Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ценности человеческого существования



К важнейшим философским вопросам, находящимся в ведении философской антропологии, относятся также духовная жизнь человека и те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Та часть философского знания, которая занимается изучением ценностей, называется аксиологией (от греч. axios-ценность и logos-учение).

Ценность - это отношение индивида к предмету, событию или явлению как к важному, значимому для человека.

Аксиология - философское учение о ценностях и их природе

Ценности, обеспечивающие жизнь человека, - это здоровье и безопасность, материальный достаток, отношения в обществе, способствующие самореализации личности и свободе её выбора. К духовным ценностям традиционно относятся нравственные, правовые, политические, религиозные, эстетические, составляющие единое целое – бытие человека в культуре.

Для человека как природного, телесного существа высшей ценностью является здоровье. «Девять десятых нашего счастья основаны на здоровье», - писал Шопенгауэр. Отношение человека к своему здоровью становится сознательным, если человек уделяет внимание своей душе и телу: сохраняет психическое равновесие, не употребляет даже «привычные» наркотики, такие как алкоголь и никотин, правильно питается, соблюдает режим дня, занимается физическими упражнениями. Современное постиндустриальное общество и постмодернистская культура делают такое поведение всё более сложновыполнимым.

Осознавая себя как личность, выделяя себя из окружающей среды, человек невольно приходит к мысли: зачем он живет, если он смертен? В чём смысл его собственной жизни? Смысл жизни каждый человек определяет сугубо индивидуально, но в основе его лежат главные жизненные цели личности, связанные с теми потребностями, которые выбраны человеком. Каждый человек выбирает те потребности, которые соответствуют его индивидуальным наклонностям, а свою деятельность направляет на решение выбранных им задач, что и является для каждого человека смыслом его жизни. Следовательно, не существует единого смысла жизни для всех людей. Каждый человек по своим индивидуальным наклонностям может иметь одну или несколько сугубо индивидуальных целей жизни, которые и определяют смысл его жизни.

Человек реализует свою сущность в деятельности, в целенаправленной активности, в чем и проявляется его свобода воли. Свобода - это основанная на познании необходимости способность выбора и деятельность с учетом этой необходимости. Но свобода напрямую связана с ответственностью личности за свои действия, поступки и т.д. Ответственность - это социальное отношение к общественным ценностям. Осознание ответственности - необходимое средство управления поведением личности со стороны общества через её сознание.

Представления о совершенном человеке в различных культурах

АНТИЧНОСТЬ. В античном обществе представление о совершенном человеке основано на культе разума. Душа человека, полагали древнегреческие мыслители, делится на три части: разум, воля и чувства. Высшая часть души – разум. Совершенен тот, у кого больше развит именно он, воля и чувства подчинены разуму и управляются им. Но разумом обладают все люди, а совершенным человеком может называться лишь тот, кто его постоянно совершенствует, ищет истину. Этот поиск истины может начаться лишь тогда, когда человек убедится, что он ничего не знает. Человек шаг за шагом должен идти к истине, преодолевая противоречия. Лишь на основе познания того, что такое добро и зло, человек непременно выберет добро и будет добродетельным человеком. Такие взгляды на совершенного человека были присущи Сократу. По Платону, совершенный человек – гражданин идеального государства, представитель его высшего слоя – философ-мудрец. Но и не будучи мудрецом, каждый человек должен, отрешившись от собственных личных интересов работать на государство, подчинить свою жизнь жизни государства. Для этой цели, считает Платон, необходимо ввести общественную собственность, освободить женщину от домашнего труда и от воспитания детей (эту функцию должно взять на себя государство).

 

ДРЕВНИЙ ВОСТОК. Представления о совершенном человеке в Индии отличаются от подобных идей в Китае. Но в целом можно выделить особенности, которые присущи именно Востоку, их отличие от западного мировосприятия. На Востоке разум не представляется на вершине мироздания, не играет он главенствующей роли и в жизни человека. Все части человеческой души – разум, воля, чувства, интуиция – равнозначны; здесь нет отношения соподчинения.
В соответствии с идеей о переселении душ, когда душа может вселиться в животное, растение или любой неодушевленный предмет, в Древней Индии не могло быть ориентации на разум как на высшую ценность. Известно, что, когда на принца Сиддхартха Гаутаму снизошло просветление и он стал Буддой, то одной из проблем для него стало то, как донести это знание до людей, ведь слово – это орудие разума, а разум не всегда способен выразить знание.

 

ХРИСТИАНСТВО. Представление о совершенном человеке в христианских культурах базируется на основном моральном принципе христианства – принципе сострадания. Согласно христианской морали сострадание направлено к слабым, больным, бедным и нищим. Десять христовых заповедей включают в себя как общечеловеческие требования морали – не убий, не укради, не прелюбодействуй и т. д., так и чисто христианские: возлюби бога, почитай субботу, не сотвори себе кумира и т. д. Нетрудно заметить, что общечеловеческие требования в христианстве сходны с аналогичными требованиями в буддизме.

 

Понятие общества. Основные сферы общественной жизни

Общество – универсальная форма человеческой жизнедеятельности, выступающая объектом изучения целого комплекса научных дисциплин: философии, социологии, истории, философии истории, культурологии, социальной психологии, кибернетики, семиотики и других. Существует несколько уровней исследования общества: изучение всеобщих свойств организации человеческих взаимоотношений; изучение конкретных типов общества; изучение отдельных социальных организмов.

общество представляет собой особый предмет философской рефлексии – это некий континуум «бытие-сознание», объективно-субъективная целостность, где всякое эмпирически наблюдаемое действие имеет некий скрытый субъективный смысл. Специфика философского подхода к обществу заключается в исследовании его структуры. Выясняя границы и возможности человеческой свободы, особенности познания социальных явлений, специфику различных форм освоения мира, таких, как религия, искусство, нравственность, – исследователь изучает формы совокупной деятельности людей, направленные на поддержание и воспроизводство их жизни, то есть общество как определенную целостность. Материальное и идеальное, объективное и субъективное, индивидуальное и общее, личностное и коллективное – все эти противопоставления, традиционно являющиеся предметом философского рассмотрения, одновременно представляют собой стороны многоаспектного и многоуровневого социального целого как субъективно-объективного единства

сферы общественной жизни – устойчивые области человеческой деятельности и ее результаты, удовлетворяющие определенные потребности общественного или личного характера:

экономическая деятельность, выражающаяся в производстве материальных благ и услуг;

социальная деятельность, проявляющаяся в воспроизводстве людей и человеческой жизни;

организационно-управленческая деятельность, представляющая собой создание и оптимизацию общественных отношений путем социального управления, политической деятельности и т.д.;

духовная деятельность, заключающаяся в производстве и потреблении разнообразной информации, необходимой для жизни: как обыденной, так и научной


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1657; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь