Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности русской философии.



Русская философия — собирательное название философских концепций русских мыслителей.

В истории русской философии выделяют следующие этапы:

* Становление русской философии - X-XVIII века.

* Философия русского Просвещения - конец XVIII - начало XIX века.

* Формирование славянофильства и западничества в русской философии - 30-50-е годы XIX века.

* Философия русского политического радикализма - 50-70-е годы XIX века.

* Систематический период - конец XIX - начало XX века.

* Философия русского зарубежья - 20-40-е годы XX века.

* Современная русская философия.

Первая характерная особенность русской философской мысли вытекает из проблемы духовного наследия. Русская мысль в силу исторических обстоятельств не располагала философскими традициями, она их создавала сама.

Вторая особенность русской философии заключается в том, что она почти всегда развивалась в недрах религии.

Третья особенность: русская философия характеризуется социальной направленностью.

Четвертая особенность: в истории и современной действительности русскую мысль тревожит проблема " правды"

Пятой особенностью русской философии является отсутствие в ней оригинальных философских систем.

Черты русской философии:

* Неразрывная связь философии с православной религиозной традицией.

* Более позднее, чем на Западе, отделение философии в самостоятельное знание.

* Второстепенность гносеологических проблем перед онтологическими.

* Интерес к проблемам философии истории.

* Критика западной культуры и западной философии за их одностороннюю, рационалистическую ориентацию.

Основные направления и особенности современной западной философии.

Современная западная философия формировалась в новейшую эпоху, начиная с конца XIX века. Она отразила существенные изменения, происходящие в экономике, политике. культуре, мировоззрении. Сама философия, осмысливающая эти новые явления, также становится нетрадиционной, неклассической.

В философии непосредственными предшественниками современной философии были Артур Шопенгауэр, который «заменил» власть разума на власть индивидуальной воли, и Сёрен Кьеркегор, «точкой отсчета» у которого становится личность, одинокая в своих уникальных переживаниях.

Основные черты современной западной философии:

1. Центр тяжести философских исследований смещается с метафизической проблематики на субъекта. При этом сам «субъект» определяется по-новому - как конкретный, «живущий», чувствующий человек. Таким образом, центральной проблемой становится именно проблема человека.

2. Пересматривается роль разума: расширяются границы и характер его взаимодействия с «неинтеллектуальными» составляющими души - волей, чувствами, бессознательным и т.п.

3. Развивается идея уникальности и неповторимости не только человеческой жизни, но и культур, эпох, событий. А значит, возникает проблема их понимания и интерпретации.

5. Однонаправленность традиционной проблематики сменяется плюрализмом взглядов, методов, предпочтений.

Основные направления:

Позитивизм и постпозитивизм, неопозитивизм

(О.Конт, Г.Спенсер, Дж.Милль.

Позитивизм стремился обратить философию на пользу науке. Позитивная наука должна отказаться от постижения первоначал бытия и познания, основных положений онтологии и гносеологии. Эталоном научного знания для позитивизма является естествознание.

Герменевтика (Г.Гадамер, П.Рикер, Ю.Хабермас)

Герменевтика сконцентрировалась на изучении особенностей именно гуманитарного знания. Философская герменевтика рассматривает бытие как самостоятельную языковую субстанцию. Непосредственное бытие человеку недоступно, поскольку он живет в мире, запечатленном в языке.

Феноменология (Э. Гуссерль и др.)

философия должна исследовать «чистое сознание», представляющее собой сверхчеловеческое, абсолютное бытие.

Структурализм и постструктурализм (К.Леви-Строс, Р.Барт, М.Фуко, Ж.Лакан, Даррида и др.).

Задача – преодолеть описательность в философском анализе, поставить философию на строго научную основу с использованием точных методов естественных наук.

Прагматизм (Ч.Пирс, У.Джемс, Дж. Дьюи)

Философы – прагматики представляли философию как практическую науку, которая призвана рассматривать утилитарные проблемы человеческого бытия.

Экзистенциализм

Согласно экзистенциализму основная задача философии это не научная проблематика, а различные аспекты человеческого существования (бытия).

Философский смысл проблемы бытия.Основные формы бытия.Небытие.

Категория бытия по праву считается исходной и наиболее общей категорией философии, так как выражает самую главную, сущностную характеристику любого предмета, явления, события и т.п

Наиболее ранние попытки философски осмыслить проблему бытия обнаруживаются уже в древнеиндийской и древнекитайской философиях.

Пытаясь постичь тайну бытия, мыслители Древней Индии задумывались над тем, где Солнце ночью, куда деваются звезды днем и т.п.

Философия Древнего Китая была ориентирована, прежде всего, на социальные проблемы, и потому в ней большое внимание уделялось бытию человека, а также общественному бытию.

С момента зарождения древнегреческой философии они искали первопричину всего сущего, определяя ее, то, как воду или воздух.

Парменид первый из философов, выделивший бытие как категорию и сделавший ее предметом специального философского анализа. Его онтология строится на том, что бытие, сущее определяется как нечто реальное, о котором он говорит, что оно «Есть» и противопоставляет ему небытие, несущее, давая ему название «Не есть».

Значительно расширил понимание бытия Платон. Он впервые в истории философии указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное. Платон выделял «истинное бытие» — «мир объективно существующих идей», — противопоставляя его «чувственному бытию».

Новое время, а затем эпоха немецкой классической философии привнесли более глубокое содержание в понимание проблемы бытия, выделив такие философские категории, как «субстанция» (некая сущность, лежащая в основе миропонимания), «свободная, чистая деятельность абсолютного «Я», «объективно развивающаяся идея» и т.п.

Формы бытия:

Бытие вещей и процессов неживой природы — это весь естественный и искусственный мир, а также все состояния и явления природы (звезды, планеты, земля, вода, воздух, здания, машины, эхо, радуга, отражение в зеркале и т.п.). Собственно, это вся первая (естественная) и вторая (созданная или преобразованная человеком) природа, лишенная жизни.

Бытие живой природы включает в себя два уровня: Первый уровень представлен живыми неодухотворенными телами, т.е. всем тем, что имеет способность к размножению, но не обладает сознанием (вся биосфера во всем ее многообразии, представленная фауной и флорой планеты).

Второй — это бытие человека и его сознания, где в свою очередь можно выделить: а) бытие конкретных людей; б) общественное (социальное) бытие; в) бытие идеального (духовного).

«Бытие» противопоставляется " небытию". Небытие (ничто) – это категория для обозначения того, чего нет, что не существует. Сложность осмысления «небытия», отмеченная в своё время ещё Парменидом, заключается в следующем: в общем смысле, небытие — это отсутствие, однако описание отсутствия должно опираться на какие-то признаки, а наличие признаков, в свою очередь, обуславливает наличие объекта описания. Таким образом, возникает парадокс наличия отсутствия. Противопоставляя бытию небытие, Парменид отказывает небытию в самой возможности существования.

благодаря Демокриту ввел новое восприятие понятия «небытие». Здесь небытие рассматривалось как «пустота», и за ним признавалось право на существование в реальности.

С развитием диалектической философии Платона вновь возникает вопрос о существовании небытия. Был выработан тезис о существовании небытия, необходимость которого равна необходимости существования самого бытия.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь