Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке.



Важное значение для понимания сущности человека имеет вопрос о его происхождении. В современном естествознании чаще всего он решается на основе эволюционной теории Чарльза Дарвина. В своих работах «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.), «Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.) Дарвин обосновал идею появления различных видов животных в ходе эволюционного развития.

В основе эволюции лежит естественный отбор. Главную причину изменения биологических видов Дарвин видел в изменении условий окружающей среды. В процессе борьбы за существование выживают те животные, которые наиболее приспособлены к изменяющимся условиям окружающей среды. Следовательно, человек – это особый биологический вид, который имеет естественное природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими. По Дарвину, мышление человека, способность к труду – это многократно усиленные естественным отбором инстинкты, низшие формы которых есть и у животных. Таким образом, теория Дарвина в определенном смысле «растворяет» человека в животном мире. Дополнить теорию Дарвина попытался Энгельс, который выделил труд как главную причину превращения обезьяны в человека.

Развитие науки в XX в. подтвердило ряд положений теорий Дарвина и Энгельса. Однако вопрос о происхождении человека по-прежнему остается открытым.

По оценкам ученых, человекообразные обезьяны (гоминиды) появились около 3, 5 млн. лет назад. Процесс их превращения в людей (антропогенез) продолжался длительное время и был тесно связан с процессом формирования человеческого общества (социогенез). Человек – это результат антропосоциогенеза.

Человек современного вида Homo sapiens выделился около 50 тыс. лет назад. Выделение человека из животного мира объясняется комплексом природных и социальных факторов. С наступлением похолодания и сокращением площади тропических лесов часть обезьян была вынуждена приспосабливаться к жизни в саванне. Это привело к высвобождению рук и усвоению прямохождения. Свободные руки стали органом для производства и использования орудий труда. Совершенствуя орудия труда, человек совершенствовался сам. Развивался мозг, гортань, органы чувств, изменялась форма черепа. Трудовая деятельность стимулировала общение, что предопределило появление речи. Новые орудия труда позволили перейти от растительной диеты к смешанной, а потребление мяса дало мозгу необходимые вещества для быстрого развития. Использование огня для термической обработки пищи стало важным фактором перестройки человеческого организма.

Существенное значение имело регулирование брачных отношений. Животные стада гоминидов основаны на эндогамии – родственных половых отношениях внутри стада. Антропогенез привел к запрету инцеста и установлению экзогамии, то есть брачных отношений с представителями других сообществ. Запрет инцеста стал первым ограничением, которое имело социально-нравственный характер. Затем последовали запрет на убийство соплеменника, требование поддержания жизни родича, независимо от его физического состояния.

Человек – существо биосоциальное: он является частью природы и неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное составляют единство, и только в таком единстве существует человек. Как биологическое существо, он представляет особый биологический вид и принадлежит к высшим млекопитающим. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии и физиологии. Уступая животным в развитии отдельных органов, человек превосходит их интеллектуально. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к разным условиям существования. Биологическое в человеке не существует в чистом виде, оно социально обусловлено, то есть социальные факторы влияют на генетику человека и его наследственность.

Человека отличает от животных ряд принципиальных особенностей:

способность к изготовлению орудий труда и использованию их как средств производства;

сознательная, целенаправленная, творческая деятельность;

способность к осмысленному образованию сообществ;

организующее насилие по отношению к себе и формирование жизни посредством образов;

наличие высокоорганизованного мозга, мышления, членораздельной речи.

Специфика познавательного человека к миру и многообразие форм познания.

Познание – творческая деятельность человека направленная на получение достоверных знаний о мире. Оно понимается как процесс, деятельность, а знание – как продукт этой деятельности.

Человек выступает как деятельностное существо, способное изменять мир. Для того, чтобы успешно интегрироваться в природную и социальную среду обитания, а также целесообразно и осмысленно преобразовывать ее, человек должен получать адекватное и истинное знание об этой среде, о ее свойствах, отношениях, законах. => Ценность знания велика в техногенном обществе. Познание – это ценность человеческой цивилизации.

Специфика познания

Познание – специфическое человеческое отношение к миру. В процессе познания происходит распредмечивание объекта, перевод его в идеально-знаковую форму. Далее, работая с этими символами, человек получает возможность предвидеть результаты своей деятельности и развития природных явлений.

Познание социально обусловлено, т.е. пропущено сквозь призму социальности.

Познание – это ценность культуры. Поскольку человек в мире действует (преобразует, трансформирует, подгоняет под себя), он нуждается в притоке информации о мире. Преобразовательная деятельность человека сегодня не может осуществляться без опоры не только на обыденное знание, но и на научное знание. Без познания общество не может функционировать. Человек в познании не столько отражает мир, он творит (деятельностная парадигма). Познание – это творческая деятельность. В познании человек ставит цели, конструирует будущее е открывает таким образом для себя возможность творить. Познание, в отличие от других живых существ, – это деятельность творческая, поскольку обеспечивает не адаптацию, а возможность творить. Стимулы и мотивация познания поставляются и генерируются обществом. Для постклассического понимания познания характерен плюрализм. На первый план выдвигается понимание познания как конструирования образов с помощью языка (например, описание модели атома Резерфордом – кто-его знает, как оно там на самом деле есть, что там где крутится вокруг чего и как, а для нас удобно, наглядно).

Познание человеком объективной реальности происходит в различных видах и определенных формах. Основные разновидности познания объективной реальности могут быть представлены как:

Знание - информация об объективном мире природы и общества,

Знание о внутреннем духовно-психическом мире человека,

Знание о целях, задачах, программах (идеально-теоретических) преобразования природного и социально-культурного мира.

Определение и характеристики знания.

Знание является результатом процесса познания. Знание – это некая информация о мире, которая: носит селективный, избирательный характер является упорядоченным опосредованно методами, способами его получения оформлено в виде символических понятий всегда имеет социальное значение признаётся определенной группой людей или обществом в целом Знание содержит в себе культурные программы направляющие человеческую деятельность.

Структура знания

Можно структурировать различными способами:

1.

Обыденное (его носителем является каждый человек)

Специализированное (носителем его является определённая группа; это наука, религия, фил, искусство, мифология)

Теоретическое (характеризуется большой степенью общности)

Практическое (прикладное, инженерное)

Личностное, знание-умение (знание-умение, знание того как: пример - велосипедист)

Интерсубъективное, знание-информация (знание того что)

Явное (вербализированное), выраженное

Латентное (невербализированное), в подсознании (растворённое в фигурах опыта, частично пересекается с знанием-умением)

Знание о предмете

Знание о том как получить новое знание (знание о знание) – метазнание. В науке эту роль играет методология различного уровня.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 868; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь