Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия эпохи Возрождения: особенности. Философия Никколо Макиавелли и Пико делла Мирандолы.



Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

- оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);

- перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

- новое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца и бесконечности Вселенной);

- большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

- широкое распространение идеи социального равенства.

Гуманизм (от лат. humanitas — человечность) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

Никколо Макиавелли

В своих идеях опирается на следующие основные положения:

- человек обладает изначально злой природой;

- движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

- совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;

- для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация — государство;

- правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;

- правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна — промотана);

- ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;

- в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох. Идеальной формой правления по Макиавелли считается государство, в котором сочетается власть одного + власть не многих + власть народа.

Пико делла Мирандола

Его Философские идеи обосновывают достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного «я». Вбирая в себя все, человек способен стать чем угодно, он всегда есть результат собственных усилий; сохраняя возможность нового выбора, он никогда не может быть исчерпан никакой формой своего наличного бытия в мире. Пико де Мирандола попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения и создал эклектическое произведение «900 тезисов», главные идеи которого заключались в том, чтобы: возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью («четвертым миром» космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским); признать за человеком полную свободу выбора; объединить все философские учения и найти «золотую середину» путем их согласования.

 

Философия Нового времени: особенности философии XVII в. Философия Френсиса Бэкона.

XVII век открывает новый период в развитии философии именуемой философией Нового времени. Исторической особенностью данного периода было упрочение новых общественных отношений - буржуазных, это порождает изменения не только в экономике и политике, но и в сознании людей. Человек становится более свободным от влияния религиозного мировоззрения. Господствующим фактором сознания в эту эпоху становится наука, не в ее средневековом понимании, как книжное знание, а прежде всего, экспериментально-математическое естествознания; Если в Средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством, то в Новое время она главным образом опирается на науку. Поэтому на первый план в самой философии выходят гносеологические проблемы и формируются два важнейших направления, в противоборстве которых проходит история философии Нового времени - это эмпиризм (опора на опыт) и рационализм (опора на разум).

Философия Френсиса Бэкона.

Он утверждал, что чувственный опыт отражает в познании только объективно существующие вещи, (в противоположность субъективно-идеалистическому эмпиризму, который признавал единственной реальностью субъективный опыт). Провозгласил опыт главным двигателем человеческих знаний, но для приобретения новых знаний опыт, не как пассивное наблюдение, а опыт как эксперимент, посредством которого исследователь " вопрошал" природу и получал конкретные ответы. Человек представляется как познающее и действующее начало (субъект), а природа - как объект, подлежащий познанию и использованию. “Опыт” - главная категория в философии Бэкона. “Самое лучшее из всех доказательства есть опыт. Опыты в науке бывают плодоносными и светоносными, первые приносят новые знания полезные человеку, это низший вид опытов; а вторые - открывают истину, именно к ним должен стремиться ученый.

Френсис Бэкон различает 4 вида таких заблуждений или идолов. Идолы - это различного рода предрассудки, или предрасположения, которыми обременено сознание человека, идолы: рода, пещеры, рынка, театра.

Идолы рода - предрассудки нашего ума, проистекающие из смешения нашей собственной природы с природой вещей. (земля плоская) В человеческом мире законны вопросы: цель - зачем? Для чего? В природе всё подчинено действиям причин и здесь законен лишь вопрос: причина - почему?

Идолы пещеры - их источник - индивидуальные особенности восприятия отдельного человека.

Идолы рынка – мнение толпы или большинства из необходимости пользоваться словами с уже готовыми значениями. Слова способны подменить обозначаемую ими вещь и взять ум в плен.

Идолы театра - заблуждения, проистекающие из безусловного подчинения авторитету.

 

Философия Нового времени: особенности философии XVII в. Философия Дж. Локка.

XVII век открывает новый период в развитии философии именуемой философией Нового времени. Исторической особенностью данного периода было упрочение новых общественных отношений - буржуазных, это порождает изменения не только в экономике и политике, но и в сознании людей. Человек становится более свободным от влияния религиозного мировоззрения. Господствующим фактором сознания в эту эпоху становится наука, не в ее средневековом понимании, как книжное знание, а прежде всего, экспериментально-математическое естествознания; Если в Средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством, то в Новое время она главным образом опирается на науку. Поэтому на первый план в самой философии выходят гносеологические проблемы и формируются два важнейших направления, в противоборстве которых проходит история философии Нового времени - это эмпиризм (опора на опыт) и рационализм (опора на разум).

Философия Дж. Локка

Джон Локк (1632 – 1704) развил многие философские идеи Бэкона и выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии нового времени.

Можно выделить следующие основные положения философии Дж. Локка:

- мир материалистичен;

- в основе познания может лежать только опыт («нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах»);

- сознание – пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о «чистой доске», на которой записывается опыт);

- источником опыта выступает внешний мир;

- цель философии – помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;

- идеал человека – спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;

- идеал государства – государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1942; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь