Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема развития и взаимосвязи философии



Метафизика и диалектика
2 точки зрения на проблему развития мира, 2 способа мышления:

1) Метафизика – Аристотель, Гегель.
Метафизическое учение – мир постоянный, неизменный

2) Диалектика – наука о наиболее общих законах развития, взаимосвязи природы, общества, человеческого мышления

Сравнение – каков источник развития?

а) Метафизик видит источник развития любого объекта вне данного объекта, например: Бог сотворил мир
б) Диалектик ищет причину развития внутри него, в заключённом в нём противоречии

Закон единства и борьбы противоположностей – отвечает на вопросы об источнике развития. Гегель сформулировал суть закона. В основу закона положено, что объект включает в себя противоположности. Гераклит – противоположности мужчина/женщина, белое, чёрное.

2 вида взаимодействия противоположностей:

1) Единство или гармония, одно без другого не существует

2) Борьба – взаимоисключают друг друга

Этапы борьбы:

Ø различие: босс и работник (антиподы) – у босса есть своя фирма, у работника нет

Ø противоположность: босс и работник – Босс хочет, чтобы работник больше работал и меньше ему платить, работник хочет больше получать и меньше работать

Ø конфликт – противоречие интересов, антагонизм
Гегель: противоречие – вот что движет миром

Механизм развития
а) Метафизик – развитие как количественные изменения, эволюция. Либо больше, либо меньше, но качество не меняется. Преформизм – всё заложено в зародыше.
Цивилизационный подход – каждая культура имеет замкнутый цикл (Шпенглер, Данилевский)
Метафизик понимает развитие как движение по кругу либо по прямой
б) Диалектик: развитие – постепенное накопление количественных изменений, которое ведёт к качественному изменению в форме скачка.

Гегель. Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений.

Качество – внутренняя определённость бытия. Благодаря своему качеству предмет является тем, что он собой представляет.

Количество – внешняя определённость бытия. Мы можем менять количество, сохраняя качество.

Мера – интервал, в рамках которого количественные изменения не приводят к изменению качества. Например, чайник.

Диалектик понимает развитие в виде спирали. Утверждает прогресс.
Гегель - закон отрицания отрицания. Характеризует направленность развития. В основу данного закона входит тезис Гераклита: «Всякое развитие есть переход в свою противоположность». Молодое становится старым, сухое – мокрым, живое – неживым.

Принцип триады в основе любого развития:

Ø тезис – исходное состояние объекта

Ø антитезис – отрицание снятия, сохранения ценного

Ø отрицание антитезиса – отрицание отрицания.
Это якобы возврат к исходному, но на новом уровне.

Взаимосвязь явлений
а) Метафизик – рассматривает явления и объекты как изолированные, отрицает взаимосвязь. Метафизик мыслит односторонне, по закону исключённого третьего.
б) Диалектик – рассматривает явления во взаимосвязи и взаимодействии во взаимопереходах.

 

История философии. Античная философия. Философия Древней Греции

Античной философией называют совокупность философских учений, развившихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца VII в. до н. э.

Исторические условия и предпосылки возникновения и развития философии в Древней Греции:

1) Рабовладельческий способ производства

2) Преобладание демократической формы правления

3) Творческое отношение к миру

4) Образование городских поселений особого типа: полисов, городов-государств => толчок к развитию торговли. В процессе торговли обменивались не только товарами, но и знаниями

5) Имущественное неравенство. Богатство сочеталось с образованностью

6) Развитие древнегреческой мифологии

Проблема поиска единого первоначала философии Древней Греции
поиск единого первоначала в первовеществе (стихия):

а) Милетская школа – Фалес, Анаксиален, Анаксилиандр
б) Эфес. Гераклит из Эфеса

Объединяет: физики или физиологи. В качестве первоначала было избрано вещество, которое обладает характеристиками:

а) то, из чего всё возникло (архэ-субстанция)
б) то, из чего всё состоит (стоихеон – элемент всего)
в) то, куда всё возвратится

Ø имеет материальную природу

Ø она едина, вечна, беспредельна

Ø находится в непрестанном движении и изменении

Ø первоначало ощущаемо

Милетская школа (VI в. – начало V в.). Первоначальные школы – Фалес (624 – 547 гг до н. э.). Согласно Фалесу, в основе всего сущего лежит вода. Фалес оперирует фактами.
Проблема души – это то, что придаёт телу движение. Гилозоизм – живая материя.
Проблема: как из единого качественно-определённого начала возникло многообразие мира.

Анаксилиандр (610 – 546 гг) – соорудил небесную сферу (глобус), создал песочные часы.
Нельзя выводить многообразие мира из конкретного определённого начала, поэтому он создал образ первовещества и назвал его «анейрон». Вселенная бесконечна, первоначало находится в беспрерывном развитии и именно из него всё произошло – к таким выводам пришёл Анаксилиандр.

В процессе развития анейрон выявил 2 пары противоположностей:

1) Холодное-тёплое

2) Сухое-влажное

И их сочетание приводит к образованию стихии.
В мире царит необходимость и выделение вещей из анейрона (несправедливо), а возвращение (справедливо).
Анаксиниандр поднимает проблему человека

3 версии в понимании анейрона:

1) Смесь стихий

2) Нечто общее всем стихиям

3) Прообраз материи вообще

Анаксиален (588 – 524 гг до н. э.)
Первоосновой всего сущего является воздух.
Его свойства:

1) Разрежаться (огонь)

2) Уплотняться (ветер, облака, тучи)

Все эти процессы связаны с теплом и холодом. Боги возникли из воздуха.

Гераклит Эфесский (540 – 480 гг до н. э.)
Прозвище – плачущий, тёмный, непонятный. Выбор Гераклита обусловлен его диалектикой. Согласно Гераклиту всё течёт, всё меняется. Огонь – начало в беспрестанном движении. Всякое развитие есть переход в свою противоположность. Огонь живёт земли смертью, воздух живёт огня смертью, вода живёт воздуха смертью, земля живёт воды смертью.
Огонь обменивается на всё. Огненное начало характеризует природу души (сухая и блестящая).
Гераклит вводит понятие «логос» - божественный закон, закон, правящий миром. Задача души – постичь логос.

Теория познания Гераклита

Прежде всего, Гераклит анализирует чувства как источник познания, предпочитая зрение. Хотя чувствам надо доверять, у них есть недостатки:

1) Многознание не научает уму, скрытая гармония лучше явной

2) Плохие свидетели глаза и уши у людей, которые имеют грубые души

Логос можно постичь только мышлением, надо прислушиваться к природе и поступать с ней сообразно. Мышление присуще всем людям, все могут постичь логос. Границ познания нет.

Диалектика Гераклита

Всё течёт, всё меняется. В одну реку нельзя войти дважды. В чём причина развития? Учение Гераклита «О противоположностях»: всё в мире состоит из противоположностей – чёрное-белое, добро-зло. В искусстве также существует 3 вида взаимодействия противоположностей:

1) Единство, гармония (противоположности друг без друга не существуют, тождественны)

2) Обмен (взаимопереходы, смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают, всякое развитие есть переход в свою противоположность)

3) Борьба (она приведёт к изменению, является источником развития)

Принцип относительности – всё познаётся в сравнении.

Количественное познание
Италийская философия
Пифагорейский союз

Пифагор (580 – 500 до н. э.) родился на о. Самос. Странствовал 34 года. В 531 г. До н. э. приехал в город Кротон и создал там свою школу (просуществовала 200 лет, 30 лет её возглавлял Пифагор). Пифагор стал для них полубогом. Союз – научное сообщество, аристократы, мужчины и женщины. При поступлении 2 испытания: на интеллект и нравственность. С начала все были учениками, а потом становились учёными.
3 вопроса в конце дня:

1) Что делал

2) Как прожил

3) Чего не выполнил

Религиозный союз, много тайн и мистики (верили в переселение душ). Пифагорова мораль. Политический союз (демократы – консерваторы).

Проблема первоначала

Число – это сущность всего сущего; познать мир – значит познать управляющие миром числа.
1 – священная монада (матерь богов, исходное начало)
2 – принцип противоположностей
3 – тело (сумма 1 и 2)
4 – образ четырёх стихий
10 – священная декада, священное число
В геометрическом выражении:
1 – точка
2 – линия
3 – квадрат
4 – куб

Космология пифагорейцев – учение о Вселенной, космосе, мироздании. Вначале было небытие, хаос. Потом боги из небытия сделали бытие. Вселенная гармонична. Мир есть гармония и число. В центре вселенной – огонь, вокруг огня по 10 сферам вращаются 10 планет. Ближайшая к огню – Земля. Каждая планета, вращаясь, звучит, чем ближе к огню, тем выше и т. п. вселенная звучит, издаёт аккорд. Учение о музыке сфер, о гармонии сфер. Искусство способно лечить душу. Аккорд прежде всего слышал Пифагор.

Учение о противоположностях

10 пар противоположностей, важнейшие – математические: чёт-нечет, предел-беспредельное, прямое-кривое, единое-многое, четырёхугольное-разностороннее. Универсальные: правое-левое, мужское-женское, хорошее-дурное, покоящееся-движущееся.
Взаимодействие:

1) Существуют параллельно

2) Гармония

Абстрактное понимание бытия
Элейская школа (сер. VI – сер. V вв до н. э.)

Ксенофан – поэт современник Пифагора. Девиз: большинство слабее ума. Не признавал олимпийских богов, человек создал их по своему образу и подобию.

Что лежит в основе мира? – единое и вечное начало, единый Бог, космический философ, сам по себе неподвижен, управляет миром силой мысли своей. Мир в своём единстве и есть Бог (пантеизм). Бог повсюду, всё во всём. Но если идти путём мнения, то из земли всё образуется.

Парменид – представитель Элейской школы, родом из знатной семьи, написал философскую поэму в стихах. В основе мира лежит единое и единственное, вечное, неподвижное и неизменное, тождественное самому себе бытие. Бытие и мысль о бытии – это одно и то же. Это суждение имеет 2 аспекта:

1) Всякая мысль предметна

2) Если мы что-либо помыслим, то это нечто существует в качестве предмета нашей мысли

Выводы из тезиса:

1) Бытие существует, ибо его можно помыслить и выразить в слове (представить)

2) Небытия нет, так как его нельзя помыслить и представить в слове (пустоты тоже нет)

3) Бытие вечно (ниоткуда не возникнет, никуда не уйдёт)

4) Бытие едино

5) Бытие неподвижно, заполняет собой всё

Зенон Элейский (490 – 430 гг до н. э.) – оратор, философ, борец за демократию. Апории Зенона (вид парадокса, с греч. тупиковая ситуация, безвыходное положение). В апории мы приходим к положению, которое вступает в противоречие с реальным положением дел. В основе апории Зенона лежит эристика (искусство спора). Зенон использует доказательство от противного.

Апория относительно движения
Апория 1 – дихотомия
Апория 2 – Ахиллес и черепаха
Апория 3 – летящая стрела
Если всё приводит к абсурду, то движение помыслить нельзя.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь