Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Информационные ресурсы. Информационные технологии. Информатизация.



Содержание

 

§1. Информатизация. 2

§1.1. Информационные ресурсы. Информационные технологии. Информатизация. 2

§1.2. Вопросы этики и права. 5

§1.3. Информационная безопасность. 7

§1.4. Информационная культура. 9

§1.5. Социальные проблемы информатизации общества. 12

§2. Системы управления. 13

§2.1. САУ. Типы систем автоматического управления. 13

§2.2. АСУ. Автоматизированная система. 14

§3. Автоматизированные рабочие места. 16

§4. Режим реального времени. 17

§5. Источники. 18

 

 


 

Информатизация.

 

Информационные ресурсы. Информационные технологии. Информатизация.

 

Информационные ресурсы

 

Информационные ресурсы – это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство.

Это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др.

Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов – трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют.

Например, чем больше книг напечатают, тем больше ресурсов у человечества и будет.

А если рассмотреть полезные ископаемые (как ресурсы), то они с использованием убывают.

 

 

Информационные технологии

 

Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов.

Под технологией материального производства понимают процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения материального продукта.

Информационная технология как аналог технологии переработки материальных ресурсов:

Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию.

 

Определение 1: Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Определение 2: Информационная технология – это совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации.

 

 

Цель технологии материального производства – выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.

Цель информационной технологии – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации.

 

Например. Для выполнения контрольной работы по математике каждый студент применяет свою технологию переработки первоначальной информации (исходных данных задач). Информационный продукт (результаты решения задач) будет зависеть от технологии решения, которую выберет студент. Обычно используется ручная информационная технология. Если же воспользоваться компьютерной информационной технологией, способной решать подобные задачи, то информационный продукт будет иметь уже иное качество.

 

Таблица. Сопоставление основных компонентов технологий:

Компоненты технологий для производства продуктов
материальных информационных
Подготовка сырья и материалов Сбор данных или первичной информации
Производство материального продукта Обработка данных и получение результатов информации
Сбыт производственных продуктов потребления Передача результатов информации пользователю для принятия на ее основе решений

 

 

Информатизация

 

Информатизация общества – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Цель информатизации – улучшение качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда.

Информатизация – это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьёзных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.

 

 

Вопросы этики и права.

 

Социальные нормы – это общие правила поведения, регулирующие общественные отношения между физическими лицами, социальными группами, хозяйствующими субъектами и государством. Эти нормы обеспечивают наиболее гармоничное целесообразное функционирование информационного общества в соответствии с потребностями его развития. Они активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление. Рассмотрим наиболее существенные для регулирования информационных отношений социальные нормы: нормы морали (нравственности), корпоративные и технические нормы.

Компьютерная революция повлекла за собой не только коренные экономические изменения в обществе, но и породила проблемы гуманитарного характера. Перед обитателями киберпространства возникают всё новые возможности и соблазны, свойственное человечеству (в том числе антисоциальные). Поэтому с каждым годом всё острее стоят вопросы регулирования отношений и растёт понимание того, что саморегуляция на основе нравственных (этических) норм является одним из способов сосуществования в виртуальном мире. В обиход вошли понятия компьютерная этика, этика рекламодателей, нэтикет (этика поведения в сети Интернет) и др.

Выражение « компьютерная этика » в известной мере условно, ибо означает не что иное, как моральные кодексы не только компьютерных профессионалов, но и всех пользователей компьютерных систем. И в этом видится отличие компьютерной этики от профессиональной этики других специалистов. Употребление понятия " компьютерная этика" оправдано в том смысле, что оно делает ударение на важности особо тщательно продуманной разработке нравственных норм для всех субъектов информационного общества. Джеймс Мур, один из начинающих рассматривать данную проблему, определяет компьютерную этику как «анализ природы социального воздействия компьютерных технологий на общество, формулирование на этой основе моральных норм и проведение активной политики их внедрения в сознание разработчиков и пользователей компьютерных технологий». Несмотря на то, что соблюдение моральных норм поддерживается только силой общественного воздействия, их наличие необходимо и потому, что исторически на основе норм морали вырабатываются новые и совершенствуются существующие юридические нормы, обеспечиваемые силой государственного воздействия.

Весьма показательно отношение к рассматриваемой проблеме в США. Первый кодекс компьютерной этики был разработан и принят в Институте инженеров электроники и электротехники (IEEE) в 1979 г. Принятие кодекса было продиктовано пониманием того, что инженеры, учёные и технологи результатами своей деятельности определяют качество и условия жизни всех людей в информационном обществе. Поэтому во вводной части кодекса подчёркивается жизненно важная необходимость соблюдения всех норм этики при разработке и эксплуатации средств информационных технологий.

Позднее были разработаны и приняты кодексы этики Ассоциацией разработчиков компьютерных технологий (АСМ), Ассоциацией менеджеров информационных технологий (ДРМА), Ассоциацией пользователей информационных технологий в США (ITAA), Ассоциацией сертифицированных компьютерных профессионалов (ICCP). Кодексы послужили основой для создания специальных курсов, которые сейчас преподаются во всех школах и большинстве университетов.

На основе этических стандартов, используемых в перечисленных кодексах, Международная федерация по информационным технологиям (IFIP) рекомендовала принять кодексы компьютерной этики национальным организациям других стран с учётом местных культурных и этических традиций.

 

Основой всех кодексов служат десять заповедей (подобно библейской нагорной заповеди Иисуса Христа, в которой также содержится десять моральных постулатов).

1. Вы не будете использовать компьютер с целью повредить другим людям.

2. Вы не будете создавать помехи и вмешиваться в работу других пользователей компьютерных сетей.

3. Вы не будете совать нос в файлы, не предназначенные для свободного использования.

4. Вы не будете использовать компьютер для воровства.

5. Вы не будете использовать компьютер для распространения ложной информации.

6. Вы не будете использовать ворованное программное обеспечение.

7. Вы не будете использовать компьютерное оборудование или сетевые ресурсы без разрешения или соответствующей компенсации.

8. Вы не будете присваивать чужую интеллектуальную собственность.

9. Вы будете думать о возможных общественных последствиях программ, которые Вы пишите или систем, которые Вы разрабатываете.

10. Вы будете использовать компьютер с самоограничениями, которые показывают Вашу предупредительность и уважение к другим людям.

 

Во всех кодексах наряду с перечисленными заповедями и общечеловеческими моральными нормами (честное исполнение своих обязанностей, профессиональная и социальная ответственность, повышение квалификации, расовое равноправие и т.п.) содержатся нормы, основанные на соблюдении четырёх главных моральных принципов:

· privacy (тайна частной жизни)

· accuracy (точность)

· property (частная собственность)

· accessibility (доступность)

Модель компьютерной этики, основанная на этих принципах, получила название РАРА по первым буквам слов, составляющих сущность модели.

· Принцип « прайвеси » несёт важную смысловую нагрузку. Он выражает право человека на автономию и свободу в частной жизни, право на защиту от вторжения в неё органов власти и других людей. Соблюдение этого принципа особенно важно в связи с созданием многочисленных автоматизированных банков данных, содержащих различные сведения о личности. Поэтому одной из главных моральных норм создателей и пользователей информационных систем должно быть обязательство по соблюдению конфиденциальности доверенной информации.

· На принципе « accuracy » основаны нормы точного соблюдения инструкций по эксплуатации систем и обработке информации, честного и социально-ответственного отношения к своим обязанностям.

· Принцип « property » означает неприкосновенность частной собственности и является основой имущественного порядка в экономике. Следование этому принципу означает соблюдение права собственности на информацию и норм авторского права.

· Принцип « доступности » к информации, один из главных принципов информационного общества, определяет право граждан на информацию и предполагает доступность каждого субъекта общества к информационным технологиям и к любой, необходимой для него информации, разрешённой для доступа, в любое время и в любом месте.

 

Перечисленные принципы нашли отражение и в «Национальном кодексе деятельности в области информатики и телекоммуникаций», разработанном Торгово-промышленной палатой Российской Федерации. Кодекс распространяется на все виды деятельности – производство, продажу, пользование средствами информатики и телекоммуникаций. Кодекс определяет, что эта деятельность должна быть законной, пристойной, честной и правдивой.

 

Юридические и физические лица, действующие в области информатики и телекоммуникаций, добровольно принимают на себя следующие бессрочные обязательства.

1. Не производить, не копировать и не использовать программные и технические средства, не приобретённые на законных основаниях.

2. Не нарушать признанные нормы авторского права.

3. Не нарушать тайны передачи сообщений, не практиковать вскрытие информационных систем и сетей передачи данных.

4. Не извлекать прибыль от использования товарного знака, принадлежащего другой фирме или продукции.

 

Кодекс включает и другие моральные нормы и открыт для добровольного присоединения любого физического или юридического лица, действующего в области информатики или телекоммуникаций. Кодекс хранится в депозитарии Торгово-промышленной палаты. К сожалению, публикация кодекса не вызвала большого интереса и широкого обсуждения проблем компьютерной этики среди российских специалистов и пользователей.

 

Особые этические нормы выработались среди пользователей Internet. В преамбуле сетевого кодекса этики говорится «Internet не подлежит цензуре и управляется правилами нэтикета (производное от net – сеть и etiquette – этикет)».

Правила гласят:

1. Не рекомендуется делать тех вещей, которые не поощряются в цивилизованном обществе – ругаться, оскорблять людей, разжигать национальную рознь, подбрасывать подмётные письма, взламывать пароли.

2. Не рекомендуется писать сообщения в верхнем регистре (эквивалент громкого крика).

3. Новым пользователям группы новостей рекомендуется прочитать файл часто задаваемых вопросов, прежде чем их задавать (ЧаВо).

4. Не рекомендуется использовать специальные значки из сочетаний знаков препинаний для выражения эмоций (: -( - мне грустно, : -) - это была шутка и др.). Примечание: по крайней мере, при участии в серьезных обсуждениях.

5. Запрещается распространение рекламы через группы новостей.

6. Пользователи, нарушающие нэтикет, могут получить флеймы (предупреждения), указывающие на их ошибки поведения.

7. Если же неэтичные действия будут продолжаться, то пользователь рискует получить массу ненужной информации, что может полностью лишить его возможности работы в сети.

 

Действенность этических норм в обществе определяется:

· отношением к проблеме государственных органов,

· уровнем самосознания каждого индивида,

· мерой и способами общественного воздействия в случае их нарушения.

 

В США, Австралии, Великобритании и других европейских странах созданы институты, исследующие проблемы социального воздействия компьютерных технологий на личность и общество, разрабатывающие соответствующие рекомендации и нормы и методы их внедрения в общественное сознание.

 

Анализируя практику использования информационных технологий в России, с сожалением приходится констатировать, что как специалисты, так и пользователи, часто нарушают общепринятые нормы компьютерной этики. По разным оценкам, уровень использования пиратского программного обеспечения в России достигает 90%, в то время как в странах, где уделяется достаточное внимание проблемам этического использования информационных технологий, этот уровень не превышает 30%. Достаточно часто предпринимаются попытки несанкционированного доступа в защищаемые информационные системы, многие начинающие программисты считают своей доблестью написать программу-вирус, в компьютерных магазинах можно свободно приобрести вредоносные программы. Поэтому одной из задач информационного общества является пропагандирование и разъяснение норм компьютерной этики.

 

Один из последних законов: «Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[1].

 

 

Информационная культура.

 

Информационная культура (ИК) - достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворенности людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации, обеспечивающей целостное видение мира, предвидение последствий принимаемых решений.

 

Системы управления.

 

Определение: Система управления – это устройство или набор устройств для манипулирования поведением других устройств или систем.

 

Объектом управления может быть любая динамическая система или её модель. Состояние объекта характеризуется некоторыми количественными величинами, изменяющимися во времени, т.е. переменными состояниями. В естественных процессах в роли таких переменных может выступать температура, плотность определенного вещества в организме, курс ценных бумаг и т.д. Для технических объектов это механические перемещения (угловые или линейные) и их скорость, электрические переменные, температуры и т.д. Анализ и синтез систем управления проводится методами специального раздела математики – теории управления.

 

Системы управления разделяют на два больших класса:

  • Автоматизированные Системы Управления (АСУ) (с участием человека в контуре управления);
  • Системы Автоматического Управления (САУ) (без участия человека в контуре управления).

 

 

Замкнутые САУ

В замкнутых система автоматизированного регулирования управляющее воздействие формируется в непосредственной зависимости от управляемой величины. Связь входа системы с его выходом называется обратной связью. Сигнал обратной связи вычитается из задающего воздействия. Такая обратная связь называется отрицательной.

Разомкнутые САУ

Сущность принципа разомкнутого управления заключается в жестко заданной задающим устройством программы управления, т.е. не учитывается управлением влияние возмущений на характеристики процесса и осуществляется без контроля результата. Примеры таких систем: компьютер, часы, магнитофон и т.п. В свою очередь различают:

  • Разомкнутые по задающему воздействию
  • Разомкнутые по возмущающему воздействию

 

 

САУ. Характеристика САУ

 

В зависимости от описания переменных системы делятся на линейные и нелинейные. К линейным относятся системы, состоящие из элементов описания, которые задаются линейными алгебраическими или дифференциальными уравнениями.

Если все параметры уравнения движения системы не меняются во времени, то такая система называется стационарной. Если хотя бы один параметр уравнения движения системы меняется во времени, то система называется нестационарной или с переменными параметрами.

Системы, в которых определены внешние (задающие) воздействия и описываются непрерывными или дискретными функциями во времени относятся к классу детерминированных систем.

Системы, в которых имеет место случайные сигнальные или параметрические воздействия и описываются стохастическими дифференциальными или разностными уравнениями относятся к классу стохастических систем.

Если в системе есть хотя бы один элемент, описание которого задается уравнением частных производных, то система относится к классу систем с распределенными переменными.

 

 

Примеры систем автоматического управления

 

В зависимости от природы управляемых объектов можно выделить биологические, экологические, экономические и технические системы управления.

 

В качестве примеров технического управления можно привести:

  • Системы дискретного действия или автоматы (торговые, игровые, музыкальные).
  • Системы стабилизации уровня звука, изображения или магнитной записи. Это могут быть управляемые комплексы летательных аппаратов, включающие в свой состав системы автоматического управления двигателя, рулевыми механизмами, автопилоты и навигационные системы.
  • ...

 

 

Режим реального времени.

 

В физическом и химическом эксперименте виртуальные приборы обычно работают в режиме реального времени.

 

Определение: Под реальным временем подразумевается режим, позволяющий виртуальному инструменту выполнять измерения и управлять процессами с такой скоростью, при которой задержки получения компьютером данных и управления исполнительными механизмами не нарушают ход эксперимента и не искажают измерений.

 

В цепи операций «сбор данных - обработка – управление» сигнал проходит по разным шинам компьютера, работающим на разных частотах. Не всегда заранее известно время, которое потребуется на обработку данных и подачу очередного управляющего сигнала. Особенно значительным источником неопределенности в обеспечении режима реального времени является работа операционной системы. Операционные системы персонального компьютера оптимизированы не для управления приборами реального времени, а для обеспечения многозадачности – способности операционной системы выполнять несколько задач на одном процессоре так, чтобы пользователю казалось, что все задачи выполняются одновременно. Временные интервалы, выделяемые операционной системой разным «одновременно» выполняемым задачам, согласуются с субъективным восприятием одновременности событий человеком. В физическом и химическом эксперименте интервалы, в течение которых операционная система занята обслуживанием другой задачи или обеспечением своей работоспособности, часто оказываются чрезмерно большими. Разработчикам виртуальных приборов приходится преодолевать ограничения многозадачных операционных систем и минимизировать роль неопределенности продолжительности обработки данных, осуществляемой в реальном времени.

Наиболее легкий для разработчика виртуального прибора способ обеспечения режима реального времени заключается в передаче функции предварительной обработки специальному процессору, обслуживающему ввод и вывод данных. Однако в эксперименте, допускающем неточности синхронизации в пределах одной микросекунды, выведение предварительной обработки измерений из подчинения центральному процессору не всегда оправдано. Во-первых, стоимость системы ввода и вывода данных, работающей автономно от центрального процессора, на порядок увеличивает стоимость аппаратной части прибора. Во-вторых, центральный процессор в этом варианте режима реального времени используется неэффективно.

Современные процессоры персональных компьютеров имеют ряд встроенных ресурсов для обеспечения режима реального времени в виртуальных приборах. Один из них – таймер высокого разрешения, измеряющий временные интервалы в тактах процессора (имеется в процессорах, начиная с Pentium). Разумеется, точность измерения времени в ходе эксперимента не так высока, из-за неизбежных задержек в более медленных, по сравнению с процессором, каналах передачи данных. Однако синхронизация ввода, вывода и предварительной обработки данных процессором с точностью до 1 мкс легко достижима, даже при использовании недорогих плат АЦП-ЦАП и не очень быстрых процессоров (рисунок).

Типичные флуктуации длительности ввода данных, а также циклов " измерение - предварительный анализ - управление" при прямом управлении платами АЦП-ЦАП процессором Pentium 100 МГц. G.A. Ragoisha " Data acquisition and control in a user-mode real-time system for electrochemical equipment automation", Dedicated Systems Magazine, 2000, 2, 34.

 

Реализация режима реального времени на программном уровне, с помощью центрального процессора, в итоге дает возможность создавать сложные приборы без использования дорогостоящего оборудования. В методе потенциодинамической электрохимической импедансной спектроскопии используется именно этот тип режима реального времени (измерения и управление исполнительными механизмами осуществляются центральным процессором с помощью аналого-цифровых и цифроаналоговых преобразователей).

 

 


 

Источники.

 

  1. Сайт википедии. http: //ru.wikipedia.org
  2. http: //pdeis.at.tut.by/rt_ru.htm
  3. http: //www.ssti.ru/kpi/informatika/Content/biblio/b1/inform_man

 

 


[1] Смотри файл «13. Federalni zakon RF.doc»

[2] Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: Введение в курс: Учеб. пособие для вузов культуры и искусства / Под ред. И.И. Горловой; Краснодар. гос. акад. культуры. - Краснодар, 1996. - С. 141

[3] Например, http: //nii.art.kemerovonet.ru/index.php? trg=unesco/1

[4] http: //www.ito.su/2001/ito/I/1/I-1-15.html (Старовикова И.В. Компоненты информационной культуры личности)

Содержание

 

§1. Информатизация. 2

§1.1. Информационные ресурсы. Информационные технологии. Информатизация. 2

§1.2. Вопросы этики и права. 5

§1.3. Информационная безопасность. 7

§1.4. Информационная культура. 9

§1.5. Социальные проблемы информатизации общества. 12

§2. Системы управления. 13

§2.1. САУ. Типы систем автоматического управления. 13

§2.2. АСУ. Автоматизированная система. 14

§3. Автоматизированные рабочие места. 16

§4. Режим реального времени. 17

§5. Источники. 18

 

 


 

Информатизация.

 

Информационные ресурсы. Информационные технологии. Информатизация.

 

Информационные ресурсы

 

Информационные ресурсы – это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство.

Это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др.

Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов – трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют.

Например, чем больше книг напечатают, тем больше ресурсов у человечества и будет.

А если рассмотреть полезные ископаемые (как ресурсы), то они с использованием убывают.

 

 

Информационные технологии

 

Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов.

Под технологией материального производства понимают процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения материального продукта.

Информационная технология как аналог технологии переработки материальных ресурсов:

Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию.

 

Определение 1: Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Определение 2: Информационная технология – это совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации.

 

 

Цель технологии материального производства – выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.

Цель информационной технологии – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации.

 

Например. Для выполнения контрольной работы по математике каждый студент применяет свою технологию переработки первоначальной информации (исходных данных задач). Информационный продукт (результаты решения задач) будет зависеть от технологии решения, которую выберет студент. Обычно используется ручная информационная технология. Если же воспользоваться компьютерной информационной технологией, способной решать подобные задачи, то информационный продукт будет иметь уже иное качество.

 

Таблица. Сопоставление основных компонентов технологий:

Компоненты технологий для производства продуктов
материальных информационных
Подготовка сырья и материалов Сбор данных или первичной информации
Производство материального продукта Обработка данных и получение результатов информации
Сбыт производственных продуктов потребления Передача результатов информации пользователю для принятия на ее основе решений

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.095 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь