Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Научные основы управления 01.03.2012



Наука – область исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении.

Как особая форма деятельности наука зародилась в античной Греции.

Возникновению науки предшествовала преднаука. Преднаука – то есть сочетание научных и магических приемов при получении и использовании знаний.

Наибольшее развитие преднаука получила в государствах древнего востока. Однако преднаука древнего востока отличалась от науки по следующим признакам:

· Сохранялось сверхъестественное объяснение различных явлений

· На древнем востоке знание было скрытым, и доступ к знаниям имела только группа лиц по праву рождения

· Преднаука древнего востока ставила целью выработку практических рекомендаций для тех или иных действий, но не выработку единой теории, объясняющей мир в целом.

 

1. В древней Греции произошел переход от мифа к философии.

2. В античной Греции существовал идеал открытого знания

3. В античной Греции формируются универсальные объяснения

Дальнейшее развитие науки связано с четырьмя ее этапами, научными революциями:

I

· Первая научная революция произошла в 17 веке. В это время из картины миры устраняются религиозные представления.

· Именно в этот период изобретения ряда приборов позволяют ввести в науку такие методы как эксперимент и наблюдение.

· Именно в 17 века зарождается экспериментальная наука.

· В этот период развивается механика и математика, и они считаются идеалом научного знания.

II

· Вторая научная революция связана с концом 18 началом 19 века. В этот период происходит переход от метафизического к диалектическому подходу.

· В этот период происходит разделение наук на естественные и современные.

· Именно в этот период наука перестала быть сферой деятельности одного отдельно взятого индивида, и возникли особые учреждения, ведущие научную деятельность.

· В это время возникла особая система подготовки кадров.

III

· Третья революция связана с началом 20 века. Произошел ряд открытий в физике, которые изменили ряд представлений. Начиная с этого периода, наука становится частью повседневной жизни и деятельности человека.

IV

· Четвертая революция произошла в конце 20 века. Она связана с зарождением особого мышления и синергетики (особая теория самоорганизации сложных систем). Эта теория поменяла стиль мышления и стиль научного знания.

 

Структура научного знания:

Структура научного знания складывается из основания науки, форм научного знания и научных методов.

Основания науки включают в себя три основных блока:

1. Идеалы и нормы науки (доказательность и обоснование, объяснение и описание, системную организацию знания).

2. Научная картина мира (каждая наука вырабатывает знания о какой-то отдельной части мира, а научная картина мира – это сведение всех знаний воедино).

3. Философские идеи и принципы.

Основные формы научного знания:

· Научная проблема (то есть осознание расхождения между эмпирическими фактами и научной теорией)

· Научный факт (то есть та сторона действительности, которая сделалась объектов исследования).

· Закон (то есть существенные необходимые общие повторяющиеся отношения между объектами и их сторонами, определяющие их поведение, структуру, функционирование и развитие)

· Гипотезы (предположения о возможном закономерном порядке явлений и их причинах).

· Проверка гипотез приводит к формированию теорий (системы обобщенного объяснения тех или иных сторон действительности).

Методы научного познания:

Метод – совокупность определенных правил, приемов, норм познания и практического действия.

1. Общефилософские

· Метафизический

· Диалектический

ü Принцип всестороннего изучения рассматриваемых объектов

ü Принцип рассмотрения во взаимосвязи

ü Принцип детерминизма (рассмотрение явлений материального мира в их объективной закономерной связи и взаимообусловленности)

ü Принцип изучения развития

Ø исторический – воспроизведение объекта

Ø логический – в истории объекта выделяется только наиболее существенное.

2. Общенаучные

· Эмпирический

ü Объект дан в опыте

ü Этот уровень связан с практикой

ü На этом уровне выявляются эмпирические законы (прослеживается связь явлений, но не проявляется).

ü Методы:

Ø Наблюдение – чувственное, преимущественно визуальное отражение предметов и явлений внешнего мира.

Ø Эксперимент – активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения его сторон, свойств, связей.

Ø Измерение – определение количественных свойств объекта с помощью специальных технических устройств.

Ø Анализ – разделение предмета на части.

Ø Синтез

Ø Моделирование – замена изучаемого объекта его подобием

· Теоретические

ü Объект исследования идеален

ü Связь с практикой опосредована и формируются теоретические законы.

ü Методы:

Ø Абстрагирование – мысленное выделение одной или нескольких сторон объекта.

Отождествления (выделяют некоторую группу общих признаков предмета)

Изолирующие (определенные свойства предмета исследуются как самостоятельная сущность)

Ø Идеализация – мысленное внесение в объект определенных изменений

Ø Анализ

Ø Синтез

Ø Моделирование

3. Частнонаучные

Научно только то знание, которое предметно и объективно и выходит за рамки повседневной практики.

Гипотеза признается научной, если только она:

1. соответствует принципам научного мировоззрения

2. соответствует установленным законам и теориям

3. опирается на факты, объясняет их без дополнительных допущений и предсказывает новые факты.

4. Поддается эмпирической проверке

 

Признаки научной теории:

1. Достоверность знания

2. Обобщенность описания явлений, их объяснение и возможность предсказания новых фактов.

3. Теория научна, если она позволяет получить логическим путем новые утверждения из исходных.

4. Доказательность

Как форма деятельности наука отличается следующими признаками:

1. Систематизированность знания

2. Наука предлагает особые способы обоснования знаний

3. Наука как вид деятельности оснащает применение особых методов

 

11.03.2012

Основные теории управления.

Первоначально управление представляло собой систему табу первобытного общества.

Жизнь родовой общины представляла собой систему повторений определенных ритуалов, закрепленных традицией, имеющих форму приказа и подчиняющих себе индивида.

Основанием для предписаний и запретов служили мифы. Мифы объясняли происхождение мира и человека, а так же предписывали или запрещали те или иные действия.

Осмысление общих принципов управления людьми произошло в античной философии, то есть произошел переход от эмпирического управления к его теоретическому осмыслению. Впервые осмысление традиций, предписаний и запретов производится у софистов.

В результате софисты сделали выводы об относительности любого знания. Если относительно любое знание, значит, относительны догмы религии и мифологии. Такая точка зрения называется этический релятивизм – мнение каждого человека о добре и зле признается истиной равноценной другим мнениям вне зависимости от личных качеств данного человека. Любые нормы и принципы общественной жизни объявляются выдумкой. Однако, отвергая традиционные нормы, софисты ничего не предлагали взамен, что означало утрату людьми жизненных ориентиров.

Такие ориентиры были разработаны, но уже не на основе мифа, а на основе логического теоретического рассуждения. Исторически первой теорией социального управления была теория государства Платона. С точки зрения Платона разум создает гармонию в обществе и торжество справедливости. Социальная философия Платона связано с его антропологией. Платон выделял три начала души человека:

1. Разум

2. Воля

3. Вожделение

Люди делятся на сословия в зависимости от преобладания составляющей души. Все, у кого преобладает:

· разум, должны быть философами и правителями государства.

· страсти, должны быть воинами-защитниками государства.

· вожделение, должны заниматься земледелием и ремеслом и обеспечивать государство.

 

В идеальном государстве интересы всех сословий подчинены абсолютному благу. Для этого любой личный интерес должен подчиняться общему, а чтобы личные интересы не выходили за пределы общего, Платон отрицал семью и рабовладение (собственность). Однако, для того, чтобы личные интересы не нарушали общего, Платон считал необходимым ввести жесткую цензуру и смертную казнь за отступление от общих интересов. Идеальному государству Платон предоставлял четыре отрицательные формы, следующие одна за другой:

1. Тимократия – государство, в котором власть принадлежит честолюбцам и господствует страсть к обогащению.

2. Олигархия – власть принадлежит небольшой группе богачей.

3. Демократия

4. Тирания

 

Аристотель оспаривал теорию государства Платона и выдвигал как альтернативу свою теорию. Именно Аристотелю принадлежит обоснование происхождения государства. Он заявлял, что человек – животное политическое, и человеку от природы свойственно объединяться с другими людьми для достижения своих целей. Формы государства Аристотель делил по двум главным критериям:

Количество правящих

· Власть принадлежит одному человеку

· Власть принадлежит меньшинству граждан

· Власть принадлежит большинству граждан

2. Цель правления (преследуют ли правители свое или общее благо)

· Монархия (правитель заботится о всеобщем благе)

· Тирания (правитель заботится только о своем благе)

· Аристократия (меньшинство у власти заботится о всеобщем благе)

· Олигархия (меньшинство у власти заботится о личном благе)

· Республика, полития (большинство у власти заботится об общем благе)

· Демократия, охвократия – власть толпы (большинство у власти заботится только о своем благе)

Аристотель основывал свою теорию государства на своей этике. В своей этике Аристотель был сторонником меры между двумя крайностями. В соответствии с этим, по мнению Аристотеля, государство не должно быть не слишком маленьким (такое государство могут завоевать соседи) и не слишком большим (такое государство сложно держать под контролем и им трудно управлять). Идеальное государство: средние размеры, в котором все жители знают друг друга лично. точно так же Аристотель был сторонником умеренного богатства, то есть жители государства не должны быть ни слишком бедные, ни слишком богатыми – средний класс.

В отличии от Платона, Аристотель считал, что семья, собственность и рабовладение необходимы, поскольку человек должен заботится не о том, что принадлежит всем, а о том, что принадлежит лично ему, и о том, что он оставит потом своему личному потомству.

В поздней античной философии интерес к проблемам общества и управления практически теряется. Дальнейшее осмысление этих проблем происходит в средневековой христианской философии.

Августин выделял два вида любви:

1. Любовь к себе, доходящая до забвения Бога – порождает град земной (государство).

2. Любовь к Богу, доходящая до забвения себя – град небесный (церковь).

С очки зрения Августина государство необходимо для обуздания зла, вызванного падением человека. Правитель назначен Богом для поддержания порядка на территории, и народ обязан подчиняться правителю. Поскольку обязан подчиняться воле Бога. Церковь выполняет функции морального воспитания и надзора за государством. В конечном итоге, как считал Августин, история завершится апокалипсисом и вытеснением града земного градом небесным.

Философия эпохи возрождения перенесла вопросы социального управления из потусторонней сферы в объективную реальность. В эпоху возрождения было два основных направления в исследовании основ государства:

1. Связано с поиском идеального образца государства – утопический социализм. Идеи утопического социализма были разработаны в трактатах английского философа Томаса Мора «Утопия». Так же идеи разрабатывалась итальянским философом в трактате «Город Солнца». В обоих этих трактатах разрабатываются и развиваются идеи Платона об идеальном государстве. Основными признаками идеального государства у обоих философов считаются:

· ликвидация частной собственности, вплоть до обобществленного и производственного образа жизни;

· всеобщий труд;

· во главе государство должны стоять философы, которые избираются пожизненно.

2. Связано с исследованием государства не такого, каким оно должно быть, а такого, какое оно есть на самом деле. Никола Макиавелли считал, что нужно исследовать государство и людей такими, какими они есть. Макиавелли исходил из того, что природа человека эгоистична и поэтому нужно исходит из этого постулата, в соответствии с этим, общество – арена борьбы и страстей, и государство нужно для того, чтобы привести этот хаос в порядок. Макиавелли, в отличии от Августина, считал, что воспитывает человека не церковь, а государство. С точки зрения Макиавелли, основная цель правителя – обеспечение блага государству и в этой цели нет ни добра, ни зла. Хорошо все, что на благо государства, плохо все, что ему вредит.

Английский философ Томас Гоббс сформировал теорию общественного договора. С точки зрения Гоббса человек эгоистичен и его желания неограниченны. Без государства каждый человек имеет только свои естественные права на жизнь, на свободу и на собственность, но поскольку эти права ничем не ограничены, каждый человек, имея свои собственные права, он имеет права на все, что находится вокруг его.

Люди заключают между собой общественный договор и учреждают государство. По этому договору каждый человек передает государству право распоряжаться жизнью, свободой и собственностью. Идеальной формой государства Томас Гоббс считал неограниченную власть одного правителя.

 

15.03.2012

I Философ Джон Локк оспаривал представления Гоббса о неоспоримости централизации власти по следующим основаниям:

1. Злоупотребления власти одним человеком – если у одного власть неограниченна, то нарушается теория общественного договора. Локк – разделение властей на 3 ветви

2. Гоббс утверждал, что у человека есть неотъемлемое право на свою заработную стоимость

Конституции составлялись с теориями Локка

II Иное понимание собственности представил Ж.Ж.Руссо.

По его мнению, до государства человек жил в гармонии с природой, присваивал столько, сколько было нужно, не желал присваивать больше. Началось зло, когда кто-то огородил свое жилье, т.е. появилась частная собственность.

Возникли неравенство и соперничество. Для того, чтобы устранить это, люди заключают общественный договор.

Договор равных граждан между собой, который охраняет личность, собственность, свободу каждого.

Правитель – наемный служащий общества, т.е. избирает его народ.

III Дальнейшее развитие теории управления связано с диалектикой Гегеля. ( в основе разумное субстанционное начало, абсолютная идея)

Развитие происходит только в обществе, в природе развития нет.

Народы, у которых нет государства, представляют собой часть природы. У них нет истории. История начинается тогда, когда народ духовно конкретизируется в государство. Народы духовно представляют собой единство законов, государственных учреждений, религии, искусства и философии (национальный менталитет).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.053 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь