Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


МЕХАНИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. УЧЕНИЕ О СУБСТАНЦИИ



В философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции — онтологии, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.

Проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени, ведь задача науки и философии (содействовать здоровью и красоте человека, а также увеличению его власти над природой) вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил.

В философии этого периода появляются два подхода к понятию «субстанция»: — онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия, основоположник — Френсис Бэкон (1561–1626); —гносеологическое осмысление понятия «субстанция», его необходимость для научного знания, основоположник — Джон Локк (1632–1704).По мнению Локка, идеи и понятия имеют своим источником внешний мир, материальные вещи. Материальные тела имеют лишь количественные особенности, качественного многообразия материи не существует: материальные тела отличаются друг от друга лишь величиной, фигурой, движением и покоем (первичные качества). Запахи, звуки, цвета, вкус — это вторичные качества, они, считал Локк, возникают в субъекте под воздействием первичных качеств.

Английский философ Дэвид Юм (1711–1776) искал ответы бытия, выступая против материалистического понимания субстанции. Он, отвергая реальное существование материальной и духовной субстанции, считал, что есть «идея» субстанции, под которую подводится ассоциация восприятия человека, присущая обыденному, а не научному познанию.Философия Нового времени сделала огромный шаг в развитии теории познания (гносеологии), главными стали:

— проблемы философского научного метода;

— методологии познания человеком внешнего мира;

— связи внешнего и внутреннего опыта;

— задача получения достоверного знания. Появились два основных гносеологических направления: — эмпиризм (основоположник — Ф. Бэкон); — рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Основные идеи философии Нового времени: — принцип автономно мыслящего субъекта;

— принцип методического сомнения; — индуктивно-эмпирический метод; — интеллектуальная интуиция или рационально-дедуктивный метод; — гипотетико-дедуктивное построение научной теории; — разработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека. Главной задачей философии Нового времени была попытка реализовать идею автономной философии, свободной от религиозных предпосылок; построить цельное мировоззрение на разумных и опытных основаниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека.

13. Социально-философские идеи возрождения и нового времени

Радикальное изменение мировоззрения в эпоху Ренессанса не могло не сказаться на социально-философских и политических учениях. В этой сфере, как и в других областях, теологические доктрины вытесняются новыми теориями, основаниями которых выступают реальные земные интересы человека и насущные потребности общества. Общественная мысль Возрождения представлена в работах Н. Макиавелли (XV - XVI вв.), Т. Мора (XV - XVI вв.), Ж. Бодена (XVI в.), Г. Греция (XVI XVII вв.), Т. Кампанеллы (XVI - XVII вв.). На рубеже XV- XVI вв. Италия представляла собой пестрое образование из разобщенных городов-республик. Раздробленность, сопутствовавшие ей вражда и борьба за власть препятствовали культурному и экономическому развитию нации. Общество нуждалось в политической централизации. Эта объективная потребность стимулировала появление политических учений, обосновывавших идею сильной центральной власти. Никколо Макиавелли, итальянский историк и политический деятель, в своей социально-философской теории выдвигает идею ≪ нового государя≫, который призван объединить Италию и освободить ее от влияния церкви. Облик и действия правителя должны соответствовать реальной человеческой природе, которая ≪ неблагодарна, непостоянна, склонна к лицемерию и обману≫, ее ≪ отпугивает опасность и влечет нажива≫. Представления о человеческой психологии, по сути говоря, и являются основанием политических и социальных воззрений Макиавелли. Неизменность человеческой природы, по его мнению, обусловливает постоянство общественных законов. Каким же должен быть государь? Сильным, как лев, хитрым, как лиса, стремиться к добру, по при необходимости не избегать и жестокости, руководствоваться не религиозной моралью, а практическими жизненными интересами. Позже политику такого рода подведут под формулу ≪ цель оправдывает средства≫, и в историю она войдет иод названием ≪ макиавеллизм ≫. Конечно, политические идеалы Макиавелли не отличаются особой возвышенностью. Однако, оценивая их, необходимо принимать во внимание и то, что он первый отказывается от божественной легитимации власти в пользу ≪ естественного права≫, объясняя политические явления столкновением интересов. Исключая Бога из общественной жизни и политики, Макиавелли отождествляет его с фортуной (роком, судьбой) и естественной необходимостью. Именно она властвует над человеком. Но это не значит, что свободная воля людей теряет свое значение. Здесь Макиавелли выдвигает весьма прогрессивную мысль.≪ Судьба, — говорит он, — распоряжается половиной наших поступков, по управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим≫ (≪ Государь≫ ). Идеи государственного абсолютизма — по уже по отношению к Франции — вслед за Макиавелли продолжал развивать Жан Боден. Светская политическая власть ставится им выше религиозной. Она должна принадлежать монарху, который обеспечивает право, свободу совести и суверенитет государства. Интересно, что особенности государственного устройства он связывает с географическим расположением и типом климата. В отличие от Макиавелли и Бодепа, социально-философская мысль Мора и Кампапеллы была направлена не столько па решение текущих социально-политических проблем, сколько па разработку модели идеального общества. Поэтому их называют предшественниками социалистов-утопистов.Томас Мор, канцлер английского короля Генриха VIII, в своей книге ≪ Утопия≫ выступает с резкой критикой современного ему английского общества и описывает жизнь па вымышленном острове. Там царят справедливость, мудрое управление, равные права в труде и распределении его продуктов, а также общественная собственность па средства производства. Уже в XVI в. Мор выступает против частной собственности, в которой видит одну из важнейших причин социального неравенства и бедствий народа. Подобные идеи развиваются и итальянским натурфилософом Томмазо Кампанеллой. В книге ≪ Город Солнца≫ показывается реализованное идеальное общественное устройство, в каком-то смысле царство Божие па Земле. Основано оно на общественной собственности, христианских нравственных принципах, духовной власти мудрого жреца-правителя, именуемого Метафизиком, или Солнцем, общинной жизни и правильно организованной трудовой деятельности. Город Солнца Кампапеллы во многом напоминает идеальное государство Платона. Социально-философские концепции нового времени. Философия Нового времени содержит ряд ценных социальных концепций, среди которых особое место принадлежит концепциям «естественного права» и «общественного договора». Так, Дж.Локк объявляет естественным правом человека его свободу и владение собственностью, приобретенной посредством труда. В работе «Два трактата о государственном правлении» он рассматривает первоначальное состояние людей как состояние господства их «естественных прав»: свободы, равенства и охраны собственности. Но он. как и Т. Гоббс, считает, что с целью защиты «естественных прав» граждан, включая их жизнь, необходимо государство, которое является результатом «общественного договора». В «Левиафане» Т. Гоббса государство возникает через общественный договор, чтобы люди не уничтожали друг друга, так как они по природе все сильны и злы и к ним применим принцип «человек человеку — волк». У Локка на государство переносится лишь часть естественных прав — ради эффективной защиты всех остальных, прежде всего свободы слова, веры и собственности. У Гоббса государство есть смертный Бог — Левиафан, оно охраняет мир и благоденствие граждан. Государство это абсолютистское по своему характеру общественное состояние, организация, которая обладает такой силой власти, что внушает страх, способный управлять волей всех людей, направляя ее на внутренний мир и взаимную помощь против внешних врагов. Локк развивает учение о разделении властей на исполнительную, законодательную и судебную. Решающее значение, по его мнению, должна иметь сосредоточенная в парламенте законодательная власть. Именно законодательная власть прежде всего определяет порядок и режим, который устанавливается в обществе. Концепции «естественного права» и «общественного договора» разделял Б.Спиноза. У него эти теории получают обоснование не просто через естественную природу человека, но через такое ее качество, как свобода. Спиноза пишет о свободе как праве рассуждать и свободе как праве действовать. «Цель государства в действительности есть свобода.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 2419; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь