Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общая характеристика философии эпохи Нового времени.



Новое время – большой исторический период, охватывающий XVII-XIX вв. Началом новой истории считается английско-буржуазная революция 1640 г. Именно этот период ознаменован началом новой эры капитализма и началом индустриальной цивилизации. Это был период когда наука набрала большую силу, когда человек обращал внимание прежде всего на свой разум. Этот период является началом противоречий между человеком и природой, т.к. воздействие человека на природу при помощи техники к сегодняшнему дню вызывает глобальные катастрофические проблемы. Человек стал считать себя главным во всём мироздании. Возрождение уже отказалось от бога и новое время решило, что за человеком ничего нет, его интересует только он сам. Безграничная вера в прогресс, науку и разум, это главная отличительная особенность этого периода. Главная задача философии в это время – это познание окружающего мира с целью увеличения власти над природой.

Период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлениемкапитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции. Иногда в философию Нового времени включают также, полностью или частично, философию XIX века.

Ключевые фигуры в философии разума, эпистемологии и метафизике семнадцатого и восемнадцатого столетий разделяются на две основные группы. Рационалисты, главным образом во Франции и Германии, предполагали, что всё знание должно начинаться с определённых «врождённых идей», присутствующих в уме. Главными представителями этого направления были Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц и Николай Мальбранш. Эмпиристы, напротив, считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта. Ключевые фигуры этого направления — Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм. (Сами понятия рационализма и эмпиризма возникли позже, в основном благодаря Канту, но они достаточно точны.) Этика и политическая философия обычно не рассматриваются через эти понятия, хотя все эти философы решали этические вопросы в свойственных им стилях. Среди других важных фигур в политической философии былиТомас Гоббс и Жан-Жак Руссо.

В конце восемнадцатого столетия Иммануил Кант создал принципиально новую философскую систему, претендовавшую на то, что она объединила рационализм и эмпиризм. Кант стимулировал бурное развитие философской мысли в Германии в начале девятнадцатого века, начиная с немецкого идеализма. Характерной чертой идеализма была мысль о том, что мир и разум должны быть поняты, исходя из одних и тех же категорий; эта идея достигла кульминации в творчестве Гегеля, который среди прочего сказал, чтодействительное разумно, разумное действительно.

15. Проблема метода в философии Нового времени. Индуктивный и дедуктивный методы. Интеллектуальная интуиция.

Метод (греческое metodos) в широком смысле слова - " путь к чему-либо", способ социальной деятельности в любой ее форме, а не только в познавательной. Понятие методологии имеет два основных значения: 1) система определенных способов, приемов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике искусстве и т. д.) 2) учение об этой системе, теория метода. Так, методология науки исследует структуру и развитие научного знания, средства и методы научного исследования, способы интерпретации его результатов, механизмы и формы реализации знания в практике. Но не правильно полностью сводить методологическое к рациональному. " Все что существует не делится на разум без остатка", так как существуют и нерациональные средства и приемы познания.

Проблема метода всегда была в центре философской и научной мысли, особенно начиная с Нового времени, и обсуждалась в рамках многообразных, в том числе полярных подходов. Сейчас методологические вопросы широко ставятся и решаются в таких направлениях и течениях мысли, как философия науки, диалектический материализм, феноменология, структурализм постструктурализм, остпозитивизм и др. Специфика социальной методологии исследуется в современной герменевтике, теории интерпретации текстов и своеобразной философской концепции (Г. Гадамер, П. Рикер, др.).

Таким образом, метод (в той или иной форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он является системой принципов, требований, которые ориентируют субъекта при решении конкретной задачи, достижения результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет с экономить силы и время, самого, шляхом.основна функция метода - регулирование познавательной и других форм деятельности.

Индуктивный метод, лог., метод исследования, основанный на индукции.— Индуктивные науки, преимущественн. опытные науки, разрабатываемые, главн. обр., по методу И., но всякая наука предполагает и дедуктивные посылки.

Дедуктивный метод - способ построения научных теорий, специфической особенностью к-рого является применение дедуктивной техники вывода (Дедукция). Д. м. является одним из возможных методов построения научного знания.

Интеллектуальная интуиция –одно из главных понятий рационалистической гносеологии Декарта и Спинозы. В противоположность мистическому истолкованию интуиции ( Августином и др.) как сверхъестественного озарения, исходящего от трансцендентного Бога, равно как и отождествлению интуиции с чувственными созерцаниями, Декарт видел в интеллектуальной интуиции «понимание ясного и внимательного ума, которое порождается одним лишь светом разума и является более простым, чем сама дедукция...». Интеллектуальных интуиции, по Декарту, огромное множество (ограничение треугольника тремя сторонами, а шара одной поверхностью и т.п.), они составляют начальные истины процесса дедукции, важнейшая из них – «я мыслю, следовательно, я существую»

У Спинозы: она совершенно не связана с первым родом знания – чувственным и абстрактным, а составляет третий, высший род знания, образующий основу второго, рассудочно-разумного, дедуктивного знания математического типа. Только интеллектуальная интуиция позволяет достичь адекватных идей, доставляя тем самым имманентный критерий истинности, ибо «как свет обнаруживает и самого себя и окружающую тьму, так и истина есть мерило и самой себя и лжи»

Кант в своей теории познания отклоняет понятие интеллектуальной интуиции, однако Фихте восстанавливает его как основу дедуктивной методологии. Близка к этому и позиция Шеллинга, для которого интеллектуальная интуиция позволяет постичь абсолютное единство субъекта и объекта.
16. Философия просвещения.

Борьба с религиозными идеями за утверждение роли человеческого разума, начатая философами XVI-XVII вв., была продолжена в XVIII в. Этот век получил в истории название эпохи Просвещения. Борьба между религией и наукой, верой и разумом вступила, таким образом, в новый этап – этап утверждения атеизма. Борьба старого и нового проявилась так или иначе во всех европейских странах.

В Англии–в антирелигиозных и антимонархических движениях, идейным обоснованием которых послужило творчество Ф.Бекона и Дж.Локка.

Во Франции – в массовых антифеодальных и антиклерикальных выступлениях, в утверждении идей материализма и атеизма, подготовивших Великую французскую буржуазную революцию (1789-1794 г.).

В России–в антикрепостнических восстаниях крестьян, а также в литературных выступлениях русских просветителей Новикова и Радищева.

Просветительные идеи проникли и в Америку, где их развивали Б. Франклин и Т. Джефферсон.

Это была великая эпоха свершившегося наконец выхода человечества из «состояния несовершеннолетия», в котором оно прибывала в течение целого тысячелетия.

Огромную роль в развёртывании всех этих буржуазных событий сыграла философская мысль. И крупнейший вклад в её развитие внесли французские просветители. Первое поколение – Шарль Луи Монтескье (1689-1755 г.) и Вольтер (Франс Мари Аруэ) (1694-1778 г.), второе поколение – Жан-Жаком Русо (1712-1778 г.), Дени Дидро (1713-1784 г.) и Полем Анри Гольбахом (1723-1789 г.).

Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума!

Просвещение объединило всех прогрессивно мыслящих представителей культуры, науки, политики, искусства и философии. Особенность которая их объединила это вера в науку и разум и атеизм. Они высмеивали церковь и священнослужителей и выступали с критикой христианской религии, но большинство из них были всё-таки деистами, которые считали, что Бог нужен только для того, чтобы объединить происхождение мира и человека, который был самым совершенным существом.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь