Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 3. О мистическом значении понятия «рука»



Рука в древних языках связывалась с такими понятиями, как «плодородие», «животво рящая сила». Так возникла ассоциация руки и рождения, которую можно проследить на уровне семантических взаимосвязей:


Считалось, что рука изрекает истину, толкует и приказывает. Не случайно в древних языках отражена связь длани и уст:


Одухотворенность жеста, его непосредственную связь с молитвенным обращением к Богу, Высшему Разуму можно видеть в примерах, представленных в таблице выше.
Древние посвященные могли простым жестом руки даровать жизнь. Колдуны были способны наводить с помощью жестов смерть, порчу:
Жесты рук могут ассоциироваться с добром и злом, благостью и неправедностью:


Жесты рук символизируют вечность, время как уходящую за горизонт бесконечную сущность бытия:

 

Часть вторая
Индуистские мудры


Считается, мудра-практика зародилась в недрах индуизма – одной из крупнейших религиозных систем, наибольшее распространение получившей в Индии. Причем первым исполнил мудру сам бог Шива. Поэтому рассматривать теорию мудр мы начнем именно с индуистском традиции. Она включает в себя многие теоретические аспекты, в том числе понятия энергетических каналов, называемых нади, первоэлементов (таттв), чакр, праны, кундалини и т. д. Каждый аспект был детально разработан в индуизме. Без определения этих понятий и их связи с мудрапрактикой наш рассказ о мудрах был бы неполным. Поэтому остановимся на некоторых из них чуть подробнее.

 

Глава 1. Каналы нади

В индуизме каналы, по которым проходит тонкая энергия, называются нади. В священных индийских текстах число нади непостоянно. Сообщается, что существует от 72 000 до 35 0 000 нади, среди которых 72 самые важные. Рассмотрим три важнейшие – сушумну, иду и пингалу.
Сушумна нади располагается внутри цереброспинальной оси (меруданда), или позвоночного столба, – на месте, соответствующем внутреннему спинномозговому каналу. Сушумна исходит из муладхара чакры [1 - Подробнее о теории чакр см. в приложении 2.] и поднимается к двенадцатилепестковому лотосу в «околоплоднике» тысячелепесткового лотоса, сахасрары чакры.
Эта нади разделяется на две ветви: переднюю и заднюю. Передняя ветвь идет до аджны чакры, расположенной на уровне межбровья, и присоединяется к Брахма-рандхре. Другая ветвь идет по задней стороне черепа и опять же присоединяется к Брахма-рандхре. Это пустое пространство также называется Брахмара-гупха («пещера шмелей») и Андха-купа («глухой колодец, или десятые врата»).
У новорожденного можно прочувствовать пульсацию в темечке, после шести месяцев это мягкое место закрывается. Открыть его впоследствии можно только с помощью особой практики лайа-йоги, свара-йоги, крийа-йоги или нада-йоги.
В священных писаниях говорится, что, если йогин покидает свое тело через десятые врата, он освобождается от цикла рождения и смерти. Некоторые йогины следуют особой практике, подготавливая десятые врата таким образом, чтобы их последнее дыхание перенесло душу через эти врата к освобождению. Настоящий ученик, желающий освобождения, будет работать с задней ветвью сушумны.
Другая особенность сушумны состоит в том, что она не связана со временем. Если йог с помощью медитации утверждается в аджне чакре и поднимает прану в область Брахма-рандхры, он пребывает вне времени. Смерть не может его коснуться.
Достичь телесного бессмертия труднее, чем освобождения. Перед смертью у всех человеческих существ работает сушумнадыхание, отчего обе ноздри функционируют одновременно. Считается, что смерть невозможна, если ида и пингала (с м. ниже) работают вместе.
У обычного человека проход в сушумну закрыт. Когда человек практикует йогу, этот проход открывается. Это отверстие – врата к освобождению. Кундалини (см. ниже) поднимается к сахасраре по самому тонкому каналу сушумны.
Согласно тантрическому тексту «Лалита Сахасранама», сушумна состоит из четырех оболочек. Внутри огненно-красной тамасичной сушумны находится сияющая раджасичная ваджра нади. Внутри важдра нади находится палевая нектароподобная саттвичная читра, или читрини нади. Первая – огненноподобная, вторая – как Солнце, третья – как Луна.
Вход в читра нади называется Брахма-двара («врата Брахмана»). Через нее внутренняя энергия организма кундалини шакти восходит к высшей обители манасе чакре, лалане чакре или соме чакре, где встречаются Шива и Шакти. Внутри читра нади проходит Брахма-нади, путь пробужденной кундалини.
Муладхара чакра – место слияния трех главных нади – называется юкта тpивени. Начиная с муладхары они встречаются в каждой чакре. В аджне чакре нади сплетаются и образуют «узел», называемый мукта тривени (мукта – «освобождение»). При разделении потоков ида заканчивается в левой ноздре, а пингала – в правой. Читра и ваджра нади относятся к мановаханади.
Сушумну также называют Сарасвати нади и Брахма-нади. Однако это неправильное отождествление. Сушумна является таким каналом, в котором есть и другие тонкие нади, и Сарасвати представляет собой дополнительную нади сушумны, протекающую у нее по левой стороне.

Ида нади – это левый канал. Ида представляет собой лунный поток. Она женственна по природе, питающая и очищающая. Поэтому ее также называют Ганга.
В свара-йоге (йоге звука) она символизирует «левое дыхание», то есть дыхание, протекающее главным образом через левую ноздрю. Согласно тантрам, левое счи тается магнетическим, женственным, эмоциональным по природе.
В практике пранаямы, за исключением сурья бхедана пранаямы, вдох (пурака) начинается с левой ноздри. Это возбуждает иду нади, ибо она начинается от левого яичка и заканчивается в левой ноздре. Особое дыхание через левую ноздрю приводит иду нади в активное состояние, и своим влиянием она очищает тело.
В то время, когда функционирует ида, рекомендуется выполнять действия, ведущие к улучшению благосостояния.
В системе сурья-йоги практикующий обычно поддерживает левую ноздрю открытой в течение дня, чтобы сбалансировать солнечную энергию, поступающую в дневные часы. Ида нади саттвична по природе. Поддерживая ее работающей в течение дня (время преобладания раджасичной энергии), можно увеличить саттву, тем самым обретая благость, гармонию и умиротворение.
Ида приносит мозгу энергию. Она расположена на левой стороне меру данды. Неправильно отождес твлять ее с цепью ганглий, связанных нервными окончаниями со спинным мозгом.

Пингала нади – это правый канал. Она также называется Ямуной. Этот мужской по своей природе канал и является обителью разрушающей энергии.
Пингала также очищающий канал, но ее очищение – огненное. В свара-йоге пингала представлена как «правое» дыхание, то есть протекающее через правую ноздрю.Правое, согласно индуистской традиции, – электрическое, мужское, вербальное и рациональное по природе.
Пингала нади придает телу активность. Сурья бхедана пранаяма – это дыхание, увеличивающее выносливость, жизненную силу и солнечную энергию. Эта пранаяма – исключение в йогической практике, так как в ней вдох начинается через правую ноздрю.
В свара-йоге утверждается, что пингала нади делает мужское «чисто мужским», а ида делает женское «чисто женским». Дыхание через правую ноздрю рекомендуется для физической деятельности, дискуссий, споров, состязаний.
Для поддержания гармонии в организме свара-йога предписывает держать открытой правую ноздрю в ночное тамасичное время, когда солнечная энергия менее влиятельна. Активизируя иду днем, а пингалу ночью, можно увеличить жизненную силу и продолжительность жизни.
Пингала более активна в период уменьшающейся Луны.

Кроме трех важнейших нади – сушумны, иды и пингалы – есть и другие. Коротко назовем некоторые из них.
1. Гандхари. Считается, что она проходит от нижнего уголка левого глаза до большого пальца левой ноги. Баддха падмасана активизирует эту мановаха-нади, которая переносит жизненную энергию от пальца к аджне чакре. Психическая энергия перемещается из нижней части тела через гандхари– и хастаджихванади.
2. Хастаджихва-нади протягивается от нижнего уголка правого глаза к большому пальцу левой стопы. Это также вспомогательная нади для иды.
Пуша протягивается от левого большого пальца ноги к правому уху.
Аламбуша начинается у ануса и заканчивается во рту.
Куху начинается в горле и заканчивается в гениталиях. Человек, способный властвовать над куху нади, может достичь высочайшего состояния сознания и обрести мистические совершенства (сиддхи), дарующие власть над природой.
Шанкхини-нади начинается в горле, проходит между Сарасвати и Гандхари по левой стороне сушумны и заканчивается в анусе.
Сарасвати-нади расположена на языке. В Индии говорят, что Сарасвати, богиня речи и прекрасных искусств, «живет на языке». И всякое произнесенное ею слово становится реальностью (истиной). Активизировать эту нади можно с помощью аскез, обета молчания и очищения. Тогда все, что бы ни говорил человек, становится реальностью. Сарасвати-нади камфорного цвета и лунной природы. Она проходит параллельно сушумне.
Пайяшвини-нади пр отекает между пуша-нади и сарасватинади и заканчивается у правого уха.
Варуни-нади расположена между йашасвини– и куху-нади. Варуни-нади – это пранаваха-нади, помогающая избавляться от токсинов в нижней части туловища. Варуни-нади заканчивается в анусе. Эту нади можно активизировать через водные очищения, практикой васти и Ганеша крийей.

Если варуни-нади засорена, то нарушается функционирование апаны вайю, что ведет к лени, инертности и сонливости. При пробуждении кундалини апана двигается вверх в район саманы, где встречается с праной. При встрече отрицательно заряженной праны и положительно заряженной апаны происходит «возгорание». Выделяется огромная энергия, что помогает кундалини подняться через Брахму-нади. Апана вайю и варуни-нади играют важную роль в функции выделения.
11. Вишводара протекает между куху– и хастаджихвой-нади и находится в районе пупа. Вишводара активизируется с помощью йогических упражнений – наули-крийи и уддийяна бандхи. Вишводара-нади вместе с варуни участвует в распределении праны по всему телу, особенно той праны, которая поднимается через сушумну нади.

Йогические писания указывают много других малых нади. Но четырнадцать перечисленных выше являются главными, а из них десять – самые важные. Эти десять имеют отношение к десяти вратам, через одно из которых жизненная сила выходит в момент смерти. Они относятся к категории мановаха-нади, йогических нади. Меридианы акупунктуры относятся к пранаваха-нади. Потоки праны заставляют работать симпатическую и парасимпатическую системы.

Каждая мудра очищает определенные нади от загрязнения и ядов. Однако нет такой одной всесильной мудры, которая сразу очистила бы все каналы. По этой причине практикующий мудры обычно имеет в своем распоряжении несколько мудр для совершения ритуала очищения.
Мудры затрагивают не только нади, но и многие другие части психоэнерг етической системы человека. С их помощью, например, можно прочищать чакры, ауру и подсознание.
При выполнении некоторых мудр, особенно тех, которые наиболее тесно связаны с космическими энергиями, руки начинают двигаться как бы непроизвольно. Это не должно вас пугать или настораживать. Следует спокойно «внимать» своим рукам и не сопротивляться им. Руки совершают спонтанные движения в силу того, что в них локализуются большие сгустки энергии. В теле можно ощутить вибрации и пульсацию.
Кроме работы с энергией, контакта с божественными силами мудры, как говорилось выше, могут очистить тонкую нервную систему и энергетические центры, находящиеся в тонком теле. Они ликвидируют энергетические преграды и скопления, которые препятствуют свободному потоку через нади и чакры энергии праны и кундалини.
Жесты и вообще любые движения тела – это кинетические выражения действия элементарных сил в психофизическом устройстве организма. Ко гда руки совершают мудру и пребывают в одном и том же положении долгое время, преобладает земной элемент. Под воздействием водного элемента руки начинают совершать большие, широкие круговые или волнистые движения. Энергия огня заставляет их двигаться с большой силой и выполнять прямые движения и толчки. Элементарная сила воздуха изящна и легка. Под воздействием воздуха руки двигаются по кривым и прямым линиям. Наиболее красивыми движениями рук управляет эфирный элемент (акаша). В йогическом обучении знание первоэлементов относится к области Таттва Видья (наука об элементах, см. ниже).
Направления движения рук во время совершения мудр также определяются доминирующим элементом. Восходящие движения указывают на влияние воздуха; движения вниз – на землю; движения направо или вперед – на огонь; движения налево или назад – на воду.
Почему же мудры заставляют руки двигаться произвольно, без всякого признака контроля за ними со стороны разума? Так ка к при совершении мудры рука тем или иным образом сжимается, в ней происходит концентрация и рост энергетической составляющей. Последняя может быть различной полярности – положительной, отрицательной или нейтральной. Результирующие магнитные поля различных энергетических составляющих взаимодействуют друг с другом, создавая вихревые потоки. Эти потоки проявляются на физическом плане как волнообразные движения рук и других органов тела.
Следует подчеркнуть важный аспект практики: даже при том, что сознание как бы не контролирует такие вибрации тела, оно может в любой момент их прекратить. Поэтому не нужно опасаться того, что мудра-методы могут вызвать ухудшение в области сознательного контроля за моторикой тела.
В Аюрведе и йогических традициях большое значение придается малым чакрам и нади, расположенным на ладонях и стопах. Это связано с тем, что их активизация достаточно проста и оказывает сильное воздействие на многие процессы в тонком теле человека. Мудры, особые жесты, активизирующие энергетические каналы, доступны каждому и способны исцелить многие недуги души и тела.

Нади на ладонях


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 714; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь