Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Что такое философия? Предмет и метод философии?



Что такое философия? Предмет и метод философии?

Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости.

Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Цель философии — увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Философия включает в себя:

— учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика);

— о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);

— учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);

— теорию познания;

— проблемы теории познания и творчества;

— этику;

— эстетику;

— теорию культуры;

— свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.

Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.

Функции философии:

— мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);

— методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

— прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

— критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

— социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).

 

Методы:

1. Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются критически, последовательно учитывая их внутренние противоречия, изменений развития, единства и борьбы противоположностей

2. Метафизика — метод, противоположный диалектике(рассматривается: 1. обособленно, как сами по себе; 2. игнорируется факт постоянных изменений, развития; 3.ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям, не осознается их единство

3.Догматика — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, " данных свыше" и носящих абсолютный характер.

 

4. Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении, не имеющих единого творческого начала фактов, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные достоверные выводы.

5. Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно поданных как истинные суждений, новых суждений, но ложной по смыслу.

6. Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.

Происхождение античной философии на фоне мифа.

Философия Древней Греции формировалась в тех условиях, когда греческий человек, как свободный гражданин полиса, являлся основной фигурой общества. Поэтому греки на ранних этапах, отражая универсальные интересы, занимались прежде всего проблемами космического и логико-гносеологического характера. Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ – совокупность философских учений, возникших в Древней Греции и Риме в период с 6 в до н.э. по 6 в. н.э. Условными временными границами этого периода принято считать 585 до н.э. (когда греческий ученый Фалес предсказал солнечное затмение) и 529 н.э. (когда императором Юстинианом была закрыта неоплатоническая школа в Афинах). Основным языком античной философии был древнегреческий, со 2–1 вв. началось развитие философской литературы также на латыни.

Миф, религия, философия, наука, сходства и различия.

Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением.

Мифология — система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой.

Миф — образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантастическому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека.

Структура мифа:

— познавательный компонент — миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т. п.;

— предписательно-побудительный компонент — принципы жизнедействия: ценности, установки, инструкции, директивы, идеалы;

— практический компонент — миродействие: социальное взаимодействие, межиндивидное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т. п.

В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов:

— как возник мир;

— как он развивается;

— что такое жизнь;

— что такое смерть и др.

Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал.

Мифология — начальная форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природных и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру.

Мифологическое мировоззрение — система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.

Близко к мифологическому религиозное мировоззрение, оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное.

Религия — мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности — мифологическое миродействие и миропонимание.

По Канту, религия — это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога.

Вера дается Богом человеку:

— через воспитание в условиях религиозной семьи;

— обучение в школе;

— опыт жизни;

— силу разума, постигающего Бога через проявление его творений.

Свобода религиозных убеждений — одно из неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно с терпимостью относиться к представителям других религий, атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога — это тоже вера, но с отрицательным знаком. Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни. Но религия — сознание массовое, а философия — сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия — всегда работа мысли.

Этапы античной философии.

Древнегреческой называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием " античная философия".)

Античная философия в своем развитии прошла четыре основных этапа.

1.демократический — VII — V вв. до н. э.;

2.классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.;

3.эллинистический - конец IV - II вв. до н. э.;

4.римский - I в. до н. э. - V в. н. э.

периодизация античной философии.

В развитии античной философии можно выделить четыре основных этапа.

1. охватывает период с 7 до 5 в. до н. э. Этот период обычно называют досократовским, а философов- досократиками. К этому этапу относятся философы Милетской школы, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты (Левкип и Демокрит).

2. охватывает период примерно с половины 5 в. и до конца 4 в. до н. э. Он обычно характеризуется как классический. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов Протогора, Сократа, Платона и особенно Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижение античной классики. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секст).

3. конец 4 в. - 2 в. до н. э. обозначается как эллинистический. В это время появляется ряд философских школ: перипатетики, академическая философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. Видными философами этого периода были Теофраст, Карнеад и Эпикур. Для этих школ был характерен переход от комментаторства учения Платона и Аристотеля к проблемам этики, морализаторским откровениям в эпоху заката и упадка эллинской культуры.

4.1 в. до н. э. - 5-6 вв. н. э. приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм ( Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секст Эмпирик).

 

Философия Милетской школы.

Самой древней философской школой является Милетская (VII–V вв. до н. э.). Милетцы стали родоначальниками натуралистической фазы развития античной философии. Ее родоначальники:

— Фалес — астроном, политический деятель, он произвел переворот в мировоззрении, предложив идею, что все сущее происходит из воды. Океан-кольцевая река, окружающая Землю, а сама Земля подобно дереву плавает на воде.

— Анаксимен — первоначалом всего предложил воздух, видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей; огонь- разряженный воздух. Душа состоит из воздуха. Воздух обладает свойством бесконечности

— Анаксимандр — первым предложил оригинальную идею бесконечности миров, за первооснову сущего он принял апейрон (вещественное начало, лишенное границ, то есть без всяких качественных характеристик и количественно бесконечное) части которой изменяются, целое же остается неизменным. Мир существует объективно, а не созданы кем-то. Человек, как и животное произошел от рыб. То, каким мир нам является и каким он есть-не одно и то же. Поэтому, чтобы познать его, должен быть исследован чувственный мир, так как он является лишь проявлением реального мира, то есть необходимо выйти за пределы непосредственного наблюдения.

Милетцы своими воззрениями положили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции. Т.е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания. Философия здесь возникает как рационализация мифа.

Философия милетских мудрецов, является первой школой античной философии, возникла на основе зарождающегося эмпирического и теоретического знания. Она пыталась дать целостную картину мира, в то время, когда многие частности и детали оставались неизвестными.

 

 

В учебнике

Майевтика

Майевтика - метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.

Майевтика представляла собой с точки зрения своей логической формы индукцию (наведение). Развитию индуктивности сократовского метода как нельзя лучше способствовал диалогический способ исследования. Он предполагал, что в начале беседы по необходимости всегда исходят из всем понятных, а потому и самых простых, как бы наглядных положений, имеющих преимущественно чувственный характер, но по мере продвижения диалога переходят к скрытым и более сущностным свойствам обсуждаемых вещей. Воспроизводя структуру диалога-исследования, индукция направлена на отыскание единого во многом: от множества явлений, в которых некая предполагаемая сущность представлена как относительное свойство, легко исчезающее и превращающееся в свою противоположность, существующее в них (явлениях) на ряду с другими свойствами, мысль переходит к такой одной вещи, в которой искомое свойство представлено само по себе, не в относительном, а в абсолютном смысле, и не как свойство даже, (любое свойство может быть отъемлемо от вещи, и последняя, хоть и изменит, но не утратит своего существования), а как некая неотъемлемая определённость, тождественная самой вещи, или даже как некая вещь. Итогом такого метания мысли должно быть определение, фиксирующее общее, универсальное свойство, имеющее всеобщее значение для сознания.

Майевтика рассматривалась Сократом как вид повивального искусства, унаследованного им от своей матери, с той только разницей, что Сократ помогал разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождали они не физическое дитя, а знание. Себе он отводил в этом процессе более чем скромную роль, уверяя всех, что сам он пуст и потому от него никто ничему научиться не может, а каждый производит с его помощью лишь то, чем сам был чреват.

Метафизика Аристотеля.

Метафизика Аристотеля

известнейший сборник сочинений, состоит из 14 книг. 1- обычно мудрыми называли тех, кто много знает, однако все знать нельзя, но можно знать причины всего. причины всего: сущность, материя, начало движения (ум, дружба, вражда), благо. Аристотель критикует своих предшественников за особый акцент на материальной причине: на воде, воздухе, огне или всех элементах сразу.2- философия как знание об истине, причем истина оказывается целью знания. 3- трудности познания причин: существуют ли сущности и где они пребывают? Ар. критикует представление о богах, утверждая, что те, кто едят, не могут быть вечными. 4-посвящена понятию сущность, под этим словом могут пониматься тела, элементы или числа.5- посвящена началу движения. все причины- суть начала.6- математика, философия и теология.7- разговор о сущности.8- разговору о началах. причинах и элементах сущностей.9- разбирает отношения возможности и действительности (осуществленности).10- вопрос о едином, которое бывает либо непрерывным, либо целым.11- мудрость как науки о началах. 12- понятию первого двигателя.13.14- критике эйдосов и чисел, якобы существующих помимо вещей.

Монадология Г.Лейбница.

Экзистенциализм Ж.П. Сартра

46.Общая характеристика теоретического психоанализа (З.Фрейд).

Зигмунд Фрейд — австрийский психолог, невропатолог, психиатр, для него характерны исследования явлений бессознательного, их природы, форм и способов проявления.

Основные работы Фрейда, содержащие философские идеи и концепции:

— «Массовая психология и анализ человеческого " Я" »;

— «По ту сторону принципа удовольствия»;

— «" Я" и „Оно“»;

— «Психология бессознательного»;

— «Неудовлетворенность в культуре»;

— «Цивилизация и анализ человеческого " Я" » и др. Фрейд выдвинул:

— гипотезу об исключительной роли сексуальности в возникновении неврозов;

— утверждение о роли бессознательного и возможности его познания через толкование сновидений;

— гипотезу, что психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность подсознательного — принципу реальности.

Для философии Фрейда основная мысль — это то, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект — аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, все более углубленного его осмысления.

Главным исследованием Фрейда является роль важнейшего, по его мнению, двигателя психической жизни человека — «либидо» (полового влечения), определяющего противоречия:

— человека и социальной среды; — человека и культуры; — человека и цивилизации.

Через призму сублимации Фрейд рассмотрел: — формирование религиозных обрядов и культов; — появление искусства и общественных институтов; — возникновение науки; — саморазвитие человечества.

Со стороны философии Фрейд дает свое осмысление человека и культуры. Культура выступает у него как «Сверх-Я», основанная на отказе от удовлетворения желаний бессознательного, она существует за счет сублимированной энергии либидо.

В своей работе «Неудовлетворенность в культуре» Фрейд делает вывод о том, что прогресс культуры уменьшает человеческое счастье, усиливает у человека чувство вины из-за ограничения его природных желаний.

В рассмотрении социальной организации общества Фрейд концентрирует свое внимание не на ее надындивидуальном характере, а на природной склонности человека к разрушению, агрессии, которая может быть обуздана культурой.

С философскими и астрономическими взглядами Фалеса тесно связаны его мысли, которые в наше время называют геологическими и географическими. С пониманием воды как первоосновы связан его взгляд на то, что Земля плавает в бесконечной воде. Она имеет поры и отверстия. Землетрясения он объяснял как колебания Земли на взволнованной воде.

Что такое философия? Предмет и метод философии?

Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости.

Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Цель философии — увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Философия включает в себя:

— учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика);

— о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);

— учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);

— теорию познания;

— проблемы теории познания и творчества;

— этику;

— эстетику;

— теорию культуры;

— свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.

Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.

Функции философии:

— мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);

— методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

— прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

— критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

— социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).

 

Методы:

1. Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются критически, последовательно учитывая их внутренние противоречия, изменений развития, единства и борьбы противоположностей

2. Метафизика — метод, противоположный диалектике(рассматривается: 1. обособленно, как сами по себе; 2. игнорируется факт постоянных изменений, развития; 3.ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям, не осознается их единство

3.Догматика — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, " данных свыше" и носящих абсолютный характер.

 

4. Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении, не имеющих единого творческого начала фактов, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные достоверные выводы.

5. Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно поданных как истинные суждений, новых суждений, но ложной по смыслу.

6. Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь