Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мировоззрение: сущность, структура и, функции



Мировоззрение: сущность, структура и, функции

Мировоззрение - система представлений, понятий, взглядов об окружающем мире. На любой стадии человек (общество) имеет вполне определенное мировоззрение, т.е. систему знаний, идей на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Кроме того мировоззрение включает в себя основные жизненные позиции людей, их убеждение идеалы.

В мировоззрении выделяют 2 уровня:

1. рационально-теоретический

2. жизненно-практический

Философия относится к рационально-теоретическому уровню. Философию необходимо отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то рационально-теоретический создается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека.

Мировоззрение включает 3 компонента:

1. Мироощущение, мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения)

2. Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на уровне рационально-теоретического уровня представлено научными идеями)

3. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания). Мироотношение - совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.

Каждому обществу и эпохе присуще свое мировоззрение. Оно исторически конкретно. Мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариант.

Структура мировоззрения определяет его функции. Их три:

1) гносеологическая (познавательная) функция состоит в том, что мировоззрение дает знание о конечных причинах сущего;

2) аксиологическая (ценностно-ориентационная) функция, позволяющая выработать оценку – отношение к окружающему и происходящему;

3) праксиологическая (практическая) функция, позволяющая стать руководством к действию (человек ведет себя в соответствии со своими мировоззрением).

Эти функции характеризуют мировоззрение в самом общем виде, фиксируя только основное из того, что дает мировоззрение для человеческого существования.

Исторические типы мировоззрения

1. Мифологическое мировоззрение

2. Религиозное мировоззрение

3. Философское мировоззрение

 

Исторические типы мировоззрения

Исторические типы мировоззрения

1. Мифологическое мировоззрение

2. Религиозное мировоззрение

3. Философское мировоззрение

Мифологическое мировоззрение - это такая система взглядов на мир и место человека в нем, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира либо на общественных иллюзиях.

Характеристика мифологического сознания:

1. синкретичность (слитность, нерасчлененность). В любом мифе сосуществуют объективные знания о мире, зачатки религиозных верований, искусства.

2. нечувствительность к противоречиям. Основа мифа - человеческая фантазия.

3. нет причинно-следственных связей между предметами и явлениями

В мифологическом сознании присутствуют:

а) метаморфоза

б) ассоциации (дыхание < => душа, сон < => смерть)

в) телеологичность (связь не от причины к следствию, а от цели к причине)

г) символичность (оперирование не понятиями, а конкретными символами)

д) коллективность (миф - это всегда продукт коллективного сознания)

е) авторитарность (мифы не оставляют возможности для личного проявления индивида и не допускают критики своих положений).

В отличие от мифа философия предлагает иные способы решения мировоззренческих проблем:

1. вместо образа - рациональные понятия

2. философия несинкретична (четкое противопоставление субъекта и объекта)

3. в философии есть причинно-следственные связи.

Религиозное мировоззрение

В рамках любой религии есть системность (система ответов на вопросы). Но философия формулирует свои выводы в рациональной форме, а в религии - акцент на веру. Религия предполагает готовые ответы на вопросы.

Религиозная доктрина не терпит критики. Любая религия предлагает человеку идеалы и сопровождается обрядами и ритуалами (конкретными действиями).

Каждое развитое религиозное учение содержит отпечатки выраженной системности.

Религиозное мировоззрение также характеризуется следующими чертами:

1. символизм (каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление Божественной воли), через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами,

2. носит ценностный характер отношения к действительности (действительность - это пространственно-временная протяженность борьбы добра со злом),

3. время также связано со Священной историей (время до и после Рождества Христова),

4. откровение признается за слово Божье и это ведет к абсолютизации слова (логоса), логос становится образом Бога.

Философское мировоззрение- наука

Возникновение первых научных учений относят к 6 в. до н.э. Философское знание всегда было переплетено с естественнонаучным. Философия постоянно обрабатывала информацию из различных областей познания. В содержание философского знания входят такие понятия как атом, вещество и некоторые общие законы естествознания.

Философия - это рационально-теоретическое мировоззрение. Познание - деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации знаний об объектах. Знание - результат познания.

Система знания считается наукой, если она отвечает определенным критериям:

1. объективность (изучение природных объектов, явлений, взятых самих по себе, независимо от интересов индивида, его субъективности)

2. рациональность - обоснованность, доказательность - в рамках любой науки что-то обосновывается

3. нацеленность на воспроизведение закономерностей объекта

4. системность знаний - упорядоченность по определенным критериям

5. проверяемость - воспроизводимость знаний через практику

Философия не удовлетворяет только 5 критерию (не всякое философское учение может быть воспроизведено через практику), поэтому философия - это наука, но особого рода.

 

 


Проблемное поле философии

Философия как сложившаяся система знаний включает целый ряд проблем, которые она призвана решать. Но центральная мировоззренческая проблема - отношение человека к миру - конкретизируется в философии в основном вопросе: как относится мышление к бытию, сознание к материи, идеальное к материальному.

Проблема – важный вопрос, требующий решения или исследования. Философские проблемы носят открытый характер, они не могут быть исчерпаны и окончательно решены, они раскрывают связь человека с миром его бытия, выражают основные направления самоопределения человека в мире.

Основные проблемы и темы философского мировоззрения:

Онтология – наука о бытии. Что такое бытие? Какова сущность мира?

Два основных подхода к решению проблем онтологии:

1. Материализм – первичной реальностью является материя, а дух вторичен, т. е. возникает из материи. Этапы материализма:

Древнегреческий (античная Греция: Гераклит).

Новое время (17-18 в.; Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза, Ломентрий).

Диалектический материализм Маркса и Энгельса. Мир – это непрерывно развивающаяся реальность.

Во время древнегреческого этапа развития материализма он был наивным: реальность объясняли через ту или иную первооснову, атомы и т. д.

2. Идеализм – первоосновой всего является дух, который порождает материю – весь природный мир.

Виды идеализма:

Объективный (духовная первооснова (первоначало) существует объективно, т. е. независимо от человека. Представители: Платон, Гегель).

Субъективный (принимает в качестве первоначала сознание субъекта (одного человека), мир понимается как представление человека о мире. Представители: Беркли, Юм, Кант).

Основные школы и проблемы древнегреческой философии

Милетская школа

Первая философская школа возникла в г. Милете - прибрежный город, один из центров торговли (7-6 в до н.э.).

Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Все указанные философы использовали один и тот же способ понимания многого: они считали, что в основе мира находится материальная субстанция. Субстанция есть то, что не нуждается для своего объяснения в другом.

Основная идея милетской школы - единство всего бытия. Эта идея выступала в форме тождественной всем вещам единой материальной основы - первопричины " архе".

Фалес считал первоосновой воду - " все происходит из воды и все в нее возвращается". Вода в понимании Фалеса - это " физис" (жидкое состояние вещества). Фалес известен не только как философ, но и как ученый - объяснил причину солнечного затмения, разделил год ни 365 дней, измерил высоту пирамид Хеопса. Самый известный тезис Фалеса - " познай самого себя".

Анаксимандр - ученик Фалеса. Написал трактат " О природе". В качестве " архе" Анаксимандр считал " апейрон" - " то, что помимо элементов", абстрактное, нечто среднее, промежуточное, беспредельное. Апейрон содержит в себе противоположности - горячее и холодное, сухое и влажное и т.д. Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи. Апейрон нельзя увидеть. Апейрон является вечным (не имеет ни начала ни конца во времени).

Анаксимандр первым предложил немифологическую теорию о возникновении Вселенной и примитивную эволюционную теорию происхождения жизни из воды. В начале всего было Бесконечное начало, которое включало в себя все элементы в смешанном виде. Затем из Бесконечного начала образовались первоэлементы - огонь, вода, земля, воздух.

Анаксимен - ученик Анаксимандра. Считал, что все вещи возникли из воздуха и представляют его модификации благодаря сгущению и разрежению. Воздух - это вещество с противоположными качествами. Он родственен душе человека. " Душа приводит в движение тело человека, а воздух - Вселенную".

Мыслители милетской школы рассматривали в качестве первоначала природу и были монистами (считали что все возникло из одного начала).

Милетская школа относиться к Ионийской философии. К ней относится также Гераклит Эфесский.

Гераклит Эфесский - был натурофилософом. Первоосновой всего считал огонь, который " не создан ни людьми, ни богами".

Основные идеи Гераклита:

1. всеобщей изменчивости " все течет, все изменяется". Мир динамичен - " нельзя дважды войти в одну и ту же реку",

2. " постоянство в изменении, тождество в перемене, вечность в преходящем",

3. источником движения, изменения является борьба противоположностей,

4. идея меры - обобщена у Гераклита в понятие о логосе, т.е. объективном законе мироздания (разум, порядок, слово),

5. идея релятивности (относительности свойств и качеств вещей). " Прекраснейшая обезьяна безобразна, если ее сравнить с человеком

Софисты

Следующие представители древнегреческой философии. Буквально " софист" - это " тот, чьей профессией является мудрость". Вся деятельность софистов привела к тому, что под этим понятием стали считать людей, которые учили других одерживать победу в споре. За обучение они брали деньги.

Протогор (5 в до н.э.) - основатель софистики. Его основной тезис - " человек - мера всех вещей". Истина относительна (болезнь - зло для больного, а для врача - благо).

Одна из главных черт софистики - релятивизм. Софисты не признавали объективных критериев и не видели грани между истинным и ложным.

Другая особенность софистики - агностицизм (это философское направление, в основе которого лежит представление о непознаваемости мира).

Элейская школа

Представители: Парменид, Зенон.

Они не только утверждали, но и доказывали, что многое вообще не существует. Мнение о реальности многого, говорили они своим оппонентам, является облаком чувств. Нельзя слепо доверять чувствам: прямая палка на границе вода/воздух кажется изломанной, но она не является таковой. Мнения надо обосновывать, учили элеаты.

Характерным для элеатов является учение о едином бытии - непрерывном, бесконечном, одинаково присутствующей в каждом элементе действительности. Они впервые поставили вопрос отношения бытия и мышления.

Парменид говорил, что " мыслить и быть - одно и то же". Однако он не считал, что бытие и мышление тождественно. Бытие едино и неподвижно. Любое изменение предполагает уход каких-либо качеств в небытие - поэтому бытие неизменно. Путь истины по Пармениду - путь разума. Чувства вводят человека в заблуждение, поэтому в познании нужно опираться на разум.

Центральной идеей Парменида является бытие, соотношение мышления и бытия. Мышление всегда относится к чему-то, ибо без сущего, о котором оно высказывается, мы не найдем мысли. Попробуйте помыслить ни о чем. И вы убедитесь, что это невозможно. Гениальная идея Парменида о том, что нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия. Нельзя отыскать мысль без бытия: мысль без бытия – ничто. Небытие невозможно ни познать, ни высказать, мыслимо лишь сущее. Особо подчеркнуть, что Парменид увязывал духовный мир человека с такими детерминантами, как положение человека и уровень его телесной организации: высшая степень дает и высшую степень мышления. А телесность и духовность совпадают в мировоздании в Боге.

Зенон доказывал неподвижность бытия апориями (логическими парадоксами). Апории Зенона выявляют противоречия, свойственные человеческому сознанию. Апория " летящая стрела": если разделить траекторию движения стрелы на точки, то получается, что в каждой точке стрела покоится.

Все учение элеатов было направлено на разделение чувственного познания изменяющихся вещей и интеллектуального познания, имеющего особый неизменный предмет (бытие). Открытие этого предмета дает возможность для существования философского и вообще точного доказательного знания.

Элеаты ввели в философию следующие категории (основные операционные единицы философии, предельно общие понятия): бытие, небытие, движение.

 

Спор об универсалиях

Универсалии - это общие понятия.

В решении вопроса о природе универсалий философы разделились на 3 лагеря:

1. реалисты - общие понятия (идеи) имеют реальное существование и предшествуют единичным вещам и предметам. Основные представители реализма - Ансельм Кентерберийский и Иоганн Скотт. Реализм - продолжение традиций Платона и его теории идей. Основываясь на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепции о трех видах существования универсалий:

1. до вещей в божественном разуме

2. в самих вещах, как их сущность или форма

3. после вещей, в человеческом разуме, как результат абстракции и обобщения.

2. номиналисты - отрицали онтологическое значение универсалий и утверждали что общие понятия существуют только в мышлении, а не в действительности. Отрицали идею объективного существования общего. Они считали, что универсалии существуют лишь в человеческом разуме, т.е. отрицали не только наличие общего в конкретной вещи, но его существование до вещи. Основные представители - Дунс Скотт, Оккам.

3. концептуализм - умеренная позиция в споре об универсалиях. Отвергался крайний реализм и утверждалось, что в единичных предметах существует нечто общее, выражаемое понятием. Основные представители концептуализма - Фома Аквинский, Петр Абеляр.

Итак, средневековый тип философского мировоззрения носит религиозную окраску. " Философия - служанка богословия". Заслугой этого периода является разработка следующих категорий философии: бытие, небытие, смысл, история (пусть даже с позиций религиозных догматов).

В основе христианства лежит 2 постулата - творение и откровение.

Творение - сотворенность мира и человека Богом из ничего (носить онтологический характер, т.к. отвечает на вопрос о сущности мира и его возникновении).

В христианстве явление Бога рассматривается как соотношение 3 его ипостасей:

1. безначального начала (Бога-отца),

2. Бога-сына (" логос" - смыслообразующий принцип),

3. Святого духа (животворящий принцип).

Откровение - заключается в Священных писаниях. " Познать Бога можно только через его откровения". Религиозное знание отличается от научного. С точки зрения религии познать - значит уверовать. Вера - это социально-психологический принцип, который лежит в основе познания.

Религиозное мировоззрение характеризуется следующими чертами:

1. символизм (каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление Божественной воли), через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами,

2. носит ценностный характер отношения к действительности (действительность - это пространственно-временная протяженность борьбы добра со злом),

3. время также связано со Священной историей (время до и после Рождества Христова),

4. откровение признается за слово Божье и это ведет к абсолютизации слова (логоса), логос становится образом Бога.

 

Критическая философия Канта

Родоначальником немецкой классической философии выступил Кант. Представители – Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах.

В философии Канта выделяют 2 этапа: до критический и критический.

До критический этап - развитие стихийного материализма. Кант занимается вопросами природы. Выдвигает космогоническую гипотезу возникновения солнечной системы из диффузной пылевой материи.

Критический этап начинается с 1770 года. Кант выделяет 2 ствола познания - чувственность и рассудок.

Он преодолевает крайности эмпиризма и рационализма. Сегодня утверждают, что Кант осуществил коперниканский переворот в теории познания. Он рассмотрел процесс познания, как активный. Субъект активен в познании и в своем мышлении, творит мир. Кант выделяет 2 понятия:

- вещь в себе - мир, существующий независимо от нас;

- вещь для нас - это то, что мы знаем об этом мире. Вещь для нас является стороной вещи в себе.

Материалисты обвинили Канта в агностицизме. Идеалисты критиковали Канта за допущение вещи в себе.

Агностицизм (важная особенность кантовской Ф.) учение о принципиальной непознаваемости вещей в себе.

Априоризм (вторая особенность кантовской Ф.) – мир явлений познаётся на основе наличия в сознании врождённых познавательных форм. Познавательные способности:

По сути дела Кант показал в своих понятиях этапы и относительность познания и вопросы практического разума (то что человек должен делать). Отношение к миру:

1) Что я могу знать?

2) На что я могу надеяться?

3) Что я должен делать?

Человек - единство природного и духовного. Он действует в соответствии со своим разумом, как моральное существо, исходя из категорического морального закона, суть которой в следующем: поступай так, чтобы максима (изречение) твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства (поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой).

Разум – способность максимально возможного синтеза, обобщения того, что получено на уровне рассудочной деятельности.

И. Кант выдвинул идею чистого разума: космос, как единство всех физических процессов; душа, как единство всех происходящих процессов. Кант выдвинул идею бога, как безусловно необходимую последнюю причину.

Антиномии (противоречия) чистого разума: они возникают, когда разум выходит за пределы своей компетенции. Кант говорил: «мир как целое не может быть дан в опыте».

Государство должно обеспечивать свободу каждого человека. Такое достижимо только в правовом государстве. В государстве должно существовать разделение властей. Кант проповедует идею вечного мира между народами и отказ от насилия в решении любых вопросов.


Философская жизнь Ф. Ницше

Ницше (1844-1900) – немецкий философ, поэт. Язык его философии - язык символов. Центральным понятием у Ницше является идея жизни. Он родоначальник направления, именуемого философией жизни. В человеке он подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое организменное начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в первую очередь инстинктов. По Ницше, интеллект не познает, а схематизирует мир в той мере, в какой это нужно для практической потребности. Мышление — метафорично, что в наибольшей степени связывает нас с реальностью. Каждый человек по-своему конструирует мир, исходя из своих индивидуальных особенностей: у каждого в голове — своя индивидуальная мифология в условиях его стадного бытия.

Ницше - философ оболганный, запрещенный. Многие сегодня считают Ницше предшественником фашизма. Томас Манн сказал: < Не фашизм - создание Ницше, а Ницше - создание фашизма>. Ницше предвидел создание фашизма, наступление тоталитарного общества и критиковал такую демократию, которая может привести к фашизму.

Плохую услугу восприятию философии Ницше оказала его сестра, которая руководила архивом (Н) после его смерти. В 1934 г архив (Н) посещает Гитлер и беседует с его 90-летней сестрой. Это оказало еще большее влияние на отождествление философии (Н) и фашизма. А Гитлер стал восприниматься как < сверхчеловек Ницше>. Основные идеи нацистской идеологии - пангерманизм, антисемитизм и славянофобия.

НИЦШЕ рассматривал следующие аспекты европейской культуры: дионисийский и аполлоновский. Дионис - бог войны и виноделия в Др.Греции. Дионисийское начало сравнивается с опьянением, которое пробуждает душу, когда человек сливается с природой и близок к глубинам истокам жизни. Аполлон - греческий бог света, солнца, гармонии, искусства. Аполлон - эстетическое и этическое божество. Суть аполлоновского начала - познай самого себя и сторонись чрезмерного. Культура должна быть гармоническим сочетанием этих двух начал. (Н) считает, что европейская культура не смогла осуществить этот идеал. Жизнь (Н) понимает, как всякое движение, становление. Всякому живому присуща тяга к самоутверждению, подчинению себе чужой воли. Основа всего сущего - воля к власти. Она утверждает власть сильных над слабыми. (Н) выступает против уравнительности всех. (Н) пытается переоценивать ценности, особенно христианские. Мораль и идеология христианства - мораль рабов. Был один только христианин, и он умер на кресте. Ницше раскрывает противоречие между учением Иисуса и христианской церковью. Церковь - это единство тварей и творца. Сверхчеловек (Н) - саморазрушение твари в человеке ради созидания творца. Человек должен постоянно побеждать раба в себе. (Н) считал своим антиподом Сократа. (Н) назвал себя однажды < философом неприятных истин>. Мы должны освободиться от морали, чтобы жить морально.

 

Время Пространство Движение

Эти свойства материальных вещей наиболее глубоко выражают связи взаимодействия и единство вещей.

Суть: в обыденной жизни эти понятия не вызывают трудностей. Но в философии рассматриваются некоторые трудности.

Время:

1) нам присуще биологическое чувство времени;

2) мало кто из нас обладает абсолютным чувством времени;

3) чувство времени связано с особенностями организма.

Современная философия также оценивает и пространство. Представление о нем возникло из наших наблюдений. Каждая вещь имеет протяженность, множество вещей существуют рядом.

Пространство - есть протяженность, порядок существования вещей. Имеет три измерения: высоту, длину и глубину. Иногда говорят и о четвертом параметре – времени.

Время – это повторяемость вещей, это их сменяемость, их длительность, ритм, темп существования вещей. Время же это характеристика вещей, как начало и конец, рождение и смерть. Время выражает свойство вещей чередоваться, а не существовать одновременно.

Для понятия времени выделяется понятие – типы времени:

человеческое время (100 лет);

историческое время (тысячи лет);

предысторическое время (млн. лет)

биологическое время (5 млрд. лет)

геологическое время ( 6 млрд. лет)

Космическое время (20 млрд. лет)

Указанные типы времени несоизмеримы. Это относительность времени.

То же самое можно сказать и о пространстве Пространство космоса изменяется в 10 км, а пространство микромира изменяется в 10 см. Т.о. пространство и время взаимосвязаны. Выражением этого единства является движение.

Движение – есть единство пространства и времени. Это перемещение вещей в пространстве и их изменение во времени. Типы движений: 1) механическое; 2) химическое; 3) биологическое; 4) космическое; 5) ядерное.

Все формы движения связаны друг с другом. Хотя они не одинаковы.

Специфика познания

Познание – специфическое человеческое отношение к миру. В процессе познания происходит распредмечивание объекта, перевод его в идеально-знаковую форму. Далее, работая с этими символами, человек получает возможность предвидеть результаты своей деятельности и развития природных явлений.

Познание социально обусловлено, т.е. пропущено сквозь призму социальности.

Познание – это ценность культуры. Поскольку человек в мире действует (преобразует, трансформирует, подгоняет под себя), он нуждается в притоке информации о мире. Преобразовательная деятельность человека сегодня не может осуществляться без опоры не только на обыденное знание, но и на научное знание. Без познания общество не может функционировать. Человек в познании не столько отражает мир, он творит (деятельностная парадигма). Познание – это творческая деятельность. В познании человек ставит цели, конструирует будущее е открывает таким образом для себя возможность творить. Познание, в отличие от других живых существ, – это деятельность творческая, поскольку обеспечивает не адаптацию, а возможность творить. Стимулы и мотивация познания поставляются и генерируются обществом. Для постклассического понимания познания характерен плюрализм. На первый план выдвигается понимание познания как конструирования образов с помощью языка (например, описание модели атома Резерфордом – кто-его знает, как оно там на самом деле есть, что там где крутится вокруг чего и как, а для нас удобно, наглядно).

Познание человеком объективной реальности происходит в различных видах и определенных формах. Основные разновидности познания объективной реальности могут быть представлены как:

Знание - информация об объективном мире природы и общества,

Знание о внутреннем духовно-психическом мире человека,

Знание о целях, задачах, программах (идеально-теоретических) преобразования природного и социально-культурного мира.

Структура знания

Можно структурировать различными способами:

1.

Обыденное (его носителем является каждый человек)

Специализированное (носителем его является определённая группа; это наука, религия, фил, искусство, мифология)

Теоретическое (характеризуется большой степенью общности)

Практическое (прикладное, инженерное)

Личностное, знание-умение (знание-умение, знание того как: пример - велосипедист)

Интерсубъективное, знание-информация (знание того что)

Явное (вербализированное), выраженное

Латентное (невербализированное), в подсознании (растворённое в фигурах опыта, частично пересекается с знанием-умением)

Знание о предмете

Знание о том как получить новое знание (знание о знание) – метазнание. В науке эту роль играет методология различного уровня.

Марксиская концепция

К. Маркс выделил особый тип - экономических отношения – базис общества (над которым возвышал. надстройка( политич, нравственная и т.д.), котор. явл.производственными от экономич. отнош.).(период восходящего капитализма)

Общество как система.

Понятие общества употребляется в двух основных смыслах. Собственно философское значение этого термина таково: общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В истории, социологии и культурологии чаще используется более узкое понятие общества: общество – это определённый этап человеческой истории (родовое общество, общество капитализма) или конкретный социальный организм (французское общество, общество США).

Первыми философами общественные отношения рассматривались по аналогии с кровно-родственными, семейными. Так древнекитайская мысль традиционно смотрела на общество сквозь призму патриархальности. В европейской философии, начиная с Платона и Аристотеля, возникновение общества объяснялось с помощью потребностного подхода. Согласно этому подходу во главу угла ставится неспособность индивида на должном уровне удовлетворить все свои потребности самостоятельно. Тем самым общество – это соглашение о взаимном разделении обязанностей, о взаимном удовлетворении потребностей. Эта концепция лежит в основе теории общественного договора, сложившейся в 16-18 веках.

Теория общественного договора дополняет представление о взаимном соглашении индивидов правовым анализом, а её принципиальная новизна заключается в чётком разделении и даже противопоставлении общества как такового и государства, до XVI века в философии не различавшихся (термин введён Н.Макиавелли). Она является классическим образцом индивидуализма в подходе к анализу социума. Современные индивидуалистические концепции оперируют категорией деятельности, носителем которой является по-прежнему атомарный индивид.

В 19-м веке возникли многообразные концепции социума, ставившие на первое место в его функционировании не индивида, а социальные общности. Максимально крупные общности (классы) выделяет марксистский анализ общества, современная социология большее внимание уделяет малым группам – семье, коллективу.

Так или иначе, нельзя считать эти позиции однозначно несовместимыми, т.к. очевидно, что социум детерминируется как на уровне социальных общностей разного масштаба, так и на уровне индивидов. Это позволяет рассматривать общество как сложную динамическую систему, в которой могут быть выделены подсистемы и элементы.

Элементом общества является личность, то есть социально развитый человек; наиболее крупные его подсистемы — сферы общественной жизни - экономическая (социально-производственная), социальная, политическая, духовная. Экономическая сфера включает в себя прежде всего отношения, складывающиеся между людьми в процессе общественного производства. Социальная сфера — отношения между классами, нациями, социальными группами и другими общностями. Политическая сфера включает в себя деятельность государства, политических партий, общественных организаций, социальных общностей, связанную с борьбой за завоевание, удержанием и функционированием власти в обществе. Духовная сфера – все, связанное с общественным сознанием (наука, искусство, религия и т.д.). Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны и взаимодействуют.

Взаимосвязи сфер образуют основную структуру общества. Между тем в его составе имеются и более мелкие первичные звенья, такие как социальные общности, к которым можно отнести этнические общности (племя, народность, нация), классы, социальные группы, коллективы, семьи и т.д.

Взаимосвязи социальных общностей обычно называют общественными отношениями.

 

Мировоззрение: сущность, структура и, функции

Мировоззрение - система представлений, понятий, взглядов об окружающем мире. На любой стадии человек (общество) имеет вполне определенное мировоззрение, т.е. систему знаний, идей на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Кроме того мировоззрение включает в себя основные жизненные позиции людей, их убеждение идеалы.

В мировоззрении выделяют 2 уровня:

1. рационально-теоретический

2. жизненно-практический

Философия относится к рационально-теоретическому уровню. Философию необходимо отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то рационально-теоретический создается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека.

Мировоззрение включает 3 компонента:

1. Мироощущение, мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения)

2. Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на уровне рационально-теоретического уровня представлено научными идеями)

3. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания). Мироотношение - совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.

Каждому обществу и эпохе присуще свое мировоззрение. Оно исторически конкретно. Мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариант.

Структура мировоззрения определяет его функции. Их три:

1) гносеологическая (познавательная) функция состоит в том, что мировоззрение дает знание о конечных причинах сущего;

2) аксиологическая (ценностно-ориентационная) функция, позволяющая выработать оценку – отношение к окружающему и происходящему;

3) праксиологическая (практическая) функция, позволяющая стать руководством к действию (человек ведет себя в соответствии со своими мировоззрением).

Эти функции характеризуют мировоззрение в самом общем виде, фиксируя только основное из того, что дает мировоззрение для человеческого существования.

Исторические типы мировоззрения

1. Мифологическое мировоззрение

2. Религиозное мировоззрение

3. Философское мировоззрение

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1193; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.133 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь