Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Антропологический поворот в философии. Софисты и Сократ.




Антропологический поворот в философии – поворот вк исследованию человека и как он познает мир.

Софисты (мудрецы) появились в Греции во второй половине 5 в. до н. э. Софист означало знатока, мастера, художника, мудреца. Но софисты были мудрецами особого рода. Они учили искусству побеждать противника в тяжбах и спорах. Под софистикой стали понимать умение представлять чёрное белым, а белое чёрным. А философами их можно считать только в той мере, в какой эта их практика получала мировоззренческое обоснование. Софисты были готовы следовать за доказательством, куда бы оно их не вело. Для софистов характерно:

- критическое отношение к окружающей действительности;

- стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

- неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

- отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

- стремление доказать условность государства и права, их не­совершенство;

- восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

- субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объектив­ного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

Сократ - древнегреческий философ. Основной философский интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое человек, что такое человеческое сознание. Учение Сократа знаменует собой поворот от размышлений о мире, космосе, природе к размышлениям исключительно о человеке и обществе, в котором человек живет, от материализма к идеализму. С точки зрения Сократа строение мира, природа вещей непознаваемы; знать мы можем только самих себя. Высшая задача философии практическая: искусство жить. Знание, по Сократу, есть мысль, понятие об общем. Раскрываются понятия через определения. Сам Сократ дал образцы определения и обобщения этических понятий (например, доблести, справедливости). Определению понятия предшествовала беседа, в ходе которой собеседник рядом последовательных вопросов изобличается в противоречиях. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а беспокойство, в которое при этом ввергается ум, побуждает мысль к поискам подлинной истины.

Сократ выдвинул своеобразный принцип познавательной скромности: «я знаю, что ничего не знаю”

Известно еще такое высказывание Сократа: нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. В этом высказывании Сократа — начало идеализма и холизма (концепция, утверждающая абсолютный примат целого над частями). Получается, целое важнее части; часть однозначно должна подчиняться целому.

 

 

Философия Платона.

Платон (427 – 347 в. До н.э.) - древнегреческий философ. Идея по Платону – лишенные материального состояния, имеющие идеальную форму образцы для нашего мира.

Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

- материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

- окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

- реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

- чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

- любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);

Теория души Платона. Идея перерождения души, после смерти во что-то другое. Душа (до рождения человека) - в мире идей. В течении жизни вспоминает то, что знал до рождения.

Платон делит души людей на три категории в зависимости от того, какое начало в них преобладает: разум – наивысшая часть, умение возвыситься, страсть (воля) – дух, стремление к победе, вожделение – хотение материальных благ для себя.

1. Обладатели души разумной — это «мудрецы», философы. Они стремятся к благу государства в силу природы их души и потому главная их функция — управлять государством. Политика есть искусство спасения души, которым должны заниматься философы так как они знают высшие ценности блага и справедливости, ибо обладают разумной душой.

2. Души, в которых преобладает страсть и воля, принадлежат стражникам и воинам. Природная функция этих людей состоит в том, чтобы охранять государство, ибо для них характерны воля, сила, мужество.

3.Третий тип души — вожделенный, стремится к материальным, чувственным наслаждениям. Люди, обладающие этими душами – крестьяне, торговцы, ремесленники. Их поведение, считает Платон, следует регулировать и ограничивать в целях сохранения благоразумности в обществе.

Таким образом, Платон выстроил структуру идеального государства, где три разных слоя людей в зависимости от типа их душ выполняют присущие только им функции. Философы в таком государстве стоят на высшей ступени, управляя обществом, в то время как воины и тем более крестьяне, торговцы, ремесленники по своей душевной природе нуждаются в управлении со стороны мудрецов. Иначе говоря, Платон связывает социальные функции человека с его способностями, а надлежащее исполнение этих функций рассматривает как гарантию справедливости и гармонию в обществе. Гармоничное общество есть результат осознания и исполнения каждым из слоев и граждан своего природного и законодательного предназначения; т. е. социальная справедливость в обществе есть только тогда; когда она есть внутри каждой человеческой души, полагал Платон.

Формой идеального государства, по его мнению, может быть как монархия, так и аристократия.

Платон выделил четыре типа несправедливого государственного устройства: тимократию (власть военного сословия, или честолюбцев); олигархию (власть богатых); демократию (власть толпы); тиранию (власть тирана). Наиболее неприемлемыми для него формами власти были демократия и тирания. Демократия отвергалась Платоном в силу того, что, благодаря демократическим процессам, к власти приходят не наиболее мудрые и профессионально подготовленные люди, а субъекты, именуемые им трутнями. Подобные трутни, умеющие громко кричать и не умеющие ничего делать, есть в каждом обществе. Но в нормальном обществе их не допускают к власти и отстраняют от должностей.

 

Философия Аристотеля.

Аристотель (384-322 до н.э.) - древнегреческий философ. Считал существование материи вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, инертна и пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя - своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар — бог (или ум - перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства.

Краткие выводы, сделанные Аристотелем:

- все сущее на Земле обладает собственной материей и формой;

- изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

- реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

- потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное;

- высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

Бог – механизм движения всего в мире, но Бог не абсолютное знание, он сам к этому движется.

Свойства Бога: неподвижность, неизменность; нематериальность; влечение мира к лучшему (мыслитель).

Качества идеального человека по Аристотелю: мудрость и разумность, щедрость и умеренность.

Аристотель выделяет шесть типов государства: монархия; тирания; аристократия; крайняя олигархия; крайняя демократия; полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).

Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).

Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на вопрос о бытие, причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются: сущность (субстанция); количество; качество; отношение; место; время; положение; состояние; действие; страдание. Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность. Также согласно Аристотелю категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.

 





Рекомендуемые страницы:


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1221; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2019 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.007 с.) Главная | Обратная связь