Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие культуры её структура и функции. Культура и цивилизация.



Термин " культура" входит в активный категориальный аппарат общественных и гуманитарных наук в начале XX в.

Первоначально понятие " культура" обозначал обработку земли, возделывание почвы, занятие земледелием (лат.сultura – возделывание, обработка, уход, улучшение), сам термин впервые встречается у Цицерона. А этим человек начал заниматься со времени неолитической революции (переход от присваивающей экономики к добывающей – около 10 тыс. лет до н.э.). Расширение сферы человеческой деятельности за пределы занятий охотой, скотоводством, земледелием обусловило рост направлений культурного прогресса. Культура – это все то, что связывается с активной, преобразующей деятельностью человека. Постепенно это понятие в большей степени стало связываться с воспитанием, просвещением, образованностью человека. Это вторичная, духовная сфера человеческой деятельности, духовная культура, но будучи относительно самостоятельной, всегда связана с материальной культурой. Между культурой ума и культурой труда, культурой поведения и культурой речи всегда существует коррелятивная связь.

Из отмеченного выше явствует, что важной особенностью культуры является ее человеческое начало, связь культуры с человеком и его деятельностью. Культура представляет собой как бы вторую природу, созданную человеком, мир его материальных и духовных ценностей.

Несмотря на то, что к настоящему времени определены основные сферы культуры, по-прежнему не прекращаются споры по поводу определения понятия " культура". Так, в Англии термин культура заменяется " цивилизацией". Для американских культурологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона основным элементом культуры выступают общезначимые ценности. Для Ницше – культура это жизненная активность, подчиненная двум императивам – поддержанию жизни и утверждению ценности. Для П. Сорокина – это язык, наука, искусство, религия, этика. Для Маргарет Мид – исходным элементом выступает семья. Иногда вместо термина " культура" употребимы понятия " культурная система", " мировая культура", " социокультурная система". Вообще же в англо-американской литературе наиболее употребимо определение, данное Э. Тэйлором: " Культура или цивилизация в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества".

Определенная традиция в данном вопросе сложилась и у российских исследователей. Подавляющее большинство исходили из марксистской концепции и придерживались так называемого деятельного подхода (Злобин, В. Межуев, В. Давидович, Ю. Жданов).

В тоже время, Эдуард Маркарян, признавая человеческую деятельность основой для существования культуры, за системообразующий принцип принимает отличие человеческого существования от биологического. М.С. Каган за основу принимает творческую деятельность человека. Интересная трактовка культуры дана М. Петровым, им за основу берется семиотическая сущность. Наиболее обобщенное определение культуры дано А. Швейцером. Он определяет ее как " совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида как прогрессу прогрессов".

В широком философском смысле трактуется культура у Н. Рериха. Им выделяется 2 части: " культ" – поклонение, почитание, " ур" (с санскрита) – " Свет". Получается " поклонение Свету", под которым понимается все доброе, высокое, прекрасное и божественное.

Разноплановость и неоднозначность в подходе к дефиниции " культура" приводит к тому, появляются даже исследования, направленные на рассмотрения этого вопроса в социологическом аспекте. Так, в 1952 г. подобный опыт был предпринят А. Кребером и К. Клакханом, по их подсчетам с 1871 по 1919 г. существовало только 7 определений культуры (отсчет они начинают от определения Э. Тэйлора), с 1920 по 1950 г. – 157. А. Моль в " Социодинамика культуры" отмечает, что к 1969 г. их уже более 250. А в настоящее время около 1000.

Наиболее распространенным является понятие культуры как совокупного результата человеческой деятельности. В культуру включают и саму деятельность, а также гамму общественных отношений между людьми, возникающих в процессе этой деятельности (экономические, политические, моральные и др.), то есть человек наряду с материальными и духовными ценностями создает и культуру отношений.

Для понимания сущности культуры необходимо рассмотрение этого явления одновременно в следующих аспектах:

1. Культура – процесс активной деятельности человека направленный на освоение, познание и преобразование мира. Отражение представлений мире в чувствах, идеях людей, в их индивидуальном и общественном сознании представляет гносеологический аспект.

2. В аксиологическом аспекте культура – совокупность достигнутых, в процессе освоения мира, материальных и духовных ценностей. Эти ценности отражают уровень достижений человечества в освоении мира, и сами выступают как специфические аспекты освоения.

3. В гуманистическом аспекте культура – это важнейший фактор духовного развития человека, его творческих способностей.

4. В социологическом аспекте культура – это деятельности конкретного исторического социального субъекта.

Эти все аспекты связаны неразрывно, и разделить их можно только в процессе теоретического анализа.

 

Структура

Широко распространенным да недавнего времени считалось деление культуры на 2 составляющие: материальную и духовную. Данная установка сформировалась под воздействием марксистской теории и необходимо отметить, что достаточно прочно утвердилась в массовом сознании. Разделение культуры просто на материальную и духовную не обозначает, что первая является только материальным образованием, а вторая – только духовным. В действительности продукты духовной культуры материализованы, так как иначе бы они просто не смогли существовать, а в материальной культуре выражаются духовные цели, планы.

Нельзя однозначно утверждать, что такой подход является неправомерным, в данном случае фиксируются самые содержательные, существенные, принципиальные различия между двумя типами деятельности – материальной и духовной.

В тоже время ряд исследователей – Ц. Арзаканьян, М. Каган – углубляют структурирование культуры, ими вводится понятие " слои культуры". В соответствии с данной трактовкой в культуре выделяется 3 основных морфологических слоя: материальный, духовный и художественный.

Материальная культура охватывает сферы материально-производственной деятельности человека и ее результаты: орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и т. д. Однако материальная культура существует не только в предметной форме, но и в виде реальных способностей, навыков, знаний практически действующего человека, осуществляющего процесс производства. Составным элементом материальной культуры является и культура физического развития человека. В целом материальная культура связана с преобразовательной и коммуникативной деятельностью.

Обращаясь к следующему культурному слою, духовной культуре, следует отметить, что сферы ее распространения шире предыдущего, она включает преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную деятельности. Т. е духовная культура охватывает сферы духовного производства, по иному сферы общественного сознания – науку, нравственность, воспитание и просвещение, право, философию, религию, фольклор и т. д. Сюда же следует отнести и отношения людей друг к другу, к самим себе, к природе, которые складываются в процессе материальной и духовной деятельности. В духовную культуру включается и такой важный компонент духовной жизни как язык. Духовной культуре присуща и нормативность, которая включает в себя обычаи, обряды, традиции.

Третий морфологический слой культуры представлен художественной культурой, которая часто отождествляется с миром искусства. Но это не совсем так, искусство составляет основу художественной культуры, но не все ее содержание. Точнее будет определить ее как мир искусства, взятый во взаимодействии с обществом и другими слоями культуры. Т. е. художественную культуру можно определить как совокупный способ и продукт художественной деятельности людей. Художественная культура связана с функционированием и развитием всех областей искусства – литературы, живописи, музыки, театра и т.п. В каждую эпоху между ними существует прочная внутренняя связь, определенная общим характером данной культуры. Исходя из этого, художественная жизнь общества выступает как единый организм, а не простое соединение отдельных форм искусства. Кроме этого художественная культура включает в себя все процессы, протекающие " вокруг" искусства, – созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественных произведений, а также процессы, обеспечивающие ее функционирование, – воспитание художников, публики, искусствоведов. Т. е. художественная культура включает в себя 4 составляющих: художественное производство, потребление произведений искусства (зрителями), художественная критика, искусствоведческие науки. Все эти четыре составляющих формируются вокруг порождающего их центра – искусства.

Функции

1) Культура направлена на удовлетворение физиологических потребностей человека (это касается и еды, сна, укрепления здоровья, продолжения рода).

2) Преобразование окружающего света, приспособление его для человеческого существования. Преобразование людьми света особенно наглядно на примере архитектуры. Стремление к творческому преобразованию окружающего отразилась и в преобразовании собственно природы. Пример – появления садов (висячие сады Семирамиды, японские сады, Версальский парк).

 

Культура и цивилизация

1. Понятие цивилизация. Становление соотношения цивилизаций и культуры.

 

Понятие цивилизация – это одно из самых ключевых понятий современной социально-гуманитарной науки. Это понятие очень многогранно и на сегодняшний день осмысление его неполно. В обыденной жизни термин цивилизация употребляется эквивалентом слова культурный и чаще используется как прилагательное (цивилизованная страна, цивилизованный народ). Научное понимание цивилизации связано со спецификой предмета исследования, то есть напрямую зависит от той области науки, которая раскрывает это понятие: эстетика, философия, история, политология, культурология. В зависимости от специфики исследования в цивилизации видят:

 

- культурно-исторический тип (Данилевский, Тойнби),

 

- смену культурной парадигмы, проявляющуюся через форму и стиль (Шпенглер),

 

- взаимозависимость ментальности и хозяйственного уклада (Вебер),

 

- логику эстетического развития (Бродель).

 

Наш соотечественник Лев Мечников полагал, что основной причиной зарождения и развития цивилизации являются реки, которые в любой стране являются совокупностью всех физико-географических условий: климата, почвы, рельефа и т.д., которые в конечном итоге определяют состояние частной и общественной жизни. В современных направлениях науки все больше отходят от понятия цивилизации как способа производства и современный подход предполагает понимание под цивилизацией качественного этапа в истории общества, в котором существуют разные слои культуры, различающиеся по социальному или историческому происхождению и в конечном итоге комбинации взаимовлияния, слияния этих структур ведут к синтезу и становлению цивилизации.

 

Этапы становления соотношения между цивилизацией и культурой:

 

1. Первобытнообщинное общество – средние века. Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения.

 

2. Возрождение. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло.

 

3. Просвещение – новое время. Культура – индивидуально-личностная, одновременно общественно-гражданское устройство обществаÞ понятия наложились друг на друга. Европейские просветители использовали термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества, в котором царит свобода, равенство, образование, просвещение, то есть цивилизация использовалась для обозначения культурного качества обществаÞ понимание Морганом и Энгельсом цивилизации, как стадии развития общества вслед за дикостью и варварством, то есть начало расхождения понятий.

 

4. Новейшее время. Культура и цивилизация разведены, не случайно уже в концепции Шпенглера культура и цивилизация выступают как антиподы.

 

Типы цивилизаций (в зависимости от основания классификаций можно выделить):

 

1. По типу хозяйственной деятельности

 

· Земледельческая

 

· Индустриальная

 

2. В зависимости от контакта с другими цивилизациями

 

· Открытые (экстравертные), то есть стремящиеся к расширению своих пределов

 

· Закрытые (интравертные)

 

3. В зависимости от двух главных противостояний в мировой истории

 

· Восточная

 

· Западная

 

· Промежуточная

 

4. В зависимости от способа производства

 

o Первобытная

 

o Рабовладельческая

 

o Феодальная

 

o Буржуазная

o Социалистическая

 

Но в настоящее время все чаще современные исследователи кладут в основу классификации цивилизации культуру. И, исходя из этого, выделяют традиционную и техногенную цивилизации.

 

Для техногенной цивилизации характерно:

 

1. Особое представление о природе, природа – это сфера приложения сил человека («природа – не храм, а мастерская и человек в ней работник»);

 

2. Человек рассматривается как активное существо, призван преобразовать мир, наиболее ярко в марксистской идеологии, не случайно один из критиков марксизма Р. Арон назвал марксизм не идеологией пролетариата, а доктриной промышленного прогресса;

 

3. Направленность деятельности человека вовне, то есть соответственно на преобразование предметов, а не самого себя;

 

4. Акцент на технико-технологическую оптимальность развития техники и технологий.

 

Для традиционной:

 

1. Невмешательство в природу, человек – созерцатель, он не навязывает свою волю миру, не преобразовывает его, а пытается слиться с ритмами;

 

2. Направленность человека на самосовершенствование;

 

3. Направленность развития техники и технологии на автономию личности и т.д.

 

Таким образом современная техногенная цивилизация, которая все более приобретает самодовлеющий характер, сопровождается утратой человеком власти над техническим прогрессом и его последствиями. Агрессивность технического вмешательства человека в природу породила одну из острейших проблем современной цивилизации – глобальный экологический кризис.

 

1. Место и роль культуры в цивилизации.

 

Немаловажную роль в модернизации общества играет культура. Культура, как технология, во многом определила возможности человека в освоении мира на данном этапе цивилизации. Роль культуры в цивилизации определяется тем, что с одной стороны она обеспечивает специфическое своеобразие, что присуще определенному социуму, а с другой стороны обеспечивает в рамках и вместе с цивилизацией целостность мировой истории. Этот процесс обеспечивается идеологом культуры, их взаимовлиянием и т.д. Культура, которая породила техногенную цивилизацию и соотношение «Техника – человек» сама оказалась в состоянии глубокого кризиса, поставив перед человечеством две важнейшие проблемы: границы между человеком и машиной, проблема искусственного и естественного интеллекта; образ жизни человека в техномире. Первая проблема требует ответа на три вопроса:

 

1. Каковы природа искусственного интеллекта и степень его тождественности с естественным интеллектом человека. Много мнений, начиная от полной аналогии до признания существенного различия между программируемыми способностями мозга и непрограммируемой иррациональной сферой. Культурологическая проблема в этом вопросе заключается в сохранении человеком свободы, индивидуальности и уникальности, и рассмотрение компьютера, как абсолютной модели человека расценивается культурологами как угроза человеческому существованию.

 

2. Природа и суть творчества. Может ли творчество имитироваться компьютером? Специалисты предполагают, что имитация компьютером рациональных способностей человека – это дело времени.

 

3. Мозг и машина. Мозг человека основан на конструировании образов, мозг машины – на распознавании образов. Если машина характеризует объект «да» или «нет», «либо-либо» или по принципу «если, то», то человек может выразить и характеризовать объект по принципу и «да», и «нет», и «то», и «другое», таким образом вопрос о творчестве природы культуры и о технике, как результате творения человека, ставит другой вопрос: о потенциале техники, который призван лишь усилить творческие возможности самого человека.

 

Вторая важная проблема «Техника – человек» - это проблема образа жизни человека, это проблема места и роли человека в созданном им техномире. Благодаря технике человек приобрел определенную свободу, независимость от природы, но на место жестокой зависимости от окружающего мира незаметно для себя человек поставил еще более жесткую зависимость от техники. Мы вынуждены сегодня приспосабливаться с функционированием технических устройств, с экологическими последствиями, сегодня техника заменяет рабочую силу, отсюда безработица, за жилищный комфорт мы расплачиваемся нашей разобщенностью, наша личная мобильность за счет транспорта покупается ценой шумовой нагрузки, загубленной природы, развитие медицины, которая существенно увеличила продолжительность жизни, поставило нас перед проблемой демографических вопросов. Сегодня наука, которая сделала возможность вмешательства в наследственную природу человека, создает угрозу человеческой индивидуальности. Техника, компьютеры, прагматически ориентируя наш рассудок, приводят в конечном итоге к утрате образного мышления, результат всего – это духовный дискомфорт, деградация духовных ценностей человека, утрата идеологичности между людьми, раннее психологическое старение, проблема одиночества. Сегодня очевидно, что техногенная цивилизация испытывает жесточайший кризис и на этом пути у общества просто нет перспектив.

 

1. Перспективы взаимоотношений культуры и цив-ии. Тенденции их развития в XXI веке.

 

Исходя из оптимистических построений выхода человечества из кризиса техногенной цивилизации можно выделить несколько приоритетных направлений:

 

1. Изменение приоритетов в шкале культурных ценностей – формирование экологической культуры («экология культуры» - Лихачев);

 

2. Преодоление техногенности, то есть измерение техники не с точки зрения ценности для человечества;

 

3. Изменение логики инженерного мышления, система «Техника – человек» должна смениться системой «Техника – человек – окружающая среда», где все элементы этой системы равноправны и где нельзя не насильственно экспериментировать с человеком, не манипулировать с техникой, не бесконечно взирать на изменение среды;

 

4. Смена типа мышления, техногенный тип мышления должен смениться гуманистическим, в котором будут органично сочетаться чувства и разум, логика и здравый смысл, вера и наука.

 

Для формирования людей с гуманистическим потенциалом огромную роль играет профессиональное образование, но это не достаточно, чтобы преодолеть технократизм. Мерилом гуманитарного мышления может служить интеллигентность. Чаще интеллигенцию понимают как социальную группу людей, занимающуюся умственным трудом и обладающих необходимым для этого образованием. Только в русской традиции это не столько социальная функция, сколько качество. А.Ф. Лосев утверждал, что интеллигентности нельзя научиться, это просто та культурная атмосфера, которой люди дышат, это не столько уровень интеллекта, образованности, сколько уровень деликатности, способности в любых, как значимых так и повседневных обстоятельствах, сохранять достоинство, благородство, объективность, способность уметь, услышать и принять другую точку зрения, способность мирно разрешать противоречия.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 956; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.358 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь