Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 7 Философия – Абхидхея



Девять методов бхакти

Преданное служение бесконечно разнообразно. Тем не менее, для нашего блага ачарьи описали его основные разновидности или методы. Регулируемое преданное служение вайдхи-бхакти наиболее часто описывается как имеющее шестьдесят четыре компонента, девять компонентов или пять компонентов. С первой и последней категоризацией можно подробно познакомиться в Нектаре Преданности. Здесь же мы остановимся на т.н. наванга-бхакти или девяти методах преданного служения. Эти девять методов преданного служения описаны в Шримад Бхагаватам великим преданным Прахладой Махараджей. Шрила Прабхупада дал блестящий развернутый комментарий к этому стиху. Поэтому мы просто приведем его здесь с небольшими сокращениями, вызванными тем, что позже нам еще предстоит более подробно обсудить эти и другие практические аспекты преданного служения.

Шримад Бхагаватам 7. 5.23-24

шри прахрада увача

шраванам киртанам вишнох
смаранам пада-севанам
арчанам ванданам дасйам
сакхйам атма-ниведанам

ити пумсарпита вишнау
бхактиш чен нава лакшана
криета бхагаватй аддха
тан манйе 'дхитам уттамам

«Прахлада Махараджа сказал: Слушание и о трансцендентного святого имени, формы, качеств, окружениии и игр Господа Вишну, памятование их, служение лотосным стопам Господа, оказание Господу почтительного поклонения, поднося ему шестнадцать видов атрибутов, вознесение молитв Господу, стать его слугой, считать Господа своим лучишм другом, и посвящение всего Ему (другими словами, служение Ему телом, умом и словами) – эти девять методов составляют чистое преданное служение. Тот, кто посвятил свою жизнь служению Кришне посредством этих девяти методов, является самым ученым человеком, ибо он обрел полное знание».

Комментарий Шрилы Прабхупады: Когда отец попросил Прахладу Махараджа рассказать что-нибудь из того, чему он научился, он посчитал наилучшим то, что он узнал от своего духовного учителя, в то время как то, чему учили его мирские учителя Шанда и Амарка, он посчитал бесполезным. Бхактих парешанубхаво вирактир анйатра ча (ШБ 11.2.42) Таковы признаки чистого преданного служения. Чистого преданного интересует лишь преданное служение, а не материальные дела. Чтобы нести преданное служение, следует всегда быть занятым слушанием и воспеванием о Кришне или Господе Вишну. Метод поклонения в храме называется арчана. Мы объясним здесь, как это делать. Следует с полной верой принять слова Кришны, который говорит, что Он лучший друг и благожелатель каждого (сухрида сарва-бхутанам). Преданный считает Кришну единственным другом. Это называется сакхйам. Пумсанпита вишнау. Слово пумса означает " всеми живыми существами". Нет такого, что только брахман или мужчина может нести преданное служение Господу. Это может делать каждый. Как подтверждается в Бхагавад-гите (9.32), стрийо ваишйас татха шудрас те 'пи йанти парам гатим: хотя женщин, ваишйев и шудр считают менее разумными, они также могут стать преданными и вернуться домой, назад к Богу.

Иногда, совершая жертвоприношения, человек, занимающийся деятельностью ради ее плодов, согласно обычаю, предлагает результаты Вишну. Но здесь говорится: бхагаватй аддха: необходимо непосредственно предлагать все Вишну. Это называется саннйаса (а не просто нйаса). Триданди-саннйаси носит три данды, обозначающих кайа-ману-вакйа – тело, ум и слова. Все это следует поднести Вишну, и тогда можно начать преданное служение. Карми сперва совершают какие-либо благочестивые деяния, а затем формально или оффициально предлагают результаты Вишну. Настоящий же преданный сперва вручает себя Кришне – телом, умом и словами -- а затем использует свое тело, ум и слова в служению Кришне в соответствие с тем, как Он того желает.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура в своей Татхйе дает следующее объяснение. Слово шравана обозначает направлять слуховое восприятие на святое имя и описания формы, качеств, окружения и игр Господа, как они объясняются в Шримад Бхагаватам, Бхагавад-гите и других подобных писаниях. Получив эти послания на слух, следует запомнить эти звуки и повторять их (киртанам). Смаранам обозначает стараться понять все больше и больше о Верховном Господе, а пада-севанам обозначает заниматься преданным служением лотосным стопам Господу в соответствии с временем и обстоятельствами. Арчанам означает поклоняться Господу в храме, а ванданам означает приносить почтительные поклоны. Ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру. Ванданам обозначает намаскуру – приносить поклоны или возносить молитвы. Считать себя нитйа-кришна-даса, вечным слугой Кришны, называется дасйам, а сакхйам обозначает быть доброжелателем Кришны. Кришна хочет, чтобы каждый вручил себя ему, поскольку по своей природе каждый является Его слугой. Поэтому, будучи искренним другом Кришны, следует проповедовать эту философию, прося каждого вручить себя Кришне. Атма-ниведанам обозначает приносить все Кришне, включая тело, ум, разум и все, что у нас есть.

Искренние усилия совершать эти девять методов преданного служения формально называются бхакти. Слово аддха обозначает " непосредственно". Не следует уподобляться карми, которые занимаются благочестивой деятельностью, а затем формально предлагают результаты Кришне. Это карма-канда. Не следует стремиться к результатом своих благочестивых поступков, но следует полностью предаться, и затем действовать благочестиво. Другими словаи, следует действовать для удовлетворения Господа Вишну, а не своих собственных чувств. Таково значение слова аддха, «непосредственно»

анйабхилашита-шунйам
гьяна-кармадй-анавритам
анукулйена кришнану-
шиланам бхактир уттама

«Следует нести трансцендентное любовное служение Верховному Господу Кришне благосклонно, и без желания материальной выгоды или обретения чего-либо посреством кармичской деятельности или философских размышлений. Это называется чистым преданным служением». Следует просто удовлетворять Кришну, не поддаваясь влиянию знания или деятельности ради плодов.

Гопала-тапани Упанишад говорит, что слово бхакти означает «заниматься преданным служением Верховной Личности Бога и никому больше». Эта Упанишад описывает, что бхакти – это несение преданного служения Верховной Личности Бога. Чтобы совершать преданное служение, следует освободиться от телесной концепции жизни и стремлений обрести счастье, поднявшись на высшие планетные системы. Другими словами работать просто ради удовлетворения Верховного Господа, без желания материальной выгоды, – это называется бхакти. Бхакти также называют нишкармой, или свободой от результатов кармической деятельности. Бхакти и нишкарма находятся на одном уровне, хотя преданное служение и деятельность ради ее плодов выглядят почти одинаково.

Исполнение всех девяти различных методов, провозглашенных Прахладой Махараджем, узнавшего их от Нарады Муни, может и не требоваться. Если преданный совершает лишь один из них без отклонения, он может достичь милости Верхвной Личности Бога. Иногда можно заметить, что когда мы совершаем один из этих процессов, к нему примешиваются и другие. Здесь нет ничего страшного для преданного. Исполнение преданным любого одного из этих девяти процессов (нава-лакшана) является достаточным, остальные восемь включаются в него. Теперь давайте обсудим эти девять различных методов.

Шраванам.

Слушание святого имени Господа (шраванам) – это начало преданного служения. Хотя любой из девяти методов достаточен, в хронологическом порядке, слушание святого имени Господа является началом. И действительно, оно существенно. Как провозгласил Господь Шри Чаитанйа Махапрабху, чета-дарпана-марджанам: благодаря воспеванию святого имени Господа мы очищаемся от материальной концепции жизни, которая происходит из-за грязных гун материальной природы. Когда грязь из глубины нашего сердца вычищается, мы можем осознать трансцендентные качества Господа, а когда мы сможем понять Его трансцендентные качества, Мы сможем понять спутников Господа. Таким образом преданный все дальше и дальше продвигается к полному пониманию Господа, пробуждаясь к осознанию святого имени, трансцендентной формы и качеств Господа, Его окружения и всего связанного с Ним. Поэтому хронологический процесс – это шраванам киртанам вишнох. Тот же процесс хронологичесчкого понимания справедлив в случае воспевания и помятования. Когда мы слышим воспевание святого имени, формы, качеств и окружения Господа из уст чистого преданного, это приносит большое удовольствие. Шрила Санатана Госвами запретил нам слушать воспевание искуственного преданного или же непреданного.

Слушание Шримад Бхагаватам считается самым важным процессом слушания. Шримад Бхагаватам полна трансцендентного воспевания святого имени, и поэтому воспевание и слушание Шримад Бхагаватам трансцендентным образом исполнены нектара. Преданный может воспевать и слушать то трансцендентное святое имя Господа, которое его привлекает. Можно воспевать святое имя Господа Кришны, или мождно воспевать святое имя Господа Рамы или Нрисимхадевы (рамади-муртишу кала-нийамена тиштхан). У Господа есть бесчисленные формы и имена, и преданные могут медитировать на ту форму и воспевать то имя, которые его привлекают. Лучше всего слушать святое имя, форму и т.д. от чистого преданного тех же склонностей, что и мы. Другими словами, тому, кто привязан к Кришне, следует воспевать и слушать других чистых преданных, которые также привязаны к Господу Кришне. Тот же принцип приненяется к преданным, которых привлекает Господь Рама, Господь Нрисимха и другие формы Господа Поскольку Кришна является окончательной формой Господа (кришнас ту бхагаван свайам), лучше всего слушать об имени, форме и играх Господа Кришны от реализованного преданного, которого в особенности привлекает форма Господа Кришны. В Шримад Бхагаватам великие преданные, такие как Шукадева Госвами, в деталях описали святое имя, форму и качества Господа Кришны. Не слушая о святом имени, форме и качествах Господа, невозможно ясно понять остальные процессы преданного служения. Поэтому Шри Чаитанйа Махапрабху рекомендует воспевать святое имя Кришны. Парам виджайате шри-кришна-санкитранам. Если нам выпадет удача слушать из уст реализованных преданных, мы легко добьемся успеха на пути преданного служения. Поэтому слушание святого имени, формы и качеств Господа существенны.

В Шримад Бхагаватам (1.5.11) есть следующий стих:

«Стихи, описывающие имя, форму и качества Анантадевы, бесконечного Верховного Господа, способны уничтожить все греховные реакции всего мира. Поэтому, даже если такие стихи нескладно написаны, преданные слушают их, повторяют, и принимают их как абсолютные и авторитетные». В этой связи Шридхара Свами замечает, что чистый преданный пользуется возможностью общаться с другим чистым преданным, стараясь слушать от него о святом имени, форме и качествах Господа. Если такой возможности нет, он воспевает и слушает святое имя Господа в одиночку.

Киртанам

Выше описывалось слушание святого имени. Теперь давайте постараемся понять воспевание святого имени, второй компонент по порядку. Такое воспевание рекомендуется совершать очень громко. В Шримад Бхагаватам Нарада Муни говорит, что он без стыда начал странствовать по всему свету, воспевая святое имя Господа. Подобным же образом, Шри Чаитанйа Махапрабху советовал:

тринад апи суничена
тарор апи сахишнуна
аманина манадена
киртанийах сада харих

Преданный может спокойно воспевать святое имя Господа, ведя себя смиреннее травы, будучи терпеливее дерева, и оказывая почтение каждому, не ожидая почтения ни от кого. Такие качества облегчают воспеваие святого имени Господа. Каждый может с легкостью совершать процесс трансцендентного воспевания. Даже если мы физически неразвиты, считаемся ниже всех остальных, лишены материальных достоинств, или не слишком продвинуты в благочестии, воспевание святого имени принесет нам благо. Аристократическое рождение, хорошее образование, прекрасные черты тела, богатства и подобные результаты благочестивой деятельности – все это не нужно для прогресса в духовной жизни, ибо можно с легкостью продвигаться, просто воспевая святое имя. Из авторитетных Ведических произведений мы узнаем, что в особенности в этот век, Кали-югу, люди обычно живут недолго, имеют исключительно дурные привычки, и склонны принимать неавторитетные методы преданного служения. Более того, их всегда тревожат материальные проблемы, и они очень неудачливы. При таких обстоятельствах, следование другим процессам, таким как ягья, дана, тапах и крийа – жертвоприношениям, благотворительности и т.д. -- и вовсе невозможно. Поэтому рекомендуется:

харер нама харер нама
харер намаива кевалам
калау настй ева настй ева
наствй ева гатир анйатха

«В это вер ссор и лицемения единственным средством освобождения является воспевание святого имени Господа. Нет иного пути. Нет иного пути. Нет иного пути». Просто, воспевая святое имя Господа, мы сможем идеально прогрессировать в духовной жизни. Это наилучший процесс достижения успеха в жизни. Воспевание святого имени не менее могущественно и в другие эпохи, но в особенности в этот век, Кали-югу, оно исключительно могущественно. Киртанад ева кришнасйа мукта-сангах парам враджет: просто воспевая святое имя Кришны, мы получаем освобождение и возвращаемся домой, назад к Богу. Поэтому даже если мы в состоянии совершать другие процессы преданного служения, необходимо принять воспевание святого имени в качестве главного метода прогресса в духовной жизни. Йагьяих санкиртана-праайаир йаджанти хи сумедхасах: тем, чей разум очень остр, следует принять этот метод воспевания святых имен Господа. Однако не следует придумывать различные способы воспевания. Следует серьезно придерживаться воспеванию святого имени в соответствии с рекомендацией писаний: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

Воспевая святое имя Господа, следует остерегаться десяти оскорблений. (ЯНД: мы рассмотрим их позднее) Из уст Санат-кумара мы можем понять, что даже если человек совершает разнообразные суровые оскорбления, если он примет прибежище у святого имени Господа, он освобождается от своей оскорбительной жизни. В действительности, даже если человек ни чем не лучше, чем двуногое животное, он будет освобожден, Если примет прибежище святого имени Господа. Поэтому следует остерегаться совершения оскорблений лотосных стоп святого имени Господа...

Следует быть очень кротким и смиренным для того, чтобы посвящать свои желания и воспевать молитвы, прославляющие святое имя, такие как айи мукта-кулаир упасйа манам и нивритта-таршаир упагийаманад. Следует воспевать такие молитвы, чтобы освободиться от оскорблений лотосных стоп святого имени.

Смаранам

После регулярного совершения процессов слушания и воспевания, и после того, как наше сердце очищается, рекомендуется смаранам, памятование. В ШБ (2.1.11) Шукадева Госвами говорит Царю Парикшиту:

етан нарвидйамананам
иччхатам акуто-бхайам
йогинам нрипа нирнитам
харер наманукиртанам

«О Царь, для великих йоги, которые полностью оставили все мирские связи, для тех, кто желают всяческих материальных наслаждений, и для тех, кто черпают удовлетворение в самих себе благодаря трансцендентному знанию, рекомендуется постоянное воспевание святого имени Господа». В соответствии с различными взаимоотношениями с Верховной Личностью Бога, существует разнообразие наманукиртанам, воспевания святого имени и таким образом в соответствии с различными взаимоотношениями и расами существуют пять видов памятования: а) начало исследования в области поклонении конкретной форме господа, б) сосредоточение ума на предмете и устранение других вещей из поля думания, чувствования и желания, в) сосредоточение на конкретной форме Господа (это называется медитацией), г) непрерывное сосредоточение ума на форме Господа (это называется дхруванусмрити, или совершенная медитация), и д) пробуждение влечение к сосредоточению на конкретной форме (это называется самадхи или транс).Сосредоточение ума на конкретных играх Господа в конкретных обстоятельствах также называется памятованием. Потому самадхи, транс, может осуществляться пятью различными способами в соответствии с нашими взаимоотношениями с Ним. Более узко, сосредоточением ума называется транс преданных находящихся на нейтральной стадии.

Пада-севанам

В соответствии с нашими вкусом и силой вслед за слушанием, Воспеванием и памятованием может прийит пада-севанам. Мы достигаем совершенства в памятовании, когда постоянно думаем о лотосных стопах Господа. Сильная привязанность к мыслям о лотосных стопах Господа называется пада-севанам. Когда мы в особенности придерживаемся методу пада-севанам, этот метод постепенно начинает включать в себя другие методы, такие как видеть образ Господа, прикасаться к образу Господа, обходить вокруг образа или храма Господа, посещать такие места, как Джаганнатха Пури, Дварака и Матхура, чтобы увидеть образ Господа, и омываться в Ганге или Ямуне. Омовение в Ганге и служение чистому Ваишнаву по-другому называются тадийа-упасанам. Это тоже пада-севанам. Слово тадийа означает «находящийся в связи с Господом». Служение Ваишнавам, Туласи, Ганге и Ямуне включаются в категорию пада-севанам. Все эти методы пада-севанам помогают нам очень быстро прогрессировать в духовной жизни.

Арчанам

После пада-севанам приходит метод арчанам, поклонения Божеству. Если нас интересует метод арчанам, нам без сомнения необходимо принять прибежище у истинного духовного учителя и научиться у него этому методу. Есть множество книг по арчане, в особенности Нарада-панчаратра. В эту эпоху для арчаны, поклонения Божествам, в особенности рекомендуется система панчаратры. Существует две системы арчаны – система бхагавата и система панчаратрики. В Шримад Бхагаватам нет рекомендаций относительно поклонения панчаратрики, поскольку в эту Кали-югу, даже без поклонения Божествам все можно совершенным образом исполнять просто путем слушания, воспевания, помятования и поклонения лотосным стопам Господа. Рупа Госвами говорит:

Махараджда Парикшит достиг спасения, просто слушая, а Шукадева Госвами достиг спосения, просто воспевая. Прахлада Махараджа достиг спасения, помня Господа. Богиня процветания, Лакшмидеви достигла спасения, поклоняясь лотосным стопам Господа. Притху Махараджа достиг спасения, поклоняясь Божеству Господа. Акрура достиг спасения, вознося молитвы, Хануман, неся служение, Арджуна, установив дружбу с Господом, а Бали Махараджа – посвятив все служению Господу». Все эти великие преданные служили Господу, следуя конкретному методу, но каждый из них достиг спасения и стал досостойным вернуться домой, назад к Богу. Это объясняется в Шримад Бхагаватам.

Поэтому инициированным преданным рекомендуется следовать принципам Нарада-панчаратры, поклоняясь Божеству в храме. Путь поклонения Божествам в особенности очень рекомендуется преданным-домохозяевам, богатым по материальным меркам. Богатый преданный-домохозяин, не занимающий свои заработанные деньги в служении Господу, называется скупцом. Не следует нанимать оплачиваемых брахманов для поклонения Божествам. Если человек лично не поклоняется Божествам, а нанимает пуджари, он считается лентяем, и его поклонение Божествам считается искусственым. Богатый домохозяин может достать роскошные атрибуты для поклонения Божествам, и поэтому для преданных-домохозяев поклонение Божествам является обязательным. В нашем движении сознания Кришны есть брахмачарии, грихастхи, ванапрастхи и саннйаси, но поклонение Божествам в храме должны в особенности заниматься домохозяева. Брахмачарии могут ездить с санньяси и проповедовать, а ванапрастхам следует готовиться к следующему укладу жизни, санньясе. Однако преданные-грихастхи обычно занимаются материальной деятельности, и поэтому если они не занимаются поклонением Божествам, их падение более или менее неизбежно. Поклонение Божествам означает строгое следование правилам и предписаниям. Это позволит быть устойчивым в преданном служении. Обчно у домохозяев есть дети, и тогда женам домохозяев следует заниматься заботой о детях, как например женщины-учителя заботятся о детях в школе.

Преданные-грихастхи обязательно должны принять арчана-видхи, или поклонение Божествам в соотвествии со своими условиями и указаниями, данными духовным учителем. Что касается тех, кто не могут заниматься поклонением Божествам в храме, в Агни Пуране есть следующее утверждение. Каждый преданный-домохозяин, который в силу обстоятельств не может заниматься поклонением Божествам, должен по меньшей мере видеть поклонение Божествам, и таким образом он тоже сможет достигнуть успеха. Особой целью поклонения Божествам является поддерживать себя всегда в чистом и опрятном состоянии. Преданные-грихастхи должны быть действительными примерами чистоты.

Поклонение Божествам должно продолжаться вместе со слушанием и воспеванием. Поэтому каждая мантра начинается со слова намах. Во всех мантрах содержатся особые потенции, которыми должен воспользоваться преданный-грихастха. Есть множество мантр, начинающихся со слова намах, но если мы воспеваем святое имя Господа, мы получаем результаты повторения слова намах много раз. Воспевая святое имя Господа, мы можем достичь платформы любви к Богу. Кто-то может спросить, в чем тогда необходимость получения инициации? Ответ в том, что хотя воспевание святого имени достаточно, чтобы прогрессировать в духовновй жизни до уровня любви к Богу, тем не менее, Поскольку мы обладаем материальным телом, мы восприимчивы к осквернению. Вследствие этого делается особый акцент на арчана-видхи. Поэтому следует регулярно пользоваться обоими процессами – бхагавата и панчаратрики.

Поклонение Божествам делится на две части, а именно чистое и смешанное с кармической деятельностью. Для устойчивых преданных поклонение Божествам является обязательным. Соблюдение различных фестивалей, таких как Шри Джанмаштами, Нрисимха-чатурдаши также включается в метод поклонения Божествам. Другими словаи для преданных-домохозяев соблюдение этих фестивалей является обязательным...

Ванданам

Хотя молитвы являются частью поклонения Божествам, их можно рассмотерть отдельно, подобно другим компонентам, таким как слушание и воспевани, и поэтому даются отдельное описание. Господь обладает безграничными трансцендентными качествами, и тот, кого трогают эти качества Господа, которые Он проявляет в разнообразной деятельности, возносит молитвы Господу. Таким образом он достигает успеха. В той связи упомянаются некоторые оскорбления, Которых следует избегать: а) кланяться, касаясь пола одной рукой, б) кланяться, будучи полностью одетым, в) показывать спину Божествам, г) приносить поклоны слева от Божеств, д) приносить поклоны очень близко к Божествам.

Дасйам

В отношении помощи Господу в роли слуги есть следующее утверждение. После многих многих рождений, когда мы понимаем, что являемся вечными слугами Кришны, мы можем освободить других из этой вселенной. Если мы просто продолжаем считать себя вечным слугой Кришны, мы достигнем успеха даже без совершения других процессов преданного служения, ибо просто через эти чувства мы можем совершать все девять процессов преданного служения. (ЯНД: Дасйам означает выполнять приказания Господа, будучи его верным слугой. Приказ, который отдал Господь Чайтанья всем Своим преданным – распространять повсюду послание сознания Кришны.)

Сакхйам

В связи с поклонением Господу в роли друга, Агастйа-самхита утверждает, что преданный, совершающий преданное служение посредством шраванам и киртанам, иногда хочет видеть Господа лично, и по этой причине, он поселяется в храме. В другом месте говорится: «О мой Господь, Верховная Личность и вечный друг, Хотя ты исполнен блаженства и знания, Ты стал другом жителей Вриндавана. Как же удачливы эти преданные! » В этом высказывании слово «друг» используется для обозначения сильной любви. Поэтому дружба лучше, чем быть слугой. На стадии, находящейся выше, чем дасйа-раса, преданный принимает Верховную Личность Бога в роли своего друга. В этом ет ничего изумительного, ибо когда сердце преданного чисто, благоговение, с которым он поклоняется, уменьшается, и проявляется спонтанная любовь к Личности Бога. В этой связи Шридхара Свами упоминает Шридаму Випру, выражавшего про себя чувство признательности, думая: «Пусть я буду связан с Кришной узами дружбы жизнь за жизнью». (ЯНД: Когда преданный становится более зрелым, а его вера – твердой, то он всецело посвящает себя проповеди миссии Господа. Он хорошо знает сокровенное желание Господа и поэтому действует, как Его верный друг и доброжелатель.)

Атма-ниведанам

Слово атма-ниведанам описывает стадию, на которой у преданого, не имеющего иных мотивов, кроме служения Господу, вручает все Господу и совершает все свои действия только чтобы принести удовольствие Верховной Личности. Такой преданый подобен корове, о которой полностью заботится хозяин. Когда о корове заботится хозяин, ее не беспокоит, как она будет жить. Такая корова всегда предана своему хозяину, и никогда не поступает независимо, действуя лишь на благо хозяина. Поэтому некоторые преданные считают посвящение своего тела Господу атма-ниведанам, и как говорится в книге под названием Бахкти-вивека, иногда атма-ниведанам называют посвящение души Господу. Лучший пример атма-ниведанам можно найти в случае Бали Махараджа и Амбариши Махараджа. Иногда атма-ниведанам можно обнаружить в поведении Рукминидеви в Двараке. (ЯНД: Подобно сакхйам, атма-ниведанам – это метод, который доступен лишь для преданных, находящихся на высоких ступенях преданного служения. Тем не менее, мы должны стремиться к нему. Более подробно о безраздельном вручении себя Господу – в следующей главе.)

Задание 153. Перечислите в обратном порядке на санскрите девять методов преданного служения

Задание 154. Почему метод шраванам называется основным?

Задание 155. Приведите примеры великих преданных, достигших совершенства, следуя одному из девяти методов преданного служения.

Задание 156. Какие из девяти методов преданного служения удается практиковать Вам?


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь