Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Происхождение античной философии на фоне мифа.



Философия Древней Греции формировалась в тех условиях, когда греческий человек, как свободный гражданин полиса, являлся основной фигурой общества. Поэтому греки на ранних этапах, отражая универсальные интересы, занимались прежде всего проблемами космического и логико-гносеологического характера. Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ – совокупность философских учений, возникших в Древней Греции и Риме в период с 6 в до н.э. по 6 в. н.э. Условными временными границами этого периода принято считать 585 до н.э. (когда греческий ученый Фалес предсказал солнечное затмение) и 529 н.э. (когда императором Юстинианом была закрыта неоплатоническая школа в Афинах). Основным языком античной философии был древнегреческий, со 2–1 вв. началось развитие философской литературы также на латыни.

Миф, религия, философия, наука, сходства и различия.

Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением.

Мифология — система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой.

Миф — образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантастическому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека.

Структура мифа:

— познавательный компонент — миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т. п.;

— предписательно-побудительный компонент — принципы жизнедействия: ценности, установки, инструкции, директивы, идеалы;

— практический компонент — миродействие: социальное взаимодействие, межиндивидное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т. п.

В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов:

— как возник мир;

— как он развивается;

— что такое жизнь;

— что такое смерть и др.

Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал.

Мифология — начальная форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природных и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру.

Мифологическое мировоззрение — система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.

Близко к мифологическому религиозное мировоззрение, оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное.

Религия — мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности — мифологическое миродействие и миропонимание.

По Канту, религия — это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога.

Вера дается Богом человеку:

— через воспитание в условиях религиозной семьи;

— обучение в школе;

— опыт жизни;

— силу разума, постигающего Бога через проявление его творений.

Свобода религиозных убеждений — одно из неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно с терпимостью относиться к представителям других религий, атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога — это тоже вера, но с отрицательным знаком. Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни. Но религия — сознание массовое, а философия — сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия — всегда работа мысли.

Этапы античной философии.

Древнегреческой называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием " античная философия".)

Античная философия в своем развитии прошла четыре основных этапа.

1.демократический — VII — V вв. до н. э.;

2.классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.;

3.эллинистический - конец IV - II вв. до н. э.;

4.римский - I в. до н. э. - V в. н. э.

периодизация античной философии.

В развитии античной философии можно выделить четыре основных этапа.

1. охватывает период с 7 до 5 в. до н. э. Этот период обычно называют досократовским, а философов- досократиками. К этому этапу относятся философы Милетской школы, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты (Левкип и Демокрит).

2. охватывает период примерно с половины 5 в. и до конца 4 в. до н. э. Он обычно характеризуется как классический. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов Протогора, Сократа, Платона и особенно Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижение античной классики. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секст).

3. конец 4 в. - 2 в. до н. э. обозначается как эллинистический. В это время появляется ряд философских школ: перипатетики, академическая философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. Видными философами этого периода были Теофраст, Карнеад и Эпикур. Для этих школ был характерен переход от комментаторства учения Платона и Аристотеля к проблемам этики, морализаторским откровениям в эпоху заката и упадка эллинской культуры.

4.1 в. до н. э. - 5-6 вв. н. э. приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм ( Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секст Эмпирик).

 

Философия Милетской школы.

Самой древней философской школой является Милетская (VII–V вв. до н. э.). Милетцы стали родоначальниками натуралистической фазы развития античной философии. Ее родоначальники:

— Фалес — астроном, политический деятель, он произвел переворот в мировоззрении, предложив идею, что все сущее происходит из воды. Океан-кольцевая река, окружающая Землю, а сама Земля подобно дереву плавает на воде.

— Анаксимен — первоначалом всего предложил воздух, видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей; огонь- разряженный воздух. Душа состоит из воздуха. Воздух обладает свойством бесконечности

— Анаксимандр — первым предложил оригинальную идею бесконечности миров, за первооснову сущего он принял апейрон (вещественное начало, лишенное границ, то есть без всяких качественных характеристик и количественно бесконечное) части которой изменяются, целое же остается неизменным. Мир существует объективно, а не созданы кем-то. Человек, как и животное произошел от рыб. То, каким мир нам является и каким он есть-не одно и то же. Поэтому, чтобы познать его, должен быть исследован чувственный мир, так как он является лишь проявлением реального мира, то есть необходимо выйти за пределы непосредственного наблюдения.

Милетцы своими воззрениями положили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции. Т.е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания. Философия здесь возникает как рационализация мифа.

Философия милетских мудрецов, является первой школой античной философии, возникла на основе зарождающегося эмпирического и теоретического знания. Она пыталась дать целостную картину мира, в то время, когда многие частности и детали оставались неизвестными.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь