Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ФИЛОСОФИЯ И НАУКА. ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО ФОРМЫ



Онтология — дисциплина в философии, которая рефлектирует универсальные основы, принципы, организацию, структуру, динамику бытия.

Позитивизм — философское направление, которое утверждало, что источником подлинного, позитивного знания могут быть лишь отдельные эмпирические науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Философы-позитивисты попытались осмыслить пути постижения истины на основе точного, экспериментального знания. Такие усилия были обусловлены борьбой с философской онтологией. Позитивисты объявили себя противниками онтологии.

Анализ отношения позитивизма к онтологии довольно сложен. Позитивизм выступает с требованием исследования явлений без философии и какого-либо оценочного знания.

В данном случае спутаны две вещи: — роль философского мышления в познании; — оценочный характер знания.

Философская методология — это важная часть миропознания, а оценочный характер знания важно учитывать при обобщении материала и не допускать в процессе исследований.Онтология же, отвергаемая позитивизмом, фактически овладела самим позитивизмом в другой форме — отрицания сущностного освоения мира, потому что ориентация на фактическое, чувственное, событийное познание оставляет в стороне познание сущности вещей, законов.Позитивизм воспринимался исследователями как философия, которая:

— отсекает от науки любые спекуляции; — избавляет философию от онтологии; — помогает творчеству, серьезной исследовательской работе.Одной из причин интереса к позитивизму и его большой жизненной силы является тот факт, что его последователями оказались многие известные ученые и великие мыслители.

Неопозитивизм — философское течение, восходящее к позитивизму, эмпиризму и эмпириокритицизму.

Его наиболее известные представители: Р. Карнап; А. Айер; Б. Рассел; Л. Витгенштейн; Дж. Остин и др.Под общим названием неопозитивизма объединяются многие теории:

— логический позитивизм; — логический эмпиризм;

— логический атомизм; — философия лингвистического анализа; — различные направления аналитической философии, смыкающиеся с теорией критического рационализма. Основной задачей неопозитивизма является борьба с онтологией, философией в целом, стремление поставить себя над борьбой материализма и идеализма.

Неопозитивисты полностью отказались от метафизики, а вместе с ней и от идеи абсолютного бытия и предельного основания мироздания.Неопозитивизм полностью отвергал традиционную философию, включая умозрительную натурфилософию, и предлагал заменить их новой философией — философией науки. Главной задачей философии науки считался анализ структуры естественно-научного знания формально-логическими средствами.

Отрицательные черты неопозитивизма: — сведение философии к анализу языка науки, а философской методологии — к частнонаучной; — абсолютизация формальной логики и искусственного языка в познании;

— антиисторизм; — преувеличение принципа верификации;

— игнорирование социокультурных факторов познавательного процесса и др

Философия жизни. Экзистенциализм.

У истоков течения творчество А. Шопенгауэра(1788-1860)

Он считал, что и миром и человеком управляет неразумная слепая воля – некая биологическая по своей природе сила, которая делает всех людей рабами. Воля человека стремится к удовлетворению желаний, а т.к. их не всегда можно удовлетворить, то человек обречён на страдания. Между страданиями и скукой мечется человеческая жизнь.

Земное счастье- иллюзия. счастлив человек бывает по видимости и в редкие минуты. Жизнь – это вовсе не подарок, рассчитанный на наши наслаждения. Если посмотреть на человеческое общество то повсюду нужна, борьба, проливается кровь. Все вокруг суетятся – один в мечтах, другие в деятельности. Но даже за жалкую жизнь человек цепляется изо всех сил. Шопенгауэр отмечал, что все люди, долго чего-то добивавшиеся, получив желаемое, часто не испытывают радости. Очень многие вещи – талан, необычные способности просто доброе сердце и широкая душа – даются нам даром. Но такой подарок нужно заслужить, быть его достойным.

Человеку, по мнению философа, нужно выйти из под власти воли, подавить всякие желания, и понять, что страдания – неизбежная часть жизни. Эти страдания может облегчить искусство и философия.

Окончательное формирования «Философии жизни» произошло в творчестве немецкого философа Ф. Ницше (1844-1900)

Работы Ницше написаны необычным для философии языком: не научным, а художественным.

Ницше считал, что большинство людей живут унылой полужизнью, предпочитая безопасность, стадность, подчинение лидерам и лицемерную мораль. Ницше считал, что первопричины этого – в христианстве, которое сформировало «мораль рабов», призыва к страху Божию и подчинению властям, а также в идеях Сократа, утверждавшего, что следует укрощать страсти разумом.

Ницше считал, что жизнь нельзя понять разумом, а можно только пережить: через страсти, желание, экстаз, «волю к власти», творчество.

Отказавшись отложных норм, рациональных подсчётов, человек станет «жить полной жизнью». В этом Ницше усматривал путь к человеку будущего - «сверхчеловеку».

Экзистенциализм. – иррациональное философское течение 20 в., выдвигавшие на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия. Истоки Экзистенциализма содержатся в учении датского мыслителя 19 в. С. Кьеркегора(1813-1855). Существовать для него – значит быть вне толпы, постоянно реализуя свой свободный, не связанный ничем и никем выбор. В жизни человек может пройти три стадии развития: 1. Эстетическая( чувственность, любовь к наслаждениям и моде); 2.Этическая( выбор свободы, а вместе с ней ответственности); 3.Религиозная(человек вступает в личный, интимный диалог с Богом). На первых двух этапах человек постоянно чувствует отчаяние и ограниченность. Когда человек прорывается на 3 уровень, отчаяние – уже грех, и противоположностью отчаяния становится вера. Классиками Экзистенциализма считаются немецкий философ М. Хайдеггер(1889-1976), французы Жан Поль Сартр (1905-1980) и Альберт Камю (1913-1960).

Основная проблема Экзистенциализма – проблема личного выбора человека в состоянии духовного кризиса. Подлинно существовать значит не пытаться соответствовать ожиданиям других, а жить своей жизнью «здесь и сейчас». В пограничной ситуации – перед лицом смерти, в моменты глубоких душевных потрясений - многое, казавшиеся важным, становится бессмысленным. Человеку раскрывается его сущность, определяемая не нормами, а осознанием своей конечности: страхом, тревогой, безысходностью.

Человек обречен на одиночество и свободу: в этом мире он может опереться только на себя. Он может отказаться от свободы, стать «как все», но только ценой отречения от себя как от уникальной личности. Свобода – тяжкое бремя, поскольку подразумевает личную ответственность за каждый поступок. Человек сам творит себя и свою жизнь – он есть то, как он поступает.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ. ГЕРМЕНЕВТИКА

Гермененвтика - наука о понимании, истолковывании текстов. Г.Г. Гадамер Создал теорию понимания. П.Рикер анализировал язык в шир контексте соц жизни и культуры, применяет гермен для исследования лит-ры.

Искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (грам значения слов и их истор обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований. Возникает в период эллинизма в связи с задачами научного исследования и издания классических текстов и развивается далее в рамках толкования “Свящ писания”. В 19в начинается развитие так назыв свободной Г., не ограниченной предметом, границами смысла текста. У Дильтей Г. превращается в специфический метод общ наук, призванный обеспечить понимание общ событий, исходя из субъективных намерений исторических деятелей. При этом понимание противопоставл объяснению в естествознании, связываемому с абстрагированием и установлением общего, закона. В 20в Г. постепено оформляется в одну из основных методологических процедур фил, сначала в рамках экзистенциализма, затем собственно в фил Г. Так у Гадамера Г. приобретает функции онтологии, поскольку “бытие, кот может быть понято, есть язык”, социальногй философии, поскольку понимание есть форма сущ общ жизни и “критики идеологии”. Результатом оказывается замыкание фил в кругу языка, что роднит Г. с неопозитивистским анализом языка. В рамках Франкфуртской школы (Ю.Хабермас) Г. как критика идеологии должна раскрыть на анализе языка “ средство осподства и соц власти”, служащее оправданию отношений организованного насилия. У Хабермаса Г. выступает одним из консолидации различных течений соврем бурж философии. Г. процедуры м.б. использованы в истор, юрид и др науках, имеющих дело с анализом объективированных рез. сознательной челов деятельности.

Дилтей - Г. - это связующее звено между фил и истор науками.Герменевтика. Герменевтика (разъясняю, истолковываю) — искусство и теория интерпретации текстов.Герменевтики 70–90-х гг. разрабатывают «понимание» не как прикладную задачу, возникающую в процессе истолкования текстов, а как фундаментальную характеристику человека, как нечто, определяющее человеческое бытие и мышление.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь