Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Движение, пространство, время.



Это атрибуты материи.

1) Движение-это любое изменение чего-то(материи)

- это атрибут материи. Не существует самостоятельно.

- это способ существования материи.

Все вещи структурные(т.е. из чего-то состоят)

Во всех вещах есть противоречия(т.е. они противоречивы)

Формы движения материи.

Классификация:

1. Живого

2. Неживого

3. Движение общественного

Принципы классификации форм движения:

1. Форма движения выделяется в зависимости от объектов или как общий момент движении различных объектов( информационное, механическое движение)

2. Качественно-различные и несводимые друг к другу

3. Возникают на основе низших высшие формы движения( живое на базе неживого)

2) Пространство и время- атрибуты материи( в пространстве меняются по отношению к вещам, вещи меняют свойства.

Токи зрения:

1. Идее абсолютного пространства(абсолютистская)

2. Релятивистское понимание- свойства вещей, самого мира

В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к материи. Первую из них можно условно назвать субстанциальной концепцией. В ней пространство и время трактовали как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.

Вторую концепцию можно именовать реляционной (от слова relatio — отношение). Ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.

Что есть? –материя

Как есть? – движение

Какие формы существования материи? Движение- изменения

Общие свойства, характеризующие пространство и время, вытекают из их характеристик как основных, коренных форм существования материи. К свойствам пространства относятся протяженность, однородность и изотропность, трехмерность. Время обычно характеризуется такими свойствами, как длительность, одномерность, необратимость, однородность.

Что касается таких свойств, как длительность времени и протяженность пространства, то их трудно называть свойствами, поскольку они совпадают с самой сущностью пространства и времени. Ведь протяженность и проявляется в способности тел существовать одно подле другого, а длительность в способности существовать одно после другого, что и выражает сущность пространства и времени как форм существования материи.

Пространство- форма существования материи в отношении рядом полагания

Время-форма существования материи в отношении после полагания.

Сознание

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи.

В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата.

Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение человека и его сознания заключается в одном слове - труд.

Человек орудие труда Природа

субъект средство объект

общество

 

Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Человек – тот, кто в обществе среди них. Духовность к человеку приходит через его жизнедеятельность.

Жизнь Труд Дух

Что нового вносит труд?

1. Опосредованность (человек – посредник – природа)

2. Отделенность ( человек отделился от природы)

3. Отдаленность (человек отдалился от природы), приобретения антиприродные потребности

4. Субъектно-объектные отношения.

Орудие труда отделило человека от природы в непропорциональных долях. Оно говорит о сути человека более, чем сам человек может о себе думать. Орудие труда, как посредник между человеком и природой, становится знаком системы( возможность, результат, свойство и другие знаки). У каждого знака есть своя форма (в данном случае язык) и содержание (сознание).

1) Идеальное (сознание)

· Антиматериальная мысль

· Идеально значит образно-это форма отражения вещами по законам других вещей

Сознание идеально в том смысле, что оно есть в голове, но его там нет. Оно живет в голове, но не по законам головы. Идеальное – форма отражения вещами по законам других вещей.

Способы существования идеального:

  • Идеальная сторона общества, общественное сознание
  • Человек

2) Язык

· Без сознания нет языка

· Сознание и язык появляются вместе, как две стороны одного, они существуют и развиваются друг через друга

· Без языка нет сознания

· Язык – материальная форма сознания, сознание – идеальное содержание языка, язык и сознания – противоположности. Сознание борется с языком, а язык – тюрьма духа.

 

Термин сознание выступает термином, трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как Я. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.

Сознание — категория для обозначения ментальной деятельности человека по отношению к самой этой деятельности.

Проблема того, чем же является сознание и каковы его рамки, и в чём же смысл существования данного термина выступает предметом исследования философии сознания, психологии и логики (наука о формах мышления).

Рассмотрим понятие «сознание» с точки зрения идеалистов и материалистов.

Идеализм: Идеализм — это теория, согласно которой существуют только сознания. Идеалисты утверждают, что объекты физического мира не существуют вне их восприятия. Наиболее последовательно этот тезис был развит Джорджем Беркли, который утверждал, что «быть — значит быть воспринимаемым». Однако утверждая, что нет ничего, кроме сознания, идеалисты не дают ему четкого определения.

Ошибки:

1. Обращаются к сознанию человека

2. Выбирают одну из форм человеческого сознания в качестве главной

3. Называют эту форму сознанием

Материализм: Материализм есть теория о том, что если нечто существует, то оно имеет физический характер. Сознание, поэтому, описывается материалистами как свойство мозга. Материалисты критикуют как дуалистов и идеалистов, так и бихевиористов, доказывая, что поведение не является сознанием, но внутренней физической причиной сознания. Среди материалистов можно упомянуть Фридриха Энгельса, Дэвида Армстронга, Дональда Дэвидсона и других.

Ошибки:

1. Вульгарность; мысль, духовность – это тонкая материя

2. Механицизм – упрощение, в то время как термин «сознание» расширяется: мышление – атрибут материи ( Спиноза)

Достижения прошлой философии:

Заслуги прошлой философии в том, что она фиксировала и защищала мысли, понятные каждому – факты:

1. Сознание носит естественный характер

2. Сознание сверхъестественно

3. Духовность – приобретаемое качество

4. Всякая духовность уникальна, а значит, она рождается в окружении человеческого общества и не может быть передана.

Мир есть текст.

Главной ошибкой прошлой философии была ее не теоретичность – она не давала объяснений, передавала факты в эмпирических обобщениях и называла их постулатами.

Культура

Культура-совокупность всех языков, созданных человечеством.( языков, как носителей моделей человеческой сущности, человеческого поведения)

Культура-это то, что останется, когда все остальное забудется.

Свойства: традиции в основе, но новации продолжают жизнь культуры.

Существуют новации, разрушающие искусство, некоторые новации выводят за пределы искусства.

Виды культур:

1. Элитарная

2. Народная

3. Массовая

Культуру сохраняют, преобразовывают, передают, оценивает человеческие достижения.

Культура объективна. Эта совокупность языков существует в процессе.

Опредметить- превратить духовную вещь в предмет.

Распредметить- извлечь из предмета духовное содержание.

Культура:

1. Материальная- связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и т.п.

2. Духовная- совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право

Функции культуры:

1. Познавательная( формирование целостного представления о народе, стране, эпохе)

2. Оценочная( осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций)

3. Регулятивная(формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизнедеятельности)

4. Информативная (осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений)

5. Коммуникативная (сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей)

6. Социализация (усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям и т.п.)

Человек, конечно, воспринимает культуру избирательно под влиянием предпочтений, определяемых многими обстоятельствами. И лишь на основе этой усвоенной им культуры он оказывается способным развиваться дальше. Как субъект культуры он вносит в нее нечто новое. В соотношении освоения и творчества культуры заложена масса проблем и противоречий. Чтобы в них разобраться, надо хотя бы в самом общем виде проанализировать проблему развития культуры.

Т.К. строится на основании нескольких критериев:

-связь с религией (культуры религиозные и светские);
-региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская);
-регионально-этническая особенность (русская, французская);
-принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества);
-хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура);
-сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);
-связь с территорией (сельская и городская культура);
-специализация (обыденная и специализированная культура);
-этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура);
-уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.

В отличии от социализации понятия инкультурации подразумевает под собой обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре.

Это происходит в процессе взаимообмена между человеком и его культурой, при котором, с одной стороны, культура определяет основные черты личности, с другой - человек сам влияет на свою культуру.

Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков (типы общения с другими людьми, форма контроля общественного поведения и эмоций, способы удовлетворения потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т.д.).

Основными агентами социализации и инкультурации являются семья, группа сверстников, учебные заведения, средства массовой информации, различные политические и общественные организации.

В XX в. обозначился кризис не только в области материальной, но и духовной жизни. Новая форма социокультурного кризиса также обрела глобальный характер. Именно в это столетие человечество дважды пережило ужас мировых войн, которые девальвировали всякие представления о гуманизме.

Пространство духовности сокращает и научно-техническое развитие, особенно развернувшееся на современном этапе. Усложнение технике повышает вероятность человеческих ошибок и увеличивает масштабы их возможных разрушительных последствий. Современное применение разума (предназначение и природа которого полностью не изучены) создает угрозу существование самого его носителя - человека.

 

Познание

Познание — процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек - исследует человека, то есть самого себя.

Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации — книг, рисунков, объектов материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.)

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

• познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

• познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

2. В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:

гностицизм;

• агностицизм.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.(Кант)

Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

• сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);

• сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — " вещей в себе".

Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:

идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;

• материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность — сознание — изучает сама себя.

3. Познающим субъектом является человек — существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры — носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной.

Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.

Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.

Основной формой познания и критерием истины при познании является практика.

Практика — конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.

Главные виды практики:

• материальное производство;

• управленческая деятельность;

• научный эксперимент.

Роль практики в познании:

критерием истины;

• основой познания;

• целью познания;

• результатом познания

· Источник познания

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.

Как познается мир? Практика-чувства-разум-практика.

Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.

Чувства:

1. Непосредственность

2. Конкретность

Формы чувств:

1. Ощущение

2. Восприятие

3. Представление

Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности.

Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.

Разум:

1. Опосредованность

2. Обобщенность

Формы разума:

1. Понятие

2. Суждение

3. Умозаключение

Явление- вторичная сторона вещи. Сущность проявляет себя, но не в своей форме, а в форме явления. Чувствами мы познаем явления, а разум может проникнуть в сущность.

На вопрос, почему мир познаваем, ИДЕАЛИСТЫ отвечают: субъект тождественно равен объекту.

Материалисты: принцип отражения, т.е. субъект отражает объект. Потому что природа сознания –практическая. Человек Орудия труда Природа

 

Наши мысли рождаются как продолжение орудий труда, как новый вид орудий труда, а следовательно имеют что-то от субъекта и объекта. Человек Орудия труда Природа

 

МЫСЛИ

Мы познаем, потому что наша духовность - составляющая данной схемы. Наши мысли хоть немного похожи на мир.

Чувства и разум

В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Следует подчеркнуть, что процесс познания, как правило, имеет своим исходным моментом отражение действительности с помощью органов чувств человека. Именно через органы чувств мы получаем всю первичную информацию о предметах и явлениях внешнего мира.

Чувственное отражение выступает в трех основных формах – в виде ощущений, восприятий и представлений.

Ощущения - это чувственные образы отдельных свойств предметов. Мы ощущаем цвета, звуки, запахи, имеем вкусовые, осязательные ощущения и т.д. Этот образ объективен по содержанию, он адекватно отражает свойства объекта, но субъективен по форме, зависит от особенностей физиологии органов чувств человека,, физиологии его высшей нервной деятельности, и даже, как показано выше, от его жизненного опыта.

Более сложной и высокой формой чувственного отражения является восприятие - целостный чувственный образ объекта, непосредственно воздействующего на органы чувств, отражающих различные стороны, свойства этого объекта. Здесь уже, как правило, вступает в дело мысль, обозначающая воспринимаемый объект.

Высшей формой чувственного отражения является представление-образное знание о непосредственно не воспринимаемых объектах, воспроизводимое по памяти. В представлении вступает в дело абстрагирующая способность нашего сознания. На уровне представлений обнаруживает себя такая способность нашего сознания как воображение-способность соединять чувственный материал иначе, не так, как он соединен в действительности.

Чувственное отражение - необходимая ступень познания, непосредственно связывающая сознание с внешним миром.

Мышление. - это активное, целенаправленное, опосредованное, обобщенное и абстрагирующее отражение существенных свойств и отношений внешнего мира, а вместе с тем и процесс созидания новых идей.

Это именно активное, целенаправленное отражение, что определяется связью мышления и познания в целом с практикой, с его устремленностью к истине. Вместе с тем это отражение опосредованное в отличие от чувственного отражения, поскольку оно опосредуется чувственностью, ее образами. Мышление обобщает, схватывает общее в объектах, и потому оно связано с абстрагированием, отвлечением от

второстепенного в объектах. А само отыскание общего диктуется практикой, которая не должна всякий раз открывать Америку, а нуждается в общих правилах, в знании законов и т.д. Наконец, мышление за внешним вскрывает внутреннее, за явлениями - сущность, существенные свойства и отношения вещей, поскольку без этого немыслима ни практическая деятельность, ни приобретение по-настоящему глубокого знания об объекте.

Формы рац. познания - понятие, суждение и умозаключение. Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Понятия обозначаются словом или группой слов. Различают обыденные и научные понятия. Суждение-форма мысли, в которой посредством связи понятий нечто утверждается, либо отрицается о предмете мысли. Суждение, как правило, выражается в форме предложения. При этом связь понятий в суждении должна соответствовать связи вещей. Умозаключение-форма движения мысли, при которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием. Умозаключения делятся на два основных класса – индуктивные и дедуктивные, при которых из некоторого общего положения выводятся частные, менее общие.

Итак, познавательный процесс включает в себя две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Эти стороны диалектически взаимосвязаны. Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, а рациональное познание само по себе, без опоры на чувственность существовать не может, т.к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные чувственного отражения.

Сенсуализм (от лат. sensu - чувство) абсолютизирует роль чувственного отражения, отстаивая тезис: нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах. Сильная сторона сенсуализма о подчеркивании роли чувственного познания как важнейшего источника первичной информации. Слабая - в переоценке чувственного знания, в попытке свести весь процесс познания к различным комбинациям чувственных данных, свести на нет роль мышления. Рационализм ( от лат. ratio - разум)принижает в свою очередь роль чувственного знания и отводит решающее место разуму, оторванному от чувственного отражения. Рационализм отрывает разум от его питательной почвы, от эмпирических фактов и тем лишает познание той базы, на которой единственно может строиться успешная работа познающего мир разума. Выход в единстве.

Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.

Чувства:

3. Непосредственность

4. Конкретность

Формы чувств:

4. Ощущение

5. Восприятие

6. Представление

Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности.

Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.

Разум:

3. Опосредованность

4. Обобщенность

Формы разума:

4. Понятие

5. Суждение

6. Умозаключение

Истина

Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Агностики: получить достоверные знания невозможно; эмпирики: это можно сделать только при помощи ощущений; рационалисты: критерием истины м.б. только разум.

Истина – соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Аристотель: истина – знание, совпадающее с действительностью; заблуждение – знание, не совпадающее с действительностью.

Любое знание несёт в себе и истину, и заблуждение. Мы познаём вещи не в материальной форме, а в духовной à мысль и вещь никогда не совпадают полностью.

Свойства истины:

1) Объективность по содержанию (объективная сторона показывает нам истину в той её части, содержание к-рой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности);

2) Субъективность по форме (субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, т.к. при её получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в к-ром непосредственное участие принимает сознание последнего);

3) Относительность (по форме);

4) Абсолютность (Гегель: в каждой истине присутствует абсолютный момент);

5) Конкретность (это зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются);

6) Абстрактность;

7) Общезначимость;

8) Экзистенциальность.

Критерии истины:

· Авторитет

· Простота

· Красота

· Логичность

· Полезность

· Практика (это вся человеческая деятельность; практика характеризуется следующими чертами: целенаправленностью, предметно-чувственным характером, преобразованием окружающей действительности).

 

Диалектика и метафизика.

Диалектический метод: принципы диалектики, категории диалектики.

Диалектика - метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых два или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями.

 

Диалектика означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика — это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Сократ и Платон: диалектика – умение спорить

Принципы диалектики:

1. Развитие:


Метафизика:

1. Причина развития -внешняя сила

2. Признает только количественное изменение

3. Все направления одинаковы

4. Катастрофизм(человечество живет через катастрофы и каждый раз начинает жить заново)

Диалектика:

1. Источник развития- внутренние противоречия

2. Признает так же качественные скачки

3. Направление развития- снятие


2. Принцип всеобщей взаимосвязи

Метафизика:

1. Конкретные связи

2. Упрощение связи

Диалектика:

1) Мы взаимосвязаны всегда

2) Единство мира- возможность множества связей: причинно- следственная, генетическая, пространственно-именная.

3. Принцип детерминизма -всеобщей обусловленности, идея причинности- основа детерминизма. Детерминация будущим. Будущее определяет настоящее.

4. Принцип системности. Теория систем. Основной принцип диалектики. Системные свойства.

5. Принцип объективности (Гегель этот принцип отрицал) Закон-связь предметов, общая, существенная, необходимая (материя первична- сознание вторично, сознание существенно и т.п.)

В диалектическом материализме диалектика Гегеля была воспринята в интерпретации Энгельса, который сформулировал так называемые «Три закона диалектики»:

1) Закон единства и борьбы противоположностей.

2) Закон перехода количественных изменений в качественные.

3) Закон отрицания отрицания.

Метафизическое мышление заключается в отрыве друг от друга и абсолютизации тех или иных сторон, противоположных моментов действительности или ее познания. Метафизика отрицает истинность того, в чем обнаруживается противоречивость. Диалектического метода требует проведения всестороннего анализа и синтеза, рас­крытия диалектики, динамики, противоречивости изучаемых объектов.

Итак, в философии существуют две основные концепции развития - диалектика и метафизика. Диалектика видит весь мир постоянно развивающимся, в котором все взаимосвязано и источником развития являются внутренние противоречия. Развитие происходит путем накопления количественных изменений, которые приводят к качественным, к изменению формы, к образованию новых противоречий.

Метафизика либо отрицает движение и развитие, либо признает их, но как случайные, несвязанные процессы, имеющие высший источник. И та и другая концепция описывает реальные процессы. Диалектика делает акцент на изменчивой стороне предметов, метафизика описывает их устойчивые характеристики.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.108 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь