Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Девятая неделя: практика концентрации



 

Даже самое слабое чувство способно хоть что-то совершить, если сосредоточить все его силы только на одном предмете. Равно как и самое большое, возможно, не достигнет ничего, если распылит свои силы.

Карлейль

 

Учение о движениях тел и возникающих при этом сил мы называем динамикой, а учение о движениях души, мыслей и высвобождаемых ими сил – психодинамикой. Обе науки эмпирические. В основе динамики лежат законы Ньютона, а в психодинамике главенствуют законы мышления. И если одно из основных положений динамики гласит, что импульс силы[16]равен приращению количества движения, то один из важнейших законов психодинамики гласит следующее:

(14) Воплощающая способность волевого импульса возрастает пропорционально концентрации мысли.

Намереваясь поднять груз, мы напрягаем волю и мускулы, чтобы стать сильнее него. Если нашему уму надлежит совершить некую работу, мы концентрируем на ней свои силы.

Концентрация есть не что иное, как живой интерес, полная отдача себя поставленной задаче. Когда Ньютона спросили, как ему удалось сделать свои великие открытия, он ответил: «Я при этом ни о чем ином не думал». Тот, кто не способен подчинить весь свой интерес чему-то одному, чьи мысли блуждают, кто склонен браться за многое, не доводя почти ничего до конца, не вправе ожидать преуспевания в жизни.

Предложите как-нибудь обычному человеку хотя бы на три минуты сфокусировать определенные мысли на чем-либо конкретном, не отвлекаясь на посторонние предметы. И он вам признается в своей неспособности на такое: уже через 20 секунд ему на ум станет приходить все что угодно, и чем сильнее он пытается противиться отвлекающим его мыслям, тем напористее становится их поток, и в результате у него вылетает из головы, на чем же он, собственно, хотел сконцентрироваться.

И это не исключение, а правило. Так в чем же существенное отличие правильной концентрации?

Правильная концентрация – это не только продолжительное, неотступное размышление о чем-то, это и способность усилием воли задерживать внимание на определенных предметах. Концентрация предполагает напряжение всех духовных сил вплоть до уровня их максимальной ясности, осознанности и целеустремленности.

С одной стороны, это сознательное раскрепощение сдерживаемых в сознании мыслей, а с другой – аккумулирование сил мысли, веры, чувств и воли и их целенаправленная фокусировка на некой центральной точке, иначе говоря, на том, что мы в данный момент делаем.

При правильной концентрации такое аккумулирование происходит без особых усилий. Чувство напряженности в процессе концентрации свидетельствует о неправильном подходе к ней. Все должно происходить легко и естественно.

Правильная концентрация – это осознанное выполнение того, что в данный момент делаешь, слияние воедино мыслей и действий, именно их слитность. Все прочие силы исключаются или ориентируются в том же направлении, тяга к отвлечениям подавляется до минимума, ощущение времени, своего тела и иные не относящиеся к делу ощущения практически не воспринимаются.

Правильная концентрация есть полное посвящение себя чему-то одному, и в таком смысле она тождественна любви: собранный человек любит свое дело, и оно ему удается легко. То, что любят, то и принимают, а посему концентрация есть на практике упорное, терпеливое принятие, подтверждение цели, которой хотят достичь, и одновременно творческое формирование некого идеала, продуктивное, не сдерживаемое нами действие всех сил исключительно в одном направлении, но под водительством целенаправленной воли. Концентрируясь на одной мысли, мы тем самым повышаем ее жизнеспособность, продолжительность ее действия, ее стремление к своему воплощению, и в итоге мысль становится одухотворенной. С одной стороны, мысль возрастает в силе за счет энергетических центров духовного мира, а с другой – благодаря добавлению к ней сил, отбираемых у других, в первую очередь противоположных мыслей.

При правильной концентрации наши дела доставляют нам больше удовольствия, наши действия становятся энергичнее, а воля и поведение целеустремленнее. Собранный человек инстинктивно обращает свое внимание, свой интерес исключительно на вещи, людей и события, благоприятствующие достижению его цели. Он умеет уверенно выхватывать из непрерывного жизненного потока именно то, что повышает частоту его собственных вибраций, обогащает жизнь и позволяет полнее решать свои жизненные задачи.

Собранный человек знает, что мудрыми нас делает вовсе не количество знаний, а их правильное употребление, благоразумие при пользовании ими. При этом решающим фактором является не многообразие средств, а их мудрое ограничение, концентрация лишь на немногих, но чрезвычайно необходимых в данной конкретной ситуации.

 

* * *

 

Многие сетуют на свою неспособность быть собранными. Они полагают, будто в принципе невозможно даже на несколько мгновений сосредоточиться на одной мысли.

Препятствием тут является неправильный подход к концентрации, предубеждение о ее трудности. В действительности же она проще простого. Любое несмышленое дитя, любое животное – образец совершенной концентрации. Именно предубеждение, будто концентрация дело сложное, и подталкивает нас к неимоверным усилиям для ее достижения. Мы напрягаемся, но ведь за каждым напряжением скрывается неуверенность, и чем больше это напряжение, чем сильнее сковывается наша воля. В результате то, чего мы с такими усилиями добиваемся, у нас и не получается.

На самом деле концентрация ничего общего с напряжением не имеет, напротив, ей способствует расслабление, а в дополнение к нему правильный настрой, непринужденная сосредоточенность на конкретном образе, подкрепляемая одобрительным отношением к нему и сознанием его важности для нас.

Чем интенсивнее наша мысль, говорил Форд, тем сильнее наша сила притяжения. Тот, кто сосредоточен на своей работе, привлекает к себе все, необходимое для ее завершения. «То, о чем мы постоянно думаем – а весь секрет концентрации состоит именно в этом самом «думании об одном и том же» – притягивается нашими мыслями. Дело как бы развивается само собой, если о нем думать непрерывно. Мысль – это сила».

Любой успешный человек собран, а собранному человеку сопутствует успех. И эта его собранность – дело привычки, навыка.

Основой для упражнения в концентрации может служить любой объект, на который вы направляете внимание. А поскольку мы занимаемся концентрацией не ради забавы, а намерены с ее помощью прояснять для себя определенные вопросы, решать стоящие перед нами задачи, наращивать свои силы желания и воплощения, повышать производительность труда, то давайте вначале займемся лишь теми упражнениями, которые имеют отношение к нашей профессии, нашим жизненным задачам. Иными словами, давайте пойдем простым, уже опробованным и обещающим нам успех трехэтапным путем расслабления, безмолвия и сосредоточения.

 

Расслабление

 

При концентрации непременное условие ее результативности – накопление сил не за счет напряжения воли, а за счет предшествующего ей расслабления, имеющего целью подготовку свободного пространства для сил, которые, возможно, устремятся в него со всех сторон.

«Все течет» – эти слова греческого философа применимы и к нашим мыслям: поток образов, предстающих перед нашим сознанием или остающихся им незамеченным, ни на мгновение не прерывается. То же можно сказать и о существующих в нем встречных течениях и водоворотах. Но нам ничего не стоит создать посреди потока мыслей некий островок безмятежности и, отправившись на него, предаться покою и заняться накоплением сил.

Это островок уединения, здесь мы вступаем в храм безмолвия, чтобы некоторое время побыть наедине с одной-единственной мыслью. Он со всех сторон омывается бурным потоком мыслей, но нас эта неразбериха в виде беспорядочной череды мыслительных образов нисколько не затрагивает.

Такое расслабление и подготовка к концентрации есть не что иное, как раскрытие себя благодатному воздействию тишины. Благодаря такому душевному и телесному расслаблению, погружению в полное безмолвие, затуханию посторонних мыслей, отрешению от всего и всех, благодаря тому, что мы больше ничего не желаем и ничего не боимся, и происходит включение в новый ритм жизни. Расслабление неизбежно становится благотворным фактором.

Практика расслабления подробно описана в пятую неделю обучения в Школе жизни, а потому мы повторим ее сейчас очень кратко, обратив внимание прежде всего на следующие моменты:

1. Внешнее спокойствие. Позаботьтесь о том, чтобы вокруг вас воцарилось спокойствие, избавьтесь от любых помех. Если есть такая возможность, поупражняйтесь в осознанном расслаблении, погрузившись в тишину леса. Для этого лягте на теплую землю и направьте свой взор на тихо качающиеся кроны деревьев, сквозь которые тут и там проглядывает голубое небо – символ мира.

2. Телесное спокойствие. Позаботьтесь о том, чтобы стул, на котором вы сидите, или софа, на которой вы лежите вытянувшись, были удобными, ничто не должно отвлекать мысли, мешать расслабляться и сосредоточиваться. Расстегните одежду, снимите все обтягивающее, тесную обувь и пр.

3. Расслабление тела. Сядьте или лягте в удобной позе и осознанно расслабьте все тело так, как мы этому обучались в пятую неделю. Ощутите, как становятся вялыми руки, кисти, ноги, ступни, туловище, шея. Вначале перестаньте чувствовать свои конечности, затем туловище и, наконец, все тело. В итоге в сознании должна появиться следующая мысль:

 

Я спокоен. Все во мне расслаблено. Я – мир, ритм, гармония!

 

4. Расслабление чувств. Чтобы расслабить глаза, их нужно закрыть. Делать это можно не только во время упражнений на концентрацию, но и в паузах между повседневными делами. Сядьте поудобнее, закройте глаза и приложите к ним ладони, так, чтобы пальцы были скрещены на лбу. Надавливать на глазные яблоки нельзя, но в то же время ни один луч света не должен проникать между пальцами. Попытаемся не только представить, но и почувствовать полную расслабленность глаз, подкрепляя это такими словами:

 

«Вокруг абсолютно темно, полнейшая тьма. Мои глаза отдыхают, поскольку ничего не видно».

 

Такого «видения тьмы», оказывающего чудодейственное расслабляющее воздействие, достигнуть проще, если прежде сосредоточенно посмотреть на черный лист бумаги или на очень черный предмет, а затем представить себе эту черноту, закрыв глаза и наложив на них ладони. Повторив упражнение несколько раз, вы заметите, что тьма эта с каждым разом становится все гуще и глаза расслабляются все лучше и лучше.

И глаза благодарны вам: после каждого такого упражнения взгляд становится менее напряженным, его непринужденность и ясность возрастают.

Для лучшего расслабления глаз нужно следить за тем, чтобы веки смыкались не судорожно, а плавно, будто мы очень устали, подтверждая это следующими словами:

 

«Мои веки устали и отяжелели. Они охотно опускаются. Все мускулы расслаблены. Кругом абсолютно темно и тихо ».

 

Когда глаза по-настоящему отдохнут, их примеру последуют и другие органы чувств. У ушей нет век, и для их расслабления нам потребуется сосредоточиться на мысли, что они устали, напряжение ушло и ничего больше не слышно, что вокруг царят тишина и покой.

5. Спокойствие мыслей. Чтобы успокоить мысли, нужно прежде обратить все свое внимание на ритм дыхания – мы этому учились в третью и пятую недели. Настройка на ритмическое дыхание способствует концентрации, устраняет рассеянность и упорядочивает мышление.

Сосредоточиваясь на дыхании, вы замечаете, как постепенно успокаивается водоворот мыслей, будто в вас медленно затихает и наконец полностью исчезает какой-то звук, как слабеет, иссякает и совершенно прекращается их поток, как разглаживается поверхность моря мыслей, и в нем все яснее отражается ваше Я.

Одновременно внешнее сознание слабеет, и в вас пробуждается внутренняя жизнь.

 

Безмолвие

 

За расслаблением следует безмолвие. Успокаиваются не только мысли, но и чувства, желания. Воля бездействует. Молчат не только губы, но и сердца. Душа благоговеет.

Безмолвствовать – значит с любовью открываться своему внутреннему миру, внимательно прислушиваться к нему. Такое безмолвие не имеет ничего общего с бездеятельной мечтательностью, грезами наяву. Это творческая подготовка к собранности, активное и созидательное неторопливое ожидание. В безмолвии слышится внутренний голос, «шепот богов».

Практика безмолвия проста: когда затихают все мысли, внешний мир как бы исчезает, у вас нет никаких конкретных желаний, из глубин души поднимается тишина, целиком заполняющая вас. Ее не нарушает даже ваше дыхание. С каждым мгновением она все больше наполняется жизнью. Вы чувствуете это и, принимая ее, говорите себе:

 

«Я один – глубоко в себе… Я безмолвствую – во мне тишина – я тишина – молчание – мир. Я – тишина… Я есмь …»

 

Теперь мы уже не думаем о безмолвии, поскольку мы и есть тишина, а этому нет названия. Теперь нужно полностью избыть себя, чтобы осталась одна тишина.

В эти безмолвные секунды вечности появляется ощущение беспредельной близости к источникам нашего бытия; вы ощущаете в себе дыхание Духа жизни и в какой-то момент сами становитесь этим дыханием. И все, кроме Духа жизни, исчезает…

В таком чудесном успокоении и слиянии с Духом жизни вы пребываете несколько минут, принимая благословение безмолвия.

В безмолвии мы возвращаемся к себе, к своему Я, припадая к внутренним источникам силы и мудрости. Погружаясь в тишину и безмолвие, мы приходим в согласие с ритмом жизни, с тем центром нашего постоянно вращающегося колеса жизни, где царит вечный покой и откуда мы повелеваем всеми жизненными бурями.

В безмолвии мы привлекаем божественную силу из духовного мира в мир физический, из потаенных уголков нашей души в наше сердце, наше тело, нашу жизнь. Без тишины большого счастья и успеха не достичь. В безмолвии мы становимся настолько сильны, что можем отводить от себя несчастья и беды. Тишина позволяет нам заглянуть в глубь вещей и обстоятельств и лучше их понять. Она указывает нам самый надежный выход и самый безопасный путь.

Безмолвие – место рождения нового духа, новой жизни, нового спасения и вечной юности. Тишина делает отпущенную нам жизнь полнее и продлевает наши годы. Что такое юность, как не живой поток жизненного духа, устремляющийся в нас и пронизывающий все наше существо!

Тишина – вечная родительница всего великого. Без силы тишины нет созидания, а без благословения – безмолвия духовного роста. В тишине в нас оживает Царство Небесное, именно оттуда оно начинает влиять на нашу жизнь.

Поэтому для ученика Школы жизни тишина вовсе не то, что другие от случая к случаю практикуют в отведенное для этого занятия время, чтобы затем вновь бездумно окунуться в повседневность. Для него она означает осмысленное наполнение каждого мгновения жизни, каждой частички своего каждодневного труда сознанием внутренней сопричастности бесконечному.

Стоит нам только захотеть, и мы будем постоянно жить в этом безмолвии, оставаясь всецело деятельными людьми и мужественно выполняя то, что нам положено. Ибо настоящая тишина не есть нечто протекающее параллельно с внешней жизнью и лишь иногда прерывающее ее привычный ритм, тишина есть то, что, вливаясь во все будничное, придает ему новый облик. Когда в человеке царит тишина, до него доносится журчание потока жизни, и чем бы мы ни занимались, мы постоянно направляем этот поток в свою душу, сердце и руки, побуждая Дух жизни властвовать, желать и действовать вместе с нами и через нас.

Это и есть образ жизни, основанный на осознанном отношении к действительности. Именно он и никакой другой наполняет наше существование смыслом и делает жизнь благополучной.

 

Сосредоточение

 

Когда наша душа успокаивается, мы покидаем свое место у алтаря боготворимого нами единения с вечностью и обращаемся к приделу тишины, чтобы сосредоточиться, то есть осознанно наполнить себя силой мысли о выбранной нами цели.

Но и здесь не обойтись без упражнений, которые помогут нам научиться удерживать и преумножать эту разбуженную силу. Вибрации, возникающие при первой попытке сосредоточиться, часто оказываются недостаточно сильными для того, чтобы придать идеалу необходимую воплощающую силу. Но при второй, третьей, десятой попытке они перейдут в духовный мир подобно волнам от брошенного в воду камня. И все вокруг нас, имеющее такие же устремления, обратится к нам, войдет с нами в резонанс и сольется воедино с нашим волением и нашей силой.

Прежде несколько слов о сущности сосредоточения.

Сосредоточение, фокусировка мыслей в одной точке имеет целью наращивание воплощающей силы представления. Мысль, на которую мы направляем свое внимание, как бы высвечивается лучом прожектора и выделяется из множества прочих мыслей, которые при этом отступают в тень. Она усиливается, подчеркивается и ее сила притяжения возрастает.

Мысль, на которой мы концентрируемся, всегда отчетливее осознается нами и в результате наделяется некой силой, прежде ей несвойственной. Об этом говорят одиннадцатое и тринадцатое правила:

 

Воплощающая сила образа увеличивается по мере нарастания интенсивности и продолжительности направленного на него концентрированного внимания.

 

Тем самым мы увеличиваем силовое поле этого образа и заставляем другие мысли отдавать ему свою силу, выстраиваться в том же направлении, становиться частью него. Собирая мысли в некой точке, фокусируя их, мы накапливаем в духовных сферах мира энергии, предназначенные для определенной цели, создавая себе «невидимых помощников», облегчающих нам воплощение идеала.

Совершенное сосредоточение не сопровождается внутренним напряжением: это тихое парение духа над предметом концентрации, это не застывшая фиксация некой вещи, а спокойный поток мыслей в сторону того, на чем мы сосредоточиваемся, позволение им действовать самостоятельно. Такому потоку не свойственна неподвижность стоячей воды, он живо струится подобно могучей реке, которая увлекает за собой все преграды и вбирает в себя новые притоки, становясь все сильнее и впадая, наконец, в море исполнения задуманного.

Ежедневно упражняясь в такой концентрации мыслей, вы добьетесь того, что боязливость и неуверенность постепенно отступят, полностью теряя над вами свою власть; воображаемые оковы спадут, и вы будете уже не так подвержены нервным срывам, коренящимся по большей части в неправильном мышлении. У вас появятся стальные нервы, какими отличались наши предки. И привычка сосредоточиваться станет незаменимым питательным препаратом для вашей души. «Принимая» его, вы чувствуете, как в процессе концентрации заряжаетесь новыми силами, делающими вас стойкими и достойными успеха.

Собранный человек всегда превосходит несобранного, поскольку способен направить мышление и волю в нужном ему направлении. Он выше обстоятельств и умеет держать себя в руках, в то время как несобранный подчиняется всему, что его окружает.

Дисциплинируя внутренние силы, мы в целом наводим порядок в своей жизни, повышая ее значимость. Оказывается, вовсе не обязательно быть тем, на кого обрушиваются все несчастья, нам под силу управлять собственной жизнью, быть ее действующим, определяющим звеном. В нашей власти быть счастливыми или несчастливыми, субъектом или объектом происходящего. Мы как бы наблюдаем за жизнью с некой возвышенности.

 

* * *

 

Практика правильного сосредоточения проста.

Расслабившись и достигнув тишины и покоя внутри себя, обратите свое внимание и интерес на предмет концентрации: решаемый вопрос, беспокоящее вас событие, желание, которое намереваетесь исполнить. Глаза при этом остаются закрытыми. В сознании нет ничего кроме одной-единственной мысли, интересующей вас более других и полностью владеющей сейчас вашим вниманием.

Благодаря такому обращению к пока что далекому от нас предмету, вы как бы приближаете его к своим глазам, до тех пор пока он не заполнит собой все поле зрения. Одновременно вы его одухотворяете, заряжая положительными эмоциями и радостными чувствами, руководствуясь правилом, сформулированным в восьмую неделю обучения в Школе жизни. Например, концентрироваться на «покое» легче, если представить себе бескрайнюю гладкую морскую поверхность или вообразить себя лежащим на маленькой лесной поляне, всматриваясь в небо, по которому медленно плывет белое облачко, символ глубокого умиротворения.

Продолжаем поддерживать интерес к объекту концентрации, пытаясь обнаружить в нем новые стороны, увидеть его в новых взаимосвязях, не упуская при этом из виду поставленную перед собой цель и стараясь ощутить, как оживает и активизируется мысль о ней.

В практической жизни концентрация проявляется прежде всего в виде внимания, под которым понимается активное обращение сознания на то, что вы в данный момент воспринимаете, ощущаете или представляете, одновременно оставаясь безразличным к другим впечатлениям и мыслям. Ваш дух замирает по стойке «смирно! ». Именно это позволяет человеку овладеть ситуацией. Необходимо настроить себя на успех подобно кузнецу, устремившему все свое внимание на раскаленное железо. Иными словами, во-первых, направлять все свои чувства и силы на определенную цель, а во-вторых, заставлять собственный ум чутко реагировать на все способствующее скорейшему достижению цели. Развивать нужно обе эти стороны нашей внимательности, памятуя, что повторенье – мать ученья.

Излишнее усердие ни к чему. Как только концентрация оказывается чрезмерной и парализует волю, ожидаемое благо превращается во вред. И слишком длительное сосредоточение на чем-то одном тоже приводит к противоположному результату – ослаблению внимания. Необходимо время от времени сознательно отвлекаться и направлять внимание на что-либо другое, тем самым делая концентрацию более интенсивной, чтобы затем с новыми силами устремляться к главной цели. Такими отвлечениями могут быть взгляд в открытое пространство, прогулка, беседа, упражнение на расслабление или непродолжительное чтение.

При правильном упражнении концентрация способствует формированию соответствующих наклонностей, которые по мере их углубления со временем станут привычкой.

Такие упражнения укрепляют силу сопротивления всему отвлекающему и мешающему концентрироваться. Чем чаще мы сосредоточиваемся, тем меньше реагируем на посторонние шумы, чувства и ощущения, становясь менее восприимчивыми к подобным помехам, которые, хотя по-прежнему незаметно воспринимаются нами, но больше нас не волнуют, поскольку отныне не достигают нашего сознания.

Такую нечувствительность к отвлекающим факторам развивают с помощью концентрации на определенных видах шумов; упражнений, основанных на предварительной настройке на них с последующим сознательным исключением их из своего внимания; путем создания положительных эмоций по отношению к звуковым помехам, вызывавшим прежде неприятные чувства. Желаемого результата можно достичь легче и быстрее, если делать вид, будто эти шумы вам приятны. И вскоре вы уже не просто будете «делать безразличный вид», а на самом деле перестанете реагировать. Шум никуда не исчезнет, исчезнет ваша восприимчивость к нему, и он перестанет вам мешать.

Чтобы развить в себе эту нечувствительность будем иногда сами создавать ситуации, затрудняющие концентрацию, и именно в этих условиях пытаться заниматься умственной работой: читать специальные книги, решать задачи, вести серьезные беседы, писать письма. Нам предстоит постепенно научиться концентрировать свое внимание в любых сложных условиях.

 

* * *

 

В заключение несколько слов о том, что способствует концентрации.

Если понаблюдать за работой гениев, художников, поэтов, ученых, как, впрочем, и любых людей, умеющих концентрироваться на своем занятии, то иногда можно заимствовать их методы и приемы самовнушения, позволяющие им не отвлекаться и концентрировать мысли на своем деле.

Нередко эти методы не только помогают им сосредоточиваться, но и способствуют пробуждению творческих сил, повышению работоспособности. Примеров тому множество, ограничимся лишь некоторыми из них.

Аристотель предпочитал заниматься умственной работой и развивать свои идеи, неустанно ходя по дому взад и вперед со скрещенными за спиной руками. Ритм такого хождения выработал в нем соответствующий ритм мышления и пробудил способность последовательно, «шаг за шагом», обдумывать свои мысли.

Бальзак работал в основном по ночам. Как правило, он регулярно отправлялся в постель в 6 часов вечера, вставал в полночь и работал до утра, в перерывах предаваясь своей второй страсти – черному кофе. На время работы он к тому же облачался в белую монашескую рясу, без этого одеяния ему не удавалось добиться плавного течения мыслей.

Гёте любил одинокие прогулки на природе. По его мнению, наилучшие мысли приходят к нам только в одиночестве. Уединенность в лесу, одиночество у моря часто быстрее всего связывают нас с творческими источниками нашего внутреннего естества.

Брет Гарт, автор «Калифорнийских новелл», воодушевлялся тем, что накануне перед тем, как приняться за большую работу, нанимал экипаж и катался в нем всю ночь напролет. Здесь то же стремление к одиночеству и ночной тишине, когда творческое начало в нас проявляется во всей своей полноте.

Гайдн мог сочинять музыку только будучи одетым тщательнейшим образом. Возможно, такая наклонность говорит об имевшемся у него комплексе неполноценности. Но, как бы там ни было, такая привычка скорее всего укрепляла в нем чувство собственного достоинства, она может оказаться полезной и для других людей. Пословица «по одежке встречают» имеет более глубокий смысл и ее можно трактовать так: ты часто становишься таким, каким выглядишь!

Манфреда Кибера [17]больше всего располагала к умственному труду любимая кошка, удобно расположившаяся на его письменном столе.

 

Шиллеру запах гнилых яблок помогал испытывать наивысшую радость творчества.

Английский писатель Стивенсон, стремясь добиться нужного полета мыслей, играл на флейте пикколо.

Вольтер мог работать только когда видел перед собой ровно дюжину хорошо заточенных карандашей.

И подобных приемов бесконечно много.

Отсюда можно сделать вывод, что каждому из нас следует найти свой прием для достижения максимально продолжительной концентрации. Вероятно, тому, кого радуют благовонные запахи, поможет в этом определенный аромат, другой же для пробуждения должного настроения воспользуется той или иной мелодией, а третий, чтобы подольше оставаться собранным, предпочтет какой-нибудь периодический шум, например, тиканье шварцвальдских часов[18]. Подобные приемы помогают достичь требуемого уровня собранности и пробудить достаточную силу воли. Развитием этой силы мы и займемся в следующую неделю нашего обучения в Школе жизни.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.075 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь