Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Общая характеристика философии эпохи Возрождения.
Ренессанс 14-17вв. возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания - не религиозное, а светское знание. Преобладание городской жизни над сельской.начало новой городской цивилизации. переосмысление христианской традиции антропоцентризм. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований. Человек прежде всего природное существо, он творец себя и этим отличается от других природных существ. Он господин над самой природой, посредством творческой деятельности он не просто удовлетворяет свои нужды, он создает новый мир, творит красоту и себя. Человек и его проблемы ставятся в центре внимания. Антропоцентризм провозглашает человека центром Вселенной (что вокруг него все вертится, что не Бог главный, а Человек). Для средневекового- превосходства духа над телом, отсюда религиозная умерщвления плоти и пр. Возрождения связан с реабилитацией человеческой. отражение в искусстве. средневековый человек проявляет свою личную волю в поисках спасения души, то человек Возрождения активно самоутверждается и самовыражается в земной жизни — в политике, искусстве, науке, философии и т.д. Гуманизм связан с открытым провозглашением и оправданием стремления человека к счастью при жизни, наравне с загробным царством. человеке как источнике огромной творческой мощи. Он творец подобно богу. Пико деллаМирандола– гуманист эпохи Возрождения, который показывал, с одной стороны, несовершенство человека, а с другой, — направление, в каком он должен двигаться. Человек свободен, его свобода не ограничивается вмешательством Бога. философию - путь к «естественному» счастью. Без философии нет человека, поэтому каждый человек должен заниматься ею. Изучение философии обеспечивает приход человека к добродетели, устраняет пороки. Вновь изучению природы - натурфилософия Специфической чертой натурфилософии Возрождения является пантеизм - философское учение, отождествляющее мир и Бога. В нем христианский Бог утрачивает свой внеприродный характер, сливается с природой, которая тем самым обожествляется. Вывод: сущностьфилософии эпохи-антропоцентризм.человек-творец. Она заложила основу философии свободной от религии. Бэкон и Декарт: сенсуализми рационализм Нового времени. Главные философские интересы Бэкона сосредоточены на практике и науке. И это при том, что он — философ, литератор, политик. Бэкон резко критикует созерцательный идеал знания. Знание — сила, а сила эта выражается прежде всего в стимулировании ею человека к действию. Бэкон стремится к максимальному воссоединению философии с результатами практической деятельности человека. " Что в действии наиболее полезно, то и в знании наиболее истинно". Таким образом, знание замыкается на действии, а действие — на знании. Знания нет без науки, особенно фундаментальной, а действия, поскольку оно опирается на науку, нет без эксперимента. Бэкон — гуманист и поэтому склонен к тщательному анализу того, что действительно способствует развитию человека. Пустое морализирование, в том числе и на различные религиозные темы, в указанном смысле не плодотворно. Напротив, данные естественных наук крайне важны для развития человеческого общества и каждого человека. Поэтому, будучи философом и литератором, Бэкон развивает проблематику естественных наук. Философия Декарта (картезианство) Декарт сравнивает философию с корневой системой дерева науки, стволом которого является физика, а ветвями — прикладные науки. Реконструируем последовательно основные положения декартовской философии. Основные черты философии Декарта. 1. Постулирование исходным пунктом философии реальности мыслящего субъекта. 2. Принцип методического сомнения; интеллектуальная интуиция и следующая за ней дедукция. 3. Деление изучаемого явления на составные, мельчайшие части. 4. Восхождение от простого к сложному. 5. Поиск рационального порядка во всем. 6. Развитие концепции врожденных идей. 7. Дуалистичность: представление мира состоящим из двух субстанций. Декарт был не только философом, но и выдающимся математиком и физиком. Безусловно, развитие математики и физики в XVII в. необычайно способствовало развитию философии. В силу особой значимости физики абстрагироваться от ее влияния на философию в XVII в. нельзя. И лучше это сделать в процессе анализа трудов непосредственно тех великих ученых, которые внесли максимальный вклад в развитие новой естественно-научной картины мира. Среди них по праву числится и Декарт. Философия эпохи Просвещения. XVIII век – просвящение. Научное знание – раньше узкий круг ученых, стало распространяться.вера в мощь и силу человеческого разума, который только один и способен изменить жизнь человечества к лучшему. В деятельности просветителей важное место занимала критика религии и церкви, стимулировавшая развитие религиозного скептицизма “знание – сила”.безграничная вера в науку, в наш разум. все наши действия тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей. - “просветление умов”, просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. - XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения. Просвещение было направлено против церкви и христианства как идеологии, охранительной по отношению к феодализму. Необходимым элементом Просвещения явился, таким образом, атеизм, который, как более или менее широкое и влиятельное течение.дальнейшему отделению философии от теологии, религии и церкви. Англия – для аристократов. Франция – для всех. Идейным вождем этого начинания выступает Д.Дидро – составить энциклопедию, в которой и наука и философские взгляды. • получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира • формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс. Французские материалисты создают научную картину мира, в которой нет места богу. Вся наблюдаемая действительность, все бесчисленные тела, подчеркивали они, есть не что иное, как материя. Все явления – это конкретные формы ее существования. материя – это также и бесконечное количество элементов (атомов, корпускул), из которых образованы все тела. вечность и несотворимость всего материального мира. Причем мир этот мыслился бесконечным не только во времени, но и в пространстве. Важнейшим свойством материи они рассматривали движение. Движение определялось ими как способ существования материи, необходимо вытекающий из самой ее сущности. человек как биологический вид имеет свою историю становления (Д.Дидро). природа подчинена объективным законам и что эти законы полностью определяют все изменения в ней. Познание они определяли как процесс отражения в нашем сознании, в наших знаниях реальных явлений действительности. Касаясь общественной жизни, они доказывали, что история определяется прежде всего сознанием и волей выдающихся личностей. Они склонялись к мысли о том, что лучшее правление обществом – это правление просвещенного монарха. Подчеркивали существенную зависимость психического и морального склада человека от особенностей той среды, в которой человек воспитывается. философы XVIII века предлагают новую – общество, перед которой все индивиды равны. Причина развития общества – активность разума, стремящегося все понять и систематизировать. Философия Канта. Иммануил Кант (1724-1804) Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. По Канту мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Познание начинается с того, что “вещи в себе” воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. Это конечно материализм. Но дальше Кант - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретические знания о “вещах в себе” (ввс). Достоверное знание сущего - это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о ввс, а только знания о свойствах вещей к которым приложимы формы нашего сознания: ощущения, понятия. Вещи принципиально непознаваемы. Согласно Канту, мы познаем только явления – мир вещей самих по себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия. Кант ввел воображение в теорию познания, назвав это коперниканским переворотом в философии. Наши знания – не мертвый слепок вещей и их связей. Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса априорных логических категорий. Помощь воображения человек использует в каждом звене своих рассуждений.Человек, по Канту, – это самый главный предмет в мире. Над всеми другими существами его возвышает наличие самосознания, благодаря чему человек представляет собой индивидуальность, те личность. Из факта самосознания вытекает эгоизм как природное свойство человека. В философии Канта нравственное связано с идеей религиозного, божественного. Отрицание божественного существования, по Канту, – полнейший абсурд.В своем учении о государстве Кант развивал идеи Руссо, в частности идею народного суверенитета. Источником суверенитета он считал не народ, а монарха, отрицая право судить главу государства, который «не может поступать не по праву». Следуя идеям Вольтера, Кант признавал право на свободное высказывание своего мнения, ограничивая его, однако, необходимостью гражданского и политического повиновения властям, без чего немыслимо само существование государства.« Антропология с прагматической точки зрения», «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы