Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Движение как атрибут материи
Материя обладает неотъемлемыми свойствами - атрибутами, главными из которых являются движение, пространственно временная определенность и отражение. Структурность материи, существование в ней определенного типа материальных систем, определенных уровней, предполагает взаимодействие между ними. Взаимодействие приводит к изменению объекта, к изменению его свойств, отношений, состояний. Всякое изменение вообще - есть движение. Основными формами движения материи являются: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Впервые эту классификацию предложил Ф. Энгельс в присутствии с уровнем развития науки второй половины XIX века. Движение материи происходит в пространственно-временных формах, как коренных условиях всякогобытия. Пространство - это объективная форма существования материи, которая характеризует взаимное расположение материальных объектов; способность их занимать определенный об и иметь определенную форму, структуру. Время — это объективная форма существования материи выражающая длительность существования и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов, систем и процессов. Пространство и время - это не самостоятельные сущности, а формы существования движущейся материи. Они зависят от и определяются ею. Анализ проблемы пространства и время предполагает различие понятий: реальное пространство и время, перцептуальное пространство и время, концептуальное пространство и время. Реальное пространство и время характеризует объектные пространственно-временные свойства и отношения самих реальных предметов и явлений, существующих независимо человека в пространственно-временной организации мира.
Пространство и время как формы существования материи пространство и время — выражает теоретический уровень знаний о пространственно-временной организации мира. Это учения, концепции, теории пространства и времени. Они зависят не от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития общества, науки, культуры, являются общезначимыми для своей эпохи и индивидуальных особенностей человека. В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная. Субстанциальная концепция - рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе независимо от материальных объектов. Пространство и время это пустое вместилище, оно однородно и неизменно. Здесь пространство и время рассматриваются как самостоятельные субстанции. Реляционная концепция - рассматривает пространство и Время как особого рода отношения между объектами и процессами, которые вне их существовать не могут. Пространственно-временные свойства зависят от характера и скорости движущихся материальных систем и выступают как отношения между этими движущимися материальными системами. Реляционной концепции пространства и времени в истории философии придерживались I Аристотель, Августин Блаженный, И. Кант. К реляционной концепции относится теория относительности Эйнштейна. В соответствии с ее положениями, при приближении скорости движения тела к скорости света линейные параметры тела уменьшаются, а ритм течения времени замедляется. Философское учение о пространстве и времени включают анализ всеобщих и особенных свойств пространства и времени. К всеобщим свойствам относят: объективность, универсальность, неисчерпаемое многообразие пространственно-временных форм в различных уровнях организации материи. К особенным свойствам относят: трехмерность реального пространства и одномерность, необратимость временных отношений. Реальное пространство трехмерно, т.е. для нахождения любого тела в пространстве необходимо и достаточно указать три его координаты. Время необратимо, однонаправлено. Все события, изменяясь во времени, развиваются от прошлого через настоящее к будущему. Невозможное абсолютное повторение событий. Диалектика как учение о связях и развитии бытия. Принципы диалектики Понимание диалектики (от греч. искусство вести спор, рассуждать) в истории философской мысли приобретало многообразные значения, и сам этот термин употреблялся в различных формах. Диалектику как форму ведения диалога и искусство творческого спора активно развивал Сократ, употребивший впервые и сам этот термин. Но еще раньше, в учении Гераклита, диалектика понималась как умение «схватывать противоречия», наблюдать и фиксировать противоречия в их единстве. Гераклит считал, что все существующее в мире постоянно изменяется, все проходит через борьбу и переходит в свою противоположность. Ученик Сократа Платон представил диалектику как систему понятий, путь движения мысли от многообразных конкретных материальных предметов ко всеобщим понятиям – идеям, выражающим, по его мнению, истинно сущее бытие. Платон излагал диалектику как искусство полемики, считая, что противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Законы и категории диалектики, будучи отражением реального мира в сознании человека, имеют объективный характер, то есть не являются просто плодом выдумки или фантазии человека, а выражают всеобщие закономерности развития природы и общества. В то же время принципы, законы и категории диалектики субъективны в том смысле, что они представляют собой своеобразные ступени выделения человека из природы, то есть ступени познания им реального мира. Так, категории диалектики, с одной стороны, характеризуют всеобщие свойства реальных предметов, а с другой – являются логическими формами познания, в которых фиксируется знание о данных предметах. Их субъективный характер выражается также и в том, что они являются абстракциями, отвлеченными от конкретной действительности и служат для общего обозначения бесконечной массы предметов и явлений внешнего мира и сферы человеческой деятельности. Связь и взаимодействие категорий диалектики выражается через законы диалектики, которые вскрывают источник, механизм и направленность развития. В то же время и сами законы выражают себя через категории, которые отражают различные стороны единого и многообразного процесса развития. Важную роль в диалектике играет понятие принципа, который представляет собой начало или основу всякого познания, фундаментальное теоретическое положение, отражающее наиболее существенные характеристики реальной действительности и одновременно являющееся способом или методом ее познания. Он выражается через посредство тех или иных понятий и законов разной степени общности, взятых в их связи и представляющих собой систему определенных исходных правил и условий познания. Таким образом, все элементы диалектики тесно взаимосвязаны и представляют собой целостную систему, в которой ни один из составляющих элементов нельзя рассматривать в отрыве от других. Основные принципы диалектики: Законы диалектики Выделяются три базовых закона диалектики: • единства и борьбы противоположностей; • переход количества в качество; • отрицания отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные. Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). Мера — единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета.
Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
Категории диалектики К основным категориям диалектики относятся: а)единичное-общее; б) явления-сущность; в) форма-содержание; г) необходимость-случайность; д) возможность – действительность; ж)причина-следствие.
Категории «единичное» и «общее» служат ступеньками познания действительности. Единичное – категория, выражающая относительную обособленность, ограниченность вещей, явлений, процессов друг от друга в пространстве и во времени, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимость. Общее - это единичное во многом, объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях. Явление и сущность это различные уровни познания объективной реальности. Они выражают соотношение внешнего и внутреннего в явлениях. Явление – это внешние, наблюдаемые, изменчивые характеристики предметов и явлений. Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу. Понятие " форма" обобщенно выражает способы существования различных видов бытия (строение, воплощение, преобразование). Под содержанием понимают совокупность различных составляющих ее элементов и их взаимодействие, характер того или иного предмета, явления, процесса. Необходимость и случайность - полярные, диалектические категории. Под необходимостьюпонимают закономерный ход событий, вытекающий из сущности явлений. Необходимость выражает закономерности развития мира. Случайность — это явления, процессы, вытекающие из побочных, внешних, временных связей. Возможность - это предпосылка возникновения того или иного явления, его потенциальное существование. Действительность - это реализованная возможность. Категория «причина» и «следствие» они есть суть детерминизма. Детерминизм – учение об объективной, закономерной взаимосвязи ивзаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Понятие сознания В философии сознание можно определить как высшую способность психического отражения окружающей действительности. Сознание присуще исключительно человеку. Сознание не может быть бесстрастным, безэмоциональным отражением внутреннего, либо внешнего мира. О феномене сознания необходимо говорить, как о переживании и знании одновременно, которые происходят внутри индивида. Есть другое определение сознания – как целенаправленное отображение окружающей действительности, на основе которого регулируется его поведение. К данному представлению о сознании человеческая мысль шла довольно долго. При этом продолжительное время бессознательное и сознательное были одним целым, не разделялись. Сознание часто приравнивалось к интеллекту и мышлению. Большая проблема для выделения сознания, его определения заключается в том, что в каждом акте сознания сворачивается уникальность и неповторимость человека. Сознание выражается буквально в каждом человеческом проявлении. По словам Ницше, его нельзя отделять от жизненного опыта. Его нужно изучать совместно с ним. Философия рассматривает сознание как целостную систему. Однако в каждом отдельном философском течении оно имеет совершенно разную структуру. Например, А. Спиркин выделяет три главные сферы: познавательная, эмоциональная, волевая. А вот К. Г. Юнг выделяет уже четыре функции сознания, которые проявляют себя на сознательном и бессознательном уровне: мышление, чувства, ощущения, интуиция. До сих пор философы пытаются дать четкую структуру сознания, но все это делается в той или иной мере субъективно. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 997; Нарушение авторского права страницы