Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мировоззрение, его структура и основные формы.



Основные направления философии: идеализм, материализм, объективный идеализм, субъективный идеализм.

Идеализм -философское направление, в основании которого лежит представление о первичности, основоположности сознания и вторичности, производности, обусловленности материи. Вторичность материи означает убеждение в производности материи и природы от сознания, их обусловленности сознанием.

Идеалистический подход к природным и общественным явлениям означает создание умозрительных представлений о сущности явлений и направленный подбор под них реальных фактов. В физике это проявляется в виде так называемого аксиоматического метода, в создании постулатов и " принципов", которым по мнению их авторов должна следовать природа, в игнорировании экспериментальных результатов, не укладывающихся в исходную умозрительную модель. В общественной науке это проявляется в игнорировании изучения объективных законов развития общества и создании умозрительных моделей развития, не опирающихся на обобщенный исторический опыт, в так называемом волюнтаризме, а также в антинаучных теориях, оправдывающих эксплуатацию и существование паразитических классов.

Материали́ зм — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является первичным началом в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным. Материализм признает существование единственной субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления— являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе, на общество и человека.Термин «материализм» был введён Готфридом Лейбницем: словом «материалисты» он описывал своих идейных противников.

Объективный идеализм — совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности. Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности, органов чувств и суждений. В качестве первоосновы мира в объективном идеализме обычно рассматривается всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.).Объективный идеализм лежит в основе многих религиозных учений (авраамические религии, Буддизм), философии античных философов (Пифагор, Платон).

Субъекти́ вный идеали́ зм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании.Родоначальником субъективного идеализма в западной философии является Джордж Беркли

Античная философия Досократический период.

Первые материалистические учения на грани 7 — 6 вв. до н. э. возникли в Милете — крупнейшем в 6 в. до н. э. из всех малоазиатских греческих городов. С конца 7 до конца 6 в. до н. э. здесь последовательно жили и учили три мыслителя: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.

Задавшись вопросом о том, откуда все возникает и во что все превращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей. При этом они понимали первовещество не как мертвую и косную материю, а как вещество, живое в целом и в частях, наделенное душой и движением. Все три первых милетских философа сочетали философское исследование, а также зачатки научного исследования с запросами и задачами разносторонней практической деятельности.

Поэтому они оказались одновременно создателями первых в Древней Греции астрономических, математических, физических и биологических понятий и догадок, конструкторами первых простейших научных приборов (гномон, солнечные часы, модель небесной сферы), а также авторами первых основанных на наблюдении предсказаний астрономических явлений. Однако собранные и самостоятельно добытые ими знания являются для них не отдельными истинами наук (которых еще не было) и не только основой для практического действия, но прежде всего элементами цельного мировоззрения, объединяющего отдельные чувственные явления в мысли об общем для них вещественном первоначале.

Философские учения Древнего Востока.

Зародилась одновременно с философией Древней Греции. В данное понятие включают философские тенденции древнего Китая и Индии как противовес традициям античной Европы. Черты6религиозность, интуитивизм, интровертность, пессимизм, единство субъекта и объекта.

Философией древнего Востока увлекались: Гегель, Ницше, Юнг, Шопенгауэр и др. Основными категориями, которыми пользуется Восточная философия является Сансара(круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индейской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремяшейся к освобождению и избавлению от результатов своих прошлых действий) – концепция круговорота науки. С ней тесно связан закон воздания – Карма(закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу). Учение о Сансаре человеческая жизнь понимается как определённая форма бесконечной цели цепей перерождения. Закон Кармы устанавливает последующую жизнь человека в зависимости от его нравственно-духовных ценностей, поэтому тот кто совершил в прошлой жизни достойные поступки и благие действия родится в качестве представителя высшего сословия (Варны), либо священнослужителей (Брахмана). А те кто вёл не правильный образ жизни родится как Шудры (масса зависимого населения), либо попадёт в тело животного.

Ортодоксальные (признают авторитет вед, миманса, веданта, йога, ньяя, вайшешика. Ньяя и вайшешика возникли как самостоятельные а потом слились в единую. Их сторонники полагали что атомы не различались по раз мерам и формам, а обладают различными свойствами: вкус, цвет…)

Неортодоксальные (материалистическая, буддийская, джайнская, не признают авторитет вед)

Веды состоят из четырех отдельных корпусов: сборник гимнов, сборник песнопений, сборник жертвенных формул, сборник заклинаний.

Философия Возрождения: общая характеристика, периодизация.

(СМ. ЛЕКЦИЮ 4) Философия Возрождения- возрождаются лучшие традиции античности, античная философия, наука, античное искусство, возникает новое мировоззрение. Человек- главная творческая фигура. Интерес к его достоинству, разуму.

Переодезация:

1 период- зарождение и становление 7-5 в до н.э. Исследует космос, природу, поиски первоначала. (досократический)

2 период- Классический (сократический)- 6-5 в ж до. э. соответствует рассвету древнегреческой рабовладенческой демократии. На первый план выступают вопросы строения материи, теория познания, сущность человека.

3 период- Эллинистический- угосание и упадок философии- 6 в до н. э. – 6 в н.э. характерно большое разнообразие школ и учений, с различных позиций трактовавших проблемы бытия, роль материи и духа. Основное внимание уделяется этическим и социально-политическим проблемам.

4 период- римский- 1 в до н. э. – 6 в н. э. Характерно воздействие на философию идей христианства, взаимовлияние древнегреческой и древнеримских философий.

Кант Иммануил

Кант Иммануил (1724-1804 г.) – основоположник немецкой классической философии. В первый период творчества (до 1770 г.), занимался как естественнонаучными, так и традиционными философскими проблемами, приходит к выводу о необходимости пересмотра существующих представлений о наших познавательных возможностях. Во второй критический – период, установив границы человеческого познания, исследует метафизические основания естествознания, правовых и моральных представлений. Он считал, что человеку присуща свобода, но у него её нет. Он утверждал, что духовные интересы человека выражаются следующими философскими вопросами:

1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться? 4. Что такое человек?

В центре философии Канта стоит человек, но начинает свою философию с познавательной деятельности человека (гносеологический метод). Кант выступал против рационалистов и эмпиристов и видел в науке определённую тайну. Он делит знания на две части: апостериорное и априорное.

Трансцендентальный идеализм- в учении Канта установка, отождествляющая и ограничивающая наблюдаемые вещи феноменами сознания. Основной предпосылкой этой установки является различие между явлениями как единицами опыта и вещами в себе. Кант в Критике чистого разума прямо отождествляет свою философию с трансцендентальным идеализмом.Противоположностью является трансцендентальный реализм.

Трансцендентальный реализм -в философии Канта установка, отождествляющая явления с вещами так, как они существуют сами по себе.

Категории диалектики.

Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:

сущность и явление; форма и содержание; причина и следствие; единичное, особенное, всеобщее; возможность и действительность; необходимость и случайность.

Философские категории — это фундаментальные понятия философии, содержанием которых являются обобщенные знания о свойствах и связях действительности (то есть понятия)

Любой объект существует в природе в связи с другими объектами явлениями, чтобы отделить объект нужно выделить свойства характерные для этого объекта.

Такими - являются «парные» категории:

· Единичное — это категория для обозначения неповторяющихся, присущих только данному объекту свойств.

· Общее — категория обозначающая свойства повторяющихся в некотором множестве объектов. (так отдельный человек имеет — единичное признаки — цвет различной оболочки……, но наличие рук, ног ит.д. общее для множества людей.

Любой реальный предмет, таким образом, есть, прежде всего, имеющий единичные и общие свойства.

Понятие явление неоднозначно. Оно употребляется для обозначения объекта в его целостности, в единстве всех его сторон, (явления природы, психических явлениях)

В другом значении употребляется в отношении со своей противоположностью — сущностью для обозначения внешней «(являющейся» стороны объекта в отличие от его внутренней скрытой. Молния — явление — скрытое от нас — электрический разряд - сущность) сущность не находится на поверхности и не может быть дана в непосредственных восприятиях..

Явление — это синтез категорий единичное, форма, следствие, случайность, закономерность.

Сущее (сущность) синтез категорий общее, содержание, причина, необходимость, закон.

Явление проявляется в своей единичности. Сущность это внутренняя сторона объекта, явление — внешняя, видимая. Таким образом — сущность — категория представляющая совокупность внутренних, необходимых сторон и связей их случайные отклонения,

Причина и следствие — без причины ничего не происходит. Любой объект находится в причинно-следственных или казуальной связи.

А → В причина → причинение В -. следствие

Пуля — удар в стекло — разрушение следствие

Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.
В своем происхождении, историческом развитии и соотношении, внутренней взаимосвязи категории и законы субъективной диалектики представляют собой логическое выражение объективной диалектики мира и его познания в динамике их развития.
Эти законы выражают универсальные формы, пути и движущую силу развития материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического мышления. В этих законах диалектики конкретизируются ее основные категории в их историческом становлении и соотношении. Открытие и научное обоснование основных законов диалектики обогатило понимание содержания и связи ранее известных категорий, развитие которых подчинено этим универсальным законам. Законы диалектики представляют собой логичное выражение существенного в развитии.

Философия техники.

Филосо́ фия те́ хники — исследование первопричин техники. Основоположник: Эрнст Капп. К истории возникновения культуры с новой точки зрения» (1877) В 1898г. свои работы, посвященные философии техники, издают немецкий философ Фред Бон и российский инженер Петр Энгельмейер. Предметом систематического изучения данная наука стала только в XX веке. Различные аспекты философии техники рассматриваются в марксизме, трансгуманизме и ряде других направлений.

В основе техники лежит органопроекция(техника создается по образцу живого организма). Создание техники не есть создание нового, но раскрытие естественных возможностей организма.

Техника — это путь к новым горизонтам бытия. Технич. дисциплины, известные людям, изучали отдельные виды или стороны техники. Философия техники стала изучать технику глобально: не только внутреннее развитие, но и влияние ее на общество, принимая во внимание историческую перспективу. Различают следующие этапы развития технических знаний:

донаучный (до второй половины XVIII века) —- знания добываются эмпирическим путем и не подразумевают использование научных знаний;

зарождение технических наук (со второй половины XVIII века до 70-х годов XIX века) —- начинают использоваться естественные научные знания и появляются первые технические науки.

классический (до середины XX века) — характеризуется формированием ряда технических теорий, которые образовали фундамент для дальнейшего развития.

Современный (с середины XX века) — технические науки начинают интегрироваться не только с естественными, но и с общественными, зарождаются комплексные исследования, технические науки все больше дифференцируются от естественных и общественных наук.

Мировоззрение, его структура и основные формы.

Мировоззре́ ние — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека. Мировоззрение, по своей сущности, социальный феномен, возникший с появлением человеческого общества. Систематизирует в самом общем виде представления человека о мире и самом себе. Представляет единство знаний, убеждений, ценностей и деятельности людей, направленной на познание и преобразование мира. Мировоззрение выступает как общественное самосознание, воплотившееся в индивиде и определяющее его практическую деятельность.

Формы: мифология(фантазии, сверхестественное), религия(мировозз, основанное на вере в существование Бога, священного, сверхъестественного.), философия.

Типы мировоззрения: обыденное (житейское), мифологическое, религиозное, атеистическое, философское. Эти основные типы мировоззрения обеспечивают человека возможностями получения знаний об общей картине мира, о человеке, об обществе. Они определяют социально-политическую, религиозную, культурно-нравственную, эстетическую, научно-техническую, ценностную ориентацию человека. А это значит то, что человек вынужден ставить вопросы и находить на них ответы по проблеме соотношения материального и идеального, добра и зла, прошлого и настоящего, настоящего и будущего.

Мировозз. образуется на базе естественнонаучных, социально-исторических, технических и философских знаний. Носителем мировозз. является человек или социальная группа людей. Практическая значимость мировоззрения проявляется в выборе норм поведения, быта, труда, планов и целей, ценностей, идеалов.

Следует различать понятия " мировоззрение", " мироощущение", " миросозерцание", " миропонимание", " мировосприятие", т.к. иногда они употребляются в качестве синонимов. Действительно, у этих понятий существует тесная связь, есть много общего, но надо видеть и различия между ними.

Мироощущение, мировосприятие, миросозерцание - это своеобразное переживание человеком внешних воздействий в форме чувственно-образных ощущений, восприятий, представлений, эмоций.

Миропонимание – это лишь интеллектуальный, понятийный аспект мировоззрения.

2. Структура философского знания. Исторические формы философствования.

Как любая развитая наука, философия имеет свою внутреннюю специализацию. Классическими разделами философии считаются онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии.

ОНТОЛОГИЯ— учение о сущем, учение о бытии; учение обо всем, что существует. Она изучает наиболее общие формы бытия. Эти формы выражаются в основных онтологических категориях: бытие и небытие, материальное и идеальное, материя и сознание, пространство и время, прерывность и непрерывность, движение, изменение.

В составе онтологии выделяют свои подразделы: философия природы, философская антропология, социальная философия, философия природы, или натурфилософия— древнейший раздел философии. Его предметом являются основные закономерности существования природы. Натурфилософия стремится обобщить имеющиеся знания о физическом мире, создать единую картину мира, она тесно связана с естественнонаучным знанием. Важнейшей философской проблемой изучения природы является вопрос о происхождении физического мира.

Философская антропология-философское учение о человеке. Как самостоятельная отрасль она сформировалась в XVI в. Философская антропология изучает проблемы происхождения человека, смысла его существования, взаимоотношений человека с природой и обществом.

Социальная философия— наука об основных законах существования общ-ва. Разделы социального знания, посвященные отдельным сторонам общественной жизни, содержались во всех крупнейших философских учениях со времен античности.

ГНОСЕОЛОГИЯ (учение о познании, теория познания)-изучает сущность и содержание процесса познания, исследует взаимоотношения между субъектом и объектом познания, рассматривает проблемы границ, источников, форм и способов познания существующего мира.В современной гносеологии выделяются ведущие отрасли: эпистемология(учение о знании как таковом. Она исследует структуру знания и закономерности его функционирования) и науковедение (дисциплина, изучающая теоретические проблемы развития науки).

ЛОГИКА ( наука о законах мышления.)-изучает законы, формы, способы, средства мышления, рассматривает проблемы, связанные с интеллектом. Зародилась в античный период. Основным разделом является формальная логика(учение о формах рассуждений, рассматриваемых отвлеченно от их содержания). Родоначальником формальной логики является Аристотель. Онтология, гносеология и логика, изучающие существование, познание и мышление, представляют собой ядро, основу философского знания, являясь взаимосвязанными частями единого целого.

Помимо этих основных разделов в состав философии входят, так называемые периферийные разделы: этика, эстетика, история философии.ЭТИКА— учение о нравственности, морали. Этика исследует природу, сущность и содержание нравственности, изучает основные ценности человеческой жизни. В отличие от онтологии этика является нормативной дисциплиной. Основной проблемой этики является вопрос о происхождении нравственных норм. ЭСТЕТИКА— учение о законах прекрасного. Она изучает сущность, формы, типы прекрасного в природе, искусстве, человеческой жизни. Основной проблемой эстетики является вопрос о происхождении критериев прекрасного: существует ли «объективно прекрасное

Типы философствования:

Философия насчитывает свыше 25 веков своего развития и может быть представлена, по мнению современных исследователей, как:

1) древняя – философия Древнего Востока (Индия, Китай); Греции и Рима; Средневековья и Возрождения; 2) новая; 3) новейшая.

Деление истории философии на периоды подразумевает своеобразный способ философствования, характерный для того или иного периода (эпохи). Историческая эпоха накладывает глубокий отпечаток на саму личность философа, на понимание им своей роли в обществе, на приверженность тем или иным идеалам и ценностям. Исторический тип философствования объединяет не единомышленников, а современников, т. е. философов разных взглядов и убеждений, но сформировавшихся в едином пространстве и времени культуры.

Каждая крупная историческая эпоха знает свой исторический тип философствования и свой характерный тип философа. Что касается типов философствования, то сегодня в лит-ре существуют различные подходы к их классификации. Одни исследователи выделяют след. типы:

А) Созерцательный (высшие ценности – безмятежность, спокойствие духа, спокойное созерцание вечной истины)–характерен для античности;

Б) Умозрительный (близкий к созерцательному)–ориентирован на иррациональные и сверхрациональные источники познания (интуицию, откровение, сверхчувственное созерцание), характерен для поздней античности, средневековья, русского религиозного ренессанса(конца XIX–начала XXв );

В) Деятельный тип философствования – социально-преобразовательный, становление которого связывается с философией марксизма;

Г) Новейший, социально-экологический тип философствования (учение В. И. Вернадского о ноосфере, еще – ранее идеи Н. Ф. Федорова о сознательной регуляции человеком природы), теоретические заключения «Римского клуба»), для которого характерно то, что идея сохранения мира, цивилизации становится важнейшей жизненной задачей всех и каждого.

Другие философы, выделяют в качестве основных типов философствования, доминирующих в те или иные эпохи:

1.Космоцентризм-философское мировоззрение, объясняющее все явления природы через могущественное влияние Космоса и его циклов;

1.Теоцентризм-в основе мировоззрения объяснение всего сущего через господство сверхъестественной силы - Бога;

1. Антропоцентризм - в центре философского мировоззрения стоит проблема человека.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 794; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь