Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие общества. Основные концепции общественного развития.



Общество – это продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов. Общество выстроено на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов.

В социальной философии исторически сложились следующие основные концепции общественного развития: 1)социологический идеализм (сознание, дух, идея определяют общественное бытие людей); 2)географический детерминизм (географические условия являются определяющим фактором общественного развития); 3)исторический материализм (основой общественного развития являются материальные условия жизни людей, прежде всего - производство материальных благ); 4)биологический детерминизм (основой общественного развития является биологическая природа человека); 5)психологизм в понимании общественной жизни (объяснение социальных процессов исходя из психологии больших социальных групп); 6)техницизм (абсолютизация роли техники в развитии общества).

 

Понятие культуры и цивилизации. Социокультурное многообразие как ценность современной цивилизации.

Культура рассматривается философией как творческая деятельность людей во всех сферах бытия и сознания. Она также может рассматриваться как совокупность накопленных в данном обществе знаний, умений, навыков и правил поведения, социальных норм и ценностей. Важнейшими составляющими культуры являются язык, знаковые системы, используемые людьми для общения и взаимодействия друг с другом. Усвоение культуры осуществляется с помощью обучения. Культура создается, культуре обучаются.

Цивилизация – это заключительная стадия развития культуры, ее расцвет и начало вырождения.

???????

Глобальные проблемы современной цивилизации и их классификация.

Особенности глобальных проблем:
1) Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира.
2) Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.
3) Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.
4) Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.

К глобальным проблемам совр. цивилизации относятся:

1) Проблема предотвращения войны и утверждения мира на земле - ненасильственный мир без ядерного оружия создает все предпосылки для научного и практического решения остальных глобальных проблем в условиях международного сотрудничества. На военные расходы тратится очень много денег, которые можно было бы с большей пользой использовать в других нуждающихся отраслях.

2) Проблемы, вызванные экологическим кризисом. Есть мудрая индийская пословица: " Когда вы убьете последнего зверя и отравите последний ручей, тогда вы поймете, что ни бумажными купюрами, ни золотыми монетами питаться нельзя". Представьте, если бы деревья давали Wi-Fi сигнал. Мы бы сажали так много деревьев, что, наверное, спасли бы планету. Жаль, они производят лишь кислород, которым мы дышим.

3) Демографические проблемы (популяционистские и депопуляционистские). если население растет темпами 1 % в год, то " демографические инвестиции" в экономику должны составлять 4 %.идет интенсивный прирост не " рабочих рук", а вначале " ртов". медико-биологических проблемах современного человечества. " достижения" генной инженерии могут выйти из под контроля.

4) Проблемы человеческой духовности (образования, здравоохранения, культуры) и бездуховности (потери общечеловеческих ценностей как внутренних ориентиров человека).

5) Проблема преодоления отрицательных последствий НТР, компьютерной революции, информационного взрыва. (Человек ставится наравне с высокоорганизованной техникой.)

6) Проблема преодоления человеческой разобщенности, вызванной различным экономическим, политическим, духовным развитием стран и народов.

Проблема человека в философии(человек, личность, индивид, индивидуальность).

Человек - это субъект общественно-исторической деятельности и культуры или, точнее, субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную (биопсихосоциальную) систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами.

Индивид - это единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.

Личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами ее развития (сущностным основанием) являются не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые. Для личности характерны осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей.

Индивидуальность - это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность по своей сущности социальна, но по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь.

Индивидуальность раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой среди других.

 

Досократовская философия: школы и представители.

Основные центры развития: г.Милет, г.Эфес, г.Элей, г.Самос, г.Обдер.

Милет и философия милетской школы: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Фалес - первый из 7 греческих мудрецов. Он считал, что первооснова и сущность мира - вода и обосновывал: все произошло из воды, все включает в себя воду и все в конце концов превратится в воду. Фалес первый определил продолжительность года в 365дней, время солнцестояния и равноденствия, открыл факт движения звезд, определил фазы луны. Анаксимен: первоначало - воздух. Анаксимандр: первоначало - апейрон - нечто бесконечное и неопределенное, что присуще всем телам окружающего нас мира.

г.Эфес: Гераклит: «все течет, все изменяется», в одну реку дважды войти нельзя. Первоначало - огонь.

г.Элей: Ксенофан, Парменид, Зенон. Дальнейшая рационализация знаний, мысленное понятие бытия. Бытие - то, что есть, оно вечно, не возникает и не уничтожается. Зенон: приемный сын Парменида. Известен своими апориями. Апория - отсутствие выхода, тупик, непреодолимая трудность, которая возникает в процессе познания. Зенон считал, что материал, даваемый нам нашими чувствами, логически нельзя осмыслить; выдвинул 45 апорий против многообразия и против движения. Смысл апорий Зенона заключается в том, каким образом внутреннюю противоречивость движения непротиворечиво отразить в языке.

Досократовский этап заканчивается Демокритом.

 

Этика и диалектика Сократа.

Сократ(469-399 гг до н. э.) - вначале примыкал к софистам, потом становится ярым их критиком. Сократа считают выдающимся философом всех времен и народов. Сократ сам ничего не писал; свои мысли излагал, общаясь с разнообразными людьми. О Сократе мы знаем по тому, что писали о нем его ученики - Ксенофонт и Платон. «Письменность делает знания внешними и мешает глубокому внутреннему миру».

Философия Сократа. Важнейшая филос. проблема - человек, его нравственные качества и сущность человеческого знания. «Познай самого себя! ». Исследование природы - бесполезное занятие. Даже если мы знаем законы, мы не можем изменить их действие(космологический скептицизм). Познав человека, человек получает такие знания, какие ему нужны. Главным являются вопросы этики, этический рационализм - Сократа. Сократ - абстрактный философ справедливости. С. исследует понятия нравственности и пытается дать этим понятиям определения. По мнению Сократа, нравственным человек может быть только тогда, когда знает, что такое добродетель. Знание — предпосылка нравственного. Подлинная нравственность — это познание блага. Главные добродетели в человеке: мудрость, справедливость и умеренность. Он считал, что злые поступки совершают те, кто не знают. Вопросно-ответный метод - диалектика. Д.- это искусство достижения философских истин, искусство постановки вопросов и нахождения ответов на них. Он разговаривал с различными людьми и наводил человека через диалог на истину. С. - основоположник индуктивного метода познания. Метод Сократа - майевтика - родовспоможение.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 4102; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь