Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философия русских просветителей.
Философия А. Н. Радищева.
На рубеже 18 – 19 вв. под влиянием идей Просвещения в русской общественно-политической и философской мысли зарождается радикально-революционная традиция, игравшая значительную роль в отечественной философии.
Первым представителем подобной революционной традиции можно считать Александра Николаевича Радищева (1749 – 1802), философа, политического мыслителя, поэта и писателя. Радищев получил образование в Пажеском корпусе в Петербурге, а затем был направлен для продолжения обучения в Лейпцигский университет. В годы пребывания в Лейпциге Радищев изучает труды французских и немецких просветителей, усваивает передовые идеи о правах и свободах человека, о необходимости ограничения власти монархов. Во время своего пребывания в Лейпциге Радищев пережил потерю своего друга внезапно скончавшегося Фёдора Ушакова. Внезапная смерть товарища направила мысли Радищева на решение вопроса об отношении к смерти и о возможности человеческого бессмертия. По возвращении из-за границы Радищев делает успешную карьеру, он становится руководителем петербургской таможни. В 1790 г. Радищев в домашней типографии опубликовал написанную в форме путевых заметок книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», содержащую радикальную критику крепостного права и абсолютизма с гуманистических позиций. Во включённой в текст книги оде «Вольность» Радищев фактически призывал к насильственному, революционному свержению самодержавия.[1] Екатерина II назвала Радищева за его республиканские устремления «бунтовщиком хуже Пугачёва». Радищев был приговорён Сенатом к смертной казни, однако Екатерина заменила казнь ссылкой в Сибирь. Именно в сибирской ссылке Радищев пишет своё главное философское произведение – работу «Мысли о человеке, его смертности и бессмертии». В этом произведении Радищев противопоставляет взгляды сторонников бессмертия души и их противников, приводя все возможные аргументы за и против. В первых двух частях этого трактата Радищев приводит доводы мыслителей, отрицающих возможность бессмертия души. Как правило, это философы, придерживающиеся материалистических воззрений. Они доказывали, что душа имеет естественное происхождение, связана с телом и после смерти тела существовать не может. Однако в 3-й и 4-й частях труда Радищев так же подробно приводит аргументы защитников бессмертия души. Это в первую очередь теологи и философы-идеалисты, которые доказывали, что душа представляет собой особую сущность, кардинальным образом отличающуюся от тела. Соответственно, душа с телом никак не связана и может сохранять своё существование и после смерти тела. Собственная философская позиция Радищева по решению этого вопроса однозначно им самим не заявляется, что порождает между исследователями творчества Радищева споры. Философские интересы Радищева, как видно из вышесказанного, сосредоточены на проблемах антропологии. Человек вписан в природный универсум, будучи генетически связан с ним. Однако человек, по мнению Радищева, отличается от всех других существ тем, что он «есть единое существо на земле, ведающее худое и доброе». То есть на первый план выносятся качества человека как нравственного сознательного существа. Человек может безгранично совершенствоваться в добре или развращаться в порочности. В теории познания Радищев выступал с позиций сенсуализма, приоритета чувственного знания и опыта. После смерти Екатерины II Радищев был возвращён из сибирской ссылки, а в начале правления Александра I был включён в комиссию по составлению законов. Однако представленные Радищевым проекты оказались настолько радикальны, что ему намекнули на возможность новой ссылки. Разочаровавшись в возможности реформ и не находя своим предложениям поддержки, Радищев в 1802 г. покончил жизнь самоубийством. Герцен. вождём революционных демократов был А. И. Герцен. О своей жизни Герцен оставил объёмные воспоминания «Былое и думы», в которых дал подробный очерк общественной жизни России и Европы середины 19 в. Герцен родился как незаконный сын помещика И. Яковлева. Ещё в детском возрасте Герцен подружился с Николаем Платоновичем Огарёвым (1813 – 1876). Эта дружба переросла в сотрудничество, продолжавшееся всю их жизнь. Ещё будучи подростками, Герцен и Огарёв на Воробьёвых горах в Москве дали торжественную клятву посвятить жизнь революционной борьбе. Этой клятве они остались верны. Герцен получил образование в Московском университете. Однако вскоре по его окончании вскрылся факт участия Герцена в нелегальном студенческом кружке, участники которого допускали неуважительные высказывания об императоре и вольно рассуждали по вопросам политики. Герцен был сослан в Пермь, Вятку, а затем во Владимир. В начале 1841 году Герцену было разрешено вернуться в столицы. Поселившись в Москве, Герцен попадает в водоворот споров между западниками и славянофилами. В это время он занимает отчётливую западническую позицию, но отдаёт должное искренности и убеждённости славянофилов. «Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно», – напишет позднее Герцен. На философские воззрения Герцена большое влияние оказали труды представителей немецкой классической философии – Шеллинга и Гегеля. Главными достижениями этих мыслителей Герцен считал попытку понять природу как целостность (Шеллинг) и разработку диалектического метода, утверждающего идею развития в мироздании. Однако Герцен уже в молодые годы заявил о себе как стороннике материализма («реализма», по словам самого Герцена). А. И. Герцен одним из первых попытался соединить материализм с заимствованной у немецких идеалистов идеей развития, диалектическим методом, который он называл «алгеброй революции». Позже Герцен заинтересовался антропологическим учением Фейербаха. Основные философские произведения Герцена – «Письма об изучении природы», «Дилетантизм в науке» - были написаны им в начале 1840-х годов. Главная сфера философских интересов Герцена – натурфилософия и методология научного познания. В этих работах Герцен выступает за соединение умозрительных и опытно-экспериментальных методов изучения природы. Приверженность исключительно опыту не позволит понять природу как целостность, а умозрение без фактической составляющей приведёт к отрыву от реальности. Рисуя в «Письмах об изучении природы» историческую картину развития познания природы, Герцен отдаёт должное достижениям как идеалистов, так и материалистов в осмыслении природы. В 1847 г. Герцен уезжает за границу и в Россию более не возвращается. За границей он ведёт большую общественную деятельность, организуя в Лондоне неподцензурную Вольную русскую типографию, в которой печатал запрещённые в России книги, а также выпускал газету «колокол» и журнал «Полярная звезда, нелегально доставлявшиеся в Россию. После отъезда за границу Герцен переосмысливает свои западнические воззрения и в определённой мере испытывает разочарование в Западе. Герцен начинает критиковать Запад за чрезмерный индивидуализм, мещанство, отсутствие стремлений к высокому идеалу. Теперь Герцен утверждает, что Россия стоит ближе западных стран к построению социализма, поскольку в ней сохраняется крестьянская община с господством коллективного начала, отсутствием частной собственности на землю, взаимопомощью крестьян. Именно поэтому община объявляется Герценом «зародышем социализма». Таким образом, Герцен признаёт переход России к социализму своим особым путём через следование общинным началам, по которым издавна жила русская деревня.
Чернышеский Н. Г. Чернышевский родился в семье священника в Саратове. Обучаясь сначала по настоянию отца в местной семинарии, он оставляет её и переезжает в Петербург, где поступает в университет. По окончании университета Чернышевский защищает диссертацию по эстетике «Эстетическое отношение искусства к действительности», в которой он выступает с критикой идеалистической эстетики Гегеля. Идеалисты утверждали, что прекрасное может заключаться лишь в идее, понятии, оторванном от материи. Чернышевский же выдвигает девиз «Прекрасное – это жизнь». Он желает показать, что прекрасное следует искать в материальной действительности, что реальное дерево в пору своего жизненного расцвета будет намного прекраснее идеальных деревьев в сознании человека. Чернышевский также доказывал, что представления о красоте (например, о женской красоте) зависят от социальных условий жизни и различаются у различных слоёв общества. Чернышевский становится главным сотрудником самого популярного тогда демократического журнала «Современник». Он публикует в этом журнале множество статей по литературной критике, политике, экономике, философии. Одновременно Чернышевский не скрывает своих радикальных революционных убеждений, призывая Русь «к топору». За свою революционную деятельность по обвинению в написании и распространении противоправительственных прокламаций и общение с «политическим преступником» Герценом Чернышевский был арестован. Будучи в заключении в Петропавловской крепости он пишет свой знаменитый роман «Что делать? », ставшим чрезвычайно популярным среди революционной молодёжи. Основным философским фрагментом в романе можно считать четвёртый сон Веры Павловны (одной из главных героинь произведения). Центральным в этом сне является образ хрустального дворца, в котором живут счастливые, разносторонне развитые люди. Они вместе проводят своё время, работают, отдыхают, занимаются воспитанием детей. В хрустальном дворце царствует гармония личных и коллективных интересов. Хрустальный дворец был своеобразной утопией Чернышевского, мечтой о счастливом коллективистском будущем человечества. Чернышевский был судом приговорён к каторжным работам и ссылке на поселение в Сибирь. В Москву и Петербург ему вернуться было уже не суждено. Лишь в конце жизни ему было разрешено вернуться в Астрахань и Саратов, где он и скончался в 1889 г. По своим философским воззрениям Чернышевский являлся последователем антропологического материализма Л. Фейербаха и самым талантливым популяризатором его идей в России. Самого Фейербаха Чернышевский считал наиболее значительным европейским мыслителем, появившимся после Спинозы. Чернышевский гордился, что помнит наизусть по нескольку страниц текста Фейербаха на языке оригинала. Популярному изложению воззрений Фейербаха посвящена главная философская работа Чернышевского «Антропологический принцип в философии». Основной задачей этой работы является доказательство материалистического тезиса о том, что вся духовная жизнь человека основывается на его материальной сущности, что всё духовное, идеальное не нечто отдельное от материи и противоположное ей, а прямое следствие деятельности тела. До конца своей жизни, даже находясь в сибирской ссылке Чернышевский следил за ходом развития философских дискуссий и в объёмных по размеру письмах последовательно защищал материалистические воззрения. Будучи одним из основоположников народничества, Чернышевский выступал в защиту общинного землевладения, видя, как и Герцен, в общине зародыш социализма. [1] В воспоминаниях сохранился такой эпизод. Однажды Белинский был в гостях и о чём-то оживлённо спорил. Когда хозяйка позвала всех присутствующих обедать, один Белинский остался на месте и не пошёл к накрытому столу, обращаясь к собравшимся: «Как вы можете идти обедать, пока мы ещё не решили вопроса о бытии Бога! » |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы