Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема биологического и социального в философии



Вопрос о соотношении в человеке природного и социального решался по-разному. Здесь существуют два односторонних подхода.

Первый - это натуралистический подход к человеку, преувеличивающий значение в нем природного начала. Натуралистический подход продолжил представления о неизменности природы человека, не поддающейся никаким влияниям. Другая крайность при рассмотрении проблемы человека - это признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы. Конечно, человек - это прежде всего существо социальное, но в то же время он является высшей ступенью в развитии живых организмов на Земле. Человек - это явление природы, он зависим от нее, но в то же время он возвышается над природой в духовно-культурном отношении, человек отличается от всего животного мира своим сознанием

Человек отличается от любого животного и прежде всего следующими чертами: — производит свою собственную окружающую среду, изменяет окружающий мир не только по мерке своей утилитарной потребности, но и по законам познания этого мира, может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и фантазии, действие животного же ориентируется исключительно на удовлетворение физической потребности.

Вышеуказанные отличия человека от животного характеризуют его природу; она, будучи биологической, не заключается в одной лишь природной жизнедеятельности человека. Он как бы выходит за пределы своей биологической природы и способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы: он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, способен к самопожертвованию и к постановке таких вопросов, как “Кто я? ”, “Для чего я живу? ”, “Что я должен делать? ” и др. Человек — не только природное, но и общественное существо.

Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества. Он учится языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно-практические чувства. Все вместе эти качества, как прирожденные, так и приобретенные, характеризуют биологическую и социальную природу человека.

Биологическая и социальная стороны человеческого бытия являются именно сторонами, неразрывно друг с другом связанными, образующими противоречивое единство.

Человек. Индивид. Личность

Понятие «человек» обобщает социальное и биологическое начала. Поэтому наряду с ним были введены понятия, отражающие отдельные аспекты человека, на которых акцентируется внимание при его изучении, такие, как индивид, личность.

Индивид— это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств.

Понятие «индивид» следует отличать от понятия «индивидуальность».

Индивидуальность — своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека, отличающих его от других людей. Если индивидом человек является по факту своего рождения, то индивидуальность складывается в процессе его жизнедеятельности.

Личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением человек, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире. Полем проявления личностных свойств и служит его жизнь.

Личность – это общественно развитый человек. Человек становится Главное проявление личности – наличие у человека мировоззрения.

Понятие общества. Основные концепции общества. Общество как система

Общество – высшая ступень развития человека, главные элементы которого человек, духовные и материальные отношения между людьми.

Структура общества включает в себя не только отдельные элементы, части в виде отдельных людей и их объединений, но также их свойства и отношения.

Основные концепции общества:

1.натуралистическая. Общество рассматривается по аналогии с природой:

а.) редукционизм – общество можно расшифровать законами физики, химии, биологии

б.) этноцентризм – ведущий фактор соц. развития – природно-национальный.

в.) органистическая версия. общество – организм, подчиняющийся законам аналогичным биологии.

2. культурно-историческая. главная категория – культура.

1.) общественная жизнь духовна.

2.) природу объясняем, духовность постигаем.

3. Психологическая. Зависит от псих.факторов.

4. Марксистская. Маркс анализирует общество исходя из отношений. Главные отношения – производственные.

Анализ общества как системы предполагает:

• выявление структуры социальной системы - ее элементов, а также характера их взаимодействия;

• определение целостности системы, системообразующего фактора;

• изучение степени детерминированности системы, вариативности такого развития;

• анализ социальных изменений, основных форм таких изме­нений

признаки общества как системы:

1. Иерархичность

2. Саморегуляция

3. Открытость

4. Информационность

5. Самодетерминированность(определяемость)

6. Самоорганизация

Проблема смысла и направленности истории в философских концепциях.

В античной философии распространенной была точка зрения, гласящая, что общество с развитием цивилизации деградирует.

Гераклит. идея “пульсации” истории как вечного огня, то угасающего, то разгорающегося с новой силой.

Теории, рассматривающие историю как поступательное развитие, переход общества от низших к более совершенным формам жизни (И. Кант, Гегель, К. Маркс).

Аврелий Августин стремился показать единство всемирно-исторического процесса, определив в качестве начала истории явление Христа. Таким образом, история человечества – это “сотворенное” бытие, концом которого является Страшный суд.

Отделить человеческую историю от истории божественной попытался итальянский мыслитель Д. Вико. Он связывал смысл истории с естественной необходимостью, то есть с постоянно повторяющимся порядком причин и следствий. Все народы проходят единый путь, включающий три эпохи: божественную, героическую, человеческую, которые соответствуют детству, юности и зрелости человечества

XVIII век. Вольтеру ввёл понятие “философия истории”. Смысл истории стал связываться с прогрессом человеческого разума.

Марксисты. точка зрения о поступательном, восходящем развитии истории, переходе общества от низших к более высшим, совершенным формам жизни.

Большая часть современных философов считает, что у исторического процесса нет и не может быть цели. Цель ставит перед собой и обществом человек. В соответствии с этой целью он определяет и смысл истории.

Познание как предмет философского анализа. Основные проблемы гносеологии

Познание - душевная деятельность, результатом которой получается знание явлений внешнего и внутреннего мира в их сосуществовании и закономерной последовательности.

Познание слагается из ряда психических актов: ощущения, восприятия, представления и образования понятий и суждений.

Главнейшие направления гносеологии:

1) скептицизм (относительно и недостоверно)

2) рационализм (источником является разум и присущие ему идеи);

3) реализм (источником познания служит опыт)

4) мистицизм (источником является сверхчувственное общение с божеством)

5) идеализм (истинное бытие признается лишь в представлениях нашего ума)

6) материализм (истинное бытие признается лишь в веществе)

7) позитивизм (содержанием служат лишь предметы опыта)

8) эмпириокритицизм (соединяет элементы вышеупомянутых систем) и др

При всей остроте познавательных проблем, при всей их пестроте, можно выделить некоторые основные:

Первая проблема гносеологии - выяснение природы самого познания, выявление основ и условий познавательного процесса.

Вторая проблема гносеологии - определение конечного источника знаний, характеристика объектов познания.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 2104; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь