Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия и её предмет. Роль в обществе



Философия и её предмет. Роль в обществе

План:

1) Философия, как форма общественного сознания, исторический тип мировоззрения, функции философии

2) Философия и частные науки. Специфика философского знания

3) Основной вопрос философии. Материализм и идеализм как направления философии

4) Проблема познаваемости мира философии. Агностики и оптимисты

5) Проблема развития и взаимосвязи. Метафизика и диалектика

Сам термин философии означает: «любовь к мудрости». В Древней Индии термин философии означает «видение и стили».

Понятие философии в современном языке:

Ø размышления о жизни

Ø философом мы называем человека, который любит размышлять

Ø светское знание в противовес религиозному

Ø особая специфическая форма общественного сознания, отражающая особый контекст

Ø это мировоззрение

Ø особый вид научного знания

Почему люди философствуют?

1) Древняя Индия (Платон) – начало философии в удивлении, изумлении.
Аристотель – мы удивляемся, когда узнаём собственное невежество по какому-либо вопросу. Мы испытываем радость узнавания. В основе философии лежит любознательность.

2) Средневековье (Авпекий Августин) IV-V вв н. э. – люди познают Бога и нашу зависимость от него.
Соловьёв, Аквинский, Флоренский, Булгаков.

3) Новое время, XVII в. (Томас Гоббс, Декарт, Эсбенен) – надо познать природу, чтобы стать господином.

4) Древняя Греция (Сократ) – философствуем, чтобы познать себя.
Радищев, Чернышевский.

Что такое философия?

Аристотель:

а) какой предмет науки

б) взаимодействие с другими науками

в) зачем она нужна человеку

Предмет философии

5 точек зрения на предмет философии в историческо-философском смысле

1) Аристотель говорит: «Философия – наука о первых началах и причинах всего сущего». С ним солидарен Гегель (XIX в): «Это наука о сущем сама по себе». Понятие первоначала – это субстанция. Субстанция – некое бытие, обладающее следующими характеристиками:
а) то, откуда всё возникло

б) то, из чего всё состоит

в) то, куда обратно всё возвратится

Субстанция вечна. Антология – учение о бытии.

2) Предметом философии является ответ на вопрос об отношении нашей мысли о мире к самому этому миру, то есть проблема познаваемости мира. Джон Локк, Беркли, Давид Юм, Иммануил Кант (XVII-XVIII вв). Философия – наука, исследующая наши познавательные способности, а также отвечающая на вопрос об источниках и границах нашего познания. Эта версия представлена как гносеология

3) Сократ, софисты; Чернышевский, Толстой. Познай самого себя, чтобы изменить. Антропология – учение о человеке.

4) Средневековые философы. Предмет философии – это познание Бога.

5) Позитивизм. Агюст Конт (30-40 г. XIX в.). «Долой метафизику»; «Наука сама себе философия». Надо заменить вопрос «почему? » вопросом «как? ». Анализ языка науки – непозитивизм.

Предмет философии человека:

1) Откуда появился человек

2) Кто он такой

Философия – особая система знаний о мире и месте человека в этом мире. Философия – особая форма духовного освоения мира, учение об общих принципах пребывания человека в мире, взаимодействие с ним и его преобразование.

Зачем человеку философия?
Функции философии

Функция – способ действия, проявления активности той или иной системы, общий тип решаемых ею задач.

1) Мировоззренческая

2) Методологическая

3) Идеологическая

Мировоззренческая функция философии.

Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир и самого себя.

Уровни мировоззрения:

1) Мироощущение

2) Мировосприятие

3) Миропонимание

1 уровень мировоззрения – мироощущение. Знание непосредственное. Образ конкретный, наглядный, яркий, односторонний.

2 уровень мировоззрения – мировосприятие. Целостный образ.

3 уровень мировоззрения – миропонимание. Рациональное познание. Не яркое, не конкретное. Опосредованное, абстрактное, обобщённое знание.

1, 2 уровень – поверхностное знание. 3 уровень – знание внутренних процессов, глубинное. Философская картина мира действует на уровне миропонимания.

Исторические типы мировоззрения:

1) Мифология

2) Философия

3) Религия

Мифология. Своеобразие мифологической картины мира:

Ø эмоционально-образное отражение действительности. Миф апеллирует к чувству.

Ø связь естественного и сверхъестественного в мироздании

Ø антропоморфизм (очеловечиваем природу)

Ø отсутствие рефлексии (нет самокопания)

Ø утилитарная направленность (практическая)

Религиозная картина мира

Религия лат. – благочестие, святость, связь, возврат к прошлому.

Религия – форма взаимосвязи, взаимодействия человека и Бога (верующий).

Религия представляет собой иллюзорное, фантастическое отражение в сознании людей тех внешних сил (природных и социальных), которые господствуют над ними, при этом земные силы приобретают вид неземных.

Сущность религии – вера в сверхъестественное.

Вера – внутренняя убеждённость человека в ком/чём либо, то есть личное принятие какой-либо идеи, как своей собственной.

Сверхъестественное:

1) То, что не познано

2) То, что необъяснимо с точки зрения современной науки и то, что ей противоречит

3) То, что нельзя доказать

Сверхъестественное – синоним «чудо».

Структура религии:

1) Религиозное сознание

2) Религиозный культ

3) Религиозные отношения

4) Религиозные организации, учреждения

Формы и виды религии

Формы: политеизм и монотеизм

Разновидности: примитивные первобытные верования – тотемизм, анимизм, фетишизм, магия.

Национально-государственные религии – обусловлены национальным характером, имеют государственные границы – иудаизм, конфуцианство, индуизм, синтоизм.

Мировые религии – не имеют границ, характерны космополитизм, массовость, эгалитарность (равенство), прозелитизм (направленность в сторону расширения, пропагандистский характер.

Религия и миф – эмоционально-образное отражение картины мира. Религия – все образы обладают реальным бытием. Миф – это исток.

Философская картина мира. Отличие от мифа: рационально понятийное отражение действительности, понятие, отсутствие сверхъестественного объяснения мира, без ссылки на богов, антропоморфизм (человек рассматривается через призму мироздания), рефлексивная форма познания (самокопание), отсутствие утилитарного подхода, в основе лежит любознательность.

Философская и религиозная картина мира. Отличия: философия исходит из принципа сомнения, доказательное знание, системное знание о мире (система – упорядоченное целое, имеющее определённую структуру, где каждый элемент взаимодействует друг с другом), логическая стройность и непротиворечивость, аксиоматический характер построения. Философская картина мира даёт нам теоретическую основу мировоззрения (отчего? почему? )

Методологическая функция (метод – путь, способ)

Метод – совокупность правил, приёмов и способов познания или преобразования объекта. У каждой частной науки есть своя методология, совокупность методов, которые она использует. Например, методы следователя: осмотр места, составление протокола, наблюдение, сравнение, измерение, мысленный эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, метод моделирования, аналогии.

В философии есть раздел – методология (профессий), частных наук. Философия даёт частным наукам методы, понятия, определения. Частные науки дают философии материал для выводов, для обобщения.

Идеологическая функция

Идеология – один из уровней общественного сознания наряду с общественной психологией.

Массовые психические реакции: слухи => паника; мода.

Идеология – система идей, выражающая материальное положение и интересы тех или иных социальных групп, классов. Идеология формируется сознательно, у неё есть носители, выражает интересы определённой группы идеологии.

Философия и частные науки. Специфика философского знания. Этапы взаимосвязи философии и частных наук в истории развития

Ø синкретический (не расчленённый) – к VII – VI вв до н. э. – Древняя Греция. Всё научное знание развивается в рамках философии.

Ø период дифференциации знания – XIV – XV вв – капитал, наука требовалась до экономики.

2 точки зрения на процесс выделения наук из единого лона философии:

1) Немецкая классическая философия. Гегель, Кант, Фихта, Шеллинг создавали умозрительные науко-учения, не опираясь на данные частных наук (XVIII – XIX вв). Частные науки отказались от какой-либо теории, стали заниматься собиранием и описанием фактов.

2) Союз с естествознанием. Ф. Бэкон, Гоббс, Франц, материалисты Дидро, Ламитри, Герцен, Маркс, Энгельс, Ленин

- период интеграции знания – XX в. – математика, философия.

Философия – наука или нет?

1) Нет. Тип мировоззрения – положения философии не могут быть эмпирически обоснованны или опровергнуты. В философии нет единой точки зрения в решении какой-либо проблемы. Слишком широк предмет философии, изучает мир в целом.

2) Да. Специфика философского знания. Философия исследует не отдельные стороны действительности, а мир в целом, не отдельные специфические характеристики объекта, а наиболее общие закономерности. Любая философская наука (этика, эстетика, логика) не имеет непосредственной эмпирической основы, а базируется на данных частных наук.

Любая философская наука решает основной вопрос философии

Основной вопрос философии

Материализм и идеализм как направление философии

1) Бердяев: «Проблема свободы – основной вопрос философии». Не было бы свободы, не было бы ответственности.

2) Неокантианство. Риккерт: «проблема добра и зла – основной вопрос философии».

3) Экзистенциализм. Жан Поль Сартр, Коню: «Проблема смысла жизни – основной вопрос философии».

4) Ф. Энгельс: «Вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи – основной вопрос философии».

2 стороны этого вопроса:

1) Что первично, что вторично? Онтологический аспект

2) Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру? Познаваем ли мир? Гносеологический аспект

Соотношение материального и духовного

1 аспект: что первично, что вторично?

Версии: материализм

Материализм – философское направление, которое утверждает: первична материя, вторично сознание. Материя есть объективная реальность, не зависимая от какого-либо сознания. В мире нет ничего, что не являлось бы материей, или её свойством, или продуктом её развития. Главная функция сознания – отражение бытия.

Исторические типы материализма:

Ø материя – первовещество – стихия – Фалес, Гераклит

Ø атомистический материализм Демокрита

Ø XVII – XVIII вв – механистический, метафизический материализм – Гоббс, Дидро, Ла Метри

Ø вульгарный материализм – XIX в. – Бюхнер, Фогт, Малешот – идеального, духовного вообще нет, всё материально

Ø антропологический материализм – Фейербах – сознание имеет идеальную природу, хоть и материально

Ø материализм русских революционеров-демократов – Белинский, Герцен

Ø марксистско-ленинская теория

Материально-философская категория для обозначения объективной реальности которая копируется, фотографируется, отображается нашим сознанием, дана нам в ощущениях, но существует независимо от них.

Идеализм – философское учение: первично сознание, материя вторична. В зависимости от того, какой вид сознания положен в основу, существуют 2 разновидности идеализма:

1) Объективный идеализм

2) Субъективный идеализм

Объективный идеализм – в основу мира кладёт безличное абстрактное сознание, независимое от человека. Платон – IV в. – мир вещный = мир копий, теней. Первичен мир идеальных сущностей. Лейбниц, Гегель – в основе всего сущего – мировой дух.

Субъективный идеализм – XVIII в. – разные виды сознания отдельного человека. Джон Беркли: «Существовать – значит быть воспринимаемым. Всякая вещь – комбинация моих ощущений».

Солипсизм – существую только я, всё остальное – моя иллюзия.

Монизм – материализм и идеализм.

Дуализм – Ренни Декарт. Плюрализм – Эмпедокл.

Познаваем ли мир?

Агностицизм – мир не познаваем. Скептицизм – школа Древней Греции IV – II вв до н. э. –сомневаться, колебаться

Пиррон – художник, философ. Задумался над проблемой счастья. Чтобы стать счастливым, надо правильно поставить 3 вопроса и правильно на них ответить.

1) Что такое вещи? Нет однозначного ответа.

2) Как нам относиться к вещам? Надо воздерживаться от суждений о вещах. Можно сказать: «Мне кажется, что…» Можно высказать своё мнение, но нельзя навязывать его другому человеку, претендовать на знание сущности человека.

3) Что мы будем иметь от такого отношения к вещам? Мы обретём счастье (атараксию). Спокойствие, невозмутимость, безмятежность.

Вывод скептиков – всякое знание недостоверно.

Агностики

Давид Юм: «Нам непосредственно даны только наши ощущения. А каков их источник (материя или Бог) и есть ли вообще таковой, мы этого знать не можем».

Иммануил Кант: «Вне нас и независимо от нас существует вещь», это вещи в себе – термин Канта. «Вещь в себе – круг замкнутый, для меня – круг открытый». Вещи в себе воздействуют на наши органы чувств, вызывают в нашем сознании субъективные образы, явления. «Являться» не значит «быть», а значит «казаться». Явление и вещь в себе – не одно и то же. Следовательно, вещь в себе непознаваема. Мир реальный чуждый нам. Природа для нас – это мир явлений, мир наших ощущений.

Оппоненты агностикам – гностические оптимисты. «Мир познаваем».

Каков источник познания?

1 версия – сенсуализм. Джон Локк. Единственно возможным источником познания выступает ощущение. «Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувстве». В процессе познания разум выступает на вторых ролях, получая данные ощущений, он их комбинирует, образует из простых идей более сложные. В реальности яблока нет, есть конкретные плоды. Беркли, Юм, Фейербах.

2 версия – рационализм. Декарт, Спиноза, Лейбниц. Декарт: «Источник познания – ощущение. Но чувства несут нам недостоверное, вероятное знание. Истину несёт нам только разум». «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах, кроме самого разума».

3 версия – синтетическая. 2 источника познания – и чувства, и разум. Томас Гоббс, Герцен, марксистско-ленинская философия. Критерии истинности – практика. Софисты: «Истина – то, что полезно, выгодно». Религиозный человек: «Истина – то, что от Бога». Философ Беркли: «Истина – то знание, которое воспринимается отчётливо и ясно». «Истина – то, что общезначимо».

Теория познания Гераклита

Прежде всего, Гераклит анализирует чувства как источник познания, предпочитая зрение. Хотя чувствам надо доверять, у них есть недостатки:

1) Многознание не научает уму, скрытая гармония лучше явной

2) Плохие свидетели глаза и уши у людей, которые имеют грубые души

Логос можно постичь только мышлением, надо прислушиваться к природе и поступать с ней сообразно. Мышление присуще всем людям, все могут постичь логос. Границ познания нет.

Диалектика Гераклита

Всё течёт, всё меняется. В одну реку нельзя войти дважды. В чём причина развития? Учение Гераклита «О противоположностях»: всё в мире состоит из противоположностей – чёрное-белое, добро-зло. В искусстве также существует 3 вида взаимодействия противоположностей:

1) Единство, гармония (противоположности друг без друга не существуют, тождественны)

2) Обмен (взаимопереходы, смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают, всякое развитие есть переход в свою противоположность)

3) Борьба (она приведёт к изменению, является источником развития)

Принцип относительности – всё познаётся в сравнении.

Количественное познание
Италийская философия
Пифагорейский союз

Пифагор (580 – 500 до н. э.) родился на о. Самос. Странствовал 34 года. В 531 г. До н. э. приехал в город Кротон и создал там свою школу (просуществовала 200 лет, 30 лет её возглавлял Пифагор). Пифагор стал для них полубогом. Союз – научное сообщество, аристократы, мужчины и женщины. При поступлении 2 испытания: на интеллект и нравственность. С начала все были учениками, а потом становились учёными.
3 вопроса в конце дня:

1) Что делал

2) Как прожил

3) Чего не выполнил

Религиозный союз, много тайн и мистики (верили в переселение душ). Пифагорова мораль. Политический союз (демократы – консерваторы).

Проблема первоначала

Число – это сущность всего сущего; познать мир – значит познать управляющие миром числа.
1 – священная монада (матерь богов, исходное начало)
2 – принцип противоположностей
3 – тело (сумма 1 и 2)
4 – образ четырёх стихий
10 – священная декада, священное число
В геометрическом выражении:
1 – точка
2 – линия
3 – квадрат
4 – куб

Космология пифагорейцев – учение о Вселенной, космосе, мироздании. Вначале было небытие, хаос. Потом боги из небытия сделали бытие. Вселенная гармонична. Мир есть гармония и число. В центре вселенной – огонь, вокруг огня по 10 сферам вращаются 10 планет. Ближайшая к огню – Земля. Каждая планета, вращаясь, звучит, чем ближе к огню, тем выше и т. п. вселенная звучит, издаёт аккорд. Учение о музыке сфер, о гармонии сфер. Искусство способно лечить душу. Аккорд прежде всего слышал Пифагор.

Учение о противоположностях

10 пар противоположностей, важнейшие – математические: чёт-нечет, предел-беспредельное, прямое-кривое, единое-многое, четырёхугольное-разностороннее. Универсальные: правое-левое, мужское-женское, хорошее-дурное, покоящееся-движущееся.
Взаимодействие:

1) Существуют параллельно

2) Гармония

Абстрактное понимание бытия
Элейская школа (сер. VI – сер. V вв до н. э.)

Ксенофан – поэт современник Пифагора. Девиз: большинство слабее ума. Не признавал олимпийских богов, человек создал их по своему образу и подобию.

Что лежит в основе мира? – единое и вечное начало, единый Бог, космический философ, сам по себе неподвижен, управляет миром силой мысли своей. Мир в своём единстве и есть Бог (пантеизм). Бог повсюду, всё во всём. Но если идти путём мнения, то из земли всё образуется.

Парменид – представитель Элейской школы, родом из знатной семьи, написал философскую поэму в стихах. В основе мира лежит единое и единственное, вечное, неподвижное и неизменное, тождественное самому себе бытие. Бытие и мысль о бытии – это одно и то же. Это суждение имеет 2 аспекта:

1) Всякая мысль предметна

2) Если мы что-либо помыслим, то это нечто существует в качестве предмета нашей мысли

Выводы из тезиса:

1) Бытие существует, ибо его можно помыслить и выразить в слове (представить)

2) Небытия нет, так как его нельзя помыслить и представить в слове (пустоты тоже нет)

3) Бытие вечно (ниоткуда не возникнет, никуда не уйдёт)

4) Бытие едино

5) Бытие неподвижно, заполняет собой всё

Зенон Элейский (490 – 430 гг до н. э.) – оратор, философ, борец за демократию. Апории Зенона (вид парадокса, с греч. тупиковая ситуация, безвыходное положение). В апории мы приходим к положению, которое вступает в противоречие с реальным положением дел. В основе апории Зенона лежит эристика (искусство спора). Зенон использует доказательство от противного.

Апория относительно движения
Апория 1 – дихотомия
Апория 2 – Ахиллес и черепаха
Апория 3 – летящая стрела
Если всё приводит к абсурду, то движение помыслить нельзя.

Эволюция животного мира

1) В отдельных частях Земли стали появляться отдельные органы – период одночленных органов

2) Органы стали случайно сочетаться – период чудовищ (появились и гармоничные существа), естественный отбор, борьба за выживание

3) Период животного царства, сохранились только гармоничные существа

4) Период полового размножения по принципу «подобное порождает подобное»

Теория познания

Подобное познаётся подобным. Кровь – универсальный способ познания (все 4 корня).

2. Анаксагор (500 – 428 гг до н. э.) – первый афинский философ, безбожник. В основе мироздания лежит бесчисленное множество качественно определённых частиц – семян (Аристотель: семена – гомео империи). Они вечны, неподвижны, инертны, пассивны. Нус-ум придаёт семенам движение, организует и упорядочивает. В каждой вещи представлено всё многообразие семян. Каждая вещь делима до бесконечности, и частичка вещи подобна целой вещи.

3. Демокрит (460 – 370 гг до н. э.) – атомистическая концепция. Сын богатого купца, странствовал. «Великий мирострой»: 1 часть – Большой мирострой, учение о Вселенной; 2 часть – Малый мирострой, учение о человеке и обществе. Смеющийся – «Достойны смеха все человеческие дела», «Мне дороже найти одну причину, нежели завоевать персидский трон».

Левкипп – учитель Демокрита. Левкипп – это якобы псевдоним Демокрита.

Мир – представляет собой единство бытия и небытия. Небытие – это пустота. Бытие – бесчисленное множество невидимых глазу материальных частичек, вечно трясущихся в пустоте.

Функции пустоты:

1) Условие движения атомов

2) Условие разделения атомов

Характеристика атомов:

1) Никем не сотворены, вечны, неуничтожимы

2) Просты и качественно неизменны

3) Едины и неделимы

4) Число атомов и разновидностей их форм бесконечны

5) Атомы самодвижутся

5 отличий атомов друг от друга:

1) Форма

2) Порядок

3) Положение, поворот

4) Разный размер

5) Тяжесть

Учение о качествах вещей

Существует 2 рода качеств:

1) Движение, плотность, размер – объективные, присущие самим вещам

2) Теплота, цвет, вкус запах – вещи не обладают такими характеристиками. Это наши ощущения. В основе подобного рода ощущений лежат иные характеристики вещей

Космология Демокрита

Вселенная бесконечна. Существует бесчисленное множество миров.
Теория вихрей
Множество разнообразных по форме атомов выделяется из беспредельного и несётся в великую пустоту, образуя там единый вихрь. Сочетаются по принципу Эмпедокла. В центе – плотные, большие образуют планету. На периферии – лёгкие, сочетаясь, образуют солнце и звёзды – концепция геоцентризма. Живое – результат эволюции жизни на Земле (тепле, воде и иле). Живое от неживого отличает душа (из атомов).

Этика Демокрита

Прожить долго. «Учение о развитии человечества». В основе всего, что научились делать люди, лежат нужда и обстоятельства, подражая животным.

2 совета:
1) надо во всём и всегда соблюдать меру
2) все свои поступки измеряй разумом
Добродетели мы приобрели в процессе воспитания. «Счастье и несчастье – в душе». «Тот, кто живёт нечестиво, то не живёт, а медленно умирает».

Философия и её предмет. Роль в обществе

План:

1) Философия, как форма общественного сознания, исторический тип мировоззрения, функции философии

2) Философия и частные науки. Специфика философского знания

3) Основной вопрос философии. Материализм и идеализм как направления философии

4) Проблема познаваемости мира философии. Агностики и оптимисты

5) Проблема развития и взаимосвязи. Метафизика и диалектика

Сам термин философии означает: «любовь к мудрости». В Древней Индии термин философии означает «видение и стили».

Понятие философии в современном языке:

Ø размышления о жизни

Ø философом мы называем человека, который любит размышлять

Ø светское знание в противовес религиозному

Ø особая специфическая форма общественного сознания, отражающая особый контекст

Ø это мировоззрение

Ø особый вид научного знания

Почему люди философствуют?

1) Древняя Индия (Платон) – начало философии в удивлении, изумлении.
Аристотель – мы удивляемся, когда узнаём собственное невежество по какому-либо вопросу. Мы испытываем радость узнавания. В основе философии лежит любознательность.

2) Средневековье (Авпекий Августин) IV-V вв н. э. – люди познают Бога и нашу зависимость от него.
Соловьёв, Аквинский, Флоренский, Булгаков.

3) Новое время, XVII в. (Томас Гоббс, Декарт, Эсбенен) – надо познать природу, чтобы стать господином.

4) Древняя Греция (Сократ) – философствуем, чтобы познать себя.
Радищев, Чернышевский.

Что такое философия?

Аристотель:

а) какой предмет науки

б) взаимодействие с другими науками

в) зачем она нужна человеку

Предмет философии

5 точек зрения на предмет философии в историческо-философском смысле

1) Аристотель говорит: «Философия – наука о первых началах и причинах всего сущего». С ним солидарен Гегель (XIX в): «Это наука о сущем сама по себе». Понятие первоначала – это субстанция. Субстанция – некое бытие, обладающее следующими характеристиками:
а) то, откуда всё возникло

б) то, из чего всё состоит

в) то, куда обратно всё возвратится

Субстанция вечна. Антология – учение о бытии.

2) Предметом философии является ответ на вопрос об отношении нашей мысли о мире к самому этому миру, то есть проблема познаваемости мира. Джон Локк, Беркли, Давид Юм, Иммануил Кант (XVII-XVIII вв). Философия – наука, исследующая наши познавательные способности, а также отвечающая на вопрос об источниках и границах нашего познания. Эта версия представлена как гносеология

3) Сократ, софисты; Чернышевский, Толстой. Познай самого себя, чтобы изменить. Антропология – учение о человеке.

4) Средневековые философы. Предмет философии – это познание Бога.

5) Позитивизм. Агюст Конт (30-40 г. XIX в.). «Долой метафизику»; «Наука сама себе философия». Надо заменить вопрос «почему? » вопросом «как? ». Анализ языка науки – непозитивизм.

Предмет философии человека:

1) Откуда появился человек

2) Кто он такой

Философия – особая система знаний о мире и месте человека в этом мире. Философия – особая форма духовного освоения мира, учение об общих принципах пребывания человека в мире, взаимодействие с ним и его преобразование.

Зачем человеку философия?
Функции философии

Функция – способ действия, проявления активности той или иной системы, общий тип решаемых ею задач.

1) Мировоззренческая

2) Методологическая

3) Идеологическая

Мировоззренческая функция философии.

Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир и самого себя.

Уровни мировоззрения:

1) Мироощущение

2) Мировосприятие

3) Миропонимание

1 уровень мировоззрения – мироощущение. Знание непосредственное. Образ конкретный, наглядный, яркий, односторонний.

2 уровень мировоззрения – мировосприятие. Целостный образ.

3 уровень мировоззрения – миропонимание. Рациональное познание. Не яркое, не конкретное. Опосредованное, абстрактное, обобщённое знание.

1, 2 уровень – поверхностное знание. 3 уровень – знание внутренних процессов, глубинное. Философская картина мира действует на уровне миропонимания.

Исторические типы мировоззрения:

1) Мифология

2) Философия

3) Религия

Мифология. Своеобразие мифологической картины мира:

Ø эмоционально-образное отражение действительности. Миф апеллирует к чувству.

Ø связь естественного и сверхъестественного в мироздании

Ø антропоморфизм (очеловечиваем природу)

Ø отсутствие рефлексии (нет самокопания)

Ø утилитарная направленность (практическая)

Религиозная картина мира

Религия лат. – благочестие, святость, связь, возврат к прошлому.

Религия – форма взаимосвязи, взаимодействия человека и Бога (верующий).

Религия представляет собой иллюзорное, фантастическое отражение в сознании людей тех внешних сил (природных и социальных), которые господствуют над ними, при этом земные силы приобретают вид неземных.

Сущность религии – вера в сверхъестественное.

Вера – внутренняя убеждённость человека в ком/чём либо, то есть личное принятие какой-либо идеи, как своей собственной.

Сверхъестественное:

1) То, что не познано

2) То, что необъяснимо с точки зрения современной науки и то, что ей противоречит

3) То, что нельзя доказать

Сверхъестественное – синоним «чудо».

Структура религии:

1) Религиозное сознание

2) Религиозный культ

3) Религиозные отношения

4) Религиозные организации, учреждения

Формы и виды религии

Формы: политеизм и монотеизм

Разновидности: примитивные первобытные верования – тотемизм, анимизм, фетишизм, магия.

Национально-государственные религии – обусловлены национальным характером, имеют государственные границы – иудаизм, конфуцианство, индуизм, синтоизм.

Мировые религии – не имеют границ, характерны космополитизм, массовость, эгалитарность (равенство), прозелитизм (направленность в сторону расширения, пропагандистский характер.

Религия и миф – эмоционально-образное отражение картины мира. Религия – все образы обладают реальным бытием. Миф – это исток.

Философская картина мира. Отличие от мифа: рационально понятийное отражение действительности, понятие, отсутствие сверхъестественного объяснения мира, без ссылки на богов, антропоморфизм (человек рассматривается через призму мироздания), рефлексивная форма познания (самокопание), отсутствие утилитарного подхода, в основе лежит любознательность.

Философская и религиозная картина мира. Отличия: философия исходит из принципа сомнения, доказательное знание, системное знание о мире (система – упорядоченное целое, имеющее определённую структуру, где каждый элемент взаимодействует друг с другом), логическая стройность и непротиворечивость, аксиоматический характер построения. Философская картина мира даёт нам теоретическую основу мировоззрения (отчего? почему? )

Методологическая функция (метод – путь, способ)

Метод – совокупность правил, приёмов и способов познания или преобразования объекта. У каждой частной науки есть своя методология, совокупность методов, которые она использует. Например, методы следователя: осмотр места, составление протокола, наблюдение, сравнение, измерение, мысленный эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, метод моделирования, аналогии.

В философии есть раздел – методология (профессий), частных наук. Философия даёт частным наукам методы, понятия, определения. Частные науки дают философии материал для выводов, для обобщения.

Идеологическая функция

Идеология – один из уровней общественного сознания наряду с общественной психологией.

Массовые психические реакции: слухи => паника; мода.

Идеология – система идей, выражающая материальное положение и интересы тех или иных социальных групп, классов. Идеология формируется сознательно, у неё есть носители, выражает интересы определённой группы идеологии.

Философия и частные науки. Специфика философского знания. Этапы взаимосвязи философии и частных наук в истории развития

Ø синкретический (не расчленённый) – к VII – VI вв до н. э. – Древняя Греция. Всё научное знание развивается в рамках философии.

Ø период дифференциации знания – XIV – XV вв – капитал, наука требовалась до экономики.

2 точки зрения на процесс выделения наук из единого лона философии:

1) Немецкая классическая философия. Гегель, Кант, Фихта, Шеллинг создавали умозрительные науко-учения, не опираясь на данные частных наук (XVIII – XIX вв). Частные науки отказались от какой-либо теории, стали заниматься собиранием и описанием фактов.

2) Союз с естествознанием. Ф. Бэкон, Гоббс, Франц, материалисты Дидро, Ламитри, Герцен, Маркс, Энгельс, Ленин

- период интеграции знания – XX в. – математика, философия.

Философия – наука или нет?

1) Нет. Тип мировоззрения – положения философии не могут быть эмпирически обоснованны или опровергнуты. В философии нет единой точки зрения в решении какой-либо проблемы. Слишком широк предмет философии, изучает мир в целом.

2) Да. Специфика философского знания. Философия исследует не отдельные стороны действительности, а мир в целом, не отдельные специфические характеристики объекта, а наиболее общие закономерности. Любая философская наука (этика, эстетика, логика) не имеет непосредственной эмпирической основы, а базируется на данных частных наук.

Любая философская наука решает основной вопрос философии

Основной вопрос философии

Материализм и идеализм как направление философии

1) Бердяев: «Проблема свободы – основной вопрос философии». Не было бы свободы, не было бы ответственности.

2) Неокантианство. Риккерт: «проблема добра и зла – основной вопрос философии».

3) Экзистенциализм. Жан Поль Сартр, Коню: «Проблема смысла жизни – основной вопрос философии».

4) Ф. Энгельс: «Вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи – основной вопрос философии».

2 стороны этого вопроса:

1) Что первично, что вторично? Онтологический аспект

2) Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру? Познаваем ли мир? Гносеологический аспект

Соотношение материального и духовного

1 аспект: что первично, что вторично?

Версии: материализм

Материализм – философское направление, которое утверждает: первична материя, вторично сознание. Материя есть объективная реальность, не зависимая от какого-либо сознания. В мире нет ничего, что не являлось бы материей, или её свойством, или продуктом её развития. Главная функция сознания – отражение бытия.

Исторические типы материализма:

Ø материя – первовещество – стихия – Фалес, Гераклит

Ø атомистический материализм Демокрита

Ø XVII – XVIII вв – механистический, метафизический материализм – Гоббс, Дидро, Ла Метри

Ø вульгарный материализм – XIX в. – Бюхнер, Фогт, Малешот – идеального, духовного вообще нет, всё материально

Ø антропологический материализм – Фейербах – сознание имеет идеальную природу, хоть и материально

Ø материализм русских революционеров-демократов – Белинский, Герцен

Ø марксистско-ленинская теория

Материально-философская категория для обозначения объективной реальности которая копируется, фотографируется, отображается нашим сознанием, дана нам в ощущениях, но существует независимо от них.

Идеализм – философское учение: первично сознание, материя вторична. В зависимости от того, какой вид сознания положен в основу, существуют 2 разновидности идеализма:

1) Объективный идеализм

2) Субъективный идеализм

Объективный идеализм – в основу мира кладёт безличное абстрактное сознание, независимое от человека. Платон – IV в. – мир вещный = мир копий, теней. Первичен мир идеальных сущностей. Лейбниц, Гегель – в основе всего сущего – мировой дух.

Субъективный идеализм – XVIII в. – разные виды сознания отдельного человека. Джон Беркли: «Существовать – значит быть воспринимаемым. Всякая вещь – комбинация моих ощущений».

Солипсизм – существую только я, всё остальное – моя иллюзия.

Монизм – материализм и идеализм.

Дуализм – Ренни Декарт. Плюрализм – Эмпедокл.

Познаваем ли мир?

Агностицизм – мир не познаваем. Скептицизм – школа Древней Греции IV – II вв до н. э. –сомневаться, колебаться

Пиррон – художник, философ. Задумался над проблемой счастья. Чтобы стать счастливым, надо правильно поставить 3 вопроса и правильно на них ответить.

1) Что такое вещи? Нет однозначного ответа.

2) Как нам относиться к вещам? Надо воздерживаться от суждений о вещах. Можно сказать: «Мне кажется, что…» Можно высказать своё мнение, но нельзя навязывать его другому человеку, претендовать на знание сущности человека.

3) Что мы будем иметь от такого отношения к вещам? Мы обретём счастье (атараксию). Спокойствие, невозмутимость, безмятежность.

Вывод скептиков – всякое знание недостоверно.

Агностики


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.162 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь