Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия как форма мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.



Философия

1. Философия как форма мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.

2. Философия – мифология, Философия- магия, философия – религия, философия – наука, сравнительный анализ.

3. Проблема предмета философии: классическая и не классическая трактовки. Аристотель, Декарт, Ясперс, Бердяев о философии.

4. Состав современного философского знания: основные разделы и дисциплины.

5. Основные и специальные функции философии.

6. Исторические условия и духовные источники возникновения философии.

7. Философская картина мира и понятие бытия в философии. Основные подходы. Проблема субстанции. Модель мира: монизм, плюрализм, материализм, идеализм, диалектика, метафизика, детерминизм, индетерминизм. Бытие – небытие.

8. Учение о мире в древневосточной философии. ( джайнизм, буддизм, конфуцианство, даосизм)

9. Традиции миропонимания и решение проблемы бытия в античной философии (досократовский период: милетская школа, пифагорейцы, школа элеатов)

10. Решение проблемы бытия в классический период античной философии: Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит.

11. Картина мира и учение бытия у эпикурейцев, стоиков, неоплатонизма.

12. Средневековая картина мира о бытие и христианской философии: патристика и схоластика.

13. Новоевропейская философия о бытие: многообразие подходов. Проблемы антологии в учении Бэкона, Гоббса, Локка.

14. Проблемы онтологии в учении Спинозы, Декарта, Лейбница, Беркли, Юма.

15. Немецкая классическая философия о бытие Кант, Гейгель, Фейербах. Проблема соотношения бытия и мышления.

16. Решение проблемы онтологии диалектическим материализмом.

17. Онтология русской религиозной философии.

18. Понимание бытия в традициях феноменологии, экзистенциализма.

19. Философское понятие движения. Основные подходы. Свойства движения. Особенности социального движения.

20. Диалектика бытия. Понятие диалектики. Основные принципы диалектики.

21. Основные категории диалектики.

22. Философское понимание пространства и времени: историко –философские представления. Основные черты пространства и времени. Особенности социального пространства и времени.

23. Проблема сознания в философии: подходы и способы решения. Материальное и идеальное.

24. Гносеологический и антологический подход к исследованию сознания.

25. Проблема соотношения сознательного и бессознательного.

26. Проблема познания в философии. Задачи и проблематика гносеологии. Основные способы решения: скептицизм, агностицизм, конвенциализм, сенсуализм. Эмпиризм, рационализм.

27. Традиции античности и гносеологии ( софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, скептицизм, неоплатонизм).

28. Трактовка познания в средневековой христианской философии (Аврелий Августин, Фома Аквинский)

29. Гносеология новоевропейской философии. Основные направления. Гносеология Бэкона, Декарта.

30. Решение проблемы познания Локком, Юмом, Беркли, Лейбницом.

31. Значение немецкой классической философии в истории развития гносеологии. Идеи канта, Гейгеля, Феербаха.

32. Вклад марксисткой философии в развитии теории познания. Особенности русской религиозной философии в толковании процесса познания.

33. Теоретико – познавательная проблематика неопозитивизма, постпозитивизма.

34. Герменевтические традиции в современной гносеологии. Прагматизм.

35. Процесс индивидуального познания. Познание как вид духовной общественной деятельности. Деятельностная концепция познания.

36. Взаимодействие идеального и материального в познании. Диалектика субъекта и объекта познания.

37. Понятие знания.

38. Проблема истины: основные подходы. Характеристики истины. Истина и заблуждение.

39. Особенности научного познания. Наука как форма познания и вид познавательной деятельности.

40. Эмпирический уровень научного познания, его характеристика. Формы и методы.

41. Теоретический уровень научного познания: понятие, формы, методы.

42. Место проблемы человека в системе философского знания. Особенности философского подхода к исследованию человека. Деятельная сущность человека. Проблема мотивации человеческой деятельности.

43. Учение античных философов о человеке ( софисты, сократы, Платон, Аристотель, Демокрит, скептики, киники).

44. Средневековая философия о человеке. ( Аврелий Августин, Фома Аквинский)

45. Новоевропейская философия – новое виденье человека ( Декарт, Спиноза, новое французское просвещение 18 века, французский материализм 18 века.)

46. Немецкая классическая философия ( Гегель, Кант, Феербах) о человеке.

47. Понимание человека в учении марксизма. Русская религиозная философия о человеке.

48. Подходы к решению проблемы человека представителями «философии жизни», экзистенционализма, психоанализа.

49. Биологическая природа человека как философская проблема. Трактовки в исследовании природы человека. Биологизаторские концепции. Человек как субъект.

50. Духовная обусловленность жизнедеятельности человека. Духовность как состояние человека и ее роль в жизни человека. Душевное и духовное понятие индивидуальности.

51. Социальность как необходимость существования человека. Социальное составляющее человека: ее социальность и значимость. Самобытность человека. Проблема соотношения внутреннего и внешнего. Понятие личности. Проблема социализации.

52. Проблема свободы человека. Основные проблемы в решении свободы. Свобода как историческое явление. Понятие внешней и внутренней свободы человека. Свобода и ответственность.

53. Смысл жизни и назначение человека.

54. Философское понятие общества. Историко – философское исследование общественной жизни: идеалистические и материалистические концепции, биологизаторский подход «теория фактов», теория общественного договора. Концепция Маркса, Вебера, Дюргейма.

55. Общество как сложная самоорганизующая система. Основные сферы общества их строение и взаимосвязь.

56. Место идеального в функционировании общества. Структурные составляющие и их роль в освоении бытия общественной жизни.

57. Проблема социального детерминизма и развития общества. Основные концепции.

58. Понятие культуры и ее роль в общественной жизни.

59. Элементы и строение культуры.

60. Современная цивилизация и проблема человека.

 

Основные и специальные функции философии.

?????????????????????????????????????????

 

Философская картина мира и понятие бытия в философии. Основные подходы. Проблема субстанции. Модель мира: монизм, плюрализм, материализм, идеализм, диалектика, метафизика, детерминизм, индетерминизм. Бытие – небытие.

???????????????????????????

Философское осмысление мира в качестве своей исходной категории рассматривает категорию «бытие». В этой категории обозначается существование мира, окружающего человека, и самого человека с его сознанием. Тем самым мир предстает не просто как мир вещей, а единство природного и общественного (человеческого). Эта категория дает представление о миропорядке, т.е. о социальных и природных связях, центр которых - человек. Поэтому бытие характеризуется прежде всего как человеческий мир, действительность, в которой и посредством которой осуществляется человеческая жизнедеятельность. Следовательно, содержание и границы бытия расширяются по мере освоения человеком природы и усложнения связей с ней.

Понятие бытия означает существование, но эти категории не тождественны, так как последняя делает акцент лишь на наличие чего-либо. Когда мы говорим: «оно существует», то имеем в виду «оно есть». Однако фиксация факта существования еще не раскрывает специфики существующего, его качественной особенности. Специфика, или качественная особенность, раскрывается в категории «действительность». Это значит, что «действительность» - не синоним наличия чего-то - сущест­вующих вещей, явлений, а проявление в существующем законов, закономерностей, тенденций вещей и явлений, т.е.единство сущности и существования. В этом смысле «действительность» рассмат­ривается как способ проявления сущности в существующем.

Но способы проявления «действительности» могут быть разные. Для уточнения характера способа ее проявления вводится понятие «реальность». Выделяются два вида реальности:

3) реальность как мир физических состояний, или материальный природный мир (объективная реальность);

4) реальность как мир психических состояний, мир сознания, внутренний мир человека (субъективная реальность).

В человеческой жизнедеятельности эти реальности взаимосвязаны, переплетаются, взаимо­действуют. Поэтому категория «бытие» включает в себя:

3) существующий мир, но не просто взятый сам по себе (как наличие) в его связи с человеком, иначе, та часть мира, с которой он взаимодействует;

4) самого человека, проявление его внутреннего мира.

Таким образом, понятие «бытие» означает действительность, проявляющуюся в отношении к человеку как та или иная реальность.

Объективная и субъективная реальность могут быть взаимосвязаны различным образом. Комбинация этих основных видов создает многообразие форм бытия. Например, «бытие вещей», которое делится на «бытие процессов природы» и «бытие процессов, созданных человеком» - «вторая природа»; «бытие человека» как биологическое и социальное; «бытие социальное», «индивидуальное бытие» и т.д.

Рассмотрение форм бытия в философии имеет принципиальное значение, так как понимание содержания этих форм, их первичности и вторичности и определяет различия в философских воззрениях, соответственно, в философских направлениях. Так, материализм считает основной формой природное бытие, а остальные - производными, зависимыми от природного бытия, хотя и воздействующими на это бытие. Объективный идеализм в качестве первичной формы принимает объективный дух, независимый от человека. Субъективный идеализм основной формой считает субъективное бытие. Внутри этих течений существуют различия в понимании исходных форм бытия.

Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие - полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие - состояние, единое с бытием (также реально) и противоположно ему.

Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытие (быть в наличие), так и в небытие (не существовать, отсутствовать). Например, не созданные предметы, общества, государства, которые раньше были, не родившиеся или уже умершие люди и т.п.

В философском учении о бытии (онтологии) возникают и другие кардинальные проблемы:

1. Является ли мир в своем существе неизменным или он постепенно изменяется и развивается?

2. Упорядочен ли мир в своем развитии и изменении, подчиняется ли он каким-либо законам или он изменяется и развивается произвольным образом?

3. Обладает ли мир единством в своем существовании и что является основой этого единства?

4. Является ли мир системной организацией или существует как набор различных элементов?

В решении вопроса «изменчив ли мир» в философии выделяются диалектический и метафизи­ческий подходы. Их отличие прослеживается по разным основаниям:

5) В понимании структуры мира. Метафизика считает, что мир качественно однообразен, однопорядков, одноуровнен. По диалектике же, мир качественно многообразен, много- порядков, иерархичен.

6) В определении связей в мире и решении проблемы единства мира. Метафизиками связи в мире видятся однокачественным. Единство мира они не признают.

7) В решении проблемы соотношении движения и покоя. По метафизике, в мире преобладает покой, а движение тождественно функционированию. Диалектика принципиально иначе подходит к этой проблеме - движение понимается как атрибут мира, включает в себя не только функционирование, но и развитие.

8) Характеристика источника движения также трактуется ими по-разному. В качестве источника метафизика рассматривает внешний толчок, диалектика - внутренние проти­воречия.

9) Понимание процесса движения. Согласно метафизике, движение имеет однонаправленный процесс, диалектика признает многонаправленность, т.е. признает плюрализм направлений движения.

Подчиняется ли мир законам или же развивается произвольно? Эта проблема философии также решается неоднозначно, основные направления - детерминизм и индетерминизм. Детерминизм - это учение о всеобщей обусловленности явлений на основе объективных закономерностей. Индетерминизм отрицает либо причинность явлений, либо объективный характер отношений детерминации.

Данная проблема имеет прямую связь с другой, - един ли мир и является ли он системой?

Монизм, говоря о единстве мира, признает одно начало: материю или дух (см. материализм, идеализм).

Плюрализм - выдвигает несколько независимых первооснов мира.

Дуализм, например, считает, что мир существует как приложение двух независимых начал - материальной и духовной.

В философии изучением проблем бытия занимается онтология. С самого начала своего возникновения она обращалась к познанию бытия как такового.

Субстанциональное понятие бытия. В ранней древнегреческой философии ставился вопрос о простых началах материального мира, которые бы раскрывали сущность бытия. Примером тому могут служить взгляды представителей Милетской школы, которые первоосновой мира называли

воздух, воду, огонь, землю. В этот же период появились более абстрактные понятия о субстанцио­нальной основе мира, не связанные с чувственным его восприятием. Это, например, «апейрон» у Анаксимандра, понимаемый как беспредельная, неопределенная, бескачественная материя, находящаяся в вечном движении. Особо значительны достижения атомизма (Левкипп, Демокрит) в субстанциональном понимании бытия. Считая основой всего материальное начало (атомы), они отошли от их описания в рамках чувственно-конкретных представлений. В своей онтологии они решали вопрос о соотношении бытия и небытия, причем не как мыслимых понятий, а как физических реалий. Атомы (бытие) противопоставлялись пустоте (небытию). В целом представители субстан­циональной трактовки бытия выступали как натуралисты.

Проблема бытия и мышления. Другая направленность греческой философии - учения о соотношении бытия и мышления. Наиболее известно учение Парменида, который и вводит в философию категорию «бытие». Это означало перевод рассмотрения физической сущности вещей в рссмотрение их идеальной сущности. Мышление и бытие у Парменида совпадают, поэтому «одно и то же мысль о предмете и предмет мысли». Получается, что реально существующий мир есть одновременно и истинно сущее знание.

Сократ переводит проблему бытия и мышления в плоскость осмысления сущности морали, полагая, что философия не должна заниматься исследованием явлений природы. Он считал, что истина и добро совпадают. Поэтому познавая и получая истинные знания, человек преобразует и свои человеческие качества. Следовательно, этические принципы заложены в самом устройстве бытия. Мышление не противостоит бытию, совпадает с ним.

В системе Платона бытие состоит из двух миров, взаимосвязанных между собой. Подлинное бытие - «мир идей», или мир сущностей. «Мир вещей» является производным от мира идей. Подлинное бытие у Платона совпадает с истинным знанием. Аристотель, уточняя понятие бытия, заключал, что бытие лишь абстракция, потенциальное, мыслимое бытие, а реально всегда существует бытие чего- то, т.е. бытие конкретных вещей. Исходя из этого, соотношение бытия и мышления есть соотношение конкретного предмета и мысли о данном предмете.

С проблемой бытия в онтологии непосредственно связана проблема субстанции. Она сводится к вопросу, возможно ли среди многообразных проявлений бытия раскрыть неизменное и устойчивое единство, которое бы служило причиной появления всех других видов бытия, само не имело бы иных причин существования, кроме самого себя.

Исторически первой трактовкой субстанции явилось ее отождествление с субстратом, вещест­венным началом, из которого состоят все вещи, например, огонь, вода, воздух в Милетской школе. Идея субстанции как материального субстрата представлена и в учении атомистов.

Принципиально иной подход к пониманию субстанции: субстанция - это не субстрат, а духовное волевое первоначало. Так, у Платона - мир идей, у Аристотеля - «форма всех форм», бог - в религиозной философии и т.п.

Можно выделить еще третий подход, где субстанция понимается и как порождающая неизменная основа всего существующего, и как деятельная сила. Эту точку зрения мы находим в новоевропейской философии у Спинозы.

ГОББС -?????????????????

ЛЕЙБНИЦ?????????????????????????

Философия

1. Философия как форма мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.

2. Философия – мифология, Философия- магия, философия – религия, философия – наука, сравнительный анализ.

3. Проблема предмета философии: классическая и не классическая трактовки. Аристотель, Декарт, Ясперс, Бердяев о философии.

4. Состав современного философского знания: основные разделы и дисциплины.

5. Основные и специальные функции философии.

6. Исторические условия и духовные источники возникновения философии.

7. Философская картина мира и понятие бытия в философии. Основные подходы. Проблема субстанции. Модель мира: монизм, плюрализм, материализм, идеализм, диалектика, метафизика, детерминизм, индетерминизм. Бытие – небытие.

8. Учение о мире в древневосточной философии. ( джайнизм, буддизм, конфуцианство, даосизм)

9. Традиции миропонимания и решение проблемы бытия в античной философии (досократовский период: милетская школа, пифагорейцы, школа элеатов)

10. Решение проблемы бытия в классический период античной философии: Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит.

11. Картина мира и учение бытия у эпикурейцев, стоиков, неоплатонизма.

12. Средневековая картина мира о бытие и христианской философии: патристика и схоластика.

13. Новоевропейская философия о бытие: многообразие подходов. Проблемы антологии в учении Бэкона, Гоббса, Локка.

14. Проблемы онтологии в учении Спинозы, Декарта, Лейбница, Беркли, Юма.

15. Немецкая классическая философия о бытие Кант, Гейгель, Фейербах. Проблема соотношения бытия и мышления.

16. Решение проблемы онтологии диалектическим материализмом.

17. Онтология русской религиозной философии.

18. Понимание бытия в традициях феноменологии, экзистенциализма.

19. Философское понятие движения. Основные подходы. Свойства движения. Особенности социального движения.

20. Диалектика бытия. Понятие диалектики. Основные принципы диалектики.

21. Основные категории диалектики.

22. Философское понимание пространства и времени: историко –философские представления. Основные черты пространства и времени. Особенности социального пространства и времени.

23. Проблема сознания в философии: подходы и способы решения. Материальное и идеальное.

24. Гносеологический и антологический подход к исследованию сознания.

25. Проблема соотношения сознательного и бессознательного.

26. Проблема познания в философии. Задачи и проблематика гносеологии. Основные способы решения: скептицизм, агностицизм, конвенциализм, сенсуализм. Эмпиризм, рационализм.

27. Традиции античности и гносеологии ( софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, скептицизм, неоплатонизм).

28. Трактовка познания в средневековой христианской философии (Аврелий Августин, Фома Аквинский)

29. Гносеология новоевропейской философии. Основные направления. Гносеология Бэкона, Декарта.

30. Решение проблемы познания Локком, Юмом, Беркли, Лейбницом.

31. Значение немецкой классической философии в истории развития гносеологии. Идеи канта, Гейгеля, Феербаха.

32. Вклад марксисткой философии в развитии теории познания. Особенности русской религиозной философии в толковании процесса познания.

33. Теоретико – познавательная проблематика неопозитивизма, постпозитивизма.

34. Герменевтические традиции в современной гносеологии. Прагматизм.

35. Процесс индивидуального познания. Познание как вид духовной общественной деятельности. Деятельностная концепция познания.

36. Взаимодействие идеального и материального в познании. Диалектика субъекта и объекта познания.

37. Понятие знания.

38. Проблема истины: основные подходы. Характеристики истины. Истина и заблуждение.

39. Особенности научного познания. Наука как форма познания и вид познавательной деятельности.

40. Эмпирический уровень научного познания, его характеристика. Формы и методы.

41. Теоретический уровень научного познания: понятие, формы, методы.

42. Место проблемы человека в системе философского знания. Особенности философского подхода к исследованию человека. Деятельная сущность человека. Проблема мотивации человеческой деятельности.

43. Учение античных философов о человеке ( софисты, сократы, Платон, Аристотель, Демокрит, скептики, киники).

44. Средневековая философия о человеке. ( Аврелий Августин, Фома Аквинский)

45. Новоевропейская философия – новое виденье человека ( Декарт, Спиноза, новое французское просвещение 18 века, французский материализм 18 века.)

46. Немецкая классическая философия ( Гегель, Кант, Феербах) о человеке.

47. Понимание человека в учении марксизма. Русская религиозная философия о человеке.

48. Подходы к решению проблемы человека представителями «философии жизни», экзистенционализма, психоанализа.

49. Биологическая природа человека как философская проблема. Трактовки в исследовании природы человека. Биологизаторские концепции. Человек как субъект.

50. Духовная обусловленность жизнедеятельности человека. Духовность как состояние человека и ее роль в жизни человека. Душевное и духовное понятие индивидуальности.

51. Социальность как необходимость существования человека. Социальное составляющее человека: ее социальность и значимость. Самобытность человека. Проблема соотношения внутреннего и внешнего. Понятие личности. Проблема социализации.

52. Проблема свободы человека. Основные проблемы в решении свободы. Свобода как историческое явление. Понятие внешней и внутренней свободы человека. Свобода и ответственность.

53. Смысл жизни и назначение человека.

54. Философское понятие общества. Историко – философское исследование общественной жизни: идеалистические и материалистические концепции, биологизаторский подход «теория фактов», теория общественного договора. Концепция Маркса, Вебера, Дюргейма.

55. Общество как сложная самоорганизующая система. Основные сферы общества их строение и взаимосвязь.

56. Место идеального в функционировании общества. Структурные составляющие и их роль в освоении бытия общественной жизни.

57. Проблема социального детерминизма и развития общества. Основные концепции.

58. Понятие культуры и ее роль в общественной жизни.

59. Элементы и строение культуры.

60. Современная цивилизация и проблема человека.

 

Философия как форма мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.

В последующем развитии человека частных знаний было недостаточно и для понимания места человека в мире природы, для осмысления целей и идеалов его жизни. Поэтому возникает так называемое мировоззренческое знание как разновидность онтологического.

Мировоззрение - это результат духовного освоения (осознания) мироздания с точки зрения взаимоотношения таких основных его частей, как человек и природа.

Мировоззренческое знание выступает как совокупность идей, взглядов, представлений о мире и о месте в нем человека.

Объектом мировоззрения выступает мир в целом. Предметом же мировоззрения является взаимоотношение мира человека и мира природы. В этом смысле мировоззрение - это не простая совокупность знаний о мире. Центр внимания в мировоззрении - вопрос о соотношении мироздания как такового с его активной, целеполагающей частью - людьми.

Духовное освоение мира имеет два уровня, отсюда и два уровня мировоззрения:

1) эмоционально-образный;

2) логико-рассудочный.

На первом уровне мир осознается человеком через перенесение на него качеств и форм человека и человеческого общества. На втором - человек осознает себя и свое общество, перенеся на себя

свойства и законы природы. К мировоззрению первого типа относятся, например, мифологическое, религиозное, художественное и т.д. Ко второму типу - философское, теологическое.

Эти уровни мировоззрения в основном различаются:

3) по степени расчлененности субъекта (S) и объекта (О) в знании. На первом уровне не проводилось резкого разграничения человека и мира: мир мыслился как продолжение человеческого «я», поэтому поиски причин явлений сводились к вопросам «кто» и «как». На втором уровне, более высоком, человек переходит к раскрытию сущностных причин, отвечая на вопрос «почему», так как уже отделяет себя от мира, видя его качественную особенность;

4) по способу (форме) существования знания. Мифология, религия, искусство, обыденное знание складываются в форме чувственно-образного знания, а знание второго уровня - абстрактно­понятийное.

В мифологическом мировоззрении мир наделялся чертами человека (активностью, целенаправ­ленностью, сознательностью), причем все проблемы осмыслялись на эмоционально-образном уровне. Формирование образов шло через ряд единичных, конкретных образов. Образ при этом понимался безусловно (поэтому, согласно мифу, мир населялся богами, кентаврами и т.п.).

В религиозном мировоззрении к мифологическому пониманию добавляется преклонение перед образами на основе идеи о том, что человек своими действиями способен умилостивить природу (обряд, культ). Поэтому религия нацелена на осуществление некоторый системы действий, носящей культовый характер в отличие от утилитарно-практического знания. Причем эта система действий опосредована произволом сверхъестественной личности.

В художественном мировоззрении образы, которыми человек наделяет природу, понимаются условно.

С развитием общества, практики появились возможность и объективная необходимость в построении более строгого концептуального объяснения мира и жизни людей в целом.

Формируется рационально-философское знание, направленное на решение глобальных вопросов о происхождении мира (земли, звезд, солнца), человека и сознания, об отношении человека к природе и другим людям.

Философия, находящаяся на втором (логико-рассудочном) уровне, характеризуется:

1) рационализированностью и системностью, т.е. основана на доказательности, а не на вере и вымысле, опирается на четкие понятия и категории, внутренне едина;

2) осознанностью проблемы человека, как части проблемы структуры мира.

Сущность философии определяется прежде всего ее мировоззренческим характером, она заключается в размышлении над всеобщими проблемами в системе «мир - человек».

Философия - это концептуализированная система взглядов на мир в целом и на отношения человека к этому миру.

Место философии в жизни человека и общества определяется двояким образом:

1) как обобщенная сущностная информация о мире в целом и отношении человека к этому миру;

2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.

Проблема мира является составной частью философского учения. Только через понятие мира, его сущности, законов развития и существования человек может познать самого себя, определить свое место в мире. Эти проблемы составляют основу онтологии - раздела философии.

Понятие мира имеет конкретно-историческое содержание, так как выражает уровень развития человека, его деятельности. Отношение здесь таково: многообразие действительности, с которой он взаимодействует, порождает и развивает многообразие его сущностных качеств; в свою очередь, многообразие человеческих сущностных сил расширяет масштабы и многообразие мира человека.

Этот процесс основан на деятельностной сущности человека. Преобразование мира является его главной характеристикой, выражением его сущности и основанием человеческого мира. Но человеческий мир состоит не только из объектов, которые он преобразует и к которым он относится как к предметам, удовлетворяющим его потребности. Мир человека включает самого человека как субъекта деятельности, его активность, его духовную жизнь, общение и отношение с другими людьми. Осмысление себя как субъекта является таким же продуктом развития общественно-исторической практики, как и осмысление мира объектов, т.е. человек преобразует, осмысляет не только среду, продуктом которой является, но и себя как субъекта деятельности. Расширяя круг объектов своей деятельности, изменяя их, человек перестраивает систему своих отношений и формы общения.

Свойства мира, отношение к нему человека закрепляются в определенных понятиях, которые составляют обобщенную модель мира, или картину мира.

В соответствии с этой моделью осуществляется деятельность и поведение людей, характерное для определенного периода социального развития и определенной культуры. Особую роль в определении мира играют те ценности, которые формируются в процессе деятельности человека, когда он оценивает объекты. Предметы природы приобретают оценочное значение только в связи с человеком. Оценивая их значимость, полезность для себя, он вырабатывает систему ценностей, которая обосновывает картину мира и служит ориентиром в преобразовательном отношении к миру.

Само понятие «мир» как мировоззренческая категория сформировалось еще в дофилософский период. Возникновение и формирование этой категории связано с практическим выделением человека из природы, его обособлением.

Но с переходом от приспособления и собирательства к деятельности, направленной на изменение и преобразование предметов природы в средство удовлетворения потребностей человека, природа не исключалась из сферы деятельности человека, а вступила в единство с ним на новой основе - социальной. Начало создаваться целостное представление о круге предметов, явлений, ценностей, о системе отношений, образующих жизненную сферу человека. Такое представление о жизнедея­тельности человека как во взаимоотношениях между людьми, так и во взаимоотношениях человека и природы воплотилось в категории «мир». Для индивида мир представляется прежде всего рамками рода, племени. Это мы обнаруживаем в мифологическом и религиозном представлении о мире как о ранних формах знания человечества.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.091 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь