жизни происходит лишь после заключения брака в условиях совмест­ного проживания, ведения хозяйства и т. п. В связи с этим особое звучание и особый интерес приобретает исследование мотивационных компонентов, регулирующих процесс адаптации на начальных этапах становления семьи.

Семейные ссоры

 

Семьи бывают разные: полные и неполные, благополучные и неблагополучные и др. В одних семьях обстановка спокойная и доброжелательная; в других семьях жизнь превращается в поток непрерывных ссор, ссоры становятся частью жизни семьи. Люди изматывают ссорами друг друга, страдают и болеют от них — тем не менее ссоры повторяются день за днем.

Складывается впечатление, что ссоры становятся чуть ли не желательным явлением для их участников, что в скандалах и примирениях они находят своеобразное удовольствие, что это единственная фюрма существования эгоцентрических личностей в семье*.

* См.: Шмелев А. Г. Острые углы семейного круга. М., 1986.

 

Но немногие личности так называемого истероидного склада отыскивают для себя в ссорах своеобразные психологические выгоды, способ компенсации эмоциональной пустоты жизни. Для большинства нормальных людей, которые заняты профессио­нальными заботами, заботами о детях, о доме, ссоры очень тя­гостны и вовсе не желательны ни на сознательном, ни на бес­сознательном уровнях.

Нормальному человеку бессмысленность ссоры кажется особенно очевидной, когда очередная ссора затихает, когда в очередной раз страсти остужаются и становится ясно, что люди все равно остаются жить вместе, что будущее — это то же про­шлое плюс еще одна ссора в памяти.

Осадок от ссор не исчезает. Груз взаимных обид копится. Каждый невольно ищет, что можно противопоставить услышан­ным обвинениям, невольно приближает момент, когда эти ар­гументы можно будет использовать, то есть приближает очеред­ную ссору. Ссоры растут, из мелких стычек превращаются в круп­ные, затяжные конфликты. Близкие выискивают оплошности друг у друга, чтобы доказать, кто в действительности является нера­дивым, безответственным, невнимательным, эгоистичным, чер­ствым и т. п.

Вместо того чтобы видеть в поступках другого хорошее и возвышать друг друга в своем восприятии и в своих оценках, близкие, как это ни парадоксально, ищут, ожидают и даже хо­тят найти в поведении другого худшее с одной лишь целью: до­казать свою правоту, свое моральное, умственное или житейс­кое превосходство. И каждый новый день рождает новые поводы для ссор и претензий, для взаимных укоров и обид, возникаю­щих сплошь и рядом на пустом месте.

Такие вещи часто называются психологической несовмес­тимостью. За утверждением о психологической несовместимости часто скрывается нежелание понять другого человека, отсутствие навыков такого понимания, а навыки эти требуют особенных умственных способностей - рефлексивности, умения взглянуть на себя со стороны и др.

Ссора представляет собой конфликт самооценок: участни­ки ссоры стремятся поддержать самомнение и собственную ре­путацию ценой снижения самомнения и репутации «противни­ка». Начало супружеской ссоры в быту — «переход наличности»; ссора всегда включает личные обвинения.

В некоторых семьях ссора может вспыхнуть в любую минуту. В таких семьях действуют не муж и жена, а две персоны с обо­стренным чувством собственного достоинства, с преувеличен­ным самомнением, болезненным самолюбием. Вследствие этого взаимоотношения накаляются, высокий уровень персонифика­ции как бы подогревает их, выступает катализатором. В таких случаях различные обыденные явления воспринимаются супру­гами (или одним из них) на уровне Я, оцениваются сквозь «при­зму» ценностей, жизненных принципов и привычек. Далеко не всегда это уместно, особенно когда мы сталкиваемся с «мелоча­ми», непреднамеренно нанесенными нам обидами, ошибками партнера. Часто бывает так, что всякому пустяку супруги прида­ют какой-то особый смысл, ищут повод для личной обиды, де­монстрируют уязвленное самолюбие.

Вознесение своего «Я», своей персоны способствует быст­рому и легкому преобразованию хороших личностных качеств супругов, с которыми они вступили в брак, в плохие или даже такие качества, с которыми совместная жизнь становится не­возможной,

Одна из форм проявления высокой степени самомнения — психологическая эксплуатация брачного партнера. В некоторых семьях муж или жена самореализуются и самоутверждаются за счет своей половины. Происходит это либо неосознанно, либо целенаправленно.

Психологическая эксплуатация проявляется в демонстра­ции партнеру своих негативных черт характера, отрицательных эмоций и плохих привычек, в посягательстве на духовный мир другой личности, стремлении все выведать у нее, все о ней знать, подчинить себе. Подчас это проявляется в разрядках на членах семьи агрессии и эмоций, которые появились вне дома. Психо­логическая эксплуатация супруги (супруга) заключается также в перекладывании на него (нее) ответственных решений и дей­ствий.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1002; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.096 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь