Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мусульманское право как разновидность религиозного права



Мусульманское право в своей основе сложилось и оформилось в 7-10 веках в Арабском халифате. Границы халифата определились уже к середине 8 века, просуществовал же он до
13 века. В него в разное время входили Аравия, Сирия, Ирак, Испания, Северная Африка, Египет, Иран, Афганистан, Средняя Азия, Северная Индия, Азербайджан, Армения, Грузия и др. Образование Арабского государства было связано с возникновением новой религии – ислам (покорность). Основателем ее стал пророк по имени Магомет (Мухаммед) около 570 -632гг.

Одновременно с возникновением Арабского халифата формировалось и его право. Уже изначально оно стало важнейшей частью религии ислам, который включает в себя теологию (предписания, догматы культа) и шариат (араб, шариа – «надлежащий путь», «дорога к источнику», «путь следования»), то есть предписания верующим о том, что они должны делать и что не должны, чтобы попасть в рай.

По исламу шариат своим происхождением связан с верховным единственным божеством Аллахом. Именно он создал шариат и довел его до всего арабского общества через своего посланника и пророка Магомета.

Шариат, стал сводом правил поведения для правоверного мусульманина от его рождения до смерти, то есть своеобразным сводом законов мусульманского права. Он содержит религиозные, нравственно этические и правовые нормы, не разделяя их отдельно на религию, мораль и право.

Особенностью мусульманского права является то, что он содержит лишь обязанности, но не права человека. Мусульманское право основано на идее обязательств, а не на правах, которые он может иметь. В этом принципиальное отличие мусульманского права от права европейского, в котором органически сочетаются права и обязанности. Более того, в европейской государственной жизни начало «права» преобладает над началом «обязанности». Основной постулат европейского права: нет прав без обязанностей и обязанностей без прав.

По шариату у каждого мусульманина существует четыре вида обязанностей:

· обязанности перед Аллахом;

· обязанности перед самим собой;

· обязанности перед рабами Аллаха;

· обязанности перед тем, кто принадлежит ему в этом мире.

Шариат содержит множество предписаний, регулирующих почти все сферы жизни мусульман: жить честно, своим трудом, не убивать, помогать бедным, не воровать, не обижать детей, сдерживать данное слово, заботиться о родителях, кормить жену и детей, уметь прощать обиды, не пьянствовать, не увлекаться азартными играми и др.


Мусульманское право делится на две части:

· первая – указывает мусульманину, каким должно быть его поведение по отношению к другим;

· вторая – предписывает обязательства по отношению к Аллаху.

Шариат охватывает шесть научных дисциплин:

· наука о толковании Корана;

· наука, собирающая и изучающая высказывания Магомета;

· наука, изучающая теоретические основы религии ислам (Илм ул – калам);

· наука, изучающая, основы и источники правовых норм;

· наука о применении правовых норм;

· наука о разделе имущества покойного среди его наследников.

Источники мусульманского права. Мусульманское право в основном базируется на 4-х источниках: Коран, Сунна, Иджма, Кияс (Кийас).

1. Незыблемой основой шариата является главная священная книга мусульман – Коран. Он имеет различные названия: Китаб, Мубин, Карин, Калам и др. Всего зафиксировано 55 названий Корана. Основные положения Корана были собраны и записаны спустя более двух десятилетий после смерти пророка Магомета. Уже тогда он был объявлен священной книгой, продиктованной Аллахом самому пророку Магомету. Коран содержит различные проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы и заклинания, назидательные рассказы и притчи.

В Ортодоксальном исламе существует положение о недопустимости перевода Корана на другие языки. Уже в X – XII вв. Коран был переведен на тюркские языки, затем и на европейские. В России Коран был издан на русском языке в начале 18 в.

Наряду с религиозно-нравственными предписаниями, Коран содержит и правовые нормы. В нем от имени Аллаха сказано: «Мы ниспослали его «Коран», как арабский судебник». Около 250 положений Корана имеют значение правовых норм, которые носят преимущественно общий характер. В силу этого Коран не мог являться единственным источником мусульманского права.

2. Второй по важности источник мусульманского права – СУННА. Арабское слово «сунна» имеет множество значений – обычай, нрав, традиции, образ жизни. В отличие от Корана, содержащего отдельные высказывания Аллаха Магомету, Сунна является сборником адатов (ар. Обычаев), традиций, увязанных с действиями и словами самого пророка Магомета. Они были воспроизведены и записаны в 7- 9 вв.

Сунна состоит из нескольких тысяч рассказов, т.е. преданий о поступках и изречениях Магомета. В нее включены и его решения по судебным делам, которые сохранились в памяти его сподвижников, учеников и последователей. Сунна является дополнением к Корану в области права и применяется тогда, когда в Коране нет специальных указаний на разрешение тех или иных казусов из юридической жизни.

Сунна, так же как и Коран, не содержит в себе каких бы то ни было нормативных положений, четких указаний на права и обязанности сторон. В силу этого при рассмотрении конкретных дел судьи предпочитали обращаться к «книгам права», толкованиям известных юристов, нежели к Корану и Сунне.

3. К таким источникам относится Иджма (единодушное мнение, консенсус). Иджма представляет собой согласованное единодушное мнение знатоков ислама об обязанностях правоверных, общее мнение по вопросам, не урегулированных ни Кораном, ни Сунной.

Древние знатоки богословия и права при выработке Иджмы исходили из двух императивов:

· единства и непогрешимости мусульманского общества;

· чистоты и непоколебимости мусульманской веры.

Значение Иджмы состоит в том, что она позволила самостоятельно комментировать мусульманские законы, решать спорные дела, даже по-новому толковать предписания Корана и Сунны и более того – заменять отдельные правила поведения другими более рациональными.

Со ссылкой на Иджму мусульманская юриспруденция нередко освещает новые решения по важным вопросам общественной жизни, которые ранее считались недопустимыми.

4. Важным источником мусульманского права является Кияс (от арабского – сравнение, т.е. решение дел по аналогии). Суть Кияса заключается в применении установленных Кораном, Сунной и Иджмой предписаний к новым, не предусмотренных этими источниками права, случаям. Исследователи юристы указывают на ограниченный характер решения дел по аналогии.

Кроме перечисленных источников права в исламе, некоторые исследователи называют законы, административные акты органов государственной власти, обычаи и соглашений. Другие ученые считают, что они не являются источниками права, но играют роль в эволюции права. Следует отметить, что в мусульманском праве еще в 10 веке закреплена догма: ислам не признает право власти изменять мусульманское право. Власть может издавать только административные акты, в пределах допускаемых мусульманским правом, и не нарушая его.

Следует различать также мусульманское право и право мусульманских государств. Ни одно государство не руководствуется исключительно мусульманским правом, хотя в принципе его авторитет является бесспорным.

Иудейское право

Иудейское право является одной из древнейших религиозных правовых систем, существующих в современном мире. Оно действует на протяжении более чем двух тысяч лет. Некоторые авторы считают, что иудейское право существует более трех тысячелетий.

Иудейское право – это система социальных норм, принципов, религиозных толкований, обычаев и традиций еврейского народа, которые существенно отличаются от всех других правовых систем. Главный отличительный признак иудейского права – бескомпромиссно-отрицательное отношение древних иудеев к чужой религии, а вместе с тем и к ее носителям – «языческим народам» не могло не вызвать соответствующей реакции этих народов по отношению к евреям. Неприятие и отторжение иудейской религии, правил общежития и обычаев иудеев нередко сопровождалось ограничением их в правах и гонением. А это в свою очередь консолидировало еврейский народ.

Во многих европейских странах в средние века был издан целый ряд нормативных актов, которые резко ограничивали права евреев, проживающих на их территории. Например, в Испании в 1492 году был издан декрет, по которому все евреи изгонялись из страны под угрозой смерти и потери имущества. В целях соблюдения чистоты католической веры и искоренения «иудейской ереси» христианам вменялось в обязанность доносить на всех тех, кто посещает синагоги, совершил обрезание, съел то же мясо, что и евреи, или сидел за их столом. 3а несоблюдение этих правил грозило суровое наказание: изгнание из страны, смерть и потеря имущества. В Португалии в это время декретом короля предписывалось запретить иудейский культ, закрыть все синагоги, а евреям было предложено или принять католическую веру или немедленно покинуть пределы Португалии. В России евреям предписывалось жить только на определенной территории. В отношении их существовала так называемая черта оседлости, в пределах которой они проживали и свободно передвигались. Правом свободного передвижения по всей России обладали только евреи, окончившие университет или купцы первой гильдии.

Другой отличительный признак иудейского права – это преимущественно императивный характер, преобладание в его системе прямых запретов, требований, всякого рода ограничений обязанностей по сравнению с правами и свободами субъектов иудейского права.

Несоблюдение обязанностей влекло за собой, как правило, поощрительные санкции.

Поощрительные: 1) я дам вам дожди в свое время и земля и деревья полевые дадут плоды свои; 2) вы будете есть хлеб свой досыта и будете жить на земле своей безопасно; 3) пошлю мир на землю вашу; 4) сгоню лютых зверей с земли вашей и т.д.

В принудительных санкциях совсем другие интонации звучат из уст Моисея для тех, кто не соблюдает указанные обязанности: 1) пошлю на вас ужас, чахлость и горячку от которых истомятся глаза и измучится душ, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их; 2) пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей, истребят скот ваш; 3)наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет; 4)города ваши сделаю пустынею; 5) рассею вас между другими народам и т.д. И в заключение: И погибнете вы между народами, и пожрет вас земля врагов ваших.

Следующий отличительный признак иудейского права – это его объединительная функция, связанная с формированием еврейского сообщества. Религиозная идея заключения договора между Богом и иудейским народом на горе Синай имело общественное звучание: сыновья Израиля являются избранниками Бога, осознание ими своей принадлежности к Яхве, вера в общего Бога превращают их в единый народ. Соблюдение одних и тех же законов, возникших на одной и то: же религиозной основе, объединяло иудеев между собой, независимо от того, проживали ли они на своей исторической родине или в других странах.

Достоевский называл и другие причины и факторы единения иудеев – существование так называемого государства в государстве. В подтверждение своей мысли Ф.М.Достоевский ссылается на одну из заповедей, обращенную к иудеям: «Выйди из народов и составь свою особь и знай, что с сих пор ты един у Бога, остальных истреби, или в рабов обрати, или эксплуатируй. Верь в победу над всем миром, верь, что все покорится тебе. Строго всем гнушайся и ни с кем в быту своем не сообщайся. Вот суть идеи этого государства в государстве, – делал вывод Достоевский.

Можно ли говорить о том, что высказывания древних еврейских пророков устарели и не оказывают влияния на современное иудейское право. Нет, такая точка зрения будет неверной. Даже в декларации независимости Израиля, принятой в 1948 году, закреплено положение: «Государство Израиль основано на принципах свободы, справедливость и мира в их понимании израильскими пророками».

Отличительным признаком иудейского права является его рациональный характер. Мусульманство можно принять, еврей может принять, например, христианство. Иудеем нельзя стать, им можно только родится. Иудейское право не претендует на универсальную или территориальную законность. Оно является персональным правом каждого и всех евреев, независимо от их места постоянного проживания, гражданства и даже веры. Ибо еврей даже тогда, когда он принимает другую веру, все равно остается евреем, хотя он может при этом утратить определенные права.

Основные источники иудейского права.Будучи религиозным по своей природе и характеру, иудейское право имеет и соответствующие этой природе источники. Главным источником иудейского права является Библия (в переводе с греческого – книга). Она представляет собой сборник разновременных и разнохарактерных религиозных сочинений VIII в. до н.э. – II в. н.э., включает мифы о сотворении мира, исторические повествования, отражающие в себе разнообразные социальные, политические и этические воззрения и нормы. По своей структуре Библия распадается на две основные составные части: Ветхий Завет, в состав которого вошли священные книги, которые были написаны до пришествия Христа и лишь пророчески его предизображали; Новый Завет, состоящий из книг, которые возникли уже после пришествия в мир Спасителя. Ветхий и Новый Завет складываются из книг, которые делятся на главы, а последние на стихи.

Источником иудейского права является только Ветхий Завет, который нередко называют еврейской библией. Как известно, христиане признают в качестве Библии Ветхий и Новый Завет. Книги Ветхого Завета делятся на три группы книг. В первую группу книг входят книги Моисея, центральное место в которых отводится законам и правилам жизнедеятельности иудеев. Эту группу священных книг чаще всего называют Пятикнижием Моисея или же Торой. Тора выступает в качестве самостоятельно источника иудейского права. Две другие группы книг носят пророческий и этическо-назидательный характер.

Тора разделяется на пять книг, очевидно, по техническим причинам, так как содержание книги не умещалось на одном свитке. Каждая из них отличается не только своим названием, но и содержанием.

Книга под названием «Бытие» повествует о сотворении мира из хаоса, о рождении человечества и «сынов Израилевых». Любопытно, что рассказ о бытие начинается с момента сотворения мира и человека как такового, в конечном же счете он сводится лишь к истории одного народа – израильтян. В этой книге речь идет не только о бытие как таковом, но и законах проживания и общения иудеев друг с другом.

Остальные книги Пятикнижия: 2) книга «Исход», повествующая об исходе иудеев из Египта; 3) книга «Левит» рассказывает о выделении из иудейского общества привилегированного колена Левитов, в обязанности которых входило отправление ветхозаветного культа; 4) книга «Числа» повествует об исчислении иудейского народа и указывает при этом на некоторые «богодарованные» иудеям через пророка Моисея законы; 5) пятая книга «Второзаконие» является фактически повторением изложенных в прежних священных книгах законов.

В юридической литературе Второзаконие рассматривается как самостоятельный источник иудейского права. Второзаконие содержит заповеди, которые по своему характеру и содержанию подразделяются на два вида: заповеди, устанавливающие обязанности человека перед Богом, и заповеди, регулирующие отношения людей друг с другом.

К числу первых относятся заповеди, запрещающие поклонение перед другими богами, требование не творить себе кумиров, запрещение произносить имя Бога своего напрасно, обязанность святить день субботний.

Ко второй группе заповедей относятся заповеди: почитай отца твоего и матерь твою, не убий, не прелюбодействуй, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего своего, не желай жены ближнего твоего.

Не менее важное значение во Второзаконии, народу с заповедями, авторами Библии и ее толкователями, придается многочисленным и весьма разнообразным постановлениям и законам. «Вот заповеди, постановления и законы, – отмечается в связи с этим во Второзаконии, которые повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы вы поступали так в той земле, в которую вы идете, чтобы овладеть ею».

С помощью законов и постановлений в иудейском обществе регулировались практически все сферы повседневной жизни и деятельности людей. Причем речь шла не только о нормах материального права, но и о нормах процессуального права. С помощью последних устанавливался, например, порядок организации и деятельности иудейских судов. «Если будет тяжба между людьми, – говорится во Второзаконии, – то пусть приведут их в суд и рассудят их, правого пусть оправдают, а виновного осудят». Своего рода процессуальные нормы закрепляли порядок сбора и представления в суде свидетельских показаний: «если кто убьет человека, то убийцу должно убить, по словам свидетелей, но одного свидетеля недостаточно, чтобы судить на смерть».

Законы и постановления, содержащиеся в Пятикнижии, нередко называют «Законами завета» или «Законами Моисея». Последнее должно означать, что автором этих законов, по преданию, исходивших от иудейского Бога ЯХВЕ, фактически является пророк Моисей. Вместе с тем некоторые философы, включая и еврейских, считали, что не все книги Ветхого завета написаны Моисеем. Подобные сомнения высказывает Гоббс, считавший Моисея автором лишь некоторых глав Второзакония; Спиноза называл авторство Моисея «необоснованным и абсурдным».

Одним из важнейших источников иудейского права является Талмуд. Талмуд – это собрание догматических по-своему характеру религиозных, правовых и этических положений и текстов, которые сложились в период с 4 в. до н.э. и вплоть до 5 в. н.э. Талмуд содержит не только священные тексты, но их толкование раввинами. Причем толкования раввинов имеют большую юридическую силу, чем сами священные тексты. В самом Талмуде сказано, что с большим вниманием необходимо относится к словам раввинов, чем к словам Завета, а грехи против Талмуда более тяжки, нежели против Библии.

Законами Талмуда регулируются браки, разводы, имущественные сделки, коммерческие операции, вся жизнь, вплоть до мельчайших деталей одежды и туалета.

Важным источником иудейского права являются религиозные традиции и обычаи. Они сложились в течение многих столетий существования иудейского права и продолжают оказывать на него, а вместе с ним и на израильское светское право значительное влияние и в настоящее время.

Среди источников иудейского права особую значимость имеет такой, необычный для других правовых систем источник, как «наследие». Наследие – это то, что переходит от одного поколения евреев к другому. В качестве примера можно привести стремление многих поколений евреев вернуться на свою историческую родину. Это что-то вроде естественного права иудеев, которое по времени предшествовало возникновению еврейского государства.

Одним из древнейших источников иудейского права является доктрина – писания еврейских богословов, философов относительно понимания и толкования библейских положений и текстов. В настоящее время роль доктрины как источника иудейского права значительно уменьшилась.

Основные принципы иудейского права.Среди составных компонентов иудейского права, равно как и права любой другой правовой системы, важную роль играют принципы права. Традиционно они выступают как основополагающие идеи и положения, которые лежат в основе процесса формирования и развития права, призывают всю систему права и в значительной роли предопределяют сущность, содержание и характер всего права.

Принципы иудейского права не содержатся в открытом и систематизированном виде ни в одном документе или источнике права. Но они достаточно легко распознаются и формулируются в процессе изучения самого права.

Прежде всего, необходимо выделить такой принцип иудейского права как принцип органического сочетания в данной правовой системе религиозного начала с этническим, а позднее, по мере формирования национального – с национальным началом. Этот принцип нашел отражение во многих правовых нормах. Например, первоначально запрещалось вступать в брак с чужеземками и чужеземцами. Согласно другому закону еврея нельзя было вечно держать в рабстве, жестоко обращаться с ним, в то время как в отношении иноземца это дозволялось. Евреям не дозволялось отдавать друг другу под проценты ни серебра, ни хлеба, ничего другого. Что же касается представителей других народов, то это даже поощрялось.

Одним из основных принципов иудейского права является принцип богоизбранности иудейского народа. Данный принцип в различных формах и вариациях прослеживается во многих священных книгах, законах и заповедях, составляющих основу иудейского права. Этот тезис-принцип выражается во многих формулах: «любит вас Господь», «евреи – великий народ, благословенный и угодный Богу»; «Я, Господь, Бог ваш, который отделил вас от всех народов» и т.д.

Еврейский бог Яхве обещал евреям города, которые он не строил, виноградники, которые он не сажал и многое другое, подчеркивая этим превосходство евреев над другими народами.

Заметную роль среди принципов иудейского права играет принцип поддержания верности Богу своему, «истинной вере» и своему народу. Конкретное выражение данный принцип находит, с одной стороны, в святости и непогрешимости иудейского права, а с другой – в приниженности других правовых систем и заведомой греховности неиудейских народов. Отголоски этого принципа слышны и в современном израильском праве. Например, закрепляя принцип свободы вероисповедания в стране, Уголовный кодекс Израиля предусматривает уголовную ответственность за переход из одной религии в другую и даже за искушение верующих одной религии перейти в другую религию.

Иудейское право как подсистема общей системы израильского права. В израильской и зарубежной юридической литературе иудейское право зачастую рассматривается как подсистема семейного, а также всего израильского права. Причем не только и даже не столько как органическая часть израильского права, но и как противоречащая ей или даже конфликтующая подсистема права. Проще говоря, между религиозной и светской системами права имеются существенные противоречия. Один израильский исследователь П.Шифман назвал такое положение «правовой шизофренией». Несмотря на это противоречие, догмы религиозного права лежат не только в основе значительной части текущего законодательства Израиля, но они оказывают также значительное влияние на процесс разработки и принятия конституционных законов. Как известно в Израиле нет писаной конституции. Объясняется это негативным отношением религиозных кругов, которые опасались снижения своего влияния на общественную и религиозную жизнь страны. Таким образом, в Израиле проблемы права и религии не формируются в конституционном порядке и не решаются.

В качестве колоритного примера противоречия между религиозным и светским правом Израиля можно привести такой пример, который касается термина «еврей». Согласно ортодоксальному иудейскому праву, евреем признавались только лица, рожденные матерью-еврейкой и лица, принявшие иудаизм как свою веру и не признающие какой-либо иной веры. В то же время по светскому праву Израиля, евреями являются дети и внуки евреев (т.е. мужа-еврея, супруг или супруга еврея, супруги детей евреев и супруги внуков-евреев).

Изучение церковного, канонического, мусульманского, иудейского права позволяет сделать следующие выводы:

· религиозные правовые системы не составляют единой правовой семьи. Они существенно различаются по содержанию и форме и чужды друг друга;

· религиозные правовые системы представляют собой переплетение права и религии, в них лишь условно можно выделить сугубо юридическую часть;

· с религиозным правом нельзя смешивать позитивное право конкретной страны;

· во многих религиозных правовых системах происходит вестернизация права. Особенно это касается конституционного, административного, трудового права. Все эти отрасли сохранили лишь небольшое число норм сугубо религиозного характера.

Контрольные вопросы к теме №8

1. Каковы основные критерии классификации правовых систем?

2. Каковы отличительные особенности романо-германской правовой системы?

3. Что представляет собой система общего права?

4. Что такое религиозные и традиционные правовые системы?

5. Каковы источники мусульманского права?

6. Каковы основные источники иудейского права?


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Предмет общей теории государства и права.

2. Место общей теории государства и права в системе социальных и юридических наук.

3. Роль общефилософских методов в общей теории государства и права.

4. Методология общей теории государства и права.

5. Теологическая теория происхождения государства и права.

6. Патриархальная теория происхождения государства и права.

7. Договорная теория происхождения государства.

8. Теория насилия.

9. Экономическая теория происхождения государства.

10. Сущность и социальное назначение государства.

11. Понятие и признаки государства.

12. Понятия «суверенитет», «народный суверенитет», «государственный суверенитет».

13. Историческое развитие идей правового государства.

14. Философско-правовое содержание доктрины правового государства.

15. Реализация идей правового государства в законодательстве современных государств.

16. Принципы господства права и верховенства закона.

17. Социальные, политические, юридические аспекты теории разделения властей.

18. Гражданское общество и правовое государство.

19. Сущность права: многообразие подходов.

20. Теоретико-методологические проблемы определения понятия права.

21. Определение права по источнику происхождения юридических норм.

22. Определение права по содержанию прав и обязанностей.

23. Определение права через философские категории (свобода, нравственность, справедливость, равенство и др.).

24. Общая характеристика доктрины естественного права.

25. Генезис теории естественного права.

26. Основные версии естественного права.

27. Понятие правонарушения. Виды правонарушений.

28. Понятие состава правонарушения.

29. Субъект правонарушения.

30. Объект правонарушения.

31. Субъективная сторона правонарушения.

32. Объективная сторона правонарушения.

33. Понятие юридической ответственности.

34. Виды юридической ответственности.

35. Проблемы классификации правовых систем.

36. Основные правовые системы современности.

37. Романо-германская правовая система.

38. Англосаксонская правовая система. Система общего права.

39. Религиозные и традиционные правовые системы.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Базылев Б.Т. Юридическая ответственность (теоретические вопросы). Красноярск, 1985.

2. Барнашов М.Я. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988.

3. Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000.

4. Богдановская И.Ю. Прецедентное право. М., 1993.

5. Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь. Минск, 1999.

6. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. М., 2002.

7. Давид Р., Жоффре-Спинози Д. Основные правовые системы современности. М., 1997.

8. Историческое и логическое в познании государства и права. Л., 1988.

9. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы: Учебное пособие. М., 1999.

10. Козлихин И.Ю. Идея правового государства // История и современность. СПб., 1993.

11. Козлов В.А. Проблема предмета и методологии общей теории права. Л., 1989.

12. Кросс Р. Прецедент в английском праве. М., 1985.

13. Лукич Р. Методология права. М., 1981.

14. Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М., 1985.

15. Манов Г.М. Признаки государства: Новые прочтения. М., 1998.

16. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. Учебное пособие. М., 2001.

17. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 1. М., 2002.

18. Правотворческая деятельность в Республике Беларусь. Минск, 1997.

19. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник. М., 2003.

20. Салыгин Е.Н. Теократическое государство. М., 1999.

21. Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. М., 1988.

22. Чичерин Б.Н. Философия права. СПб., 1998.

23. Шестаев Н.Т., Тульев И.Т. Нормы права. М., 1992.

24. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1970.


 


Учебное издание

 

Широков Анатолий Трофимович

 

 

Общая теория права

Курс лекций

 

 

Ответственный за издание С.С. Жаврид

Художник обложки О.А. Стасевич

Под авторской редакцией

Компьютерная верстка Н.М. Азаревич

 

 

Подписано в печать 4.11.2004.

Бумага офсетная. Формат 1/16.

Печать трафаретная. Усл.печ.л. 12, 32. Уч.-изд.л.13, 25.

Тираж 140 экз. Заказ

 

Академия управления при Президенте Республики Беларусь.
Лицензия №02330/0056905 от 01.04.2004 г.

 

 

Отпечатано в редакционно-издательском центре Академии управления
при Президенте Республики Беларусь с оригинал-макета заказчика.

220007, г. Минск, ул. Московская, 17.

 


[1] Кант И. Соч.: в 6Т, - Т.4 – 4.2. – с. 79

[2] Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. – М., 1997. с. 68

[3] Кант И. Лекции по этике. –М., 2000, с. 270-276

[4] Монтескье Ш. Избранные произведения. – М., 1955, с 288

[5] Чичерин Б.Н. Философия права. – СПб., Наука, 1988, с. 238

[6] Гегель Г.В.Ф. Философия права. – М., Мысль, 1990, с. 279

[7] Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд. т.в.с. 287

[8] Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. с. 639-647

[9] Новгородцев П.И. Сочинения - М.: Раритет, 1995, с. 15-22

[10] Гессен В.М. Теория правового государства. Политический строй современных государств. СПб., 1905. Т. 1. с. 135

[11] Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии и психологии. № 11-12. 1906

[12] Шершеневич Г.Ф. Общая теория права; Котляровский С.А. Власть и право: проблемы правового государства. М., 1915

[13] Платон. Соч. Т. 3.ч. 2.1972. с. 188-189

[14] Козлихин И.Ю. Идея правового государства. История и современность. Санкт-Петербург, 1993, с.98

[15] Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление. М., 1984, с. 41

[16] Шмидт-Асман Е. Правовое государство.//Государственное право Германии.
Т. 1. М., 1994, С 54

[17] Нерсесянц В.С. Философия права. - М., 1997, с.23.

[18] См.: Общая теория права и государства: учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - М., 1994, с.97-98.

[19] Опутанный сетями правовых норм свободный индивид - это всего лишь идеологическая картинка, которая может быть привлекательной, но, увы, далекой от действительности. Эмпирическая свобода индивида вообще не имеет ясного научного содержания.

[20] Виндельбанд В. Избранное: Дух и история.— М.. 1995, с.510.

[21] См.: Кант И. Лекции по этике. - М., 2000, с.270 - 276.

[22] Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической философии права и государства. М., изд-во " Гнозис", 1994, с. 54.

[23] Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. М., 1988, с. 35

[24] Четвернин В.А. Указ. соч. с.34.

[25] Хеффе О. Указ. соч. с. 54.

[26] В переводах древнегреческих авторов и особенно в изложении их взглядов используется термин " естественное право". Такой смысловой перевод нередко приводит к искажению содержания оригинального текста. Например, в работе В.С.Нерсесянца " Право и закон" приводятся следующие выдержки из работы Аристотеля " Политика": 1) " присуща или нет насилию идея права", 2) " всякий закон в основе предполагает своего рода право". В переводе С.А.Жебелева (Аристотель. Политика. М., 1983 // Соч. Т.4.) эти же фразы звучат так: 1) " насилию, кажется, присущ до известной степени элемент добродетели", 2) " весь закон есть нечто справедливое". Очевидно, что В.С.Нерсесянц весьма вольно трактует взгляды Аристотеля, приспосабливая их под проблему соотношения права и закона. В работе " Право и закон" постоянно ставится знак равенства между такими, например, выражениями " законы природы - естественное право", " веления природы - естественное право" и таким образом созданы ложные впечатления, что Аристотель чуть ли не основоположник доктрины естественного права. В философии права словосочетание " естественное право" - это не просто литературное выражение, которому легко можно подыскать синоним, а специальный философско-правовой термин, употребление которого должно соответствовать концептуальным взглядам того или иного автора.

[27] Новгородцев П.И. Право естественное. Словарь Брокгауза и Эфрона. Т.48.
с. 885.

[28] Аннерс Э. История европейского права (пер. со швед.) / Институт Европы. - М., Наука, 1996. с.56.

[29] Рассел Б. История западной философии. - Ростов н/Д., Феникс, 1998. с. 314.

[30] Алексеев Н.Н. Основы философии права. - Спб.: Лань, 1999. с. 37

[31] Рассел Б. Указ соч. с. 705.

[32] Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1956, с.68.

[33] Там же. с. 72.

[34] Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1991. Т.2, с. 98 - 122.

[35] Неотомизм - одно из направлений современной западной философии, развивающее учение Ф.Аквинского применительно к новым историческим реалиям. Наибольшее распространение получило во многих странах в 20 - 60-е годы ХХ века.

[36] Цит. по: Фейербах Л. История философии. Собрание произведений в трех томах. М.: Мысль. 1974. Т.1. с.218.

[37] Юридическая антропология - наука о человеке как социальном существе в его правовых проявлениях, измерениях, характеристиках, она изучает правовые формы общественных отношений в многообразных социально-исторических проявлениях. Юридическая антропология как наука и учебная дисциплина преподается в зарубежных и некоторых российских вузах.

[38] Преступление и наказание в Англии, США, Франции, ФНГ, Японии: Общая часть уголовного права. – М., юрид. лит., 1991, с. 15

[39] Например, понятие «состав преступления» не употребляется в уголовном праве ФРГ. Поэтому перевод слова «tatbegtand» («состав деяния») как «состав преступления» неточен ни по существу, ни по форме.

[40] Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Изд. 2-е. т. 3. – М., 2002, с. 454

[41] Давид Р. Основные правовые системы современности. Ташкент, 1998, с. 49

[42] Марченко М.Н. Курс сравнительного правоведения. М., 2002, с. 316

[43] Давид Р. Основные правовые системы современности. Ташкент, 1998, с. 97

[44] Указ. соч. с. 97

[45] Указ. соч. с. 130

[46] Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное право). М., 1967, с 142

[47] Давид Р. Основные правовые системы современности. Ташкент, 1998, с. 132

[48] Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988, с. 114

[49] Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. Учебное пособие – М. ИДК «Зркало-М», 2001, с. 115

[50] Кох Х., Магнус У., Винклер фон Моренфельс П. Международное правоведение. М.: Междунар. Отношения, 2001, с. 351


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1160; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.159 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь