Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Исторические формы мировоззрения
Три исторических типа мировоззрения: 1) мифология 2) религия(более распространена) 3) философия Мифологическая форма – фантастическое (полуфантастическое), часто излишне эмоциональное, отражение окружающей реальности и человеческого бытия в рамках этой реальности(чувственная форма мировоззрения) Характеристика мифа: 1) чувственное обобщение 2) фантастичность, волшебность 3) неразличение материального и духовного 4) не знает ни прошлого, ни будущего 5) единое время и единое пространство 6) синкретизм-нерасчлененность Религия Характеристика религии: - другой мир(чувства и мысли о нем) - вера(придумали ругой мир и встал вопрос как к нему относиться) -Бог или абсолют - обрядность -множество религиозных идей( креационизм- творение чего-то и ничего) Философия – это сфера духовной жизни человека, отвечающая его мировоззренчиским потребностям. Характеристика философии: - концептуальная(глубокая) форма мировоззрения -Рациональность! - теоретическое мировоззрение Философия роилась как наука и родилась как первая и единственная наука Структура философии: 1) онтология (учение о бытие) – наука о том, что лежит в основе. 2) Гносеология (наука о познании) 3) Логика 4) Диалектика (учение о противоречиях) 5) Этика (учение о добре и зле) 6) Эстетика (учение о прекрасном) 7) Социальная философия 8) Философия антропология (учения о человеке) 9) Практиология 10) Аксиология- учение о ценностях Каждая из этих частей- это ипостась-целое и так воплощенное. Цель философии – создание единой целостной системы.
Функции философии: 1) Мировоззренческая А) философия выражает эпоху Б) Философия может помочь развить собственное мировоззрение(но может и помешать) 2) Гносеологическая(познавательная) А) познание мировоззренческих проблем Б)Дает теорию познания В)Дает термины другим знаниям Г)Начинает все время познавать новое
3) Ценностная 4) Логическая(логика противоречий) Формальная логика- логика результатов мышления, Диалектическая логика-логика самого мышления) 5) методологическая 6) этическая 7) эстетическая 8) Практическая 9) Критическая Философия Философия-любовь к мудрости(Пифагор). Фалес-первый философ. Родилась как наука в 6-7 веке до н.э., занималась практически всем. Оставалась наукой до 19 века, пока не произошел раскол ее на другие науки. Кризис философии и 3 пути выхода: 1. Превратить философию в нормальную науку-позитивизм(Кон) 2. Лишить философию научности, т.к. считалось, что все уже разобрано всеми другими науками. А) экзистенциализм-отказ от прошлой философской проблематики Б) Неотомизм(ф. Аквинский)-все знания 2-х видов: знание истины(научные) и знания веры(религиозные) 3. Философия будет как раньше наукой и ненаукой (Карл Маркс) 1 и 2 исчезли практически до конца в 19 веке. Сегодня победило направление постмодерн-«Мир един, а интерпретаций много) Философия – это сфера духовной жизни человека, отвечающая его мировоззренчиским потребностям. Характеристика философии: - концептуальная(глубокая) форма мировоззрения -Рациональность! - теоретическое мировоззрение Философия роилась как наука и родилась как первая и единственная наука Структура философии: 1) онтология (учение о бытие) – наука о том, что лежит в основе. 2) Гносеология (наука о познании) 3) Логика 4) Диалектика (учение о противоречиях) 5) Этика (учение о добре и зле) 6) Эстетика (учение о прекрасном) 7) Социальная философия 8) Философия антропология (учения о человеке) 9) Практиология 10) Аксиология- учение о ценностях Каждая из этих частей- это ипостась-целое и так воплощенное. Цель философии – создание единой целостной системы. Предмет философии: Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. Философия – наука о всеобщем. Предметом философии является всеобщее в системе «Мир - человек». В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека. Но предмет философии в еще большей степени отличен от предмета частных наук, изучающих материальное бытие и человека, тем, что он представляет собой отношение человека к миру, мира к человеку. Философия – это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философия представляет собой рационально систематизированное, то есть оформленное логически, мировоззрение. Оно находится по месту в человеческом познании между религиозным миросозерцанием, научным мировоззрением и даже местами примыкает (по степени эмоциональной насыщенности) к художественному миросозерцанию с его творческими амбициозными тенденциями. В связи с этим философия состоит в первую очередь из онтологии (онтос – бытие) – учения о бытии и гносеологии – учения о познании.
Функции философии Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять: 1. мировоззренческую, 2. методологическую, 3. гносеологическую, 4. логическая 5. аксиологическую, 6. социальную, 7. воспитательно-гуманитарную, 8. практическая 9. критическая Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания. Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.). Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Основной вопрос философии Основоной вопрос философии - метафилософская и историко-философская концепция в философии марксизма, согласно которой основной, если не единственной проблемой философии на протяжении всей её истории является вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе. Основной вопрос философии имеет онтологический и гносеологический аспекты. Марксизм выделяет два основных варианта решения основного вопроса философии: материализм — примат материи над сознанием, идеализм — примат идеи над материей. Термин «основной вопрос философии» ввел Энгельс. Звучит он так: Что первично материя или сознание? Вопрос этот основной и поэтому он делит философов на материалистов и идеалистов. Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Если не решить эту проблему, т.е. то, что отношение к миру двойственно, то мировоззрение не построить. Каждый решил эту проблему, решает и будет решать. Все остальные философские проблемы упираются в эту. Самый «честный» вопрос(ответить на него значит, что ты будешь честным перед собой и другими)Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны (по Энгельсу) основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая. Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание? В каком соотношении есть материя и духовность? Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания? В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм. При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как: 1) объективный идеализм; 2) субъективный идеализм; 3) материализм; 4) вульгарный материализм; 5) дуализм; 6) деизм; гносеологической (познавательной) стороны: - гностицизм (эклектическое религиозно-философское течение поздней античности, выступившее одной из культурных форм связи оформившегося христианства с мифо-философским эллинистическим фоном и вероучениями иудаизма, зороастризма, вавилонских мистериальных культов.); - агностицизм (направление в философии, считающее невозможным объективное познание окружающей действительности посредством собственного опыта), - эмпиризм (сенсуализм) - рационализм (метод, согл направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания). Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют: - материализм; - идеализм; - дуализм. Материализм (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя. Следовательно: - материя реально существует; - материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет); - материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; - материя существует и различается по своим внутренним законам; - сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю); - сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей; - сознание определяется материей (бытием). К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бекон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин. Достоинство материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т.д.), логическая доказуемость многих положений материалистов. Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов. В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю. Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократический Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.
Идеализм («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух). В идеализме выделяются два самостоятельных направлениях: объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.); субъективный идеализм (Кант, Беркли, Юм). Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма: - реально существует только идея; - идея первична; - вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»; - «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.); - «мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»; - каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь – воплощение общей идей лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т.д.); - большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец; - отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания. В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что: - все существует только в сознании познающего субъекта (человека); - идеи существуют в разуме человека; - образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения; - вне сознания отдельного человека на материи, ни духа (идей) не существует. Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи). существуют промежуточные (компромиссные) течения – дуализм, деизм. Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что: - существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);
- все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной); - в человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная; - материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия; - основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Деизм – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание). Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена: - эмпиризмом (сенсуализмом); - рационализмом. Основателем эмпиризма является Ф. Бекон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы ни было до этого в опыте и чувственных ощущениях»). Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом. С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма. Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что: - мир познаваем; - возможности познания неограниченны. Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты): - мир непознаваем; - возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума. Бытие, субстанция, материя. Понятия бытие и небытие в своём происхождении восходят к рассуждениям древнегреческого философа Парменида. Парменид впервые обращает внимание на такой аспект всякого сущего как бытие. Есть сущее и есть существование этого сущего, которое и называют бытием. Небытия, «ничего» (того, что не существует) нет. Таким образом, первый тезис Парменида звучит так: «Бытие есть, небытия — вовсе нет». Из этого тезиса следует, что бытие — одно, неподвижно, не имеет частей, едино, вечно, благо, не возникло, не подвержено гибели, поскольку в противном случае пришлось бы допустить существование небытия, что не допустимо. Второй тезис Парменида звучит так: «Мыслить и быть есть одно и то же». Поскольку небытия нет — это значит, что его и мыслить нельзя. Всё, что мыслимо, есть бытие. Однако эта мысль оказалась неудачной. Бытие – самый первый философский термин, не отличающийся своей полнотой и глубиной, но он позволяет выражаться на философском языке. Часто бытие по значению сравнивают с житием. Бытие – не просто форма, это существование вещей в их сущности. Виды бытия:
Объект философии- это то, то изучает не мир сам по себе, а мир очеловеченный. Термин «бытие» абстрактный и может раскрываться через другие термины. Виды бытия: 1. Объективное(вне нашего Я) и 2. Субъективное( в форме мыслей и чувств) 3. Общественное бытие: социальное и экзистенциональное (наше личное Я) 4. субстанциональное 5. атрибутивное Материалисты настаивают на том, что бытие объективно. Философа интересует изучение человека в мире и мира в человеке. Некоторые философы рассматривают проблему соотношения бытия и небытия как исходную философскую проблему. Центральный вопрос этой проблемы: что служит началом и основанием мира — бытие или небытие. 1. бытие и небытие есть, но они разные 2. бытие и небытие есть, но они одинаковые С точки зрения материалистов: бытие есть, небытия нет. Раскрытие разных аспектов бытия: 1) Субстанция и атрибут. Субстанция — основа, носитель. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самом себе и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. Первопричина происходящего.Она – что-то более глубокое, чем сами вещи. Это то, что существует само по себе. ТО, что существует, не нуждаясь во внешних источниках. Субстанция-основа своих атрибутов. Атрибут – обязательный носитель свойств. 1. субстанцией является материя 2. субстанция – сознание 2) Материя. Термин использовался ещё Платоном для обозначения субстрата вещей, противостоящего их идее. Аристотель признавал объективное существование материи. Он считал её вечной, несотворимой и неуничтожимой. В средневековой философии в материи видели принцип множества и индивидуации. Материя для идеалистов – субстанция, не основа, а материал. Это субстанция всех вещей. Этапы развития: 1) Античность: материя – это то, из чего все состоит. 2) 17-18 века: материя – это все, что есть (Маркс, Ленин). 3) Диалектические материалисты: материя – философская категория для обозначения объективной реальности. Суть мира в нем самом. Значение материи: 1) Мировоззренческое: Нет ничего, кроме материи и нет никакой материи. 2) Методологическое Атрибуты материи: 1) Движение 2) Пространство 3) Время |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1150; Нарушение авторского права страницы