Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.



В процессе развития человеческого познания и самопознания образовались разделы философского знания:

 Онтология - стала исследовать принципы бытия, определяющие мироустройство;

 Гносеология - теория познания, исследование общих принципов, форм и методов человеческого познания;

 Антропология - учение о человеке;

 Этика - исследует мораль и нравственность,

 Эстетика - исследует эстетические и художественные формы освоения и преобразования мира,

 Аксиология – учение о ценностях;

 Логика – учение о формах мышления;

 Социальная философия изучает общество, его структуру, законы и формы его исторического развития.

Так же существует философия и методология науки, философия культуры, религии, права, искусства, техники, физики и т.п. Образование отдельных философских дисциплин продолжается и в настоящее время.

 

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ.

Первый этап — античная философия (VI в. до н.э. — VI в. н.э.). Древние греки и древние римляне. Величайшим достижением этих философов была сама постановка вечных, всегда сопутствующих человеку проблем: о начале всех вещей, о бытии и небытии мира, о тождестве противоположностей, о свободе и необходимости, жизни и смерти, свободе и необходимости, месте и роли человека на земле и в космосе, о нравственном долге, о прекрасном и возвышенном, о мудрости и человеческим достоинстве, о любви, дружбе, счастье. Направления: материализм и идеализм.

 Материалист Демокрит выдвинул идею атома как мельчайшей частицы вещества.

 Идеалист Платон разработал диалектику единичных вещей и общих понятий.

 Сократ- переместил центр философского знания с проблем натурфилософии в область человекознания, прежде всего этики.

Второй этап — философия средневековья (V—XV вв. н.э.). Это религиозная философия, обосновывавшая и укреплявшая во всех странах Западной Европы христианскую веру. На протяжении более тысячи лет идеология христианства, опираясь на могущество церкви, вела упорную борьбу с малейшими отступлениями от догм и канонов Ватикана. Хотя и в этих условиях философия отстаивала права разума, но при условии признания господства над разумом веры.

 Августин Блаженный- бог— творец мира, творец, двигатель истории. Смысл и предначертание истории философ и богослов видел во всемирном переходе людей от язычества к христианству. Каждый человек несет полную меру ответственности за свои дела и поступки, так как Бог дал человеку способность свободно выбирать между добром и злом.

 Фома Аквинский. Его философия — вершина схоластики (философия, преподававшаяся в школах и университетах.). Предпринял грандиозную попытку соединить между собой античную мудрость с догматикой и вероучением христианства. С этих позиций разум (наука) и вера не противоречат друг другу, если только это «правильная» вера, т. е. вера христианская.

Третий этап - философия эпохи Возрождения. Различают Раннее Возрождение (XIII—XIV вв.) и Позднее Возрождение (XV— XVI вв.). Возрождение (после тысячелетнего перерыва) культуры, искусства, философии античного мира, достижения которого признаются образцом для современности. Великие представители этой эпохи были людьми всесторонне развитыми (Данте, Эразм Роттердамский, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Шекспир). Гениальные художники и мыслители выдвигали в своем творчестве уже не теологическую, а гуманистическую систему ценностей. Социальные мыслители этого времени — Макиавелли, Мор, Кампанелла — создавали проекты идеального государства, выражавшие прежде всего интересы нового общественного класса — буржуазии.

Великие географические открытия расширили горизонт человека, развитие производства потребовало серьезной постановки научных исследований.

Четвертый этап- Философия Нового времени — опиралась на данные естественных наук, сама выступала их опорой, вооружая науку логикой, методом исследования.

 Ф. Бэкон - Философским обоснованием экспериментального знания был эмпирико-индуктивный метод.

 Р. Декарт- математические наука.

Философия XVII—XVIII вв. была преимущественно рационалистической. В XVIII в. заявило о себе социально-философское движение Просвещение.

 Кант, Гёте, Фихте, Гегель, Бетховен, Шиллер, Шеллинг, Гейне, Фейербах - выдающейся заслугой классической немецкой философии были преодоление созерцательного, натуралистического взгляда на мир, осознание человека как творческого, деятельного субъекта, углубленная разработка общей концепции развития — диалектики.

В середине XIX в. возникает марксизм, философский наследник немецкой классики и европейского рационализма.

 Маркс – вклад в философию состоял в открытии и обосновании материалистического понимания истории и в углубленной разработке материалистической диалектики, идеология открытого и жесткого классового противостояния, оправдывающая крайние формы классовой борьбы и насилия.

Проблемы внутренней организации личности оставались в тени. Но реальный опыт жизни убеждал, что разум не единственная сила, управляющая поведением человека и общества. На этой основе в XIX в. возникает иррационалистическая философия.

 А. Шопенгауэр, Ф. Ницше - увидели и с большой силой выразили теневую сторону жизни, прогресса. Идеал Шопенгауэра — нирвана, т. е. отрешенность от жизни как безусловного зла. Ницше лишь внешне «оптимистичен», поскольку утверждает волю к власти как к полноте жизни. Но это слепая жизнь, без всякой разумной цели.

 

5. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Мировоззренческая способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая - вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая - философия учит концептуально мыслить и предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – правильное и достоверное познание окружающей действительности.

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. (расширение границ познания, разрушение догм, увеличение достоверности знания.)

Аксиологическая функция - оценка вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная - прививать гуманистические ценности их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая - на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, спрогнозировать тенденции развития.

МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ.

Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм - философское направление, утверждающее обратное материализму.

Дуализм - философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно.

Разновидности материализма: 1. Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит) Суть: Первична материя. Утверждали, что массово существующее вокруг людей есть первоначало всего.

2. Метафизический - материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась (Дидро, Ламетри, Гельвецкий.)

3. Диалектический материализм ( Маркс и Энгельс) Суть: Материя первична, сознание вторично. Сознание производно от материи, между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.

Разновидности Идеализма: 1. Объективный – провозглашает независимость идеи, бога, духа, вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Фома Аквинский, Гегель)

2. Субъективный идеализм ( Беркли). Суть: утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека. (Дж.Беркли).

 

ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА.

Исторически сложились две основные метаконцепции в понимании движения и развития – метафизика и диалектика.

Метафизика- наука о всеобщем, первым прообразом которой и было учение Аристотеля о якобы высших, недоступных органам чувств, лишь умозрительно постигаемых и неизменных началах всего существующего, обязательных для всех наук.

Диалектика- учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.

От метафизики диалектика отличается тем, что учитывает ограниченность человеческих возможностей в познании противоречивого мира.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь